Диагностика актуального уровня развития ребенка
Диагностика уровня актуального развития включает в себя:
§ Общая осведомленность ребенка. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы. Общая осведомленность входит в число факторов, определяющих уровень интеллекта, и представляет собой совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его основных закономерностях, которые человек получает в течение всей жизни из различных источников. Общую осведомленность еще называют эрудицией, кругозором;
§ Темп работы и работоспособность. Диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка — это возможность узнать насколько они готовы к предстоящим школьным нагрузкам и смогут ли справляться с заданным темпом учебы без вреда для здоровья и психики;
§ Характеристика моторики. Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Различают крупную и мелкую моторику. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.Навыки мелкой моторики используются для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее;
§ Характеристика внимания. Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой. Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные; способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент; обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности; для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти; для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.
§ Характеристика мышления. Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.
§ Особенности запоминания (памяти). Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
§ Особенности речевого развития. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи — чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
§ Сформированность пространственных представлений. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности при чтении, письме, в овладении математическими операциями.
§ Характеристика интеллектуального развития. Интеллект – это способность к обучению; интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.
§ Характеристика мотивационно-волевой сферы. Мотивационно-волевая сфера – это мотивы, интересы потребности субъекта, ориентирующие его в познавательной деятельности, а также воля, представляющая собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения. Воля связывает познавательную и эмоциональные сферы выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний.
§ Эмоционально-личностные особенности. Личностные особенности – это те самые внутренние и глубинные особенности людей, которые и делают каждого из нас индивидуальным, отличным от остальных представителей нашего вида. В эту сферу относят все то, что является глубинным, стабильным, и влияющим на остальные особенности человека. Сюда можно отнести и темперамент, и мотивы поведения, и психологический характер, и стремления, и личностная идентичность. Личностные особенности человека позволяют оказывать влияние на психологические особенности: при стремлении и воле для человека не составит труда развить в себе те способности, которые ему нужны.
§ Характер межличностных отношений. Межличностные отношения — это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто находятся люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств. Общий фактор в этих отношениях — это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить эти отношения.
Источник
(начиная с 2-летнего возраста)
Диагностическое занятие проводится специалистом логопедом-дефектологом. При необходимости к процессу подключаются нейропсихолог или психолог.
По результатам проведенного обследования, определяется уровень актуальных возможностей ребенка в данный момент. И разрабатывается план занятий для необходимой помощи.
Что такое «Зона актуального развития»?
Это то, что есть на данный момент; то, что ребёнок может выполнить сегодня.
Что такое «Уровень актуального развития ребенка»?
Это задачи, которые ребёнок может решать самостоятельно.
Диагностика уровня актуального развития включает в себя оценку по следующим характеристикам:
- Общая осведомленность ребёнка, его эрудиция, кругозор
То, что ребёнок знает о себе, семье, окружающем его мире. Умение рассуждать и делать собственные выводы, умозаключения. - Темп работы и работоспособность
Возможность узнать, насколько ребёнок готов к нагрузкам, в том числе и школьным (без ущерба для здоровья и психики). - Характеристика моторики
Различают крупную и мелкую моторику.
Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, бег, прыжки и т.п.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами, передавать предметы из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. - Характеристика внимания
Внимание – это умение сосредотачиваться на информации, поступающей через органы чувств. Для памяти внимание помогает удерживать информацию в кратковременной памяти. Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач. - Характеристика мышления
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека. - Особенности запоминания (памяти)
Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. - Особенности речевого развития
Благодаря речи люди получают возможность общения друг с другом. Однако, на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения, письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка. - Сформированность пространственных представлений
Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой. Несформированность пространственных представлений проявляется в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями. - Характеристика интеллектуального развития
Интеллект – это способность к обучению. Интеллектуальное развитие – это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. - Характеристика эмоционально-волевой сферы
Воля связывает познавательную и эмоциональную сферы, выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний. - Эмоционально-личностные особенности
- Характер межличностных отношений
Для посещения диагностики необходимо предварительно записаться по телефону.
Источник
Диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей.
Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения, адекватных возможностям ребенка. Задача: определение уровня деформации различных качеств и свойств личности ребенка. Последовательность индивидуальных обследований ребенка не является жестко закрепленной, а определяется возрастными и индивидуально-типологическими особенностями ребенка, состоянием его соматического и нервно-психического здоровья и гипотезой обследования.
№ п/пПараметры обследования Возрастные категории
Младший дошкольный возраст (2-4 года) Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Методическое обеспечение психологического обследования
1 Общие представления об окружающем, кругозор ребенка:
Цель: — установить контакт с ребенком;
— выявить общий уровень представлений об окружающем мире
Диагностическая беседа
2 Восприятие
Цель: — определить особенности восприятия: целостность, активность, объем, осмысленность;
— выявить преобладающий тип восприятия Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
-методика «Заштрихованные картинки»;
— рисование по образцу;
— методика «Разрезные фигуры» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
-методика «Заштрихованные картинки»
— графические пробы;
— методика «Разрезные фигуры»
3 Внимание
Цель: — определить особенности внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключение;
— выявить уровень развития внимания Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
— методика Пьерона -Рузера4 Память
Цель: — определить особенности памяти;
— выявить преобладающий тип памяти — методика «Повтори предложение»;
— выполнение простых речевых инструкций;
-методика исследования зрительной памяти -методика опосредованного запоминания по А. Леонтьеву;
— методика «Найди отличия»;
-методика исследования зрительной памяти
5 Мышление
Цель: — определить тип мышления;
— выявить сформированность основных интеллектуальных операций:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, установление аналогий. Методика «Доски Сегена»;
— методика «Классификация предметов»;
— методика «Раз-резные картинки»;
— соотнесение предметов по цвету, форме, количеству — методика «Классификация предметов»;
-цветные прогрессивные матрицы Раве-на;
-установление последовательности событий;
-методика «Исключение предметов»;
— методика « Кубики Кооса;
-методика «Классификация предметов»;
— методика «4-й лишний»
6 Эмоционально-личностные особенности
Цель: — выявить преобладающее настроение;
— установить степень контактности, критичности, уровень адекватности эмоционального реагирования; Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
— методика «Эмоциональные лица» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
— методика «Цветовой тест отношений»;
— методика «Рука»
Проективные методики: «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Рисунок семьи в образах живот-ных», «Рисунок семьи в образах цветов» и т.п.
Приложенные файлы
- diagnostika 2.doc
Диагностика уровня актуального развития
Размер файла: 15 kB Загрузок: 36
Источник
Проективная рисуночная диагностика
Психологическая диагностика по рисунку отображает отношения и чувства ребенка по принципу проекции, которая заключается в вытеснении вовне (в нашем случае на бумагу) своих переживаний, стремлений, представлений и т.п.
Проективная рисуночная диагностика ребенка
Для детей для детей любого возраста от 2-х до 14 лет.
Актуальность:
Рисуночные тесты пользуются особой симпатией как у психологов-практиков, так и у детей и их родителей. Причина проста. Во-первых, несмотря на легкость и доступность в плане получения исходных данных, они очень содержательны в диагностическом плане. Это позволяет использовать их для экспресс-диагностики. Работа с рисуночным материалом позволяет существенно расширить возрастной диапазон детской аудитории, поскольку такой метод диагностики является доступным детям начиная с раннего дошкольного возраста. Кроме того, рисуночные методы диагностики понятны и интересны самим детям, и специалисту, как правило, не приходится сталкиваться с сопротивлением или отказом выполнять задание. Не секрет, что проективные рисуночные тесты существенно облегчают процесс установления контакта между психологом и ребенком. Это особенно важно в начале длительного коррекционного курса.
Таким образом, рисунок является хорошим психодиагностическим средством, зачастую обладающим большими возможностями, нежели хорошо структуриро¬ванные и стандартизированные тесты. Однако для того, чтобы правильно интерпретировать диагностические рисунки, нужно долго и кропотливо исследовать творения не только своих детей, но и множества других, сравнивать детские рисунки с рисунками взрослых, рисунки психически и соматически здоровых людей с имеющими различные нарушения и патологии. Поэтому, не имея соответствующей подготовки, не стоит пытаться разгадать тайну рисунка, ведь черное не всегда плохо, а красивое не всегда доброе.
Как работает методика рисуночного теста?
Если ребенку представить различные материалы для творчества – пластилин, цветную бумагу, кубики, песок и др., он обязательно захочет что-нибудь слепить, нарисовать, построить. Мало найдется детей, которые пройдут мимо ярких, красивых баночек, тюбиков, коробочек. Рисуночная диагностика использует в своих целях эту естественную творческую потребность детей для деликатного получения нужной информации.
Стимульным материалом в проективном рисовании помимо красок и карандашей также является инструкция, которая озвучивается ребенку, который сидит за столом со всем необходимым для выполнения задания – чистой бумагой, карандашами, красками или фломастерами. Иногда это только простой карандаш и ластик. Затем он получает задание (инструкцию) – например, «Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так как ты умеешь».
Так начинается творческий процесс. Естественно, что ребенку необходимо решить следующие задачи: Как же начать? В каком месте на листе? Какого размера будет человек? В какой позе он будет стоять? Какое у него настроение? Во что он одет? Большинство детей не станут методично отвечать на поставленные вопросы. Они последуют за своей рукой и она, линия за линией выведет неповторимый отпечаток его души, его переживаний, его состояния. Однако некоторые дети очень любят размышлять вслух.
Кто-то начинает рисовать по шаблону, заложенному глубоко в детстве, кто-то рисует конкретные объекты, копируя их из памяти, а некоторые подключают картины из своего воображения. Но откуда бы образ ни пришел, в нем обязательно оставит свой след уникальная структура личности автора, его способности, отношения и чувства по принципу проекции, которая заключается в вытеснении вовне (в нашем случае на бумагу) своих переживаний, стремлений, представлений и т.п.
Очень важно, что рисунки отражают не сознательные установки, а бессознательные импульсы и переживания, поэтому рисуночный тест невозможно «подделать». Так же важным достоинством подобных методик является их естественность, ведь опыт рисования есть практически у каждого человека. Дети любят выполнять подобные задания, потому что рисунок для них сродни игре, в которой правило всего одно, а все остальное – собственная импровизация. Эти тесты могут с легкостью выполняться детьми даже при невысоком уровне развития речи.
Кому подходит такой метод?
Любой родитель при правильной постановке задачи может получить содержательный в диагностическом плане рисунок. Вот примерный перечень (по А.Л.Венгеру) психологических особенностей ребенка, которые могут быть оценены при проведении рисуночных тестов:
- уровень общего умственного развития;
- уровень психомоторного тонуса (повышенный, пониженный, астения);
- рациональный или эмоциональный подход к действительности преобладает;
- анализ степени самоконтроля, наличие импульсивности;
- эмоциональная лабильность или ригидность;
- тревога и тревожность;
- страхи и депрессии;
- особенности реакции на стресс;
- различные виды агрессии;
- экстра- и интроверсия;
- демонстративность;
- степень удовлетворения потребности в общении, аутизация;
- степень социализированности;
- антисоциальные тенденции;
- отношение к сексуальной сфере;
- отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи по отдельности.
Как проводится диагностика
При очном занятии в Центре диагностика начинается сразу после постановки задачи ребенку!
Для специалиста момент, предшествующий собственно выполнению рисунка, уже является источником важных диагностических данных. Один ребенок без лишних вопросов начнет выполнять задание, а другой начнет задавать вопросы. Специалист знает, как на них отвечать чтобы достичь правильного результата, ведь невольно направив ребенка в кажущемся нужном направлении легко оказать влияние на «географию» рисунка и материал получится искаженным.
Также важно наблюдать за процессом рисования. Кто-то рисует молча, а кто-то постоянно комментирует все, что он делает, по ходу рисования сочиняя какую-то историю. Один рисует быстро и уверенно, другой долго размышляет над каждой линией, сомневается, стирает, зачеркивает и так далее.
Специалист может сделать некоторые выводы уже на этом начальном этапе.
Интерпретируя полученные данные, помимо форм и деталей объектов, учитывается масса различных параметров: характер линий, силу нажима на бумагу, типы штриховки и зачернение, стирания и исправления, расположение на листе, наклон рисунков, его размер, заполненность страницы. Обязательно берутся во внимание устные комментарии, огромное значение имеют цветовые решения изображений.
Насколько сложно это для ребенка?
Очень важно понимать, что задача ставится перед ребенком таким образом, чтобы дать свободу легкого (но порой и очень трудного) выбора. Ключевое слово –«свобода»! Существует большое количество проективных рисуночных методик, но базовыми для детей всех возрастов считаются, например, такие как:
- «Рисунок человека»,
- «Несуществующее животное»,
- «Рисунок семьи»,
- «Красивый рисунок»,
- «Рисунок дерева».
«Рисунок человека» — один из наиболее используемых для детей с трехлетнего возраста. У дошкольников и младших школьников он прицельно «рассматривает» уровень умственного развития, у более старших детей и взрослых – широкий спектр эмоционально-личностных особенностей.
«Рисунок семьи» диагностирует восприятие ребенком взаимоотношений членов его семьи, его собственной роли в семье, его отношение к родителям, сиблингам, бабушкам и дедушкам и пр.
«Рисунок несуществующего животного» — диагностика интеллекта, эмоциональной сферы, сферы общения, виды и уровни агрессивности, так же исследуется реакция на эмоциональную нагрузку.
«Рисунок дерева» — диагностика самовосприятия, представления о течении своей жизни во времени — ориентация в прошлом, настоящем и будущем, исследование интеллектуального компонента.
«Красивый рисунок» направлен на диагностику эмоциональных особенностей.
Результат рисуночной диагностики
В целом, детский рисунок – это карта его интеллектуального и эмоционального состояния на текущий момент времени и его личного отношения ко всему происходящему. Этот вид диагностики позволяет так же обнаружить признаки различных отклонений, на которые специалист обратит Ваше внимание. Существуют критерии, которые позволяют заподозрить умственную отсталость, задержку психического развития, невротическое состояние, психическое заболевание. Определить психологическую проблему у ребенка важно как с точки зрения ранней диагностики, так и с точки зрения постановки точного диагноза.
По результатам диагностической сессии специалист по проективной рисуночной диагностики выдаст заключение, формат которого зависит от типа занятия:
- При очном занятии в Центре на ул Ватутина — выдается полное заключение, с учетом анализа полученной информации от родителей и ребенка в процессе занятия. Занятие
- При заочном занятии (проективная диагностика по рисунку, присланному по почте) — выполняется анализ рисунка по информации, сопровождающей рисунок.
Примеры:
Рис 1. Мальчик 6 лет.
Краткий комментарий специалиста по проективной рисуночной диагностике: линии яркие с сильным нажимом, лицо персонажа зачернено, черты лица отсутствуют, пальцы на руках растопырены, их количество правильное – т.е. ребенок знаком с социальными нормами, но не может, или не хочет взаимодействовать с окружением в соответствии с общепринятыми правилами. На груди «черная дыра» — зона телесного дискомфорта. Форма и цвет тела человека (красный треугольник) острая и вызывающая. Краткое резюме: агрессивный способ привлечения внимания, невосприимчивость к критике, соматическое заболевание. СДВГ и астма в анамнезе..
Рис.2 Девочка 8 лет.
Краткий комментарий специалиста по проективной рисуночной диагностике: фигура относительно пропорциональная, но неустойчивая, с сильным наклоном вправо. Тело заштриховано, причем штриховка неструктурированная, хаотичная, небрежная. Штриховка говорит о тревоге, связанной с данным персонажем. Голова крупная (превосходство противоположного пола), основные черты лица прорисованы (потребность во внимании отца). Акцент на глазах(они красные) как на сфере визуального контакта. Ребенок, возможно, переживает о том, как выглядит в глазах отца, либо с трудом переносит специфические особенности его взгляда. Уши не нарисованы, что не является нормой для этого возраста. Вероятны трудности в общении, его формальность. Краткое резюме: тревога связанная с отношением к отцу (возможно родители недавно развелись).
Интерпретируя рисунок в таком формате, можно лишь делать предположения. Для объективных выводов специалист должен встретиться и с ребенком, и с родителями.
Занятие ведет:
СОЛОВОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА .
Клинический психолог, нейропсихолог, специалист по сенсорной интеграции, системный семейный психотерапевт, арт-терапевт.
Специалист Центра детского коррекционного развития и нейропсихологии
Соловова Светлана Васильевна
Нейропсихолог, детский психолог, арт-терапевт. Получила высшее образование по специальности «Психология», «Клиническая психология», профессиональная переподготовка по программе «Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия». Дипломированный ведущий тренингов. Имеет медицинское образование. Получила дополнительное повышение квалификации по направлениям: использование изобразительной деятельности в психотерапии и психокоррекции, составление психологического портрета человека по его рисункам, психологическая коррекция кризисных и стрессовых ситуаций. Стаж практической работы с детьми (от 1,3 года и дошкольниками) — более 10 лет. Подробнее.
Занятия Солововой Светланы Васильевны в ЦДКРН:
Источник