Диагностика и коррекция недостатков личностного развития ребенка

Диагностика и коррекция недостатков личностного развития ребенка thumbnail

Понятие коррекция
определяется как исправление (частичное
или полное) недостатков психического
и физического развития с помощью
специальной системы педагогических
приёмов и мероприятий.

Коррекционно –
педагогическая деятельность – это
сложное психофизиологическое и социально
– педагогическое явление, охватывающее
весь образовательный процесс – обучение,
воспитание, развитие, выступающий как
единая педагогическая система.

Наиболее глубоко
психолого – педагогическую сущность
коррекционной деятельности и её
профилактическую направленность
раскрыли психологи и психотерапевты –
С.А. Бадмаев, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова
и др. Они видят коррекцию как особым
образом организованное психологическое
воздействие, осуществляемое по отношению
к группам повышенного риска и направленное
на перестройку, реконструкцию тех
неблагоприятных психологических
новообразований, которые определяются
как психологические факторы риска, на
воссоздание гармоничных отношений
ребёнка со средой.

 Под
коррекцией подразумевается
как исправление отдельных дефектов,
так и целостное влияние на личность
ребенка с ограниченными возможностями
в целях достижения положительного
результата в процессе его обучения,
воспитания и развития. Устранение или
сглаживание дефектов развития
познавательной деятельности и физического
развития ребенка обозначается понятием
«коррекционно-воспитательная работа».

Коррекционно-воспитательная
работа представляет
систему комплексных мер педагогического
воздействия на различные особенности
аномального развития личности в целом,
поскольку всякий дефект отрицательно
влияет не на отдельную функцию, а снижает
социальную полноценность ребенка во
всех ее проявлениях. Она не сводится к
механическим упражнениям элементарных
функций или к набору специальных
упражнений, развивающих познавательные
процессы и отдельные виды деятельности
аномальных детей, а охватывает весь
учебно-воспитательный процесс, всю
систему деятельности специальных
учреждений. Коррекционно-воспитательной
задаче подчинены все формы и виды
классной и внеклассной работы в процессе
формирования у школьников общеобразовательных
и трудовых знаний, деятельности аномальных
детей об окружающей действительности,
формирование навыков самообслуживания,
произвольных движений и других видов
деятельности в зависимости от типов
специальных школ и возраста их
воспитанников.

В
дальнейшем коррекционно-воспитательная
работа осуществляется в процессе
обучения аномальных детей общеобразовательным
занятиям. Большие возможности для
коррекционно-воспитательной работы
открывает трудовое обучение, в процессе
которого формируются не только
профессиональные умения, но и воспитываются
навыки планирования своей работы, умения
руководствоваться словесными инструкциями,
критически оценивать качество работы
и т.п. Таким образом, трудовая деятельность
имеет разностороннее значение в обучении
и развитии аномальных детей, а трудовые
процессы оказывают исключительное
влияние не коррекцию дефектов их
умственного и физического развития. 

В
коррекционной педагогике
консультативно-диагностическая работа
является важнейшей практической задачей.

Диагностика
– это выявление детей с нарушениями в
развитии, их дифференциация, разработка
соответствующих психодиагностических
методик. Диагностика имеет свои принципы:
принцип комплексного изучения ребенка,
принцип целостного системного изучения
ребенка, принцип динамического изучения
ребенка, принцип качественно-количественного
подхода при анализе данных. Принцип
комплексного изучения ребенка предполагает
всестороннее обследование особенностей
развития всех видов познавательной
деятельности, личности, навыков,
эмоциональной сферы, поведения и т.д.
Одновременно проверяются биологические
показатели зрения, слуха, речи, двигательной
сферы, нервной системы ребенка. В
обследовании принимают участие разные
специалисты: психологи, психоневрологи,
офтальмологи, логопеды, сурдопедагоги,
олигофренопедагоги.

Принцип
целостного системного изучения
ребенка предполагает
установление связей между отдельными
проявлениями отклонений в развитии,
определение причин этих отклонений.
Целостное изучение ребенка, как правило,
осуществляется в процессе его деятельности
– предметно-манипулятивной, игровой
или трудовой. Это помогает лучше выявить
особенности познавательной сферы
ребенка, его личности, интересов,
состояние эмоционально-волевой сферы
и т.д.   Принцип
динамического изучения ребенка.
В ходе такого изучения выясняются знания
и умения детей, а также их возможности
в обучении. Выявляются при этом не только
реальные возможности ребенка, но и
потенциальные. Принцип
качественно-количественного подхода
важен при анализе данных, полученных в
ходе психологической диагностики. При
таком подходе учитывается конечный
результат деятельности, а также
анализируется процесс ее выполнения –
способ, последовательность, настойчивость
в достижении цели. При этом количественные
и качественные показатели выступают
во взаимосвязи. 

Необходимость
реализации этих принципов при диагностике
вызвала к жизни психологическую службу
в системе специального образования.
Эта помощь нацелена на разнообразную
работу с личностью – профилактическую,
диагностическую, развивающую,
коррекционную, реабилитирующую. Для
развития коррекционной педагогики это
означает переход от диагностики отбора
к диагностике специфических особенностей
психического развития; стремление к
поиску оптимальных условий компенсации,
расширяющих возможности развития
личности, создающих возможность
построения развивающего образа жизни.
Для полной и верной диагностики отклонений
в развитии детей в России созданы
постоянные межведомственные
психолого-медико-педагогические
консультации (ПМПК). Основные задачи
ПМПК: 1) проведение раннего бесплатного
психолого-педагогического обследования
детей, выявление особенностей их
развития, установление диагноза; 2)
предупреждение развития заболевания;
3) консультативная помощь родителям; 3)
консультирование педагогических,
медицинских, социальных работников по
вопросам образовательных потребностей
детей, их прав и прав родителей. ПМПК
ставят определенный диагноз ребенку. Важную роль в
организации лечебно-коррекционного
процесса играет консультирование семьи
ребенка с ограниченными возможностями.
Наиболее широко используется
консультативно-рекомендательная форма
организации лечебно-коррекционного
процесса. В таких консультациях участвуют
специалисты разных профилей, которые
проводят первичное обследование ребенка
и затем отслеживают динамику его
развития. С первой консультации начинается
активное сотрудничество специалистов
и семьи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

4.1.Общие и специфические закономерности психологического развития ребенка

Роль
биологических и социальных факторов в
психическом развитии ребёнка. Проявление
общих закономерностей психического
развития при психических, сенсорных,
интеллектуальных и физических нарушениях.
Общие и специфические закономерности
аномального развития. Понятие фактора
развития. Факторы отклоняющегося
развития. Современная терминология,
использующаяся для обозначения детей,
нуждающихся в специальной психологической
помощи: «дети группы риска», «дети с
особыми потребностями», «дети с
ограниченными возможностями здоровья»
и др. Понятие ретардации, дисфункции,
асинхронии развития. Дизонтогенез и
его параметры: функциональная локализация,
время поражения, структура дефекта,
нарушение межфункциональных взаимодействий.
Классификация видов психического
дизонтогенеза (В.В. Лебединский).
Возрастная восприимчивость к различным
патогенным воздействиям.

4.2.Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития

Дизонтогенез
по типу общего стойкого недоразвития.
Понятия «умственной отсталости»,
«слабоумия». Основные формы умственной
отсталости. Олигофрения как основная
форма умственной отсталости в детском
возрасте. Систематика олигофрений по
этиологическому признаку. Г.Е. Сухарева
об основных особенностях олигофрении
как специфической формы дизонтогении.

Задержанное
развитие. История выделения из детской
популяции, представленность в популяции,
межполовые различия. Гармонический
психофизический инфантилизм. Понятие
минимальной мозговой дисфункции.
Варианты задержанного развития:
конституциональный, соматогенный,
психогенный, церебрально-органический
(К.С. Лебединская). Психическое и социальное
развитие детей с различными формами
ЗПР. Принципы дифференциальной диагностики
ЗПР от сходных состояний. Повреждённое
развитие. Органическая деменция как
вариант повреждённого развития.
Психоорганический синдром у детей и
подростков, его возрастные особенности
и проявление. Особенности психического
развития людей с текущими нервно-психическими
заболеваниями.

Дефицитарное
развитие. Своеобразие в развитии
познавательных процессов, эмоциональной
сферы и личности людей с нарушениями
зрения, слуха, речи, опорно-двигательного
аппарата. Основные направления
компенсаторных процессов при дефицитарном
развитии. Проблемы дифференциальной
диагностики детей с первичными нарушениями
речи от других дизонтогений, сопровождающихся
речевыми нарушениями (умственная
отсталость, ЗПР, ранний детский аутизм).
Психологические аспекты личностной и
трудовой реабилитации. Искажённое
развитие. Синдром РДА (синдром Каннера)–
как специфическое нарушение развития.
Время выделения, представленность в
популяции, межполовые различия.
Особенности психического развития при
РДА: специфические нарушения восприятия,
речи, мышления, страхи, стереотипность
(ритуальность) поведения, патологические
формы аутостимуляции. Проблемы
дифференциальной диагностики РДА от
умственной отсталости, глухоты, речевого
недоразвития, шизофрении.

Дисгармоничное
развитие. Нарушения поведения в детском
и подростковом возрасте. Понятие
акцентуации характера. Сравнительный
анализ классификаций акцентуации
характера по К. Леонгарду и по А.Е. Личко.
Психопатия как вариант дисгармоничного
развития.

Дети
со сложными нарушениями. Сложный дефект
в контексте отклоняющегося развития.
Причины появления детей с сочетанными
нарушениями в развитии. Подходы к
классификации детей со сложным дефектом
по принципу комбинирования сенсорного
и интеллектуального дефектов или
нескольких сенсорных дефектов или
сочетание сенсорных нарушений с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Качественное своеобразие
развития ребенка со сложным дефектом.

Принципы
психологического сопровождения ребенка
с сочетанным нарушением в развитии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowКультурология arrow Педагогика —

Достижением современной науки является разработка научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни) педагогического выявления детей с подозрением на снижение слуха, ранней аудиолого-педагогической диагностики, содержания, методов, форм организации комплексной медико-психолого- педагогической помощи, позволяющей добиваться качественно иного уровня психического развития детей с нарушенным слухом на ранних этапах онтогенеза, максимально возможной нормализации темпа и хода их психического развития в дошкольном и школьном возрастах.

Среди факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют следующие:

  • 1) биологические факторы;
  • 2) факторы социальной среды;
  • 3) опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле этого слова.

Выделяются понятия общей и специальной профилактики. Общая профилактика рассматривается как набор мер, целью которых является создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, направленных на воспитание физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов и обеспечению полноценного развития интересов и способностей школьников. Специальная профилактика включает совокупность коррекционно-реабилитационных мер, направленных на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Специальная профилактика предполагает использование мероприятий как психологопедагогической, так и социально-правовой помощи несовершеннолетним.

Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций. Диагностика познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы является отправным пунктом педагогической коррекции подростков. Она помогает выделить ряд вариантов взаимосвязи уровня умственного развития и отношения к учебе. В результате диагностики мотивационной сферы учебной деятельности выделяется взаимосвязь характера учебной деятельности подростка и отношения к ее результатам. Результаты диагностики помогают спланировать образовательно-коррекционную работу с подростками. Она сводится к следующим этапам:

  • 1) устранение пробелов в знаниях;
  • 2) оперативная помощь, направленная на устранение причин, порождающих отставание;
  • 3) психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, мотивация учебно-познавательного процесса;
  • 4) овладение учащимися познавательными умениями.

 

Посмотреть оригинал

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

ОРИГИНАЛ

 

След >

  • Рекомендации к коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

    Использование дифференцированного подхода Возрастающее внимание к дифференцированному подходу в процессе коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР обусловлено и социально детерминировано повышением требований социума к выпускникам образовательных учреждений. В современной коррекционной педагогике,…
    (Логопедическая работа с детьми с задержкой психологического развития)

  • ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА В ПРИНИМАЮЩИХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

    Процесс социальной адаптации в замещающих семьях, многие из которых прошли этапы отбора, обследования, обучения и находятся на сопровождении, протекает крайне сложно. По-прежнему довольно высокий уровень отказов от детейпо дростков в принимающих семьях и, соответственно, существующая потребность в экстренном…
    (Российская энциклопедия социальной работы)

  • Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

    Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Данный Закон регулирует отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение…
    (Медицинское право России)

  • БИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ

    Коллективом сотрудников Днепродзержинских государственного технического университета, колледжа физкультуры и Днепропетровского института физкультуры и спорта предложена методика регламентации тренировочных нагрузок спортсменов в зависимости от энергетических показателей сердечно-сосудистой системы….
    ()

  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЦП. РАБОТА В ДОРЕЧЕВОМ ПЕРИОДЕ

    На первом этапе в доречевом периоде стимулируют сосательный, хоботковый и поисковый рефлексы. Для этого соской касаются губ, языка, при кормлении помогают ребенку захватывать и удерживать сосок или соску, пассивно вытягивая их и придерживая его губы, особенно с ослабленной стороны, препятствуя…
    (Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье)

  • ДИАГНОСТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ, ВИДЕО- И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

    Опросник Кимберли Янг Опубликован в кн.: Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. М.: Когито-Центр, 2006. Рекомендуется для самооценки подростками своего пристрастия к компьютеру или для наблюдения родителей за поведением ребенка, часто взаимодействующего
    (Здоровье ребенка в современной информационной среде)

  • Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире

    В процессе наблюдений, усвоения знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о социальных явлениях и событиях, о самих себе. Маленький жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у детей складываются не всегда…
    (Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром)

  • ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ФУНКЦИЙ И КОРРЕКЦИИ ИХ НЕДОСТАТКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Перед каждым ребенком открыта своя дорога нормального развития, открыты свои возможности творчества, в каждом ребенке должно охранять, укреплять и развивать его творческие силы. В школе не должно быть «черни», учеников второго разряда; все дети требуют к себе благожелательного, вдумчивого отношения,
    (Профилактика школьных трудностей)

  • ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ И МЕЖЛИЧНОСТНОЙ СФЕР РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Психолого-педагогическая коррекция: методы, психотерапевтические техники, этапы работы и особенности проведения индивидуальных занятий с различными категориями родителей Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей детей с ОВЗ осуществляется в двух направлениях: психолого-педагогическом…
    (Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья)

 

Популярные страницы
  • Рекомендации к коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

    Использование дифференцированного подхода Возрастающее внимание к дифференцированному подходу в процессе коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР…

  • ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА В ПРИНИМАЮЩИХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

    Процесс социальной адаптации в замещающих семьях, многие из которых прошли этапы отбора, обследования, обучения и находятся на сопровождении, протекает…

  • Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

    Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный…

  • БИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ

    Коллективом сотрудников Днепродзержинских государственного технического университета, колледжа физкультуры и Днепропетровского института физкультуры…

  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЦП. РАБОТА В ДОРЕЧЕВОМ ПЕРИОДЕ

    На первом этапе в доречевом периоде стимулируют сосательный, хоботковый и поисковый рефлексы. Для этого соской касаются губ, языка, при кормлении…

  • ДИАГНОСТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ, ВИДЕО- И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

    Опросник Кимберли Янг Опубликован в кн.: Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. М.: Когито-Центр, 2006. Рекомендуется

  • Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире

    В процессе наблюдений, усвоения знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о социальных…

  • ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ФУНКЦИЙ И КОРРЕКЦИИ ИХ НЕДОСТАТКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Перед каждым ребенком открыта своя дорога нормального развития, открыты свои возможности творчества, в каждом ребенке должно охранять, укреплять и развивать

  • ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ И МЕЖЛИЧНОСТНОЙ СФЕР РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Психолого-педагогическая коррекция: методы, психотерапевтические техники, этапы работы и особенности проведения индивидуальных занятий с различными

Источник