Диагностика и изучение ребенка с отклонениями в развитии

Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии

Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.

Основными принципами диагностики являются:

  1. Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
  2. Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
  3. Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
  4. При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
  5. Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
  6. Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
  7. Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.

Замечание 1

Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.

Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей

Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).

Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.

Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.

Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:

  1. Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
  2. Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.

Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:

  • Отношение ребенка к исследованию и заданиям
  • Способы выполнения заданий
  • Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
  • Обращается ли за помощью к взрослому
  • Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
  • Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений

Замечание 2

Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.

Проблемы диагностики отклонений в развитии детей

Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:

  1. Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
  2. Сложность проведения диагностических методик.

К первой группе проблем относятся:

  • недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
  • недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
  • моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
  • распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.

Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:

  • трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
  • недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
  • схожесть ряда синдромов психического недоразвития
  • слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
  • необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития

Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.

Источник

Понятие диагностики в специальной психологии. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии. Методы психолого-педагогической диагностики. Требования к методам (надежность, валидность, точность). Принципы психолого-педагогической диагностики. Понятие дефектцентризма.

Психодиагностика нарушенного развития призвана определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения. Другими словами, психолого-педагогическая диагностика нарушенного развития является дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должны определяться и оптимальные организационные формы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.

Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования.

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие). Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.

Для того, чтобы психологическая диагностика была достаточно надежным средством исследования и позволяла получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно сделать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность.

Валидность буквально означает «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначена.

Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или измеряемого психологического свойства).

Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов

Методы специальной психологи

Изучение продуктов деятельности аномальных детей. Этот метод широко применяется на практике. Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т. д.), можно понять особенности работы ребенка. Анализ продуктов детского творчества и учебной деятельности (тетради) позволяет судить о таких его качествах, как, например, воображение ребенка, сформированность у него зрительных представлений, развитие мелкой моторики рук, степень сформированности навыков учебной деятельности и др. В продуктах деятельности аномальных детей очень часто отражается их отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, а зачастую и отношение к своему дефекту. Особенно большое значение имеет изучение школьных работ при отборе детей во вспомогательные школы.

Как правило, продукты деятельности аномальных детей по сравнению с нормой имеют типичные особенности. Рисунки и поделки их часто специфичны как по технике исполнения, так и по содержанию, а учебные работы изобилуют специфическими ошибками. Изучая эти работы, необходимо выделить особенности творчества, трудовой и учебной деятельности, характерные для разных групп аномальных детей. Это будет способствовать в дальнейшем правильной диагностике.

2. Метод наблюдения. Наблюдение позволит судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно обеспечивать естественность психических проявлений ребенка, но при этом быть целенаправленным. При наблюдении необходимо четко фиксировать его результаты. Степень активности исследователя во время наблюдения может быть различной: от пассивного без всякого вмешательства в деятельность ребенка до наблюдения в процессе систематизированных занятий. Научное наблюдение отличается тем, что сбор фактов определяется задачей исследования и направлен на раскрытие той закономерности, которая изучается исследователем. Ценность различных видов наблюдения неодинакова: пассивное наблюдение дает сведения о естественном поведении ребенка, в это время исследователь видит ребенка как целостную личность, может зафиксировать особенности взаимоотношений его с детским коллективом и педагогами. Некоторые недостатки этого метода ограничивают сферу его применения. К ним относятся: выжидательная позиция исследователя, отсутствие возможности повторного наблюдения, описательная форма фиксации наблюдений, необходимость длительного времени для получения достоверных сведений.

Активное наблюдение Этот вид наблюдения при психологическом изучении предполагает целенаправленное изучение реакций ребенка при выполнении заданий, относящихся к тем видам деятельности, которые имеют непосредственное отношение к развитию и обучению ребенка. Данный вид наблюдения (эксперимента) совмещает изучение ребенка с его обучением и воспитанием. Результаты такого наблюдения позволяют разработать целенаправленную программу обучения ребенка, определить темп дальнейшего развития, «зону ближайшего развития». Ценность этого метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, создавая специальные условия для такого изучения.

Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка являются наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности. Наблюдение за игрой аномальных детей как метод изучения может быть применено в различных целях. Наличие игрового материала создает непринужденную обстановку, помогает установить контакт с ребенком, включить его в деятельность, представляющую для него интерес, проанализировать возможности понимания речи. Начиная обследование с наблюдения за игрой ребенка, можно, расположив его к себе и ситуации, постепенно и незаметно перейти к экспериментальным заданиям. Таким образом, применение метода наблюдения за игрой ребенка подготавливает возможность использования метода эксперимента.

3. Метод беседы. Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. При изучении аномальных детей метод беседы используется в 2-х направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных и беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Метод беседы используется для определения ориентировки ребенка в окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность обобщений), особенностей и мотивов поведения ребенка, отношения к семье и школе, причин затруднений в учебе, склонностей, интересов, отношения к своему дефекту, т. е. беседа дает некоторое представление об уровне познавательной деятельности и свойствах личности. Содержание беседы варьируется в зависимости от жалоб родителей и ребенка, возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. При изучении особенностей психического развития аномальных детей метод беседы используется чаще всего как исходный этап для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов при изучении особенностей развития личности аномального ребенка. От умения правильно построить беседу зависит установление контакта с ребенком, что подготавливает проведение обследования при помощи специальных заданий.

4. Метод эксперимента. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения.

Моделирование заключается в том, что экспериментатор организует выполнение изучаемых действий в непривычных для ребенка, несколько искусственных условиях.

Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или какой-либо другой деятельности.

В экспериментах, которые проводятся с аномальными детьми, есть своя специфика. Прежде всего она состоит в том, что содержание заданий должно быть доступно и интересно ребенку. Кроме того, сама подача модели должна идти особым образом. В большинстве случаев задание предлагается в игровой форме; это касается детей как дошкольного, так и школьного возраста. При работе с детьми школьного возраста применяется подача экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивировка задания может быть изменена. Например, при необходимости изучить особенности опосредования зрительных образов предлагается задание «пиктограмма» с мотивировкой проверить память с помощью рисунков и т. д. Метод эксперимента, как и другие методы, должен обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка.

Рекомендуемые страницы:

Источник

Основные закономерности развития нормального и ано­мального ребенка одинаковы. Диагностика отклонений в развитии всегда должна носить комплексный, многоплано­вый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного прояв­ления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структу­ра имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследова­нии ребенка специалистов разного профиля: врача, психоло­га, дефектолога, логопеда. Такой подход к изучению ребенка позволяет правильно ценить весь симптомокомплекс имею­щихся у него отклонений в развитии, дать адекватную оценку клинических, психологических, педагогических и других осо­бенностей его развития. Важное значение в диагностике ано-

мального развития придается системному ашь. ч

иысших психических процессов и функций ребенк^ разумевает комплексный системный учет данных нейре». логического, неврологического и психолого-педагогическо. обследования ребенка.

Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании де­тей с отклонениями в развитии оказывают психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), созданные вместо меди­ко-педагогических комиссий (МПК). В составе ПМПК работа­ют: заведующий, социальный работник образования, психолог, врач-невропатолог, врач-психиатр; дефектологи: олигофрено-педагог, сурдопедагог, логопед, тифлопедагог; медицинская сестра. Эти учреждения призваны решать многоплановые зада­чи: разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагоги­ческую помощь населению с целью предупреждения отклоне­ний в физическом и психическом развитии детей, своевременно выявлять и комплексно обследовать детей раннего, дошкольно­го и школьного возраста, выявляя нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказа­ния им лечебно-педагогической коррекционной помощи; помо­гать населению в предупреждении возможных отклонений в психическом и физическом развитии детей; обследовать детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готов­ности к школьному обучению и определять формы их обучения, разрабатывать индивидуальные рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей; оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам.

При необходимости ПМПК пересматривают ранее установ­ленные детям диагнозы (заключения), для чего ребенок на­правляется на дополнительное обследование в медицинское (лечебное) или научно-исследовательское учреждение.

На ПМПК возложена ответственность за выявление и учет всех детей с отклонениями в развитии. От ПМПК могут поступать предложения по дальнейшему развитию (или ре­организации) системы специализированной помощи в ре­гионе. Такие широкие полномочия ПМПК дают основание полагать, что коррекционная педагогика и специальная пси­хология выходят на качественно новый уровень развития теории и практики.

Отбор детей в специальное учреждение и комплектование групп (классов) также проводятся специалистами ПМПК рай­онного уровня и в самом учреждении. При этом специалисты руководствуются следующими принципами: отграничение детей с определенным видом патологии от других групп детей.

Для каждого типа специального учреждения предусмотрены свои особые правила приема. Например, в детский сад для детей с речевыми нарушениями принимаются дети с первично сохранным интеллектом и с нормальным слухом, имеющие только нарушение речи в виде фонетико-фонематического или общего недоразвития речи и в виде заикания.

Следующий принцип отбора — дифференцированное обу­чение по степени тяжести имеющегося отклонения в разви­тии (например, глухие и слабослышащие, слепые и слабови­дящие).

Третий принцип — возрастной, например, в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет. В каждую группу зачисляются дети определенного возраста. В старшую группу — от 5 до 6 лет, в подготовительную к школе группу — от 6 до 7 лет.

В каждом специальном образовательном учреждении ра­ботает врач, который помогает точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит соответствующее лечение, обеспечивает реализацию специального режима детского уч­реждения. Ребенок получает необходимую медицинскую те­рапию в течение всего срока его обучения в специальном об­разовательном учреждении.

Обследование — важный этап системы специальной помо­щи ребенку с отклонениями в развитии. Проводиться оно должно комплексно, различными специалистами. К сожале­нию, существующая практика обследования и консультиро­вания свидетельствует иногда об автономности в диагности­ческой деятельности специалистов. О комплексной диагностике говорится во всех нормативных и методических материалах, но на практике это требование не всегда в полной мере реали­зуется, а отсутствие комплексного структурного анализа со­стояния ребенка не может не сказываться негативно на эффек­тивности дальнейшего коррекционного воздействия.

Медицинская диагностика отклонений в развитии у детей включает осмотр ребенка, сбор и анализ анамнестических све­дений (желательно, чтобы их давала мать ребенка), оценку со­матического, неврологического и психического состояния ре­бенка. Основное внимание обращается на состояние эмоцио­нального, интеллектуального, психического и речевого разви­тия ребенка. В ряде случаев данные врача дополняются лабора­торными исследованиями (рентгенография черепа, энцефало­грамма, компьютерная томография и другие исследования).

Общий осмотр ребенка позволяет сделать заключение о ‘строении черепно-лицевого скелета, о пропорциональности и

особенностях лица, конечностей, тела и др. Уточняется со­стояние сенсорного развития — слуха, зрения.

Различают субъективные и объективные данные о ребенке. Последними считаются сведения, полученные при обследова­нии ребенка соответствующим специалистом: оториноларин­гологом и офтальмологом с использованием аппаратуры. Иногда врач по определенным симптомам устанавливает на­личие у ребенка врожденной наследственной неполноценно­сти: узкий сдавленный с боков лоб, микро- или макроцефалия (гидроцефалия), типичная внешность ребенка с синдромом Дауна, отставание в росте в сочетании с аномальным строе­нием лица и др. Среди дефектов зрительной системы наиболее показательными являются нистагм (толчкообразные движе­ния глазных яблок при боковых (крайних) отведениях глаз, при слежении за движущимся предметом), косоглазие, амблио-пия, нарушение-рефракции глаза и др.

Оценка нервной системы выявляет параличи и парезы (частичные параличи), судорожные симптомы (гиперкинез, тремор, тик и т.д.). Выявляется также наличие пороков в строении артикуляционного аппарата: укороченная подъя­зычная связка, узкое готическое нёбо, расщелины губы, твер­дого и мягкого нёба, субмукозная щель (подслизистая расще­лина в твердом нёбе), выявляется при пальпации, при произ­несении резкого громкого (на твердой атаке) звука А — это субъективная оценка, объективная картина может быть полу­чена только на рентгеновском снимке. Описывается состояние зубного ряда и прикуса.

В ходе медико-психолого-педагогического обследования определяются и основные аспекты коррекционного воздейст­вия на ребенка.

Для анализа и интерпретации характера деятельности ре­бенка большое значение имеет каждый этап: как ребенок ставит цель, программирует (планирует) предстоящую деятельность, как принимает и осмысливает стоящую перед ним задачу, как ориентируется в задании, как организует операционный уро­вень деятельности (выбор путей, исполнительский поиск опе­раций по выполнению задания, решение мыслительной задачи, нахождение результата и его сличение, сопоставление с наме­ченной целью, разные виды контроля: текущий, завершаю­щий — по следам выполненной работы, планирующий).

Обследование начинается с изучения неречевых функций, с психологической базы. Именно состояние психических процес­сов и функций в первую очередь важно для квалификации имеющегося отклонения в развитии ребенка, равно как и при

коррекционной работе обеспечивается упреждающее их раз­витие до коррекции языковых и речевых систем. При обследо­вании важно определить, какое звено или какие звенья в струк­туре деятельности ребенка не сформированы или нарушены, затруднены, чтобы далее строить изучение ребенка и коррекци-онное воздействие на него на выявленном актуальном уровне развития и в зоне ближайшего развития. Учитывается не толь­ко то, что ребенок знает и умеет, но и чему его можно научить, чем он может овладеть, что в состоянии узнать и сделать.

При обследовании психических функций ребенка обраща­ется внимание на условия его жизни и воспитания, на характер общения. Исследование психических функций всегда преду­сматривает возрастные особенности развития психики ребен­ка, ибо каждый возрастной этап развития характеризуется своими особенностями. Оценивается состояние внимания, вос­приятия, памяти, интеллекта, эмоциональных реакций, регу­ляции произвольной деятельности ребенка.

Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, за его поведением в различных ситуациях. Используется бесе­да с ребенком и со взрослым о ребенке, проводится обучаю­щий эксперимент.

Обращается внимание на то, как ребенок понимает обра­щенную к нему речь, как общается сам (речью или с использо­ванием паралингвистических средств общения — мимики, жестов, интонации). В соответствии с возрастными показате­лями учитывается, как ребенок произносит простые и много­сложные слова, правильно ли строит простую и усложненную фразу, понимает ли усложненный текст (текст со скрытым смыслом), может ли сам дать развернутое сообщение, соблю­дает ли в речи грамматические связи.

Оценивая общение ребенка, обращается внимание на его активность: может ли ребенок поддерживать речевой кон­такт, является ли инициатором общения, как отвечает на во­просы, задает ли их сам, знает ли стихи, песни и т.д. Оценива­ется конструктивная деятельность ребенка: может ли сложить узор или сделать постройку из элементов, действует сам или по подражанию, использует ли помощь в работе, справляется ли с разрезными картинками, проявляет ли ребенок познава­тельный интерес, может ли удерживать внимание, концентри­ровать его, распределять, переключать, продуктивна ли дея­тельность ребенка. Эти и ряд других показателей являются информативными для оценки психического и речевого разви— тия ребенка. По каждому разделу обследования в специаль­ной психолого-педагогической литературе приведено боль-

шое количество экспериментальных заданий с возрастными эталонами их выполнения и с оценочным анализом возни­кающих у ребенка затруднений.

При обследовании ребенка используется наглядность раз­ного вида: предметные, фразовые, сюжетные, серийные, пар­ные и другие картинки, материал окружающей обстановки. Используются разные виды игр, так как игра и картинки (наглядность) обеспечивают положительный эмоциональный фон, а значит, и результативность обследования, делая более показательными все реакции ребенка. Методы и приемы вы­явления отклонения в развитии ребенка подбираются в соот­ветствии с возрастом и с учетом предполагаемого у ребенка дефекта. Например, ребенку с нарушением речи разрешают давать жестовый ответ на вопрос, слабослышащему ребенку вопросы задают более громким голосом, ребенку с предпола­гаемым нарушением восприятия, понимания предлагаются задания не в словесной (вербальной), а в иной (например, жестово-мимической) форме. Характер ответных реакций ре­бенка на предлагаемые ему ситуации и задания не должен влиять на общую оценку умственного развития ребенка.

Особо затруднено обследование непонимающих и негово­рящих детей, детей с нарушенным поведением, со сниженным уровнем мотивации, с повышенной психической истощаемо-стью (утомляемостью). Наиболее трудны для диагностики близкие по внешнему проявлению состояния, которые явля­ются принципиально различными нарушениями. При внешне сходных проявлениях нарушения могут оказаться разными по структуре, механизмам, по причинам, их вызвавшим, и по прогнозу лечебно-оздоровительного и психолого-педагоги­ческого воздействия. На основе комплексной диагностики удается отграничить разные формы отклонений в развитии ребенка и определить характер необходимого воздействия.

Важно учитывать, что диагноз — не ярлык, который при­клеивается ребенку с момента обследования на всю даль­нейшую жизнь: ребенок растет, развивается, его нарушение сглаживается, а иногда усиливается, вызывая вторичные проявления. При комбинированной (комплексной) неполно­ценности в разные возрастные периоды на первый план вы­ходят то одни, то другие показатели. В ряде случаев диагноз ставится предположительно, а окончательное заключение делается только в ходе динамического наблюдения при ди­агностическом обучении.

Изучение ребенка в процессе его обучения и воспитания существенно отличается от обследования в условиях психо-

лого-медико-педагогических комиссий, консультаций, одна­ко вне зависимости от условий обследования должна быть обеспечена согласованность, совместность действий разных специалистов. Педагог в ходе динамического наблюдения прослеживает поступательный ход развития ребенка, фор­мирования его познавательной деятельности и психических процессов в целом, он может сравнить динамику личностно­го развития ребенка с возрастной нормой, соотнести с мето­дами обучения и с требованиями программы коррекционной работы.

Учет возрастных и личностных особенностей ребенка со­вместными усилиями педагогов и психологов позволяет не только выявить имеющиеся у ребенка проблемы, затруднения, дефекты, но и оценить сохранные стороны личности, потен­циальные возможности ребенка и опираться именно на них при отборе содержания и форм воспитания и обучения. Под­ходить к каждому ребенку с оптимистической гипотезой -важное условие сотрудничества специалистов при изучении, обучении и воспитании ребенка. Психолого-педагогическая поддержка, психотерапевтический подход дают ребенку воз­можность реализовать себя и активизироваться для решения поставленных перед ним задач.

Обследование ребенка не может и не должно быть стан­дартизировано. Его индивидуальная направленность прояв­ляется в отборе заданий, упражнений, видов предлагаемой ребенку работы, языкового и дидактического материала. Ин­дивидуальная направленность проявляется в виде и степени оказываемой ребенку помощи при организации его деятель­ности и контроле за ней.

Усиление гуманистической направленности при изучении, обучении и воспитании детей, переориентация педагогическо­го процесса на максимальный учет индивидуально-твор­ческих способностей, на создание каждому ребенку условий для его самореализации и развития делают необходимым и дальнейшее совершенствование обследования, в первую оче­редь — это развитие экспресс-диагностики и усиление роли технических средств при обследовании ребенка с отклонения­ми в развитии (разработка и внедрение ТСО).

Вторичные нарушения затрагивают в первую очередь те психические функции, которые наиболее интенсивно разви­ваются в раннем и дошкольном возрасте: речь, тонкая диффе­ренцированная моторика (артикуляционная и пальцев рук), пространственные и временные представления, произвольная регуляция деятельности и др.

Контрольные вопросы

1. Какие причины вызывают возрастание числа детей с отклоне­
ниями в развитии?

2. Приведите примеры первичных отклонений и вторичных на­
слоений в структуре дефекта при аномальном развитии.

3. Какие виды нарушений развития встречаются у детей?

4. Назовите основные причины нарушений развития ребенка.

5. Раскройте социальное значение дефектологии (коррекционной
педагогики).

6. Охарактеризуйте связь специальной психологии и коррекцион­
ной педагогики.

7. В чем суть системного, комплексного подхода к изучению,
обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии?

8. Объясните, почему педагоги дошкольных и школьных учреж­
дений должны знать основы коррекционной педагогики.

9. Охарактеризуйте принципы и приемы изучения (обследования)
ребенка.

10. Раскройте задачи и содержание работы психолого-медико-
педагогических консультаций.

11. Какие концепции (положения) Л.С.Выготского особо значи­
мы для коррекционной педагогики?

Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 5890; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10835 — | 8102 — или читать все…

Читайте также:

Источник