Диагностика отклонений в развитии ребенка в раннем возрасте
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ
относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, то есть к возрасту от рождения до 3 лет. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психологических функций и особенную ее чувствительность к внешнему воздействию.
В то же время адаптационные механизмы организма ребенка еще слабы и неустойчивы, поэтому многие биологические вредности, например, детские инфекции или черепно-мозговые травмы, могут вызывать серьезные отклонения в общем и психическом развитии. В раннем возрасте необходим особый подход к диагностике развития и наибольшее значение имеет медицинская диагностика с целью выявления повреждений сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата, ЦПС. Важно, что проявление отклонений в развитии, не связанные с сенсорными дефектами, нельзя оценивать однозначно: как и неврологические симптомы они мало специфичны, мало дифференцированы и могут входить в различные симптомокомплексы. Именно поэтому в раннем возрасте значительно затруднена дифферентациальная диагностика недоразвития речи, легкой степени умственной отсталости и задержки психологического развития. Психолого-педагогическая симптоматика этих отклонений в раннем возрасте пока разработана недостаточно.
В комплексную диагностику развития в раннем возрасте входят прежде всего показатели нервно-психологического развития. Диагностику развития детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, что связано с гетерохропностью и быстрым темпом развития на этом этапе. Внутри каждого возрастного периода выделяются ведущие линии развития, и именно их характеристика диагностируется прежде всего. На каждом этапе имеются три уровня развития: то, что развивается сейчас, то есть ведущие; то, что развивалось раньше и создавало предпосылки для развития, а сегодня закрепляется, например, соответственно хватательные движения и манипулирование; то, что сейчас только появляется, а развитие получит позже, то есть предпосылки будущего, более сложного. Диагностика проводится по показателям, соответствующим возрасту, если они отсутствуют, проверяют показатели предыдущего возрастного периода. В результате выделяется фактический уровень развития по каждой линии. Особенно важно увидеть отставание в первые три месяца жизни, так как они с большой точностью прогнозируют задержку форм правления функций к 12 месяцам и даже в дошкольном возрасте. На протяжении всего детства важно знать, по какой линии наблюдается наибольшая глубина отставания или наибольшее опережение, что является прогнозом на отдаленное будущее.Одним из важных показателей интеллектуального развития на первом году жизни является обучаемость.
Показатели эффективности обучения – в том, что ребенок первого полугодия жизни может сначала воспринимать и воспроизводить, затем воспринимать, запоминать и воспроизводить, а в последней четверти 1-го года – воспринимать, запоминать, понимать и воспринимать.
В психодиагностике умственного развития Стребелева предлагает учитывать параметры поведения и деятельности ребенка в процессе выполнения им диагностических заданий, имеющих в основе предметно-манипулятивные действия вспомогающих определенные виды помощи. Методика разработана для детей второго-третьего года жизни и показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста предлагается принятие считать задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение результата к своей деятельности. Принятие задачи – это согласие ребенка выполнить предложенное задание. При этом ребенок может проявлять интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым. Способы выполнения задания : самостоятельное выполнение, выполнение при помощи взрослого (то есть возможно диагностическое обучение), самостоятельно после обучения. Адекватность действий определяют их соответствие условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивные способы – действие силой или хаотичное, выполнение во всех случаях означает значительное нарушение умственное нарушение ребенка. Обучаемость обучается только в пределах заданий, рекомендуемых для детей данного возраста. В процессе обследования ребенку предлагается следующие виды помощи: выполнение действий по подражанию с использованием жестов, с речевой инструкцией. На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения, действуя одновременно с ним. Количество показа способов не должно превышать больше трех, а речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действия ребенка. Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствуют о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие обучаемости в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Отношение деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности и к результату.
Программа позволяет решать следующие задачи: Оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем; Оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка; прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Программа состоит из трех блоков:
Социальный блок представлен в виде социального паспорта семьи, в котором определяется ее социальный статус – социально-бытовой, социально-средовой, социально-экономический;
Медицинский блок представлен в виде таблицы с заключениями врачей разных специальностей и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этнологии, структуры ведущего нарушения, а также специфика осложняющих его расстройств;
Психолого-педагогический блок содержит набор диагностических таблиц для обследования детей и нацелен на диагностику реального уровня развития ребенка.
Тема: «Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»
На современном этапе особое значение и актуальность приобретает проблема ранней диагностики из – за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.
По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в развитии среди новорождённых составляет 74%, из них детей с нервно – психическими нарушениями 67%. Отмечается определённая динамика: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет (35,5% от общего числа детей с нарушениями в психофизическом развитии). Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.
Группа американских учёных проводила исследования с годовалыми детьми, которые не откликаются на своё имя. Учёные предполагают, что пониженная способность детей реагировать на своё имя – это поведенческая реакция детей, которым впоследствии ставят диагноз «аутизм». А официальный диагноз ставится в 3 – 4 года. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.
Работая учителем – дефектологом, я использую в своей работе методики обследования А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой для детей с нарушением интеллекта старшего и младшего возраста, содержащие задания на исследование уровня развития внимания, восприятия, мышления, речи. Например, при выполнении задания «Разбор и складывание пирамидки» ребёнком 3-4 лет выявляется возможность моделирования с учётом величины, наличие и характер соотносящих действий, ведущая рука, согласованность действий обеих рук. А при выполнении ребёнком старшего возраста задания «Составление рассказа по сюжетной картинке» выявляется уровень развития монологической речи, словарный запас.
В заключении хочется отметить, что наличие ранней, комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии, « сгладить » имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Литература
1. Проект «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии» Министерство образования РФ
2. «Проблема дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии» Фатихова Л. Ф. «Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения» Под общей редакцией С.С.Чернова.
3. «Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция» Мастюкова Е. М. Москва, просвещение, 1992
4. «Дошкольная олигофренопедагогика» А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 1998.
5. «Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития», Дефектология, 1995
6. «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей», Москва, 1989.
7. «Настольная книга педагога – дефектолога» Ростов – на – Дону», Феникс, 2005.
8. «Изучаем, обучая» С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Москва, 2002.
Источник
Ранняя диагностика
нервно-психического развития ребенка
позволяет выявить отклонения от
нормального развития уже на первом году
жизни. Ранняя диагностика нарушений
развития относится к возрасту от
рождения до 3 лет. Данный возраст
характеризуется интенсивным формированием
и созреванием основных морфологических
структур мозга, что обусловливает
сензитивность психики, т. е. ее особую
чувствительность к внешним воздействиям
(позитивным и негативным). Другими
словами, маленький ребенок, с одной
стороны, наиболее восприимчив в плане
обучения и развития психических функций,
с другой стороны, он максимально уязвим
в отношении различных вредностей,
которые могут вызвать серьезные
отклонения в психическом развитии.
В раннем возрасте
необходим особый подход к диагностике
развития, причем наибольшее значение
имеет медицинская диагностика в целях
выявления повреждений сенсорных органов,
опорно-двигательного аппарата, центральной
нервной системы.
У всех детей с
нарушениями развития в раннем возрасте
резко ограничен социальный опыт и
является выраженной недостаточность
двух основных факторов развития: общения
с другими людьми и предметной деятельности.
Замедление созревания ЦНС и формирования
психофизических функций, отставание
становления доминантности одного из
полушарий наблюдаются при всех отклонениях
в развитии.
Проявления
отклонений в развитии, не связанные с
сенсорными дефектами (нарушениями
слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата), нельзя оценивать однозначно:
они малоспецифичны, малодифференцированы
и могут входить в различные симптомокомплексы.
Поэтому в раннем возрасте затруднена
дифференциальная диагностика общего
недоразвития речи, легкой степени
умственной отсталости и задержек
психического развития. Психолого-педагогическая
симптоматика этих отклонений для данного
возраста является сегодня недостаточно
разработанной [19].
При подозрениях
на отклонения в развитии у ребенка
раннего возраста как составляющая
комплексной диагностики выделяется
психопатологическое обследование,
включающее два основных этапа:
Симптоматическая
диагностика: предполагает выделение
и описание симптомов нарушений сна,
влечений, психомоторики, эмоционального
реагирования, поведенческие отклонения,
нарушения речи, расстройства общения
и познавательной деятельности и др.
(приложение 2).Синдромологическая
и нозологическая диагностика: включает
диагностику синдромов, патологических
и болезненных процессов.
Психопатологическое
обследование должно квалифицировать
психическое развитие в целом как
своевременное, опережающее, равномерно
задержанное, с изолированными задержками,
выраженное отставание, грубое отставание
и др. [17].
В психологической
диагностике нарушений развития необходимо
учитывать основные положения теории
Л.С.Выготского [6]:
Ребенок, имеющий
нарушение развития, не «менее развитой»,
он «иначе развитой». В связи при
диагностике развития нет смысла
ориентироваться на средние нормы.
Отправной точкой для диагноста должны
становиться индивидуальные нормы, а
основной задачей – выявление качественного
своеобразия психического развития
индивида.В структуре дефекта
выделяют «первичный дефект», имеющий
биологическую природу», и «вторичный
дефект», связанный с социо-культурным
развитием. Вторичные дефекты неоднородны,
разнообразны: одни являются прямым
следствием первичного дефекта, другие
же являются следствием искаженной
социальной ситуации развития. Выяснение
глубины вторичного дефекта является
необходимым условием своевременной
адекватной коррекции развития. Чем
дальше вторичный дефект отстоит от
первичного повреждения, тем он более
пластичен в плане коррекции.Для прогноза
психического развития наиболее
эффективной является диагностика в
«зоне ближайшего развития».Каждый дефект
влечет за собой стремление к компенсации.
В процессе диагностики необходимо
выявить те сохранные возможности,
которые могли бы стать основой для
компенсации.Психическое
развитие осуществляется в деятельности,
поэтому диагностика должна осуществляться
в процессе деятельности, ведущей для
ребенка данного возраста и уровня
развития.
Ранняя диагностика
нарушений развития предполагает
проведение комплексной многоаспектной
квалификации состояния ребенка. Такую
диагностику определяют как интегративную.
Основные принципы интегративной
диагностики отклоняющегося развития
[19]:
— построение
гипотезы психологического обследования
на основе целостного представления о
ребенке с привлечением знаний из
разнообразных отраслей знания (медицины,
педагогики, психологии);
— построение
процедуры обследования в соответствии
с актуальным возрастом, особенностями
поведения ребенка, с учетом взаимодействия
между взрослыми и ребенком;
— использование
методического аппарата, адекватного
целям и гипотезе обследования;
— анализ получаемых
данных с применением технологий
интегративной оценки результатов,
дающий не только максимальную информацию
о специфике развития и формирования
психических функций, но и позволяющий
выявить комплекс причин, вызвавших
проблемы в развитии;
— психолого-педагогическая
квалификация уровня актуального развития
ребенка с выходом на постановку
психологического диагноза.
Следование данным
положениям дает возможность оценить
не только актуальный уровень развития,
но и прогнозировать дальнейшее развитие.
Основные проблемы
ранней психологической диагностики, в
том числе нарушений развития, соотносятся
с общими проблемами диагностики:
1. Недостаточное
количество диагностических методик
для детей младенческого и раннего
возрастов.
2. Трудность
дифференциальной диагностики нарушений
развития в младенчестве и раннем возрасте
по следующим причинам:
— оценка когнитивного
развития в данные периоды является
менее надежной, чем в более поздние
периоды;
— проблемы в
психической деятельности ребенка могут
быть обусловлены целым спектром причин.
3. Направленность
подавляющего большинства имеющихся
диагностических методик на диагностику
актуального состояния, а не на оценку
прогноза развития.
4. Отсутствие в
тестах отдельных норм для детей с
нарушениями развития (установление
таких норм чаще в принципе невозможно,
поскольку разнообразие нарушений по
их характеру и глубине не поддается
учету). В качестве важной части тестирования
выступают нормы. Важной задачей является
определение возрастных норм развития,
которые используются помимо всего
прочего в клинике при выявлении различных
отклонений в развитии ребенка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Вера Кучина
Консультация для воспитателей «Раннее выявление отклонений в развитии ребенка»
Ответственность родителей значительно возрастает, если ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. В этом случае диагностика состояния здоровья и развития маленького человека, особенно пока ему не исполнилось трех лет, важна с точки зрения планирования комплексной помощи ребенку и семье.
Помощь детям, имеющим нарушения развития, — это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское мероприятие, но широкий спектр услуг, и необходима как самим детям, так и их семьям. Такие услуги нужны, во-первых, тем детям, чье развитие уже существенно нарушено в результате врожденных изменений (таких, как церебральный паралич или нарушения слуха, изменений, вызванных средой (недостаточное вскармливание, заброшенность ребенка, неумелое или даже жестокое с ним обращение, других неизвестных причин (врожденного или приобретенного свойства либо их сочетания). Во-вторых, остро нуждаются в помощи те дети, чье развитие находится под угрозой в результате действия биологических факторов (например, Малый вес при рождении) или факторов среды (таких, как сочетание низкого дохода и отсутствие родственной поддержки).
Дети, чье развитие существенно нарушено в результате врожденных изменений, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста. Для них создание системы профессиональной помощи, как правило, очевидно. Напротив, распознание второй группы может быть затруднено так же, как и понимание того, что эти дети нуждаются в помощи. Вот почему столь важно проводить регулярные обследования ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития.
Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост маленького человека, имеющего нарушения развития, и достичь максимального успеха в раскрытии его возможностей при обучении. Кроме того, важно не допустить возникновения вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Вторичные дефекты появляются либо после врачебных ошибок, в процессе обучения или психо-социального консультирования ребенка, либо в результате искажения взаимоотношений его и семьи. Если же родным удается достичь взаимопонимания и приобрести навыки общения в соответствии с психофизическими особенностями ребенка, это, как правило, исключит иные вредные для него воздействия.
Помните: своевременная помощь ребенку позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его роста и развития.
Мы расскажем о взаимодействии врача и других специалистов с родителями, о том, как нужно наблюдать за развитием своего ребенка, чтобы вовремя обратить внимание на те или иные отклонения.
Диагноз нарушений в развитии ребенка — прежде всего медицинский. Он устанавливается врачом либо уже в родильном доме, либо на основании наблюдения за ростом и развитием ребенка участковым врачом-педиатром и врачами-специалистами. В зависимости от диагноза дети с нарушениями развития состоят на диспансерном учете у невропатолога, психоневролога, хирурга-ортопеда, окулиста, отоларинголога и др. Для семьи врач-педиатр и врач-специалист — это непосредственные кураторы, осуществляющие наблюдение и контроль за маленьким пациентом, главные консультанты и советчики во многих вопросах, связанных с течением заболевания.
На приеме врачом-специалистом ведется активный опрос, позволяющий наряду с осмотром на основании жалоб родителей сделать заключение о характере развития болезни, об особенностях ее протекания. Заключение врача обязательно фиксируется в карте индивидуального развития ребенка. Рекомендации по уходу за больным даются врачом сразу в момент постановки на диспансерный учет. Эти рекомендации изменяются в ходе роста, развития ребенка и касаются особенностей режима его сна, отдыха, питания, посещения детского дошкольного учреждения, школы, места летнего отдыха.
В диалоге врача и ребенка (родителей) активная сторона принадлежит именно врачу. Но это не означает, что родителям отводится роль слушателей. Ведь никто не знает ребенка лучше, никто не любит его так сильно, как они. Поэтому наблюдения близких за ребенком в процессе повседневного общения, в домашней обстановке могут дать врачу ценную информацию.
При посещении врача родители сами задают ему вопросы, связанные с проблемными ситуациями. К примеру, отдавать ли ребенка в детский сад, как выбрать оптимальный для него режим дня, какую форму обучения предпочесть: посещать школу или остановиться на индивидуальных занятиях. Эти и многие другие вопросы могут иметь несколько аспектов. Прежде всего — медицинский. Ведь любой медицинский ди-агноз, как уже отмечалось, устанавливается только врачом. Другой, не менее важный аспект — психологический. Здесь на помощь родителям приходит психолог, который работает в сотрудничестве с врачом. И наконец, помощь в разрешении проблем жизнедеятельности семьи призваны оказывать социальные работники. Они обладают знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере.
Особенности раннего развития ребенка и диагностика
Чтобы знать, когда и к какому специалисту вам лучше обратиться, необходимо точно представлять себе особенности вашего ребенка. Маленькие дети развиваются очень динамично. Каждый день вы можете отмечать что-нибудь новое в поведении малыша, поэтому важно внимательно наблюдать за его развитием, сообщая врачу обо всех изменениях.
Самое главное для родителей — научиться управлять развитием ребенка так, чтобы поведение взрослых, их взаимоотношения с малышом помогали ему добиваться лучших результатов. Стратегия вашего поведения может и должна изменяться от одного возраста ребенка к другому, в зависимости от тех особенностей, которые будут выступать на первый план по мере взросления.
Остановимся на этапах развития малыша в первый год жизни. Это, пожалуй, самое сложное время для семьи, когда родители особенно остро ощущают потребность в помощи специалистов. Кроме того, это и наиболее ответственный период. Внимательный анализ наблюдений за ребенком помогает выявить возможные нарушения на максимально ранней стадии и, следовательно, увеличить вероятность их компенсации в будущем.
Следует обратить внимание на то, какие стороны развития малыша выделяются: общая моторика (навыки владения своим телом, точная моторика (навыки владения мелкими мышцами руки и способность осуществлять координированные движения глаз и рук, развитие языка и речи (навыки их понимания и использования, познавательное (умственное) развитие, навыки самообслуживания, социальные навыки (навыки общения). Данная структура позволяет систематизировать наблюдения за ребенком и уточнить причины обращения к врачу или другим специалистам.
Общая моторика
новорожденный:
в вертикальном положении имитирует шагающие движения.
1 месяц:
лежа на животе, поднимает голову;
лежа на животе, делает движения, напоминающие попытки ползать.
лежа на животе, напрягает ножки, когда вы прикасаетесь к ступням, создавая для них опору.
ребенок поднимает голову с вашего плеча, когда вы держите его вертикально, прижимая к себе за спинку;
поворачивает голову из стороны в сторону, лежа на спине.
2 месяца:
использует руки и ноги в игре;
поворачивается с бока на спину;
лежа на животе, поднимает голову вверх, отрывая ее от матраца на 5-7 см;
реагирует быстрыми движениями рук и ног (похожими на «велосипед», когда видит знакомое лицо или игрушку.
3 месяца:
лежа на животе, поднимает грудь над столом приблизительно на 4—5 см, помогает себе руками, чтобы подняться еще выше;
когда вы держите ребенка вертикально, поддерживая под руки, он пытается опереться на носочки, поднимает ножки.
4 месяца:
когда вы подтягиваете малыша за ручки из положения «лежа на спине» в положение «сидя», он хорошо держит голову вровень с линией тела;
поворачивается со спины на бок;
когда вы держите ребенка в положении «лежа на животе» на ваших руках, он хорошо держит голову.
5 месяцев:
лежа на животе, поднимает голову и грудь и удерживает это положение 15—20 секунд;
лежа на животе, поднимается на руках, перенося вес тела на руки;
хорошо держит голову при всевозможных движениях тела (когда вы его поднимаете, сажаете, переворачиваете, кладете);
поднимает голову, лежа на спине;
поворачивается с живота на спину;
поворачивается со спины на живот;
сидит с поддержкой (например, в детском стульчике);
достаточно уверенно переносит вес тела на ноги в вертикальном положении;
лежа на спине, высоко поднимает ножки, удерживает их ненадолго в таком положении.
7 месяцев:
лежа на животе, поднимает голову и грудь, опираясь на одну руку;
сидит без поддержки;
когда вы поддерживаете его под руки в вертикальном положении, стоит, может переступать с ноги на ногу, смотрит на свои ножки;
встает, покачиваясь, на руки и коленки.
8 месяцев:
садится из положения «лежа на животе» и ложится на живот из положения «сидя»;
хорошо удерживает равновесие, сидя со свободными руками;
ползает на животе, руки использует для подтягивания тела вперед;
сам встает, держась за окружающую мебель.
9 месяцев:
сидит без поддержки приблизительно 10 минут;
поднимается на руки и колени из положения «лежа на животе»;
стоит, держась за что-либо, приблизительно 5 минут;
когда вы поддерживаете ребенка под руки и ставите его на пол, делает шагающие движения;
сам садится из положения «лежа», держась за что-нибудь.
10 месяцев:
держась за окружающие предметы, ребенок сам встает и сам садится;
ползает, опираясь на руки и колени;
стоит, держась за что-либо одной рукой;
садится из положения «стоя» без поддержки.
11 месяцев:
делает шаги на месте, держась за мебель;
ходит вокруг мебели, держась за нее одной или обеими руками;
в положении «стоя» может поворачивать тело на 90 градусов;
стоит самостоятельно без поддержки.
12 месяцев:
самостоятельно стоит и делает 3 шага без поддержки.
Точная моторика
новорожденный:
выраженный хватательный рефлекс (прикоснитесь своим пальцем к внутренней поверхности ладошки малыша: он схватывает ваш палец).
2 месяца:
удерживает погремушку 5—10 секунд, прежде чем уронить ее (к четырем неделям ребенок сразу же выпускает погремушку из рук, к восьми неделям ненадолго удерживает ее в руке);
исчезает хватательный рефлекс.
3 месяца:
тянется к яркому предмету обеими руками одновременно (если вы показываете яркую игрушку, ребенок сдвигает к ней руки одновременно с двух сторон, соединяя их перед грудью, часто касается игрушки сжатыми кулачками);
развлекается с игрушкой (если вы вкладываете игрушку в ручку ребенка, он подносит ее к щеке, берет в рот).
4 месяца:
наблюдает за движением собственных рук;
стучит и играет с погремушкой и рассматривает ее в течение нескольких минут;
играет с пальцами, берет пальцы в рот;
активно тянется к игрушкам, висящим над грудью, иногда стучит по ним руками;
ребенок старается взять игрушку, лежащую на груди или рядом с плечом;
удерживает яркое пластмассовое кольцо в руке примерно 1 минуту.
5 месяцев:
ребенок удерживает небольшой кубик (3 см) в руке между пальцами и ладонью;
ребенок пытается брать в руку ложку.
6 месяцев:
малыш может поднять чашку (приблизительно 9 см в диаметре) двумя руками, но необязательно подносит ее ко рту;
настойчиво старается достать привлекательный объект, находящийся рядом с ним, но недосягаемый (например, игрушку, стоящую на столе на расстоянии, превышающем длину руки ребенка).
7 месяцев:
с интересом играет с бумагой (машет, мнет, рвет);
держит один кубик и берет второй другой рукой, держит оба кубика одновременно несколько секунд;
берет в руку игрушечное кольцо, перекладывает его из одной руки в другую, берет в рот.
8 месяцев:
целенаправленно извлекает звуки из колокольчика после демонстрации того, как это делать;
9 месяцев:
держит два кубика в руках, подносит их друг к другу, соединяет, как будто сравнивая;
держит, кусает и жует сухарик;
берет небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев.
10 месяцев:
с интересом играет пальцами (старается просовывать палец в дырки, углубления, дергать крючки, рычажки);
снимает салфетку, если видел, что под нее положили игрушку;
может играть двумя предметами одновременно (стучать одним об другой, ставить один на другой, вкладывать один в другой, например, кубик в чашку).
11 месяцев:
тянет за веревочку, к которой привязана игрушка, чтобы достать ее;
держит карандаш, пытается оставить след карандаша на бумаге.
12 месяцев:
снимает крышку с коробки из-под обуви, если видел, что туда положили игрушку;
постукивает ложкой об ложку;
ставит два-три кубика один на другой после демонстрации того, как это делать.
Познавательное развитие
новорожденный:
реагирует на звук (пошумите погремушкой или колокольчиком слева и справа от ребенка и следите за его поведением и выражением лица).
1 месяц:
реагирует на голос (говорите мягким, спокойным голосом с каждой стороны от ребенка, наблюдайте за поворотом головы, выражением лица, размером зрачков).
2 месяца:
узнает родителей;
улыбается в ответ на ласковое обращение к нему.
3 месяца:
смотрит на лицо и глаза того, кто к нему обращается;
гулит, когда взрослый ласково говорит с ним;
смотрит дольше на лицо, чем на неодушевленные предметы;
смеется, «хихикает», выражая радость;
дольше осматривается вокруг при перемене места.
4 месяца:
настораживается, плачет, пугается, услышав сердитый голос;
следит глазами за медленно передвигающейся игрушкой (передвигайте игрушку с одной стороны от ребенка до другой, выдерживая одинаковое расстояние от игрушки до глаз ребенка — приблизительно 15—20 см);
наблюдает за движением собственных рук;
оставаясь ненадолго один в комнате, не плачет, гулит сам с собой, часто повторяет одни и те же звуки;
поворачивает голову в сторону источника звука;
гулит, улыбается и «просится» на руки, когда видит знакомого взрослого;
смотрит на игрушку и тянется за ней, успешно координируя движения рук и глаз;
отвечает на подготовку к кормлению (узнает бутылочку, открывает рот, чмокает, протягивает ручки);
поворачивает голову на звук погремушки.
5 месяцев:
выразительно смеется в ответ на игру с ним (когда вы его подбрасываете, веселите);
поворачивает голову, чтобы увидеть со стуком упавшую игрушку.
6 месяцев:
отличает знакомые лица от незнакомых (реакция на незнакомых может быть самой разной — от удивления до плача);
улыбается, гулит, выражает удовольствие от созерцания собственного отражения в зеркале;
во время игры реагирует негативно на попытки отнять игрушку;
вытягивает вперед ручки, демонстрируя желание, чтобы его взяли на руки;
бросает игрушку на пол и смотрит на нее;
голосом и движениями показывает радость, если слышит шаги или голос входящего в комнату близкого человека после того, как ненадолго оставался один в комнате;
берет в рот игрушки;
рассматривает предметы, когда держит их в руках.
7 месяцев:
активно пытается играть и изучать собственное отражение в зеркале (похлопывает его, смеется, пробует ртом).
8 месяцев:
повторяет движения, которые приводят к звучанию предметов (нажимает кнопки, стучит, машет колокольчиком).
9 месяцев:
отрицательно качает головой, выражая ответ «нет»;
имитирует звуки, которые произносят родители, лепечет;
узнает собственное имя, оборачивается, улыбается, когда его окликают.
10 месяцев:
отвечает действием на слова, которые обычно сопровождаются простыми действиями («сорока-белобока», «ладушки»);
останавливается, когда слышит «нет-нет», «не надо»;
рассматривает картинки в книжках.
11 месяцев:
повторяет свои действия, которые вызывают смех взрослых;
надевает кольца на основание пирамидки.
12 месяцев:
пытается петь под музыку;
дает игрушку взрослому по его просьбе;
выполняет простые просьбы (подходит, когда его зовут; указывает на картинки, которые вы называете; показывает простые детские игры, когда вы его об этом просите, например «ладушки»).
Развитие языка и речи
1 месяц:
замирает, вздрагивает, услышав неожиданные звуки;
откликается на голос (например, поворачивает голову, изменяет выражение лица).
2 месяца:
произносит отдельные гласные звуки;
выражает удовольствие от общения со взрослым (во время кормления, одевания, когда его берут на руки);
становится более активным, улыбается.
3 месяца:
активно реагирует на ласковое обращение к нему, тянет гласные звуки.
4 месяца:
поворачивает голову в сторону источника звука;
смеется, когда вы играете с ним.
5 месяцев:
визжит, во время игр или других приятных моментов произносит высокие звуки, ярко выражающие удовольствие.
8 месяцев:
произносит комбинации звуков (да-да, ба-ба, ма-ма); — имитирует звуки, которые обычно сопровождают игру со взрослыми, — щелканье языком, покашливание, чмоканье губами.
10 месяцев:
называет родителей — «ма-ма», «па-па».
12 месяцев:
говорит два слова кроме слов «мама», «папа».
Самообслуживание
6 месяцев:
поднимает чашку руками.
7 месяцев:
берет руками маленькие кусочки фруктов, овощей.
8 месяцев:
кусает, жует игрушк?