Диагностика и коррекция развития ребенка
Елена Филипповна Архипова
Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка
Уважаемые коллеги!
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Поэтому все пособия, выпущенные ранее к «Программе воспитания и обучения в детском саду», рекомендуются авторами к использованию при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» при условии, что педагоги будут использовать выпущенные ранее методические пособия и конспекты занятий, учитывая основные требования ФГТ. А именно: педагогам следует полностью исключить из своей работы занятия урочного типа и использовать формы организованной образовательной деятельности, соответствующие дошкольному возрасту, указанные в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Архипова Елена Филипповна – доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии МГГУ им. М. А. Шолохова.
Введение
Проблема ранней помощи сегодня является очень актуальной, так как в последнее время большое количество новорожденных имеют перинатальное поражение центральной нервной системы и нуждаются в стимулирующем и коррекционном психолого-педагогическом воздействии. В связи с этим Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы своими приказами узаконил новые структурные подразделения государственных образовательных учреждений Службы ранней помощи.
Так Приказ № 497 от 10.08.2006 г. утверждает положение об организации деятельности лекотеки как структурного подразделения государственного образовательного учреждения (ГОУ). Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития.
Приказ № 817 от 15.12.2006 г. утверждает положение об организации деятельности Службы ранней помощи как структурного подразделения ГОУ. Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих ГОУ. Целью деятельности этого структурного подразделения является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития или с риском нарушения, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии.
Приказ № 202 от 12.04.2006 г. утверждает положение о консультативном пункте для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи. Консультативный пункт является самостоятельным структурным подразделением ГОУ, реализующего программу дошкольного образования. Консультативный пункт создается для родителей и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательное учреждение. Целью деятельности консультативного пункта при ГОУ является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
Предлагаемое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией H. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Оно призвано помочь специалистам Служб ранней помощи детям и родителям в работе с детьми первого года жизни, имеющими перинатальные поражения центральной нервной системы.
В книге описываются особенности психомоторного развития детей первого года жизни; представлены нормативы их развития, даны упражнения, направленные на стимуляцию моторной, зрительной, слуховой, эмоционально-коммуникативной и других функций, развитие доречевой активности, формирование предпосылок понимания речи. Кроме того, в пособии описаны способы обследования детей первого года жизни, даны приемы коррекционного развития детей, имеющих отклонения в психомоторном развитии.
Особенности психомоторного развития детей первого года жизни
Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание естественного хода становления речи и психики в норме.
Представленные в литературе данные по доречевому развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях H. М. Сеченова, И. А. Сикорского, В. М. Бехтерева, И. И. Павлова,
Н. И. Красногорского, Н. И. Касаткина, М. М. Кольцовой, H. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской и др. В своих работах авторы подчеркивают большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей. Во многих работах отражены особенности развития детей раннего возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций, для каждой из которых определяются свои оптимальные сроки формирования.
В результате длительного изучения детей первого года жизни были разработаны показатели нервно-психического развития.
Необходимым условием своевременного и правильного развития ребенка является достаточный уровень развития сенсорного восприятия.
Для развития речи необходимо соответствующее развитие условных рефлексов первой сигнальной системы на основе зрительных, слуховых и тактильных раздражений. Ориентировочные реакции и основанная на них ориентировочно-исследовательская деятельность играют важную роль в психическом развитии ребенка.
Зрительный анализатор является центральным звеном в познавательной деятельности ребенка.
У новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя и вызывающийся в первую неделю жизни у здорового ребенка. Движения глаз в этот период скачкообразны, нет устойчивого контакта между глазом и раздражителем. Затем развивается устойчивое прослеживание за объектом, притормаживание общих движений, а также движение головы, которое следует с некоторым опозданием за движением глаз. Эти движения возникают у здорового ребенка в две недели жизни. К концу первого месяца жизни у детей вызывается длительная фиксация лица взрослого и предмета, находящегося сбоку, сверху, снизу от глаз.
В первой половине второго месяца жизни у детей формируются все сложные движения глаз: фиксация, конвергирование (сближение зрачков при фиксировании глаз на приближающейся точке), прослеживание, бинокулярное зрение (способность одновременно четко видеть изображение предмета обоими глазами).
Дети первых месяцев жизни различают цвета. У детей второго – третьего месяцев жизни длительность фиксации взгляда значительно увеличивается. К 4–5 месяцам у детей появляются зрительные дифференцировки, которые являются физиологической основой сенсорного развития. Раннее образование зрительных дифференцировок доказывает не только способность детей раннего возраста различать цвета, величину предметов, пространственные соотношения и другие сенсорные качества предметов, но и необходимость их своевременного развития.
Слуховой анализатор относится к важнейшим анализаторам нервной системы человека. Периферический отдел слухового анализатора подготовлен к восприятию звуков уже к моменту рождения ребенка, но слух в первые дни после рождения ребенка несовершенен. У ребенка нет врожденной ориентировочно-установочной реакции поворота глаз и головы в сторону звука. Такая реакция формируется к 3–3,5 месяцам. В четыре месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, отвечает улыбкой, смехом, гулением. С пяти месяцев он начинает различать тон голоса, адекватно на него реагирует, то есть появляются слуховые дифференцировки. В возрасте 8—12 месяцев формируется начальное понимание обращенной речи. По данным ряда исследователей, с 6 месяцев начинает формироваться фонематический слух, а его формирование в норме заканчивается к 1 году 7 месяцам.
Слухоречевой анализатор развивается раньше других отделов, связанных с функцией речи, что вызвано созреванием слухового анализатора к моменту рождения ребенка. Но для функционирования слухоречевого анализатора необходимо развивать у ребенка слуховое сосредоточение, тонкие дифференцировки на человеческий голос, то есть развивать не просто слух, а речевой слух.
Одним из показателей нервно-психического развития здорового ребенка является развитие понимания речи – очень сложного и длительного процесса. Для развития импрессивной речи исключительную значимость приобретает эмоциональное общение с ребенком первых дней жизни.
В первые месяцы жизни при общении с взрослым слово воспринимается ребенком как компонент комплексного раздражителя, который составляют положение тела младенца, окружающая обстановка, внешний вид говорящего, его голос и интонация.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
Задержка психического развития – это негрубое и обратимое нарушение познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Отличие ЗПР от других тяжелых патологий нервной системы в том, что это нарушение вызвано главным образом слишком медленной скоростью ее созревания. По статистике, ЗПР встречается у 16% дошкольников старше 4 лет и младших школьников.
Многие родители считают диагноз «ЗПР» приговором, но это неправильная позиция. При своевременной диагностике и коррекции ребята с ЗПР постепенно догоняют своих ровесников и ничем от них не отличаются.
Особенности детей с ЗПР
Диагностика ЗПР основывается на объективной оценке состояния эмоционально-волевой сферы, степени интеллектуального и межличностного развития.
Дети с ЗПР не чувствуют ответственности за свои поступки и не контролируют их, не видят себя со стороны, не подчиняются установленным правилам, в большинстве случаев они не могут наладить хорошие отношения с взрослыми и сверстниками. Основная их деятельность – игровая. Они не проявляют интереса к учебе, не задают вопросов об окружающем мире и т. д.
Слабое место детей с ЗПР – это усидчивость и внимание. Они быстро теряют интерес, нетерпеливы, им сложно высидеть на одном месте более 20 минут. В плане речевого развития и познавательной деятельности они заметно отстают от других детей, так как у них плохая память, снижено внимание, слабо развито абстрактное мышления, они смешивают понятия, не могут выделить основные признаки предметов, явлений и другое. Их основная цель – получить удовольствие, поэтому, как только им что-то надоедает, они сразу переключаются на другое занятие или предмет.
У детей с ЗПР немного друзей – как среди сверстников, так среди учителей и взрослых. Они часто очень одиноки, играют одни или с взрослыми, поскольку с трудом усваивают правила и нуждаются в том, чтобы кто-то их постоянно направлял. Их поведению свойственны страх, агрессия, замедленная реакция, неспособность вести нормальный диалог.
Полная диагностика всегда включает беседу с ребенком, тесты на восприятие, память, способность к анализу информации, а также оценивается уровень развития эмоционально-волевой сферы и способности к межличностному общению. Диагноз «ЗПР» всегда ставится только психолого-медико-педагогической комиссией.
Читайте также: Акустическая дисграфия
Виды ЗПР
Программа коррекции подбирается в зависимости от вида ЗПР, который диагностирован у ребенка. Принято выделять 4 вида этого нарушения.
ЗПР конституционального происхождения
Такие дети отличаются небольшим весом и ростом. В школе и садике они очень любопытны, быстро обзаводятся друзьями, так как характер у них обычно мягкий и веселый. Учителя постоянно делают им замечания за непоседливость и разговоры на уроках, опоздания. У них плохо развиты мышление и память, поэтому их успеваемость оставляет желать лучшего.
При этом типе ЗПР прогноз, в целом, благоприятный. При обучении необходимо больше использовать наглядно-действенный принцип. Полезны занятия для развития внимания, памяти, мышления, они должны проходить под руководством психолога и дефектолога.
ЗПР соматогенного происхождения
Данный тип ЗПР возникает вследствие перенесенных тяжелых инфекций или черепно-мозговых травм в раннем детстве. Интеллект сохранен, но присутствует психический инфантилизм и астения. Дети привязаны к родителям, без них сильно скучают, плачут, становятся беспомощными. На уроках они не проявляют никакой инициативы, быстро устают, крайне неорганизованны, учеба им неинтересна, нередко отказываются отвечать на вопросы учителя, тем не менее они тяжело переживают неудачи и низкие оценки.
Детям с соматогенной формой ЗПР необходимо обучение в школе санаторного типа, где они смогут получить круглосуточную медицинскую и педагогическую помощь. Если соматические причины будут устранены, то в дальнейшем коррекция психического развития пройдет быстро и успешно.
3. ЗПР психогенного происхождения
Дети с данным видом ЗПР испытывают недостаток внимания и тепла со стороны близких родственников, особенно матери. Часто они растут в неблагополучной семье, среди скандалов, их социальные контакты однообразны. Дети испытывают постоянную тревогу, забитые, им сложно принимать самостоятельные решения. Плохо развита способность к анализу, они живут в собственном мире, часто не различают плохое и хорошее, имеют небольшой словарный запас. Дети с психогенной формой ЗПР отлично реагируют на коррекционные занятия и быстро нагоняют сверстников.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения
Нарушение вызвано органическими поражениями мозга, возникшими во время беременности, тяжелых родов или из-за перенесенных болезней. В результате астении дети быстро утомляются, плохо запоминают информацию, с трудом сосредотачиваются на одном занятии. Примитивное мышление, заторможенные эмоциональные реакции, внушаемость, быстрая потеря интереса, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми, проявление агрессии и страха, смешение понятий «хочу» и «надо» – вот характерные черты детей с ЗПР данного типа. Прогноз при данной форме ЗПР не очень благоприятный, до конца скорректировать состояние не удается. При отсутствии коррекции ребенок начинает регрессировать.
Читайте также: Мифы о билингвизме — развитие речи детей в двуязычной семье
Как помочь ребенку с ЗПР?
Дети с ЗПР нуждаются в комплексной помощи психолога, невролога, логопеда-дефектолога. Процесс коррекции длительный, сложный, прерывать его крайне нежелательно.
Обязательная часть коррекции ЗПР – это медицинская помощь: прием лекарств по определенной схеме, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, водолечение. Этим занимается детский невролог.
На развитие эмоционально-волевой сферы благотворно влияют арттерапия, сказкотерапия, игровая терапия, которые проводит психолог. Развитием интеллектуальных способностей – памяти, внимания, мышления, а также речи занимается логопед-дефектолог.
Специалисты рекомендуют отдавать детей с тяжелыми формами ЗПР не в обычные детские сады и школы, а профильные – VII вида. Хороший вариант – обучение в коррекционном классе обычной школы, где обучение проходит по определенным принципам:
- новый материал объясняют ребенку небольшими порциями и многократно повторяют, чтобы он смог хорошо его усвоить;
- используется большое количество наглядного материала;
- частая смена различных занятий, чтобы ребенок мог максимально сконцентрироваться и не терял интереса.
Почему в коррекционном классе ребенку будет лучше? Дело в том, что в обычном классе ребенок с ЗПР будет сильно отставать от остальных учеников и страдать от насмешек и статуса неудачника.
Будьте готовы к тому, что коррекция займет много времени, но у большинства детей с ЗПР прогноз благоприятный, поэтому не отчаиваться не нужно.
Источник
2.1. Программа изучения личности дошкольника
Дошкольное детство
— период интенсивного психического
развития, появления психических
новообразований, становления важных
черт личности ребенка. Это период
первоначального формирования тех
качеств, которые необходимы человеку
в течение всей последующей жизни. В
дошкольном возрасте формируются не
только те особенности психики детей,
которые определяют общий характер
поведения ребенка, его отношение ко
всему окружающему, но и такие, которые
представляют собой «задел» на
будущее.
Разрабатывая
программу диагностики личностного
развития, > мы исходили из того, что на
каждой возрастной ступени ребенок
приобретает не только общие для всех
детей черты личности, но и свои
индивидуальные особенности психики и
поведения, позволяющие ему быть
неповторимой личностью с собственными
интересами, стремлениями, способностями.
Предлагаемая
программа нацелена на оказание помощи
воспитателю в становлении личности
ребенка, развитии его индивидуальности.
Задача педагога
не подгонять развитие каждого ребенка
к усредненным нормам, а предупреждать
возникновение возможных тупиков его
личностного развития, создавать условия
для полноценного проявления творческого
потенциала каждого воспитанника.
Разработка программы
включает несколько этапов.
этап.
Осуществляется
изучение основных особенностей развития
ребенка, вы явление ведущих новообразований
личностного развития в разные периоды
детства (от 1 года до 7 лет).
В программу входят:
характеристика основных линий личностного
развития ребенка, ведущих новообразовании
в структуре его сознания (развитие
самосознания и самооценки, формирование
психического образа «Я», развитие
эмоционально-волевой и мотивационной
сферы, детского творчества,
индивидуально-типологических
особенностей, половой идентификации,
формирование полоролевой структуры
личности, складывание внутренней позиции
и социально-психологической готовности
к новым видам деятельности и общения).
II
этап. Исследуются
особенности развития личности в группе
сверстников и в разновозрастной группе
(изучение статусной структуры группы,
полоролевой дифференциации; изучение
ребенка как субъекта общения, динамики
и роли различных видов общения со
взрослыми и сверстниками). Выявляются
особенности взаимоотношения ребенка
с воспитателями, другими сотрудниками
детского сада, их влияние на развитие
личности ребенка.
IIIэтап.
Изучается
семейная микросреда ребенка: исследуется
влияние социальных ролей в семье на
личностное развитие ребенка, особенности
отношения ребенка к разным членам семьи,
осознание полоролевых функций членов
семьи, влияние взаимоотношений в
семье на положение ребенка в группе
сверстников.
IV
этап. Составляется
обобщенная, развернутая характеристика
ребенка. Определяются «сильные» и
«слабые» стороны, детерминанты
возможных отклонений в развитии личности.
На этом же этапе определяются и пути,
средства коррекционной работы.
Если последовательность
первых этапов изучения может изменяться,
быть отличной от предложенной (например,
воспитатель может счесть необходимым
вначале изучить индивидуально-психологические
качества, а не самооценку), то общую
характеристику ребенку, конечно же,
нельзя давать, не изучив предварительно
отмеченные выше стороны его личности
и межличностные отношения с окружающими.
Кроме того, такая стратегия изучения
поможет выбрать и наиболее верные
пути коррекционной работы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
10.02.201536.1 Mб346Коменский Великая дидактика 1939.pdf
- #
- #
- #
- #
Источник