Диагностика математического развития ребенка в старшей группе
Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей старшей группы
Раздел «Количество и счёт»
Задание 1.
Цель. Выявить умение создавать множество из разных по качеству элементов.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины), изображения предметов, разные по назначению (например, инструменты для людей разной профессии).
Инструкция. Какие группы можно создать из этих предметов? Назови эти группы.
Задание 2.
Цель. Выявить умение разбивать множество на части и воссоединять их.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины).
Инструкция. Как можно назвать эту группу? Раздели эту группу на части. Как называется каждая часть? Объедини их снова в одну группу. Как теперь называется группа?
Задание 3.
Цель. Выявить умение устанавливать отношение между целым множеством и отдельной его частью.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины).
Инструкция. Как можно назвать эту группу? Раздели эту группу на части. Что больше (меньше): целая группа или часть?
Задание 4.
Цель. Выявить умение сравнивать разные части множества на основе счёта и соотнесения элементов один к одному.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины), разделённые на 3 части: по цвету, форме, величине.
Инструкция. Сравни количество фигур в каждой части. Чего больше (меньше)? Как ты это сделаешь? Как ещё можно сравнить?
Задание 5.
Цель. Выявить умение определять количество предметов в группе, считать в пределах 10, пользуясь количественными числительными.
Материал. 10 разных игрушек.
Инструкция. Сколько игрушек перед тобой? Сосчитай.
Задание 6.
Цель. Выявить умение понимать отношения между смежными числами (в пределах 10)
Материал. 2 группы предметов (например, 6 кругов и 7 треугольников)
Инструкция. Какое число больше (меньше): 6 или 7? На сколько?
Задание 7.
Цель. Выявить умение устанавливать равенство из неравенства двумя способами (путём добавления и путём убавления).
Материал. 6 кругов и 7 треугольников.
Инструкция. (Связь с предыдущей ситуацией). Что нужно сделать, чтобы кругов и треугольников стало поровну? А ещё как?
Задание 8.
Цель. Выявить умение отсчитывать в пределах 10.
Материал. 20 геометрических фигур.
Инструкция. Отсчитай 7 фигур.
Задание 9.
Цель. Выявить умение называть числа в прямом и обратном порядке.
Материал. Нет.
Инструкция. Назови числа от 5 до 10, от 3 до 8.
Задание 10.
Цель. Выявить умение считать предметы на ощупь (в пределах 10).
Материал. Мешочек такого размера, чтобы помещались обе руки ребёнка, 10 мелких предметов.
Инструкция. Сосчитай предметы на ощупь.
Задание 11.
Цель. Выявить умение считать и воспроизводить количество звуков (в пределах 10).
Материал. Молоточек, ширма.
Инструкция. Сосчитай количество ударов и хлопни столько же раз. Сколько раз ты хлопнул? Почему?
Задание 12.
Цель. Выявить умение считать и воспроизводить количество движений (в пределах 10).
Материал. Нет.
Инструкция. Сосчитай количество прыжков и присядь столько же раз. Сколько раз ты присел? Почему?
Задание 13.
Цель. Выявить умение различать и называть цифры, понимать, какое число обозначает цифра.
Материал. Карточки с цифрами, расположенные в беспорядке.
Инструкция. Покажи цифру 7. Что она обозначает? Назови остальные цифры.
Задание 14.
Цель. Выявить умения детей определять порядковое место предмета среди других в пределах 10, используя порядковый счет.
Материал. Любые 10 разных игрушек или их изображения, расположенные в ряд (например, юла, кубик, флажок, мяч, скакалка, дудка, матрешка, кукла, мишка, кегля).
Инструкция. Какой по счету стоит матрешка? Как ты определил?
Задание 15.
Цель. Выявить умение определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов, обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп.
Материал. 5 петушков, 5 матрёшек, 5 машин.
Инструкция. Сколько петушков? Сколько матрёшек? Сколько машин? Что можно сказать о количестве разных игрушек?
Задание 16.
Цель. Выявить понимание независимости числа от величины предметов.
Материал. 5 больших кругов, 5 кругов среднего размера, 5 маленьких кругов.
Инструкция. Сколько больших кругов? Сколько кругов среднего размера? Сколько маленьких кругов?
Что можно сказать о количестве разных по размеру кругов?
Задание 17.
Цель. Выявить понимание независимости числа от расстояния между предметами.
Материал. 15 кругов, в каждом ряду расположенных по 5 на разном расстоянии друг от друга.
Инструкция. Сколько кругов в первом ряду? Сколько кругов во втором ряду? Сколько кругов в третьем ряду?
Что можно сказать о количестве кругов в каждом ряду?
Задание 18.
Цель. Выявить понимание независимости числа от формы предметов.
Материал. 5 предметов круглой формы, 5 предметов квадратной формы, 5 предметов треугольной формы.
Инструкция. Сколько предметов круглой формы? Сколько предметов квадратной формы? Сколько предметов треугольной формы?
Что можно сказать о количестве разных по форме предметов?
Задание 19.
Цель. Выявить понимание независимости числа от формы расположения предметов.
Материал. 10 кругов: 5 из них расположены в ряд (справа), 5 – в беспорядке (слева).
Инструкция. Сколько кругов справа? Сколько кругов слева? Что можно сказать о количестве кругов слева и справа?
Задание 20.
Цель. Выявить понимание независимости числа от направления счёта.
Материал. 10 кругов.
Инструкция. Сколько кругов перед тобой? В каком направлении ты считал? Если сосчитать справа налево, количество кругов изменится? Проверь.
Задание 21.
Цель. Выявить понимание количественного состава числа из единиц (в пределах 5).
Материал. 5 кругов разного цвета.
Инструкция. Сколько кругов перед тобой? Как составлено это число? (Из кругов какого цвета составлено это число?)
Раздел «Величина»
Задание 22.
Цель. Выявить умение сравнивать 10 предметов по длине, располагать их в возрастающем (убывающем) по длине порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая короткая, длиннее, ещё длиннее, ещё длиннее…, самая длинная»)
Материал. 10 полосок разного цвета, разной длины (разница 1 см.).
Инструкция. Сравни эти полоски по длине и разложи их в порядке возрастания (убывания) длины. Расскажи о длине полосок, начиная снизу. А теперь расскажи о длине полосок, начиная сверху.
Задание 23.
Цель. Выявить умение сравнивать 2 предмета по длине с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Материал. На листе бумаги размером А4 в верхнем левом углу нарисована полоска красного цвета размером 8 см., в правом нижнем углу – синяя полоска, размером 7,6 см., отдельная вырезанная полоска бумаги размером 10 см., простой карандаш, ножницы.
Инструкция. Какая из этих полосок длиннее (короче)? Докажи. (Как можно сравнить длину этих полосок и не ошибиться).
Задание 24.
Цель. Выявить умение делить предмет на 2 равные части путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.
Материал. Круг.
Инструкция. Раздели круг на 2 части. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше): целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине.
Задание 25.
Цель. Выявить умение делить предмет на 4 равные части путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.
Материал. Круг.
Инструкция. Раздели круг на 4 части. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше): целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине. Что больше (меньше): одна четвёртая часть или половина? Две четвёртых или половина? Четыре четвёртых или целый круг?
Раздел «Форма»
Задание 26.
Цель. Выявить умение различать и называть овал, сравнивать его с прямоугольником.
Материал. Геометрические фигуры (обязательно овал и прямоугольник).
Инструкция. Назови все геометрические фигуры. Чем похожи овал и прямоугольник? Чем они отличаются друг от друга?
Задание 27.
Цель. Выявить представления о четырёхугольнике.
Материал. Геометрические фигуры (квадраты и прямоугольники).
Инструкция. Назови одним словом эти геометрические фигуры. Почему ты так решил? Докажи.
Задание 28.
Цель. Выявить умение анализировать и сравнивать предметы по форме.
Материал. Предметы разной формы (или их изображения) – квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные, круглые: книги, картина, одеяла, крышки столов, поднос, блюдо, тарелки, платок и др.
Инструкция. Назови, какой формы все эти предметы.
Раздел «Ориентировка в пространстве»
Задание 29.
Цель. Выявить умение определять своё пространственное местоположение относительно других предметов.
Материал.5 игрушек: кукла в центре, заяц, лошадка, медвежонок, мышонок (расположены лицом к ребёнку)
Инструкция. Кто сидит справа (слева) от куклы? Кто сзади куклы? Кто впереди?
Задание 30.
Цель. Выявить умение ориентироваться на листе бумаги.
Материал. На листе бумаги размером А4 нарисованы (приклеены) разные предметы или геометрические фигуры (справа, слева, вверху, внизу, в середине по углам)
Инструкция. Назови, что где нарисовано.
Раздел «Ориентировка во времени»
Задание 31.
Цель. Выявить представления о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
Материал. Можно использовать картинки, изображающие части суток (природные явления, деятельность детей).
Инструкция. Назови одним словом всё то время, когда пройдёт утро, день, вечер, ночь.
Задание 32.
Цель. Выявить умения определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материал. Можно использовать модели дней недели.
Инструкция. Какой день недели сегодня? Какой был вчера? Какой будет завтра?
Источник
Что изучается?
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
1. Умение счи-тать (отсчиты-вать) в пределах 10, пользоваться количественными порядковыми числительными
1. Дидактическое упражнение
«Скажи сколько».
Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек).
2. Дидактическое упражнение
«Скажи, который по счету
предмет».
Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)
1. Ребенок считает количество предметов в любой группе.
Вопросы:
— Посчитай солдатиков. Сколько их всего?
— Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.
2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п.
3 балла — ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
2 балла — ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?».
1 балл — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов
2. Умение срав-нивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов
Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал
Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов.
— Сколько всего солдатиков?
— Сколько матрешек?
- Кого больше (меньше)?
- На сколько?
- Сделай так, чтобы их стало поровну.
- Как еще можно это сделать?
3 балла — ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).
2 балла — ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.
1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может
3.Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями
Диагностическая игра «Часть и целое».
Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов
Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания:
- Сосчитай количество частей «Группы игрушек».
- Сколько их? (Три.)
— Какие это части? (Первая часть — куклы, вторая часть — мишки, третья — машины.)
- Посчитай количество игрушек каждой части.
- Чего больше?
- Значит, какая часть больше?
— В какой части игрушек меньше?
— Что можно сказать об этой части игрушек?
(Она самая маленькая.)
Примечание. Можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм
3 балла — ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого).
2 балла — ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях.
После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть.
1 балл — ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями
Умение сравнивать предметы различной величины
1. Дидактическая игра «Построй солдат».
Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.
2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».
Материал: ленточки разной длины и ширины, 7-10 штук
Вопросы:
— Что ты видишь на столе?
-Посмотри, все ли солдатики одинаковы?
— Чем они отличаются?
Задание:
Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».
3 балла — ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).
2 балла — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.
1 балл — ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок
Знания о форме предметов
Дидактическая игра «Что где лежит?».
Материал: набор геометрических фигур — круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.
Предметные картинки -мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос
Задания:
— Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.
— Какие геометрические фигуры ты видишь?
Назови их.
-Чем отличаются круг и овал от других фигур?
— Соотнеси картинку с геометрической фигурой.
-Разложи фигуры в ряд, под каждой из них
положи картинку похожей формы
3 балла — ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.
2 балла — ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами.
1 балл — ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок
Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям
Игра «Встань там, где я скажу»
Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:
- Что ты видишь справа (слева) от себя?
-Что ты видишь впереди (сзади) от себя? - Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа
от себя и т. п.
3 балла — ребенок правильно выполнил все задания воспитателя.
2 балла — ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям.
1 балл — ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно
Знания о днях недели, последовательности частей суток
1. Дидактическая игра «Наш день».
Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.
2. Дидактическое упражнение
«Назови соседей»
1. Ребенок рассматривает картинки,
изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня:
уборка постели, гимнастика, умывание, зав
трак, занятие и т. д.
Задание: разложи картинки по порядку,
начиная с утра.
Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)
2. Вопросы:
- Если вчера было воскресенье, какой день
недели сегодня? - А какой день недели следует за четвергом? И т. п.
3 балла — ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя. 2 балла — ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.
1 балл — ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов
Высокий уровень – 18-21 балл; средний уровень- 11-17 баллов; низкий уровень- 7-10 баллов.
Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» подготовительная группа
Что изучается?
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
1. Знания о составе числа первого десятка (из отдельных единиц)
Дидактическое упражнение «Что будет, если…»
Задание: подумай и дай правильный ответ:
- Что будет, если к 7 прибавить 1?
(Получится число 8.) - К 9 прибавить 1?
- Как получить число 8, если есть
число 9? (Убрать одну единицу.) - Что будет если сложить три единицы? (Получится число 3.)
- А если сложить 5 единиц? (Число 5.)
3 балла — ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
2 балла — ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц), затрудняется при выполнении заданий, касающихся знаний о получении числа путем вычитания единицы из следующего за ним в ряду.
1 балл — ребенок допускает большое количество ошибок при выполнении заданий
2. Знания о цифрах от 0 до 9; знаках «=», «-»,«+». Умение составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметичес-кими знаками действий
Арифметические задачи
(2-3).
Материал: цифры от 0 до 9, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки
Задания:
- Рассмотри картинки (ваза с тремя
тюльпанами и ваза с тремя розами)
и составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи. - Покажи картинку, где изображено
6 шаров надутых и 4 лопнувших.
Составь условие и с помощью цифр
и знаков покажи решение задачи
3 балла — ребенок самостоятельно составляет условия задач с помощью картинок и показывает решения при помощи цифр и знаков.
2 балла — ребенок составляет условия задач с помощью взрослого, правильно считает, но не всегда правильно пользуется знаками (путает значение знаков «+» и «-»).
1 балл — ребенок не может составить условие задачи даже при активной помощи взрослого, ошибается в подсчетах, не понимает значения арифметических знаков
3. Умение называть числа в прямом и обратном
порядке,
соотносить цифру и количество предметов
Дидактическая игра
«Вкусные конфеты».
Материал: лист бумаги
с нарисованными
цифрами 0,3, 5, 8. 10
Задания:
- Посчитай в пределах 10 в прямом
и обратном порядке. - Посмотри на цифры, написанные
на листе бумаги, и нарисуй рядом с каждой цифрой соответствующее количество конфет
3 балла — ребенок безошибочно считает в прямом и обратном порядке до 10, правильно выполняет задание 2.
2 балла — ребенок правильно считает в прямом порядке до 10, делает пропуски при счете в обратном порядке; допускает не более одной ошибки при выполнении задания 2.
1 балл — ребенок допускает ошибки во время счета в прямом и обратном порядке до 1.0, допускает более одной ошибки при выполнении задания 2
4. Умение считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20. Пользоваться порядковыми и количествен-ными числительными
Дидактическое упражнение «Веселые игрушки». Материал: 15 (18) разных мелких игрушек
Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.
- Посчитай все игрушки.
- Сколько всего игрушек?
- Который по счету мишка?
— А мячик? И т. п.
3 балла — ребенок не допустил ни одной ошибки.
2 балла — ребенок ошибается в порядковых числительных.
1 балл — ребенок допускает большое количество ошибок
1. Умение делить круг, квадрат, на две и четыре равные части
Дидактическая игра «День рождения Винни — Пуха».
Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на четыре части поровну
Задание:
Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на четыре равные части. Подумай и ответь: Часть круга, квадрата больше или меньше целого?
3 балла — ребенок самостоятельно делит круг и квадрат на четыре равные части и объясняет, что часть меньше целого.
2 балла — ребенок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части.
1 балл — ребенок не может разделить круг и квадрат на равные части. Не понимает значение понятий «часть» и «целое»
2. Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки
Дидактическое упражнение «Дорожки».
Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см — условная мерка
Задание: рассмотри дорожки.
- Как ты думаешь, какая из этих до
рожек самая длинная, а какая самая
короткая? Как это проверить?
3 балла — при выполнении задания ребенок самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод.
2 балла — при измерении длины ребенок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно.
1 балл — ребенок не имеет представления о понятии длины, не умеет пользоваться условной меркой
Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку
Игра «Волшебная точка». Материалы: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш
Задание: от заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево
3 балла — ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки.
2 балла — ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо).
1 балл — ребенок не справился с заданием, допустил более трех ошибок
Знания о месяцах и последовательности дней недели, умение определять время по часам с точностью до 1 часа
1. Дидактическая игра
«Живая неделя».
Материал: карточки с цифрами от 1 до 7.
2. Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц»
3. Д/и «Время»
Задания:
1. Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует. Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их.
2. Назови, какой сейчас месяц? Как называется первый (второй) месяц весны?
3 балла — ребенок справляется с заданиями, не делает ни одной ошибки; знает не только текущий месяц, но и все остальные.
2 балла — ребенок знает последовательность дней недели, затрудняется в выкладывании дней недели в соответствии с цифрами, но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц.
1 балл — ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов
Высокий уровень — 20-24 балла; средний уровень- 13-19 баллов; низкий уровень- 8-12 баллов.
Источник