Диагностика по развитию памяти у ребенка с овз

Диагностика по развитию памяти у ребенка с овз thumbnail

Развитие памяти у детей с ОВЗ

Особенности памяти у детей с ОВЗ

Обучение детей с ОВЗ в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Обычно выделяют зрительную, слуховую и двигательную память.

Точность и прочность запоминания обучающихся с ОВЗ словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. При этом дети, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям.

Обучающиеся с ОВЗ обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В текстах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Именно эти части текста ученики наиболее хорошо запоминают даже в тех случаях, когда не они определяют основное содержание прослушанного.

Развитие памяти у детей с ОВЗ

Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы. В свою очередь нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов. В начальной школе на школьников обрушивается огромный поток информации, усвоить который ребенку с проблемами в развитии очень непросто. И, прежде всего причиной этого является низкий уровень развития памяти. Поэтому необходимо целенаправленное развитие и коррекция мнемической деятельности обучающихся с ОВЗ .

Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний и умений. Поэтому наряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания .

Специальная — коррекционная работа способствует устранению недостатков памяти и представлений. Проведение учебно-воспитательной работы с установкой на развитие осмысленного запоминания — один из самых эффективных путей оптимизации запоминания, сохранения и воспроизведения .

Одна из характерных особенностей развития памяти у школьников с ОВЗ – это отклонение от наблюдаемого у нормально развивающихся сверстников соотношения между произвольным и непроизвольным запоминанием. Ученики младших классов, в ряде случаев воспринимают материал не стараясь его запомнить . Этим обусловлено слабое запоминание. У таких детей отстает в развитии не только преднамеренное запоминание, но и не преднамеренное. Поэтому нужно уделять внимание развитию и этого вида запоминания .

Для успешного запоминания необходимо осмысление материала, осознание его содержания. Если материала запоминается без должного понимания содержания, он запечатлевается в памяти в результате «механического» заучивания, опирающегося только на многократные повторения. Осмысленное запоминание отличается от механического запоминания тем, что оно происходит всегда в единстве с процессами мышления, способствующими лучшему закреплению материала в памяти, и оно более продуктивно, чем механическое .

Преимущество осмысленного запоминания перед механическим запоминанием в том, что в процессе его осуществления устанавливаются опосредствованные связи между отдельными частями материала, что не происходит при механическом запоминании. В основе механического запоминания лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов. При осмысленном запоминании всегда участвует прошлый опыт, ранее усвоенные знания и навыки, содействующие более эффективному запоминанию .

Если запоминание осмысленное, то точность и прочность материала эффективнее, чем при механическом запоминание. При осмысленном запоминании устанавливаются опосредованные связи между отдельными частями материала. Исследования Л. В. Занкова , посвященные изучению развития памяти у обучающихся коррекционной школы показали, что школьники в возрасте 9-10 лет на владеют даже элементарными навыками осмысленного запоминания. Осмысленное запоминание очень важно в процессе усвоения знаний. Для того, чтобы развить осмысленное запоминание необходимо обучение рациональным приемам запоминания. Умственно отсталых школьников младшего школьного возраста необходимо обучить умению находить сходство между объектами, умению сравнивать .

У детей с ОВЗ в процессе обучения большое внимание надо уделить развитию умения сознательно и целенаправленно запоминать существенные, наиболее важные для учебной и практической деятельности сведения и факты. Важно научить таких детей расчленять материал на отдельные смысловые части, уметь осмысливать каждую из них и устанавливать между ними логические отношения.

Учитывая слабость памяти учеников коррекционной школы, необходимо сначала создать условия для облегчения этого процесса. С этой целью информация подается малыми порциями, задействуется максимально возможное количество анализаторов при восприятии, новый материал связывается с опытом ребенка, организуются разнообразные формы повторения.

В процессе запоминания и усвоения учебного материала важно отношение и интерес школьника к учебе.

Большое значение в усвоении и запоминание учебного материала играет повторение. Обучающиеся с ОВЗ не умеют пользоваться рациональными приемами повторения в процессе заучивания. Они пассивно повторяют материал много раз подряд, не делая необходимых попыток воспроизвести его. Такое заучивание приводит в ряде случаев к тому, что узнавание материала в процессе повторения принимается школьником за запоминание. Необходимо научить правильно организовывать повторение. Заучивание должно начинаться с предварительного ознакомления с содержанием материала. Материал необходимо делить на смысловые части, а из каждой такой части нужно выделить опорные пункты – отдельные слова или выражения, которые потом помогли бы воспроизвести соответствующую часть текста.

Для запоминания используются разные вспомогательные приемы: классификацию, обозначения слов с помощью схематических и символических изображений (пиктограмм). Пиктограммы являются самыми эффективными, так как вызывают заинтересованность, стимулируют к творчеству, способствуют активизации мышления и воображения. Ученикам предлагали в процессе объяснения новой темы из естественных и гуманитарных учебных дисциплин делать схематические рисунки. Использования этих рисунков во время воссоздания значительно облегчали актуализацию знаний. Пиктограммы исполняли роль внешней опоры, которая способствовала мобилизации деятельности мозга в определенном направлении.

Важно также варьировать повторения. Особое значение имеет повторение ранее усвоенного материала при изучении нового материала. Важно установить, какое существует между ними сходство и различие. В результате материал осознается и запоминается лучше, так как сравнение активизирует мышление учащихся ,приводя к образованию смысловых связей, что в свою очередь способствует лучшему запоминанию.

Забывание изученного особенно интенсивно происходят сразу после заучивания, а дальше его темп замедляется. Поэтому, для того, чтобы предотвратить забывание, надо организовывать повторение сразу после заучивания. В обучении детей с ОВЗ это имеет большое значение, поскольку временные нервные связки, которые лежат в основе памяти, производятся очень медленно и, если их сразу крепко не закрепить, они быстро угаснут, и тогда придется опять заучивать материал, а не закреплять. Изучать во второй раз материал значительно тяжелее, ведь он воспринимается учениками уже без интереса, не вызывает у них ориентировочного рефлекса. В коррекционных школах на повторение изученного в учебных программах выделяется много времени. Дети занимаются повторением в начале и в конце четверти и учебного года, повторяют только что усвоенный материал, а также тот, который изучался давно, но нужен для овладения новой темы.

Процесс воспроизведения у обучающихся с ОВЗ также имеет свои особенности. Школьники привносят такие данные, которые отсутствовали в воспринятом материале ранее. Многие привнесения замещают плохо запомнившиеся участки текста. В том, что обучающиеся с ОВЗ привносят в воспроизведение отсутствующие в материале данные, проявляется характерное для них нарушение целенаправленной деятельности. В процессе коррекционно-воспитательной работы нужно обратить на это серьезное внимание .

Для укрепления памяти и преодоления забывчивости так организовать режим обучающихся с ОВЗ, при которой могло бы быть достигнуто максимальное восстановление силы и уравновешенности нервных процессов. Как правило, не учитывая этого, учителя пытаются достигнуть лучшего усвоения учебного материала только с помощью его многократных повторений. В итоге получаются только отрицательные результаты, дети отвечают на уроках все хуже и хуже. Из этого не следует делать вывод о том, что всем обучающимся коррекционной школы полезнее больше спать, чем заниматься. Необходим дифференцированный подход к организации режима труда и отдыха учащихся.

Коррекционная работа по развитию произвольной памяти у обучающихся с ОВЗ должна носит комплексный характер, и включать в себя развития памяти, внимания, наблюдательности, творческого и причинного мышления. Строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся и учитывать принципы поэтапного формирования умственных действий. Коррекционная работа должна опираться на принцип систематичности и последовательности в обучении детей с ОВЗ приемами запоминания и предусматривать максимальное включение в работу анализаторов.

Развитию произвольной памяти служат такие игры, как «Вспоминайка» (детям предлагают прослушать строки и предлагают вспомнить из какой они сказки, «Что изменилось», «Вспомни и покажи» (детям предлагают воспроизвести движения знакомых объектов), «Цепочка действий» (ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно), «Запомни движения» (дети повторяют движение рук и ног за ведущим, когда они запоминают очередность упражнения, повторяют их в обратном порядке), «Я положила на стол», «Какого предмета не хватает», собрать пазл и нарисовать по памяти картинку.

Приемы осмысленного запоминания

а) Анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; 

б)  Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким – то общим признакам; 

в) Классифицировать предметы и явления на основе обобщения; 

г) Устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами для заучивания;

д) Обозначения слов с помощью символических рисунков (пиктограмм).

Список литературы:

1.Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений — М: Педагогическое общество России, — 2009.

2.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок – М.: Педагогика 1995.-390 с.

3.Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. – М., 2004.

4.Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми — М.: Ин-т общегуманитарных исследований:Секачев,2002.

5.Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии – М: Издательский центр «Академия», 1998.

7.Черемошкина Л.В. Психология памяти – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Петрова О.В.

 МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов, solnce.ds@yandex.ru

Главным ориентиром в окружающем мире для ребенка является основа его психической жизни, основа сознания человека – память. Ребёнок запоминает всё, что его окружает, восхищает. Благодаря памяти ребёнок запоминает и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.

Ребенок без проблем запомнит то, что его удивило и заинтересовало. Такие виды памяти как произвольное и не произвольное запоминание зависит от волевых особенностей ребенка и от способов запоминания.

Не произвольный вид памяти, это когда ребенок не ставит перед собой цели запомнить тот или иной материал, все запоминается само собой, при этом не применялись какие-либо специальные приемы для запоминания, без волевых усилий.

Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приёмы, применяют волевое усилие, следовательно, это произвольный вид памяти. Ребенок на много лучше и быстрее запомнит ту информацию, которая приобретет значение деятельности.

Чтобы воспроизвести информацию, ребёнку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность.

Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются в свойствах нервных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра. Игра — ведущий вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации.

Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе. Обязательные элементы при организации игры с детьми младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем – это многократные повторения, частая смена деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает быстрая утомляемость, ослабленное развитие психических процессов, замедленное восприятие. Взрослому для успешной организации и качества игры необходимо учитывать: что запомнит ребёнок и как запомнит. Соответственно создать творческую игровую ситуацию, вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, интерес, обеспечить ребёнку в процессе игры поисковую ситуацию, объяснить ребёнку игровые правила, обеспечить игру дидактическим наглядным игровым материалом. Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях.

Очень важно при развитии психического процесса – памяти интеллектуально – пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.

Слабость памяти у детей с ОВЗ проявляется в трудностях не только получения и сохранения информации, сколько её воспроизведения. Воспроизведение – сложный процесс, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приёмами запоминания и припоминания приводит детей с ОВЗ к ошибкам при воспроизведении. При работе с детьми с ОВЗ была выявлена такая их особенность, как привнесение в воспроизводимый материал. Осознавая, что того, что воспроизвели недостаточно, они добавляют свои объекты.

Таким образом, исследования памяти детей с ОВЗ показали, что им требуется значительно большее количество повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка. Но даже при повторении материала они часто совершают одни и те же ошибки.

Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе.

Литература:

1. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников». Изд.: М.: «АРКТИ». 2008г.

2. Семенович А. В. – «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» — М.: Изд. центр. «Академия» 2002г.

3. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. «Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике»/ Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок. Ж. Дефектология, 1996. — №3. – 77 с.

4. Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» / В.И. Смирнова. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003. – 62, 100, 106 с.

Источник

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.

Слушай:

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш».

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:

С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3’ «.

И, наконец, учитель говорит: «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ».

Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

Задание для углубленной диагностики.

«Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА». После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках». Далее учитель называет следующие пары:

трава — дрова, уточка — удочка,

крыша — крыса, мишка — мышка,

бочки — почки.

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: «Все ли предметы тебе известны?» Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: «Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика — со звуком Д».

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце».

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

«сковородка».

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: «Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные». Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

Задание для углубленной диагностики.

«Назови первый и последний звук в слове  СЛОН».

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: «Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В».

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Ч Ш Ц Т

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: «Сейчас я произнесу одно слово — это слово «чашка». А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ».

О У А М

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков». (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

Задание для углубленной диагностики.

«Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу». (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

«Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках».

Источник