Диагностика отклонений в процессе развития ребенка

Основные закономерности развития нормального и ано­мального ребенка одинаковы. Диагностика отклонений в развитии всегда должна носить комплексный, многоплано­вый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного прояв­ления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структу­ра имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследова­нии ребенка специалистов разного профиля: врача, психоло­га, дефектолога, логопеда. Такой подход к изучению ребенка позволяет правильно ценить весь симптомокомплекс имею­щихся у него отклонений в развитии, дать адекватную оценку клинических, психологических, педагогических и других осо­бенностей его развития. Важное значение в диагностике ано-

мального развития придается системному ашь. ч

иысших психических процессов и функций ребенк^ разумевает комплексный системный учет данных нейре». логического, неврологического и психолого-педагогическо. обследования ребенка.

Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании де­тей с отклонениями в развитии оказывают психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), созданные вместо меди­ко-педагогических комиссий (МПК). В составе ПМПК работа­ют: заведующий, социальный работник образования, психолог, врач-невропатолог, врач-психиатр; дефектологи: олигофрено-педагог, сурдопедагог, логопед, тифлопедагог; медицинская сестра. Эти учреждения призваны решать многоплановые зада­чи: разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагоги­ческую помощь населению с целью предупреждения отклоне­ний в физическом и психическом развитии детей, своевременно выявлять и комплексно обследовать детей раннего, дошкольно­го и школьного возраста, выявляя нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказа­ния им лечебно-педагогической коррекционной помощи; помо­гать населению в предупреждении возможных отклонений в психическом и физическом развитии детей; обследовать детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готов­ности к школьному обучению и определять формы их обучения, разрабатывать индивидуальные рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей; оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам.

При необходимости ПМПК пересматривают ранее установ­ленные детям диагнозы (заключения), для чего ребенок на­правляется на дополнительное обследование в медицинское (лечебное) или научно-исследовательское учреждение.

На ПМПК возложена ответственность за выявление и учет всех детей с отклонениями в развитии. От ПМПК могут поступать предложения по дальнейшему развитию (или ре­организации) системы специализированной помощи в ре­гионе. Такие широкие полномочия ПМПК дают основание полагать, что коррекционная педагогика и специальная пси­хология выходят на качественно новый уровень развития теории и практики.

Отбор детей в специальное учреждение и комплектование групп (классов) также проводятся специалистами ПМПК рай­онного уровня и в самом учреждении. При этом специалисты руководствуются следующими принципами: отграничение детей с определенным видом патологии от других групп детей.

Для каждого типа специального учреждения предусмотрены свои особые правила приема. Например, в детский сад для детей с речевыми нарушениями принимаются дети с первично сохранным интеллектом и с нормальным слухом, имеющие только нарушение речи в виде фонетико-фонематического или общего недоразвития речи и в виде заикания.

Следующий принцип отбора — дифференцированное обу­чение по степени тяжести имеющегося отклонения в разви­тии (например, глухие и слабослышащие, слепые и слабови­дящие).

Третий принцип — возрастной, например, в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет. В каждую группу зачисляются дети определенного возраста. В старшую группу — от 5 до 6 лет, в подготовительную к школе группу — от 6 до 7 лет.

В каждом специальном образовательном учреждении ра­ботает врач, который помогает точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит соответствующее лечение, обеспечивает реализацию специального режима детского уч­реждения. Ребенок получает необходимую медицинскую те­рапию в течение всего срока его обучения в специальном об­разовательном учреждении.

Обследование — важный этап системы специальной помо­щи ребенку с отклонениями в развитии. Проводиться оно должно комплексно, различными специалистами. К сожале­нию, существующая практика обследования и консультиро­вания свидетельствует иногда об автономности в диагности­ческой деятельности специалистов. О комплексной диагностике говорится во всех нормативных и методических материалах, но на практике это требование не всегда в полной мере реали­зуется, а отсутствие комплексного структурного анализа со­стояния ребенка не может не сказываться негативно на эффек­тивности дальнейшего коррекционного воздействия.

Медицинская диагностика отклонений в развитии у детей включает осмотр ребенка, сбор и анализ анамнестических све­дений (желательно, чтобы их давала мать ребенка), оценку со­матического, неврологического и психического состояния ре­бенка. Основное внимание обращается на состояние эмоцио­нального, интеллектуального, психического и речевого разви­тия ребенка. В ряде случаев данные врача дополняются лабора­торными исследованиями (рентгенография черепа, энцефало­грамма, компьютерная томография и другие исследования).

Общий осмотр ребенка позволяет сделать заключение о ‘строении черепно-лицевого скелета, о пропорциональности и

особенностях лица, конечностей, тела и др. Уточняется со­стояние сенсорного развития — слуха, зрения.

Различают субъективные и объективные данные о ребенке. Последними считаются сведения, полученные при обследова­нии ребенка соответствующим специалистом: оториноларин­гологом и офтальмологом с использованием аппаратуры. Иногда врач по определенным симптомам устанавливает на­личие у ребенка врожденной наследственной неполноценно­сти: узкий сдавленный с боков лоб, микро- или макроцефалия (гидроцефалия), типичная внешность ребенка с синдромом Дауна, отставание в росте в сочетании с аномальным строе­нием лица и др. Среди дефектов зрительной системы наиболее показательными являются нистагм (толчкообразные движе­ния глазных яблок при боковых (крайних) отведениях глаз, при слежении за движущимся предметом), косоглазие, амблио-пия, нарушение-рефракции глаза и др.

Оценка нервной системы выявляет параличи и парезы (частичные параличи), судорожные симптомы (гиперкинез, тремор, тик и т.д.). Выявляется также наличие пороков в строении артикуляционного аппарата: укороченная подъя­зычная связка, узкое готическое нёбо, расщелины губы, твер­дого и мягкого нёба, субмукозная щель (подслизистая расще­лина в твердом нёбе), выявляется при пальпации, при произ­несении резкого громкого (на твердой атаке) звука А — это субъективная оценка, объективная картина может быть полу­чена только на рентгеновском снимке. Описывается состояние зубного ряда и прикуса.

В ходе медико-психолого-педагогического обследования определяются и основные аспекты коррекционного воздейст­вия на ребенка.

Для анализа и интерпретации характера деятельности ре­бенка большое значение имеет каждый этап: как ребенок ставит цель, программирует (планирует) предстоящую деятельность, как принимает и осмысливает стоящую перед ним задачу, как ориентируется в задании, как организует операционный уро­вень деятельности (выбор путей, исполнительский поиск опе­раций по выполнению задания, решение мыслительной задачи, нахождение результата и его сличение, сопоставление с наме­ченной целью, разные виды контроля: текущий, завершаю­щий — по следам выполненной работы, планирующий).

Обследование начинается с изучения неречевых функций, с психологической базы. Именно состояние психических процес­сов и функций в первую очередь важно для квалификации имеющегося отклонения в развитии ребенка, равно как и при

коррекционной работе обеспечивается упреждающее их раз­витие до коррекции языковых и речевых систем. При обследо­вании важно определить, какое звено или какие звенья в струк­туре деятельности ребенка не сформированы или нарушены, затруднены, чтобы далее строить изучение ребенка и коррекци-онное воздействие на него на выявленном актуальном уровне развития и в зоне ближайшего развития. Учитывается не толь­ко то, что ребенок знает и умеет, но и чему его можно научить, чем он может овладеть, что в состоянии узнать и сделать.

При обследовании психических функций ребенка обраща­ется внимание на условия его жизни и воспитания, на характер общения. Исследование психических функций всегда преду­сматривает возрастные особенности развития психики ребен­ка, ибо каждый возрастной этап развития характеризуется своими особенностями. Оценивается состояние внимания, вос­приятия, памяти, интеллекта, эмоциональных реакций, регу­ляции произвольной деятельности ребенка.

Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, за его поведением в различных ситуациях. Используется бесе­да с ребенком и со взрослым о ребенке, проводится обучаю­щий эксперимент.

Обращается внимание на то, как ребенок понимает обра­щенную к нему речь, как общается сам (речью или с использо­ванием паралингвистических средств общения — мимики, жестов, интонации). В соответствии с возрастными показате­лями учитывается, как ребенок произносит простые и много­сложные слова, правильно ли строит простую и усложненную фразу, понимает ли усложненный текст (текст со скрытым смыслом), может ли сам дать развернутое сообщение, соблю­дает ли в речи грамматические связи.

Оценивая общение ребенка, обращается внимание на его активность: может ли ребенок поддерживать речевой кон­такт, является ли инициатором общения, как отвечает на во­просы, задает ли их сам, знает ли стихи, песни и т.д. Оценива­ется конструктивная деятельность ребенка: может ли сложить узор или сделать постройку из элементов, действует сам или по подражанию, использует ли помощь в работе, справляется ли с разрезными картинками, проявляет ли ребенок познава­тельный интерес, может ли удерживать внимание, концентри­ровать его, распределять, переключать, продуктивна ли дея­тельность ребенка. Эти и ряд других показателей являются информативными для оценки психического и речевого разви— тия ребенка. По каждому разделу обследования в специаль­ной психолого-педагогической литературе приведено боль-

шое количество экспериментальных заданий с возрастными эталонами их выполнения и с оценочным анализом возни­кающих у ребенка затруднений.

При обследовании ребенка используется наглядность раз­ного вида: предметные, фразовые, сюжетные, серийные, пар­ные и другие картинки, материал окружающей обстановки. Используются разные виды игр, так как игра и картинки (наглядность) обеспечивают положительный эмоциональный фон, а значит, и результативность обследования, делая более показательными все реакции ребенка. Методы и приемы вы­явления отклонения в развитии ребенка подбираются в соот­ветствии с возрастом и с учетом предполагаемого у ребенка дефекта. Например, ребенку с нарушением речи разрешают давать жестовый ответ на вопрос, слабослышащему ребенку вопросы задают более громким голосом, ребенку с предпола­гаемым нарушением восприятия, понимания предлагаются задания не в словесной (вербальной), а в иной (например, жестово-мимической) форме. Характер ответных реакций ре­бенка на предлагаемые ему ситуации и задания не должен влиять на общую оценку умственного развития ребенка.

Особо затруднено обследование непонимающих и негово­рящих детей, детей с нарушенным поведением, со сниженным уровнем мотивации, с повышенной психической истощаемо-стью (утомляемостью). Наиболее трудны для диагностики близкие по внешнему проявлению состояния, которые явля­ются принципиально различными нарушениями. При внешне сходных проявлениях нарушения могут оказаться разными по структуре, механизмам, по причинам, их вызвавшим, и по прогнозу лечебно-оздоровительного и психолого-педагоги­ческого воздействия. На основе комплексной диагностики удается отграничить разные формы отклонений в развитии ребенка и определить характер необходимого воздействия.

Важно учитывать, что диагноз — не ярлык, который при­клеивается ребенку с момента обследования на всю даль­нейшую жизнь: ребенок растет, развивается, его нарушение сглаживается, а иногда усиливается, вызывая вторичные проявления. При комбинированной (комплексной) неполно­ценности в разные возрастные периоды на первый план вы­ходят то одни, то другие показатели. В ряде случаев диагноз ставится предположительно, а окончательное заключение делается только в ходе динамического наблюдения при ди­агностическом обучении.

Изучение ребенка в процессе его обучения и воспитания существенно отличается от обследования в условиях психо-

лого-медико-педагогических комиссий, консультаций, одна­ко вне зависимости от условий обследования должна быть обеспечена согласованность, совместность действий разных специалистов. Педагог в ходе динамического наблюдения прослеживает поступательный ход развития ребенка, фор­мирования его познавательной деятельности и психических процессов в целом, он может сравнить динамику личностно­го развития ребенка с возрастной нормой, соотнести с мето­дами обучения и с требованиями программы коррекционной работы.

Учет возрастных и личностных особенностей ребенка со­вместными усилиями педагогов и психологов позволяет не только выявить имеющиеся у ребенка проблемы, затруднения, дефекты, но и оценить сохранные стороны личности, потен­циальные возможности ребенка и опираться именно на них при отборе содержания и форм воспитания и обучения. Под­ходить к каждому ребенку с оптимистической гипотезой -важное условие сотрудничества специалистов при изучении, обучении и воспитании ребенка. Психолого-педагогическая поддержка, психотерапевтический подход дают ребенку воз­можность реализовать себя и активизироваться для решения поставленных перед ним задач.

Обследование ребенка не может и не должно быть стан­дартизировано. Его индивидуальная направленность прояв­ляется в отборе заданий, упражнений, видов предлагаемой ребенку работы, языкового и дидактического материала. Ин­дивидуальная направленность проявляется в виде и степени оказываемой ребенку помощи при организации его деятель­ности и контроле за ней.

Усиление гуманистической направленности при изучении, обучении и воспитании детей, переориентация педагогическо­го процесса на максимальный учет индивидуально-твор­ческих способностей, на создание каждому ребенку условий для его самореализации и развития делают необходимым и дальнейшее совершенствование обследования, в первую оче­редь — это развитие экспресс-диагностики и усиление роли технических средств при обследовании ребенка с отклонения­ми в развитии (разработка и внедрение ТСО).

Вторичные нарушения затрагивают в первую очередь те психические функции, которые наиболее интенсивно разви­ваются в раннем и дошкольном возрасте: речь, тонкая диффе­ренцированная моторика (артикуляционная и пальцев рук), пространственные и временные представления, произвольная регуляция деятельности и др.

Контрольные вопросы

1. Какие причины вызывают возрастание числа детей с отклоне­
ниями в развитии?

2. Приведите примеры первичных отклонений и вторичных на­
слоений в структуре дефекта при аномальном развитии.

3. Какие виды нарушений развития встречаются у детей?

4. Назовите основные причины нарушений развития ребенка.

5. Раскройте социальное значение дефектологии (коррекционной
педагогики).

6. Охарактеризуйте связь специальной психологии и коррекцион­
ной педагогики.

7. В чем суть системного, комплексного подхода к изучению,
обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии?

8. Объясните, почему педагоги дошкольных и школьных учреж­
дений должны знать основы коррекционной педагогики.

9. Охарактеризуйте принципы и приемы изучения (обследования)
ребенка.

10. Раскройте задачи и содержание работы психолого-медико-
педагогических консультаций.

11. Какие концепции (положения) Л.С.Выготского особо значи­
мы для коррекционной педагогики?

Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 5847; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10799 — | 8079 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Основные
закономерности развития нормального
и ано­мального ребенка одинаковы.
Диагностика отклонений в развитии
всегда должна носить комплексный,
многоплано­вый,
системный характер. Делать заключение
о психическом развитии
ребенка на основании какого-то единичного
прояв­ления
(показателя, симптома) было бы ошибочным.
Структу­ра
имеющегося у ребенка дефекта может быть
выявлена и правильно
диагностирована только при участии в
обследова­нии
ребенка специалистов разного профиля:
врача, психоло­га,
дефектолога, логопеда. Такой подход к
изучению ребенка позволяет правильно
ценить весь симптомокомплекс имею­щихся
у него отклонений в развитии, дать
адекватную оценку клинических,
психологических, педагогических и
других осо­бенностей
его развития. Важное значение в диагностике
ано-

мального
развития придается системному ашь. ч

иысших
психических процессов и функций ребенк^
разумевает
комплексный системный учет данных
нейре». логического,
неврологического и психолого-педагогическо.
обследования
ребенка.

Большую
помощь в диагностике, лечении и воспитании
де­тей
с отклонениями в развитии оказывают
психолого-медико-педагогические
консультации (ПМПК), созданные вместо
меди­ко-педагогических
комиссий (МПК). В составе ПМПК работа­ют:
заведующий, социальный работник
образования, психолог, врач-невропатолог,
врач-психиатр; дефектологи:
олигофрено-педагог,
сурдопедагог, логопед, тифлопедагог;
медицинская сестра.
Эти учреждения призваны решать
многоплановые зада­чи: разрабатывать
и осуществлять медико-психолого-педагоги­ческую
помощь населению с целью предупреждения
отклоне­ний
в физическом и психическом развитии
детей, своевременно выявлять
и комплексно обследовать детей раннего,
дошкольно­го
и школьного возраста, выявляя нарушения
физического, интеллектуального
и эмоционального развития с целью
оказа­ния
им лечебно-педагогической коррекционной
помощи; помо­гать населению в
предупреждении возможных отклонений
в психическом
и физическом развитии детей; обследовать
детей старшего
дошкольного возраста с целью выявления
их готов­ности
к школьному обучению и определять формы
их обучения, разрабатывать
индивидуальные рекомендации по лечению,
обучению и воспитанию детей; оказывать
консультативную помощь
родителям, методическую помощь педагогам.

При
необходимости ПМПК пересматривают
ранее установ­ленные
детям диагнозы (заключения), для чего
ребенок на­правляется
на дополнительное обследование в
медицинское (лечебное)
или научно-исследовательское учреждение.

На
ПМПК возложена ответственность за
выявление и учет
всех детей с отклонениями в развитии.
От ПМПК могут поступать предложения по
дальнейшему развитию (или ре­организации)
системы специализированной помощи в
ре­гионе.
Такие широкие полномочия ПМПК дают
основание полагать,
что коррекционная педагогика и специальная
пси­хология
выходят на качественно новый уровень
развития теории и практики.

Отбор
детей в специальное учреждение и
комплектование групп (классов) также
проводятся специалистами ПМПК рай­онного
уровня и в самом учреждении. При этом
специалисты руководствуются
следующими принципами: отграничение
детей
с определенным видом патологии от других
групп детей.

Для
каждого типа специального учреждения
предусмотрены свои
особые правила приема. Например, в
детский сад для детей
с речевыми нарушениями принимаются
дети с первично сохранным
интеллектом и с нормальным слухом,
имеющие только
нарушение речи в виде фонетико-фонематического
или
общего недоразвития речи и в виде
заикания.

Следующий
принцип отбора — дифференцированное
обу­
чение
по степени тяжести имеющегося отклонения
в разви­
тии
(например,
глухие и слабослышащие, слепые и
слабови­дящие).

Третий
принцип — возрастной,
например,
в детский сад для детей
с тяжелыми нарушениями речи принимаются
дети в возрасте
от 2 до 7 лет. В каждую группу зачисляются
дети определенного возраста. В старшую
группу — от 5 до 6 лет, в подготовительную
к школе группу — от 6 до 7 лет.

В
каждом специальном образовательном
учреждении ра­ботает
врач, который помогает точнее определить
диагноз ребенка,
назначает и проводит соответствующее
лечение, обеспечивает
реализацию специального режима детского
уч­реждения.
Ребенок получает необходимую медицинскую
те­рапию
в течение всего срока его обучения в
специальном об­разовательном
учреждении.

Обследование
— важный этап системы специальной помо­щи
ребенку с отклонениями в развитии.
Проводиться оно должно
комплексно,
различными
специалистами. К сожале­нию,
существующая практика обследования и
консультиро­вания
свидетельствует иногда об автономности
в диагности­ческой
деятельности специалистов. О комплексной
диагностике говорится
во всех нормативных и методических
материалах, но
на практике это требование не всегда в
полной мере реали­зуется,
а отсутствие комплексного структурного
анализа со­стояния
ребенка не может не сказываться негативно
на эффек­тивности
дальнейшего коррекционного воздействия.

Медицинская
диагностика отклонений в развитии у
детей включает осмотр ребенка, сбор и
анализ анамнестических све­дений
(желательно, чтобы их давала мать
ребенка), оценку со­матического,
неврологического и психического
состояния ре­бенка. Основное внимание
обращается на состояние эмоцио­нального,
интеллектуального, психического и
речевого разви­тия
ребенка. В ряде случаев данные врача
дополняются лабора­торными
исследованиями (рентгенография черепа,
энцефало­грамма, компьютерная
томография и другие исследования).

Общий
осмотр
ребенка
позволяет сделать заключение о ‘строении
черепно-лицевого скелета, о пропорциональности
и

особенностях
лица, конечностей, тела и др. Уточняется
со­стояние
сенсорного развития — слуха, зрения.

Различают
субъективные и объективные данные о
ребенке. Последними считаются сведения,
полученные при обследова­нии
ребенка соответствующим специалистом:
оториноларин­гологом
и офтальмологом с использованием
аппаратуры. Иногда
врач по определенным симптомам
устанавливает на­личие
у ребенка врожденной наследственной
неполноценно­сти: узкий сдавленный
с боков лоб, микро- или макроцефалия
(гидроцефалия),
типичная внешность ребенка с синдромом
Дауна,
отставание в росте в сочетании с
аномальным строе­нием
лица и др. Среди дефектов зрительной
системы наиболее показательными
являются нистагм (толчкообразные
движе­ния
глазных яблок при боковых (крайних)
отведениях глаз, при
слежении за движущимся предметом),
косоглазие, амблио-пия,
нарушение-рефракции глаза и др.

Оценка
нервной системы
выявляет
параличи и парезы (частичные
параличи), судорожные симптомы (гиперкинез,
тремор, тик и т.д.). Выявляется также
наличие пороков в строении
артикуляционного аппарата: укороченная
подъя­зычная
связка, узкое готическое нёбо, расщелины
губы, твер­дого и мягкого нёба,
субмукозная щель (подслизистая расще­лина
в твердом нёбе), выявляется при пальпации,
при произ­несении
резкого громкого (на твердой атаке)
звука А — это субъективная
оценка, объективная картина может быть
полу­чена
только на рентгеновском снимке.
Описывается состояние зубного
ряда и прикуса.

В ходе
медико-психолого-педагогического
обследования определяются и основные
аспекты коррекционного воздейст­вия
на ребенка.

Для
анализа и интерпретации характера
деятельности ре­бенка
большое значение имеет каждый этап: как
ребенок ставит цель,
программирует (планирует) предстоящую
деятельность, как принимает и осмысливает
стоящую перед ним задачу, как ориентируется
в задании, как организует операционный
уро­вень
деятельности (выбор путей, исполнительский
поиск опе­раций по выполнению задания,
решение мыслительной задачи, нахождение
результата и его сличение, сопоставление
с наме­ченной
целью, разные виды контроля: текущий,
завершаю­щий
— по следам выполненной работы,
планирующий).

Обследование
начинается с изучения
неречевых функций,
с
психологической
базы.
Именно
состояние психических процес­сов
и функций в первую очередь важно для
квалификации имеющегося
отклонения в развитии ребенка, равно
как и при

коррекционной
работе обеспечивается упреждающее их
раз­витие
до коррекции языковых и речевых систем.
При обследо­вании важно определить,
какое звено или какие звенья в струк­туре
деятельности ребенка не сформированы
или нарушены, затруднены, чтобы далее
строить изучение ребенка и коррекци-онное
воздействие на него на выявленном
актуальном уровне развития и в зоне
ближайшего развития. Учитывается не
толь­ко
то, что ребенок знает и умеет, но и чему
его можно научить, чем он может овладеть,
что в состоянии узнать и сделать.

При
обследовании психических функций
ребенка обраща­ется
внимание на условия
его жизни и воспитания,
на
характер
общения.
Исследование
психических функций всегда преду­сматривает
возрастные особенности развития психики
ребен­ка,
ибо каждый возрастной этап развития
характеризуется своими
особенностями. Оценивается состояние
внимания, вос­приятия,
памяти, интеллекта, эмоциональных
реакций, регу­ляции произвольной
деятельности ребенка.

Проводится
диагностическое наблюдение за игрой
ребенка,
за
его поведением в различных ситуациях.
Используется бесе­да
с ребенком и со взрослым о ребенке,
проводится обучаю­щий
эксперимент.

Обращается
внимание на то, как ребенок понимает
обра­щенную
к нему речь,
как
общается сам (речью или с использо­ванием
паралингвистических средств общения
— мимики, жестов, интонации). В соответствии
с возрастными показате­лями учитывается,
как ребенок произносит простые и
много­сложные
слова, правильно ли строит простую и
усложненную фразу,
понимает ли усложненный текст (текст
со скрытым смыслом),
может ли сам дать развернутое сообщение,
соблю­дает
ли в речи грамматические связи.

Оценивая
общение
ребенка,
обращается
внимание на его активность:
может
ли ребенок поддерживать речевой кон­такт,
является ли инициатором общения, как
отвечает на во­просы,
задает ли их сам, знает ли стихи, песни
и т.д. Оценива­ется
конструктивная
деятельность ребенка:
может
ли сложить узор
или сделать постройку из элементов,
действует сам или по подражанию,
использует ли помощь в работе, справляется
ли с разрезными картинками, проявляет
ли ребенок познава­тельный
интерес, может ли удерживать внимание,
концентри­ровать
его, распределять, переключать, продуктивна
ли дея­тельность
ребенка. Эти и ряд других показателей
являются информативными
для оценки психического и речевого
разви—
тия ребенка. По каждому разделу
обследования в специаль­ной
психолого-педагогической литературе
приведено боль-

шое
количество экспериментальных заданий
с возрастными эталонами
их выполнения и с оценочным анализом
возни­кающих
у ребенка затруднений.

При
обследовании ребенка используется
наглядность раз­ного
вида: предметные, фразовые, сюжетные,
серийные, пар­ные и другие картинки,
материал окружающей обстановки.
Используются
разные виды игр, так как игра и картинки
(наглядность)
обеспечивают положительный эмоциональный
фон,
а значит, и результативность обследования,
делая более показательными все реакции
ребенка. Методы и приемы вы­явления
отклонения в развитии ребенка подбираются
в соот­ветствии
с возрастом и с учетом предполагаемого
у ребенка дефекта. Например, ребенку с
нарушением речи разрешают давать
жестовый ответ на вопрос, слабослышащему
ребенку вопросы
задают более громким голосом, ребенку
с предпола­гаемым нарушением восприятия,
понимания предлагаются задания
не в словесной (вербальной), а в иной
(например, жестово-мимической)
форме. Характер ответных реакций ре­бенка
на предлагаемые ему ситуации и задания
не должен влиять
на общую оценку умственного развития
ребенка.

Особо
затруднено обследование непонимающих
и негово­рящих
детей, детей с нарушенным поведением,
со сниженным уровнем
мотивации, с повышенной психической
истощаемо-стью
(утомляемостью). Наиболее трудны для
диагностики близкие по внешнему
проявлению состояния, которые явля­ются
принципиально различными нарушениями.
При внешне сходных
проявлениях нарушения могут оказаться
разными по структуре,
механизмам, по причинам, их вызвавшим,
и по прогнозу лечебно-оздоровительного
и психолого-педагоги­ческого
воздействия. На основе комплексной
диагностики удается отграничить разные
формы отклонений в развитии ребенка
и определить характер необходимого
воздействия.

Важно
учитывать, что диагноз — не ярлык, который
при­клеивается
ребенку с момента обследования на всю
даль­нейшую жизнь: ребенок растет,
развивается, его нарушение сглаживается,
а иногда усиливается, вызывая вторичные
проявления.
При комбинированной (комплексной)
неполно­ценности
в разные возрастные периоды на первый
план вы­ходят
то одни, то другие показатели. В ряде
случаев диагноз ставится
предположительно, а окончательное
заключение делается
только в ходе динамического наблюдения
при ди­агностическом обучении.

Изучение
ребенка в процессе его обучения и
воспитания существенно
отличается от обследования в условиях
психо-

лого-медико-педагогических
комиссий, консультаций, одна­ко
вне зависимости от условий обследования
должна быть обеспечена
согласованность,
совместность действий разных
специалистов.
Педагог
в ходе динамического наблюдения
прослеживает
поступательный ход развития ребенка,
фор­мирования
его познавательной деятельности и
психических процессов в целом, он может
сравнить динамику личностно­го
развития ребенка с возрастной нормой,
соотнести с мето­дами обучения и с
требованиями программы коррекционной
работы.

Учет
возрастных и личностных особенностей
ребенка со­вместными
усилиями педагогов и психологов позволяет
не только
выявить имеющиеся у ребенка проблемы,
затруднения, дефекты,
но и оценить сохранные стороны личности,
потен­циальные
возможности ребенка и опираться именно
на них при
отборе содержания и форм воспитания и
обучения. Под­ходить
к каждому ребенку с оптимистической
гипотезой -важное
условие сотрудничества специалистов
при изучении, обучении и воспитании
ребенка. Психолого-педагогическая
поддержка, психотерапевтический подход
дают ребенку воз­можность реализовать
себя и активизироваться для решения
поставленных
перед ним задач.

Обследование
ребенка не может и не должно быть
стан­дартизировано.
Его индивидуальная направленность
прояв­ляется
в отборе заданий, упражнений, видов
предлагаемой ребенку работы, языкового
и дидактического материала. Ин­дивидуальная
направленность проявляется в виде и
степени оказываемой
ребенку помощи при организации его
деятель­ности
и контроле за ней.

Усиление
гуманистической направленности при
изучении, обучении и воспитании детей,
переориентация педагогическо­го
процесса на максимальный учет
индивидуально-твор­ческих
способностей, на создание каждому
ребенку условий для
его самореализации и развития делают
необходимым и дальнейшее
совершенствование обследования, в
первую оче­редь — это развитие
экспресс-диагностики и усиление роли
технических
средств при обследовании ребенка с
отклонения­ми
в развитии (разработка и внедрение ТСО).

Вторичные
нарушения затрагивают в первую очередь
те психические
функции, которые наиболее интенсивно
разви­ваются
в раннем и дошкольном возрасте: речь,
тонкая диффе­ренцированная
моторика (артикуляционная и пальцев
рук), пространственные
и временные представления, произвольная
регуляция деятельности и др.

Источник