Диагностика психического развития ребенка мышление
Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
проведение диагностики с группой детей;
взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
использование апробированных на практике диагностических материалов;
легкость в получении результата;
наличие протоколов обследования;
наглядность;
применение игрового метода выполнения заданий.
Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.
Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.
Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.
Цель тестирования:
получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.
Результаты диагностики предполагается использовать:
при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
при создании предметно-развивающей среды;
для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
при комплектовании проблемных групп.
Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.
Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола.
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________
Нарисуй дождик.
Соедини точки.
3. Заштопай коврики.
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.
1 задание:
высокий уровень — линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;
средний уровень — линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;
низкий уровень — линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время — 2 минуты.
2 задание:
высокий уровень — найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;
средний уровень — найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;
низкий уровень — соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.
3 задание:
высокий уровень — все выполнено правильно;
средний уровень — допущено 2 ошибки;
низкий уровень — задание выполнено неверно.
4 задание:
высокий уровень — найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;
средний уровень — допущены незначительные отклонения от инструкции;
низкий уровень — задание не выполнено.
5 задание:
высокий уровень — точное следование инструкции;
средний уровень — найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;
низкий уровень — задание выполнено неверно.
Диагностика психического развития детей старшей группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________
Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________
1. Помоги рыбкам найти маму.
2. Домики.
4. Найди игрушки.
5. Какой предмет лишний.
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Средняя группа______________________ Дата_____________________
Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»
Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»
Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»
Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика сформированности мышления
«Найди игрушки»
Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»
Итого:________________________________________________________________________
Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»
Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»
Итого:________________________________________________________________________
Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог_____________________________________________________________
1 задание:
высокий уровень — задание выполнено без ошибок;
средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень — задание выполнено неправильно.
2 задание:
высокий уровень — задание выполнено без ошибок;
средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень — задание выполнено неправильно.
3 задание:
высокий уровень — задание выполнено без ошибок;
средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень — задание выполнено неправильно.
4 задание:
высокий уровень — задание выполнено без ошибок;
средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень — задание выполнено неправильно.
5 задание:
высокий уровень — задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;
средний уровень — задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;
низкий уровень — задание выполнено неправильно.
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка _________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________
1. Опусти фигурки в формочку.
2. Соедини половинки предметов.
3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.
4. Обведи похожие на образец фигуры.
5. Кто где живет.
Образец на определение уровня развития зрительной памяти
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Средняя группа_______________ Дата_____________
Ф.И. ребёнка______________________________________________________
Дата рождения_______________________
Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»
Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы — вставь фигурки в ящик».
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»
Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика уровня развития зрительной памяти
«Зрительная память»
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»
Итого: _______________________________________________________________________
Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»
Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»
Итого:________________________________________________________________________
Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»
Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»
Итого:________________________________________________________________________
Психолог _____________________
1 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
2 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
3 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
4 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Источник
Краткое описание документа:
Статья содержит диагностический материал для исследования развития восприятия, памяти и мышления будущих первоклассников.
Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности.
Школьной зрелостью считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. На современном этапе также многие психологи исследуют проблемы готовности к школьному обучению.
Источник
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
1. Анкеты педагогам и родителям
для исследования нейросоматического и социализирующего статуса: «Сведения о
ребенке» А.И Захаров
3. Диагностика особенностей социализации, межличностных и семейных отношений
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
Цель
обследования:
изучение уровня психического развития ребенка-дошкольника.
Задачи
обследования:
— проведение обследования психического
развития детей в ДОУ;
— определение уровня психического развития
дошкольников с учетом возрастных особенностей;
— сравнение результатов, полученных в
различных группах детей одного возраста, установление причин высоких и низких
оценок;
— выявление различных отклонений в
психическом развитии, а также зон, требующих более углубленного исследования.
МЕТОДИКИ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ
1. НЕВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕосновной показатель
интеллектуального потенциала, т.е., если оценка по данному параметру выше, чем
оценка по вербальному мышлению, то можно говорить о высоте интеллектуального
потенциала.
1.1.
Классификация
и обобщение. «Четвертый лишний» 5-7 лет.
Цель: определение способности к обобщению, умение
дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.
1.2.
Классификация
и обобщение. «Найди картинки»
4-5 лет.
Цель: Определение способности к обобщению. Умение находить
предметы по обобщающему слову.
1.3.Выявление закономерности.
«Выложи ряд» 5-7 лет — по 2 признакам, 4-5 лет — по 1-му
признаку.
Цель: Установление закономерности расположения фигур в ряду.
2. ВЕРБАЛЬНОЕ
МЫШЛЕНИЕ— основной показатель того, насколько ребенок
может оперировать накопленными знаниями и выражать их в словесной форме.
2.1. Установление причинно-следственных
связей и словесно-логическое мышление. «Последовательные
картинки». 6-7 лет — набор из 4-х картинок, 4-6 лет — набор из 3-х
картинок Составление рассказа по данным картинкам.
Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных
связей и отношений между объектами и событиями.
2.2.
Особенности оперирования
знаниями. «Вопросы». 2 вопроса на каждый возраст.
Цель: изучение уровня понятийного мышления.
3.ЗРИТЕЛЬНАЯ КРАТКОВРЕМЕННАЯ
НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — основные показатели запоминания,
сохранения и воспроизведения информации.
«10 картинок для
запоминания»
Цель: определение объема зрительного
непроизвольного кратковременного запоминания.
4. ВНИМАНИЕ— основной показатель объема внимания и
умение ребенка включаться в работу. «Найди различия», (две
картинки подобраны по возрасту).
Цель: определение объема внимания.
5. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Оценивается по трем параметрам в ходе
обследования.
Цель: исследование уровня развития речи по трем показателям:
— сформированность словарного запаса в
соответствии с возрастом;
— сформированность грамматического строя
речи;
— сформированность связанной речи.
6. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
«Соедини точки». 5-7 лет — 70 точек, 4-5 лет — 30 точек.
Цель: исследование развития мелкой моторики рук, наличие-отсутствиетремора,
плавность- прерывистость линий.
Цель обследования: диагностика уровня
готовности к школьному обучению детей 5-7 лет.
Задачи обследования:
·
выявление особенностей психического развития ребенка;
·
установление нарушений интеллектуальной, речевой, мотивационной сфер;
·
выявление сохранных потенциальных, компенсаторных возможностей ребенк
·
определение готовности к школьному обучению;
·
определение оптимальных условий обучения, развития и осуществления
школьной адаптации с учетом индивидуальных особенностей психологического
статуса ребенка.
МЕТОДИКИ ГРУППОВОЙ ДИАГНОСТИКИ
1.
ИСЛЕДОВАНИЯ
ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПАМЯТИ
Назначение: методика
позволяет определить объем произвольного зрительно-пространственного
запоминания.
2.
«ИНТУИТИВНЫЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ-СИНТЕЗ» (по Л.А.
Ясюковой)
Назначение: определение уровня развития операции
классификации на невербальном уровне.
3. «ЗМЕЙКА» (по Н.И. Озерецкому)
Назначение: оценка зрительно-моторной координации
– одной из оставляющих операционного интеллекта ребенка. Модифицированная
методика Н.И. Озерецкого (ГМИ, 1928).
4.
«ЗАПИСЬ СХЕМ СЛОВ» (по Н.В. Нечаевой)
Назначение: определение уровня развития
фонематического анализа и способности перекодирования кода в звуковую систему.
5.
ИСЛЕДОВАНИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
(модификация методики Г.Ф. Кумариной)
Назначение: установить способность к анализу и
синтезу зрительно воспринимаемой и индивидуально предъявляемой информации, к
осознанию закономерностей.
6.
«КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» (из теста Д. Векслера)
Назначение: исследование утомляемости,
концентрации внимания.
7.
ИСЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
И УМЕНИЙ (по Керну-Ирасику)
Назначение: определение сформированности общих
представлений как степени подготовленности к школьному обучению и
прогнозированию школьной успеваемости. Выявление уровня развития тонкой
моторики руки, зрительно-двигательной координации, общего интеллектуального
развития, усидчивости.
Источник