Диагностическая карта развития ребенка раннего возраста

Юлия Васильева
Карта обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)

Образцы мониторинга как приложение к диагностическим картам для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в условиях ГБДОУ

Диагностические карты обследования, составленные Васильевой Ю. В., разделены на три блока: для детей с ОНР от 2 до 4 лет, для детей с ОНР от 4 до 7 лет, для детей с ЗПР от 3 до 7 лет.

Данные карты дают возможность проследить динамику развития неречевых и речевых психических функций ребенка на протяжении всего периода посещения логопедической группы или группы с ЗПР.

Задания в картах по каждому разделу соответствуют возрастной норме, поэтому легко отследить проблемы в развитии.

Карта обследования детей с ОНР от 2 до 4 лет

Образцы мониторинга как приложение к диагностическим картам для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в условиях ГБДОУ

Карта обследования ребенка

раннего и младшего дошкольного возраста

(от 2 – 4 лет)

(Составители: Ю. В. Васильева)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения, возраст ___

Национальность (отметить, если есть документ) ___

Домашний адрес ___

Из какого д/с поступил ___

(№ детского сада, район)

Дата поступления в речевую группу___

Решение медико-педагогической комиссии от ___

Протокол № ___ принят на срок ___

Диагноз медико-педагогической комиссии ___

___

___

Дата заполнения речевой карты ___ логопед ___

Решением РМПК от ___

Выпускается с ___ речью

в ___(тип школы, д/сада)

Ответственный за выпуск ___

Члены РМПК ___

(фамилии логопедов) ___

___

Анамнез

Мать ___

возраст при рождении ребенка

Отец ___

возраст при рождении ребенка

Наследственные заболевания ___

Наличие нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ___

___

___

Данные о речевых нарушениях родителей и родственников ___

___

От какой беременности ребенок ___

Протекание беременности (токсикоз первой половины, второй половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)

___

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные___

___

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ___

___

Когда закричал ребенок ___

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ___

___

Вес и рост при рождении ___

Вскармливание (когда принесли кормить) ___

Как взял грудь ___

Как сосал ___

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ___

Грудное вскармливание до ___

Когда выписались из роддома___

Если задержались, то почему ___

___

Раннее психомоторное развитие

Когда стал держать головку ___(в норме с 1,5 месяцев)

Когда стал сидеть ___ (в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить ___ (в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы ___ (в норме с 6-8 мес.)

К году зубов ___

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До 1-го года ___

___

___

После 1-го года ___

До 3-х лет ___

После 3-х лет ___

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)___

Раннее речевое развитие

Гуление ___

Лепет ___(в норме 4-8 месяцев)

Характер лепета ___

Первые слова с ___(в норме около 1-го года)

Первые фразы с ___(в норме от 1,5 – 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ___

Использование жестов ___

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным, постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.)___

___

Занимались ли с логопедом, с какого возраста___

Результаты логопедической работы ___

I. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдений за ребенком в процессе обследования.

2 года 3 года

Общительность

Легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм, доброжелателен – конфликтен, стремится к лидерству – подчиняется, альтруист, манипулятор, придерживается норм поведения – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают. Легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм, доброжелателен – конфликтен, стремится к лидерству – подчиняется, альтруист, манипулятор, придерживается норм поведения – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают.

Особенности внимания

Устойчивое, неустойчивое Устойчивое, неустойчивое

Характер игровой деятельности

Манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры. Играет один, со сверстниками, младшими – старшими,

со взрослыми. Играет интересно – примитивно, лидер – подчиненность – равенство,

фантазирует – подражает, ладит – обижает,

играет по правилам – нет. Манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры. Играет один, со сверстниками, младшими – старшими,

со взрослыми. Играет интересно – примитивно, лидер – подчиненность – равенство,

фантазирует – подражает, ладит – обижает,

играет по правилам – нет.

Индивидуальные особенности

2. Состояние слухового внимания

2 года 3 года

Дифференциация звучащих игрушек (Покажи, какая игрушка звучала)

Бубен

Погремушка

Дудочка

Определение направления звука (звучащей игрушки)

Вверху

Внизу

Слева

Справа

3. Исследование зрительного восприятия

2 года 3 года

— Восприятие величины

(Не соотносит, соотносит,

обозначает словом):

большой – маленький;

— Восприятие цвета

(не соотносит, соотносит,

обозначает словом);

Красный

Синий

Желтый

Зеленый

Черный

Белый

— Восприятие формы:

Различение основных

геометрических фигур:

Подобрать картинку по образцу

Круг

Треугольник

квадрат

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

2 года 3 года

— Ориентировка в пространстве:

Вверху – внизу

Впереди – сзади

— Складывание разрезных

картинок (из 2-х – 3-х частей)

— Складывание фигур из палочек

по образцу (2 – 4 палочки)

5. Состояние общей моторики

2 года 3 года

Пройти по дорожке, нанесенной мелом по полу.

Перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см.

Медленно покружиться на месте.

Бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы.

Поймать брошенный мяч.

Подпрыгнуть на двух ногах на месте.

Выполнить наклоны вперед и в стороны.

Пробежать 3 – 4 раза между 2-мя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20 – 25 см друг от друга.

Перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу.

Пройти по положенному на пол шнуру.

Прыгнуть в длину с места.

Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).

Нормальная моторика;

нарушения моторики:

моторная напряженность,

скованность движений,

нескоординированность движений,

неловкость и др.

6. Состояние ручной моторики.

2 года 3 года

«Покормить» куклу.

— Слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.

— Уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

— Расстегивать, застегивать пуговицы.

— Уметь держать карандаш.

— Рисовать горизонтальные и вертикальные линии.

— Рисовать круг, тело человека.

— Складывать крупную мозаику.

Объем движений Полный — неполный

Переключае-мость Своевременная

Замедленная

Отсутствует

Сопутствую-щие движения Есть

Нет

Наличие

леворукости Да

нет

II. Исследование фонетической стороны речи.

Воспроизведение звукоподражаний

2 года 3 года

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а.

Ребенок плачет: уа.

Поезд гудит: у-у-у.

Ослик кричит: иа.

Мышка пищит: пи-пи-пи.

Собака лает: ав-ав-ав.

Заблудились в лесу: ау.

Кошка мяукает: мяу.

Исследование звукослоговой структуры слов

2 года 3 года

Повторить за логопедом

(отраженно) слова, отметить максимальное количество слогов

правильно воспроизведенных слов.

Дом

Каша

Молоко

Состояние звукопроизношения

2 года 3 года

Гласные

Согласные:

П-б- м

В-ф

Т-д-н

К-г-х

Й

Свистящие

Шипящие

Аффрикаты

Л-л»

Р-р»

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

2 года 3 года

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

— Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

— Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.)

— Челюсти.

— Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

— Твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

— Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

— Язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).

Состояние речевой моторики

2 года 3 года

Мимические движения:

Поднять брови (удивиться)

Нахмурить брови (рассердиться)

Прищурить глаза

Надуть – втянуть щеки («Толстячок»«Худышка»)

Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.

Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):

— Губы – «улыбка»«трубочка»

— Язык –

«лопата»

«иголочка»

«качели»

«маятник»

— Мягкое нёбо – широко открыть рот и зевнуть.

1. Наличие или отсутствие

движений.

2. Тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный).

3. Темп движений (нормальный, быстрый, медленный).

4. Переключение от одного движения к другому.

5. Объем движений (полный, неполный).

6. Точность движений.

7. Длительность (способность удерживать губы, язык в заданном положении).

8. Замены движения.

9. Добавочные и лишние движения.

Состояние дыхательной и голосовой функции

2 года 3 года

Тип неречевого и речевого дыхания:

ключичное, грудное, диафрагмальное и др.

Объем речевого дыхания:

нормальный, недостаточный.

Частота речевого дыхания:

в норме, учащенное, замедленное

Продолжительность речевого дыхания:

в норме, укороченное.

Характеристика голоса:

Громкость:

нормальный, тихий, чрезмерно громкий.

Тембр голоса:

не нарушен,

наличие носового оттенка, хриплый и др.

Атака голоса:

мягкая, твердая

Модуляция голоса:

наличие или отсутствие монотонности.

Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

2 года 3 года

Темп:

нормальный, быстрый, медленный.

Ритм:

нормальный, аритмия.

Паузация:

правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки.

Употребление основных видов интонации:

повествовательной, вопросительной, побудительной.

III. Исследование фонематической стороны речи

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

2 года 3 года

Стол – стул

Папа – баба

Точка – дочка

Косы — козы

Горка – корка

Миска – мишка

2. Показать собачку, когда она

зарычит: р-р-р

IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

1. Пассивный словарь:

2 года 3 года

— Понимание конкретных существительных (показать по инструкции логопеда предметы,

— Понимание обобщающих слов

(с 3-х лет)

(выбрать

предметы или

картинки по

названным

темам). Игрушки

Посуда

Одежда

Обувь

Мебель

Овощи

Фрукты

Дикие животные

Домашние животные

Транспорт

— Показать части

предметов Части тела: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги

Части стула: спинка, сиденье, ножка

Части машины: руль, колеса, кабина

— Понимание действий: показать на картинках Девочка спит

Девочка играет

Девочка рисует

Девочка ест и т. д.

— Понимание действий: выполнить поручения по речевой инструкции «Дай куклу»

«Покорми куклу»

«Посади куклу»

и др.

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных:

2 года 3 года

Показать на картинках:

Чашка – чашки

Гриб — грибы

Кукла – куклы

Мяч — мячи

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за.

2 года 3 года

Положи мячик в коробку

Положи мячик на стол

Положи мячик под стол

Положи мячик за коробку

4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных

2 года 3 года

Показать на картинках:

Дом – домик

Ложка – ложечка

Мяч – мячик

Кукла — куколка

V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи

2 года 3 года

Есть речь или отсутствует, лепетная речь, однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение, фразовая речь.

2. Активный словарь.

2 года 3 года

— Назвать предметы, картинки по темам:

Игрушки

Посуда

Одежда

Обувь

Мебель

Овощи

Фрукты

Дикие животные

Домашние животные

Транспорт

— Глагольный словарь: назвать, что делает мальчик, по картинкам

Мальчик ест

Мальчик спит

Мальчик играет

Мальчик рисует

Мальчик пьет

Мальчик гуляет и т. д.

— Прилагательные: назвать по картинкам

Цвет

Величину

Вкус

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):

2 года 3 года

— Употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

Стол – столы

Мяч — мячи

Кукла – куклы

Рука – руки

Шар – шары

Глаз – глаза

— Употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога: «Назови, что ты видишь на картинках» (предъявляются предметные картинки);

Мяч – «Вижу мяч»

Кукла —

Дом —

Собака —

— Употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? – Лисы.

Это сумка кого? — Мамы.

Это машинка кого? – Мальчика.

Это уши кого? – Зайца.

— Согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать цвет предметов):

Шар – красный

Карандаш – синий

Машина – красная

Чашка — синяя

— Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами):

На

В

Под

за

— Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам)

Стол – столик

Нос — …

Дом — …

Ложка — …

Кукла — …

Кровать — …

VI. Состояние связной речи

(обследуется при наличии фразовой речи)

2 года 3 года

Логопедическое заключение.

___

Дата ___ Логопед ___

Консультации врачей-специалистов

ЛОР:___

Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года

2 года

3 года

Невролог: ___

Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года

2 года

3 года

Психиатр ___

Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года

2 года

3 года

Педиатр ___

Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года

2 года

3 года

Дневник логопеда /начало учебного года/

Состояние неречевых психических функций ___

Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___

___

Состояние звукопроизношения ___

___

___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата___

___

Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___

___

___

Состояние дыхательной и голосовой функций ___

___

Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

___

___

Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___

___

Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___

___

Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи

___

Состояние связной речи ___

___

Логопедическое заключение___

Дневник логопеда /середина учебного года/

Состояние неречевых психических функций ___

Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___

___

Состояние звукопроизношения ___

___

___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата___

___

Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___

___

___

Состояние дыхательной и голосовой функций ___

___

Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

___

___

Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___

___

Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___

___

Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи

___

Состояние связной речи ___

___

Логопедическое заключение___

Дневник логопеда /конец учебного года/

Состояние неречевых психических функций ___

Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___

___

Состояние звукопроизношения ___

___

___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата___

___

Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___

___

___

Состояние дыхательной и голосовой функций ___

___

Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

___

___

Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___

___

Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___

___

Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи

___

Состояние связной речи ___

___

Логопедическое заключение___

Источник

Лариса Яшнова
Диагностические карты для ИОМ детей второй группы раннего возраста

Диагностические карты оценки уровня развития по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Вторая группа раннего возраста

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

п/ п Показатели Содержание (инструментарий) Критерии оценки Использованный материал, оборудование

1 Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Наблюдение за ребенком во время сборов на прогулку, одевания и раздевания перед сном и после сна. Может самостоятельно одеться и раздеться, требуется незначительная помощь взрослого.

Раздевается и одевается только при значительной помощи взрослого.

Не умеет или не пытается самостоятельно одеваться и раздеваться.

Предметно- развивающая среда.

2 Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

Наблюдение за ребенком в течение дня, во время режимных моментов.

Беседа с родителями по поводу сформированности данных навыков. Навыки опрятности сформированы, помощь взрослого не требуется или требуется незначительная.

Навыки сформированы, но для их реализации требуется значительная помощь взрослого

Навыки опрятности не сформированы.

3 Пользуется индивидуальными предметами (Носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой горшком) самостоятельно или при небольшой помощи взрослого. Наблюдение за ребенком в течение дня, во время режимных моментов.

Беседа с родителями по поводу сформированности данных навыков. Навыки опрятности сформированы, помощь взрослого не требуется или требуется незначительная.

Навыки сформированы, но для их реализации требуется значительная помощь взрослого

Не умеет самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами. Носовой платок, салфетка, полотенце, расческа, горшок.

4 Умеет самостоятельно есть.

Наблюдение за ребенком во время приема пищи.

Беседа с родителями по поводу сформированности данного навыка.

Создание игровых ситуаций «Покорми Мишку», «Расскажем кукле как правильно держать ложку». Навык полностью сформирован, ребенок правильно держит ложку, ест аккуратно, наклоняется над тарелкой.

Навык сформирован, ребенок ест самостоятельно, но неаккуратно, не всегда правильно держит ложку

Не умеет или не пытается самостоятельно есть.

Игрушки – Мишка, Кукла, предметы посуды.

5 Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду (не бегать, не кричать, не толкаться, не драться, делиться игрушками, выполнять просьбы взрослого и т. п.) Наблюдение за ребенком в течение дня.

Создание игровых ситуаций, требующих применения усвоенных правил Самостоятельно соблюдает правила поведения, отрицательно относится к нарушению усвоенных им правил.

Соблюдает большинство элементарных правил поведения после подсказки взрослого.

Не пытается соблюдать элементарные правила поведения даже после подсказки взрослого.

Предметно-развивающая среда.

6 Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными Наблюдение за ребенком в течение дня.

Создание игровых ситуаций, требующих применения усвоенных правил (В гости пришел мальчик Ваня со своей кошкой).

Действия в уголке природы Самостоятельно соблюдает правила поведения, отрицательно относится к нарушению усвоенных им правил.

Соблюдает большинство элементарных правил поведения после подсказки взрослого.

Не пытается соблюдать элементарные правила поведения даже после подсказки взрослого.

Предметно-развивающая среда.

7 Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Переходим дорогу»

Игры с машинами-каталками

Беседа «Мы на улицу пошли» Обладает знаниями об элементарных правилах дорожного движения (движение на зеленый и на красный свет, переходим улицу за руку с мамой, по зебре, на зеленый сигнал светофора)

Обладает отрывочными знаниями о правилах дорожного движения.

Не имеет представлений о правилах дорожного движения, не пытается соблюдать их в игровых ситуациях.

Атрибуты к играм.

8 Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагога) Трудовые поручения: сбор игрушек.

Беседа с родителями по поводу трудовой деятельности детей дома.

Практическая ситуация «Кубики рассыпались». Охотно выполняет трудовые поручения, доводит дело до конца.

Берётся за трудовые поручения, но не доводит дело до конца, отвлекается, выполнение трудовых действий требует мотивации со стороны педагога.

Берётся за трудовые поручения только после значительной мотивации со стороны педагога. Предметно- развивающая среда. Кубики, игрушки,

9 Наблюдает за трудовой деятельностью взрослых Организованное наблюдение за трудовой деятельностью взрослых: труд воспитателя в уголке природы, в группе, младшего воспитателя, дворника.

Попросить понаблюдать за действиями младшего воспитателя и назвать некоторые трудовые действия (моет посуду, приносит еду, накрывает на стол, меняет полотенца и др.) С интересом наблюдает за трудовой деятельностью взрослых, стремится помочь.

Наблюдает за трудовой деятельностью взрослых, помочь не стремится.

Не интересуется трудовой деятельностью взрослых. Иллюстрации на тему «Профессии»

10 Может играть рядом, не мешая другим детям, подражать действиям сверстника

Наблюдение за ребенком во время игровой деятельности.

Настольные игры с сюжетными игрушками. Создание игровой ситуации требующей участия нескольких человек: «Мы вместе

строим дом» или «Мы вместе едем на машине». Способен играть в небольшой группе, играть рядом со сверстниками, делиться игрушками.

Играет рядом со сверстниками, не мешая им. В играх небольшими группами играет пассивную роль, наблюдает.

Не умеет играть рядом со сверстниками, не проявляет интереса к совместным играм. Атрибуты к игре

11 Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу. П/и «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках» Указание: по сигналу птичкам нужно спрятаться в гнездышке. В большинстве случаев эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, охотно подражает его действиям, принимает игровую задачу.

Эмоциональный отклик на игру, предложенную взрослым, проявляется только при значительной мотивации со стороны взрослого.

Неохотно откликается на игру, не принимает игровую задачу. Маски: солнышко, воробушки «гнездышки» — плоские обручи; дождик – султанчик.

12 Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект. Беседа с родителями по поводу самостоятельных игр детей дома.

Наблюдение за ребенком во время самостоятельной игровой деятельности.

Создание игровых ситуаций, требующих переноса действий. Навыки самостоятельной игровой деятельности сформированы хорошо, способен осуществлять перенос действий.

Навык сформирован в недостаточной степени. Не всегда может осуществлять перенос действий с объекта на объект.

Навык не сформирован, игровые действия с предметами осуществляет только после мотивации со стороны взрослого. Предметно-развивающая среда.

13 Использует в игре замещение недостающего предмета. Наблюдение за ребенком во время самостоятельной игровой деятельности.

Создание игровых ситуаций, использования предметов-заместителей.

Обратиться к ребенку с просьбой найти для игры какой – нибудь предмет –заместитель группе такой игрушки не должно быть). Например, «Принеси ложку помешать кашу», «Купи, пожалуйста, к чаю торт» и т. п. Навыки самостоятельной игровой деятельности сформированы хорошо, способен использовать предметы-заместители.

Навык сформирован в недостаточной степени. Использует предметы-заместители только после мотивации со стороны взрослого.

Навык не сформирован, не использует предметы-заместители. Атрибуты к игре,

предметы —

заместители

14 В самостоятельной игре сопровождает свои действия речью. Беседа с родителями по поводу самостоятельных игр детей дома.

Наблюдение за ребенком во время самостоятельной игровой деятельности.

Создание игровых ситуаций. Навыки самостоятельной игровой деятельности сформированы хорошо, сопровождает свои действия речью.

Навык сформирован в недостаточной степени. Не сопровождает игровые действия речью.

Навык не сформирован, не сопровождает действия речью. Предметно-развивающая среда.

Образовательная область «Познавательное развитие»

п/ п Показатели Содержание (инструментарий) Критерии оценки Использованный материал, оборудование

1 Различает и называет предметы ближайшего окружения. Беседы с детьми и рассматривание картинок, фотоальбомов на тему «Мой дом», «Наш садик».

Дидактическая игры «Найди, что я задумал». Хорошо выполняет все дидактические задания, обладает соответствующими знаниями

Выполняет дидактические задания с помощью или подсказкой взрослого. Не справляется с частью заданий.

Не справляется с большинством заданий. Требуется значительная помощь взрослого.

Предметно-развивающая среда. Картинки, фотоальбомы на тему «Мой дом», «Наш садик».

2 Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида) Беседы с детьми и рассматривание картинок, фотоальбомов на тему «Деревья на нашем участке».

Хорошо выполняет все дидактические задания, обладает соответствующими знаниями

Выполняет дидактические задания с помощью или подсказкой взрослого. Не справляется с частью заданий.

Не справляется с большинством заданий. Требуется значительная помощь взрослого. Картинки, фотоальбом на тему «Деревья на нашем участке».

3 Называет имена членов своей семьи и воспитателей Беседы с детьми и рассматривание картинок, фотоальбомов на тему «Моя семья».

Хорошо выполняет все дидактические задания, обладает соответствующими знаниями

Выполняет дидактические задания с помощью или подсказкой взрослого. Не справляется с частью заданий.

Не справляется с большинством заданий. Требуется значительная помощь взрослого. Фотографии или иллюстрации с изображением членов семьи.

4 Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей Беседы с детьми и рассматривание картинок, фотоальбомов на тему «Животные».

Д/игра «Покажи и назови»

Хорошо выполняет все дидактические задания, обладает соответствующими знаниями

Выполняет дидактические задания с помощью или подсказкой взрослого. Не справляется с частью заданий.

Не справляется с большинством заданий. Требуется значительная помощь взрослого. Игрушки – животные. Иллюстрации, фотоальбом с изображением домашних, диких животных и их детенышей.

5 Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида) Беседы с детьми и рассматривание картинок, фотоальбомов на тему «Овощи и фрукты».

Д/игра «Покажи и назови» Хорошо выполняет все дидактические задания, обладает соответствующими знаниями

Выполняет дидактические задания с помощью или подсказкой взрослого. Не справляется с частью заданий.

Не справляется с большинством заданий. Требуется значительная помощь взрослого. Муляжи овощей и фруктов, иллюстрации с их изображением.

6 Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях. Беседы с детьми и рассматривание картинок, фотоальбомов на тему «Когда это бывает», «Времена года».

Хорошо выполняет все дидактические задания, обладает соответствующими знаниями

Выполняет дидактические задания с помощью или подсказкой взрослого. Не справляется с частью заданий.

Не справляется с большинством заданий. Требуется значительная помощь взрослого. Картинки, фотоальбом на тему «Времена года».

7 Может образовать группу из однородных предметов. Дидактические игры на умение группировать однородные предметов. Способен выполнить все дидактические задания.

Элементарные математические представления сформированы в недостаточной степени, для выполнения заданий требуется помощь взрослого.

Не справляется с большинством заданий. Требуется значительная помощь взрослого. Предметно- развивающая среда.

8 Различает один и много предметов Д/и «Яблоки для зайчат и ежика»; Поручение – разложи овощи по корзинам. Элементарные математические представления сформированы соответственно возрасту, способен выполнить все дидактические задания.

Элементарные математические представления сформированы в недостаточной степени, для выполнения заданий требуется помощь взрослого.

Не справляется с большинством заданий. Требуется значительная помощь взрослого. Муляжи овощей, фруктов, корзины.

9 Различает большие и маленькие предметы, называет их размер Дидактическая игра: Большой — маленький» — положи маленькие квадраты (круги, треугольники) на большой квадрат (круг, треугольник) Элементарные математические представления сформированы соответственно возрасту, способен выполнить все дидактические задания.

Элементарные математические представления сформированы в недостаточной степени, для выполнения заданий требуется помощь взрослого.

Не справляется с большинством заданий. Требуется значительная помощь взрослого. Геометрические фигуры разного размера.

10 Узнает шар и куб Дидактическая игра «Кубик потерялся», «Найди шарик». Элементарные математические представления сформированы соответственно возрасту, способен выполнить все дидактические задания.

Элементарные математические представления сформированы в недостаточной степени, для выполнения заданий требуется помощь взрослого.

Не справляется с большинством заданий. Требуется значительная помощь взрослого.

Кубики, шарики.

11 Знает красный, синий, зеленый, желтый, белый и черный цвета.

Дидактическая игра: «Грибочки» — разложи грибочки по цвету» Различает все цвета.

Различает не все цвета.

Плохо различает цвета. .

Грибочки, игровое поле.

Образовательная область «Речевое развитие»

№ п/ п Показатели Содержание (инструментарий) Критерии оценки Использованный материал, оборудование

1 Может поделиться информацией («Ворону видел», пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает) Наблюдение за ребенком в течение дня.

Создание ситуаций для использования речи.

Беседа с родителями по поводу речевого развития ребенка. Коммуникативные навыки сформированы хорошо.

Не всегда пользуется речью для того, чтобы поделиться информацией или пожаловаться, заменяет речевые обороты жестами.

Не пользуется речью для того, чтобы поделиться информацией или пожаловаться.

Предметно- развивающая среда.

2 Сопровождает речью игровые и бытовые действия Создание игровой ситуации для использования речи «Кто как кричит?» В большинстве случаев сопровождает действия речью.

Не всегда сопровождает действия речью.

Крайне редко сопровождает действия речью.

Игрушки – домашние птицы и животные.

3 Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения Чтение вслух и рассказывание сказок и небольших рассказов.

Беседы с детьми после прослушивания. С удовольствием слушает рассказы и сказки, удерживает внимание на протяжении всего рассказа, следит за сюжетом.

Не всегда удерживает внимание на протяжении всего рассказа, может упускать детали сюжета

Крайне редко способен удержать внимание на протяжении рассказа, упускает значительные детали сюжета. Художественная литература.

4 Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. Чтение вслух литературных произведений с наглядным сопровождением и без оного.

Рассказывание потешек, коротких стихов. С удовольствием слушает чтение.

С удовольствием слушает чтение, но не проговаривает слов даже в знакомых произведениях.

Не может удержать внимание в процессе чтения, отвлекается даже при наглядном сопровождении.

Художественная литература.

5 При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. Чтение стихотворений А. Барто из серии «Игрушки» Указания: повтори за мной; подскажи словечко. С удовольствием слушает чтение, проговаривает знакомые слова, небольшие фразы, может повторить короткое стихотворение после неоднократного предъявления.

С удовольствием слушает чтение, но не проговаривает слов даже в знакомых произведениях.

Не может удержать внимание в процессе чтения, отвлекается даже при наглядном сопровождении.

Стихи А. Барто «Мишка», «Зайка», «Мяч», «Самолет», «Грузовик».

6 Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога. Наблюдение за детьми во время самостоятельной работы в уголке чтения.

Совместное с детьми рассматривание иллюстраций.

Любит рассматривать иллюстрации в книгах, соотносит их с сюжетом, может вкратце пересказать сюжет знакомых произведений, опираясь на иллюстрации.

Не всегда соотносит иллюстрации в книгах с сюжетом.

Рассматривает иллюстрации в книгах с удовольствием, но отвлекается и не соотносит их с сюжетом.