Диагностическая карта развития ребенка с зпр
В процессе диагностики и дальнейшей коррекционной работы с детьми ЗПР рекомендуется вести индивидуальную карту обследования, в которой указываются все особенности и нюансы развития ребенка, успехи и методики.
Психологическое сопровождение детей с ЗПР
Профессиональная деятельность психолога и социального педагога основывается на принципах компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
Главными задачами личностно-ориентированного обучения являются:
- развитие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;
- помощь ребенку в самопознании, самоактуализации, самореализации, самоопределении;
- формирование культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить свою жизнь.
Компетентностный подход (КП) в обучении при ЗПР
КП в обучении при ЗПР предполагает направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности (учебных, здоровье сберегающих, общекультурных, гражданских, предпринимательских, информационно-коммуникативных) и на создание эффективных механизмов их внедрения.
Сформированность у личности компетенций позволяет:
- решать самые разнообразные жизненные проблемы;
- получать и критически анализировать информацию;
- принимать и находить новые решения;
- оценивать социальные последствия действий;
- работать в группе, включаться в совместную деятельность;
- использовать новые информационные технологии;
- проявлять стойкость перед трудностями.
Задачи психологической службы и их решения
Важнейшая задача деятельности работников психологической службы в учебном заведении — сохранение психологического здоровья детей, психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса.
Научно-методический центр практической психологии и социальной работы рекомендует специалистам психологической службы образовательных учреждений реализовать данную задачу через комплекс мероприятий, направленных на:
- психологическую разгрузку (систематическое проведение релаксационных упражнений, психологически-оздоровительных маршрутов);
- развитие стрессоустойчивости, механизмов психологической и эмоциональной саморегуляции (при необходимости проведения коррекционной и реабилитационной работы);
- развитие психологической компетентности родителей и педагогов.
Социальные педагоги учебных заведений продолжают ведение социальных паспортов классов и индивидуальных карт обследования ребенка с ЗПР, актов обследования социально-бытовых условий проживания детей.
С целью осуществления эффективного психологического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса специалистам психологической службы целесообразно распределить свое недельное рабочее время следующим образом:
- 60% рабочего времени (20 часов в неделю) отводить для работы с детьми;
- по 15% (по 10:00 в неделю) — для работы с педагогами и родителями.
Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР*
Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________
Группа ______________________ Детский сад № ______________________________
Дата рождения _______________ г. Регистрация в ДОУ ____________
Возраст при поступлении в садик ______ лет _____ месяцев.
№ п/п | Дата проведения | Вид работы | Название методики / программы | Общий результат | № протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы |
* Карточка заводится при поступлении ребенка в ДОУ и ведется в течение посещения ребенком дошкольного учреждения. В карточке отражаются виды работ, которые проводит практический психолог:
- В первой колонке фиксируется порядковый номер психологического сопровождения ребенка.
- Во второй колонке фиксируется дата или с какого и по какой период осуществляется определенный вид работы.
- В колонке «Вид работы» фиксируются виды работ, которые предусмотрены коррекционной программой для детей с ЗПР.
- В колонке «Название методики / программы» фиксируется (методика / программа), которую применяет работник психологической службы в своей деятельности.
- В колонке «Общий результат» отражается общий уровень по результатам психодиагностического обследования.
- В колонке «№ протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы» указывается № протокола в рамках законодательных актов и предложений.
Карты «Результаты психологического обследования детей с ЗПР»
Заполняются психологом учебного заведения или дошкольного учреждения. В них описывается:
- адекватность поведения, межличностные отношения, наличие интереса к сотрудничеству со взрослыми;
- характеристика предметно-практических действий, уровень работоспособности, самостоятельность;
- состояние эмоционально-волевой сферы;
- состояние развития психических процессов;
- способность сосредотачиваться, анализировать, обобщать, классифицировать, переносить умения в новые ситуации и тому подобное.
Результаты психологического обследования следует заверить подписью психолога и печатью школы.
Характеристика ребенка с девиантным поведением, которое необходимо указать психологу в «Карте состояния здоровья и развития ребенка»:
- когда начались первые проявления поведенческих нарушений;
- микроклимат в семье;
- отношения со сверстниками;
- особенности эмоционально-волевой сферы и контроля;
- уровень интеллектуального развития;
- мотивация к обучению;
- проведение свободного времени ребенком, интересы, увлечения;
- сильные, положительные стороны ребенка;
- когда начата коррекционная работа с ребенком;
- какие формы, методы и приемы коррекционной работы были применены;
- кто был вовлечен в коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка;
- какие изменения произошли;
- что дало хотя бы малейший положительный результат.
Отдельно карта обследования ребенка с ЗПР ведется дефектологом, отдельно логопедом и отдельно психологом. Иными словами, для целостности картины каждый специалист фиксирует все необходимые для дальнейшей работы данные. Стоит отметить, что каждый из узких специалистов может добавлять в таблицу дополнительные пункты, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребенка.
Карта обследования и дальнейшего ведения ребенка с ЗПР: отзывы
Все отзывы, отображенные в таблице, взяты с сайтов: https://invamama.ru/api_rehabilitation/507/, https://psy.su/club/forum/topic/134/, https://peter-zarubin.ru/pmpk-ili-pro-to-kak-stavyat-diagnozy-detyam/.
Положительные | Отрицательные |
Я после рождения первого ребенка многое чего не помню, что было в первые месяцы и годы, следовательно, со вторым я начала все записывать до малейшей мелочи, от того, когда первый раз улыбнулся и дальше. И как оказалось не зря, ведь в 3 года нам диагностировали ЗПР, и нужно было заполнить индивидуальную карту обследования при ЗПР. Специалисты вписывали в нее свои наблюдения, а также определились с темпами развития по моим домашним записям. Иногда не лишняя такая перестраховка, да и как просто память. (Галина) | Неправильно проводят у нас тестирование с занесением в индивидуальную карту ребенка. Начнем с того, что сын не со всеми общается, если человек не нравится, будет просто проигнорирован. Так и получилось с психологом, сынуля просто отказался отвечать на вопросы, и получил диагноз ЗПР, а с дефектологом была противоположная ситуация, он разыгрался так, что я еле его вывела из кабинета, и диагноз: полностью здоровый ребенок. Вот так и доверяй всем этим тестированиям. (Виктория) |
Наша карта обследования заполнялась постепенно, на протяжении полугода. Каждое занятие-тестирование, результаты в карту. И только по прохождению всех тестов в игровой форме (ребенка это ничуть не напрягло) вырисовалась полная картина, и были подобраны методы коррекции. Ничего сложного и травмирующего психику ребенка в этой процедуре нет, если, конечно, подобрать правильного психолога и дефектолога. | Мы пока проходили только такой опрос перед тем как пойти в детский сад. Я считаю, что многие задания были для 3-летнего, даже без нарушений в развитии, сложные. Такое ощущение, что им всем нужны только вундеркинды! (Марина) |
Сначала мы заполнили карту обследования ребенка с ЗПР , которая потом плавно перешла в карту развития, очень удобно по этим записям делать выводы относительно эффективности применения методик и упражнений. (Ксюша) | Заполнили мы эту карту с детским психологом, а толку, она совсем не опиралась на полученные результаты в дальнейшей работе, так как отрабатывала не незнакомые нам навыки, а те, с которыми и так проблем нету. Странно все это, зачем было тратить больше часа на заполнения никому ненужной макулатуры… (Анна) |
И в садике вели такие записи, теперь в школе ведем, я сама в такой способ могу контролировать и оценивать проведенную работу с ребенком. Рекомендую взять на заметку всем родителям детей с особенностями. (Евгения) | Бесит, что эту процедуру надо проходить у каждого специалиста, ответы одни и те же, чувствуешь себя просто попугаем. Почему нельзя пройти диагностику один раз, заполнить личную карту и просто размножить в нескольких вариантах…? Ну, это утомительно как для ребенка, так и для нас родителей. (Полина) |
Первый психолог, который нас обследовал, ничего не записывал, просто нас выслушал и поставил диагноз ЗПР. Я с этим не согласилась и посетила еще одного, который нас в полной мере протестировал и записал все данные в карту, потом проанализировав результаты, сказал, что наше развитие находится в пределах нормы, а с гиперреактивностью и неусидчивостью будем справляться с помощью игр. Так и получилось, мы дома постепенно выполняли рекомендации психолога, и никакого ЗПР у нас нет. Для полного анализа просто необходима карта диагностики! (Зина) | Сын и так замкнут в себе, не хочет контактировать с окружающими, а тут еще без всякой адаптации начинают его дергать, так как просто на слово мне не верят… Вызывает эта процедура только негатив. (Дарья) |
Вывод
При подозрении наличия ЗПР специалисты обязаны заполнять карту обследования, для того, чтобы как пазл сложить всю картину состояния, навыков и умений маленького пациента. Только так можно подобрать максимально эффективную коррекционную терапию, направленную на развитие недостающих навыков.
Видео — Вебинар. Психолого-педагогическое сопровождение.
Источник
ВИКТОРИЯ ДАВЛЕТШИНА
Диагностическая карта детей с ЗПР
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
«» 20 г.
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___
Домашний адрес___
Телефон___
Дата поступления ребёнка в группу___
Решение ПМПК от № протокола___
Диагноз ПМПК___
Раннее развитие:
Когда стал держать голову___(в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть (в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить (в норме с 11-12 мес.)
Когда появились первые зубы (в норме с 6-8 мес.)
Перенесённые заболевания:
(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года ___
___
После года:
До 3-х лет ___
___
После 3-х лет___
___
Раннее речевое развитие:
Гуление (в норме 4-8 мес.)
Лепет (в норме 8-10 мес.)
Характер лепета (однообразный, интонационно выразительный, отсутствует, бедность лепета)
Первые слова (в норме — около года)
Первые фразы (в норме — от 1,5 до 2 лет)
Не прерывалось ли речевое развитие ребёнка___
Обращались ли раньше к логопеду (длительность занятий и результативность)___
___
АНАМНЕСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕБЁНКА
Фамилия, имя ребенка___
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Мать___
(Ф. И. О., возраст при рождении ребёнка)
Образование___
Место работы, должность, телефон___
___
Отец___
(Ф. И. О., возраст при рождении ребёнка)
Образование___
Место работы, должность, телефон___
___
Наследственные заболевания___
Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребёнка___
АНАМНЕЗ
(нужное подчеркнуть)
От которой по счёту беременности ребёнок___
Протекание беременности токсикоз — 1-я половина, 2-я половина беременности;
Заболевания во время беременности: краснуха, грипп, ангина, токсоплазмоз, сахарный
диабет, заболевания печени, почек, анемия или др. заболевания___
Травмы во время беременности (психические, физические): падения, ушибы, психозы,
хронические соматические заболевания, инфекции___
Другие неблагоприятные факторы внутреннего развития: угроза выкидыша,
кровотечение, лекарственная терапия, облучения___
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)___
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)___
Когда закричал ребёнок___
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)___
Резус-фактор (резус-конфликт, совместимый)___
Вес и рост ребенка при рождении___
Вскармливание:
* Когда принесли кормить___
*Как взял грудь___
*Как сосал___
* Наблюдались ли срыгивания, поперхивания___
Грудное вскармливание до___
Когда выписались из роддома___
если задержались, то почему___
___
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников___
___
Двуязычие в семье___
Двигательная сфера.
1. Анализ элементарных компонентов движений, их скорость, точность,быстрота и координированность:
Ведущая рука ___
Осанка, походка, устойчивость ___
Кто быстрей схватит мяч (мишку, грибок)___
Подбрось (поймай) мяч___
2.Кинестетическая организация действий:
вытяни вперед 2-й и 5-й пальцы, 2-й и 3-й ___
сделай кольцо из 1-го и каждого следующего пальца___
3.Динамическая организация действий:
Кулак — ребро – ладонь___
4.Пространственная и сомато — пространственная организация движений:
«Делай как я» (кисть руки к подбородку, пальцами коснуться подбородка,
приложить кисти рук друг к другу тыльной стороной, к вертикальной стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки) ___
___
5.Пространственный гнозис:
(копирование фигур, сделанных из палочек педагогом)
«квадрат»___ «кровать» ___
«стул»___ «дом» ___
6.Оральный праксис:
Надуть щеки ___ оскалить зубы ___
Вытянуть язык ___ вытянуть губы ___
Восприятие.
1. Узнавание неречевых звуков, шумов___
2.Ритмы:
• Скажи по — сколько раз я стучала?___
• Послушай внимательно и стучи так, как я (//,//,//; ///,//,///; //,///,//; //,///,//,///,//)___
• Стучи так, как я скажу (по 2 раза, по 3 раза, 2 раза сильно и 3 раза слабо и т. д.) ___
Зрительный гнозис.
1. Узнавание контурных изображений___
2. Узнавание перечеркнутых изображений___
Сомато – пространственный гнозис.
1. Показ частей своего тела___
2. Показ частей тела другого человека___
3. Показ правой (левой) рукой указанных педагогом предметов ___
Цветовой гнозис.
1. Назови цвет___
2. Раскладывание предметов по цвету___
Память.
1. Слуховая
Заучивание10 (5-6) слов при 4-кратном предъявлении
1 2 3 через 30 минут
ДОМ___
ХЛЕБ___
ЛЕС___
ПАЛКА___
ИГЛА___
ПЧЕЛА___
КАРТОН___
ОКНО___
БРАТ___
МЕД___
2. Зрительная
___
Внимание. Игра «Чего не стало?».
Интеллектуальная деятельность.
1. Складывание разрезной картинки (наличие «глухой» или открытой инструкции)
Из 2-х___ 3-х___
4-х___ 5-ти___
2. Выделение 4 -го лишнего.
___
3. Математические представления.
Пересчет предметов до 5 – 10___
Сравнение множеств (больше, меньше, равно)___
Счетные операции:
на конкретном материале — счет вслух___
на конкретном материале — счет «про себя»___
отвлеченно___
Решение простых задач (6 лет)
на конкретном материале___
отвлеченно___
Придумывание простых задач (6 лет)
на конкретном материале___
отвлеченно___
4. Восприятие времени.
части суток___
времена года___
Обследование речи.
1. Беседа с ребенком.
Как тебя зовут?___
Сколько тебе лет?___
Как зовут маму?___
папу?___
Кем работает мама?___
Кем работает папа?___
У тебя есть друзья?___
2. Предметный словарь.
1.
мама
дом
мяч
пальто
кубики
2.
лук
корова
автобус
волк
кастрюля
3.
черепаха
бутылка
подоконник
брови
подсолнух
3. Уровень обобщений
Куртка, рубашка, шорты, футболка, носки___
Сапоги, туфли, тапочки, валенки___
Нож, вилка, чайник, чашки, тарелки___
Хлеб, молоко, сыр, колбаса, суп___
Помидор, капуста, морковь, лук___
Яблоко, слива, груша, персик___
Кошка, собака, лошадь, корова___
Волк, лиса, белка, медведь___
Петух, гусь, индюк, ворона, ласточка, сова___
Автобус, трамвай, поезд, мотоцикл___
Шкаф, стол, диван, стул___
Роза, фиалка, ландыш, гвоздика ___
Опята, подосиновик, лисички, мухомор ___
Берёза, ёлка, дуб, клён ___
Мяч, юла, мишка, пирамидка ___
4.Словарь признаков:
Подбор прилагательных к существительным:
Лимон (какой) ___
Лиса (какая) ___ Шуба (какая) ___
5.Значение слов:
«холодильник» ___ «утюг» ___
«пылесос» ___ «плита» ___
6.Части предметов:
Стул: сиденье ___чайник: донышко ___
спинка ___ носик ___
ножка ___ крышка ___
ручка ___
Образование прилагательных от существительных:
Кастрюля из металла ___
Матрёшка из дерева ___
Тетрадь из бумаги ___
Бутылка из стекла ___
Сумка из кожи ___
Шарик из резины ___
Шапка из меха ___
Ручка из пластмассы ___
Тарелка из фарфора ___
Подбор антонимов:
Большой ___ Высокий ___ Длинный- ___
Широкий — ___ Полный — ___ Толстая — ___
Тупой — ___ Близко- ___Сладкая — ___Много- ___
Образование притяжательных прилагательных:
Чья это лапа? (медвежья)___ Чьё это дупло? (беличье)___
Чьё это яйцо (куриное)___ Чьи это рога (лосиные)___
Чьи это уши (заячьи)___ Чьё это гнездо (воронье)___
7. Глагольный словарь.
«Что делает?»
Повар ___ учитель ___ врач ___
Почтальон ___ строитель ___ пожарный ___
Название действий по картинкам:
Играет ___ читает___ пьёт ___
Лежит ___ строит ___ ест ___
Бежит ___ пишет ___ катается ___
«Кто как голос подаёт?»
— кот___ — собака___ — корова___ — мышь ___
— баран ___ — утка___ — петух___ — свинья ___
8. Грамматический строй речи.
Понимание предлогов:
Простые: в___ на___ под___ за ___ с ___ из ___
Сложные: из-за___ под ___ из ___ с ___ со___ из-под ___
Согласование числительных с существительными:
1 2 5
Стул___
Ручка___
Кукла___
Кубик___
Ухо___
Согласование прилагательных с существительными:
Синий шар___ красный зонт ___
Синяя ваза ___ красная лампочка ___
Синее перо___ красное яблоко ___
Синие брюки ___ красные туфли ___
Образование множественного числа существительных:
Огурец ___ воробей ___
Платье ___ яйцо ___
Утёнок ___ ухо ___
Образование уменьшительно –ласкательной формы:
Кукла ___ лист ___
Дом ___ шар ___
Гриб ___ мяч ___
9. Обследование связной речи.
Рассказ по картинке: ___
___
___
Рассказ по серии картинок: ___
___
___
___
Рассказ-описание или рассказ по представлению: ___
___
___
___
Пересказ (Книга. Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. Я люблю читать книги.): ___
___
___
10. Обследование звукопроизношения.
Артикуляционный аппарат:
Прикус ___ зубы ___
Губы ___ язык ___
Нёбо ___ уздечка ___
Гласные: А___ О___ У___ Ы___ И___
Согласные: С___; СЬ___; З___; ЗЬ___;
Ц___; Ш___; Ж___; Ч___;
Р___; РЬ___; Л___; ЛЬ___;
Й___; Д___; Т___; Б___;
П___; В___; Ф___; Г___;
К___; Х___; М___; Н.
Фонематический слух.
Дифференциация звуков:
С-З___ С-Ш ___ Ш-Ж ___
Ж-З___ Ш-Щ ___ Щ-С’ ___
Ц-С ___ Ц-Т’ ___ Ч-С ___
Ч-Т’ ___ Ч-Ц ___ Ч-Щ ___
Л-Р ___ П-Б ___ Т-Д ___
К-Х ___ К-Г ___ Ы-И ___
Повторение слогов:
Та-да-та ___ да-та-та ___
Би-ба-бо ___ на-ма-на ___
Ка-га-ка ___ па-ба-па ___
Кот-год-кот___ том-дом-ком___
Анализ звукового состава слова.
— выделение первого звука в слове:
Аист ___ Душ ___ Индюк ___
Утка ___ Эхо ___ Окна ___
Город ___ Волк ___ Банка ___
— выделение последнего звука в слове:
Окно___ Кот ___ Пух ___ Мак ___
Луна ___ Шары ___ Руки ___ Нос ___
Произношение слов сложного слогового состава:
Строительство___ аквариум ___
Мясорубка ___ милиционер ___
Велосипедист ___ электровоз___
Сковорода ___ автомобиль ___
Повторение предложений:
Экскурсовод проводит экскурсию ___
Чистильщик чистит обувь ___
Дрессировщик дрессирует зверей ___
Заключение: ___
___
___
Источник