Диагностика и коррекция недостатков личностного развития ребенка
Понятие коррекция
определяется как исправление (частичное
или полное) недостатков психического
и физического развития с помощью
специальной системы педагогических
приёмов и мероприятий.
Коррекционно –
педагогическая деятельность – это
сложное психофизиологическое и социально
– педагогическое явление, охватывающее
весь образовательный процесс – обучение,
воспитание, развитие, выступающий как
единая педагогическая система.
Наиболее глубоко
психолого – педагогическую сущность
коррекционной деятельности и её
профилактическую направленность
раскрыли психологи и психотерапевты –
С.А. Бадмаев, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова
и др. Они видят коррекцию как особым
образом организованное психологическое
воздействие, осуществляемое по отношению
к группам повышенного риска и направленное
на перестройку, реконструкцию тех
неблагоприятных психологических
новообразований, которые определяются
как психологические факторы риска, на
воссоздание гармоничных отношений
ребёнка со средой.
Под
коррекцией подразумевается
как исправление отдельных дефектов,
так и целостное влияние на личность
ребенка с ограниченными возможностями
в целях достижения положительного
результата в процессе его обучения,
воспитания и развития. Устранение или
сглаживание дефектов развития
познавательной деятельности и физического
развития ребенка обозначается понятием
«коррекционно-воспитательная работа».
Коррекционно-воспитательная
работа представляет
систему комплексных мер педагогического
воздействия на различные особенности
аномального развития личности в целом,
поскольку всякий дефект отрицательно
влияет не на отдельную функцию, а снижает
социальную полноценность ребенка во
всех ее проявлениях. Она не сводится к
механическим упражнениям элементарных
функций или к набору специальных
упражнений, развивающих познавательные
процессы и отдельные виды деятельности
аномальных детей, а охватывает весь
учебно-воспитательный процесс, всю
систему деятельности специальных
учреждений. Коррекционно-воспитательной
задаче подчинены все формы и виды
классной и внеклассной работы в процессе
формирования у школьников общеобразовательных
и трудовых знаний, деятельности аномальных
детей об окружающей действительности,
формирование навыков самообслуживания,
произвольных движений и других видов
деятельности в зависимости от типов
специальных школ и возраста их
воспитанников.
В
дальнейшем коррекционно-воспитательная
работа осуществляется в процессе
обучения аномальных детей общеобразовательным
занятиям. Большие возможности для
коррекционно-воспитательной работы
открывает трудовое обучение, в процессе
которого формируются не только
профессиональные умения, но и воспитываются
навыки планирования своей работы, умения
руководствоваться словесными инструкциями,
критически оценивать качество работы
и т.п. Таким образом, трудовая деятельность
имеет разностороннее значение в обучении
и развитии аномальных детей, а трудовые
процессы оказывают исключительное
влияние не коррекцию дефектов их
умственного и физического развития.
В
коррекционной педагогике
консультативно-диагностическая работа
является важнейшей практической задачей.
Диагностика
– это выявление детей с нарушениями в
развитии, их дифференциация, разработка
соответствующих психодиагностических
методик. Диагностика имеет свои принципы:
принцип комплексного изучения ребенка,
принцип целостного системного изучения
ребенка, принцип динамического изучения
ребенка, принцип качественно-количественного
подхода при анализе данных. Принцип
комплексного изучения ребенка предполагает
всестороннее обследование особенностей
развития всех видов познавательной
деятельности, личности, навыков,
эмоциональной сферы, поведения и т.д.
Одновременно проверяются биологические
показатели зрения, слуха, речи, двигательной
сферы, нервной системы ребенка. В
обследовании принимают участие разные
специалисты: психологи, психоневрологи,
офтальмологи, логопеды, сурдопедагоги,
олигофренопедагоги.
Принцип
целостного системного изучения
ребенка предполагает
установление связей между отдельными
проявлениями отклонений в развитии,
определение причин этих отклонений.
Целостное изучение ребенка, как правило,
осуществляется в процессе его деятельности
– предметно-манипулятивной, игровой
или трудовой. Это помогает лучше выявить
особенности познавательной сферы
ребенка, его личности, интересов,
состояние эмоционально-волевой сферы
и т.д. Принцип
динамического изучения ребенка.
В ходе такого изучения выясняются знания
и умения детей, а также их возможности
в обучении. Выявляются при этом не только
реальные возможности ребенка, но и
потенциальные. Принцип
качественно-количественного подхода
важен при анализе данных, полученных в
ходе психологической диагностики. При
таком подходе учитывается конечный
результат деятельности, а также
анализируется процесс ее выполнения –
способ, последовательность, настойчивость
в достижении цели. При этом количественные
и качественные показатели выступают
во взаимосвязи.
Необходимость
реализации этих принципов при диагностике
вызвала к жизни психологическую службу
в системе специального образования.
Эта помощь нацелена на разнообразную
работу с личностью – профилактическую,
диагностическую, развивающую,
коррекционную, реабилитирующую. Для
развития коррекционной педагогики это
означает переход от диагностики отбора
к диагностике специфических особенностей
психического развития; стремление к
поиску оптимальных условий компенсации,
расширяющих возможности развития
личности, создающих возможность
построения развивающего образа жизни.
Для полной и верной диагностики отклонений
в развитии детей в России созданы
постоянные межведомственные
психолого-медико-педагогические
консультации (ПМПК). Основные задачи
ПМПК: 1) проведение раннего бесплатного
психолого-педагогического обследования
детей, выявление особенностей их
развития, установление диагноза; 2)
предупреждение развития заболевания;
3) консультативная помощь родителям; 3)
консультирование педагогических,
медицинских, социальных работников по
вопросам образовательных потребностей
детей, их прав и прав родителей. ПМПК
ставят определенный диагноз ребенку. Важную роль в
организации лечебно-коррекционного
процесса играет консультирование семьи
ребенка с ограниченными возможностями.
Наиболее широко используется
консультативно-рекомендательная форма
организации лечебно-коррекционного
процесса. В таких консультациях участвуют
специалисты разных профилей, которые
проводят первичное обследование ребенка
и затем отслеживают динамику его
развития. С первой консультации начинается
активное сотрудничество специалистов
и семьи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
4.1.Общие и специфические закономерности психологического развития ребенка
Роль
биологических и социальных факторов в
психическом развитии ребёнка. Проявление
общих закономерностей психического
развития при психических, сенсорных,
интеллектуальных и физических нарушениях.
Общие и специфические закономерности
аномального развития. Понятие фактора
развития. Факторы отклоняющегося
развития. Современная терминология,
использующаяся для обозначения детей,
нуждающихся в специальной психологической
помощи: «дети группы риска», «дети с
особыми потребностями», «дети с
ограниченными возможностями здоровья»
и др. Понятие ретардации, дисфункции,
асинхронии развития. Дизонтогенез и
его параметры: функциональная локализация,
время поражения, структура дефекта,
нарушение межфункциональных взаимодействий.
Классификация видов психического
дизонтогенеза (В.В. Лебединский).
Возрастная восприимчивость к различным
патогенным воздействиям.
4.2.Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития
Дизонтогенез
по типу общего стойкого недоразвития.
Понятия «умственной отсталости»,
«слабоумия». Основные формы умственной
отсталости. Олигофрения как основная
форма умственной отсталости в детском
возрасте. Систематика олигофрений по
этиологическому признаку. Г.Е. Сухарева
об основных особенностях олигофрении
как специфической формы дизонтогении.
Задержанное
развитие. История выделения из детской
популяции, представленность в популяции,
межполовые различия. Гармонический
психофизический инфантилизм. Понятие
минимальной мозговой дисфункции.
Варианты задержанного развития:
конституциональный, соматогенный,
психогенный, церебрально-органический
(К.С. Лебединская). Психическое и социальное
развитие детей с различными формами
ЗПР. Принципы дифференциальной диагностики
ЗПР от сходных состояний. Повреждённое
развитие. Органическая деменция как
вариант повреждённого развития.
Психоорганический синдром у детей и
подростков, его возрастные особенности
и проявление. Особенности психического
развития людей с текущими нервно-психическими
заболеваниями.
Дефицитарное
развитие. Своеобразие в развитии
познавательных процессов, эмоциональной
сферы и личности людей с нарушениями
зрения, слуха, речи, опорно-двигательного
аппарата. Основные направления
компенсаторных процессов при дефицитарном
развитии. Проблемы дифференциальной
диагностики детей с первичными нарушениями
речи от других дизонтогений, сопровождающихся
речевыми нарушениями (умственная
отсталость, ЗПР, ранний детский аутизм).
Психологические аспекты личностной и
трудовой реабилитации. Искажённое
развитие. Синдром РДА (синдром Каннера)–
как специфическое нарушение развития.
Время выделения, представленность в
популяции, межполовые различия.
Особенности психического развития при
РДА: специфические нарушения восприятия,
речи, мышления, страхи, стереотипность
(ритуальность) поведения, патологические
формы аутостимуляции. Проблемы
дифференциальной диагностики РДА от
умственной отсталости, глухоты, речевого
недоразвития, шизофрении.
Дисгармоничное
развитие. Нарушения поведения в детском
и подростковом возрасте. Понятие
акцентуации характера. Сравнительный
анализ классификаций акцентуации
характера по К. Леонгарду и по А.Е. Личко.
Психопатия как вариант дисгармоничного
развития.
Дети
со сложными нарушениями. Сложный дефект
в контексте отклоняющегося развития.
Причины появления детей с сочетанными
нарушениями в развитии. Подходы к
классификации детей со сложным дефектом
по принципу комбинирования сенсорного
и интеллектуального дефектов или
нескольких сенсорных дефектов или
сочетание сенсорных нарушений с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Качественное своеобразие
развития ребенка со сложным дефектом.
Принципы
психологического сопровождения ребенка
с сочетанным нарушением в развитии.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
|
|
| |||||||||||||||||||||
Источник