Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка
Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.
Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.
М.: Айрис-пресс,
2005. — (Библиотека психолога образования).
46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка
АННОТАЦИЯ
Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углублённой психологической диагностике детей. Предложенная в технологии последовательность использования материалов является оптимальной и в целом отражает последовательность проведения психологического обследования ребёнка.
Альбом предназначен для специалистов-психологов, работающих в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Может использоваться студентами дефектологических факультетов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.
1 БЛОК. Исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности
2 БЛОК. Исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис)
3 БЛОК. Исследование невербального и вербально-логического мышления
4 БЛОК. Исследование сформированности пространственных представлений
5 БЛОК. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций
БЛОК 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Исследование слухоречевой памяти
Методика «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия), лист 1
Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом.
Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.
Процедура предъявления методики достаточно разработана и описана в ряде предлагаемых источников [5; 11]. В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (9-10 слов).
Оценить возможность удержания порядка слов представляется достаточно трудным. По результатам исследования может быть построена кривая запоминания.
Анализируемые показатели:
-
объем слухоречевого запоминания; -
скорость запоминания данного объема слов; -
объем отсроченного воспроизведения; -
особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазии и т.п.); -
особенности слухового, в том числе фонематического, восприятия.
Возрастные особенности выполнения. Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9±1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8±2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы. Для детей младше 7 лет используется словарный материал меньшего объема (5-8 слов).
«Запоминание двух групп слов» (лист 1)
Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала: Для детей до 5-5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова — 3 слова), для детей более старшего возраста возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов — 3 слова).
Примечание. Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.
Процедура проведения.
Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации.
Инструкция А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее исследователь с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, исследователь ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать замечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова.
Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова (неважно в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно.
Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируются правильность повторения и все привнесенные слова.
Инструкция Б. «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов в описанном выше порядке. * Вся процедура повторяется.
Инструкция В. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?»
Так же регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов.
Инструкция Г. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал» Так же регистрируются все слова, которые произносит ребенок.
Анализируемые показатели:
-
количество необходимых для полного запоминания повторений; -
возможность удержания порядка слов; -
наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу; -
наличие трудностей избирательности мнестических следов; -
наличие негативного влияния групп слов друг на друга.
Возрастные особенности выполнения. Ребенок 4,5-5,5 лет обычно хорошо понимает инструкцию и в состоянии произвольно запоминать слова в данном объеме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3-х слов в правильном порядке с 2-3-х предъявлений, а из 5-ти слов — с 3-4-х предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен. При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенности запоминания. Как правило, дети не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов, в основном, сохраняется. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации нужного в данный момент слова. Дети в возрасте 5,5-6 лет способны воспроизводить группы слов в количестве 5+3. Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» не более одного-двух слов или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (одно-два слова).
Исследование зрительной памяти (лист 2)
Методика направлена на исследование особенностей зрительного запоминания. Для запоминания предлагается ряд абстрактных зрительных стимулов. Ребенку предъявляется колонка из трех стимулов, находящаяся в правой части листа. Время экспозиции стимулов достаточно произвольно и зависит от задач исследования. Оно составляет 15-30 сек. При этом левая часть листа с таблицей стимулов должна быть закрыта. Через несколько секунд после окончания экспозиции (время и характер интерферирующей деятельности после экспозиции могут варьироваться в зависимости от задач исследования) ребенку предъявляется таблица стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, предъявленных ранее. При этом правая часть листа с тестовыми стимулами безусловно должна быть закрыта..
Анализируемые показатели:
-
количество правильно узнанных стимулов; -
возможность удержания ряда зрительных стимулов; -
характер ошибок узнавания (по пространственным признакам).
Методика используется в основном для детей, начиная с 5-ти лет.
Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
Исследование особенностей внимания и работоспособности возможно при анализе выполнения любых, в том числе и школьных, заданий, однако на практике удобнее стандартные методы.
Методика Пьерона — Рузера (лист 3)
Данная методика используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаки утомления и пресыщения.
Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков.
В верхней части бланка геометрические фигуры помечаются условными обозначениями (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен расставить в предлагаемом бланке.
Процедура проведения
Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике — вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе — вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (следует еще раз повторить, где и что нарисовать, — устно). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, поставленных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты),— отмечает точкой или черточкой прямо на бланке.
Примечание. Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.
Анализируемые показатели:
-
возможность удержания инструкции и целенаправленной деятельности; -
параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение); -
общее количество заполненных фигур;
-
число заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности);
-
количество ошибок (общее);
-
количество ошибок за каждую минуту работы (динамика изменения количества ошибок);
-
распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа.
Возрастные особенности выполнения. Методика может применятся в работе с детьми, начиная с 5,5-летнего возраста до 8-9 лет. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования различные условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.
Хорошими результатами выполнения методики считаются:
-
быстрое запоминание условных обозначений; -
ситуация, когда после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец; -
незначительное количество ошибок (1-2 за 3 минуты).
Корректурная проба (лист 4)
Данная методика аналогична методике Пьерона — Рузера и используется для детей, умеющих опознавать буквы, начиная с 7-8-ми лет. Методика также предназначена для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание, проявления признаков утомления и пресыщения. При работе с корректурной пробой ребенку предлагается отыскивать и зачеркивать 3-4 буквы (для старших школьников), одну или две буквы (для младших школьников).
По количеству правильно зачеркнутых букв можно установить степень устойчивости внимания, его объем, а распределение ошибок по всему листу указывает на колебания внимания: если ошибки заметно нарастают к концу работы, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением (снижение работоспособности) или пресыщением; если ошибки распределяются достаточно равномерно, это говорит о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации; волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.
Анализируемые показатели:
-
темповые характеристики деятельности; -
параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение); -
количество ошибок и их характер (ошибки пространственного, оптического типа и т.п.); -
динамика распределения ошибок зависимости от этапа работы, его темпа и пространственного расположения на листе; -
наличие факторов пресыщения или утомления.
Таблицы Шульте (листы 5; 6)
Методика применяется для исследования темповых характеристик сенсомоторных реакций и особенностей (параметров) внимания у детей, начиная с 7-8-летнего возраста. Ребенку предлагается показать числа от 1 до 25, называя их вслух. Сравнивается время, затрачиваемое ребенком на поиск цифр от 1 до 12 и от 12 до 25. Сравнивается время, затрачиваемое на выполнение каждой таблицы. Можно отмечать количество чисел, найденное за 30 сек.
Анализируемые показатели:
— время, затраченное на каждую таблицу;
— параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);
— количество цифр, найденных ребенком за определенный промежуток времени (15 сек, 30 сек);
— сравнительные характеристики времени, за которое ребенок находит каждые пять цифр (равномерность выполнения задания);
— ошибки узнавания и нахождения цифр, сходных по оптическому или пространственному признаку (например, цифры 6 и 9, 12 и 21), ошибки по типу пропусков определенных цифр.
Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте), лист 7
Методика была предложена для исследования работоспособности — упражняемости, выявления параметров утомляемости и «врабатываемости». Для детей наиболее удобно использовать эту методику в модификации Р. Шульте. Ребенку предлагают производить сложение (или вычитание — в зависимости от знака перед строкой) двух цифр. При этом его предупреждают, что специалист будет делать свои пометки на листе. Каждые 30 секунд (или каждую минуту) делается отметка на листе, в том месте; где в настоящий момент остановился ребенок. Счет производится в уме, ребенок дает лишь устные ответы.
По результатам деятельности ребенка могут быть построены различные кривые, отражающие характеристики работоспособности, указывающие на наличие истощаемости или пресыщаемости, особенности внимания.
Анализируемые показатели:
— темп работы;
— наличие истощения или пресыщения деятельности (дифференциация процессов);
— «врабатываемость» в деятельность (по временным характеристикам деятельности);
— параметры внимания (устойчивость внимания, возможность его переключения).
Примечание. В данном варианте методика может использоваться с момента овладения ребенком счетными операциями в пределах 20.
БЛОК 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС)
Чрезвычайно важно до исследования непосредственно особенностей мышления ребенка выявить специфику его зрительного восприятия, в том числе и буквенного гнозиса. Подобная организация исследования позволяет дифференцировать ошибки идентификации изображений, букв, а также их отдельных частей от непосредственно трудностей мыслительных операций при работе с использованием различного рода рисуночных и текстовых материалов. Практика диагностической деятельности показывает, что все методики для выявления особенностей зрительного гнозиса в норме доступны детям с 3,5-4-летнего возраста (за исключением буквенного гнозиса, который предъявляется детям, овладевшим началами письма и чтения). Безусловно, необходимо учитывать нормативный для каждого возраста словарный запас. При выявлении выраженных нарушений зрительного гнозиса анализ результатов выполнения всех дальнейших заданий, предлагаемых в Комплекте, проводится с обязательным учетом выявленных особенностей.
Узнавание реалистических изображений (листы 8; 9)
Ребенку предъявляются реалистические изображения бытовых предметов. В данном комплекте используются изображения, взятые из классического альбома А. Р. Лурия без изменения их стиля и цветового оформления. Практика исследования особенностей зрительного гнозиса показывает, что использование предметов в дизайне 40-50-х годов, практически неизвестных современных детям, дает возможность более качественного анализа особенностей детского восприятия.
Ребенка просят назвать предъявляемые изображения и отдельные части этих предметов (активный словарь).
Для исследования пассивного словаря просят показать предмет, или его часть по названию.
Таким образом, тест используется как для выявления особенностей зрительного восприятия, так и для определения объема активного и пассивного словаря, в том числе и на материале малочастотных слов (диск, трубка, цепь, педаль, спица, форзац, пряжка и т.п.).
Анализируемые показатели:
— возможность узнавания предметов и соотнесения устаревших изображений с современными;
-
отсутствие целостности восприятия (фрагментарность восприятия); -
когнитивная стратегия узнавания; -
объем необходимой помощи.
Узнавание перечеркнутых изображений (лист 10)
Ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать ребенку, с какого изображения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяет обнаружить особенности стратегии восприятия. На листе слева направо расположены: в верхнем ряду — бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду — молоток, балалайка, расческа.
1 2 3
перейти в каталог файлов
Источник
Диагностический Альбом. Исследование особенностей развития
познавательной сферы.(диагностические материалы для исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов)., М., 1998.
Авторы-составители Н.Я Семаго, М.М, Семаго, Компьютерная графика Н.М. Семаго.
Диагностический альбом предназначен для специалистов-психологов, работающих с детьми в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты. Может быть использован для обучения студентов психологических факультетов психологических и педагогических ВУЗов и повышения квалификации психологов по специальности ‘ Клиническая психология» и «Специальная психология».
О~ Н 6 М Семаго, 1998
Оглавление
Введение
Используемая литература
Описание методического материала
Блок 1. Характеристики памяти, внимания и работоспособностиМетодика 10 слов (по А.Р.Лурия) Запоминание двух групп слов
Исследование зрительной памяти 3 Методика Пьерона — Рузера Корректурная проба Таблицы Шульте
Счет по Е. Крепепину (модификация Р. Шульте)
Блок 2. Зрительное и зрительно-пространственное восприятие Узнавание реалистических изображений Узнавание перечеркнутых изображений
Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппепьрейтора) Узнавание недорисованных изображений Буквенный гнозис
Блок 3. Исследование невербального и вербально-логического мышления
Узнавание конфликтных изображений (непепицы) Парные аналогии
Простые аналогии
Простые невербальные аналогии
ВыдеЛение двух существенных признаков Исключение понятий
Исключение предметов
Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок Понимание прочитанного текста Понимание сюжетной картины
Составпение рассказа по поспедоватепьности картинок, объединенных единым сюжетом
Блок 4. Исследование сформированности пространственных представлений
Понимание и употребление предлогов, понимание и употребление слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов
Блок S. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.
Понимание инвертированных речевых конструкций
Понимание временных последовательностей и интервалов времени Понимание условий задач
Введение
Данное практическое пособие предназначено для исследования особенностей формирования высших психических функций в детском возрасте. Альбом представляет собой подобранные в течение двадцатилетней практической работы диагностические материалы.
Представленные материалы были апробированы на большой выборке детей (более 2500 человек) с различными вариантами дизонтогенеза (отклоняющегося развития). Материалы альбома представляют как авторские разработки, так и классические методики, используемые в пато- и нейропсихологическом исследовании детей и взрослых. Эти материалы безусловно используются в логике становления высших психических функций в онтогенезе.
Предложенная последовательность материалов, с точки зрения составителей, является оптимальной и отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка, то есть саму технологию обследования. Безусловно при всей ценности представленных материалов данный набор не может быть самодостаточным и не исключает использование специалистом любых других собственно диагностических методик в соответствии с той или иной гипотезой исследования.
Ориентировочные возрастные границы применения тех или иных методик, входящих в альбом, были получены для детской популяции г. Москвы и ближайшего Подмосковья.
Предполагается, что данное пособие будет распространяться среди специалистов„имеющих психологическое образование, поэтому мы не считаем необходимым вдаваться в подробности организации и проведения самого психологического обследования.
Используемые источники
1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, Медицина, 1976.
2. Нейропсихология детского возраста. Альбом. М., 1997
3. Нейропсихологическая диагностика. Альбом ч.2, под ред. Е.Д.Хомской. М.: МГУ, 1994.
4. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф., Психодиагностический комплекс методик для определения умственного развития младших школьников, Абакан, АГПИ, 1990.
5. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные патопсихологические методы для исследования больных в клинике. М., 1970.
6. Семаго Н. Я. Схема обследования школьного психолога для представления на Консилиум.// Школа здоровья # 1, 1996. 7. Херлуф Бидструп. Рисунки. Т1, М.: Искусство, 1969.
лист I
Описание методического материала
Блок 1. Характеристики памяти, внимания и работоспособности
Исследование слухоречевой памяти Методика 10 слов (по А.Р.лурия) (лист I) Направлена на исследование объема слухоречевого запоминания и скорости запоминания определенного объема слов.’ По результатам исследования может быть построена кривая запоминания. Для детей младше 7 лет используется меньший объем словарного материала (5-8 слов). Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.
Запоминание дву» групп слов (лист ! ) Направлена на исследование как объема слухоречевого запоминания, так и влияния интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала. Для детей до 5,5-6 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3-3), для более старших детей возможна подача большего количества слов в первой группе (5-3). Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.
Исследование зрительной памяти (лист 2) Направлена на исследование возможности зрительного запоминания. Запоминается ряд абстрактных зрительных стимулов. Ребенку предъявляется колонка из трех стимулов, находящаяся в правой части листа. Время экспозиции стимулов достаточно произвольно и зависит от задач исследования. Оно составляет 15-30 сек. При этом левая часть листа с таблицей стимулов должна быть закрыта. Через несколько секунд после . окончания экспозиции (время и характер интерферирующей деятельности после экспозиции может варьировать в зависимости от задач исследования) ребенку предъявляется таблица стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, предъявленных ранее. При этом правая часть листа с тестовыми стимулами безусловно должна быть закрыта. Оценивается количество правильно узнанных стимулов. В основном предъявляется начиная с 5 лет.
Исследование особенностей внимания, переключения, работоспособности и характера деятельности
Исследование особенностей внимания и работоспособности возможно при анализе выполнения любых, в том числе и школьных заданий, однако удобны в пользовании стандартные методы.
Методика Пьерона — Рузера (лист 3) используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения. В верхней части бланка в геометрические фигуры ставятся условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен расставить в предлагаемом бланке.
Может применятся в работе с детьми начиная с 5,5 летнего возраста до 8 — 9 лет. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования различные условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.
Корректурная проба (лист 4) Используется для детей более старшего возраста (начиная с 7-8 лет). При работе с корректурной пробой ребенку предлагается отыскивать и зачеркивать 3-4 буквы (для старших школьников), одну или две буквы (для младших школьников).
По количеству правильно зачеркнутых букв можно установить степень устойчивости внимания, его объем, а распределение ошибок по всему листу указывает на колебания внимания: если ошибки заметно нарастают к концу работы, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением ( снижение работоспособности )или пресыщением, если ошибки распределяются достаточно равномерно, это говорит о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации, т.н. волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.
Таблицы Шульте (лист $-8) Методика применяется для исследования темповых характеристик и особенностей внимания детей начиная с 7-8-ми летнего возраста. Более упрощенный вариант (модифицированный вариант Н.Семаго) таблиц Зх3 используется для работы с детьми более младшего возраста, при условии знания ими порядкового счета до 10.
Ребенку предлагается показать по порядку числа от одного до двадцати пяти (от одного до девяти), называя их вслух. Сравнивается время, затрачиваемое ребенком на поиск цифр от 1 до 12 и от 12 до 25. Можно отмечать количество чисел, найденное за 30 секунд и т.п. Также сравнивается время, затрачиваемое на выполнение каждой таблицы.
Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте) (лист 9) Ребенку предлагают производить сложени
е (или вычитание, в зависимости от знака перед строкой) двух цифр. Ребенка предупреждают, что специалист будет делать свои пометки на листе. Каждые 30
секунд (или каждую минуту) делается отметка на листе, в том месте, где в настоящий момент остановился ребенок. Счет производится в уме, ребенок дает лишь устные ответы. Также отмечается количество ошибок
лист 11 за интервал времени (минута, полминуты и т.п.). Интерпретируется темп работы, наличие истощения, врабатываемость, характеристики внимания.
Методик может использоваться с момента овладением счетными операциями в пределах 20-ти.
Блок 2. Зрительное и зрительно-пространственное восприятие
Чрезвычайно важно до исследования непосредственно особенностей мышления ребенка выявить специфику зрительного восприятия. 8 том числе и буквенного гнозиса. Это позволит вычленить ошибки идентификации изображений, букв и их отдельных частей от непосредственных трудностей мыслительных операций при работе с опорой на различного рода рисуночные и текстовые материалы. Все методики на выявление особенностей зрительного гнозиса в норме доступны детям с 3 5 — 4-х летнего возраста (за исключением буквенного гнозиса, который предъявляется детям овладевшим началами письма и чтения). Безусловно необходимо учитывать нормативный для каждого возраста словарный запас.
Буквенный гнозис (лист 15)
Ребенку предлагается назвать правильно расположенные буквы и выделить правильно и неправильно расположенные (зеркальные и наложенные) буквы. В зависимости от возраста и обученности ребенка оцениваются разные параметры выполнения (печатные, письменные, наложенные, зеркальные буквы).
Простые аналогии (лист 19)
Ребенку предъявляется бланк методики и его просят подобрать такое слово из нижнего правого столбца, которое так же будет относится к верхнему слову, как нижнее слово из левого ряда относится к верхнему.
Оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левом столбце и подбор по аналогии с этим нижнего слова из правого столбца. Хорошо выявляет процесс утомления при работе с вербально-логическим материалом.
Может быть применен с 7-8-ми летнего возраста.
Узнавание конфликтных изображений (нелепицы) (лист16-17) Исследуется возможность узнавания конфликтных изображений (зрительный гнозис), возможность критической оценки предлагаемых фигур. Чувство юмора ребенка как один из аспектов развития эмоционально-личностной сферы. Доступны детям с 3,5-4-летнего возраста.
Подборпарных аналогий (лист 18) Ребенку предлагается подобрать слово по аналогии в соответствии с предложенным примером. Оценивается возможность и стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями. Задание может быть предъявлено ребенку на слух, при условии достаточного объема слухоречевой памяти. Может быть применен с 6-7- летнего возраста.
Простые аналогии (лист 19) Ребенку предъявляется бланк методики и его просят подобрать такое слово из нижнего правого столбца, которое так же будет относится к верхнему слову, как нижнее слово из левого ряда относится к верхнему.
Оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левом столбце и подбор по аналогии с этим нижнего слова из правого столбца. Хорошо выявляет процесс утомления при работе с вербально-логическим материалом.
Может быть применен с 7-8-ми летнего возраста. Простые невербальные аналогии (лист 20-23)
Ребенку предлагается в соответствии с соотношением изображений в левой части рисунка по аналогии подобрать одно изображение из нижней правой части рисунка к верхней его (рисунка) части. В данной методике представлены как конкретные изображения для подбора по аналогии (лист 20-22), так и абстрактные фигуры (лист 23). Методика используется для детей 5,5-6,5 летнего возраста.
Выделение двух существенных признаков (лист 24) Бланк задания должен находится перед ребенком, которого просят выбрать только два слова из пяти, расположенных в скобках, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова, т.е. то, без чего он не может быть. После этого может быть разобрано первое, обучающее задание.
Оценивается не только правильность выполнения, но и умение самостоятельно выбирать решение, умение произвольно сохранять способ анализа, отмечаются типичные ошибки, в т.ч. выбор большего или меньшего количества слов и т.п.
Может быть применен с 9-10-ти летнего возраста.
лист !!! Исключение понятий (лист 2$)
Ребенку предлагают выделить одно неподходящее понятие и объяснить, по какому признаку он это сделал. Также ребенок должен подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово. Оценивается может ли ребенок отвлечься от второстепенных и случайных признаков, привычных (ситуативно обусловленных) отношений между предметами и обобщить существенные признаки, найти обобщающее слово (уровень понятийного развития). Выявляются и иные особенности формирования процесса обобщения. Задание может быть предъявлено ребенку на слух, при условии достаточного объема слухоречевой памяти.
Простые варианты могут быть использованы с 6-7-летнего возраста.
Исключение предметов (лист 26-27)
Задание аналогично предыдущему. Вместо групп слов ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется «лишним». Лист 26 можно использовать для детей начиная с 4-4,5 летнего возраста, лист 27 — начиная с 6-7-летнего возраста.
Диагностический Альбом. Исследование особенностей развития
познавательной сферы.(диагностические материалы для исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов)., М., 1998.
Авторы-составители Н.Я Семаго, М.М, Семаго, Компьютерная графика Н.М. Семаго.
Диагностический альбом предназначен для специалистов-психологов, работающих с детьми в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты. Может быть использован для обучения студентов психологических факультетов психологических и педагогических ВУЗов и повышения квалификации психологов по специальности ‘ Клиническая психология» и «Специальная психология».
О~ Н 6 М Семаго, 1998
Оглавление
Введение
Используемая литература
Источник