Диагностика математического развития одного ребенка

Диагностика математического развития одного ребенка thumbnail

Функции диагностики: определения начального уровня развития, эффективность техно логии, личностного продвижения детей

Виды диагностик: начальный, промежуточный, итоговый.

Критерии оценивания: точность выполнения задания; количество и характер ошибок; специфические показатели заданий (по заданию: различение, называние, обобшение по свойст ву, счет и т.п.); особенности практических действий; комментарии (освоенность терминов, ис пользование слов, пояснения, рассуждения); самостоятельность и интерес (в ср. и ст. тр.).

Авторские диагностики: по содержательным разделам: Л. А. Венгер (размеры, про странство), Т. Игнатова (форма), Рузская, Рогалева, Лурия (форма), Е.В. Просура (размеры), Рихтерман Т.Д. (время), Мусейибова (пространство), Леушина A.M. (число, дочисловои этап, счет, арифметические задачи).

Направления диагностики Логико-математического развития детей

Младшая группа: действия: различения свойств (формы, размера, щета, временных и пространственных ориентиро вок, количественных от ношении), называния, абстраги рования, освоения эталонов (формы, размера, цвета);

Освоение: действий со множествами: восприятия множества как структурно-замкнутого целого (Леушина), сравнения (наложением и приложением) количества предметов (кукол и чашек и т.п.), полосок по размеру («Всем ли куклам хватит чашек?»).

Освоение терминов формы (плоскостных и объемных), раз меров (игра «Назпви…,», «Покажи….»; Установление отношений временных (различение частей суток — игра «Когда бывает?»), пространственных («от се бя», на себе» — игра «Покажи…»).

Средняя группа: практические действия  группировки  (геомет рических фигур, Блоков, пред метов),  упорядочивание   (поло сок до 5 шт. по размеру), обоб щение групп по сенсорным при знакам (игры с 2 обручами с Бло ками).

Освоение:  счета (порядкового  и количественного)-  игра «Посчитай…. Скажи, сколько всего   .?». Измерение (правил, действий) — задание «Измерь длину сто ла, количество воды, Что весит больше и т.п.). Установление     количественных     отношений     «больше-меньше» (посредством счета, измерения). Обобщенное представления о сутках «Расскажи, что такое сутки, как назвать одним словом? Как догадался, что это ут ро?».

Пространственных отношений («между предметами» — иг-ра«Что изменилось?», анализ образца в играх с мозаикой, Тантрам, «Сложи узор»). Освоение формы, размеров — зада ние «Сравни, чем похожи, чем отличаются?»

Старший возраст: развитие опе раций классификации (по раз ным свойствам, и вербально представленных ситуаций); Обобщения (фигур, количества предметов). Игры и упражнения («Поиск лишнего», «Назови од ним словом», «Найди различия», Тесты «Классификация», «Обобщение», Тесты Пиаже (Принцип сохранение-см. ранее). Установление связей: «Анало гии», временная последователь ность, рассуждения

Освоение: арифметических задач, зависимостей, закономер ностей (задание «реши задачу», «составь задачу»; проблем ные ситуации на зависимости (38 попугаев); логические за дачи (Зака, Михайловой, «матричного» типа (кошки). Освоение числа: натуральный ряд чисел ( место числа, от ношения чисел)- задание «Разложи по порядку», «Покажи цифру..», «Покажи на 1 меньше 7», «Задумай число больше 8», «Угадай, какое число задумано, если оно меньше 5?» ( в старшей группе с наглядной опорой, в подгот.- без). Использование календаря, часов, развитие чувства времени (Рихтерман). Ориентировка на плоскости («Покажи верхний левый угол», «Графические диктанты» и т.п.)

Источник

https://detsad4.kanevsk.ru/archives/724

ДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель диагностики: отслеживание достижений в овладении ребёнком средствами и способами познания, выявление одарённых детей в области математического развития.

  Форма организации: проблемно-игровые ситуации, проводимые  индивидуально с каждым ребёнком.

Диагностические ситуации:

«Войди в избушку»,

«Восстановим лесенку»,

«Исправь ошибки»,

«Какие дни пропущены»,

«Чей рюкзак тяжелее».

Диагностическая ситуация «Войди в избушку»

Цель: выявление практических умений детей 5-6 лет в составлении чисел из 2-х меньших и в осуществлении поисковых действий.

На трёх избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9,7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать карандашом).

 Педагог: Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступишь? Если хочешь, то войди в другие избушки?

hello_html_m72004ea8.png

Диагностическая ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»

 Цель – выявление умений детей соблюдать последовательность ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуждать, мысленно обосновывать ход своих действий.

Ситуация организуется без практических действий. Ребёнок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки.

Педагог: Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь. Первый ход был моим (слева).

По мере обнаружения ошибок ребёнку задаётся вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки? Как их исправить, используя дополнительные фишки?»

hello_html_m7ed381a0.png

1.      Диагностическая ситуация аналитико-синтетической деятельности

(адаптированная методика Белошистой А.В.)

 Цель: выявить сформированность навыка анализа и синтеза детей 5-6 лет.

 Задачи: оценка умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, знаний о форме простейших геометрических фигур, умения классифицировать материал по самостоятельно найденному основанию.

 Предъявление задания: диагностика состоит из нескольких этапов, которые поочерёдно предлагаются ребёнку. Проводится индивидуально.

1.

Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. (Слайд «Круги»)

hello_html_eb2d82d.png

диагностическая ситуация

Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные — круги.)».

2.

Материал: тот же, что к №1, но без квадрата.

Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)».

3.

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)».

Оценка задания:

1 уровень – задание выполнено полностью верно

2 уровень – допущено 1-2 ошибки

3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого

4 уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после подсказки

Слайд с фото ребёнка

2.     Диагностическая ситуация «Что лишнее»

(методика Белошистой А.В.)

Цель: определить сформированность навыка визуального анализа детей 5-6 лет.

1 вариант.

Материал: рисунок фигурок-рожиц. (слайд «Рожицы»)

hello_html_m7bbbfd01.png

диагностическое задание

Задание: «Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?»

2 вариант.

Материал: рисунок фигурок-человечков.

hello_html_m3c4d7ebd.png

диагностическое задание

Задание: «Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?»

Оценка задания:

1 уровень – задание выполнено полностью верно

2 уровень – допущено 1-2 ошибки

3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого

4 уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после подсказки

3. Диагностическая ситуация на анализ и синтез

для детей 5 – 7 лет (методика Белошистой А.В.)

Цель: определить степень развитости навыка выделения фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие, выявить уровень знаний геометрических фигур.

Предъявление задания: индивидуально с каждым ребёнком. В 2 этапа.

 1 этап.

Материал: 4 одинаковых треугольника. (слайд)

hello_html_46fa335e.png

диагностическое задание

Задание: «Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой — низкий; один узкий, другой — широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)».

2 этап.

Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой. (слайд)

hello_html_1acb222a.png

диагностическое задание

Задание: «На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их».

Оценка задания:

1 уровень – задание выполнено полностью верно

2 уровень – допущено 1-2 ошибки

3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого

4 уровень – ребёнок не справился с заданием

4.     Диагностический тест.

Первоначальные математические представления (методика Белошистой А.В.)

Цель: определить представления детей о соотношениях больше на; меньше на; о количественном и порядковом счёте, о форме простейших геометрических фигур.

 Материал: 7 любых предметов или их изображений на магнитной доске. Предметы могут быть как одинаковые, так и разные. Задание может быть предложено подгруппе детей. (слайд «Юла»)

hello_html_71391f12.jpg

диагностическое задание

Способ выполнения: ребёнку дают лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей, которые предлагаются последовательно.

Задания:

А. Нарисуй на листе столько же кругов, сколько на доске предметов.

Б. Нарисуй квадратов на 1 больше, чем кругов.

В. Нарисуй треугольников на 2 меньше, чем кругов.

Г. Обведи линией 6 квадратов.

Д. Закрась 5-ый круг.

Оценка задания:

1 уровень – задание выполнено полностью верно

2 уровень – допущено 1-2 ошибки

3 уровень – допущено 3-4 ошибки

4 уровень – допущено 5 ошибок.

Методики №№ 1 – 2 проводятся в сентябре, как один из этапов начального мониторинга. Методики №№ 3-4 – в мае, для определения результата математического развития детей.

Только после проведения нескольких диагностик оформляется вывод о сформированности знаний, умений и навыков ребёнка, результат которых заносится в таблицу.

Список литературы:

1. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 592 с.

2. Управление образовательным процессом в ДОУ. Методическое пособие/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с.

3. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Методическое пособие. / Н.В.Белошистая. – М.: Аркти, 2004. 

Общие рекомендации по проведению диагностических ситуаций:

  • Убедитесь, что ребёнок эмоционально положительно настроен на общение.

  • Задания предлагаются в точном соответствии с инструкцией.

  • Оценка математического развития ребёнка делается на основании результатов нескольких диагностик.

  • Выбор конкретной диагностической методики производится в соответствии с базовой и основной общеобразовательной программой ДОУ.

  • При подведении итогов следует учитывать результаты кратковременных наблюдений за ребёнком, его поведение в условиях новой игры, в творческой или проблемной ситуации.

Источник

           ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                       ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

          Авторы составители: М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева и др.

                  Формирование элементарных математических представлений.

                                      Средняя группа (Начало года)

                                                   Количество и счет.

Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.

Задание:  «Один» и «много».

Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.

— Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)

— Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)

— Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)

Оценка:

3 балла —  ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.

2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)

1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                                       Величина.

Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный — короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».

Задание: Сравнение предметов по величине.

 Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.

— Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).

— Какая полоска короче? (красная)

— Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.

— На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)

— На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)

Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)

— Какая полоска такой же длины, как и красная?

— Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)

— Какие эти полоски по длине? (одинаковые)

Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.

— Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)

— Чем они отличаются?

— Какого цвета ленточки? (желтая и красная)

— Как узнать,  какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)

— Желтая ленточка какая? (широкая)

— Красная ленточка какая? (узкая)

Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)

— Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)

— Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади  на высокую елочку.

— Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)

— На какой елке сидит белка? (на высокой)

Оценка:

3 балла — ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.

2 балла – визуально сравнивает предметы по величине,  не пользуясь приемом наложения.

1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                                          Форма.

 Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, называть отличия квадрата от круга.

 Задание: Называние формы геометрических фигур.

Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.

 Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Ребенку предлагается назвать фигуры.

— Как называется эта фигура? (треугольник)

— Как называется эта фигура? (квадрат)

— А это что за фигура? (круг)

— Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)

Игра: «Цвет и форма»

Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д

— Солнце какой формы? (круглое)

— Будильник какой формы? (круглый)

Найди предметы, которые имеют квадратную форму.

— Аквариум какой формы? (квадратный)

— Дом какой формы? (квадратный)

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,

треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.

2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.

 1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.

 0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                 Ориентировка в пространстве.

Цель: выявить  умение детей различать пространственные направления « впереди – позади», «вверху – внизу», «справа (слева) – направо (налево)».

Задание. На столе перед ребенком лежат две полоски. Ребенку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску – много треугольников.

— На какую полоску ты положил один треугольник? (на верхнюю полоску)

— На какую полоску ты положил много треугольников? (на нижнюю полоску)

На столе стоят игрушки.

Ребенку предлагается посадить куклу на середину стола.

— Поставь зайца впереди куклы.

— Поставь белку позади куклы.

— Покажи кукле левую руку.

— Покажи кукле правую руку.

— Топни правой ногой, топни левой ногой.

Оценка:

3 балла – ребенок понимает слова «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа».

2 балла – ребенок затрудняется в понимании слов «слева – справа».

1 балл – затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенка.

                                  Ориентировка во времени.

Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

Задание: Ориентировка в частях суток.

На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определенных частей суток.

Ребенку предлагается по картинкам назвать части суток.

— Какие это части с уток? (утро, день, вечер, ночь)

— Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет части суток.

2 балла – называет части суток с помощью взрослого.

1 балл – затрудняется в назывании большинства частей суток.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                        Логическое мышление.

              Группировка предметов по цвету, форме и величине.

Цель: выявить умение детей группировать  предметы по характерным признакам.

На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)

Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.

— Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)

— Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)

*Возможна стимулирующая помощь педагога.

— Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)

Игра: «Четвертый лишний»

Ребенку показывают картинку.

— Какой предмет лишний?

— Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.

2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.

1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Источник

Дарья Шевлягина
Диагностика ФЭМП во второй и средней группах

Аналитическая справка

по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе №5 «Колобок»

Количество диагностируемых детей: 27

Дата проведения: ноябрь 2015 г.

Статус мониторинга: на начало учебного года

Цель мониторинга: выявить пробелы в знаниях программного материала, и наметить коррекционную работу с отстающими детьми.

Методы мониторинга: регулярные наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей:

Всего детей в группе: 27 человек

Диагностируемые дети: 27 человек

Мальчиков: 14 человек

Девочек: 13 человек

Диагностикаоценивалась четырем уровнями: высокий, средний, низкий и низший.

Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи воспитателя.

Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов, низкий уровень – 4 — 6 баллов, низший уровень – 3 балла.

Итоговый мониторинг

Количество диагностируемых детей: 27

Дата проведения: май 2016г.

Статус мониторинга: на конец учебного года

Цель мониторинга: определение уровня развития детей по усвоению программного материала, наметить коррекционную работу на летний период.

Методы мониторинга: регулярные наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

По итогам диагностики уровня усвоения программного материала образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений во второй младшей группена конец учебного года выявлены следующие результаты:

Результативность образовательного процесса:

Уровень Начало года Конец года

Количество % Количество %

Высокий 4 15% 17 63%

Средний 9 33% 5 18,5%

Низкий 7 26% 5 18,5%

Низший 7 26% 0 0%

На начало года сформированность математических представлений составляла – 47%

Итоговый мониторинг – 79,8%

Вывод по начальной диагностике:

Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что у большинства детей довольно слабо сформированы элементарные математические представления, необходимые для данного возраста. Некоторые дети с трудом воспринимают и запоминают учебный материал, рассеяны, не проявляют интерес к математике. Большинство детей с низким уровнем математического развития не посещали детский сад. Из этого я сделала вывод, что родители не обращают должного внимания познавательному развитию детей. Я решила провести родительское собрание и объяснить родителям всю необходимость участвовать в развитие детей. Вовлечь их в учебный процесс.

Мне же нужно найти такие методы и приёмы, чтобы дети полюбили математику и с удовольствием и желанием участвовали в процессе развития необходимых навыков. Разработать план индивидуальной работы с детьми с низким уровнем математического развития

Диагностическая таблица

Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Познавательное развитие»

(Формирование элементарных математических представлений)

Вторая младшая подгруппа

Воспитатель Шевлягина Д. В.

Имя и Ф.

ребенка Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов Правильно определяет количест

венное соотноше

ние двух групп предметов Различает круг, квадрат, треугольник, предметы,имеющие углы и круглую форму Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска) Пони

мает смысл слов: утро,

вечер,

день,

ночь Всего баллов Суммар

ный

уровень

н к н к н к н к н к н к н к н к н к

1 Ваня А. 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 2 9 12 с в

2 Петя А. 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 11 13 в в

3 Дарина Б. 1 2 0 1 1 2 0 1 1 2 0 1 1 1 4 10 н в

4 Марьяна Б. 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 8 11 с в

5 Дима Б. 1 2 2 2 2 2 1 2 1 2 1 1 1 2 9 13 с в

6 Данила Б. 1 1 0 1 1 1 0 1 0 1 0 0 1 1 3 6 нш н

7 Филипп Д. 1 2 0 1 1 2 0 1 1 2 1 1 1 1 5 10 н в

8 Полина К. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 7 8 с с

9 Миша К. 1 2 1 1 1 2 0 1 1 1 1 1 1 2 6 10 н в

10 Алена К. 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 2 11 12 в в

11 Ваня К. 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 8 10 с в

12 Максим Л. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 6 8 н с

13 Саша Л. 1 1 0 1 1 1 0 0 0 1 0 0 1 1 3 5 нш н

14 Нелли М. 1 2 0 1 0 1 0 0 1 1 0 0 1 1 3 6 нш н

15 Вика Н. 1 2 1 2 1 2 0 1 1 2 1 1 2 2 7 12 с в

16 Аделина П. 1 2 1 1 1 2 0 1 1 2 0 1 1 1 5 10 н в

17 Миша П. 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 12 14 в в

18 Дима П. 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 0 1 1 1 6 9 н с

19 Вика Р. 1 2 1 1 1 2 0 1 1 2 1 1 1 1 6 10 н в

20 Ева С. 1 2 0 1 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 3 8 нш с

21 Рома С. 1 1 0 1 1 2 0 1 0 1 0 0 1 1 3 7 нш с

22 Лида С. 1 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 3 6 нш н

23 Коля Т. 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 2 11 14 в в

24 Вика У. 1 2 1 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 1 3 6 нш н

25 Миша Ш. 2 2 1 1 1 2 1 1 1 2 0 1 2 2 8 11 с в

26 Катя Я. 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 0 1 1 2 9 11 с в

27 Вика Я. 2 2 2 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 9 12 с в

Всего баллов

34 50 26 38 33 45 14 27 23 42 14 21 34 40 178 264

Вывод:

Благодаря использованию мной новых методов и приёмов, участия родителей в образовательном процессе нам удалось добиться положительной динамики математического развития детей моей группы. Нужно наметить индивидуальную коррекционную работу на лето и раздать задания тем родителям, чьи дети не будут посещать детский сад в летний период.

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе

№Ребенок показывает: Методика проведения Оборудование

Задание 1

Умение группировать предметы по цвету, размеру, форме. Дидактическое упражнение «Сделай правильно» (ребенок отбирает все красные, все большие, все круглые предметы). Игрушки, разные предметы.

Задание 2 Умение составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей» (дети кладут в машину овощи).

— Сколько овощей положили Алеша, Артем, Даша. (один).

— Сколько овощей в машине? (много).

— Сколько овощей осталось? (ни одного).

Овощи (игрушки, муляжи, машина.

Задание 3 Умение находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. Подвижно-дидактическая игра «Поезд» (паровоз один, вагонов много).

Дидактическая игра «Много — мало» (картинки, на которых изображено много животных, — в одну сторону, на которых одно животное — в другую сторону).

Картинки с изображением животных.

Задание 4 Умение правильно определять количественное соотношение двух групп предметов. Дидактическая игра «Блюдечки для оладушек» (сравнение способом наложения).

Дидактическая игра «Кубики для матрешек» (сравнение способом приложения). Однополосные и двухполосные карточки, вырезанные из картона оладушки, игрушечные блюдца, кубики, матрешки.

Задание 5 Умение различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Подберем ключик к замочку».Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; мешочек.

Задание 6 Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска) Дидактические упражнения «Кто где?», «Что где?» (вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева). Предметно – пространственная развивающая среда.

Задание 7

Понимает смысл слов: утро,вечер,день,ночь. Дидактические игры «Загадки» «Когда это бывает?», «Режим дня».

Подвижная игра «День и ночь» (по команде «день» все играют – бросают мяч двумя руками о землю и ловят, по команде «ночь» все садятся на корточки и «засыпают»). Сюжетные картинки, мячик.

Аналитическая справка

по результатам педагогической диагностики в средней группе №5 «Колобок»

Количество диагностируемых детей: 27

Дата проведения: сентябрь 2016 г.

Статус мониторинга: на начало учебного года

Цель мониторинга: выявить пробелы в знаниях программного материала, и наметить коррекционную работу с отстающими детьми.

Методы мониторинга: регулярные наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей:

Всего детей в группе: 27 человек

Диагностируемые дети: 27 человек

Мальчиков: 14 человек

Девочек: 13 человек

Диагностикаоценивалась четырем уровнями: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи воспитателя.

Высокий уровень – 25 — 30 баллов, средний уровень – 18 -24 балла, низкий уровень – 10 — 17 баллов.

Итоговый мониторинг

Количество диагностируемых детей: 27

Дата проведения: май 2017г.

Статус мониторинга: на конец учебного года

Цель мониторинга: определение уровня развития детей по усвоению программного материала, наметить коррекционную работу на летний период.

Методы мониторинга: регулярные наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Результативность образовательного процесса:

Уровень Начало года Конец года

Количество % Количество %

Высокий 3 11% 15 55,5%

Средний 11 41% 11 41%

Низкий 13 48% 1 4%

На начало года сформированность математических представлений составляла – 58%

Итоговый мониторинг – 82%

Диагностическая таблица

Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Познавательное развитие»

(Формирование элементарных математических представлений)

Средняя группа

Воспитатель Шевлягина Дарья Викторовна

№ п/п Ф. И ребёнка Память Количество и счет Порядковый счет Величина Геометрические фигуры Формы Ориентировка во времени Ориентировка в пространстве Знание цифрового материала Логическое мышление Всего баллов

н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к

1 Ваня А. 1

2 2 3 2 3 2 3 2 2 3 3 1 2 1 2 2 3 2 3 18 26

2 Петя А. 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 2 2 1 2 2 3 2 3 22 28

3 Дарина Б. 1 2 1 2 1 2 2 3 2 3 2 3 1 2 1 2 2 3 1 2 14 24

4 Марьяна Б. 1 2 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 1 2 1 2 2 3 1 2 16 26

5 Дима Б. 1 2 2 3 2 3 2 3 2 2 3 3 1 2 1 2 2 3 2 3 18 26

6 Данила Б. 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 1 2 1 2 11 18

7 Филипп Д. 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 1 2 1 2 2 3 2 2 18 27

8 Полина К. 1 2 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 1 2 2 3 2 3 2 3 18 28

9 Миша К. 1 1 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 1 1 1 2 2 3 1 2 16 24

10 Алена К. 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 3 25 30

11 Ваня К. 2 3 3 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 2 1 2 3 3 2 3 23 28

12 Максил Л. 1 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 3 1 2 1 2 2 3 1 2 16 23

13 Саша Л. 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 1 2 1 2 11 18

14 Нелли М. 2 2 2 2 1 2 2 3 2 2 2 3 1 2 1 2 2 3 1 2 16 23

15 Вика Н. 2 3 2 3 1 3 2 3 2 3 2 3 1 2 2 3 2 3 1 2 17 28

16 Аделина П. 1 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 3 1 1 13 18

17 Миша П. 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 3 26 30

18 Дима П. 1 2 1 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 3 1 2 17 23

19 Вика Р. 1 2 2 2 2 3 2 3 2 2 2 3 1 2 2 3 2 3 2 3 18 26

20 Ева С. 1 2 1 2 1 2 2 3 2 2 2 3 1 2 1 2 2 3 1 2 14 23

21 Рома С. 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 1 2 1 2 11 17

22 Лида С. 1 2 1 2 1 2 2 3 2 2 2 2 1 2 1 2 2 3 1 2 15 22

23 Коля Т. 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 3 3 2 3 26 28

24 Вика У. 1 1 1 2 1 2 2 3 2 2 2 3 1 2 1 2 2 2 1 1 14 20

25 Миша Ш. 1 2 2 3 2 3 3 3 2 3 2 3 2 2 2 2 2 3 2 3 20 27

26 Катя Я. 1 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 3 2 3 2 2 2 3 1 2 18 26

27 Вика Я. 1 2 2 3 2 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 3 2 3 1 2 18 26

Всего балов: 36 55 50 69 49 64 54 73 53 68 61 75 36 52 37 60 55 77 38 62 469 661

Вывод: По результатам наблюдений, бесед с детьми, мониторинга выявлено, что у большинства детей сформирован достаточно высокий уровень математического развития. Но все же некоторые математические представления западают. Слабо развита память. Дети имеют расплывчатое представление о временных отношениях, многие плохо ориентируются в пространстве, не могут запомнить где правая рука, а где левая. Дети, часто и подолгу пропускающие детский сад, значительно отстают от остальных. Порекомендую родителям в летнее находить время на познавательное развитие ребенка используя пожелания, которые я приготовила каждому индивидуально.

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений в средней группе

Критерии:

Высокий (3 балла) — Ребенок владеет навыками сосчитывания предметов (до 8-10, обнаруживает зависимости и отношения между числами. Владеет навыками наложения и приложения предметов с целью доказательста их равенства и неравенства. Устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве путем сопоставления, сосчитывания предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечает на вопросы, поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия.

Ребенок оперирует свойствами предметов. Группирует предметы по одному, двум, трем свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства. Различает геометрические фигуры и тела.Называет и показывает структурные элементы фигур: сторона, угол, их количество. В речи пользуется соответствующей терминологией.

Самостоятельно устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров по длине, толщине, высоте.

Ориентируется в направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении. Имеет представления о временных отношениях – в последовательности частей суток,протяженности во времени: вчера, сегодня, завтра.

Ребенок самостоятельно устанавливает связи между числом, цифрой и количеством. Проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов, Легко справляется с заданием на допридумывание, дорисовывает изображенные фигуры. Пытается размышлять, доказывает ход своих мыслей. Поясняет последовательность действий. Обладает хорошей памятью.

Средний (2 балла) — Ребенок в достаточной степени владеет навыками сосчитывания предметов (до 4-7, пользуясь при этом приемами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

С небольшой помощью взрослого устанавливает некоторые отношения групп предметов (длине, ширине, пространственные и временные отношения.

Допускает ошибки при установлении связей между числом, цифрой и количеством, но при помощи взрослого устраняет их.

Ребенок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов взрослого додумывает, дорисовывает изображенные фигуры. Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.

Низкий (1 балл) — Ребенок допускает ошибки при сосчитывании предметов (до 3-5). Различает предметы по форме, размерам, называет их. Устанавливает некоторые отношени