Диагностика физического развитие одного ребенка раннего возраста

Матвеева Екатерина
Диагностика и контроль физического и нервно-психического развития детей раннего возраста

В Дошкольном учреждении с целью определения уровня развития физического и психического развития детей раннего возраста осуществляется систематический контроль и диагностика. Это составная часть оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Диагностика и контроль за физическим и нервно-психическим развитием позволяет судить о результативности проводимой воспитателем оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Контроль осуществляется коллегиально: медицинским работником, психологом, при непосредственном участии воспитателя группы. Поэтому, умение контролировать развитие ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, работающего с детьми на группах раннего возраста. Каждому педагогу необходимо овладеть элементарными методами и приемами, диагностическими методиками, позволяющими судить об уровне об уровне развития и состояния здоровья своих воспитанников. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания детей, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Следует также отметить, что выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального психического и физического развития каждого ребенка.

В результате систематического контроля удается определить не только уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать его развитие и воспитательные воздействия, определив индивидуальную работу с каждым конкретным ребенком.

Уровень развития физического и психического развития определяется на основе разработанных критериев, которые определены в кн. К. П. Печора, В. Г. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, — М.: 1985, а также В кн. Оценка физического и нервно психического развития детей раннего возраста, Спб, 1999.

На первом году жизни такой контроль за ребенком осуществляет врач-педиатор в детской поликлинике один раз в месяц, на втором году – один раз в квартал, на третьем – в детском саду один раз в пол-года, в так называемые эпикризные сроки. Контроль за развитием носит комплексный характер: диагностируется и оценивается состояние здоровья малыша, его физическое, психическое развитие и поведение. А отсюда психологом, медиком выдаются соответствующие рекомендации воспитателю и выстраивается стратегия педагогических воздействий для воспитателя и родителей ребенка.

Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей:

• Состояние здоровья;

Физическое развитие;

• Психическое развитие;

• Поведение малыша;

• Адаптационные возможности.

Оценка поведения ребенка обычно осуществляется воспитателем, которые систематически наблюдает за ребенком. Учитывается:

• настроение ребенка (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое);

• сон (засыпание: медленное, быстрое, спокойное, беспокойное; длительность сна);

• аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище);

• характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный);

• индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактный, инициативный, любознательный, дружелюбный, застенчивый и др.);

При выявлении нервно-психического развития ребенка третьего года жизни оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям: оценка развития активной речи, мышления, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, формирование разных видов деятельности (Изобразительной, контсруктивной, развитие общих движений, навыков самостоятельности.)

Диагностика осуществляется при помощи методов контроля :

• метод опроса матери (при приеме в детское учреждение в дальнейшем по ходу развития ребенка);

• Наблюдение в группе за ребенком

Диагностические и тестовые методики.

Методика проведения диагностики:

1. От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится с помощью определенного стимульного материала, в определенной ситуации, максимально приближенной к естественным условиям жизни малыша.

2. В процессе диагностики педагог (психолог) должен не обучать ребенка, не показывать, а умело выявлять уже сформированные знания и умения малыша):

3. Все задания, выполняемые ребенком должны обязательно положительно оцениваться воспитателем (психологом);

4. Если ребенок не справляется с предложенным заданием, то педагог задает ребенку задание на возраст ниже. Например, если ребенок не выполнил задание 3 года не выполнил задание соответствующее своему возрасту, ему дается задание, соответствующее ребенку 2,6 мес.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых заданий с детьми соответственно показателям.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выделенный показатель. За нормальное развитие ребенка 3-го года жизни принимается формирование умений ребенка в пределах полугодия: 2 года 1 месяц – 2 г. 6 месяцев; 2 года 7 мес. – 3 года

По уровню развития дети условно делятся на 3 основные группы (есть и четвертая группа, которая встречается редко и свидетельствует о глубокой задержке развития ребенка – ЗПР.

К 1 группе относятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также дети с опережением в развитии.

Во П группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1-е полугодие)

Ш группу составляют дети с более глубокой задержкой – на 2 эпикризных срока).

1У группу – с еще большей задержкой – на три эпикризных срока.

Результаты оценки нервно-психического развития и поведения заносятся в карту нервно-психического развития, которая хранится у психолога, у которого составлена такая картотека по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни. Она имеет определенну. Форма (предложена на стр. 120 в кн. Печора, Пантюхина, Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, — М,: 1985)

ВЫВОД:

Таким образом, своевременно проведенная диагностика позволяет увидеть отклонения в физическом и психическом развитии ребенка, а также в его поведении и выстроить индивидуальную стратегию воспитательных воздействий, коррекционно-развивающую работу с ребенком в различных направлениях, которая осуществляется педагогом, психологом и будет результативной при непосредственном участии родителей ребенка.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 общеразвивающего вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 39 Красносельского района Санкт – Петербурга)

Диагностика развития физических качеств детей раннего дошкольного возраста

        Разработал: инструктор                                                                                                                                                                        

                                                                                                  по физической культуре

                                                                                                                          Белова Л.И.                                                                        

Санкт-Петербург

2019

Цель: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи: выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей. Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей. Упорядочить запись данных, сбор информации.

Актуальность.

В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Одним из важных направлений деятельности инструктора по физической культуре является  педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.

Новизна.

Предложен набор тестовых упражнений и формы отчетной документации, которые позволяют проводить массовое обследование детей в определенные сроки.

Предложенная система мероприятий по сбору, обработке, анализу информации, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей позволяет отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу.

Преемственность.

В данной работе учитываются возрастные особенности детей 2 — 3 лет. Предложенные задания и тесты рассчитаны на детей раннего возраста.

Методы, формы, приемы.

В данной работе для оценки физического развития ребенка предлагаются упражнения и двигательные задания (тесты):

диагностика физического развития;

диагностика двигательной активности;

диагностика функционального состояния.

Преимущество отдается текущим наблюдениям за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.

Условия реализации.

Использование данного материала позволит провести обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом, дать оценку общей картины физического развития детей. Тестирование можно осуществлять в рамках физкультурных занятий.

Назначение.

Работа предназначена в первую очередь инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Предназначено для  детей 2- 3 лет.

Предполагаемый результат.

Диагностика физического развития позволяет:

получить объективную оценку уровня физического развития детей;

составить план физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста;

осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

Диагностика.

Физическое развитие — это динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства. Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья детей.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства — наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

Это  свидетельствует о необходимости разработки единой методики обследования физического состояния дошкольников, включающей комплекс доступных информативных тестов и способов оценки, которые позволят получить достоверные результаты контроля. Вместе с тем требуется учет региональных стандартов физического состояния детей как критерия организации физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ, контроля выполнения программных требований по физическому воспитанию.

Порядок диагностики физического развития и физической подготовленности следующий:

Определение целей и постановка задач.

Определение критериев оценки уровней физического развития

Разработка плана — программы тестирования детей.

Подготовка стимульного материала (спортивного оборудования).

Внесение результатов в «Диагностическую карту»

Обработка и анализ результатов диагностики.

Распределение детей на группы.

Оценка физического развития проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты обследования заносятся в «Диагностическую карту», в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка.

                                      Диагностическая карта.

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Статическое равнове

сие

Динамическое равновесие

Сила движений

Ловкость движений

уровень

Крупная моторика

Мелкая моторика

09

05

09

05

09

05

09

05

09

05

09

05

Выполнено тестов:

Не выполнено тестов:

Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности — это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности

Дети 2 — 3 лет не подлежат оценке в баллах. Они оцениваются по типу «смог ребенок выполнить упражнение или нет» в результате наблюдения и диагностического задания.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой форме.

В основу диагностики легли разработки академика Николая Ивановича Озерецкого.

Эти тесты можно проводить на физкультурных занятиях или на прогулке. Тесты выполняются детьми индивидуально, так легче фиксировать результаты.

Тестирование проводится по 5-ти показателям, т.е. каждому ребенку предлагается выполнить 5 заданий на:

1. статическое равновесие

2. динамическое равновесие

3. силу движений

4. ловкость движений (крупная моторика)

5. ловкость движений (мелкая моторика)

Первая младшая группа

1. Стоять с закрытыми глазами в течение 10 сек.: стопы вместе, руки опущены вдоль тела.

— Невыполнение теста: ребенок сходит с места, балансирует, разводит руки в стороны или пытается найти опору. В случае неудачи — попытка повторяется.  

2. Пройти по доске положенной на пол в удобном для ребенка темпе, но без остановок.

— Невыполнение теста: ребенок сходит с доски раньше, чем доска закончится, либо останавливается во время движения. При неудаче тест можно повторить.

3. Приседать 3 раза подряд в подвижном темпе, руки за спиной, ноги слегка расставлены.

«Короткие ноги» — «длинные  ноги». Помогать ребенку показом и проговаривая «короткие – длинные».

— Невыполнение теста: ребенок приседает меньшее количество раз, пропускает, чтобы отдохнуть, помогает себе руками. При неудаче тест не повторяется, фиксируется отрицательный результат.

Рекомендуемые задания основываются на требованиях типовой программы детского сада по разделу «физическое воспитание».

4. Перепрыгнуть через шнур или ленту, положенную на пол. Перепрыгнуть нужно с места, отталкиваясь двумя ногами.

— Невыполнение теста: ребенок наступает на шнур или ленту, неодновременно отталкивается ногами. При неудаче ребенку предлагается еще 2 попытки.

5. Разнообразно действовать с мячом: брать, переносить, класть, бросать, катать. Ребенку дается задание, сделать какое-либо действие с мячом. Взрослый помогает ребенку показом.

— Невыполнение теста: ребенок не понимает, какое действие его  просит совершить взрослый, либо путает действия. При неудаче тест не повторяется, фиксируется отрицательный результат.

По результатам тестирования инструктор прослеживает динамику усвоения программы по физическому воспитанию каждым ребенком. В сводной таблице отслеживаются уровни усвоения программы (высокий, средний, низкий). Затем выводится средний показатель группы, выраженный в процентном отношении, детского сада в целом.

Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка.

Источник

Татьяна Красникова
Диагностика детей раннего возраста

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)

Диагностика развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы:

различение от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2—3 года;

самостоятельность названия — в 2,5—3 года.

Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек».

• Аналогично предъявляются другие задания.

Форма

Нормативы:

сличение — от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2 года;

самостоятельность названия — в 3 года.

Стимульный материал: круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

Пример инструкции:

1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик»;

3)»назови форму».

Предметный гнозис

Стимульный материал: 10—12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

1) «покажи, где нарисован. «;

2) «что нарисовано?» или «что это?»

Нормативы:

В 1,5—2 года называют 4—5 картинок.

В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимулъный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок.

Нормативы:

выбор из двух карт инок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис (методика «Разрезные картинки»)

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Нормативы:

разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;

разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.

Анализ результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5— З лет)

Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Стимулъный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)«, «Иди вперед (назад)«.

Нормативы:

2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются;

3,5—4 года — выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности.

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.

Нормативы:

снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5—2,5 года;

собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3—3,5 года; работа зрительным соотношением.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;

2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета);

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

Методика «Вкладыши» («Мисочки»)

Стимульный материал: семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только

зрительного анализа);

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5—3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Анализ результатов:

до 3 лет допускается силовая проба;

в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы:

ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

Нормативы:

15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может

вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая

одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит

игрушку на новом месте;

2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных

действий;

2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития игры.

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

Анализ уровня развития игры:

1) неадекватные действия с игрушкой;

2) манипуляция с предметами — до 2 лет;

3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);

4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);

5) сюжетная игра — к 3 годам.

Диагностика развития двигательной сферы.

Общая моторика.

Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:

1 год — самостоятельная ходьба;

1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.

Тонкие движения пальцев рук

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

Нормативы:

2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;

2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога».

Оральный праксис:

губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);

щек (надуть и втянуть щеки);

языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).

Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Исследование памяти

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы:

1,5 года — выполняют 3 действия;

2 года — выполняют 3—4 действия;

3 года — выполняют 5 действий.

Игра «Что изменилось — чего не стало»

Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

Исследование внимания

Методика «Зрительный диктант»

Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Нормативы:

для детей 2—2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся».

Анализ результатов:

скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

3) «застреваемость» внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

1. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт;

б) поверхностный;

в) контакт устанавливает с трудом;

г) уходит от контакта;

д) протестная реакция.

2. Внимание:

а) взгляд фиксирует (не фиксирует);

б) устойчивое (неустойчивое);

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

г) «застревание»;

д) с явлениями генерализации.

3. Фон настроения:

а) нормальный;

б) несколько повышен (снижен);

в) эйфорический;

г) депрессивный;

д) контрастирующий.

4. Реакция на поощрение и порицание:

а)адекватная;

б) индифферентная;

в) с повышением (понижением) результативности работы;

г) корректировка деятельности;

д) отсутствие реакции;

е) отказ от деятельности при порицании;

ж) агрессивная реакция на порицание;

з) дезорганизация деятельности.

Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого. Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.

Источник