Диагностика интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста

Диагностика интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Варвара Корякина
Методы диагностики уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста

1. Психологическая диагностика (задача).

Психодиагностика — это совокупность способов и средств определения индивидуально-психологических характеристик личности для последующего, при необходимости, коррекционного воздействия на ее развитие. Исходя из этого определения, прежде всего, надо осознать высочайшую ответственность всех тех, кто берется осуществить эту функцию. Уровень профессионализма такой деятельности включает в себя, по крайней мере, два составляющих элемента,способность: а) собрать факты и дать им обоснованное объяснение; б) подобрать адекватные приемы психолого-педагогического воздействия. Очевидно, что для комплексного решения этой двуединой задачи, наиболее эффективно сочетание усилий специалистов-профессионалов психологической службы и опытных практиков. Исходный момент данной комплексной работы — набор первичной информации о личности, поведении и деятельности диагностируемого субъекта. Важна не только диагностика уровня развития отдельных психических процессов или констатация отклонений в развитии личности ребенка, самое главное — это установить взаимосвязь между отдельными особенностями психики ребенка. Ведь индивидуальные особенности, самооценка или тревога могут повлиять не только на характер общения, но и на развитие познавательных процессов у детей. В свою очередь, особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность. Поэтому так важно при проведении диагностики использовать целый комплекс методик, что позволит рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике.

2. Этапы психологической работы.

Правильная диагностика — это первый шаг в организации коррекции психики, при этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследования так и в таком порядке, чтобы ребенок не устал, не отказался от участия в работе. Правильная диагностика помогает выявить причины нарушений в психическом развитии, определить, какие качества сформированы хуже всего.

Главная задача при обследовании ребенка определить, что необходимо исследовать в первую очередь, а затем подобрать соответствующие методики. Так как выделение наиболее сложных и глубоких нарушений у исследуемого ребенка в первый момент трудно даже для профессиональных психологов, а в начале работы с ребенком рекомендуется не сосредотачиваться на какой-то одной стороне психического развития или на исследовании одного психического процесса, но постараться изучить ребенка комплексно, применяя по возможности, как можно больше различных тестов для получения более достоверных результатов.

Обследование начинают с беседы со взрослыми (воспитателями, учителями, родителями, если с определенными жалобами на ребенка обратились они. Если же инициатива обследования исходит от того, кто будет проводить диагностику, то ему необходимо самому четко определить характер притязаний к ребенку и причин недовольства им.

Обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, находящиеся в ней, чем он расторможен, то есть крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках, просто болтает руками или ногами. Следует отметить и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, его стремлением сесть или встать, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.

Все эти факты могут быть связаны с психодиагностическими (врожденными) особенностями ребенка, например с импульсивностью или ригидностью, так и с такими качествами как тревожность или демонстративность. Полученные наблюдения в дальнейшем сопоставляют с данными тестов, что помогает понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.

При обследовании важно чередовать методики так, чтобы изучение памяти следовало за анализом мышления, а изучение восприятия — за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и не заданную тему, предоставляя ребенку время войти в ситуацию обследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для отсроченного воспроизведения. Личностные методики лучше предлагать детям в конце работы, после того, как для них сгладится новизна ситуации и установится контакт со взрослым, проводящим диагностику. Такая же последовательность сохраняется и в том случае, если обследование не за один раз, а на нескольких занятиях.

3. Правила проведения тестового диагностического обследования.

Первые объективные методы диагностики психического развития детей появились в начале XX века. До этого для исследования психики детей применяли только наблюдения и анкеты. Недостатком этих методов является их субъективность, так как часто мы видим только то, что хотим видеть, и не замечаем многих важных вещей. Кроме того, анкеты нельзя использовать при работе с маленькими детьми, так как для ответов на их вопросы необходим определенный уровень самонаблюдения, отсутствующий у детей дошкольного возраста.

Новые методы получившие название тестов, отличались абсолютной объективностью и возможностью использования для работы с детьми любого возраста.

Непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы. Для того чтобы работа считалась успешной,надо знать несколько основных правил:

Для составления психологической характеристики ребенка необходимо использовать не менее 10-15 разных тестов, поскольку каждая отдельная методика направлена на «измерение» очень узкого, специального качества.

Строго соблюдать инструкцию, которая приведена в каждой методике. В противном случае, суть задания может полностью измениться, а следовательно, полученный вами результат будет ошибочным.

Не забывать о том, что каждая методика рассчитана на детей определенного возраста.

Для работы по многим методикам необходимо специальный «стимулирующий материал», то есть, карточки, тексты, картинки, которые предлагают ребенку. Не забывать, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны и что не соблюдая их или изменяя материал можно получить иной результат.

Никогда не надо пытаться работать с ребенком через силу, без его добровольного желания.

4. Значение каждого раздела для оценки хода психического развития.

а) Исследование развития восприятия.

Восприятие — это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств составления на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностики уровня развития важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей у которых были бы, нарушены все они одновременно. Поэтому, как правило коррекция всего лишь одного из этих процессов помогает откорректировать всю деятельность восприятия.

Читайте также:  С какого возраста отдавать ребенка в центр развития

Проводя диагностику, важно так подобрать методику, чтобы они отразили особенности всех трех сторон восприятия. Прежде всего нужно проверить наличие у ребенка целостных образов предметов окружающего мира, и их адекватность. Для этого применяют методику «Разрезные картинки». Уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации исследуют и с помощью теста «Коробочка форм». Степень обобщенности сенсорных эталонов, а также уровень интериоризации действий восприятия исследуют с помощью методики «эталоны».

б) Исследование развития памяти.

Память — один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников и младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Память является не только одним из важнейших познавательных процессов, но одним из параметров одаренности. Однако при диагностике необходимо помнить, что, хотя хорошая память, как правило, действительно связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие этого ребенка невысоко, что оно отстает от нормы. То есть связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двухстороннее, и плохая память в отличии от хорошей, мало что говорит о способностях человека.

Следующее при методикиразработаны для исследования разных видов памяти: «10 предметов» — для объема непосредственной образной; «10 слов» — объем и скорость непосредственной вербальной; «пиктограмма» — изучение опосредованной памяти, связанной с образным мышлением.

в) исследование развития мышления.

Мышление — один из важнейших психических процессов. Мышление — это процесс не однородной, он проходит в несколько этапов в своем развитии, состоит из многих операций. Поэтому необходимо разобраться, какое качество мышления можно исследовать тем или иным методом и какие методы лучше всего использовать в диагностике при разных проблемах, которые возникают в процессе обучения детей. Для исследования уровня развития образного мышления у детей 4-7 лет можно исследовать тест «Нахождение недостающих деталей», — на исследование образного схематического мышления, называется «перцентивное моделирование», для исследования схематического мышления у детей применяется «тест Когана», «тест Равена», для диагностики словесно-логического мышления у детей 5-10 лет «последовательные картинки», «исключение четвертого».

г) исследование креативности.

Креативность (творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта.

Для исследования образной креативности может быть использован тест «Дорисовывание», тесты направленные на исследование только вербальной креативности «назови картину», «что может быть одновременно».

д) исследование общения.

Общение со взрослыми формируют практически все знания и умения детей, в том числе и знания о самом себе, стимулирует его познавательную активность. Общение со сверстниками актуализирует эти знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя. Нарушения в общении, которые фиксируются в дошкольном и мл. школьном возрасте, проявляются в последствии не только в том, что человек не умеет добиваться желаемого, конфликтует с окружающими, не умея построить правильные отношения ни дома, ни на работе. Для исследования общения ребенка со сверстниками, определения его статусного места в группе используют метод «Социометрия», общение детей с членами семьи «Два домика», «Рисунок семьи».

е) исследование индивидуальных особенностей и качеств личности.

Труднее всего диагностировать качества личности детей, и прежде всего из-за отсутствия абсолютно объективных способов интерпретации полученных в ходе тестирования данных. Еще не разработаны нормы развития личности, подобные тем, что были выведены при исследовании познавательного развития, хотя и существует общее понятие об отклонениях в личностном росте. В то же время, именно личные качества детей чаще всего интересуют взрослых, так как именно они нередко становятся причиной конфликтных детей, их плохого поведения, а часто и плохой учебы. Знание индивидуальных особенностей личности помогает выстроить правильное общение с ребенком, наметить план помощи ему. При диагностике необходимо отличать индивидуальные особенности от качеств личности ребенка; индивидуальные особенности — врожденные, они связаны с особенностями работы нервной системы, а качества личности формируются в течении жизни и зависят, таким образом, от социального окружения. Поэтому можно говорить о коррекции, изменении структуры личности, но невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только попытаться помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности нейтрализуя отрицательные. Широко распространены тесты, направленные на исследование самооценки. Существуют их модификации — для детей 4-6 лет (тест Лесенка) и 7-10 лет (школа самооценки)«оцени себя». При исследовании личностных качеств часто применяют и рисуночные тесты, которые относятся к проективным, так как предполагается, что ребенок приписывает персонажам рисунка свои чувства и переживания. Одним из самых информативных является тест «Несуществующие животные». Важную информацию о личности детей и их общении с окружающими дает «тест Розенцвейга». Существует еще один тест, который дает возможность провести комплексную диагностику личности ребенка «Детский апперцептивный тест с его помощью можно исследовать не какое-то одно качество, а структуру личности ребенка. В отличие от рисунков, этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, но и понять некоторые причины их появления.

Читайте также:  Режим одно из условий полноценного развития ребенка

Заключение

Диагностика и коррекция — процессы взаимосвязанные, причем коррекцию можно начинать уже в процессе диагностики отклонений в психическом развитии и их причин. На основе данных диагностики строится программа коррекционных занятий.

Главное в этих занятиях — сформировать у детей умение ориентироваться в задании, находить самые важные качества, характеризующие предметы.

Источник

Для
изучения особенностей развития
дошкольников используются разнообразные
методы,
в том числе и шкалы развития, обсуждавшиеся
выше. Так, методики Пиаже могут
применяться и в более старшем возрасте.
Они представляют собой шкалы порядка,
поскольку предполагается, что развитие
проходит ряд следующих друг за другом
стадий, которые могут быть качественно
описаны. Шкалы Пиаже предназначены
главным
образом для изучения когнитивной, а не
личностной сферы ребенка и пока не
доведены
по формальным параметрам до уровня
тестовРАоследователями
Пиаже ведется работа
по созданию диагностического комплекса,
основанного на его теории и предназначенного
для диагностики психологии развития
детей разного возраста.

Все
диагностические методы, разработанные
для дошкольников, должны предъявляться
индивидуально или небольшим группам
детей, посещающим детский сад и
имеющим опыт коллективной работы. Как
правило, тесты для дошкольников
предъявляются
устно или в виде тестов исполнения.
Иногда для выполнения заданий могут
использоваться карандаш и бумага (при
условии простых действий с ними).

При
изучении дошкольников диагностированию
могут подвергаться самые разные аспекты
развития — от моторного до личностного.

Так,
например, существуют специальные шкалы,
устанавливающие
социальную
зрелость детей, способность их к
самостоятельному удовлетворению
простейших потребностей, умению
адаптироваться к разнообразным условиям
окружающей
среды. Достаточно известной является
шкала Вайнленд,
предназначенная
для изучения способностей ребенка
обслуживать
себя и брать на себя
ответственность (эта шкала пригодна
также для обследования умственно
отсталых

детей
и взрослых). Она содержит 117 заданий,
сгруппированных по разным возрастным
уровням и включает 8 областей поведения’
общее самообслуживание, самообслуживание
во время еды, при одевании, саморегуляцию,
навыки общения, предпочитаемые занятия,
особенности моторики, социализацию.
Чаще всего данные, получаемые с помощью
этой шкалы, используются для диагностирования
умственной отсталости и принятия решения
о помещении обследуемого в лечебные
учреждения или интернаты.

Более
поздней по времени создания является
шкала адаптивного поведения
(ABC),
разработанная
Комитетом американской ассоциации по
изучению
умственной
неполноценности.
Она
может применяться для изучения
эмоциональных или
каких-либо других нарушений психики
Как и шкала социальной зрелости Вайнленд,
она
основана на наблюдениях за поведением
обследуемых и может заполняться не
только
психологом, но и педагогом, родителями,
врачами — всеми, с кем контактирует
ребенок. Шкала адаптивного поведения
состоит из двух частей. Первая включает
10 областей
поведения, таких как:

самообслуживание
(еда, туалет, гигиена, внешний вид,
одевание, общее самообслуживание);

физическое
развитие (сенсорное, моторное);

хозяйственная
деятельность (обращение с деньгами,
умение делать покупки);

развитие
языка (понимание, общение, выразительность);

ориентировка
во времени (знание числа, времени суток);

домашняя
работа (уборка дома, определенные
домашние обязанности и др.);

деятельность
(игровая, учебная);

саморегуляция
(инициатива, настойчивость);

ответственность;

социализация.

Вторая
часть шкалы имеет отношение только к
тем, кто демонстрирует отклоняющееся,
плохо адаптированное поведение.

Для
изучения некоторых способностей детей
от 2,5 до 8,5 лет разработана шкала Маккарти.
В нее входят 18 тестов, сгруппированных
в шесть частично совпадающих шкал:
вербальную, перцептивного действия,
количественную, общих познавательных
способностей,
памяти и моторную.

Для
оценки уровня умственного развития
дошкольников чаще всего
используются
шкала Стэнфорд—Бине и тест Векслера
(см. гл.
IV).

Оценивая
обсуждаемые выше шкалы, нельзя не
отметить отсутствие строгого теоретического
обоснования применения каждой из них
для диагностики особенностей психического
и личностного развития дошкольников.
Исключение составляют методики Пиаже,
которые опираются на созданную им
концепцию развития. В отличие от
зарубежных
отечественные исследователи стремятся
строить систему диагностики, опираясь
на разработанные в возрастной и
педагогической психологии положения
об особенностях, стадиях и движущих
силах психического и личностного
развития (труды Л.И.
Бо-жович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,
Д.Б. Эльконина и др.). Так, например,
наиболее
разработанным с этой точки зрения
является комплекс методик диагностики

умственного
развития дошкольников, созданный под
руководством Л.А. Венгера («Диагностика
умственного развития дошкольников».
М., 1978). Умственное развитие рассматривается
авторами методик как процесс «присвоения
ребенком определенных форм
общественного опыта, материальной и
духовной культуры, созданной человечеством».
Центральным звеном при создании методик
стало познавательное ориентировочное
действие как основная структурная
единица познания. Как показали авторы
исследования, именно овладение разными
видами познавательных ориентировочных
действий (в первую очередь перцептивными
и мыслительными) лежит в
основе умственного развития детей
раннего и дошкольного возраста Выделены
три основных
типа перцептивных действий, «различающихся
в зависимости от особенностей соотношения
между свойствами обследуемых предметов
и применяемыми в процессе обследования
сенсорными эталонами». Среди них
действия идентификации, приравнивание
к эталону и перцептивное моделирование.
Действия первого типа выполняются
при обследовании свойств предметов,
которые полностью совпадают с имеющимися
эталонами. Действия второго типа
задействованы при необходимости
использования образца-эталона для
выявления свойств предметов, не
совпадающих с образцом, хотя и близких
к нему. Третий тип действия представляет
собой соотнесение свойства обследуемого
предмета не с одним эталоном, а с группой
— построение его эталонной модели. В
качестве показателей умственного
развития выделяются также образное
и логическое мышление. При этом авторы
тестов признают, что разработанная ими
система не включает таких важных
параметров, как вербальное мышление и
мотивация
познавательной деятельности. Они
отмечают, что получаемая система
показателей
умственного развития представляет
собой его операционально-техническую
характеристику.

Для
диагностики каждого типа действия и
особенностей мышления предлагается
система проб, которые доведены до уровня
тестовых методик и стандартизированы
на группах
дошкольников разного возраста.

Так,
действие идентификации диагностируется
с помощью поиска цветового объекта,
идентичного образцу в цветовой матрице
из 49 элементов (задания на выбор цветовых
объектов), действие отнесения к эталону
изучается с помощью сортировки предметов
по форме, а перцептивное моделирование
путем сборки разнообразных фигур,
состоящих из деталей геометрической
формы, — по образцу (представляющему
собой целую фигуру). Специальные
диагностические приемы были разработаны
для изучения
особенностей образного и логического
мышления.

Читайте также:  Этапы развития головного мозга ребенка

Наряду
с описанными выше и предназначенными
для изучения разных аспектов развития
дошкольников методиками достаточно
много их разработано для диагностирования
готовности детей к обучению в школе.
Здесь можно отметить, что исследователи
расходятся во мнении о приоритетности
тех или иных аспектов развития для
констатации школьной зрелости. Одни
психологи сосредоточивают основное
внимание на
когнитивной сфере и уровне обу-ченности,
другие считают более важными особенности
поведения ребенка в целом.

Чаще
всего анализируются три аспекта школьной
зрелости —
интеллектуальный,
социальный и эмоциональный.
Американские
психологи уделяют
наибольшее внимание диагностике
интеллектуальных компонентов школьной
зрелости.
Чаще всего изучаются такие функции, как
зрительные и слуховые различения
(например,
понимание на слух), словарный запас,
общая осведомленность, уровень

развития
сенсомоторики, понимание количественных
отношений и др. Наиболее
популярным
в США считается национальный тест
готовности
(MRT),
предназначенный
для младшей и средней групп детского
сада (первый уровень) и
для
старшей группы и первоклассников (второй
уровень).

Рассмотрим
в качестве примера задания второго
уровня теста (А. Анастази Кн. 2. С. 62)

  1. Начальные
    согласные. Ребенку предъявляют 4 картинки
    (например, изображение
    кошки,
    домика, клоуна и т.д ) и называют каждое
    из них. Затем просят отобрать те
    картинки,
    которые начинаются с определенного
    звука (например, «к»).

  2. Звуко-буквенные
    соответствия. Каждое задание состоит
    из картинки и 4 букв
    После
    того как взрослый называет картинку,
    ребенок выбирает букву, соответствующую
    звуку,
    с которого начинается название картинки

  3. Зрительное
    соответствие: требуется подобрать к
    изображению, начинающему
    ряд,
    одно из последующих изображений. Это
    могут быть сочетания букв, слова,
    числа,
    буквообразные
    фигуры (искусственные буквы).

4. Поиск
образцов. Предназначен для оценки
способности увидеть данное
сочетание
букв, слов, цифр или буквообразных фигур
в более крупных их группировках.

  1. «Школьный»
    язык. Проверяется способность понимания
    ребенком основных и
    производных
    грамматических структур и понятий,
    изучаемых в школе.

  2. Слушание.
    Проверяется понимание смысла слов,
    текстов, предъявляемых устно.

  3. Количественные
    понятия. Проверяется знание таких
    понятий математики, как
    размер,
    форма, количество и др.

8. Количественные
действия (не обязательно). Оценивается
владение ребенком
счетом
и простыми математическими действиями.

Иной
подход представлен в тестах развития
Гизелла. Сотрудники института Гизелла
основной упор при разработке диагностики
развития дошкольников сделали не на
интеллектуальном компоненте, а на оценке
уровня развития поведения ребенка
(сенсомоторное,
физическое развитие, умение отвечать
на вопросы и др.).

Существуют
и другие серии тестов, включающие
диагностику уровня
обученности
дошкольников, владение ими простейшими
математическими
понятиями
и действиями, умением читать, понимать
смысл устно передаваемой информации и
т.д. Достаточно популярным в нашей стране
стал тест школьной зрелости Керна—Йирасека,
включающий
три задания: рисование мужской фигуры,
срисовывание письменных букв и
срисовывание группы точек. Все они
диагностируют в первую
очередь степень развития тонкой моторики
руки и зрительной координации и движений
руки. Автор показал, что его тест обладает
высокой прогностической валидностью
и может предсказать будущую успешность
обучения ребенка в школе. Однако
дети, плохо выполняющие тест, могут
также демонстрировать хорошую
успеваемость,
в связи с чем автор подчеркивает, что
предлагаемая им методика недостаточна
для констатации школьной незрелости,
а диагностирует лишь наличие школьной
зрелости.

В
отечественной психологии также отмечается
разнообразие подходов к методикам
определения
психологической готовности к школе.
Разные исследователи выдвигают на

первый
план неодинаковые аспекты развития в
качестве основных критериев готовности
к
школьному обучению. Так, например, Д.Б.
Эльконин считал самым важным
диагностирование уровня сформированности
предпосылок к учебной деятельности
(умение
работать по образцу, умение выполнять
указания взрослого, ориентироваться
на систему
определенных правил при выполнении
деятельности и др.)- Другой известный
психолог
Л.И Божович основное внимание уделяла
личностному развитию дошкольника,
сформированности его мотивационно-потребностной
сферы (подробный анализ
разных подходов к пониманию и диагностике
психологической готовности к школе
представлен в книге Н.И. Гуткиной.
Психологическая готовность к школе.
М., 1993).

Рассмотрим
кратко программу диагностики
психологической готовности к
школе,
предложенную и апробированную Н.И.
Гуткиной
(она
представлена в названной
выше книге этого автора).

Диагностическая
программа включает ряд методик:

  1. — Методика
    по определению доминирования
    познавательного или игрового
    мотивов
    в аффективно-потребностной сфере
    ребенка (в названии обозначена
    цель
    методики);

  2. — Методика
    выявления сформированности «внутренней
    позиции школьника»
    (специально
    построенная беседа с дошкольником);

  3. — Методика
    «домик», включающая задание
    по срисовыванию образца и
    позволяющая
    диагностировать особенности произвольного
    внимания, сенсомоторики,
    умения
    работать по образцу;

  4. — Методика
    «да и нет», применяющаяся для
    диагностики умения ребенка
    действовать
    по правилу и представляющая собой
    модификацию известной игры «да»
    и
    «нет»
    не говорите, черного с белым не носите»;

  5. — Методика
    «сапожки», направленная на
    диагностику умения пользоваться
    правилом
    для решения задачи и особенностей
    развития процесса обобщения;

  6. — Методика
    «последовательность событий»,
    предназначенная для изучения
    особенностей
    развития логического мышления, речи и
    способности к обобщению;

7 —
Методика «звуковые прятки»,
предназначенная для проверки
фонематического
слуха.

На
основе обследования ребенка по данной
диагностической программе составляется
специальная психологическая карта.

8 результате
обследования выявляются дети,
нуждающиеся в коррекционно-
развивающей
работе, позволяющей сформировать
необходимый уровень готовности к
школе.
В ходе обследования выявляются также
дети с опережающим развитием, в
отношении
которых психологом должны быть
сформулированы рекомендации
по
индивидуальному
подходу к ним.

Литература

Анастази
А
Психологическое
тестирование. М , 1982 Т 1—2 Гуткина
НИ
Психологическая
готовность к школе М , 1993. Диагностика
умственного развития дошкольников
/ Под ред. Л.А. Венгера и В В Холмовской.
М , 1978

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник