Диагностический лист развития ребенка в доу

Наталья Ашенкова
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой, «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, «Тропинки» (под ред. В. Т. Кудрявцева, «На крыльях детства» (под ред. Н. В. Микляевой, «Детский сад – дом радости» (автор – Н. М. Крылова, «Мозаика» (авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева).

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

• не сформирован;

• находится в стадии становления;

• сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На мой взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Источник

Лилия Куксова
Отчет по результатам педагогической диагностики освоения детьми средней группы основной образовательной программы (2015–2016)

Период: май.

Воспитатели: Куксова Л. В., Беляева И. С.

Обследованно:26 детей.

1. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

Больше 3,8 баллов: 44%

От 2,3 до 3,7 баллов: 56%

Менее 2,2 баллов: 0

Выводы: дети освоили образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились объединяться в игре со сверстниками, могут принимать на себя роль, владеют способами ролевого поведения; взаимодействуя со сверстниками, проявляют инициативу и предлагают новые роли или действия, обогащают сюжеты игр.

Дети научились самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду; самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой; самостоятельно готовят к занятиям своё рабочее место, убирают материалы по окончании работы.

Воспитанники научились соблюдать элементарные правила в детском саду; различать и называть специальные виды транспорта и объяснять их назначение; понимать значение сигналов светофора. Дети научились узнавать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; различают проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход «Зебра». Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе.

У детей вырос интерес к трудовой деятельности, они с желанием выполняли посильную работу и показали хорошие качественные результаты. В течение года детей учили ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать свои действия и мнения с партнёрами, нести ответственность за общее дело.

2. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Познавательное развитие»:

Больше 3,8 баллов:48%

От 2,3 до 3,7 баллов: 48%

Менее 2,2 баллов: 4%

Выводы: 96% детей освоили образовательную область «Познавательное развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились группировать предметы по цвету, размеру, форме. Различают количество предметов (один и много, большие и маленькие предметы, называют их размер. Узнают шар и куб, знают, называют и используют детали строительного материала. Знают и называют домашних и диких животных, их детенышей. Различают овощи и фрукты. Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях. Особое внимание следует уделить детям, показавшим низкий уровень освоения данной образовательной области. Необходимо с родителями провести беседу о важности закрепления полученных знаний дома; предложить родителям игры и упражнения для занятий с ребенком в домашних условиях;

3. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие»:

Больше 3,8 баллов: 32%

От 2,3 до 3,7 баллов: 60%

Менее 2,2 баллов: 8%

Выводы: 92% детей освоили образовательную область «Речевое развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились активно сопровождать речью игровые и бытовые действия, употреблять слова-антонимы, образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами, рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторяют образцы описания игрушки. Но не все дети умеют выделять первый звук в слове.

Дети научились называть любимые сказки, читать наизусть понравившиеся стихотворения, считалки. С удовольствием рассматривают иллюстрации в детских книгах, проявляют интерес к ним. Драматизируют с помощью воспитателя небольшие сказки или отрывки из них.

Низкий уровень на конец года показали Горбачев Г. и Нарожный Б., это связано с их возрастными особенностями.

4. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»:

Больше 3,8 баллов: 44%

От 2,3 до 3,7 баллов: 48%

Менее 2,2 баллов: 8%

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в

художественно-эстетическом воспитании детей. Уровень развития музыкальных умений и навыков, навыков рисования, лепки и аппликации можно считать достаточно высоким, что свидетельствует о творческой активности детей, ярко выраженной эмоциональности во всех видах художественной деятельности.

Дети узнают песни по мелодии, стараются петь слушая друг друга,

одновременно произнося слова. Выполняют разнообразные танцевальные движения в соответствии с характером музыки.

В инструментальной деятельности больше внимания требуется уделить

умению детей слышать друг друга во время игры. Необходимо учить детей инсценировать песни, в движениях передавать образы персонажей

Низкий уровень у некоторых детей связан с непостоянным посещением сада; дети часто отсутствуют, обладают низкими показателями самоконтроля, низкой концентрацией внимания на выполнение поставленных задач.

В течение учебного года необходимо вести индивидуальную работу с

детьми по формированию навыков и совершенствованию техники

рисования, лепки, аппликации, а также освоению детьми сенсорных

эталонов цвета.

5. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Физическое развитие»:

Больше 3,8 баллов: 44%

От 2,3 до 3,7 баллов: 56%

Менее 2,2 баллов: 0

Анализ показателей физического развития позволяет сделать следующие выводы: в группе у детей сформированы основные движения и

потребность в двигательной активности в соответствии с возрастными особенностями.

Воспитанники научились принимать правильное исходное положение при метании, ловить мяч двумя руками, умеют строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

Необходимо и дальше продолжать совершенствовать работу по закреплению основных видов движений, основных физических качеств, систематизировать индивидуальную работу с детьми, следует уделить внимание отбиванию мяча о землю, умению ориентироваться, умению прыгать через скакалку.

Выводы:

Анализ мониторинга воспитанниками в учебном году отражает положительную динамику развития всех детей. Анализ полученных результатов позволяют говорить о хорошем уровне освоения программных задач.

В течение всего учебного года образовательная деятельность с детьми проводилась систематично, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Велась индивидуальная работа с детьми по закреплению знаний, полученных на занятиях в утреннее и вечернее время.

За счет положительного эмоционального климата в группе дети стали более раскрепощены, с удовольствием участвуют в ролевых играх, играх-драматизациях, в общении друг с другом и взрослыми дети используют все части речи, научились правильно отвечать на вопросы по содержанию сюжетных картин, прочитанного художественного произведения.

Запоминают и читают с помощью взрослого короткие стихотворения и потешки. Находят в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивают предметы и определяют каких больше. У детей формируется положительное отношение к труду взрослых, появляется желание принимать участие в посильном труде, умении преодолевать небольшие трудности. Появились навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи:

Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;

Совершенствование работы по развитию связной речи детей.

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности.

Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам;

Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду;

Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда;

Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручениях, понимать значение результатов своего труда для других.

Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности;

Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым.

Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности.

Низкие показатели являются редким посещением детского

сада, а также физиологическими особенностями развития некоторых детей.

Источник

Диагностическая

Карта

 воспитанника МАДОУ д/с № __

группы № ___

(ф. и.  ребенка)

 20__ — 20___ учебный год

Ф.И.О______________________________________________________________________

Дата рождения______________________________________________________________

Группа_____________________________________________________________________

Адрес______________________________________________________________________

Физическое развитие, здоровье

(* Приложение)

             Содержание

Динамика развития

Сентябрь

Январь

Май

I. Физическое развитие

  • масса (кг)
  • рост (см)
  • окружность груди (см)
  • осанка

II. Двигательные способности*

  • Прыжки
  • Метание
  • Бег
  • Ходьба
  • Равновесие
  • Лазание, ползание

III. Моторика*

  • общая
  • мелкая

IV. Сформированность культурно-гигиенических навыков*

V. Уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни*

VI. Состояние здоровья (заполняется совместно с медицинским работником)

  • группа здоровья
  • хронические заболевания
  • острота зрения
  • стоматологический статус
  • аллергические реакции

        Художественно-продуктивная деятельность

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Рисование

1. Наличие сюжета

2. Имеются существенные и незначительные детали

3. Замысел опережает изображение

4. Появляются элементы композиции

( подг. гр)

5.Умение подбирать цвета

6. Выполнение узоров по мотивам народного декоративно-прикладного искусства

                    II. Аппликация

1. Силуэтное вырезывание

2. Из бумаги, сложенной в несколько раз

3. Составление  аппликации:

  • предметной
  • сюжетной
  • декоративной

                       III. Лепка

1. Владение приёмами лепки

2. Отображение предметного мира в лепке

3. Создание небольших сюжетных композиций

4. Создание изображений по мотивам народных игрушек

Социальное развитие

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Взаимодействие и общение со сверстниками

  • Избирательность в отношениях
  • Рассказывает другим о своих переживаниях, эмоционально переживает рассказы других
  • Способен предложить сверстникам план совместной деятельности, например, игры, схему распределения ролей в ней
  • Может оказать помощь и поддержку друзьям (ст.гр+подг.гр)
  • Пытается дать собеседнику более полную и точную информацию, уточняет сообщение другого

 ( подг.гр)

  • Может участвовать в коллективном создании  замысла  

в непродуктивных видах деятельности (подг.гр.)

II. Усвоение социальных норм и правил

  • Знание правил поведения
  • Делится, стремится быть справедливым, указывает на несоответствия в поведении других детей
  • Эмоционально переживает, когда поступает не так, как положено по правилам
  • Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности
  • Может регулировать свое поведение

                  III. Игра

  • Игровые действия отражают отношения между людьми, их социальные функции
  • Роли распределяются до начала игры + определяется замысел
  • Придерживается своей роли до конца игры
  • Использует условные действия (подг.гр)
  • Строит ролевой диалог

Познавательное развитие

(* Приложение)

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Сенсорика*

1. Знание  цветов

2. Знание  геометрических фигур

  • Объемные
  • плоскостные

3. Сопоставление предметов по величине

4. Целостное восприятие

  • Контуры и силуэты
  • Умение видеть недостающие детали
  • Умение составлять разрезные картинки

II. Математика*

1. Cчет с называнием итога

2. Сравнение чисел

3. Числа-соседи

4. Количественный  и порядковый счет

5. Знание цифр, соотнесение с числом

6. Решение примеров

7. Решение задач

8. Знание знаков >,

III. Временные представления*

1. Части суток

2. Времена года

3. Дни недели

4. Вчера, сегодня, завтра

5. Месяцы (подг. гр.)    

 IV. Ориентировка*

1. На плоскости

2. В пространстве

3. Пространственные предлоги

V. Конструирование

1. Представления о строительных деталях, их свойствах

2. Умение анализировать постройки

3. Умение строить по темам, замыслу, схеме

4. Сформированность навыка монтажа и демонтажа

5. Изготовление оригами

6. Конструирование из природного материала

7. Пирамидка (до 5 лет)

8. Матрешка (ст. дошк. возраст)

9. Конструирование из палочек

Развитие речи, коммуникация

(* Приложение)

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Фонематика*

1. Звукоподражание

2. Звукопроизношение

3. Темп речи и интонация

4. Фонематическое восприятие

5. Умения в звукобуквенном анализе и синтезе

                II. Грамматика*

1. Словообразование

2. Словоизменение

3. Согласование прилагательных и существительных

                       III. Лексика*

1. Владение обобщающими понятиями

2. Выделение и называние частей предметов

3. Понимание и употребление слов-антонимов

4. Употребление сложноподчиненных предложений

IV. Связная речь

1. Умение отвечать на вопросы по художественным произведениям

2. Умение рассказывать по сюжетной картинке

3. Умение драматизировать отрывки знакомых произведений

4. Умение сопровождать свою деятельность речью

5. Составление рассказов по образцу

6. Аргументированно оценивать ответ, высказывание сверстника

V. Художественно-речевые навыки

1. Чувство юмора

2. Эмоциональное исполнение

3. Литературный багаж*

Представления об окружающем мире

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Явления общественной жизни

1. Я сам

  • имя, фамилия
  • возраст (в какое время года родился)
  • домашний адрес

2. Моя семья

  • Ф.И.О. родителей
  • где работают
  • другие члены семьи

3. Общество

  • знания о детском саде
  • знания о родном городе, традициях
  • знания о родной стране, столице
  • знания о профессиях
  • знания о праздниках
  • знания об Армии
  • знания о планете Земля (под. гр.)

II. Предметное окружение

  • знание материалов, из которых изготавливаются предметы
  • основные свойства предметов
  • знание транспорта и ПДД

III. Живая природа

  • Знание деревьев, трав и других растений
  • Строение растений
  • Съедобные и несъедобные грибы
  • Дикие и домашние животные
  • Детеныши животных
  • Птицы
  • Знание основных признаков живой природы

IV. Неживая природа

  • Различает и называет состояние погоды
  • Знание основных признаков неживой природы
  • Знание о сезонных явлениях, умение устанавливать причинно-следственные связи

*Приложение

  1. Физическое развитие и здоровье.

  Направление

              3-5 лет

                    5-7 лет

   Прыжки

— энергично отталкивается в прыжках на 2-х ногах;

— в длину с места не менее чем на 40 см.

— на мягкое покрытие с высоты 20 см (5-6 лет)/ 40 см (6-7 лет);

— в длину с места 80 см/ 100 см; с разбега 100 см/ 180 см;

— в высоту с разбега 40 см / 50 см;

прыжки через скакалку разной длины.

     Метание

— метание предметов правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м;

— бросание мяча двумя руками из-за головы, от груди.

— метание предметов правой и левой рукой на расстояние 5-9 м / 5-12м;

— попадание в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м / 4-5 м;

— бросать и ловить мяч (вверх, о землю, одной рукой);

— отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (6 м).

          Бег

— бег с сохранением равновесия;

— бег с изменением направления и темпа в соответствии с указаниями воспитателя.

— легкость бега с изменением или сохранением направления, темпа;

— челночный бег 2×4 / 2×5.

        Ходьба

— умение ходить прямо, не шаркая ногами и сохраняя заданное воспитателем направление;

— построение в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу.

— легкость и ритмичность шага;

умение перестраиваться 2-4 колонны, в 2-3 круга на ходу.

    Равновесие

— сохранение равновесия при ходьбе по ограниченной плоскости;

— при перешагивании предметов

— выполнение упражнений на статическое и динамическое равновесие

Ползание, лазание

— ползание на четвереньках;

— лазание  по гимнастической стенке произвольным способом.

— умение лазать по гимнастической стенке (2,5-3 м) с изменением темпа.

      Моторика (см. Примечание)

— координация движений с речью, под музыку;

— точность выполнения пальчиковых упражнений.

Культурно-гигиенические навыки

— замечает непорядок в одежде и устраняет его при небольшой помощи взрослого;

— соблюдает элементарные правила гигиены;

— соблюдает элементарные правила приёма пищи.

— умение быстро и правильно одеваться и раздеваться;

— умение пользоваться расчёской, салфеткой, столовыми приборами, носовым платком;

— умение правильно умываться, вытираться, чистить зубы и полоскать рот после еды;

— умение следить за своим внешним видом, порядком в своём шкафу.

Знания и представления о здоровом образе жизни

— умение обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.

— знания о важных компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье;

     Примечание: Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.

4 года

  1.  Стояние в течение 15 с с закрытыми глазами; руки вы тянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус).
  1.  Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном  выполнении задания.)
  1.  Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается не выполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 с производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается, повторение.
  1.  Обследуемому предлагается в течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой — в обратном направлении. (Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал крути неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз.).
  1.  Подать руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.

5 лет        —

1. Стояние в течение 10 с на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатание, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.),

  1.  Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. (Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2  раза для каждой ноги.)
  1.  Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным- пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производит движения разновременно или уложил за 20 с менее 5 спичек. Допускается повторение задания.)
  1.  Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

6 лет

  1.  Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.
  1.  Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель  квадратная доска 25X25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки — 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Задание можно повторить.
  1.  Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.
  1. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15с. После перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.
  1. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.

Обследование тонких движений пальцев рук

Определение качества и степени дифференцированности движений:

  1.  Сжать пальцы в кулак.
  2.  Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
  3.  Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Обследование действий с предметами

  1.  Выложить узор мозаики.        .
  2.  Самостоятельно застегнуть пуговицы.
  1.  Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.        .

 4. Нанизывать на нитку бусинки.

 5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной из 5 спичек (палочек).        

II. Художественно-продуктивная деятельность.

Примечание: параметры диагностической карты рассчитаны на детей в возрасте от 5

                       до 7 лет.

 В младшем и среднем дошкольном возрасте можно диагностировать следующее:

Направление

            3-4 года

              4-5 лет

Рисование

— умение рисовать отдельные предметы по образцу;

— умение  подбирать цвета;

— правильное пользование карандашами, кистью, красками, фломастерами.

— умение рисовать предметы путем создания отчетливых форм;

— аккуратность закрашивания;

— умение передавать в рисунке несложный сюжет;

— правильное пользование карандашами, кистью, красками, фломастерами;

— умение украшать силуэты игрушек элементами дымковской росписи.

Лепка

— умение отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки;

— умение раскатывать кусочки пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней;

— умение лепить некоторые предметы из 1-3 частей.

— владение приемами лепки;

— умение лепить образы предметов и игрушек.

Аппликация

— умение создавать изображение предметов из готовых форм по образцу;

— умение украшать заготовки из бумаги разной формы;

— аккуратность при работе.

— умение создавать изображение предметов из готовых форм по образцу (I полугодие);

— правильность держания ножниц, знание техники безопасности;

— умение резать по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал их прямоугольника;

— умение аккуратно и в правильной последовательности наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;

— умение составлять узоры из растительных форм, геометрических фигур.

III. Познавательное развитие

Примечание: параметры диагностической карты рассчитаны на детей в возрасте от 5

                       до 7 лет. В коррекционных группах все разделы данного блока, кроме  

                       раздела «Конструирование», обследует учитель — дефектолог.

 В младшем и среднем дошкольном возрасте можно диагностировать следующее:

   Направление

               3-4 года

                 4-5 лет

     Сенсорика

— узнает и называет 4 основных цвета;

— узнает и называет ■, ●,▲;

— умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;

— умение составлять разрезные картинки из 4 частей.

—  узнает и называет 4 основных цвета (+ голубой, розовый);

—  узнает и называет ■, ●,▲, геометрические тела куб, шар, конус;

— умение проводить сериацию пяти предметов по величине (= от самого большого к самому маленькому, или наоборот: большой — поменьше — самый мал