Диагностика психомоторного развития ребенка раннего возраста

ДИАГНОСТИКА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Вводные замечания. При психологическом обследовании детей нередко можно определить явные или скрытые нарушения речи. В связи с этим возникает необходимость диагностики, которая обеспечивала бы возможность проведения эффективных профилактических мероприятий или своевременной коррекционной работы специалиста – логопеда или психолога. Диагностируя речевые нарушения, следует иметь в виду, что они могут быть обусловлены как органическими поражениями, так и функциональными расстройствами центральной нервной системы, речедвигательного и речеслухового ее отделов.

Цель занятия. Выработка навыков обследования детей для выявления наиболее распространенных нарушений речи.

Дислалия – нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально-психологических условий.

«Стертая» дизартрия – нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью и ограниченностью объема движений артикуляторов. Кроме нарушения звукопроизношения при «стертой» дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса (глухость, носовой оттенок).

Открытая ринолалия – нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого неба. Звукопроизношение характеризуется большим своеобразием. Неполноценность нёбно-глоточного затвора приводит к гипертрофии корня и задних отделов языка и к образованию согласных звуков в гортанно-глоточной области со специфическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.

Диагностика указанных речевых нарушений должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.

Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования.

Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов.

  На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить его к себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищами, воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта). Все полученные данные заносятся в протокол обследования.

На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой:

  1. Губы: в пределах нормы, боковая расщелина – односторонняя, двусторонняя.
  2. Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.
  3. Прикусы: прогнатия – выдвинутая вперед верхняя челюсть, проге-ния – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус – искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.
  4. Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).
  5. Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина.
  6. Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.
  7. Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.

В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).

На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тре-мор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий.

  1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки – втянуть их.
  2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как «маятником».
  3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры.
  4. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук «а». При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.

При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.

Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему:

  1. Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
  2. Объем движений: полный, неполный.
  3. Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
  4. Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
  5. Наличие сопутствующих движений (указать какие).
  6. Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
  7. Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции:

больше (или меньше) 3 с.

На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

По результатам IV этапа обследования – состояние звукопроизношения – необходимо составить заключение по следующей схеме:

  1. при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
  2. в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
  3. нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, р’, л, л’) (значок «’» соответствует мягкому варианту звука). Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.

Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи:

  1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: «Покажи, где висит картина», «Подними правую руку».
  2. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина), «Что проехало?» (трамвай), «Кто смеется?» (девочка), «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
  3. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».
  4. Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем: ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за; мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза; «семь машин на шоссе», «пастушок быстро шел», «висел железный замок», «ручное зеркало упало».
  5. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:

а) определить, есть ли звук «с» в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;

б) определить количество звуков в слове и место звука «с» в словах: сок, оса, нос;

в) составить слово из звуков: с, т, о, л; к, а, р; р, а, ш;

г) придумать слово на заданный звук: с, ш, л, р;

д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых

начинаются на определенный звук.

В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован).

Обработка результатов. Материалы обследования обобщаются для постановки окончательного диагноза. Для выявления причинной обусловленности отклонений в речи ребенка характер нарушения звуков сопоставляется с данными особенностей строения и моторики артикуляторного аппарата, а также соотносится с состоянием слуха и фонематического восприятия. С учетом анамнестических данных определяются вид нарушения (дислалия, «стертая» дизартрия, открытая ринолалия), форма нарушения (моторная, сенсорная, сенсомоторная, механическая), объем и степень нарушения разных фонетических групп звуков.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя, отчество________________________________________________

Дата__________________________________Возраст________________________

Диагностика периферических нарушений речи

I этап

Общие анамнестические данные_________________________________________

Психическое и физическое состояние, особенности поведения_______________

_____________________________________________________________________

Эмоциональные проявления, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми__

_____________________________________________________________________

Стремления, интересы__________________________________________________

_____________________________________________________________________

Особенности психомоторного развития___________________________________

Речевая среда и особенности речевого развития____________________________

____________________________________________________________________

Заключение__________________________________________________________

II этап

Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата:

губы________________________________________________________________

зубные ряды, прикусы_________________________________________________

нижняя челюсть ______________________________________________________

твердое нёбо_________________________________________________________

мягкое нёбо__________________________________________________________

язык________________________________________________________________

заключение__________________________________________________________

____________________________________________________________________

III этап

Движения в артикуляторном аппарате (наличие, точность, объем, темп):

губы_________________________________язык___________________________

нижняя челюсть______________________________________________________

мягкое нёбо__________________________________________________________

задняя стенка глотки__________________________________________________

Состояние артикуляторов (тонус, длительность удержания заданного положения, способность к переключению):

Губы______________________________язык______________________________

нижняя челюсть______________________________________________________

мягкое нёбо__________________________________________________________

задняя стенка глотки__________________________________________________

Особенности мимики и тонуса лицевых мышц_____________________________

____________________________________________________________________

Сопутствующие движения (наличие, особенности)_________________________

Состояние общей моторики_____________________________________________

Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________

IY этап

Звукопроизношение изолированных звуков и звуков в составе слов. (Результаты исследования внести в таблицу, пользуясь следующими условными обозначениями: + – правильное произношение, – – отсутствие звука, = – замена звука, вместе с условным знаком указывается и замещающий звук,  – искажение звука.)

Условие произнесения звука

Звук

ш

ж

ч

щ

с

с’

з

з’

ц

л

л’

р

р’

Изолированно

В начале слова

В середине слова

В конце слова

Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________

Y этап

Состояние слуха______________________________________________________

Дифференциация неречевых звуков______________________________________

Понимание речи и слуховая память______________________________________

Слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками_______________

____________________________________________________________________

Фонематический анализ и синтез________________________________________

Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________

Общее заключение: диагноз и его обоснование. Рекомендации_______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рисунки предметов для исследования звукопроизношения

Источник

Наталья Долгополова
Методика и анализ развития психомоторики

Педагог – психолог Н. А. Долгополова

Адаптированная методическая технология

«Развитие психомоторики в группах раннего и дошкольного возраста»

Содержание

1. Пояснительная записка…. 2

2. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста (диаграммы…3

3. Анализ психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста (справка…6

4. Методика обследования психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста…8

5. Карта достижений дошкольника в развитии двигательной сферы….11

6. Методическое обеспечение ….…. 11

Формирование здорового образа жизни, психофизическое развитие детей – одна из основных задач решаемых в нашем детском саду. И этот приоритет может быть сформирован и воспитан с детства. Исследования показывают, что дети 2-го тысячелетия отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения. Поскольку большинство факторов риска, определяющих становление здоровья, являются характеристиками связанными с образом жизни человека, корни развития этих факторов находятся в детском возрасте. Причина столь раннего их возникновения связана с приобретением привычек питания, движения и многих других в раннем периоде жизни человека – детства.

Проводя инновационную деятельность по формированию и развитию культуры здоровья детей дошкольного возраста и повышения качества образования в процессе ППМС – сопровождения, развитие психомоторики в нашем детском саду отслеживается, развивается, корректируется начиная с раннего возраста до перехода в школу. Инновационная деятельность осуществляется под руководством кандидата биологических наук СурГУ В. А. Вишневского. Работая вместе, мы определились в том, что родители любого ребенка должны знать примерные нормы психомоторного развития детей с рождения до поступления в школу, т. к. уровень психомоторного развития ребенка является показателем хода процессов созревания ЦНС, от чего в итоге зависит способность ребенка получать знания и оперировать ими. Данные полученные в результате обследования детей сообщаются родителям на консультациях, собраниях с элементами тренинга. Педагоги проводят индивидуальную работу в группах по проблемным направлениям развития психомоторики на свой возраст.

Для исследования и коррекции развития психомоторики детей наибольшее признание у нас и за рубежом получила методика Н. И. Озерецкого, несколько модифицированная в США. Методика Н. И. Озерецкого представляет собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движений, ритма, излишний сопровождающих движений (синкинезий, одновременности движений и их силы, и недостаточность развития тонкой моторики выступает именно при умственном недоразвитии. Поэтому цель нашей работы с детьми раннего возраста и дошкольного возраста — выявление патологии на раннем этапе развития с последующей коррекцией, а профилактикой и являются данные упражнения.

МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»

Анализ

результатов развития психомоторики дошкольников

на конец учебного года

Дата: апрель – май 2015г.

Группы: № 2,3,4,5,6,7,8,10,11,12,13,14,15,16 — дошкольные Возраст: 3 – 7лет

Количество детей – 368, что составляет 81% детей посещающих МБДОУ

Цель:

выявление реального уровня развития психомоторики детей;

степень его соответствия возрастным нормам;

определение отклонений и недостатков физического и нервно — психического развития детей;

прогнозирование особенностей развития ребенка;

подбор оптимального содержания развивающих упражнений;

подбор средств и приемов адекватного педагогического воздействия;

Количественный анализ результатов показал:

Младший возраст — 3 — 4 г. — обследовано –136 детей:

— Норма развития – 128 ребенка — 94 %;

— Профилактические занятия – 22 ребенка;

— Индивидуальные занятия – 8 детей – 6 %.

Средний возраст — 4 — 5 лет – обследовано –81 ребенок:

— Норма развития – 76 детей – 94 %;

— Профилактические занятия – 13 детей;

— Индивидуальные занятия – 5 детей – 6 %.

Старший возраст 5 — 6 лет – обследовано –78 детей:

— Норма развития – 75 детей – 96 %;

— Профилактические занятия – 11 детей;

— Индивидуальные занятия – 3 детей — 4 %

Подготовительные группы 6 — 7 лет – обследовано –73 ребенка:

— Норма развития – 73 ребенка – 100 %;

— Профилактические занятия – 20 детей;

— Индивидуальные занятия – 0 детей – 0 %

Качественный анализрезультатов выявил основные направления индивидуальной и профилактической работы:

1.Младший возраст:

моторика рук;

мелкая моторика пальцев;

статистическое равновесие;

координация движений;

автоматизация движений.

2.Средний возраст:

мелкая моторика рук;

мелкая моторика пальцев рук;

автоматизация движений.

3.Старший возраст:

статистическое равновесие;

мелкая моторика пальцев рук;

4.Подготовительные группы:

динамическое равновесие;

статистическое равновесие;

общее психомоторное развитие.

Недостаточный уровень развития моторики рук, мелкой моторики пальцев отражает «включенность» педагогов в развивающий процесс. 6

Анализ выполненных тестовых заданий дает информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития. Каждый год свои результаты, зависящие от состояния здоровья детей, отношения к здоровому образу жизни семьи, педагогических усилий воспитателей.

Рекомендации:

Продолжать проводить в игровой или соревновательной форме упражнения на развитие психомоторики детей, используя вариативность.

Оценка психомоторного развития дошкольников

2014 — 2015 учебного года

Группа Высок. ур. Норма+профил. Поток Индив-я работа Профилакт.

Младшая № 8

27 23 25

136

детей 2 2

Младшая № 5

29 25 29 0 4

Младшая № 12

26 19 24 2 5

Младшая № 10

28 21 27 1 6

Младшая № 11

26 18 23 3 5

Итого:

106 128 8 22

Средняя № 4

27 24 27 81

ребенок 0 3

Средняя № 13

27 20 24 3 4

Средняя № 15

27 19 25 2 6

Итого:

63 76 5 13

Старшая № 2

26 19 24

78

детей 2 5

Старшая № 7

26 25 25 1 0

Старшая № 14

26 20 26 0 6

Итого: 64 75 3 11

Подготовит. № 3

25 19 25

73

ребенка 0 6

Подготовит. № 6

23 22 25 0 3

Подготовит. № 16

24 12 23 0 11

Итого: 53 73 0 20

Вывод: 286 – 78% 352 – 96 % 368 — 100 % 16 – 4 % 66

Методика обследования психомоторного

развития детей раннего и дошкольного возраста

Диагностика развития двигательной сферы

на 3 года

Общая моторика

Статистическая и динамическая координация определяется по следующим параметрам:

1 год – самостоятельная ходьба;

1,5 — 2 года:

Динамика — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень;

Автоматика — перешагивает через препятствие на полу;

Статика — встает на лавку 20 см. от пола;

2,5 года:

Динамика — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой;

Автоматика — перешагивает через несколько препятствий;

Статика — нагибается за предметом;

3 года:

Автоматика — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой

12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку;

Динамика — подпрыгивает на двух ногах без поддержки,

Статика — стоит на одной ноге в течение 10 сек. с открытыми глазами.

Мелкая моторика (на 3 года)— одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 рублей по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений: ребенку (3-х лет) предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу.

Отмечается наличие (или отсутствие) синкинезий.

Оценка психомоторного развития дошкольника

задания для детей 4 лет

1-е задание На оценку функции равновесия.

— исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носк. левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища.

— необходимо сохранить данную позицию в течение 15 сек. с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.

2-е задание На оценку координации («Пальчик с носиком здороваются»)

После предварительного показа ребенку предлагают закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:

а) кончика носа; б) мочки левого уха;

Задание повторяется в той-же последовательности и для другой руки.

— Если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствия возрастной норме развития.

3-е задание На оценку тонкой моторики руки «Уложи монетки в коробку»)

— На расстоянии 5 см. от коробки раскладываются в беспорядке 2% монет (диаметром 2 см.)

— По сигналу восп. ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

-Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Время выполнения ведущей рукой – 15 сек. Для второй руки – 20 сек.

4-е задание На оценку тонкой моторики рук. («Нарисуй пальчиками кружочки»)

— В течение 10 сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположных направлениях.

— Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.

5-е задание На оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»)

— Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться): сначала правую руку, затем левую руку, затем обе руки.

— При этом следует отметить наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение мышц лица, открывание рта, и т. д., которые указывают на низкий уровень коррекции произвольных действий.

Оценка психомоторного развития дошкольника

задания для детей 5 лет

1-е задание На оценку функции равновесия.

— Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках с закрытыми глазами. Для детей этого возраста 10 сек.)

2-е задание На оценку тонкой моторики пальцев («Скатай шарики»)

— Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5х5 см.

— Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует.

— Для ведущей руки норма 15 сек., для второй 20 сек.

3-е задание На оценку пространственных двигательных автоматизмов и функции равновесия.

— Ребенку предлагается преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене, сохраняя прямолинейность движения. Отклонение от воображаемой прямой должно быть не более 50 см.

4-е задание На оценку моторики рук. («Смотай колобок»)

— Ребенку предлагается намотать нитку (2 м.) на катушку.

— Для ведущей руки норма 15 сек; для второй – 20 сек.

5-е задание На оценку тонкой моторики пальцев рук.

— На столе лежит 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них.

По сигналу воспитателя ребенок укладывает одновременно двумя руками спички в две коробки.

— Время выполнения задания ограничивается — 20 секунд.

Оценка психомоторного развития дошкольника

задания для детей 6 лет

1-е задание На оценку статистического равновесия.

— В течении 10 сек. ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 900

После 30 сек. отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.

2-е задание На оценку точности и координации движений

— Ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см. с расстояния 1,5 м. (диаметр мяча 8 см.)

3-е задание На оценку тонкой моторики рук.

— Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки.

Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй 45 сек.

Оценка психомоторного развития дошкольника

задания для детей 7 лет

1-е задание На оценку статистического равновесия.

— Ребенку предлагается в течение 10 сек. сидя на корточках и носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками сохранить равновесие.

2-е задание На оценку динамического равновесия.

— Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м. прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком коробок спичек. Расстояние от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.

3-е задание На оценку общего уровня психомоторного развития

— Ребенку предлагается пробежать 5 м. до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить его пополам; затем вернуться назад в исходное положение.

Время выполнения задания 15 сек.

Анализ выполнения тестовых заданий позволяет собрать точную информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития.

Литература:

1. Н. О. Озерецкий «Методика оценки психомоторного развития дошкольников» С-Пет. 2001г.

2. Н. А. Рычкова «Поведенческие расстройства у детей». Москва. 1998г.

3. Т. Д. Марцинсковская «Детская практическая психология» С-Пет. 2000г.

Источник