Диагностика психомоторного развития ребенка с умственной отсталостью
Елена Владимировна Смоляк
Психомоторика умственно отсталого ребенка
Двигательная сфера человека –это и есть психомоторика.
Клиницистами выявлено и описано 5 форм двигательной недостаточности:
1. Моторная дебильность (Г. Дюпре, характеризующаяся недоразвитием пирамидных систем мозга и проявляющаяся в изменении мышечного тонуса во время движения (паротония, усилении сухожильных рефлексов, синкинезиях, неловкости волевых движений;
2. Двигательный инфантилизм (А Гамбургер, в основе которого лежит задержка угасания некоторых рефлексов, свойственных периоду раннего детства; позднее развитие сидения, ходьбы, бега, наличие сопутствующих атетоидных движений в руках и ногах;
3. Экстрапирамидная недостаточность (К Яков) с резким ослаблением, обедненностью мимики и жестов, защитных и автоматических движений, их ритмичности;
4. Фронтальная недостаточность (М. Гуревич) с малой способностью выработки двигательных формул; обилием движений при их непродуктивности и бесцельности, плохим активным вниманием, недоразвитием речи при относительно хорошем ее понимании;
5. Мозжечковая недостаточность (А. Валлон) с асенергиями, расстройствами статики, гипотонией мышц, недостаточностью движений (дисметрией).
При обследовании моторики людей с легкой уо (F 70) по тестам Н. И. Озерецкого в 29 % случаев выявлено нормальное развитие движений, отставали в развитии моторики 53 % обследованных.
Особенности моторики уо
-сила, быстрота движений, выносливость у уо детей развиты хуже, чем у здоровых сверстников во всех возрастах;
-кинестетическая чувствительность снижена.
Методы исследования психомоторики
Для исследования моторики людей с нестандартным психофизическим развитием наибольшее признание получила методика Н. И. Озерецкого.
Она представляет собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движения: статической координации, динамической координации, быстроты движений, ритма, излишних сопровождающих движений (синкинезий, одновременности движений и их силы.
Предварительно до тестового обследования моторики проводится неврологическое, им выявляются формы двигательной недостаточности.
При обследовании моторики уо людей следует обращать большое внимание на тонкую моторику, так как ее недостаточность выступает именно при умственном недоразвитии. Лучшей моделью исследования тонкой моторики являются действия руки, проекционные зоны которой в коре головного мозга занимают наибольшую площадь.
Для этого проверяют:
-изолированные движения отдельных пальцев;
-серию пальцевых движений.
При обнаружении недостаточности тонких ручных операций следует проверить речевые функции.
Диагностическая схема обследования моторики
(Е. И. Бондаревский, А. Н. Моторин, М. В. Серебровская, Н. И. Озерецкий)
1. Тест на статическую координацию движений (исследовательская функция статического равновесия)
И. П.: стойка на одной ноге, другая нога согнута и касается стопой коленного сустава первой ноги, бедро отведено кнаружи, руки на поясе, глаза закрыты.
2. Тест на динамическую координацию.
Из И. П. с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, совершить прыжок на 360 без потери равновесия при приземлении и с сохранением исходной позы.
3. Тест на скорость движения тела (динамическая координация всего тела) позволяет судить о быстроте, ловкости движений.
И. П.: руки опущены, ноги вместе. По команде лечь на пол вниз лицом, руки согнуть перед грудью, затем быстро подняться и принять и. п.
Переход из вертикального положения в горизонтальное и наоборот совершается трижды.
4. Тест на ручную скорость выявляет быстроту манипуляций мелкими предметами, ручную умелость.
В спичечной коробке лежат 12 белых и красных палочек (спичек, затем 12 красных палочек раскладывают точно по черным линиям, начерченным на белом картоне.
5. Тест на ритмичность движений. Испытуемому предлагают выстукать по несколько ритмических комбинаций с постепенным усложнением:
|-|| |-|| |-|| (один удар – два удара)
|||-| |||-| |||-| (три удара — один удар)
6. Тест на одновременность движений.
И. П.: руки прямые, вытянуты перед грудью. Испытуемый одновременно сжимает в кулак правую руку и разжимает левую, затем наоборот.
7. Тест на двигательную память.
Испытуемый стоит напротив экспериментатора и повторяет за ним ряд последовательных движений, отставая на одно движение (руки вперед, вверх, в стороны, вниз).
8. Тест на координацию движений и двигательную память.
И. П.: руки опущены, ноги вместе. По команде испытуемый поднимает правую руку вверх, левую в сторону, правую ногу сгибает в колене, затем меняет положение конечностей – левую руку вверх, правую в сторону, левую ногу сгибает в колене. Далее испытуемый должен поднять правую руку вверх, правую ногу вытянуть вперед, левую руку поднять вперед, и наконец – левую руку вверх, левую ногу и правую руку – вперед.
9. Мимический тест. Пятикратное попеременное закрывание правого и левого глаза.
10. Тест на мышечную силу.
Измеряется динамометром суммарная сила сгибателей и разгибателей рук.
11. Тест на статическую выносливость. На динамометре испытуемый должен достигнуть усилия в 50 % от максимального и удерживать его возможно дольше.
12. Тест на динамическую координацию движений. Испытуемый должен без помощи рук сесть на пол и снова встать.
ЗАДАНИЯ даются испытуемому в виде словесной инструкции и показа. Чтобы убедиться в том. Что испытуемый понимает инструкцию, предлагаются 1-2 пробные попытки. Затем дважды регистрируется выполнение теста.
Кроме этой основной методики обследования, для более полного суждения о моторике испытуемых можно использовать другие тесты.
Например: продевание шнурка в отверстия дощечки (10: 10 см) с 20 отверстиями по 5 в ряд.
Для углубленного исследования одного двигательного акта можно использовать модель прыжка.
Различные варианты выполнения прыжков характеризуют преимущественную деятельность разных уровней ЦНС.
1. Стояние на носках с открытыми глазами, до вестибулярной нагрузки (кружение на месте) и после нее.
Тест выявляет деятельность рубоспинального уровня организации движений, а стояние на носках составляет первоначальную фазу любого прыжка.
2. Подпрыгивание на месте, с перемещением вперед-назад, вправо-влево, на 2-х ногах, на одной ноге.
3. Руки на пояс, прыжок с поворотом на 360.
4. Прыжок с хлопком руками по пяткам. Прыжок, во время которого нужно трижды хлопнуть в ладоши перед грудью.
5. Прыжок в длину с места.
6. Прыжок со скакалкой.
7. Прыжки через скакалку: вперед, назад, боком.
8. Прыжок на точность в очерченный круг.
9. Прыжок на 180 с одновременной ловлей мяча при приземлении.
10. Прыжок с координацией движения рук (руки вверх, ноги в стороны и наоборот).
11. Прыжки на месте с одновременным проговариванием стихотворения.
Применяемая методика исследования выявляет качественные нарушения психомоторики людей с легкой уо.
Особенности моторики детей и подростков с легкой уо
При обычном клиническом обследовании детей с легкой умственной отсталостью двигательные расстройства, как правило, не обнаруживаются.
Основным методом исследования их моторики является метод двигательных тестов.
Дети с легкой уо визуально не имеют двигательной недостаточности: грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Люди с легкой уо полностью обслуживают себя, владеют бытовыми навыками в зависимости от возраста. Из-за неумения осмыслить задание наблюдается замедленность движений. Подростки с легкой уо не могут прикладывать длительные физические усилия, поэтому соревнования среди них должны проводится только по бегу на короткие дистанции, прыжкам в длину и высоту, по бегу на коньках, игре в волейбол.
Качественные показатели компонентов движений, полученные при тестовом обследовании детей и подростков с легкой уо, можно свести к следующим позициям:
1. Статистическая выносливость в младшем школьном возрасте у олигофренов в ст. дебильности лучше, чем у их здоровых сверстников. С возрастом у них намечается тенденция к снижению выносливости, в то время, как у здоровых наблюдается обратная зависимость. К 15-16 годам показатели выносливости у тех и у других выравниваются.
2. Скорость движения тела у людей с легкой уо и у здоровых в 9-10 лет примерно одинакова. В последующие годы, с 11 до 14 лет, показатели скорости движения тела у уо ухудшаются, а у здоровых улучшаются.
3. Статическая координация у уо в 9-10 лет лучше, чем в последующие годы. У здоровых самые высокие показатели бывают в 11-12, в 13-14 лет наблюдается их снижение с подъемом в 15-16 лет.
4. Ручная скорость почти одинакова у тех и у других во всех возрастах, только к 15-16 годам наблюдается сдвиг в сторону увеличения скорости у подростков с легкой уо.
Коррекция психомоторных расстройств
Двигательные расстройства у людей с легкой уо без коррекционного воздействия сглаживаются недостаточно.
Коррекция психомоторных расстройств детей и подростков с легкой уо должна основываться на особенностях их двигательной патологии.
В патогенезе двигательной недостаточности при уо следует учитывать нейродинамические нарушения, вызывающие очаги патологического торможения ЦНС.
Поэтому в коррекции моторных нарушений определенная роль отводится лекарственной терапии, особенно медиаторам (возбудителям) нервной системы. Применение медиаторов целесообразно даже при отсутствии паретических и дистонических явлений.
Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленить структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие «контингенты движений» того или иного церебрального уровня.
При церебральных параличах основным методом коррекции является ЛФК, направленная на исправление контрактур, неправильных поз, вызванных параличами парезами, нормализацию мышечного тонуса и тренировку мышечных групп.
При уо этот метод вспомогательный, применяющийся по показаниям.
Переход к коррекции психомоторики умственно отсталых должен опираться на другие способы физического воспитания.
При обследовании детей с легкой уо иногда встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса. Клинически это выражается в повышении или снижении тонических рефлексов, что ведет к застыванию ребенка в неудобной позе или невозможности удержать конечность в определенном положении.
Совершенствование деятельности этого уровня организации движений осуществляется развитием статической выносливости, равновесия, способности удерживать позу после сбивающего воздействия кружения.
1. Самый удобный снаряд для упражнений в равновесии- гимнастическая скамейка. Упражнения на ней можно выполнять при различном ее положении – стоящей на полу, приподнятой над полой, перевернутой. По параллельно поставленным скамейкам, держась за руки, дети ходят попарно. Эту ходьбу можно усложнить одновременными движениями рук. Упражнения на развитие равновесия более, чем другие, связаны с эмоциональным состоянием, чувством страха, тревоги, боязни. Поэтому тренировка в этих упражнениях не только освобождает детей от излишней мышечной «закрепощенности», делая движения свободными, но и воспитывает уверенность, способность подавлять страх высоты, увеличивает порог раздражения вестибулярного аппарата.
2. Ходьба по рейке скамейки с одновременными движениями рук с пением, проговариванием текста (стихи, таблица умножения) будет характеризовать уже высокий уровень развития психофизических качеств у детей, высокую степень взаимодействия между движениями и речью.
Недостаточность уровня синергий выражается в бедности защитных, вспомогательных, выразительных, мимических, пластических движений. Наиболее адекватным методом коррекции синергической недостаточности являются музыкально-ритмические занятия.
Музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое, радостное настроение, воспитывает активное внимание и торможение.
Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, улучшают психические процессы: запоминание, автоматизация двигательных актов, сокращается число ошибочных ответов.
Главное в оценке ритмических упражнений – способность занимающихся к быстрому выполнению неожиданных заданий, а не совершенствование и автоматизация движений. Скорость движения подчиняется характеру музыки.
Помимо музыкально-ритмических занятий, коррекция недостаточности уровня синергий осуществляется гимнастическими и акробатическими упражнениями, направленными на развитие гибкости, укрепление мышц туловища. Полезны лазание через препятствия, перешагивания, упражнения с партнером. В упражнениях следует использовать различные предметы: веревки, мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, набивные мячи, мешочки с песком и др.
Упражнения должны выполняться с необходимым мышечным напряжением. Проверить правильность мышечного напряжения помогают упражнения типа акробатических прыжков, при которых мышечное соответствие приводит к неудаче.
Но, так как прыжки длятся 1-2 секунды, лучше использовать упражнения на равновесие на высоте с уменьшенной опорой. Неустойчивое положение тела ведет к изменениям напряжения мускулатуры, мышечному «мусору»
Это вызывает падение или спрыгивание с опоры. Удачное выполнение упражнений с включением в них речевого сопровождения, песен свидетельствует о верном мышечном состоянии, самообладании и контроле.
Мышечное напряжение хорошо контролируется в парных упражнениях.
Упражнение «переноса партнера» оказывает разностороннее воздействие на организм.
При сочетании упражнений с проговариванием стихов и пением улучшается координация движений у детей, плохо чувствующих музыкальный ритм. Совершенствуются речедвигательные и вокально-двигательные координации.
При мышечной скованности человек не может свободно говорить и, тем более, петь. Следовательно, когда упражнения сопровождаются речью или пением, снимается мышечное напряжение (синкинезии, скованность движений.
Осмысленное произношение текста, стихов настолько загружает сознание, что движения начинают выполняться полуавтоматически, становятся пластичными.
Для успешного проведения коррекционно-компенсаторной работы с детьми, имеющими легкую уо следует руководствоваться следующими методическими советами:
1. Залог успеха занятий в их доступности. Следует предлагать упражнения не слишком легкие и не слишком трудные. Когда упражнение усвоено, можно дать более трудное задание.
2. Перед ребенком надо ставить конкретные задачи по выполнению двигательного упражнения. Такое выполнение упражнений развивает целенаправленность деятельности.
3. упражнения должны выполняться разнообразно: то быстро, то медленно, то с паузами (перерывами, то непрерывно. Одни и те же упражнения следует выполнять с большими, средними и малыми амплитудами с одновременным изменением темпа. Это способствует развитию эмоциональной подвижности.
4. Нужно добиваться сначала практического усвоения действия в целом, а потом работать над его совершенствованием.
Источник
Диагностика детей с ТУО
Тяжелая степень умственной отсталости (если применять старые названия — это переходная стадия от имбецильности к идиотии): IQ = 34—20.
Основное отличие от умеренной степени — практически полное отсутствие речи, хотя понимание элементарных просьб («встань», «ешь», «пойдем гулять») возможно. Уход за собой принимает самые примитивные формы: есть руками, подставить руки под воду. В отличие от наиболее выраженной глубокой степени умственной отсталости больные отличают съедобное от несъедобного, обладают чувством высоты и глубины.
Имбецильность, за международной классификацией, разделяется на легкую и выразительную.
Выразительная имбецильность (тяжелая умственная отсталость) даже при отсутствии параличей и парезов сопровождается грубым недоразвитием двигательной сферы, которая независимо от возраста ребенка оказывается в нарушении и слабости статичной и проворной функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Дети не умеют бегать и прыгать, им трудно переключаться из одного движения на другой. Дифференцированные движения пальцев и рук во многих из них являются невозможными, что является иногда непреодолимым препятствием для формирования навыков самообслуживания.
Грубое нарушение внимания оказывается в неустойчивости, отсутствию ее активной формы. Дети реагируют лишь на яркие предметы. При этом даже такая реакция является очень непродолжительной. При выразительной имбецильности часто случаются аномалии развития органов ощущений и функциональные расстройства анализаторов. Восприятие характеризуется поверхностностью и неспецифичностью. Хорошо известны ребенку предметы, что ее окружают, она различает удовлетворительно, а вот незнакомые явления не вызывают ориентировочной реакции.
Следствием недиференцированности восприятия является отсутствие анализа, сравнения. Память детей с тяжелой умственной отсталостью отличается очень малым объемом и значительными искажениями при воссоздании.
Мышление детей с тяжелой умственной отсталостью является конкретным, хаотическим и бессистемным. Иногда такие дети могут осуществить элементарное обобщение, например, благодаря специальной учебе объединить реальные предметы в группы (мебель, одежда, животные). Оперировать абстрактными понятиями, передать содержание даже самой простой сюжетной картинки они не могут. Некоторые из них овладевают порядковым счетом предметов.
Типичными чертами личности детей с тяжелой умственной отсталостью являются отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всем окружающим раздражителям, которые привлекают внимание, тенденция к наследованию и воссозданию старых заученных штампов. Эмоциональные реакции являются однообразными, окоченевшими и недифференцированными. (Выступление на ПМПК: «Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», Костючик Т.С. , г. Краснокамск, 2012)
Схема наблюдения (беседы)
Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их.
VII. Особенности личности. Как проявляет себя в игровой, учебной деятельности. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви.; склонность вредить, обижать других и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п.
Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности.
Наблюдение в процессе диагностики
Середина диагностики
Окончание диагностики
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога (0-не выполняет, 1- выполняет не полностью, 2- выполняет полностью)
· использование по назначению учебных материалов (0- использует по назначению, 1- использует по назначению частично, 2- использует по назначению)
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию(0-не выполняет, 1- выполняет не полностью, 2- выполняет полностью)
МЕТОДИКИ
Выявление уровня развития тонкой моторики
1.Складывание листа бумаги вчетверо (после показа + вместе со специалистом)
Стимульный материал: два листа А4 (для ребенка и специалиста)
Инструкция: Смотри. Берем лист бумаги. Складываем его пополам и еще пополам. Делаем вместе!
Оценка:
0- низкий уровень — не складывает.
1- средний уровень — выполняет задание (не полностью или с помощью специалиста).
2– высокий уровень — выполняет задание полностью или с незначительными ошибками.
2. «Один, два, три…»
Инструкция: Смотри внимательно! (специалист поднимает один палец и говорит «один», второй – «два», третий — «три»- правой и левой рукой). Делаем вместе! (ребенок вместе со специалистом выполняет задание – 3-5 попыток).
Оценка:
0-низкий уровень-ребенок не выполняет задание, движения плохо дифференцированы.
1-средний уровень- ребенок выполняет задание с ошибками или только 1 рукой.
2-высокий уровень-ребенок выполняет задание полностью или с незначительными ошибками.
Выявление уровня развития общей моторики
1.Инструкция: Смотри и повторяй за мной. Поднимай руки вверх (обе) — опускай. Поочередно – левую и правую — опускаем. Подними правую ногу, левую ногу.
Оценка:
0-низкий уровень-ребенок не выполняет задание, движения плохо дифференцированы.
1-средний уровень — ребенок выполняет задание с ошибками или с помощью специалиста.
3-высокий уровень- ребенок выполняет задание полностью или с незначительными ошибками.
Эмоционально-волевая сфера
1.Наблюдение — бланк заполняется после диагностики, оценка поведения на протяжения всей диагностики.
Выявление уровня развития речи (понимание обращенной речи)
1.Понимание обобщающих понятий: игрушки, одежда, посуда.
Стимульный материал: три группы предметов – 1.Посуда (чашка, ложка, тарелка). 2. Одежда (шорты, футболка, носки) 3. Игрушки (кукла, машинка, мяч)
Инструкция: «Покажи посуду, одежду, мяч»
0 – низкий – ребенок не показал, ни одного группы предметов.
1- средний — ребенок показал 1-2 группы предметов с ошибками или помощью специалиста.
2- высокий — ребенок показал 3 группы предметов самостоятельно или с незначительными ошибками.
2.«Покажи животное»
Стимульный материал: лист А4 с изображением собаки, кошки, коровы, поросенка, птицы.
Инструкция: Мы с тобой приехали в деревню. И около нашего дома гуляют различные животные. Давай посмотрим, кто именно. Покажи: собаку, кошку (кису), поросенка (хрюшку), корову, птичку.
Оценка:
0 – низкий – ребенок не показал, ни одного животного.
1- средний — ребенок показал 1-3 животных (возможны ошибки).
2- высокий — ребенок показал 4-5 животных.
Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)
1.Копиррование горизонтальной линии, вертикальной линии, креста.
0 – низкий – не проводит ни одной линии.
1- средний — ребенок проводит 1 или 2 линии (возможна подсказка специалиста).
2-высокий — ребенок проводит обе линии и крест (возможна подсказка взрослого).
2.Выбор самого большого шара из трех предложенных.
0 – низкий – не выбирает.
1- средний – выбирает из 2х шаров или с подсказкой специалиста.
2-высокий — ребенок самостоятельно выбирает самый большой шар.
(Данное задание повторятся после выполнения последующих, оценивается память)
3. Складывание пирамидки (начиная с 3 колец).
Инструкция: «Делай как я!»
Оценка:
Координация (подчеркнуть): нарушена, слабо нарушена, не нарушена.
Мышление:
0 – низкий – ребенок не выполняет задание.
1- средний – ребенок выполняет задание частично или с помощью специалиста.
2-высокий — ребенок выполняет задание самостоятельно или с незначительными ошибками.
4.Соотношение реального объекта и изображения
Стимульный материал: изображение на формате А4 чашки, куклы и мяча. Три предмета: чашка, кукла, мяч.
Инструкция: «Покажи, где чашка!» (предметы предлагаются по очереди).
Оценка:
0 – низкий – ребенок не выполняет задание.
1- средний – ребенок выполняет задание частично или с помощью специалиста.
2-высокий — ребенок выполняет задание самостоятельно или с незначительными ошибками.
5
Источник