Диагностика и оценка результатов воспитания обучения развития ребенка

Диагностика и оценка результатов воспитания обучения развития ребенка thumbnail

Измерить,
определить результаты воспитания
гораздо сложнее, чем результаты обучения.
Воспитание — процесс спорный и длительный,
его результаты имеют удаленный характер
и определить их очень сложно.

Под
результатами воспитательного процесса
понимают уровень воспитанности, который
достигнут личностью или коллективом.
Данные диагностического исследования
сравниваются с восходящими характеристиками
воспитанности, а разница между начальным
и конечным результатом определяет
эффективность процесса воспитания. В
качестве эталонных показателей, с
которыми сравниваются достигнутые
результаты, используются критерии.

Критерии
воспитанности — это теоретически
разработанные показатели уровня
сформированности различных качеств
личности (коллектива). Критерии
воспитанности можно условно разделить
на две группы: связанные с проявлением
результатов воспитания во внешней форме
— суждениях, оценках, поступках, действиях
личности и связанные с явлениями,
скрытыми от глаз воспитателя — мотивами,
убеждениями, планами, ориентациями.

Регистрация
результатов диагностики осуществляется
путем предоставления количественных
эквивалентов качествам, которые
формируются. Для этого используются
методы массового опроса, наблюдений,
тестов, методы обобщения независимых
характеристик, методы создания воспитывая
ситуаций и т.п..

Методы
диагностики воспитанности:


прямые
вопросы типа «Что такое честность?»,
«Зачем людям нравственность?» И
др.;


специальные
вопросы (чтобы выявить отношение
воспитанников к тем или иным явлениям,
фактов, событий) в устной или письменной
форме: «Какие профессии ты считаешь
наиболее престижными?» И др.;


произведения
на тему: «Мой идеал современника»,
«Милосердие — как я это понимаю» и
др.;


наблюдение
за поведением воспитанников;


социометрические
методы;


метод
воспитательных ситуаций — это создание
природных искусственных ситуаций, в
которых воспитанник вынужден в своих
действиях разоблачить уровень
сформированности у него определенных
качеств. Наиболее эффективна — ситуация
выбора (распределение обязанностей,
поручений, подарков и наград и т.п.),
когда поведение человека адекватна его
внутренней позиции.

Тема 5. Общие методы воспитания План

  1. Понятие
    о методах воспитания.

  2. Методы
    формирования сознания личности.

  3. Методы
    организации деятельности и формирования
    опыта общественного поведения.

  4. Методы
    стимулирования поведения и деятельности.

  5. Методы
    контроля, самоконтроля и самооценки в
    воспитании.

  6. Выбор
    методов воспитания.

Ключевые
слова:

метод воспитания; средство и прием
воспитания; классификация методов
воспитания, методы формирования сознания
личности, методы организации деятельности
и формирования опыта общественного
поведения, методы стимулирования
поведения и деятельности, методы контроля
и самоконтроля.

Методические рекомендации к изучению темы 5.

При
изучении темы 5. важно выяснить сущность
понятия «метод воспитания»;
характеризовать методы формирования
сознания личности, организации
деятельности и формирования опыта
общественного поведения, стимулирования
поведения и деятельности, контроля и
самоконтроля находить оптимальные
средства, методы воспитания для
эффективного решения конкретных
педагогических ситуаций в
учебно-воспитательном процессе.

Изучая
пункт 1, необходимо осветить вопрос о
различных подходах к трактовке понятия
«метод воспитания» и выяснить, чем
обусловлена ​​разность подходов к
классификации методов воспитания.

Изучая
пункт 2, проанализируйте основные функции
методов формирования сознания личности.
Попробуйте привести конкретные примеры
использования этих методов в практике
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.

Изучая
пункт 3, надо иметь в виду, что педагогическая
требование действительно является
неотъемлемой частью методов организации
деятельности и формирования опыта
поведения, но главная их задача —
воздействие на сознание ребенка.
Требования опережают действие, поэтому
их можно отнести как к первой, так и ко
второй группе методов.

Изучая
пункт 4, необходимо проанализировать
роль методов стимулирования деятельности
и поведения. Попробуйте охарактеризовать
средства воспитания для этого метода.

Изучая
пункт 5, проанализируйте методы контроля,
самоконтроля и самооценки в воспитании.
Приведите примеры использования этих
методов в учебно-воспитательном процессе.

Изучая
пункт 6, выясните, от каких факторов
зависит выбор методов воспитания.
Следует помнить: чтобы воспитательный
процесс был эффективным, методы воспитания
используют в их взаимосвязи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Источник

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развития познавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Измерить, определить результаты воспитания сложнее, чем результаты обучения. Воспитание — процесс спорный и длительный, его результаты имеют удаленный характер и определить их очень сложно.

Под результатами воспитательного процесса понимают уровень воспитанности, который достигнут личностью или коллективом. Данные диагностического исследования сравниваются с восходящими характеристиками воспитанности, а разница между начальным и конечным результатом определяет эффективность процесса воспитания. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии.

Критерии воспитанности — это теоретически разработаны показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Критерии воспитанности можно условно разделить на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Регистрация результатов диагностики осуществляется путем предоставления количественных эквивалентов качествам, которые формируются. Для этого используются методы массового опроса, наблюдений, тестов, методы обобщения независимых характеристик, методы создания воспитывая ситуаций и тому подобное.

Методы диагностики воспитанности:

• прямые вопросы типа «Что такое честность?», «Зачем людям нравственность?» И тому подобное;

• специальные вопросы (чтобы выявить отношение воспитанников к тем или иным явлениям, фактов, событий) в устной или письменной форме: «Какие профессии ты считаешь наиболее престижными?» И тому подобное;

• произведения на тему: «Мой идеал современника», «Милосердие — как я это понимаю» и т.д.;

• наблюдение за поведением воспитанников;

• социометрические методы;

• метод воспитательных ситуаций — это создание природных искусственных ситуаций, в которых воспитанник вынужден в своих действиях разоблачить уровень сформированности у него определенных качеств. Наиболее эффективна — ситуация выбора (распределение обязанностей, поручений, подарков и наград и т.п.), когда поведение человека адекватна его внутренней позиции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое воспитание как педагогический процесс?

2. В чем заключается специфика процесса воспитания?

3. Какова цель воспитания в современной школе?

4. Что следует понимать под закономерностями воспитания? Раскройте сущность и дайте их научное обоснование.

5. Какие принципы воспитания выводятся из его закономерностей?

Резюме:

1. Воспитание — сложный педагогический процесс, который предусматривает определение целей, задач, содержания, форм, методов воспитательной деятельности, организации и изучения результативности процесса. Именно в этом коренное различие воспитания как педагогического процесса и воспитательной ситуации. Процесс воспитания осуществляется на основе определенных закономерностей, принципов. Педагогический процесс всегда планомерный, целенаправленно организован. Конкретная цель воспитательной деятельности учитывает общую цель воспитания, которую ставит общество. Объективные факторы диктуют необходимость реализации цели всестороннего гармоничного развития личности с учетом национальных, региональных, возрастных, индивидуальных и других особенностей ребенка, интересов и потребностей.

2. Сущностью процесса воспитания является организация жизни воспитанников, формирование у них устойчивых форм поведения в обществе через навыки и привычки. Воспитание — процесс двусторонний, его конечный результат определяется и тем, какую позицию занимает воспитанник, который является как объектом, так и субъектом воспитательного процесса.

3. Воспитание — процесс многоступенчатый, проходит ряд этапов: принятие ребенком цели; усвоения им знаний, выработки определенного отношения к ним; участие в деятельности, общении, которые формируют опыт ее поведения; оценки и самооценки результатов конкретных поступков. Показателем результативности воспитательного процесса является уровень воспитанности личности, проявляется в единении его сознания и действий при положительной мотивации поступков, поведения.

Раздел 1.4. Формирование духовной культуры учащихся в современных условиях

Содержание

1. Понятие о духовной культуре.

2. Философско-мировоззренческая подготовка школьников.

3. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.

4. Формирование основ нравственной культуры личности.

5. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.

6. Формирование эстетической культуры учащихся.

7. Воспитание физической культуры учащихся.

Ключевые слова: духовность, духовное развитие, духовная культура, мировоззрение, гражданское воспитание, нравственная культура, трудовое воспитание, эстетическая культура, физическая культура.

Цели и задачи изучения раздела 1.4.

Успешное изучение раздела 1.4. позволяет

Иметь представление о духовности и духовной культуре личности; сущность и структуру научного мировоззрения; о месте и цели гражданского воспитания в процессе становления личности; об основных понятиях по вопросам нравственного воспитания; ведущие понятия системы трудовой подготовки и профориентации школьников; об общей характеристике системы эстетического воспитания и физического воспитания.

Знать суть и основные структурные элементы научного мировоззрения; сущность, цели, содержание и пути гражданского нравственного, эстетического, трудового, физического воспитания.

Владеет ключевыми понятиями: духовная культура, научное мировоззрение, взгляды, убеждения, идеалы, гражданственность, гражданское воспитание, политическая культура, нравственные качества личности, трудовое воспитание, общественно-полезный труд, экономическое воспитание, профориентация, эстетическое воспитание, эстетическое сознание, эстетическое чувство, эстетическая поведение, физическое воспитание

Методические рекомендации к изучению раздела 1.4.

При изучении раздела 1.4. важно выяснить сущность духовной культуры личности; выявлять категориальные признаки (ключевые слова) в определении понятий: научное мировоззрение, гражданское воспитание, нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическая культура, физическая культура.

Изучая пункт 1, обратите внимание на то, что его рассмотрение начинается с характеристики понятия «духовность»; особое внимание уделит содержания понятия «духовная культура личности». Проанализируйте, как это понятие соотносится с понятием «базовая культура личности».

Изучая пункт 2, проанализируйте компоненты научного мировоззрения и найдите связи, существующие между ними. Попробуйте определить место и роль мировоззрения в структуре личности.

Изучая пункт 3, попробуйте выяснить, какие новые черты существенно отличают современное гражданское воспитание от гражданского воспитания тоталитарной эпохи.

Изучая пункт 4, следует различать такие категории, как мораль и нравственность. Проанализируйте: всегда моральные действия человека является показателем ее нравственной воспитанности?

Изучая пункт 5, необходимо проанализировать основные направления профориентации: профессиональное образование, профессиональное воспитание, профконсультацию, профотбор, профадаптацию, профдиагностику. Определение этих понятий надо найти в дополнительной литературе и записать в свой конспект.

Изучая пункт 6, попробуйте раскрыть возможности вашей специальности для эстетического воспитания школьников.

Изучая пункт 7, попробуйте выяснить, какое влияние физического воспитания на различные стороны гармоничного развития личности.

Понятие о духовной культуре

Духовность — чрезвычайно сложное и интегративное понятие. С позиции философии — это, прежде всего, внутренний мир человека, его сознание, мировоззренческие ориентации. Основой духовности является собственно человеческие ценности, духовные потребности, интересы, вкусы и идеалы.

В украинском педагогическом словаре духовность рассматривается как «индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать» для других «(рассматривается как душевность).

Духовное развитие ученые трактуют как иерархию метамотивив и потребностей, исходя из которых личность оценивает себя, других, окружающей среды и действует. Наиболее существенными являются следующие потребности: самоуважение, познания мира, себя, смысла жизни, восприятия и создания красоты, осуществление добра и справедливости, достижение психической совершенства.

Духовное развитие личности определяется так (Б.Юсов): духовное — это идеальное, всеобщее; жизни, активность, поступки, направленные к светлому и святого; щедрость, любовь к ближнему, самоотверженность; чувство радости от создания блага; свобода, возможность действовать без внешнего принуждения; достижения личности, приобретенные благодаря собственным внутренним ресурсам; творчество, непосредственность, искренность в деянии добра.

Структура духовного потенциала личности(по М.Марчуку):

1) логическое мышление, связанное с такими противоположностями, как «истина» и «заблуждение»;

2) нравственное волеизъявление, осуществляет выбор между «добром» и «злом», и

3) эстетическое переживание, обусловлено противопоставлением «красоты» и «уродства». То есть сущность духовности составляют интеллектуальные, нравственные и эстетические ценности личности.

Индикаторами (показателями) духовности человека, как отмечают ученые, есть объекты духовности (предметы труда, другие люди, жизнь, истина и Бог); базовые жизненные ценности (истина в познании, пользу и целесообразность в работе, любовь, добро и творчество); тип самоопределения личности (прагматическое, нравственное, экзистенциальное) способ выявления творчества в деятельности и поведении (Надситуативно, поисковая активность, сверхнормативная, самоактуализация) характер мотивов (самореализация, самоутверждение) духовные интенции и жизненные установки человека (вера, надежда, любовь). В общем варианте духовность можно рассматривать как внутреннюю жизнь человека, его взгляды, мнения, ценностные ориентации, потребности, идеалы, чувства, отношения, поступки, направленные на осознание, усвоение и воплощение Истины, Красоты и Добра.

Некоторые выводы относительно понятия «духовность» и «духовное развитие»

1. Духовность — качество, присущее только человеку и человечеству. Духовность придает жизни человека качественного своеобразия, наполняет ее смыслом, раскрывает новые горизонты, одухотворяет окружающий мир.

2. Дать точное определение понятию «духовность» сложно. Современная наука характеризует духовность как особый компонент и генезис культурной реальности, форму самоопределения человека и развитие его творческих потенций.

3. Анализ духовности позволяет выделить значительное количество качеств, присущих духовному человеку и характеризует духовность (см. Выше — индикаторы духовности).

4. Являясь высшим этапом психической жизни человека, духовность аккумулирует ее основные функции: синтез эстетизма, етизму, теоретизма; истина, добра, красоты как целое; единство всех моральных сил человека, связь с эмоциональным миром человека.

5. Духовность — ведущая универсальная характеристика человека. Самопознания, самосознание, самореализация — важные феномены духовной жизни человека.

Духовная культура в широком смысле — это богатый положительный жизненный опыт общественного, социального, семейной жизни народа, человечества, который передается из поколения в поколение.

В узком смысле духовная культура является результатом образования, воспитания и самовоспитания индивида и свидетельствует об усвоении им системы морально-этических норм, основ культуры, а также о сформированности духовных запросов, потребностей, интересов, проявления культуры чувств, а также культуры взаимодействия с окружающими. Критерием сформированности духовной культуры индивида является самореализация его духовных сил и духовного потенциала.

Воспитание духовной культуры у подрастающего поколения — сложный, многогранный процесс, основой которого является привитие ребенку гуманистических качеств, системы мировоззренческих координат, высших целей и культуры поведения.

Процесс воспитания духовной культуры у школьников предусматривает облагораживания жизни и помыслов ребенка выше смыслами в ее отношении к национальной и мировой духовной культуры, истории страны, языка, веры, поисков идеала и смысла жизни людей, окружающей среды …

В связи с указанными особенностями духовной культуры в современной педагогике выдвигается концепция базовой цели формирования личности — это формирование ее духовной культуры. В теории содержания образования термин «духовная культура» равнозначен термину «базовая культура».

В большинстве источников в области научно-педагогических исследований базовая культура и ее формирование в целостном педагогическом процессе включает: философско-мировоззренческую подготовку школьников, гражданское воспитание, формирование основ нравственной культуры личности, трудовое воспитание и профессиональную ориентацию личности, формирование эстетической культуры, воспитания физической культуры учащихся.

2. Философско-мировоззренческая подготовка школьников.

После прочтения составить опорную схему: «Формирование научного мировоззрения школьников»

Одной из ведущих задач воспитания духовной (базовой) культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (природу, общество, мышление).

Мировоззрение — обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среды.

Субъективная сторона мировоззрения заключается в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, состоящий в понимании и переживании своего «Я», своей индивидуальности, своей личности. У человека, достигает такого уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Уровнем мировоззрения является система мировоззренческих убеждений (или убежденность как интегративная качество личности).

Взгляды — принять человеком как достоверные идеи, знания, теоретические концепции. Предсказания, объясняющие явления природы и общества, являются ориентирами в поведении, деятельности, отношениях.

Убеждение — психическое состояние личности, которая характеризуется устойчивыми взглядами, уверенностью в правильности своих мыслей, взглядов, это совокупность знаний, идей, концепций, теорий, гипотез, в которые человек верит как в истину.

Неотъемлемой частью убеждений человека есть чувства. Воплощение мировоззренческих убеждений в жизнь, их отстаивание и защита человек переживает эмоционально.

Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Научное мировоззрение — целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношения человека к окружающей действительности и к самому себе.

Основу научного мировоззрения составляют взгляды, убеждения, сформировавшиеся на базе знаний о природе и обществе, и стали внутренней позицией личности. Таким образом, в структуре научного мировоззрения — взгляды, убеждения, идеалы, система научных знаний личности.

Основные черты научного мировоззрения: научность, единство теории и практики, патриотизм и интернационализм, гуманизм, оптимизм, непримиримое отношение к любым проявлениям безнравственности.

Процесс формирования научного мировоззрения включает следующие этапы: 1. Вооружение учащихся глубокими научными знаниями. 2. Формирование у школьников глубокой убежденности в истинн?