Диагностика и коррекция особенностей развития ребенка

Диагностика и коррекция особенностей развития ребенка thumbnail

2.1. Программа изучения личности дошкольника

Дошкольное детство
— период интенсивного психического
развития, появления психических
новообразований, становления важных
черт личности ребенка. Это период
первоначального фор­мирования тех
качеств, которые необходимы человеку
в течение всей последующей жизни. В
дошкольном возрасте формируются не
только те особенности психики детей,
которые определяют об­щий характер
поведения ребенка, его отношение ко
всему окру­жающему, но и такие, которые
представляют собой «задел» на
будущее.

Разрабатывая
программу диагностики личностного
развития, > мы исходили из того, что на
каждой возрастной ступени ребенок
приобретает не только общие для всех
детей черты личности, но и свои
индивидуальные особенности психики и
поведения, позво­ляющие ему быть
неповторимой личностью с собственными
ин­тересами, стремлениями, способностями.

Предлагаемая
программа нацелена на оказание помощи
вос­питателю в становлении личности
ребенка, развитии его индиви­дуальности.

Задача педагога
не подгонять развитие каждого ребенка
к ус­редненным нормам, а предупреждать
возникновение возможных тупиков его
личностного развития, создавать условия
для полно­ценного проявления творческого
потенциала каждого воспитанника.

Разработка программы
включает несколько этапов.

этап.
Осуществляется
изучение основных особенностей развития
ребенка, вы явление ведущих новообразований
личност­ного развития в разные периоды
детства (от 1 года до 7 лет).

В программу входят:
характеристика основных линий лично­стного
развития ребенка, ведущих новообразовании
в структуре его сознания (развитие
самосознания и самооценки, формирова­ние
психического образа «Я», развитие
эмоционально-волевой и мотивационной
сферы, детского творчества,
индивидуально-ти­пологических
особенностей, половой идентификации,
формиро­вание полоролевой структуры
личности, складывание внутренней позиции
и социально-психологической готовности
к новым видам деятельности и общения).

II
этап.
Исследуются
особенности развития личности в группе
сверстников и в разновозрастной группе
(изучение статусной струк­туры группы,
полоролевой дифференциации; изучение
ребенка как субъекта общения, динамики
и роли различных видов общения со
взрослыми и сверстниками). Выявляются
особенности взаимоот­ношения ребенка
с воспитателями, другими сотрудниками
детского сада, их влияние на развитие
личности ребенка.

IIIэтап.
Изучается
семейная микросреда ребенка: исследуется
влияние социальных ролей в семье на
личностное развитие ребенка, особенности
отношения ребенка к разным членам семьи,
осознание полоролевых функций членов
семьи, влияние взаимо­отношений в
семье на положение ребенка в группе
сверстников.

IV
этап.
Составляется
обобщенная, развернутая характерис­тика
ребенка. Определяются «сильные» и
«слабые» стороны, детерминанты
возможных отклонений в развитии личности.
На этом же этапе определяются и пути,
средства коррекционной работы.

Если последовательность
первых этапов изучения может изме­няться,
быть отличной от предложенной (например,
воспитатель может счесть необходимым
вначале изучить индивидуально-психо­логические
качества, а не самооценку), то общую
характеристику ребенку, конечно же,
нельзя давать, не изучив предварительно
от­меченные выше стороны его личности
и межличностные отноше­ния с окружающими.
Кроме того, такая стратегия изучения
помо­жет выбрать и наиболее верные
пути коррекционной работы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    10.02.201536.1 Mб346Коменский Великая дидактика 1939.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развития познавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

валентина пьянзина
Диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольника

2 слайд (фото)

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по -своему. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые 7 лет, но один из самых важных этапов в жизни.

В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего её роста.

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии.

3 слайд

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей : внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения.

Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-

дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих

процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей

учебной деятельности. 4 слайд (фото)

Одна из функций психолога в детском саду — это диагностика познавательной сферы ребёнка, которая проводится с разными целями: создание по результатам диагностики индивидуальных программ развития или коррекции для детей испытывающих те или иные трудности, проверка эффективности используемой программы; в рамках обследования, при оформлении ребенка в логопедическую группу, с целью определения уровня готовности к обучению в школе.

5 слайд

Диагностика познавательной сферы разделяется на этапы:

-сбор предварительной информации о ребенке (анамнез,

-подбор методик,

-их проведение

-и формулировка соответствующих рекомендаций.

6 слайд

Для диагностики я использую:

-Пособие «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях» Составитель Доценко Е. В.

— Комплект материалов «Экспресс – диагностика в детском саду» Павлова Н. Н. Руденко Л. Ю.

О некоторых из методик я вам сейчас расскажу.

7 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

8 слайд

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. С помощью секундомера фиксируется время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

9 слайд

Методика «Узнай, кто это» Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

10 слайд

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунки и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают.

11 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

12 слайд

Методика «Запомни и расставь точки» С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками, после чего за 15 секунд необходимо её воспроизвести в пустой карточке.

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек.

13 слайд

Методика «расставь значки» предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.

14 слайд

Методика «Домик» служит для диагностики произвольного внимания. Перед ребенком кладется лист с «домиком», ребёнок на другом листе как можно точнее копирует приведённый образец.

15 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ.

16 слайд

Методика «Узнай фигуры» Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей одним из первых.

Детям предлагается 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных вертикальной чертой. Необходимо как можно быстрее найти точно такую – же картинку из карточек справа.

17 слайд

Методика «Запомни рисунки» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети получают картинку с девятью разными фигурами. Предлагается запомнить их и затем узнать на другой картинке. На ней, имеется еще шесть таких, которых нет на первой. Ребёнок должен узнать и показать только те изображения, которые видел на первом рисунке.

18 слайд

Методика «10 слов» В список входит 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Ребенок, внимательно прослушав слова, называет те, которые он запомнил. Слова, названные ребенком, фиксируются в протоколе. Задание повторяется 4 раза.

19 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

20 слайд

Методика «Нелепицы» для диагностирования образно-логического мышления. С помощью этой методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. После рассматривания картинки ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. 21 слайд

Методика «Обведи контур» для оценивания наглядно-действенного мышления. Детям показывают рисунки и объясняют, что задание заключается в том, чтобы как можно быстрее и точнее воспроизвести на правой половине контур, который представлен в левой части рисунка. Оценивается аккуратность, точность и скорость работы. 22 слайд

Методика «Закончи предложение» для оценивания словесно-логического мышления. Ребёнку зачитывается три незаконченных предложения, предлагается внимательно заслушать начало каждого предложения и придумать его завершение.

Оценивается сколько и насколько грамотно предложений завершил ребёнок.

23 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ 24 слайд

Методика «На что это похоже?» на выявление уровня развития воображения ребенка. Ребёнку поочерёдно предлагают карточки с изображениями. Ребёнок, посмотрев на картинку, говорит, на что она похожа. Оценивается количество ассоциаций на каждую картинку.

25 слайд

Методика «Дорисовывание фигур»

В качестве материала используется комплект карточек, на которых нарисованы фигурки неопределенной формы.

Ребёнок дорисовывает фигуры и говорит, что у него получилось. Подсчитывается

Оригинальность, количество законченных изображений.

26 слайд (фото)

После проведённого обследования, используемые методики позволяют определить уровень познавательного развития ребёнка, обнаружить отклонения и определить стратегию дальнейшей коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, не усваивающие учебный материал, соответствующий возрастным возможностям. Выявив таких детей, составляется план индивидуальной коррекционной работы, в которой, как правило, задействованы все специалисты детского сада, в том числе и педагоги группы. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы дошкольников направлена на развитие у детей, как определенных личностных качеств, так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка. Ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, является игра. Коррекционная работа с детьми осуществляется на основе развивающих игр. Однако необходимо отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т. е. простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и наоборот. Общая продолжительность занятий: 2-4 года – 10-15 минут;

4-5 года – 15-20 минут;

6-7 года – 20-25 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю. Каждое занятие включает развивающие задания, направленные на развитие психических процессов у детей.

27 слайд

Для коррекционно— развивающих занятий я использую:

— Пособие «Коррекционно— развивающие занятия» С. В. Лесина Г. П. Попова;

— Методические рекомендации «Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» Габдракипова В. И. Эйдемиллер Э. Г.

28 слайд Игры на развитие внимания для детей 6-7 лет.

29 слайд (фото)

Игра «Весёлый лес» Игры помогают совершенствовать умение концентрировать внимание при восприятии текста на слух. Слушая текст, ребенок одним хлопком в ладоши отмечает слово. Эта игра может проводиться и с усложнением: при этом будет тренироваться умение распределять внимание. Тогда ребенку нужно будет фиксировать внимание не на одном объекте, а на двух: первое из заданных слов отмечается одним хлопком в ладоши, а второе — двумя.

Я предлагаю нам сейчас поиграть в эту игру.

Внимательно слушайте текст. Как только вы услышите слово «зеленый» или однокоренное ему слово, хлопните в ладоши один раз, второе слово «дождь»— 2 хлопка.

30 слайд

Вчера в веселом лесу была гроза. Она началась внезапно и доставила обитателям леса много хлопот. Сначала поднялся ветер и стал дуть изо всех сил. Он раскачивал деревья, которые сразу зашумели, предупреждая всех в лесу о приближающемся ненастье. Вдруг полил дождь. Все лесные жители спрятались в свои убежища. Радовался только ручей: ведь он стал после дождя более могучим и полноводным, как настоящая река. Когда ударил гром, шишки упали с елок и запрыгали по земле. А молния напугала маленьких зайчат, ведь они подумали, что лес загорелся. Но гроза закончилась быстро, и все деревья стояли после дождя свежие и умытые.

31 слайд Игры на развитие восприятия для детей 6-7 лет.

32 слайд

Игра «Что забыл нарисовать художник?» Ребёнок после просмотра каждого рисунка называет недорисоавнные части картинки.

33 слайд Игры на развитие памяти для детей 6-7 лет.

34 слайд

Игра «Какой игрушки не хватает»?

Цель: развить зрительную память

Ход игры: Перед ребенком на 15-20 секунд ставится 5 игрушек. Когда ребенок отвернуться убирается одна игрушка. Ребёнок отвечает, какой игрушки не хватает. Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек; Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

35 слайд Игры на развитие мышления для детей 6-7 лет.

Игра «Мостик».

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Материал для игры: 5 пар картинок:

36 слайд

Посмотрите на эту пару картинок, эти картинки пока не связаны между собой. Нужно придумать слово, которое, как мостик соединило бы две картинки. Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово «растет» (гриб растет в лесу) а теперь вы:

37 слайд Книга – мальчик

38 слайд. Вода – цветы

39 слайд. Плита – кастрюля

40 слайд. Пуговица – иголка

41 слайд Игры на развитие воображения для детей 6-7 лет.

Игра «Возьми и передай» Давайте поиграем: встанем в круг стоят в круг и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например:

— маленький котёнок;

-колючий ёжик;

-тяжёлая сумка;

-воздушный шарик на ниточке;

— очень большую картину.

42 слайд.

Источник