Диагностика как фактор развития ребенка

Диагностика как фактор развития ребенка thumbnail

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним важным фактором — деятельностью личности. Под деятельностью личности понимают очень большое количество всевозможных занятий человека, все то, что она делает. Из глубин веков дошли до нас мудрые наблюдения: скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, кем он вырастет; ни один бездельник еще ничего не достиг; сколько пота — столько успеха; человек сам кузнец своего счастья; кто рано встает, тому Бог дает; по труду и честь; творения указывают на создателя и т.п. Итак, очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в этой области. Но границы действия этой закономерности не безграничны, а определяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности и тому подобное.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность способствовала формированию запланированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может обеспечить возможности для развития; воспитанники иногда лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное наблюдение и усвоения готовых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков — обучение, труд, игра. По направленности различают познавательную, общественную, спортивную, художественную, техническую, ремесленную, гедоническую (направленную на удовлетворение) деятельность. Особый вид деятельности — общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо. Она предъявляет требования к взрослым, сверстник, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Вот почему важно не столько деятельность вообще, сколько активность личности, проявляется в этой деятельности.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее овладевать социальным опытом, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного мира личности, определяет готовность много и успешно работать.

Все проявления активности имеют одно и то же постоянный источник -потребности. Многогранность человеческих потребностей порождает и многогранность видов деятельности для их удовлетворения. Показать молодому человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности — постоянное и очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека слишком динамичные и переменные. На разных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Школьное воспитание не всегда успевает за этими изменениями, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность самого человека — обязательное условие развития его возможностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели не опекали ребенка, без собственного труда она мало чего добьется. К. Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для обучения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании то школьник не столько объект педагогического воздействия, сколько субъект, то есть активный участник собственного воспитания.

Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, творческую личность, приносит радость себе и людям. В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативной диагностике достигнутого учеником уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих, нельзя.

Диагностика (от греческого «диа» — прозрачный и «гносис» — знание) — общий способ получения предварительной информации о предмете или изучаемый.

Физиологическое развитие человека диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире применяют специально разработанные тесты (нормативы), с помощью которых измеряют степень развития как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как успешно человек выполняет предложенные задания, делается вывод о достигнутом уровне, конкретные параметры физического развития, полученные данные сравнивают с возрастными возможностями. Духовное, социальное развитие диагностировать очень сложно. Различные методики, используемые для достижения этой цели, чрезвычайно сложны, громоздки и не всегда обеспечивают объективное заключение. Для повышения надежности диагноза используют комплексное исследование состояния здоровья, сбор и сопоставление антропометрических, социальных и психологических данных, что требует специального оборудования, клиник, лабораторий, подготовленного персонала.

Овладение простейшими методиками диагностики отдельных учеников — важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Чрезвычайный интерес для учителей школ и воспитателей вызывает диагностика умственной деятельности и мотивации поведения, уровня претензий, эмоциональности, развития социального поведения и много других важных качеств личности. Самый распространенный метод изучения вышеотмеченных качеств — тестирование [29. — Кн.1,90 — 95].

Вопросы и задания

1. Какие факторы оказывают влияние на развитие человека?

2. Раскройте содержание понятий «человек», «индивид», «личность».

3. Что такое наследственность? Какова ее роль, место и значение в развитии личности?

4. Как влияет среда на развитие личности?

5. Определите роль, место и значение воспитания в формировании и развитии личности.

6. Раскройте значение деятельности как фактора развития личности.

7. Что такое диагностика развития? Ее задачи и значение в процессе обучения и воспитания.

Источник

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним важным фактором — деятельностью личности. Под деятельностью личности понимают очень большое количество всевозможных занятий человека. Из глубин веков дошли до нас мудрые наблюдения: сколько пота — столько успеха; человек сам кузнец своего счастья; по труду и честь; творения указывают на творца. Очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в этой области. Пределы развития не безграничны, а определяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности.

Деятельность может быть активной и пассивной. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Активность самого человека — обязательное условие развития ее возможностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели не опекали ребенка, без собственного труда он мало чего достигнет.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность способствовала формированию запланированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может обеспечить возможности для развития; воспитанники иногда лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное наблюдение и усвоение готовых истин.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник — потребности. Многогранность человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Основные виды деятельности детей и подростков — учение, труд, игра. По направленности различают познавательную, общественную, спортивную, художественную, техническую, ремесленную, гедоническую (направленную на удовлетворение) деятельность. Особый вид деятельности — общение.

Показать молодому человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности — постоянная и очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека слишком динамичные. На разных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности.

Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, творческую личность, которая приносит радость себе и людям.

В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативной диагностике достигнутого учеником уровня развития. Физиологическое развитие человека диагностируется сравнительно просто. Для этого применяют специально разработанные тесты (нормативы). Духовное, социальное развитие диагностировать очень сложно. Различные методики, используемые для достижения этой цели, чрезвычайно сложны, громоздки и не всегда обеспечивают объективное заключение. Овладение простейшими методиками диагностики отдельных учащихся — важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Чрезвычайный интерес для учителей школ и воспитателей вызывает диагностики умственной деятельности и мотивации поведения, уровня претензий, эмоциональности, развития социального поведения и много других важных качеств личности.

Источник

Влияние на развитие наследственности, среды и воспита­ния дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — деятельностью личности. Под этим понимается все многообра­зие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота — столько успеха»; «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано вста­ет, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т. п. Словом, очевидна прямая связь между результа­тами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а оп­ределяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельно­сти и другими.

В процессе деятельности происходит всестороннее и цело­стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро­ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи­зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспи­танники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельно­сти, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение го­товых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков — игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремес­ленническая, гедоническая (направленная на получение удоволь­ствия) деятельность. Особый вид деятельности — общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже са­мый маленький ребенок уже проявляет себя как активное су­щество. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повы­шаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Ра­зумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоцио­нально окрашенной деятельностью, в которую человек вклады­вает всю душу, в которой полностью реализует свои возмож­ности, выражает себя как личность. Такая деятельность прино­сит удовлетворение, становится источником энергии и вдохно­вения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляю­щаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и ус­пешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей дей­ствительности. Познавательная активность обеспечивает ин­теллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходи­мость применять полученные знания на практике. Трудовая ак­тивность стимулирует быстрое и успешное формирование ду­ховного и нравственного мира личности, определяет готов­ность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоян­ный источник — потребности. Многообразие человеческих по­требностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности — по­стоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в пе­риод интенсивного становления человека очень подвижны и пе­ременчивы. На различных возрастных ступенях должны опера­тивно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность самого человека — непременное условие разви­тия его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собствен­ного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект пе­дагогического воздействия, сколько субъект, т. е. активный участник собственного воспитания.

Активность личности, как и деятельность, имеет избира­тельный характер. Развитие личности происходит под воздей­ствием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обра­щены к его личности, опираются на его собственное отноше­ние к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн, — чтобы тыся­чами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблю­дателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда им все ста­новится нипочем».

Активность личности не только предпосылка, но и резуль­тат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творчес­кую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьни­ка обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, воору­жать его такими способами деятельности, которые дают воз­можность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возмож­ности — таковы функции воспитателя, разумно направляюще­го процесс развития личности.

VI. Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно обучает всех учеников независимо от способностей и домашних условий. Секрет своих успехов Виктор Федорович выражает словами: «Ученик должен учиться победно!» Что играет решающую роль в достижении высоких школьных успе­хов его учеников?

1. Хорошая наследственность.

2. Благоприятная среда.

3. Воспитание в семье.

4. Правильно организованная познавательная деятель­ность.

5. Отношение к учебе.

6. Интерес к учебному предмету.

7. Личность учителя.

Диагностика развития

В педагогической практике все больше ощущается потреб­ность в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, тем­пов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крыла­тые слова К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют не­обходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (от греческого «диа» — прозрачный и «гно-зис» — знание) — общий способ получения опережающей ин­формации об изучаемом объекте или процессе. Значение диа­гностики в области развития аналогично значению хорошо по­ставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причи­ны возникновения, то можно надеяться на благоприятный ис­ход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к психическому здоровью, а поэтому диа­гностика в области развития — чрезвычайно важное дело, тре­бующее высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие человека диагностируется сравнитель­но просто. Для этого во всем мире применяются специально разработанные тесты (нормативы), измеряющие степень разви­тия как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как человек справляется с предложенными заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с воз­растными возможностями. Примером теста физического разви­тия можно назвать хорошо известный комплекс ГТО, в кото­ром содержатся конкретные задания и нормативные показате­ли для каждой возрастной группы.

Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычай­но трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны и громоздки, не всегда обеспечивают безошибочные заключе­ния. Для повышения надежности диагноза используют ком­плексное обследование состояния здоровья, сбор и сопоставле­ние антропометрических, социальных и психологических дан­ных, что требует специально оборудованных клиник и лабора­торий, подготовленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, од­нако, нельзя давать общую оценку компонентов развития.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых — важный компонент профессио­нальной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств. Наиболее распро­страненный метод изучения выделенных качеств — тестирова­ние.

Тесты с нами

На практике обычно применяется, не один, а комплекс тестов для всестороннего изучения определенных качеств. Для примера познакомимся с тестом чешского психолога Й. Йырасека, составленным для диагностики уровня вер­бального (словесного) мышления шестилетних детей. Этот тест входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости.

Тест ВМ (вербальное мышление)

1. Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень …?

Обедаем = 0, полдничаем, ужинаем, спим и т. д. = -3.

3. Днем светло, а ночью …?

Темно = 0, неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава …?

Зеленая = 0, неправильный ответ = -4.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки … это что?

Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.

6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

Чтобы никто не попал под поезд и т. д. = 0, неправиль­ный ответ = -1.

7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмо­го, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)

Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает = 0.

8. Что такое Прага, Бероун, Плзень?

Города = 1, станции = 0, неправильный ответ = -1.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это …, маленькая овечка — это…?

Щенок, ягненок = 4, только одно из двух = О, неправильный ответ = -1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового?

На кошку (достаточно одного признака) = 0, на кошку (без приведения признаков подобия) = 1, на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, остановиться и т.д.) = 1, одна причина = 0, неправильный ответ = -1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающее, или приведение двух общих признаков (четыре ноги, хвост и т.д.) = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал? У винта нарезка = 3, винт завинчивается или у винта гайка = 2, неправильный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание … это? Спорт (физкультура) = 3, игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2, неправильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4, после подсказки = 2, неправильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Три признака = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ (у него палка. Он курит) = 0.

18. Почему люди занимаются спортом? Две причины = 4, одна причина = 2, неправильный ответ = 0.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Правильный ответ =2, неправильный ответ = 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку = 5, чтобы не платить штраф = 2, неправильный ответ = 0.

Результат теста — это сумма баллов (+ и -), достигнутых по от­дельным вопросам. Классификация результатов:

Отлично……………………………………….+24 и более

Хорошо………………………………………..+14 до+23

Удовлетворительно………………………+0до +13

Плохо…………………………………………..-1 до -10

Очень плохо…………………………………-11 и хуже.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы I II III IV V VI
Ответы 3,5,6 4,5

Контрольный тест

1. Что такое развитие личности ?

2. Что является движущей силой развития?

3. Какие противоречия относятся к внутренним, а какие к внешним ?

4. Как формулируется биогенетический закон? В чем его смысл?

5. Какими факторами обусловливается развитие личности?

6. Что такое наследственность?

7. Какие части темы включают наследственные программы раз­вития?

8. Какие признаки передаются по наследству от родителей к детям?

9. Что такое задатки ? Наследуются ли они ?

10. Какие специальные задатки наследуются детьми ?

11. Наследуются ли нравственные и социальные качества?

12. Что такое среда?

13. Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?

14. Вы разделяете биологизаторскую или социологизаторскую точку зрения?

15. Как влияет на развитие личности воспитание?

16. Можно ли воспитанием полностью изменить человека ?

17. Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» ?

18. Как влияет деятельность на развитие личности? Какие ос­новные виды деятельности школьников вы знаете?

19. Зависит ли развитие от активности личности ? Как ?

20. Что такое диагностика развития? Как она осуществляется?

Литература для самообразования

Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы педагогики. — М., 1969.

Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М., 1980.

Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комп­лексного подхода в процессе воспитания школьников. — М., 1983.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Пра­га, 1978.

ТЕМА 4



Источник