Диагностика на ребенка 5 лет по речевому развитию
Учебно — методический комплект диагностических методик речевого развития детей 5 — 6 лет создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.
Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
Назначение: тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
Технология определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста
Тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей.
Однако необходимо помнить, что речевая продукция, возникающая в результате выполнения того или иного задания, предоставляет материал для анализа по многим параметрам, например: количественный состав словаря и объем вербальной памяти; уровень сформированности системных связей в лексиконе и словообразовательных процессов; концентрация и распределение внимания, словесно-логическое мышление и словоизменительные навыки. Кроме того, при обследовании необходимо дифференцировать виды речевой деятельности: продуктивные (говорение) и репродуктивные (аудирование, восприятие).
Оценить речевую продукцию ребенка во время проведения диагностической процедуры, учитывая сразу все параметры в комплексе, очень сложно. Поэтому каждое тестовое задание предполагает оценку речи ребенка не более чем по двум-трем определенным параметрам.
Наиболее четкому структурированию в практическом применении поддаются задания, позволяющие оценить речь по таким параметрам, как:
сформированность лексической системности;
сформированность грамматической компетенции;
сформированность фонологической компетенции. Психологическая база речи (оперативная и
долговременная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы), а также смысловая адекватность высказывания оцениваются по результатам выполнения всех диагностических заданий в целом.
Инновационная сущность предлагаемой методики заключается прежде всего в том, что определение уровня речевого развития не сводится собственно к его квалификационной оценке (уровень А; Б; С … или уровень 1; 2; 3… и т.п.), так как она малоинформативна с точки зрения прогнозирования перспектив дальнейшего речевого развития ребенка. Не говоря уже о том, что оценка речи в «чистом виде», т.е. безотносительно к конкретным ситуациям (уровень притязаний, бытовые условия жизни, социальная среда, соматическое состояние и др.), не представляется эффективной.
Оценка речевой продукции проводится на основе качественных характеристик. Параметры, выведенные в сводных таблицах для каждого возраста, легко комбинируются в модульные ряды в зависимости от интересующего аспекта речи. Таким образом, результаты тестирования могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма, которые порой развиты у детей весьма неравномерно. В подобных ситуациях одинаковое общее количество баллов у детей вовсе не отражает истинную картину их речевого развития и тем более не определяет единый маршрут их логопедического сопровождения.
Использование этих тестов позволяет проанализировать динамику речевого развития по определенным параметрам.
Особенно хотелось бы подчеркнуть, что результаты данного тестирования следует рассматривать в описательном плане как развернутую характеристику речевого развития ребенка.
В итоге проведения диагностической процедуры должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
Возраст: дети дошкольного возраста — 5-6 лет.
Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.
Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком городе ты сейчас живешь? В какие дни недели мы отдыхаем? Какие звери живут в лесу? (3—5 слов) Кого поздравляют 8-го марта? С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз? Когда перелетные птицы улетают на юг? На каком этаже ты живешь? Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет светофора? Какой сейчас месяц? Какие ты знаешь сказки? (2—3 сказки)
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 12.
Блок I
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.
Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках.
Рисунки:
А. скворечник, люстра, гнездо, гиря, кувшин, клещи, портфель
Б. клен, рябина, колокольчики, одуванчик, дуб, ромашка, ландыш.
В.синица, снегирь, ласточка, индюк, дятел, носорог, бегемот, рысь.
Г. смородина, вишня, малина, редис, баклажаны, свекла, кабачок.
Д. кепка, панама, комбинезон, пиджак, галстук, туфли, сандалии.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 36.
Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Рисунки: холодильник, хлебница, отвертка, кормушка, сети, половник, носилки (лист 5-6).
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 7.
Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом
Рисунки (парами): сахарница — сахар; шуруп — отвертка; свитер — клубок; самокат — велосипед.
ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Задание 4. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки: шуруп—гвоздь; кофта—свитер; пальто—шуба; табурет—стул.
ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков I —
1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4
Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:
Девочка поливает сметаной вареники.
Мальчик раскрашивает картинку.
Девочка посыпает маком (солью, сахаром) печенье.
Мальчик выбивает ковер.
Девочка выливает воду.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 6. Послушай слова и скажи, какое лишнее. Объясни свой выбор. Слова:
вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника;
морковь, огурцы, репа, яблоко, кабачок.
ОЦЕНКА: верный ответ — 1 балл, неверный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
Задание 7. Растолкуй значения слов: маслёнка, пелёнка, селёдочница, дрессировщица, воротник, лыжник, шахматист, турист.
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.
Задание 8. Как называется профессия человека, который: работает на тракторе, убирает двор и улицу, показывает фокусы, играет на гитаре, на скрипке, охраняет лес?
ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 9.Догадайся, какое слово будет следующим.
Образец: Курица — цыплёнок; свинья — поросёнок.
Корова — телёнок; собака — ?
Ворона — гнездо; муравей — ?
Лётчик — самолёт; шофёр — ?
Коза — козёл; курица — ?
Рыба — удочка; бабочка — ?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Блок II
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.
Задание 10. Ответь на вопросы.
Какой мяч мы называем футбольным?
Какую бочку мы называем дубовой?
Какую змею мы называем ядовитой?
Какую ветку мы называем сосновой?
Какие лыжи мы называем горными?
Какие очки мы называем солнцезащитными?
Какую машину мы называем снегоуборочной?
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 7.
Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один?
Образец: лист—листья.
Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, леденец.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимально е количество баллов — 6.
Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено и сколько.
Рисунки: шесть чашек, пять пуговиц, пять кисточек, пять карандаше шесть топоров, пять кукол (лист 5-10).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимально е количество баллов — 6.
Задание 13. Назови иначе.
Образец: Лист дуба — это дубовый лист.
Куст сирени — это…
Сок черники — это…
Ствол берёзы — эта…
Косточка вишни — это…
Варенье из земляники — это…
Сок абрикоса — это…
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 14. Закончи предложение.
Тигр живет с тигрицей, а лев …
Шерсть козы — козья шерсть, а шерсть овцы …
На гитаре играет гитарист, а на скрипке …
Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины …
Хвост кошки — кошачий хвост, а хвост лисы …
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
3адание 15. Догадайся, какое слово будет следующим.
Перец — перечница, мыло — ?
Сосна — сосновый, земляника — ?
Лётчик — летать, дрессировщик — ?
Длинный — длиннее, короткий — ?
Рыбный — рыба, мясной — ?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 16. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что делают животные.
Рисунки: кошка под стулом, кошка на заборе, кошка за деревом, собака перепрыгивает барьер (через барьер), кошка спрыгивает со стула (лист 5-11).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 17. Послушай и повтори предложение, не меняя слов.
Наступила осень, и перелётные птицы улетели на юг.
На баяне играет баянист, а на скрипке — скрипач.
Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Задание 18.Послушай предложение и ответь на вопросы. Катя старше Иры на два года. Кто младше: Катя или Ира? Петю провожал дедушка. Кто уезжал?
После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал газету?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Блок III
Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи.
Задание 19. Повтори слова: экскаватор, эскалатор, архитектор, кораблекрушение, водопроводчик, аэропорт.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (неправильным ответом считаются пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6
Задание 20. Повтори слоги: па-ба-па; аши-асы-аши; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 21.
А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук_
ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (; пустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.
Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [з]. Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук.
ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно пустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество слов — 1 Максимальное количество баллов за все задание — 2.
Задание 22.
- Послушай слова и скажи, какой звук слышится первым. Слова: ваза, жёлудь, коса, утка, галстук.
ОЦЕНКА: правильно (назвал все начальные звуки) — 1 балл, не правильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.
Б. Сколько звуков в слове «жук»?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.
- Сколько звуков в слове «ваза»?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.
Максимальное количество баллов за все задание — 3.
Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; тя-тя-тя, тя-тя-тя,тя-тя-тя.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 24.Повтори предложения с разной интонацией.
Мама ходила вчера в магазин?
Мама ходила вчера в магазин?
Мама ходила вчера в магазин?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Задание 25.Дай утвердительный ответ на вопрос.
Дедушка ходил вчера в аптеку? (Да, в аптеку.)
Брат вчера получил письмо? (Да, вчера.)
Лена ходила вчера в театр? (Да, ходила.)
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Блок IV
Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.
Задание 26.Послушай рассказ и ответь на вопросы.
Как ежик в лесу гулял
Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел листик и наколол на иголочки. Увидел ягодку и тоже наколол. Заметил он в луже голубую звезду. Хотел и ее наколоть, но ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и решил накрыть ее лопухом — пусть до утра полежит. А утром вместо голубой звезды обнаружил он в луже большое красное солнышко.
Вопросы: Когда ежик пошел гулять? Что видел ежик в лесу? Чем ежик накрыл звезду? Что увидел ежик в луже утром? Почему вместо звезды в луже оказалось солнышко?
ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку):Мальчик перепрыгнул через лужу и пошел дальше, а девочка остановилась около нее.
- Мальчик оглянулся, а девочка плачет.
- Мальчик вернулся, принес дощечку и перекинул ее через лужу.
- Мальчик помог девочке перейти через лужу.
ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов. Максимальное количество баллов — 2.
Задание 28.Составь рассказ по этим картинкам (картинки те же).
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) в рассказе верно передан сюжет;
б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;
в) тема раскрыта полностью;
г) ребенок не испытывает трудностей в формулировании содержания.
1 балл:
а) сюжет передан частично;
б) логическая последовательность событий не нарушена;
в) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);
г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.
0 баллов:
а) рассказ не передает предложенный сюжет;
б) нарушена логическая последовательность событий;
в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.
Задание 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.
Лев и медведь.
Лев и медведь добыли мясо. Решили они полакомиться, но не смогли поделить добычу. Никто из них не хотел делиться. Стали они из-за мяса драться. Долго дрались, а потом ослабели оба и легли на землю. В это время мимо пробегала лиса. Она увидела мясо, тихонько подкралась к нему и утащила к себе в нору. Так из-за своей жадности лев и медведь остались голодными.
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) в пересказе полностью передано содержание текста;
б) пересказ включает как основную, так и дополнительную информацию;
в) при пересказе используется вариативность речи.
1 балл:
а) содержание текста передано частично;
б) в пересказе присутствует только основная информация;
в) использованы лексика и синтаксические конструкции оригинала.
0 баллов:
а) пересказ не соответствует оригиналу;
б) нарушена смысловая организация текста;
в) значительные трудности в языковом оформлении текста. Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.
Литература.
Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.
«Помощь по сайту» — нажмите на изображение — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу — «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Источник
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста ( от 5 до 7 лет)
Содержание
Пояснительная записка
-краткая характеристика речевого развития детей в норме и с ТНР
-используемая при составлении диагностического материала литература
-содержание обследования
— оценка уровня сформированности речи
Стимульный материал к мониторингу уровня речевого развития детей 5-7 лет
Речевая карта ребенка 5-7 лет (составлена к стимульному материалу)
Приложение 1 к мониторингу уровня речевого развития детей 5-7 лет ( протокол обследования, индивидуальный профиль речевого развития, профиль уровня сформированности речи в группе с ТНР — примеры)
Пояснительная записка
Данный диагностический материал разработан для определения уровня развития речи детей 5-7 лет.
Характеристика формирования речи детей дошкольного возраста (5-7 лет) в норме и ТНР.
Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения. Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается в дошкольном детстве. К 5 годам у ребёнка в норме достаточно сформированы все компоненты речи: произносит и различает все звуки, способен к звуковому анализу и синтезу; достаточный объём словарного запаса, которым ребёнок правильно пользуется; сформирована грамматическая сторона речи, верно употребляются основные формы словообразования и словоизменения. Собственная речь развёрнута, предложения полные.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Кгруппе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.
На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;
на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;
на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений).
Используемая при составлении диагностического материала литература:
Диагностика речевого развития составлена с опорой на следующие материалы:
Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2014
Крупенчук О.И. «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста» Санкт-Петербург, «Литера»2011
Романович О. А., Кольцова Е. П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет.- Владос, 2013 г.
Романович О. А., Кольцова Е. П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет.- Владос, 2018 г.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002.
Балобанова В.Л.,БогдановаЛ.Г.,Венедиктова Л.В.,Воробей Т.Т.,Лалаева Р.И., Летакова В.И., Логинова В.А.,ЛопатинаЛ.В.,НищеваН.В.,Павлова Л.Н., Прищепова И.В., Серебрякова Н.В.,СоломахаЛ.С.,ТитоваТ.А.,ЧистовичИ.А.,ЧуйковаГ.Н.,Яковлев С.Б. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»,2000
Содержание диагностики
Диагностика направлена на оценку сформированности всех сторон речи и представлена в разделах:
Произносительная сторона- произношение звуков речи;
Фонематические процессы- восприятие фонем на слух, их различение, сформированность процессов звукового анализа и синтеза;
Слоговая структура слова – способность к восприятию ритма слова, а также звуко-слоговой наполняемости слов;
Грамматический строй речи- уровень сформированности навыков словообразования и словоизменения;
Лексика – объем и точность номинативного, предикативного словаря, словаря признаков; уровень сформированности обобщающих понятий и способности актуализации словарного запаса.
Связная речь- наличие самостоятельной диалоговой речи, развёрнутость и оформление высказывания самостоятельного и по заданию.
Диагностика осуществляетося на предложенном стимульном материале. Отдельно отмечены задания, которые даются детям с определённого возраста.
Результаты диагностики заносятся в речевую карту ребёнка, которая заполняется на начало учебного года. Промежуточные и итоговые результаты мониторинга речи, осуществляемые в середине и конце учебного года, отмечаются в сводной по группе таблице мониторинга а также представляются в индивидуальных графиках речевого развития(приложение 1). Уровень сформированности речи всей группы в целом фиксируется в профиле уровня развития речи группы и указывается в процентах.
Оценка осуществляется в соответствии с нормативными показателями речевого развития детей 5 — 7 лет.
Оценка уровня сформированности речи
Оценка сформированности сторон речи осуществляется в баллах; уровень развития речи определяется коэффициентом развития(КОР)
Оценочные баллы
1 – очень низкий
2 –низкий
3- средний
4- выше среднего
5 –норма
Формулы расчета среднего балла и коэфффициента развития (КОР)
1н+1н+1н+1н+1н+1н суммируются баллы по критериям контрольного промежутка времени
ср . балл = 6 количество критериев
1н-начало года ; 2с- середина; 3к -конец года
ср.балл*100%
КОР = 5 5 –высший балл речевой нормы согласно оценочной шкале
Уровень сформированности речи ,определяемый коэффициентом развития (КОР)
20 -36% — очень низкий
37-56%- низкий
57-76%-средний
77-96%-выше среднего
96-100%-норма
Критерии оценки сформированности произносительной стороны ( в баллах)
1.нарушено большинство групп звуков (более 4) , нарушена просодика.
2.нарушено несколько групп звуков, звуки не произносит как в свободной речи и словах, так и изолировано.
3.нарушено несколько групп звуков, некоторые произносит изолировано и в отдельных словах, в собственной речи не употребляет.
4.нарушено произнесение одной группы звуков, требуется контроль при произнесении поставленных звуков. Может контролировать речевое дыхание и ритмическую организацию речи.
5.все звуки произносит правильно.
Критерии оценки сформированности слоговой структуры слова:
1.грубые нарушения слоговой структуры слова- сокращение количества слогов, произнесение 1 слога , произносимый слог не является ударным.
2.нарушение слоговой структуры,связанные с трудностями переключаемости речевого аппарата- различные перестановки слогов в слове,замены слога предыдущим или следующим (упрощение реч.программы)-более 1 раза в слове.
3.нарушения слоговой структуры слов в словосочетаниях или предложениях, насыщенных сложными для ребенка по произнесению звуками.
4.нарушение слоговой структуры сложных слов в словах, фразах.
5.слоговая структура не нарушена.
Критерии оценки сформированности фонематических процессов.
1. не выделяет звук как элемент речи, не различает фонемы разных фонетических групп на слух в своей и чужой речи.
2.затрудняется в выделении звука из слова, определении наличия и последовательности звуков в простом слове ( из 3 звуков), выделении первого гласного и последнего согласного звука в слове.
3. не может различить большинство звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Недостаточно для возраста сформированы процессы звукового анализа и синтеза, фонематические представления.
4. затрудняется только в различении звуков, артикуляция которых нарушена. Незначительные трудности в звуковом анализе и синтезе.
5. фонематические процессы не нарушены.
Критерии оценки сформированности грамматического строя
1. Не различает грамматические формы , слова используются в «застывшей» форме.
2. Ошибки образования множ. числа существительных, затрудняется в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных даже по научению; нарушает согласование глагола с существительным в роде и числе. Не понимает предлоги на, под, в. Ошибки в образовании В.П,Д.П. существительных.
3. Ошибки в согласовании существительных с числительными, образовании Р.П., П.П.,Т.П. существительных. Не образует относительные и притяжательные прилагательные, затрудняется в понимании предлогов из-за, из-под, употреблении предлогов за, перед, над.
4. Незначительные ошибки в редких формах словообразования и словоизменения, в употреблении предлогов из-за, из-под. Незначительные трудности в использовании навыков словообразования и словоизменения в самостоятельной речи.
5. Развитие грамматического строя соответсвует возрастным нормативам.
Критерии оценки сформированности словарного запаса:
1. Пассивный словарь значительно превышает активный; в речи множество слов-звукоподражаний, которыми обозначает действия и предметы.
2. В речи слова, часто используемые в быту. Не подбирает слова по обобщающему понятию. Называет не более 1 слова на задание подобрать глагол, обозначение признаков предмета.
3. Мало владеет обобщающими понятиями, часто заменяет на родовые или видовые названия. Для подбора признака предмета необходима помощь. Затрудняется называть действия по профессии. Заменяет слова, близкие по ситуации и внешним признакам. Не понимает и не использует антонимы, даже простые.
4. Самостоятельно подбирает слова- признаки и действия; использует обобщающие понятия; незначительно ошибается в использовании близких по ситуации и внешним признакам глаголов; испытывает сложности в употреблении сложных антонимов и подборе синонимов.
5. Лексический запас достаточный, соответствует возрастным нормативам.
Критерии оценки сформированности связной речи.
1.Не рассказывает знакомый сюжет. Затрудняется ответить на вопросы или отвечает однословно.
2.Может с помощью вопросов перессказать знакомый сюжет. Использует простые предложнения из одного-двух слов. Самостоятельно не составляет рассказы по картине, отвечает на вопросы, перечислителяя изображенные предметы или действия.
3.Самостоятельно составляет рассказ по сюжетной картине, речь логична, но упускаются детали и рассказ носит схематичный характер. Преимущественно использует простые предложения.
4.Самостоятельно составляет рассказ . Речь последовательна и логична, правильно передаётся смысловое содержание. Использует простые распространенные и сложные предложения. Имеются незначительные нарушения лексико-грамматического оформления.
5.Речь развернута, верно грамматически и лексически оформлена. Рассказ носит творческий характер.
Стимульный материал для обследования речи детей 5-7 лет
Раздел 1.Речевой аппарат и звукопроизношение
Строение
Губы (Толстые, тонкие);Зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон) Прикус (открытый, боковой, перекрёстный, прямой, проген., прогнат.) Нёбо (уплощённое, готическое, расщелина) Язык (микро-, макроглоссия, состояние подъязычной связки) Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный) Просодика. темп ритм паузация интонация
мимическая и артикуляционная мускулатура
(есть ли движение, замена, объём, точность, активность/заторможенность, мышечный тонус, синкинезии, тремор, девиации, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носогубной складки, гипо-, гиперметрия)
С
Сь
З
Зь
Ц
ш
ж
щ
Ч