Детское творчество в развитии ребенка до
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 января 2017;
проверки требуют 16 правок.
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Проявление детского творчества на разных этапах развития личности ребёнка[править | править код]
На начальном этапе онтогенеза основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребёнка. В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, словотворчество, лепка, конструирование.
Виды детского творчества[править | править код]
Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.
Художественное творчество[править | править код]
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом.
По мнению Л. С. Выготского и Б. Г. Ананьева различные виды художественного детского творчества имеют тесную взаимосвязь, истолкование которой объясняется теорией о сензитивных периодах детского развития, суть которой заключается в том, что с возрастом предрасположенность ребёнка к тому или иному виду художественного творчества меняется. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально-драматической, музыкальной и литературной деятельности.
Изобразительное детское творчество[править | править код]
Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. По мнению В. С. Щербакова, изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства.
Ещё Аристотель отмечал положительное влияние рисования на развитие личности ребёнка. Эта идея нашла подтверждение в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и Ф. Фрёбеля: изобразительное детское творчество создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Литературное детское творчество[править | править код]
Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Свою книгу «От двух до пяти» Корней Чуковский посвящает детской речи, собрав и проанализировав примеры детского творчества при овладении языком.
Техническое детское творчество[править | править код]
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:
- постановка задачи
- сбор и изучение информации
- поиск решения задачи
- реализация решения
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.
Музыкальное детское творчество[править | править код]
Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное детское творчество имеет большое значение в восприятии ребёнка окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение.
Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.
Детское творчество и личность ребёнка[править | править код]
Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.
Механизм творческого воображения[править | править код]
Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат.
Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создаёт нечто новое.
Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых, и по мере того, как ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако, жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения с окружающей средой элементарней и не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека, поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых.
Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:
- детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.
- юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.
- зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.
Воображение ребёнка развивается по мере его взросления и приближения к зрелости. Л. С. Выготский считал, что между половым созреванием и развитием воображения у детей существует тесная связь. Подросток анализирует накопленный опыт, определяется с жизненными интересами и предпочтениями, а также проходит этап окончательного формирования воображения.
Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение.
Этапы детского творчества[править | править код]
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
- Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
- Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка[править | править код]
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
YouTube видеоканалы по развитию детского творчества[править | править код]
- ЗОЛОТАЯ РЫБКА KIDS TV
Мастер-классы по развитию детского творчества[править | править код]
- РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА МАСТЕР КЛАССАХ
Литература[править | править код]
- Асафьев Б. В. Речевая интонация. М. — Л., 1925
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 1967
- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 1961
- Коменский Я. А. Избр. педагогические сочинения, т. 1—3, М., 1939—1941
- Куличенко В. Ф., Волков А. И. Будущие инженеры. М., 1937
- Т. Рибо Болезни личности, 1885
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
- Толмачев В. Техническое любительство. М, 1932
- Б. Л. Яворский Упражнения в образовании схем ладового ритма. М., 1928
- Н. Беляков, А. Покровская, Н. Цейтлин «Кружок „Умелые руки“ в школе» Учпедгиз, 1957 год, 264 стр.
Источник
Нужно ли петь грудничку
У всех деток есть определенные способности и склонности к чему-либо. В первый год жизни малыша внимательные родители могут заметить предрасположенность своего ребенка к определенным видам творчества. Кто-то в этом возрасте любит танцевать, кто-то постоянно поет, а для кого-то любимым делом является рисование. Родителям важно вовремя заметить и помочь раскрыть «спящий» талант своего ребенка.
В возрасте до года дети мало знакомы с правилами, нормами и установками. И все что они пытаются делать, делают так, как подсказывает фантазия. В это время им не важна критика со стороны окружающих.
Во время творческого процесса для малыша пока еще не существует каких-либо ограничений или определенных норм и правил, ребенок делает то, что хочет делать. Малыш первого года жизни чистый лист, и обязанностью родителей является организовать творческий процесс без упора на сложившиеся стереотипы в творческой деятельности. В возрасте до года дети проявляют себя в этом виде деятельности по максимуму.
Не стоит ограничивать и ущемлять ребенка в его желаниях. А тем более навязывать свои предпочтения или привычные формы деятельности во время творческого процесса. Уже с рождения новорожденный это личность со своими потребностями, стремлениями и желаниями. Родители должны радоваться стараниям малыша и помогать ему развивать свои таланты. Если ваш ребенок еще не увлечен творческой деятельностью не стоит насильно заставлять его рисовать или танцевать. У крохи обязательно появятся свои желания и предпочтения. Присмотритесь, все дети рано или поздно находят что-то свое.
Для детского творчества нет ограничений и характерны различные виды деятельности. Музыка, танцы, рисование, лепка, конструирование, пение, чтение стихов и т.д. Все это является проявлением творческого процесса. Чем больше разных видов творческой деятельности увлекает вашего малыша, тем разностороннее он будет развит.
Творим дома
Многие родители думают, чем занять свое дитя, когда подрастет. Отдать на танцы, гимнастику, занятия музыкой или рисованием. Мало кто при этом начинает заниматься со своими малышами дома. Хотя желания ребенка и развитие его творческих способностей рождаются в семье. Занятия в творческих кружках будут способствовать развитию умений и навыков, а развитие воображения и желание творить — дома.
Начинать заниматься с ребенком творческой деятельностью необходимо как можно раньше. Творческие занятия в саду, в школе или кружках построены по определенным требованиям и установкам. Там малыш ограничен в творческих проявлениях. Движения в танцах строго упорядочены. Рисовать необходимо за столом, красками и на бумаге. Только дома ребенок может максимально самовыражаться и проявлять самостоятельность.
Польза творчества
Маме и папе заниматься творчеством с малышами до года необходимо постоянно. Это способствует гармоничному саморазвитию личности ребенка.
Занимаясь творческой деятельностью, ребенок с рождения привыкает к усидчивости. Малыш учится быть наблюдательным и внимательным. Развиваются такие процессы как мелкая моторика, воображение, мышление, память. Малыш быстрее запоминает цвета, формы, размеры, оттенки, и т.д.
Развивается эмоциональная сфера. Во время этой деятельности ребенок испытывает различные чувства: радуется, когда что-то получается, огорчается если не выходит или нет необходимого предмета.
Детское творчество способствует развитию воображения. А развитие воображения является важным условием для гармоничного взросления.
Для детей первого года жизни творческий процесс осуществляется через игру. При этом малыш учится и развивается.
Мама и папа могут слегка направлять и помогать своему крохе творить, но не управлять процессом целиком и полностью. Зачастую взрослые просто с умилением наблюдают, как их малыш неуклюже танцует под понравившуюся музыку или разрисовывает ванную маленькими пальчиками. Хорошо когда родители не лезут в творческий процесс и ребенок может насладиться самостоятельной деятельностью. Такой процесс способствует развитию творческих способностей и продолжению желания творить и дальше. Если во время творческой деятельности ребенок вносит что-то свое, не препятствуйте этому, он учится самостоятельности. Очень часто, своими настойчивыми и «правильными» действиями родители отбивают у малыша желание творить.
Когда ребенок занимается творчеством ему важен не результат, а сам процесс.
Но малыши хорошо чувствуют своих родителей, их эмоции. Поэтому не забывайте хвалить и подбадривать своего ребенка. И при наличии свободного времени занимайтесь любой творческой деятельностью совместно. Такое времяпрепровождения сближает родителей со своими детьми, появляется общее дело, которое может перейти в привычку, а в будущем и в семейную традицию.
Творческий потенциал детей огромен. И в каждом ребенке он проявляется по-своему. Постарайтесь помочь малышу реализовать себя в этом процессе еще в первый и самый важный год его жизни. Гармоничное развитие личности ребенка зависит от организации процесса творчества и правильной активности родителей. Для малышей этого возраста занятия творчеством способствуют уверенности в себе и в своих силах. С детства появляется любимое дело, хобби.
А как по вашему — действительно ли необходимо заниматься творчеством с малышом до 1 года или можно подождать пока ребенок немного подрастет? Делитесь в комментариях к этой статье.
Рисование с ребенком до 1 года
Как выявить творческие способности у ребенка 1-3 года
Источник
Нужно ли петь грудничку
У всех деток есть определенные способности и склонности к чему-либо. В первый год жизни малыша внимательные родители могут заметить предрасположенность своего ребенка к определенным видам творчества. Кто-то в этом возрасте любит танцевать, кто-то постоянно поет, а для кого-то любимым делом является рисование. Родителям важно вовремя заметить и помочь раскрыть «спящий» талант своего ребенка.
В возрасте до года дети мало знакомы с правилами, нормами и установками. И все что они пытаются делать, делают так, как подсказывает фантазия. В это время им не важна критика со стороны окружающих.
Во время творческого процесса для малыша пока еще не существует каких-либо ограничений или определенных норм и правил, ребенок делает то, что хочет делать. Малыш первого года жизни чистый лист, и обязанностью родителей является организовать творческий процесс без упора на сложившиеся стереотипы в творческой деятельности. В возрасте до года дети проявляют себя в этом виде деятельности по максимуму.
Не стоит ограничивать и ущемлять ребенка в его желаниях. А тем более навязывать свои предпочтения или привычные формы деятельности во время творческого процесса. Уже с рождения новорожденный это личность со своими потребностями, стремлениями и желаниями. Родители должны радоваться стараниям малыша и помогать ему развивать свои таланты. Если ваш ребенок еще не увлечен творческой деятельностью не стоит насильно заставлять его рисовать или танцевать. У крохи обязательно появятся свои желания и предпочтения. Присмотритесь, все дети рано или поздно находят что-то свое.
Для детского творчества нет ограничений и характерны различные виды деятельности. Музыка, танцы, рисование, лепка, конструирование, пение, чтение стихов и т.д. Все это является проявлением творческого процесса. Чем больше разных видов творческой деятельности увлекает вашего малыша, тем разностороннее он будет развит.
Творим дома
Многие родители думают, чем занять свое дитя, когда подрастет. Отдать на танцы, гимнастику, занятия музыкой или рисованием. Мало кто при этом начинает заниматься со своими малышами дома. Хотя желания ребенка и развитие его творческих способностей рождаются в семье. Занятия в творческих кружках будут способствовать развитию умений и навыков, а развитие воображения и желание творить — дома.
Начинать заниматься с ребенком творческой деятельностью необходимо как можно раньше. Творческие занятия в саду, в школе или кружках построены по определенным требованиям и установкам. Там малыш ограничен в творческих проявлениях. Движения в танцах строго упорядочены. Рисовать необходимо за столом, красками и на бумаге. Только дома ребенок может максимально самовыражаться и проявлять самостоятельность.
Польза творчества
Маме и папе заниматься творчеством с малышами до года необходимо постоянно. Это способствует гармоничному саморазвитию личности ребенка.
Занимаясь творческой деятельностью, ребенок с рождения привыкает к усидчивости. Малыш учится быть наблюдательным и внимательным. Развиваются такие процессы как мелкая моторика, воображение, мышление, память. Малыш быстрее запоминает цвета, формы, размеры, оттенки, и т.д.
Развивается эмоциональная сфера. Во время этой деятельности ребенок испытывает различные чувства: радуется, когда что-то получается, огорчается если не выходит или нет необходимого предмета.
Детское творчество способствует развитию воображения. А развитие воображения является важным условием для гармоничного взросления.
Для детей первого года жизни творческий процесс осуществляется через игру. При этом малыш учится и развивается.
Мама и папа могут слегка направлять и помогать своему крохе творить, но не управлять процессом целиком и полностью. Зачастую взрослые просто с умилением наблюдают, как их малыш неуклюже танцует под понравившуюся музыку или разрисовывает ванную маленькими пальчиками. Хорошо когда родители не лезут в творческий процесс и ребенок может насладиться самостоятельной деятельностью. Такой процесс способствует развитию творческих способностей и продолжению желания творить и дальше. Если во время творческой деятельности ребенок вносит что-то свое, не препятствуйте этому, он учится самостоятельности. Очень часто, своими настойчивыми и «правильными» действиями родители отбивают у малыша желание творить.
Когда ребенок занимается творчеством ему важен не результат, а сам процесс.
Но малыши хорошо чувствуют своих родителей, их эмоции. Поэтому не забывайте хвалить и подбадривать своего ребенка. И при наличии свободного времени занимайтесь любой творческой деятельностью совместно. Такое времяпрепровождения сближает родителей со своими детьми, появляется общее дело, которое может перейти в привычку, а в будущем и в семейную традицию.
Творческий потенциал детей огромен. И в каждом ребенке он проявляется по-своему. Постарайтесь помочь малышу реализовать себя в этом процессе еще в первый и самый важный год его жизни. Гармоничное развитие личности ребенка зависит от организации процесса творчества и правильной активности родителей. Для малышей этого возраста занятия творчеством способствуют уверенности в себе и в своих силах. С детства появляется любимое дело, хобби.
А как по вашему — действительно ли необходимо заниматься творчеством с малышом до 1 года или можно подождать пока ребенок немного подрастет? Делитесь в комментариях к этой статье.
Рисование с ребенком до 1 года
Как выявить творческие способности у ребенка 1-3 года
Источник