Диагностика музыкального развития ребенка старшего дошкольного возраста
Диагностические задания.
(старшая группа)
Задание №1.
Цель: определить уровень развития ладового чувства.
Музыкальный руководитель исполняет попевку или знакомую песенку на фортепиано или металлофоне. Сначала попевка исполняется полностью, а во второй раз педагог просит услышать, что изменилось в его игре. Ребенок должен определить закончилась ли мелодия или педагог не доиграл ее до конца (до тоники).
Репертуар: р.н.п. «Жил-был у бабушки серенький козлик».
Задание №2.
Цель: выявить уровень развития музыкально-слуховых представлений.
Музыкальный руководитель играет любую несложную попевку на фортепиано или металлофоне. Задача ребенка, подобрать ее по слуху, спеть или сыграть на фортепиано или металлофоне.
Репертуар: р.н.м. «Андрей-воробей» или «Петушок».
Задание №3.
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Музыкальный руководитель играет попевку на металлофоне или фортепиано. Задача ребенка повторить ритмический рисунок попевки в хлопках, притопах или на ударных инструментах.
Репертуар: «Тук, тук, молотком», «Кап-кап» или «Тик-тик-так».
Задание №4.
Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано следующих произведений:
- П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;
- П.И.Чайковский «Полька»;
- Р.н.п. «Во поле береза стояла».
Ребенку раздаются карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:
- Произведение какого жанра прозвучало?
- Что можно под него исполнять?
- Характерные особенности.
Задание №5.
Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний.
Игровой материал: карточки трех цветов (красный, синий, зеленый), фонограммы или исполнение музыкальных произведений.
Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии соответствие определенных цветовых оттенков различным эмоциональным состояниям человека.
Ребенку предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким бы он нарисовал данную мелодию.
Задача ребенка создать цветовой образ музыкальной композиции (веселый, задорный — красный; грустный, печальный – синий; светлый, лирический — зеленый.)
Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных мелодии.
Репертуар: «Камаринская», «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, «Сладкая греза» П.И.Чайковского.
Задание №6.
Цель: выявить способность ребенка определять форму музыкального произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, 2-3 ч.ф.)
ребенку предлагается для прослушивания несколько музыкальных произведений разной формы. После исполнения ребенок определяет сколько частей в произведении и по каким средствам выразительности он это понял.
- В.Шаинский «Пусть бегут неуклюже»;
- В.Салманов «Голодная кошка и сытый кот»
- Д.Кабалевский «Клоуны».
Задание №7.
Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.)
Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).
Задание №8.
Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни.
Ребенку предлагается спеть знакомую песню и выявляется его способность к выразительному и эмоциональному пению.
Репертуар: любая знакомая ребенку песня (песни В.Шаинского, Е.Крылатова, программные сочинения, несложные попевки, песни из мультфильмов знакомых детям).
Задание №9.
Цель: выявить способность ребенка чисто интонировать попевку или небольшую мелодию с музыкальным сопровождением и без него.
Ребенку предлагается попевка или песня для прослушивания. После этого, музыкальный руководитель просит ребенка спеть попевку сначала с сопровождением, а затем без него.
Репертуар: «Осенние распевки», «Та-та, два кота», и т.д.
Задание №10.
Цель: выявить умение ребенка двигаться ритмично и выразительно в соответствии с характером музыки, ее жанром.
Ребенку предлагается послушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, ребенок определяет, какие движения, можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняет их.
Репертуар: Т.Ломова «Тема с вариациями». Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.
Задание №11.
Цель: определить владение ребенка достаточным объемом движений для своего возраста.
Музыкальный руководитель ведет наблюдение за ребенком во время музыкально-ритмической деятельности. Индивидуально просит его показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера.
Репертуар: упражнения в ходьбе разного характера: «Великаны и гномы» Д.Львова-Компанейца, «Хороводный шаг» р.н.м., Е.Тиличеева «Лошадки», «Попрыгунчики» музыка Ф.Шуберта, «Пружинки» и т.д.
Задание №12.
Цель: выявить способность ребенка самостоятельно реагировать на смену фраз и частей музыкального произведения в движении.
Ребенку предлагается прослушать произведение в записи или в исполнении музыкального руководителя и найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз.
Музыкальный руководитель предлагает сюжет: пошли подружки (молодцы) в лес по ягоды. Стали девочки (молодцы) ягоды собирать, набрали полный кувшинчик, обрадовались и пустились в пляс.
Стали они домой собираться и вдруг увидели большой гриб. Снова обрадовались и заплясали.
Репертуар: р.н.п. «Как под яблонькой».
Задание №13.
Цель: определить знания, умения и навыки ребенка в игре на детских музыкальных инструментах, выявить интерес ребенка к музицированию.
Музыкальный руководитель показывает ребенку изображения различных музыкальных инструментов, просит ответить его как они называются и изобразить способы игры на них, сопровождая его игру музыкальным аккомпанементом.
Репертуар: р.н.п. « Ах ты, береза», Г. Струве «Песенка о гамме», рум.н.п. «Кап-кап».
Игровой материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.
Задание №14.
Цель: выявить способность ребенка различать тембры музыкальных инструментов.
Материал: карточки с изображением барабана, балалайки, металлофона, дудочки и т.д. Сундучок, фонограммы со звучанием этих инструментов.
Музыкальный руководитель показывает ребенку «Волшебный сундучок». В нем спрятались музыкальные инструменты. После каждого звучания ребенок поднимает карточку с изображением звучащего музыкального инструмента, называет его.
Задание №15.
Цель: выявить уровень творческих проявлений детей в пении.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку поговорить с ним, только на музыкальном языке.
Ребенок и педагог ведут певческую перекличку:
Муз. рук.: Как тебя зовут?
Ребенок: Танечка, Вася, Никита и т.д.
Муз. рук.: Какое у тебя настроение?
Ребенок: Хорошее, грустное, веселое и т.д.
Затем очередность меняется, придумываются новые интонации.
Задание №16.
Цель: выявить способность детей импровизировать в свободном танце.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку придумать танец под не знакомую музыку. Сначала ребенок слушает произведение, затем выбирает характер движений соответствующих звучащей музыке и исполняет произвольную пляску.
Репертуар: р.н.м. «Перепляс», «Танец с листьями» (вальс), «Кошачий танец» (рок-н-ролл).
Задание №17.
Цель: выявить у детей творческие способности при передаче игрового образа.
Ребенку предлагается изобразить повадки зверей в движении, передать характерный образ.
Например, Лиса любуется своим хвостом, Зайка – прыгает, Медведь – ходит и т.д.
Материал: шапочки-маски: Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Козы.
Репертуар: игра «Плетень» музыка В.Калинникова.
Задание №18.
Цель: выявить творческие способности ребенка в импровизации на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку прослушать отрывок из музыкального произведения, а затем предлагает сыграть с ним в ансамбле, используя тот инструмент, который соответствует характеру и тональной окрашенности музыкального сочинения.
Репертуар:
- р.н.п. «Ах вы, сени»,
- П.И.Чайковский «Полька»,
- П.И.Чайковский «Утренняя молитва».
Источник
Беликова Елена Борисовна
Диагностика особенностей восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста
ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогическая диагностика — это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.
Цель педагогической диагностики: изучить особенности художественного восприятия детьми классической музыки в единстве всех компонентов художественного восприятия музыки: эмоциональной отзывчивости на музыку; наличия интереса к слушанию музыки; музыкальной эрудиции.
Восприятие музыки (наблюдение за процессом слушания музыки)
эмоционально воспринимает музыку (радость, удовольствие, заинтересованность, равнодушие)
мимическое выражение эмоций (сосредоточен, улыбается, смеётся, сопереживает, фантазирует, хмурится, злится, вздыхает)
реакция на музыку (сразу, в процессе слушания, после прослушивания)
Детям предлагается прослушать произведения П. Чайковского «Старинная французская песенка» и «Марш деревянных солдатиков» из Детского альбома.
Вопросы после прослушивания:
Какие чувства выражает музыка?
Какая музыка понравилась больше?
Кокой характер музыки каждого музыкального произведения?
Какой жанр в каждом музыкальном произведении? (песня, танец, марш)
Какие движения можно передать?
Критерии оценки:
Высокий уровень
Дети при прослушивании музыки ярко выражают эмоции, передавая характер музыки движениями, жестами. Ребёнок музыкально эрудирован, знает музыкальные средства выразительности, хорошо развито представление о жанрах классической музыки. Дети точно чувствуют противоположный характер произведений. Это свидетельствует о высоком уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.
Средний уровень
Дети при прослушивании музыки сосредоточены, но остаются равнодушными, могут покачиваться в такт музыки. Ребёнок затрудняется дать оценку музыкальному произведению самостоятельно, а также объяснить, почему понравилось произведение. Но с помощью педагога может составить несколько предложений о прослушанной музыке.
В целом внешне ребёнок ярко откликается на музыку.
Низкий уровень
Дети при прослушивании музыки отвлекаются на другие виды деятельности. Дети чувствуют характер произведений, могут повторить за педагогом музыкальные фразы с затруднением.
Песенная деятельность (наблюдение)
дети поют песни по своему желанию;
сочиняют песни по собственному желанию;
проявляют самостоятельность и активность в процессе сочинительства;
привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства;
(беседа к песенному исполнительству)
Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следующие вопросы.
1. У тебя есть любимые песни?
2. Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?
3. Какую песню ты бы подарил маме, если бы увидел, что она грустит?
4. Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие?
5. Тебе нравится слушать песни по радио или по телевизору? Где ты больше поешь: дома или в детском саду?
Беседа направлена на выявление отношения ребёнка к песенному исполнительству и привлекательной для дошкольника тематики детских песен. Беседа проводится с каждым ребёнком.
Форма беседы, позволит ребёнку успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность музыкального руководителя, создаётся атмосфера доверия на музыкальных занятиях.
Певческие данные
Предлагается ребёнку исполнить ранее известное или разученное вокальное произведение.
Выполнение вокальных упражнений:
-звукообразование;
-чистота интонации;
-артикуляция;
-певческое дыхание;
-певучесть и плавность звука;
-диапазон;
-динамические возможности;
-техническая выносливость.
Высокий уровень
Устойчивая интонация, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве солирующего голоса, динамические возможности голоса ярко выражены, техническая выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т. к. присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на протяжении певческого диапазона выровнено.
Средний уровень
Интонация устойчивая, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование в общем звучании ансамбля, певческое вибрато является неопределенным, динамические возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено.
Низкий уровень
Интонация неустойчивая, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса, певческое вибрато не сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения.
«Двигательная импровизация под музыку»
Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.
Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребёнком предмета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет соответствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизированного танца дети могут менять предметы, постепенно подбирая к музыке и соответствующие движения, и соответствующие предметы. После завершения звучания музыки педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, придумывая движения. Стоящие в кругу копируют движения ведущих. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.
Источник
космач елена
Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт. Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально. Диагностика проводится на программном материале.
Цель: Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей: — ладового чувства, — музыкально – слуховых представлений, — чувства ритма, — организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
Результаты исследований представляется в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень:
высокий уровень ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;
средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;
низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.
Метод: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Первая младшая группа
1. Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий — низкий). Педагог показывает игрушку курочку:
— Послушайте, дети, как курочка зовет цыплят: «Ко-ко-ко!» (поет низким голосом)
Затем показывает цыплят:
— А цыплятки ей отвечают тоненькими голосочками: «Ко-ко-ко» (поет высоким голосом)
А сейчас послушайте, кто поет песенку, курочка или цыпленок? Возьмите игрушку и покажите. Аналогично проводится игра с утятами.
2. Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы. Педагог приносит на занятие игрушку медвежонка: — Ребята, к нам в гости пришел медвежонок, только он капризничает, потому что ему хочется спать. Мы сейчас споем медвежонку колыбельную песенку, и он заснет. Материал: «Баю» (колыбельная, муз. М. Раухвергера
3. Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. Педагог предлагает детям прослушать музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлагается выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту (хлопки в ладоши, покачивание головой, повороты кистей рук) Материал: «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида
4. Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. Педагог побуждает детей под музыку выполнять движения по показу в соответствии с текстом: притопывать ногой, хлопать в ладошки, поворачивать кисти рук. Материал: «Микита», белорус, нар. мелодия, обр. C.Полонского
5. Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен. Педагог ставит перед детьми на стол ширмочку и показывает мышку, которая играет на погремушке, приговаривая:
— Я – мышка — норушка, звеню погремушкой. Мышка звенит погремушкой и прячется за ширму. Затем педагог показывает детям зайчика, который играет на барабане. Материал: ширма; игрушки-би-ба-бо: зайчик, мышка.
Вторая младшая группа
1. Слушает музыкальное произведение до конца. Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлагается выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту:
• плясовая (хлопки в ладоши, притоп носком ноги);
• колыбельная (покачать куклу, закрыть глаза);
• марш (марширование на месте).
Вопросы:
— Вам понравилась эта музыка?
— Какая это музыка по настроению — веселая или грустная? Материал: Е. Тиличеева «Марш», А. Гречанинов «Колыбельная», р. н. м. «Как у наших у ворот» в обр. И. Михайловой
2. Узнает знакомые песни. Педагог предлагает ребенку разглядеть карточки-песенки, выбрать из них понравившуюся, рассказать, о чем будет петь, и спеть песенку, которой подходит эта картинка. Материал: Карточки-картинки, отражающие содержание песен из музыкального репертуара второй младшей группы
3. Различает звуки по высоте (в пределах октавы). Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение «Птицы и птенчики». Вопросы:
— Всегда ли музыка звучит одинаково?
— Как чирикают птенчики? (Высоко или низко.)
— Как чирикают птички? Материал: «Птицы и птенчики» муз. Е. Тиличеевой; иллюстрации с изображением птичек
4. Замечает изменения в звучании (тихо — громко). Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение, определить, когда оно звучит громко, а когда тихо.
Вопрос: — Всегда ли музыка звучит одинаково? Затем предлагает еще раз прослушать музыкальное произведение, прохлопать в ладоши «тихо», когда музыка звучит тихо, и «громко», когда музыка звучит «громко». Материал: «Громко — тихо», музыка Г. Левкодимова
5. Поет, не отставая и не опережая других. Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает спеть эту песню вместе с ним.
Примечание. Если ребенок затрудняется или не знает предлагаемую песню, педагог предлагает ему исполнить любую песенку, которую он знает.
6. Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.). Материал: русские народные плясовые мелодии («Ах вы, сени», «Барыня», «Из-под дуба» и т. п.)
7. Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.). Педагог вместе с детьми вспоминает сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Педагог предлагает прослушать, кто идет по лесу, при этом образ колобка передает металлофон (колобок перекатывается – мелодия постепенно то поднимается, то опускается, зайчика– барабан (идет по лесу зайчик, бьет в барабанчик, волка – погремушка (волк по лесу бежит, погремушкою гремит, медведя – бубен (медведь идет, в бубен лапой бьет, лисичку – дудочка (лисичка хитрая, ласковым голоском говорит, будто дудочка поет)
После того, как педагог сыграет на инструменте, ребенок определяет, какой персонаж был озвучен, и вставляет в окошечко картинку с данным персонажем. Материал: картинка «Колобок на лужайке», карточки-картинки с изображением персонажей сказки, дудочка, металлофон, бубен, погремушка, барабан.
Средняя группа
1. Узнает песни по мелодии. Педагог играет на металлофоне или фортепиано мелодию знакомой песни: В начале года – «Улыбка», в конце года – «Мы запели песенку» Материал: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Мы запели песенку», муз. М. Рустамова, сл. Л. Мироновой
2. Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). Педагог исполняет детям песенку Е. Тиличеевой «Качели». А затем предлагает детям спеть песню вместе и на слова «вверх» поднимать руку вверх, а на слова «вниз» опускать её. После этого педагог играет на металлофоне верхний звук (до2, показывая картинку «качели вверху», а затем играет нижний звук (ре1) Материал: «Качели» муз. Е. Тиличеевой; карточка с изображением качелей в верхнем и нижнем положении, цветная карточка, закрывающая изображение, металлофон, ширма.
3. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение. Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вместе с ним. Материал: в начале года «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной, в конце года «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой
4. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Педагог играет детям музыкальное произведение, обращает внимание на средства музыкальной выразительности (как летчики заводят мотор, как летят самолеты, как летчики маршируют на параде). Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Летчики, на аэродром!» Материал: «Летчики, на аэродром» муз. М. Раухвергера
5. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). Педагог предлагает детям выполнять танцевальные движения под музыку:
пружинки — «Барыня»
подскоки – «Полька»
кружение
Педагог просит детей построиться парами и под музыку «Пляска парами»:
идти по кругу
бежать парами на носочках
кружиться в парах
Педагог показывает детям куклу:
— Ребята, к нам в гости пришла кукла Марина и привела с собой своих друзей – игрушечных зайчиков, медвежат, собачек (делает вид, словно кукла что-то шепчет на ушко). Марина очень любит танцевать и приглашает всех вас на танец. Берите игрушки и вставайте в кружок.
Материал: «Барыня», русская народная мелодия, «Полька», муз. М. Глинки, «Пляска парами», латыш, нар. Мелодия. Материал: «Калинка», русская народная мелодия
кукла Марина и игрушки по количеству детей
6. Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. Предварительно дети разучивают попевку, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки, прохлопывают ритм, знакомятся с ритмокартами. Затем индивидуально каждому ребенку предлагается прохлопать ритм песенки по ритмокарте, а затем повторить на металлофоне знакомую попевку. Материал: «Мы идем с флажками», «Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. Металлофон.
Старшая группа
1. Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка). Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делают дети, и для проверки открыть окошко в домике.
Вопросы:
— Как называется эта музыкальная пьеса? (Что делали дети под эту музыку)
— Какая это музыка по настроению (по характеру? Материал: «В церкви» П. Чайковского, «Детская полька» М. Глинки, «Марш» Д. Шостаковича. Домик с открывающимися ставнями, в окошко которого вставляются рисунки, соответствующие музыке: песня, танец, марш.
2. Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты). Педагог исполняет на металлофоне мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. Материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик, металлофон
3. Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента. Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вместе с ним. Материал: «Песенка друзей» сл. Я. Акима, муз. В. Герчик
4. Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки. Педагог объявляет знакомый детям танец «Приглашение» и начинает его с одним ребенком, постепенно вовлекая в пляску всех. Материал: «Перевоз Дуня держала», русская народная мелодия
5. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении). Педагог встает с детьми в круг, передавая бубен по кругу, дети говорят:
Ты беги веселый бубен.
Быстро-быстро по рукам!
У кого веселый бубен,
Тот в кругу станцует нам!
Ребенок с бубном выходит и танцует, дети повторяют за ним танцевальные движения. Если педагог выходит в круг, то проверяет умение детей выполнять следующие движения:
Поочередное выбрасывание ног в прыжке
Полуприседание с выставлением ноги на пятку
Притопы
Материал: «Полька» муз. М. Красева, бубен.
6. Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям. Педагог предлагает детям инсценировать знакомую песенку – выбираются 2 лягушки и комарик. Материал: «Про лягушек и комара» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко
7. Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей. Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки, прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми. Материал: «Часики», муз. С. Вольфензона
Подготовительная группа
1. Узнает мелодию Государственного гимна РФ. Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение, назвать его, пропеть куплет с припевом. Материал: Аудиозапись Государственного гимна РФ
2. Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется. Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом к какому жанру принадлежит прослушанный отрывок. Материал: игра-лото «Три кита в музыке», аудиоподборка к игре с записями различных видов маршевой, танцевальной и песенной музыки
3. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения. Педагог раздает детям карточки с изображением моря.
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточки. Чем отличаются картинки, изображающие море?
— Сейчас мы послушаем три музыкальных фрагмента, а вы определите, какая карточка больше подходит каждому отрывку: со спокойным морем, с покачивающимися волнами или со штормом.
— Скажите, вам понравилась эта музыка?
— Какая она по характеру?
Материал: карточки с изображением спокойного моря (штиль, легких волн и шторма
«Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Море», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Зима» А. Вивальди («Времена года»)
4. Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев). Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку. Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы.
5. Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание). Педагог разучивает с детьми песню
(в начале года «Листопад», весной – «Моя Россия»). Педагог наблюдает за выразительностью исполнения.
6. Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него. Педагог предлагает детям разные варианты исполнения:
— Сейчас в нашем хоре солистом будет …
— А теперь группа солистов… — Сейчас мы проверим, как вы поете без аккомпанемента…
— Начинаем конкурс вокальных ансамблей. Первой выступит ансамбль девочек «Хрустальный голосок» (1 куплет… Теперь послушаем ансамбль мальчиков «Соловейко» (2 куплет… Материал: «Листопад»; муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.
7. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Педагог:
— Сейчас мы поиграем в «Танцевальную угадай-ку!» Будет звучать разная музыка, а вы покажете с помощью танца, о чем она, передадите в движении ее характер.
Педагог включает танцевальное попурри из названных материалов. Материал: «Марш» И. Дунаевского, полька «Добрый жук» А. Спадавеккиа, «Вальс цветов» П. Чайковского, «Шествие гномов» Э. Грига
8. Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Педагог выстраивает детей в кружок
— Мы с вами поиграем в игру «Повторяй, не зевай». Внимательно наблюдайте за моими движениями и повторяйте без ошибок Материал: русская народная мелодия «Калинка» (чередование быстрого припева и медленного запева)
9. Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах. Дети встают в хоровод, в центр круга считалкой выдирают водящего. Все вместе с педагогом инсценируют песню «Как у деда Трифона» (без сопровождения, выполняя соответствующие тексту песни характерные движения. В конце запева на слова «Разом делали вот так!» водящий придумывает оригинальное движение, которое все остальные дети должны повторить как. Игра с пением «Как у деда Трифона»
10. Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских
музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки, прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми. Материал: «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко
Источник