Детско родительские отношения как фактор развития ребенка

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

В статье рассматриваются детско-родительские отношения, проводится теоретический анализ литературы по данной теме, выделенные типичные группы, отличающиеся по уровню социально-педагогических возможностей и желанию к их реализации. Семьи, воспитывающие ребенка младшего школьного возраста, имеют свои особенности и качества. Но существуют также общие тенденции в обустройстве жизни таких семей, которые условно можно разделить на категории.

 Ключевые слова: детско-родительские отношения, семья, психологическая помощь семье.

Child-parent relationship are described in this article, theoretical analysis of the literature on this topic is carried out, typical groups that differ in terms of socio-educational opportunities and the desire to implement them are selected. Families raising a special child, have their own characteristics and qualities. But there are common trends in setting up the lives of such families that can be divided into categories.

Key words: child-parent relationships, family, psychological assistance to the family.

Проблемы, связанные с воспитанием и детско-родительскими отношениями, являются наиболее актуальными на сегодняшний день, ведь некоторые молодые родители не понимают какой вред они наносят своим детям «неправильным воспитанием», через свой дурной пример, из-за своей неготовности к выполнению главной функции — функции воспитания ребенка. Именно это и обусловило определение темы исследования.

Основные теоретические и методологические, научные направления проблемы воспитания ребенка в семье отражены в трудах классиков педагогики и психологии, в частности Л. Выготского, Я. Коменского,
Г. Костюка, П. Лесгафта, Д. Локка, А. Макаренко, И. Песталоцци,
Н. Пирогова, В. Сухомлинского, К. Ушинского, С. Шацкого и других.

Освещению теоретических и практических аспектов воспитания детей посвящено много отечественных (Л. Алексеева, И. Бех, С. Зайцева,
А. Киричук, С. Максименко, М. Стельмахович, М. Фицула и др.) и зарубежных (А. Адлер, К . Аронс, Р. Ноттебаум, Е. Россберг, Б. Салливан,
Р. Скиннер и др.) исследований.

Проблемы оптимизации и гуманизации взаимоотношений между родителями, родителями и ребенком рассмотрены в исследованиях
Т. Алексеенко, М. Боришевский, Н. Ватутин, А. Дьяконовой, Б. Кобзаря,
В. Кравца, А. Савченко, В. Сенько, Н. Шевченко и других.

Семейное воспитание — это одна из форм воспитания детей, объединяющая целенаправленные педагогические действия родителей с повседневным влиянием семейного быта [3, с.306].

Семейное воспитание происходит в процессе жизни — в отношениях близости, в делах и поступках, которые осуществляет ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сама получает от них эту любовь и ласку.

К. Д. Ушинский понимает семейное воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Именно воспитание готовит человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. По его мнению, сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения, а в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания
К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни его социализацию и адаптацию.

По мнению Н.И. Пирогова, самое большое право родителей заключается в том, чтобы развить все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на личность ребенка. Человек легко ослепляется собственными достоинствами, поэтому с детства необходимо развивать в ребенке самосознание, будить совесть. Отсюда следует главное, с его точки зрения, положение, касающееся вопросов воспитания детей в семье: не увиливать с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И к этому он призывает родителей оберегать целостность детской души, не внося в нее неискренность.

Современный этап развития коррекционной педагогики и психологии характеризируется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей, младшего школьного возраста. В этой связи проблема семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста, становится все более актуальной.

Социализация ребенка данного возраста  не может быть достигнута без привлечения к этому процессу его родителей. Семья как социальный институт  призвана социализировать ребенка, говорил еще 3. Фрейд. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере  взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества.  Поэтому семья младшего школьника должна стать его первым институтом, который  социализирует.

Процесс социализации ребенка рассматривается нами поэтапно. Первой ступенью социализации ребенка может быть его адаптация в семье. Второй ступенью — адаптация в образовательном учреждении. И последней, главной ступенью —  адаптация в обществе.

Воспитание ребенка и построение гармоничных эмоциональных отношений с ним дело не легкое и всегда носит обратимый характер. По мнению многих учёных [3, 6, 7] процесс эмоционального взаимодействия между родителями и ребенком является проверкой эмоциональной зрелости взрослых, их умения уравновешивать и осознавать собственные чувства и переживания. Выработка собственного механизма эмоционального сбалансирования у взрослых, построение гармоничного мировосприятия является залогом выработки тех самых механизмов и у их детей. Чтобы рассмотреть процесс эмоционального взаимодействия родителей и детей мы будем опираться на такие фундаментальные понятия как эмоциональная компетентность, эмпатия, чувство любви, эмоциональная поддержка и эмоциональный контакт.

Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка показано в работах
А.И. Захарова [4]. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального общения родителей с детьми младшего школьного возраста. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного развития затрудняется и искажается.

Читайте также:  Смотреть видео развитие ребенка в утробе

Одна из самых важных для психологии идей Л.С. Выготского [2]  заключается в том, что источник психического развития пребывает не внутри ребёнка, а в его отношениях со взрослыми.

Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, а поэтому чем меньше ребенок, тем более социальным существом он является [2].

М.И. Лисина [5], с одной стороны, опирается на концепцию
Л.С. Виготского, а с другой — становится основателем оригинальной научной школы.  Она принесла в отечественную психологию новый предмет -общения ребенка со взрослым —  и новый подход к научному исследованию общения. Инициатором данного направления стал учитель М.И. Лисиной —
А.В. Запорожец (который в свою очередь был непосредственным учеником и соратником Л.С. Выготского). Следует отметить, что в это время (60-70 — ти гг.) в зарубежной психологии развернулись достаточно интересные исследования по психологии детства, в которых анализировались особенности материнского отношения к ребенку. Были опубликованы новые данные о компетентности ребенка, описывались различные модели материнского поведения (mothe-ring), были получены факты, свидетельствующие о синхронизации и  согласованности взаимодействия матери и ребенка, в самостоятельное направление оформилась теория привязанности.

Одним из основных методов в исследованиях М. И. Лисиной [5] было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи в детских учреждениях закрытого типа. В этом можно видеть продолжение традиций Л.С. Выготского, который, как известно, рассматривал исследования развития  как один из методов генетической психологии. В условиях как органичного, так и коммуникативного дефицита процесс развития замедляется  [5].

А. Валлон [1] рассматривает проблему взаимодействия родителей и детей в аспекте развития эмоциональной сферы ребенка, и он отмечает проекцию эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства других взрослых и детей. А.Валлон отмечает, что ребенок на первых этапах жизни связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения. По мере психического развития, ребенок переходит от низших форм эмоционального реагирования к  высшим моральным формам отзывчивости [1].

Важным компонентом во взаимодействии родителей и детей является выработка такого психологического инструмента как эмпатия. Calhoun M.L., Hawisher M. считают эмпатию одним из важнейших источников развития личности ребёнка. По их мнению, эмпатия — это комбинации теплоты, внимания и влияния. Авторы опираются на идею о развитии ребенка как процесса установления баланса между потребностями родителей и ребенка. Соблюдение баланса потребностей делает воспитание эффективным, а эмпатия определяет психологический климат обучения ребёнка взаимоотношениям с людьми [10].

Эмпатия в отношениях родителей и детей возможна только в том случае, если родители понимают чувства детей и позволяют им некоторую самостоятельность. Эмпатийные отношения родителей облегчают процесс адаптации. Но учить ребенка эмпатии становится возможным только тогда, когда сами родители являются носителями этого психологического свойства. Ведь мы не можем поделиться тем, чего не имеем сами.

Солнцева Л. И., Гарний С. М. особое внимание в своих исследованиях уделяли роли любви в воспитании детей. И сегодня актуальным является их учение про метод любви, которая должна присутствовать «… в каждой методике, приносит успех, нравственного и социального воспитания нормального ребенка » [9]. Любовь проявляется как решающий фактор жизненного, ментального, нравственного и социального благополучия и развития индивида, «нелюбимые и нелюбящий дети составляют более высокую долю искаженных, враждебно настроенных и неуравновешенных взрослых, чем дети, выросшие под покровом любви ».

Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатийного понимания травмирует психику ребенка, влияет на развитие детей, формирование их личности.

В своем исследовании Мастюковой А. Н., Московкина А. Г. делают вывод о том, что «… эмпатия является связующим звеном в отношениях между взрослым и ребенком, которое определяет  вхождение его в общество сверстников. Сформированная эмпатия оптимизирует процесс адаптации ребенка, предоставляя ему гуманистическую, духовную направленность »[6].

Наш опыт взаимодействия с семьями, воспитывающими ребенка младшего  школьного возраста, показал, что во время проведения социально-педагогической  работы  значительно уменьшается количество стрессовых и конфликтных ситуаций между членами семьи.

Социально-педагогические возможности семьи в работе с ребенком во многом зависят от степени готовности родителей к реализации своих возможностей, настроя на успех, заинтересованности в результатах ребенка.

Практика работы с семьями позволила выделить среди них типичные группы, отличающихся по уровню социально-педагогических возможностей и стремления к их реализации.

1. Семьи, полностью осмысливают необходимость благоприятного климата в семье  и стремятся к позитивным результатам. Такие семьи характеризуются сплоченностью в действиях и желанием помочь ребенку всеми имеющимися у них средствами.

2. Семьи, полностью осмысливают данную проблему, но не хотят каких-либо изменений.

3. Семьи, поверхностно осмысливают, важность проблемы, но не стремятся к каким-либо действиям. Такие семьи неоднородны.

4. Семьи, осмысливают важность  проблемы, но в силу каких-либо причин не в состоянии изменить взаимоотношение в семье

А.С. Спиваковская [8] справедливо обращала внимание на возможные разногласия в семье между родственниками, связанные с вопросами воспитания детей и взаимоотношений с ними. Она подчеркивала, что в семье «необходимо выработать единую, принятую всеми линию взаимодействия с детьми … основная задача для всех участников семейного союза в трех поколениях заключается в создании эмоционально равных, свободных и независимых, но дружественно-конструктивных отношений ».

Читайте также:  Общая оценка развития и поведения ребенка как написать

Одним из важных факторов социально-педагогической работы с ребенком выступает наличие человека, который является его основным воспитателем.

ЛІТЕРАТУРА

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. / Анри Валлон. — СПб .: Питер, 2001. — 208 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — Москва: Эксмо, 2004. — 512 с.

3. Горячева Т. Г., Солнцева И. А. Личностные особенности матери и их влияние на детско-родительские отношения // Материалы
II Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3 частях. Часть 1 / Под ред.
В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. М., 2015. — С. 285-298.

4. Захаров А.И. Предпосылки патогенетически обоснованной семейной психотерапии детей с невротическими нарушениями // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях, 2008. — 233 с.

5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — Питер. СПб, 2009. — 512 с.

6. Мастюкова А. Н., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с откланениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверсторова. М .: Гуманит. изд. центр «Владос», 2013. — С. 306-318; 331-333.

7. Романова О. Л. Психологическое исследование особенностей материнской позиции женщин // Журнал невропатологии и психиатрии
им. C. С. Корсакова. 2000. № 9. — С. 109-114.

8. Спиваковская А. С. Психическое развитие детей младшего школьного возраста/ А.С.Спиваковская. — СПб .: Дидактика Плюс, 2010. — 365 с.

9. Солнцева Л. И., Красива С. М. Советы родителям по воспитанию детей раннего возраста: 3-е издание. — М., 2003.

10. Calhoun M.L., Hawisher M. Teaching and learning strategies for physically handicapped Students. Baltimore, 2007.

Источник

Детско-родительские отношения — «система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу-вверх (диада „ребенок — родители“) и сверху-вниз (диада „родители — ребенок“), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы»[1]

Общие сведения[править | править код]

Детско-родительские отношения являются уникальным источником для создания дальнейшей модели поведения ребенка в обществе. Первый опыт общения играет важную роль в дальнейшем жизненном пути ребенка.[2]

Проблема детско-родительских отношений изучается с давних пор, и многие психологи посвятили свои работы данному вопросу. Отношение родителей к детям с течением времени неоднократно менялось под влиянием различных факторов: политические, социальные и экономические.[2]

В настоящее время особенно важно изучать данный феномен, так как обществу необходимо создать благоприятную психологическую среду для развития детей. Важнейшую роль в создании данных условий играет семья ребенка.

Структура детско-родительских отношений[править | править код]

Детско-родительские отношения, как и другие взаимоотношения между людьми имеют свои особенности и структуру. Несмотря на то, что установление контакта с ребенком является прямой задачей родителя, для более продуктивного и эмоционально сближенного общения важна вовлеченность обеих сторон. То есть обратная связь от ребенка также необходима, как и «первый шаг» со стороны родителя. На отстраненность ребенка от взаимодействия с родителем может влиять его темперамент и первоначальная позиция родителя.
Родительская позиция, согласно А. С. Спиваковской — это «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Родительская позиция представляет собой систему родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним».[3]

Контроль со стороны родителей, однако, необходим. Поддержание дисциплины у ребенка является важной задачей родителя, но необходимо соблюдать границу между контролем, приносящим пользу и контролем, нарушающим психику ребенка.[3]

Так, например, в детстве необходимо контролировать ребенка в вопросах гигиены, в выполнении домашних заданий, в соблюдении правил поведения. Помимо контроля, ребенок непременно должен чувствовать родительскую любовь к себе и родителей друг к другу, в дальнейшем это будет иметь важное значение для создания ребенком собственной семьи. Общение внутри семьи является одной из ключевых потребностей ребенка. Его отсутствие может влиять не только на нарушение психического здоровья, но также имеет серьезное влияние и на физическом уровне.

Проведены исследования, при которых отмечается, что ребенок, лишенный постоянного контакта и эмоциональной близости с родителем подвержен проблемам со здоровьем (плохо развивается, не растет, худеет и теряет общий интерес к жизни). (см. депривация) Также отмечается, что возникающие конфликты лучше всего решать путем коммуникативных методовв, которые помогут установить уважение и доверительные отношения внутри семьи.[4]

Следует обратить внимание на то, что безусловная родительская любовь не является врожденным чувством, оно приходит непосредственно после рождения ребенка или вовсе не проявляется. Таким образом, согласно Карабановой О. А..[3] можно выделить различные типы отношения к ребенку:

  • Безусловное эмоциональное принятие (любовь к ребенку при любых обстоятельствах)
  • Условное эмоциональное принятие (любовь к ребенку, в случае если он добивается некоторых достижений или выполняет определенные условия, чтобы заслужить родительскую любовь)
  • Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание любви и отвержения);
  • Индифферентное отношение (полное равнодушие, холодное отношение, отсутствие сопереживания);
  • Скрытое эмоциональное отвержение (непринятие ребенка, игнорирование).
  • Открытое эмоциональное отвержение.

Стили воспитания[править | править код]

Воспитание ребенка в семье может определяться такими факторами, как традиционность родительских взглядов, семейное положение родителей, социально-экономическое положение семьи, возраст и опыт родителей. Таким образом, можно выделить различные стили воспитания детей. Свои классификации стилей воспитания предлагали многие психологи. Так, например, Г. Крайг в своей работе[5] привел следующие стили воспитания, которые основывались на уровне контроля со стороны родителей и уровне теплоты по отношению к детям:

  • Авторитарный — такой стиль воспитания содержит в себе жесткий контроль и холодное отношение со стороны родителей. Авторитарный стиль не предполагает установления контакта с ребенком, все правила должны четко исполняться, просьбы родителей имеют черты приказа.
  • Авторитетный — данный стиль характеризуется умеренным контролем и теплым отношением к детям. Родителями поощряется развитие самостоятельности, выстраиваются конструктивные отношения с детьми. Основное свойство авторитетного стиля — установление диалога с ребенком. Все принятые решения, наказания и правила непременно обсуждаются с детьми.
  • Либеральный — для данного стиля характерны отсутствие контроля и повышенное теплое отношение к ребенку. Родители всегда открыты для общения, детям предоставляется полная свобода и проявляется безусловная любовь.
  • Индифферентный — данный стиль является некой противоположностью авторитетного стиля воспитания и имеет негативное влияние на развитие личности ребенка. Выделяются отсутствие контроля и холодное отношение к ребенку. Родители не проявляют никакого интереса к своему ребенку и закрыты для общения.
Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад no 161 пермь

Данные стили воспитания не являются исключительными, зачастую родители применяют и комбинируют их в зависимости от обстоятельств. Также у родителей могут различаться стили воспитания, в связи этим стили взаимодополняют друг друга, либо противоречат друг другу, что в свою очередь препятствует воспитательной работе.

Структура родительства[править | править код]

Стиль воспитания ребенка напрямую зависит от структуры мотивации родительства. Данная структура определяется уровнем ценности ребенка в семье. В зависимости от этого выделяется три типа семей по различности уровня ценности ребенка:

  1. Первый тип — высокая ценность ребенка. Целенаправленное деятельность родителей, осознанная и спланированная беременность. Детей в семье мало, как правило, один.
  2. Второй тип — низкая ценность ребенка. Рождение ребенка — стечение обстоятельств. Беременность случайная, детей в семье, как правило, много.
  3. Третий тип — дети в данных семьях ценятся по причине наличия привилегий в связи с рождением ребенка. Самоутверждение родителей и признание в обществе — главные мотивы рождения ребенка в семье.

Особенности детско-родительских отношений на разных возрастных этапах[править | править код]

Детско-родительские отношения являются необходимой подсистемой отношений семьи как целостной системы. Детско-родительские отношения можно рассматривать как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.[6]

В детско-родительских отношениях важно уделять должное внимание как физиологическим, так и психологическим потребностям ребенка в каждом периоде.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте(М. И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве.[6]

Ребенку необходимо чувствовать безопасность окружающего мира и роль родителя на данном периоде чрезвычайно велика, так как свои потребности ребенок не может удовлетворять в силу своей беспомощности. Ребенку необходимо активное взаимодействие со значимым взрослым, должна быть сформирована привязанность к взрослому, так как в данном случае родитель является единственным источником удовлетворения потребностей. Если же привязанность не будет сформирована до 12 месяцев, то психическое развитие ребенка нарушается.[3]

Формирование предметно-орудийной компетентности является особенностью детско-родительских отношений в раннем возрасте.[6] На данном возрастном этапе предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок изучает истинное назначение предметов, способы овладения и роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

В дошкольном возрасте родители развивают социальную компетентность ребенка. Родитель выступает в качестве проводника в социальный мир, играет с ребенком, учит правилам совместной игры. Также на данном возрастом этапе родитель занимается подготовкой ребенка к школе, общение может иметь ситуативно-деловой характер. Все это готовит ребенка к вступлению в новую для него социальную среду.

Сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности является особенностью детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
В подростковом и юношеском возрасте детско-родительские отношения определяются созданием родителями условий для развития автономии и самосознания ребенка.[6]

Методики[править | править код]

Существует множество методик для диагностики детско-родительских отношений:

  1. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) — Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис [1]
  2. «Опросник родительского отношения» (ОРО) — А. Я. Варга, В. В. Столин [2]
  3. «Методика PARI» (parental attitude research instrument) — Е. С. Шефер и Р. К. Белл. (В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет.) [3]
  4. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская)[4]
  5. «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях)[5]
  6. Шкала общения родителя с ребёнком А. И. Баркан.
  7. «Стратегии семейного воспитания»[6]
  8. «Методика идентификации детей с родителями» опросник А. И. Зарова

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном — Череповец: ЧГУ, 2002. — 150с
  2. 1 2 Кон И. С. Психология ранней юности//Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  3. 1 2 3 4 Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
  4. ↑ Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238с.
  5. ↑ Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000
  6. 1 2 3 4 Карабанова О. А.. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.. 2005

Литература[править | править код]

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238с.
  2. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном — Череповец: ЧГУ, 2002. — 150с.
  3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
  4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности // Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.
  6. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

См. также[править | править код]

  • Воспитание
  • Психология развития
  • Патологизирующие роли
  • Трансакционный анализ

Ссылки[править | править код]

  1. Методики диагностики детско-родительских отношений
  2. Карабанова О. А. — «Возрастная психология. Конспект лекций»

Источник