Диагностика психологического развития ребенка младенческий и ранний возраст
Безусловные рефлексы. Сосательный и глотательный рефлекс. Они относятся к основным физиологическим рефлексам новорожденных, которые обеспечивают физическое выживание ребенка в мире. Отсутствие сосательного рефлекса у новорожденного свидетельствует о поражении центральной нервной системы. Хватательный рефлекс. Во время прикосновения к ладони ребенка этот безусловный рефлекс проявляется у новорожденного сгибанием пальцев и захватыванием предмета в кулак. При нормальном развитии ребенка рефлекс ярко выражен с первых дней жизни. Если он отсутствует, у младенца могут быть проблемы с шейным отделом спинного мозга. Защитный рефлекс. Суть рефлекса состоит в том, что ребенок, уложенный на животик, приподнимает голову, чтобы не задохнуться. При этом он старается повернуть голову на бок. Отсутствие защитного рефлекса у новорожденного является следствием тяжелых патологий головного мозга или поражения верхнего шейного отдела спинного мозга. Рефлекс ползания. Данный вид рефлекса проявляется у новорожденных после третьего дня жизни и существует до четырех месяцев. Проявлением его служит отталкивание ног малыша от ладони, которая прикладывается к его ступням. Сам малыш должен лежать на животе. Проблемы с возникновением данного рефлекса могут наблюдаться у малышей, которые родились в асфиксии. Нарушения могут быть вызваны и внутричерепным кровоизлиянием, и неполадками в работе спинного мозга. Хоботковый рефлекс — выпячивание губ малыша в виде своеобразного «хоботка» в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого. Рефлекс обусловлен автоматическим сокращением круговой мышцы рта ребенка — одного из важнейших «сосательных» мускулов. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает. Рефлекс опоры. Данный рефлекс является одной из ярко выраженных безусловных реакций ребенка. Проявляется он в поджатии ног малышом в коленях и тазу, если его взять под мышки. При этом, поставив ребенка из этого положения на опору, можно заметить, что он сразу выпрямляет ноги и всей стопой упирается в поверхность. Если этого не происходит или малыш скрещивает ноги, становится на носочки, у него могут быть проблемы нервно-мышечной сферы. В норме данный рефлекс угасает к 4 неделям. Поисковый рефлекс Куссмауля — еще один оральный рефлекс, свойственный новорожденным. Осторожное, нежное поглаживание пальцем взрослого области угла рта малыша, последний начинает активно «искать» материнскую грудь. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть его заключается в следующем: умеренное надавливание на ладони малыша подушечками пальцев рук взрослого вызывает открывание рта ребенка и движение его головы вперед, по направлению к проверяющему. Все безусловные рефлексы новорожденных и грудных детей, наблюдаемые значительно дольше положенного срока, свидетельствуют о нарушениях работы центральной нервной системы.
Условные рефлексы. По мере угасания безусловных рефлексов у новорожденных начинают формироваться условные рефлексы. Этот процесс длится всю оставшуюся жизнь. В первый месяц жизни у ребенка формируются условные рефлексы, связанные с питанием.
Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни. Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 — 2 мес. Объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации (н-р, в условиях дома ребенка или при эмоциональном отвержении ребенка матерью).
Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика и некоторые другие. И отечественные, и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики ребенка в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают. Следует отметить, что требования, предъявляемые в отечественных методиках, несколько выше, чем в зарубежных, особенно при оценке речевого развития, способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональных реакций.
В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е. М.Мастюкова). Детей старше 8 мес можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за специальный детский столик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми (имеется в виду подверженность детским заболеваниям), сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными. Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше 8 мес легко входят в такой контакт и не различают знакомых и незнакомых им взрослых. Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью. Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений. Затем определяют развитие сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7—10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях. У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зрения ребенка. Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и то же время. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. Затем детям старше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух игрушек. Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму — гуканье, лепет, первые слоги.
Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушений в заключении должны быть указаны психические функции, развитие которых нарушено, и степень этого нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую характеристику каждой функции на основании полученных при обследовании результатов, сгруппировав их по сферам: — двигательная; — сенсорная; — эмоциональная; — голосовая активность; — практические действия; — способы взаимодействия со взрослыми.
В этой части заключения необходимо описать не только успешно пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось.
Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста.
Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Необходимо установить доброжелательный контакт с ребенком, чтобы он был достаточно заинтересован в выполнении заданий. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих: — познавательные процессы; — эмоционально-волевую сферу; — предречевое и речевое развитие; — двигательное развитие. Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать: — принятие задания; — способы выполнения задания; — обучаемость в процессе обследования; — отношение к результату своей деятельности.
Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются: — самостоятельное выполнение; — при помощи взрослого; — самостоятельное выполнение после обучения. Важным диагностическим критерием оценки познавательной деятельности детей является их отношение к результатам своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату.
Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются: — Доска Сегенаサ (2 — 3 формы), — складывание пирамидки (из шариков, из колечек), — разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), — парные картинки (2 — 4), — разрезные картинки (из 2 — 3 частей).
Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели: — общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности; — контактность (желание сотрудничать со взрослым). — эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. — эмоциональное реагирование на замечания и требования. — реагирование на трудности и неуспех деятельности.
Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.
Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.
В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.
Источник
(от 1 года до 3 лет).
Основные задачи психологической диагностики в раннем возрасте:
· изучение сформированности навыков самообслуживания;
· исследование адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;
· исследование уровня развития познавательных процессов;
· изучение особенностей эмоциональных проявлений;
· выявление симптомов кризиса 3 лет;
· выявление особенностей предметной деятельности;
· изучение темперамента;
· исследование взаимоотношений со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками.
Краткая характеристика периода
Раннего детства — от 1 года до 3 лет.
Новообразования.Восприятие, речь, наглядно — образное мышление, выделение «Я» в структуре самосознания.
Ведущая деятельность.Предметно – манипулятивная
Поведение.Поведение ребенка раннего возраста называют «полевым». Ребенок раннего возраста бесконечно активен, он постоянно чем- то занят. Все, что ребенок видит вокруг себя, он хочет потрогать руками. Л.С. Выготский объясняет это особенностями сознания ребенка, а именно единством восприятия, аффекта, действия. Каждая воспринимаемая вещь эмоционально притягательна и соответствующим образом провоцирует ребенка на действие, поэтому каждый предмет окружающей действительности для него мотивационно заряжен.
Развитие предметной деятельности.Около 1 года действие с предметамиимеет манипулятивный характер. В 1г. 6мес. — 2г. действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению предметов. К 1г.6мес. дети начинают выполнять действия, которые они наблюдают у взрослых: укачивает куклу, катит машинку, чисти, моет и др. На третьем году жизни дети от полного выполнения действий начинают переходить к его символическому изображению. Дети используют предметы в игре не только по их прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям, замыслу игры. В раннем возрасте возникает индивидуальная предметная игра. К 3 годам дети много играют игрушками, конструируя, строят из них что- то новое. В этот период появляются первые попытки к рисованию.
Развитие когнитивной сферы.
Восприятие.Раннее детство – сензитивный период развития восприятия, от которого зависит совершенствование всех других познавательных способностей. На третьем году жизни ребенок может дифференцировать величину предмета (большой — маленький), основные цвета и геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник).
Речь.В возрасте одного года ребенок произносит отдельные слова. Примерно до 1г. 6мес.- 1 г. 8мес. у ребенка в основном развивается понимание речи при незначительном приросте активного словаря, при этом активно используется мимика и жесты. До 1г. 6 мес. ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, но употребляет их редко. После этого происходит резкий скачок в развитии речи, и к 2годам дети знают около 200 слов. К 2 годам в норме ребенок говорит двух – трех словные предложения, используя слова заменители, например: «Мама дай лялю». На третьем году ребенок начинает прислушиваться к тому, что говорят взрослые. Детям нравится слушать рассказы, сказки. Словарный запас составляет около 1200-1300 слов.
Мышление.От 1года до 3 лет происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, действия с предметами заменяются действиями с их образами. Однако способность решать задачи во внутреннем плане несколько отстает от способности решать задачи в практическом плане. Ребенок может абстрагировать и выделять форму и цвет предмета, способен к классификации по цвету, форме, величине.
Развитие личности.В этот период значительные изменения происходят в структуре самосознания ребенка. К 3 годам происходит разделение ситуации «пра-мы», которая формируется в период младенчества и суть, которой Л.С.Выготский определяет как первоначальное сознание психической общности, предшествующее сознанию собственной личности. Проявляется это в том, что ребенок не осознает себя независимым от окружающих и, в первую очередь, от матери. Говоря о себе, он видит себя как будто со стороны: «Петя хочет гулять», «Маше больно». К 3 годам в речи ребенка появляется местоимение «Я», что свидетельствует об осознании себя и противопоставлении себя другим. Это выражается в возрастном кризисе в следующих симптомах: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
(Печора К.Л.)
Вопросы к матери ребенка | Параметры | Оценка в баллах |
1. Какое из перечисленных настроений преобладает? | Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | |
| Быстро, до 10 минут Медленно | |
| Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. |
|
| Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен | |
| Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой | |
| Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый |
|
| Положительно Отрицательно | |
| Нет Есть (какие именно?) | |
| Проявляет Только в привычной обстановке | |
| Проявляет Недостаточно Не проявляет | |
| Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть |
|
| Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого Не идет на контакт со взрослыми | |
| Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми |
|
| Нет Да | |
| Очень тяжело Спокойно |
Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:
3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли-сад;
2,5 – 2 балла – готов условно;
2 – 1,6 балла – не готов.
Мы предлагаем качественный анализ ответов на вопросы, который позволяет выделить сферы, требующие развивающей работы: взаимоотношения со взрослыми, отношения с детьми, культурно-гигиенические навыки, развитие предметно-манипулятивной деятельности.
Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит
Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.
1. Эмоциональное состояние
+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1. Иногда задумчив, замкнут.
–1. Легкая плаксивость.
–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.
–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
+3. Много друзей, охотно играет с детьми.
+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.
–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.
+2. Сон спокойный.
+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
–3. Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.
–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.
–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года). (По Н.А. Рычковой, 2001)
При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Исследование восприятия.
1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеленый. (приложение 12)
Спгимулъный материал: цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.
Пример инструкций:
1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;
2) покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.
Нормативы:
- сличение — от 1,5-2 лет;
- выбор по названию — в 2-3 года;
- самостоятельность названия — в 2,5-3 года.
Восприятие формы.
Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора 4-х основных цветов.
Пример инструкции:
1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);
2) «покажи, где кубик?»;
3) «назови форму».
Нормативы:
- сличение — от 1,5-2 лет;
- выбор по названию — 2 года;
- самостоятельное название — в 3 года.
Предметное восприятие.
Стимулъный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам) (приложение 10).
Инструкция:
1) покажи, где нарисован…?;
2) что нарисовано? или Что это?
Нормативы:
В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.
В 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.
В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
Источник