Диагностика психического развития ребенка воображения

Диагностика психического развития ребенка воображения thumbnail

Маргарита Черныховская
Психологические методы диагностики воображения детей дошкольного возраста

Вопрос о методах диагностики и критериях оценки воображения детей поднимается в работах многих исследователей. Экспериментальные исследования детского воображения и творчества в современной психологии опираются преимущественно на метод количественных оценок результатов специально разработанных тестов.

Методологической основой большинства этих работ является теория творческого интеллекта, разработанная в 50-е годы Дж. Гилфордом, П. Торренсом и их последователями. Суть ее состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности,которые характеризуют формы продуктивной деятельности: гибкость, разработанность, оригинальность, беглость. На основе этой теории были созданы тесты, в которых данные факторы являются показателем творческих способностей ребенка.

Для определения уровня развития творческих процессов предложены такие задачи, как конструирование предмета из данных материалов; нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур и букв; дорисовывание неоконченного рисунка; составление из заданных элементов большого количества рисунков; придумывание различных способов использования предметов; завершение предложения различными способами; придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий; придумывание названий к заданному рисунку или рассказу; нахождение общего между заданными предметами или явлениями; постановка вопросов к одной картине; усовершенствование заданного предмета и т. д.

При этом, как мы видим, часть заданий явно обращено к диагностике творческого мышления (например, классификация наборов предметов, фигур, а часть – собственно воображения (например, дорисовывание фигур). Специфика данных процессов в этих исследованиях практически не выделялась.

Нам представляется, вслед за О. М. Дьяченко, что наиболее адекватными для анализа основных тенденций в развитии воображения выступает такой критерий как «оригинальность»

Оригинальность отражает степень индивидуализации выполнения творческих заданий. Но именно этот параметр вызывает наибольшее количество возражений. Так, С. Медник и М. Медник пишут, что «оригинальность – это, пожалуй, самая легкая реакция, на которую способны люди. Гораздо труднее быть конвенционалистом, чем оригинальным. Например, на вопрос, чему равняется сумма 4+4, можно ответить 1367854. это чрезвычайно оригинально, ибо едва ли кто-либо на всем свете ранее дал подобный ответ. Тем не менее, такой ответ нельзя назвать творческим».

О. М. Дьяченко предлагает наряду с критерием оригинальности использовать критерий направленности воображения. Параметр флуенции отражает противоречие между неустойчивостью, динамизмом образов воображения ребенка и необходимостью подчинить эти образы выполнению поставленного задания, направить их на создание творческого продукта, т. е. именно продуктивность, направленность воображения – не стихийность возникающих образов, а подчиненность их поставленной задаче. Параметр флексибильности отражает противоречия, с одной стороны, между реально воспринимаемым объектом и вкладываемым в него ребенком смыслом, а с другой стороны, между образами воображения и средствами для их воплощения в каждом виде деятельности. Оригинальность в сочетании с флуенцией и флексибильностью может выразить реальную новизну образов воображения, новизну подхода к поставленной задаче. Использование данных параметров становится адекватным для оценки уровня развития творческих компонентов продуктивного воображения ребенка при анализе результатов выполнения специальных заданий.

Методика «Дорисовывание фигур». Разработана О. М. Дьяченко, представляет собой вариант методики Е. П. Торренса, направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано 2 равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время первого обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой комплект может быть использован во время повторного обследования или через год.

В качестве основного количественного показателя для оценки уровня успешности выполнения заданий был взят такой показатель как коэффициент оригинальности (KОР): количество неповторяющихся изображений. Это комплексный показатель, фиксирующий такие параметры как флуенция (количество правильных, соответствующих задаче ответов, флексибильность (количество различных категорий ответов, то есть вариативности ответов у одного ребенка) и оригинальности (частота встречаемого ответа в группе детей).

Наряду с количественной обработкой результатов проводилась качественная характеристика уровней выполнения задания. Коэффициент оригинальности соотносили с одним из шести основных типов решения задачи на воображение, в соответствии со шкалой «комплексности» О. М. Дьяченко, что позволило раскрыть особенности детского воображения, обеспечивающий тот или иной уровень выполнения творческих заданий.

Методика «Сочинение сказки» О. М. Дьяченко. Данная методика была использована для выявления уровня развития творческого воображения.Детям предлагалась следующая инструкция: «Сочини свою сказку, которую ты никогда не слышал, никто тебе ее не рассказывал». Затем за ребенком подробно записывалось его сочинение.

При оценке сочинений ребенку ставили 0 баллов, если он отказывался от задания или пересказывал знакомую сказку; если ребенок пересказывал знакомую сказку, но вносил в некоторые модификации, то он получал 1 балл; если ребенок основывался на некоторых известных сказках, но существенно их изменял, ему ставилось 2 балла. Такие изменения могли касаться персонажей сказки с сохранением общего сюжета (например, сказка не про трех поросят, а про трех зайчат) или изменения в сюжете, но с сохранением персонажей (сказка про волка и зайца, которые совершают некоторые новые действия). При этом история в целом схематична, без деталей. За сказку, составленную таким же образом (при оценке в 2 балла, но развернутую и детализированную, ребенок получал 3 балла.

Сказка про персонажей, придуманных самим ребенком, которые совершали также придуманные им самим действия, оценивались в 4 балла. Сказка создавалась полностью самостоятельно, но была схематичной. И, наконец, когда сказка сочинялась ребенком самостоятельно, и при этом изложение было развернутым и детализированным, автору ставилось 5 баллов.

Для изучения познавательной активности детей используется методика «Древо Желаний» В. С. Юркевич.

В качестве стимульного материала используются картинки и словесные ситуации. Детям предлагается ответить на 6 вопросов, носящих проблемный характер. Время ответа на каждый вопрос от 4 до 6 минут. Из ответов выбираются ответы познавательного характера. Возможен количественный и качественный анализ.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше. Для детей характерно стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – от 3 до 8 ответов. Потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – 2 и меньше ответов. Дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т. д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

«Как спасти зайку» В. Т. Кудрявцева. Методика применялась нами для исследования творческой инициативы детей, способности к порождению (поиску) надситуативных (творческих) решений, позволила оценить способность к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование как проявление творческой надситуативности (инициативы).

Инструкция: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике и уплыл далеко – далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке может только мы с тобой. У нас есть для этого несколько вещей. Вот таких — познакомься — небольшая деревянная палочка, игрушечная тарелочка, ведерко, сдутый воздушных шарик, лист чистой бумаги. Тебе предлагается выбрать из них те, при помощи которых можно спасти зайку».

После того, как ребенок сделал выбор необходимых с его точки зрения предметов, его просят обосновать почему.

Детские ответы сопоставляли с тремя основными типами решений данной ситуации, выделенными автором. Три основных типа детских решений.

1 тип. Дети выбирали возможное средство спасения, стремясь использовать альтернативные предметы в готовом виде, перенести в новую ситуацию без всякой «корректировки» (палочкой, подцепить зайку).

2 тип. Дети преобразовывают объект в форму символического замещения (палочка фигурировала на правах «заместителя» бревна или лодочку, куда предлагалось посадить зайку).

3 тип. У детей была установка на преобразование предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно переосмысливалась (проблематизировалась) ими и превращалась в задачу на преобразование. (Надуть шарик, сделать из листа бумажный кораблик).

По инструкции ребенку предлагалось именно выбирать, а вовсе не преобразовывать. Экспериментатор сознательно избегал слов «превратить», «переделать», носителей «преобразовательской инициативы». Также нами учитывались уровни ответов детей при решении задач.

Пять уровней ответов детей при решении задач на надситуативность (инициативность).

1 уровень. Отказ от выбора. Не принимает задание (не знаю) или утверждает, что задачу решить нельзя, т. е. не видит в предлагаемом материале средства для ее решения.

2 уровень. Простое ситуативное решение. Ребенок не выходит за рамки

простого выбора, пытаясь, использовать предметы в готовом виде, механически перенести их внешние эмпирические свойства в новую ситуацию. К этому же уровню относятся ответы так называемого произвольного типа, когда дети считают, например, что один из предметов волшебный или сказочный и поэтому может делать, что хочет, дети механически снимают проблему вместо того, чтобы решать ее. В этом случае действия предмета безотносительны к его специфическим свойствам.

3 уровень. Решения с элементами простейшего символизма. Ребенок использует элемент волшебства, сказочности, но при этом учитывает и специфику предмета.

4 уровень. Надситуативные решения. У детей имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно и инициативно превращается ими в задачу на преобразование. Такой тип решения связан с целостным преобразованием ситуации.

5 уровень. Сложные надситуативные решения. Ребенок не ограничивается преобразованием предмета,а идет дальше: дополнительно преобразовывает предмет или строит целостную ситуацию путем преобразования нескольких предметов.

Источник

Оксана Симанкова
Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

«Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР«

На сегодняшний день существует множество диагностических методик на исследование воображения:

Е. П. Торренс методика «Неполные фигуры»;

Л. Ю. Субботина методика «Составление изображений объектов»;

О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса методика «Чего на свете не бывает»;

Е. А. Алябьева методика «Развитие воображения и речи»;

Е. А. Алябьева методика «Развитие воображения и речи»;

М. А. Зяблицева методика «Развития памяти и воображения»;

Л. А. Венгер методика «Развиваем воображение»;

Методика «Скульптура»;

Л. Ю. Субботина методика «Три слова»;

Г. Альтшуллер, М. Шустерман методика ТРИЗ;

Методика Л. Б. Фесюковой;

Л. Ю. Субботина методика «Свободный рисунок».

Учитывая цели, задачи, энергозатратность и простоту проведения интерпретации полученных результатов,автором были выбраны следующие методики: «Неполные фигуры» Е. П. Торренса, «Составление изображений объектов» Л. Ю. Субботиной, «Скульптура», «Три слова» Л. Ю. Субботиной, «Свободный рисунок» Субботиной Л. Ю. Данные методики позволяют лучше диагностировать воображение старших дошкольников с задержкой психического развития, т. к. они не энергозатратны, более полно соответствуют задачам, более мобильны.

Методика 1 «Неполные фигуры» Е. П. Торренса

Цель: выявить уровень развития творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 7 лет.

Форма проведения: групповая.

Стимульный материал: изображения геометрических фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши.

Испытуемому даётся следующая инструкция: «Сегодня мы будем рисовать интересные картинки из знакомых геометрических фигур. Посмотри на свой лист, используя данную фигуру, нарисуй картину» (см. прил. 1, 2 (а, б, в, г).

Результаты исследования оцениваются в баллах:

1-3 баллов — низкий уровень говорит о слабо просматривающейся фантазии, не проработанности отдельных элементов деталей фигур, работы не отличаются эмоциональностью;

4-5 баллов — средний уровень выявляет отдельные элементы творческой фантазии, но все же детали фигур на рисунках не проработаны;

5 баллов — высокий уровень, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

Методика 2 «Составление изображений объектов» Л. Ю. Субботиной

Цель: исследование особенностей воссоздающего воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 7 лет.

Форма проведения: групповая.

Стимульный материал: изображение круга, треугольника, трапеции прямоугольника, квадрата на листе бумаги, цветные карандаши (см. прил. 1).Испытуемому дается инструкция: «Посмотри, перед тобой изображено несколько геометрических фигур, нарисуй лицо используя только данные фигуры. Каждую фигуру можно рисовать несколько раз, менять её размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии».

Результаты исследования оцениваются в баллах:

1-3 баллов — низкий уровень говорит о слабо развитой фантазии;

4-5 баллов — средний уровень говорит об умении детей объединять несколько фигур в остроумную комбинацию;

5 баллов — высокий уровень говорит о том, что ребенок оперирует оригинальными и остроумными комбинациями.

Методика 3 «Скульптура»

Цель: исследование особенностей творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 7 лет.

Форма проведения: групповая.

Стимульный материал: пластилин, доска для лепки, стека, емкость с водой.

Испытуемому даётся следующая инструкция: «Сегодня мы будем лепить скульптуру. Тебе необходимо слепить любую поделку по желанию. Придумать название и опиши её». (см. прил. 1)

Результаты исследования оцениваются в баллах:

1-3 баллов — низкий уровень говорит о слабо развитой фантазии;

4-5 баллов — средний уровень говорит об умении детей объединять несколько фигур в остроумную комбинацию;

5 баллов — высокий уровень – ребенок оперирует оригинальными и остроумными комбинациями.

Методика 4 «Три слова» Л. Ю. Субботиной

Цель: исследование особенностей воссоздающего и творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 7 лет.

Форма проведения: групповая.

Стимульный материал: карточки со словами для работы.

Испытуемому даётся следующая инструкция: «Сейчас я назову три слова, придумай несколько предложений с этими словами. В каждом предложении должны быть все три слова, а вместе они должны составлять рассказ. (см. прил. 1)

Результаты исследования оцениваются в баллах:

1-3 баллов — низкий уровень выражается в банальности фраз и бессмысленности сочетания слов;

4-5 баллов — средний уровень – ребенок оригинален, но все-таки не до конца использует свое воображение;

5 баллов — высокий уровень – ребенок остроумен, может составлять оригинальные фразы.

Методика 5 «Свободный рисунок» Субботиной Л. Ю.

Цель: определение уровня развития воображения.

Возраст: дети от 5 до 7 лет.

Форма проведения: групповая.

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

Инструкция: придумать что-либо необычное (см. прил. 1).

Результаты исследования оцениваются в баллах:

1-4 баллов — низкий уровень говорит о плохо развитой фантазии;

5-7 баллов — средний уровень -говорит о достаточно красочном воображении;

7-10 баллов — высокий уровень говорит о незаурядной фантазии, о богатом воображении ребенка.

Источник

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы вновь поговорим про развитие детей, а именно — про важность  воображения и фантазии. А также о том как проводиться диагностика воображения дошкольников и подробно рассмотрим   методики его тестирования.

Эти несложные тесты вполне подойдут не только воспитателям, но и родителям, в домашних условиях. Однако прежде чем говорить про методики, хотелось бы развеять некоторые заблуждения в отношении невероятного воображения якобы присущего всем детям.

Особенности воображения дошкольника

Богатое воображение или…

На самом деле, существует достаточно распространенное убеждение, что именно маленькие дети самые большие фантазеры, их воображение безгранично, а мечты и вовсе что-то не доступное пониманию взрослого.

Так зачем же все это дополнительно развивать? Зачем будить «спящего медведя» и провоцировать появление воображаемых друзей и несбыточных грез?

Тем не менее, профессиональные педагоги-психологи предупреждают об опасности таких суждений. Так как дети, в большинстве случаев — это не маленькие музыканты, художники и поэты с богатой, красочной, живой фантазией.

Вполне возможно, рассказанная вами сказка будет занимать малыша несколько дней. Более того, он придумает множество вариантов развития событий. При этом игрушки оживут, элементарные предметы превратятся в фантастических животных и проч.

Но все перечисленные факты не говорят о развитом воображении, только о хорошей памяти и творческих задатках. И то и другое обязательно нужно дополнительно развивать.

Характерные черты

Итак, отличительные черты детских фантазий:

  1. Невозможность четкого разделения сказочного от реального. Поэтому-то дети и увлекаются вымышленными историями и персонажами. Для них сказка – это реальная история, она вполне может случиться и с самим малышом и с другом соседом.
  2. Представление различных сюжетов отличается необыкновенной яркостью. Это происходит не от богатого воображения, а, наоборот – от недостаточной психологической насыщенности жизни, уже увиденное или рассказанное возведено в гротеск.
  3. Ребенок любит сказки не потому, что они волшебные, а потому что простые и понятные. Если читать более сложные «фентези», он начнет скучать именно по причине неразвитого воображения и скудного опыта.
  4. Наделение человеческими особенностями и способностями любых предметов. Даже если ребенок уже распознает одушевленные и неодушевленные предметы, он все равно наделяет последние знакомыми качествами.
  5. Увлеченность разнообразными играми – это не богатое воображение, а активность и подвижность, любопытство и желание постигать мир. Психологи предлагают понаблюдать за  игрой детей. Вы удивитесь, как они мало изобретательны.

Дети воспроизводят уже виденное, но в разных вариантах. А вот придуманного и творческого в этих играх практически нет.

Если родители и воспитатели не принимают дополнительных мер по развитию воображения, ребенок вырастет, исчезнут мечты, и он превратится в обыкновенного прагматика (в лучшем случае) или пессимиста  (если все сложится плохо).

Условия тестирования

Малыши, посещающие детский сад регулярно при переходе в новую, более старшую группу проходят плановое обследование. В том числе и у детского психолога. Данный специалист определяет уровень развития в разных направлениях, в т. ч. и воображения.

Для этого существуют методики  по которым проводиться диагностика воображения дошкольников. В свое время, все эти тесты   и игровые-тренажеры были разработаны психологами и педагогами.

диагностика воображения дошкольников методики, картинкаК сожалению, такие исследования проводят не во всех учреждениях, а дети, находящиеся на домашнем воспитании вообще лишены такой возможности. Так что же делать таким родителям? Брать инициативу в свои руки, сосредоточиться и провести диагностику самостоятельно.

Самое главное – остаться при тестировании объективным. Не впадать в крайности, представляя своего ребенка гениальным  или  совсем глупым, отстающим по всем параметрам от соседского ребенка.

Однако объективность не единственный параметр, который необходим для диагностики умственных способностей.

Также важно вовремя отличить богатую фантазию от повышенного уровня тревожности.

Например, один малыш, описывая картинку с подтаивающим снеговиком расскажет, что наступила весна, сходит снег и начинает появляться зеленая травка. Другой поведает изумленной маме, что пришли злые дети и разгромили снеговика. Так вот, последний ответ говорит не только легкой тревожности, но и  о собственной агрессии, либо об агрессии в отношении себя.

Практические методики для диагностики

Итак, предлагаем несколько тестовых тренажеров  для практического определения уровня фантазийного мышления и воображения ребенка. Они с успехом подойдут для деток 4 — 7 лет. Однако следует  помнить, что данные тесты имеют условный характер.

Они помогут примерно сориентироваться и разработать дальнейшее направление развития воображения.

Первый тест

«Рисунок», определяет художественный уровень развития воображения.

Задание: малышу дают альбомный лист, фломастеры или карандаши не менее 6 шт. в упаковке. Необходимо нарисовать картинку. Время 10 мин.

Оценивают:

  • скорость создания рисунка;
  • оригинальность (малыш не рисовал такого раньше либо с другими деталями);
  • разнообразие деталей и форм;
  • глубина или эмоциональность

Второй тест

«Речевая фантазия», определяет вербальное развитие.

Задание: рассказать короткую сказку. Условия: на создание сюжета отводят 1 мин, на сам рассказ до 10 мин.

Оценку производят по параметрам, указанным в методике «Рисунок»

Третий тест

«Скульптура»

Задание: выдают пластилин или полимерную глину, нужно слепить любую фигурку за 10 мин.

Оценку производят по параметрам, указанным в методике «Рисунок»

Четвертый тест

«Угадай и спрогнозируй», определяет уровень любознательности, воображения, прогнозирования.

Задание: взять картинку и изображением какой-либо конкретной ситуации. При этом ребенок должен рассказать предысторию, а затем спрогнозировать последствия (что было до, и что будет после).

Наилучший результат у детей представивших более полный рассказ, со множеством деталей, с выдвижением различных гипотез и вариантов развития событий.

Пятый тест

«Необычное применение»

Задание: берут любой предмет, или представляют. Необходимо описать, как еще можно его использовать.

Чем больше вариантов использования, тем лучше развито воображение. Со временем, при регулярной практике, ребенок сможет за небольшое количество времени, выдать более 5 вариантов.

Тест шестой

«Где, кому не место?» (методики с картинками).

Вот еще один проверочный тест для дошкольников. При его выполнении малышу придется мысленно смоделировать воображаемую ситуацию применительно к определенной картинке. Для этого берут рисунок (мы предлагаем вам образец, но вы можете выбрать свой):

диагностика воображения дошкольников методики, картинка

На отдельном листе вырезаются следующие картинки-вставки:

картики вставки для теста на воображение для дошкольников, картинка

Задание: рассмотреть предложенный рисунок и расположить кружечки-вставки в то места, где их не может быть. Но при этом размещение не должно быть хаотично, его сопровождают пояснительные истории. Например, груши кладут в коляску, потому что в этом году был большой урожай, и обитателям домика их было легче собирать и перевозить.

Подводим итоги

Результат теста разделен на три уровня:

  1. Дошкольник испытывает затруднения и большинство кружочков (или все) расставляет на «правильные» места. Груша на дереве, т. к. они там растут; ребенок в коляске, потому что спит; утка на клумбе, потому что спряталась и т. д.
  2. Ребенок не испытывает трудностей с расстановкой вставок на «неправильные» места, но объяснить почему все расставлено именно так, не сможет. Или все объяснения будут логически выверены и реально обоснованы: кошка на грушевом дереве – видел такое на даче, утка в небе – птица, поэтому летает и т. д.
  3. Малыш без труда расставляет рисунки-вставки, дает связанный объяснительный рассказ.

Вся работа по тесту разделена на блоки:

  • обдумывание задания
  • придумывание воображаемой истории,
  • рассказ сюжета.

В данном случае ребенок берет на себя и играет различные роли, например, рассказчика, кошки, раскачивающегося грушевого дерева, волшебного мяча, спрятавшегося в будку и т. д. При этом он может связанно собрать в одно повествование все сюжеты.

По сути это высокий уровень развития воображения. При том малыш хорошо и с воодушевлением рассказывает свои придуманные истории.

Но если расставить вставки самому и попросить составить рассказ, это вызовет затруднения. Потому что ему проще объяснить свои фантазии, чем проникнуть в замысел другого человека. Это возрастные особенности дошколят.

Наконец,  уникальный курс для детей 3-5 лет для развития воображения на видео:

На сегодня это все.

Помните, несмотря на то, что развитие мышления, воображения уже давно поделено психологами на этапы, категории и стадии, ваш ребенок индивидуален. Он не похож на других малышей.

Следовательно, и диагностика воображения дошкольников, и методики должны применяться индивидуально. И если ему не нравиться дорисовывать картинки и придумывать сказки, то предложите ему послушать музыку, что-то сконструировать или слепить что-нибудь из пластилина. А может он просто будущий великий аналитик?

До свидания, до новых интересных тем. Подписываетесь на рассылку и обязательно делитесь и обсуждайте в соц. сетях с друзьями.

Источник