Детский сад его участие в развитие ребенка

Детский сад его участие в развитие ребенка thumbnail

Анжела Ткаченко
Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка

Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания.

Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее.

В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт.

Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения каждого ребёнка в детском саду, подготовить его к школе.

Детский сад — первое общественное учреждение, куда попадает ребенок. Там он с помощью воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения. Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что куда пойти и что делать решает взрослый. Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок общается со сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту, силе, детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры, учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры, как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании играть, намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым. С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки, учиться подчиняться и выполнять правила других, учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает чувства, и желания своего ребенка, а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Дети в детском саду находятся в одновозрастной группе. Не удивительно, что время от времени возникают конфликты интересов. Конечно, это неприятно, но именно благодаря таким эпизодам ребенок осознает необходимость отстаивать свои интересы, учится давать сдачи. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развитьребенку основные качества общения:

— деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности);

— познавательные (другой человек как источник информации);

— личностные (интерес к другому человеку как к личности).

В детском саду ребенок учится общаться с другими взрослыми. Ребёнок получает интеллектуальное и физическое развитие.

Если вдуматься, то детский сад дает ребенку, в общем-то, немало. В детском саду проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, ознакомление с художественной литературой, формированию основ математических представлений. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня.

Источник

Когда моей дочери исполнилось полтора года, мои родственники и друзья надоели с вопросами, почему мы не оформляемся в детский сад. И каждый второй родитель на детской площадке старался пожалеть бедную девочку, которой скучно одной. А в садике ведь так весело и много деток…

развитие детей в детском саду© DepositPhotos

Развитие детей в детском саду

Поскольку я плохо представляю бурное веселье полуторагодовалых малышей, мы сдерживали атаку, сколько могли. Но семейные обстоятельства сложились так, что в 2 года дочь всё-таки стала очередной жертвой дошкольного учреждения.

Почему жертвой? Да потому, что будь у меня возможность вернуть время назад, я бы никогда не повела ее в ясли. У нас не было адаптации, у нас был сущий ад. Истерики, крики, слезы и сопли начинались еще дома.

развитие детей в детском саду© DepositPhotos

Сопротивление, вызванное непониманием ребенка, почему его оставляют с чужими людьми, было настолько сильным, что мы рыдали вместе. Она в комнате, где положено веселиться с десятком таких же орущих детей, а я у ворот, где нарисованное солнце улыбалось под красивой надписью «Детский сад “Солнышко” — садик доброты, здесь всегда сбываются детские мечты».

Воспитатели утешали фразами, что все дети разные, что мы адаптируемся, надо лишь подождать. Мы ждали, но адаптироваться не получалось. Ни у нас, ни у половины наших сверстников.

развитие детей в детском саду© DepositPhotos

Если упустить бесконечные круги соплей и остановиться на психологической адаптации к детскому саду, то дочь не привыкла к нему никогда. Она смирилась.

Смирилась и шла в сад, как пленник на каторгу. Иногда молча, иногда с криком, но шла. Ей не нужны были другие дети, игры, танцы, английский и карточки по Доману. Маленький человек в свои 2 года смирился, что это надо ее родителям и другого варианта нет.

развитие детей в детском саду© DepositPhotos

Как сейчас помню наш первый выпускной бал, который с самого утра сопровождался одной единственной фразой: «Мама, а это точно последний день? Мы точно завтра в садик не пойдем?» И да, это был наш последний день. Дальше был другой декрет, подготовка к школе, но это совсем другая история.

Конечно, сад не был бесконечно черной полосой. Были свои плюсы, новые друзья и даже женихи! Но самым большим нашим «достижением» стала повышенная тревожность, в которой виноват не кто иной, а именно мы — родители. А последствия мы разгребаем до сих пор.

развитие детей в детском саду© DepositPhotos

Это очень печально, что современные родители не могут позволить себе уделить ребенку внимания столько, сколько ему нужно. Не у всех под боком бабушки, дедушки и няни. Не все могут бросить работу, ведь есть иногда тоже хочется. Я понимаю чувства тех мам и пап, которые идут на вынужденные жертвы.

С точки зрения нейропсихологии оптимального возраста для посещения детского сада не сущствует. Чем раньше ребенок почувствует, что он не в безопасности, тем дольше у него развиваются определенные высшие психические функции: внимание, мышление и речь.

развитие детей в детском саду© DepositPhotos

Представь себе, ты беззащитный ребенок, а в один прекрасный момент безопасный мир в лице мамы внезапно исчез. Это мы, взрослые, понимаем, что вечером встретимся. А ребенок не понимает! Он живет в режиме «здесь и сейчас», если мама сейчас ушла, значит она не вернется. Отсюда все детские слезы, протесты и уходы в себя.

Иногда родители радуются, что у ребенка не было истерик и он быстро привык к саду. Но на самом деле таким детям в разы сложнее! Они переживают разлуку внутри себя. А теперь давай подумаем, какие знания можно получить, находясь в постоянной тревоге?

развитие детей в детском саду© DepositPhotos

Во время стресса мозг тормозит развитие речи ребенка в детском саду, ведь он не может принимать участие в познавательных процессах и обучении на полную силу. Детский сад это «передержка», а не развитие.

Когда я слышу разговоры мам, что они пошли в садик в год, полтора или еще раньше, мне искренне жаль этих маленьких крох. Минимум до 3 лет детям в принципе не нужны всяческие «развивалки», программы развития детей в детском саду, если рядом нет мамы. Ведь не все дети стрессоустойчивы, они все разные.

развитие детей в детском саду© DepositPhotos

Детский сад его участие в развитие ребенка

Если есть возможность оттянуть время посещения детского сада, ею надо воспользоваться. После 3 лет переживания и слезы, конечно же, будут, но не такие масштабные и без таких последствий для здоровья и психического развития ребенка. Главное — не раннее развитие, а своевременное!

Мой младший ребенок пошел в сад ровно в 3 года. И я вижу разницу, учитывая что характеры со старшей у них абсолютно разные. В сад он бежит, и плачет, когда мы туда не идем. Надеюсь, я все делаю правильно.

развитие детей в детском саду© DepositPhotos

В последнее время прослеживается такая тенденция: детей начинают всячески развивать прямо с пеленок. Зачем? Ведь гораздо важнее не пытаться вложить в голову ребенка максимум информации, а понять, как использовать ресурсы мозга, и делать всё вовремя.

Дорогие родители, будьте честными, кому больше нужен детский сад? Ну конечно же, вам. Воспитывать детей очень сложно, и без ошибок вряд ли получится, но главное — делать всё с любовью, чтобы ребенок это чувствовал.

Напиши нам в комментариях, стоит ли отдавать детей в детский сад, или возраст не имеет значения?

Покажи эту полезную статью друзьям в социальных сетях.

Детский сад его участие в развитие ребенка

Александра Дяченко

Александра Дяченко, пожалуй, самый деятельный редактор нашей команды. Она активная мама двоих детей, неутомимая хозяйка, а еще у Саши есть интересное хобби: она обожает делать впечатляющие украшения и оформлять детские праздники. Энергию этого человека не уместить в слова! Мечтает побывать на бразильском карнавале. Любимая книга Саши — «Страна Чудес без тормозов» Харуки Мураками.

Источник

Сегодня мы расскажем о том, какие формы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников внедряются в современных образовательных организациях наиболее активно, и как сами родители могут поучаствовать в организации полноценного и гармоничного развития и воспитания своего малыша.

Сумасшедший ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет многих родителей ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь тем, что они приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения, делают взносы в разные фонды и оплачивают дополнительные занятия и образовательные мероприятия. В результате специалисты начали отмечать появление серьезных проблем во взаимоотношениях между детьми и их родителями, которые оказывают негативное влияние на эмоциональное, соматическое и интеллектуальное развитие подрастающего поколения.

Отсюда можно сделать однозначный вывод: руководству и педагогическому коллективу дошкольных учреждений необходимо приложить как можно больше усилий для того, чтобы наладить диалог семьи с детским садом. А родителям, в свою очередь, нужно прекратить выполнять пассивную роль наблюдателей за работой воспитателя и становиться активными участниками детсадовской жизни своих детей.

И сегодня мы расскажем о том, какие формы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников внедряются в современных образовательных организациях наиболее активно, и как сами родители могут поучаствовать в организации полноценного и гармоничного развития и воспитания своего малыша.

Методы привлечения родителей к жизни детского сада

Последние исследования показали, что привлечь внимание родителей к проблемам эмоционального благополучия, полноценного и своевременного психо-эмоционального развития и подготовки малышей к школе в рамках занятий в детском саду можно только путем использования инновационных форм работы, призванных обеспечить максимально эффективное взаимодействие с семьями, а также формирование систем психологической, педагогической, духовной и нравственной поддержки. К таким формам работы можно отнести:

  • установление партнерских взаимоотношений между родителями и сотрудниками образовательной организации;
  • создание атмосферы единства интересов у детей, родителей и педколлектива дошкольного учреждения;
  • обогащение воспитательно-педагогических навыков и умений родителей;
  • оптимизация отношений между детьми и их родителями;
  • открытость и прозрачность воспитательно-педагогического процесса в детском саду.

Главным условием успешного создания единой системы «детский сад – семья», где всем участникам образовательного процесса будет интересно, комфортно и полезно, конечно же, является тщательное изучение не только способностей каждого ребенка, но и особенностей взаимоотношений в его семье. Для этого, как правило, используются такие методы, как:

  • анкетирование при поступлении в дошкольное учреждение;
  • наблюдение за поведением ребенка в группе, а также за отношениями между родителями и их детьми;
  • посещение семьи воспитателями;
  • занесение полученных сведений в базу данных детского сада.

Исходя из полученной информации, руководство и педагогический коллектив образовательной организации разрабатывает индивидуальное направление и формы работы с семьями.

Консультирование и просвещение родителей по вопросам, касающимся воспитания и обучения ребенка, может осуществлять как в форме частных бесед, так и в виде таких инновационных методов, как:

  • семейные клубы по интересам, ориентированные на повышение педагогической квалификации родителей, укрепление отношений между родителями и их детьми, обмен опытом по воспитанию и т.д.;
  • дни открытых дверей, направленные на знакомство родителей с материально-техническим оснащением детского сада, внутренним распорядком группы и методами работы воспитателей;
  • встречи за «круглым столом», в которых участвуют не только родители и воспитатели, но и такие специалисты, как психолог, методист или врач. Такие встречи позволяют всесторонне обсудить различные ситуации или проблемы, а также выработать новые стратегии работы с детьми или найти максимально эффективное решение проблемы.

Для привлечения родителей к жизни детского сада сегодня активно используются и современные информационные технологии. Многие дошкольные учреждения имеют собственный веб-ресурс, на страницах которого родители могут задавать вопросы, поделиться интересными историями, которые произошли с ребенком дома, узнать о том, как малыш провел время в детском саду и т.д.

Как родители могут поучаствовать в жизни детского сада?

Если детский садик представляет собой дошкольное учреждение «старой закалки» (то есть, руководство и педагоги не стремятся задействовать родителей в работе детсада), а вы хотите активно участвовать в жизни ребенка, то можно:

  • помочь в благоустройстве группы, уборке игровой площадки, украшении детсада к празднику или строительстве снежного замка;
  • внести предложение о проведении «родительского дня», когда родители могут поиграть с детьми в группе или рассказать им о своей профессии;
  • описать игры, в которые играют в семье, и предложить воспитателю использовать их в работе с детьми;
  • регулярно интересоваться успехами своего ребенка, не пропускать детских утренников и родительских собраний;
  • узнавать о воспитателей, не нужна ли им помощь и при возможности оказывать ее.

Помимо этого, родители могут провести экскурсию для детей по своей работе (естественно, если руководство детского сада одобрит эту идею), сопровождать детей на прогулках, которые проводятся за пределами дошкольного учреждения, организовать кружок по интересам или секцию (опять таки, если разрешит руководство детсада и родитель обладает соответствующими навыками и квалификацией). Многие образовательные организации не отказываются от помощи по формированию фонда, поэтому вы можете принести игрушки, книжки или поделочные материалы, которые уже не нужны вам и вашему ребенку, но могут заинтересовать других детей.

Кто хочет, тот может…

Большинство родителей оправдывает свое нежелание принимать участие в жизни детского сада банальным «мне некогда», «я не умею», «я не могу». Однако это не может служить серьезным основанием для того, чтобы отказываться от возможности больше времени провести со своим ребенком, узнать о его внутреннем мире, взаимоотношениях в коллективе и успехах в учебе.

Кто хочет вырастить самодостаточную и гармонично развитую личность, активного и полноценного человека, любящего и понимающего сына или дочь, тот всегда найдет возможность поучаствовать в очень важном для каждого ребенка этапе его жизни – детсадовском периоде. Не умеете ремонтировать детскую мебель или забивать гвозди в стены? Нарисуйте плакат о жизни детского сада. Не можете выкроить время для участия в групповых играх? Пригласите детсадовскую группу к себе на работу и расскажите об особенностях своей профессиональной деятельности. Просто не оставайтесь равнодушным и помните, кто ищет, тот всегда найдет.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

Раиса Ширяйкина
Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада

Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада.

Раиса Ширяйкина

Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада.

Раиса Ширяйкина

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»

Родители — главные воспитатели ребёнка, поэтому «воспитание детей начинать именно с родителей»: так говорил Сухомлинский.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, воспитатели, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и воспитателя. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения с ними.

Мы заметили, что в начале учебного года не все родители открыто идут на контакт. Не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.

Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности.

Родители и воспитатели должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку. Поэтому нам необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд»на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к нам основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Успех взаимодействия воспитателей и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием или нежеланием чему-то научится, измениться. Верно,говорит древняя мудрость: «сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».

Очень хочется, чтобы правильное воспитание ребёнок получил не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья — это счастье и любовь в доме, поэтому старались установить доверительные отношения с родителями.

Создавали условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Учитывали их пожелания. Проводили индивидуальные

беседы. Проводили анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

Проводили наглядные формы работы через родительские уголки, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Праздниках, собраниях. Информация о режиме работы, оздоровительных мероприятиях, оформление фотогазет,персональных и групповых выставок детского творчества.

Стало традиционным проведение выставки «Дары природы» в конце тематического блока «Осень». Для этой выставки родители совместно с детьми изготавливают чудесные поделки из природного материала и из овощей и фруктов.

Мы практиковали в старшей группе такую форму взаимодействия с семьями, как привлечение родителей с детьми в рамках образовательного процесса. Так, например, на неделе «Покормите птиц зимой» многие дети со своими папами смастерили кормушки для птиц.

Творчество родителей – это волшебный мир,в котором интересно всем: и самим детям и взрослым. Традиционным стало проведение ежегодной акции «Новогодняя игрушка своими руками». Цель этой акции — развитие творческого потенциала личности дошкольника, активизации совместного творчества детей и родителей, создание праздничной атмосферы.

Наши родители и ребята активно участвуют в творческих конкурсах. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Кроме того, дети всегда открыто радуются поощрительным призам, которые им приготовили воспитатели за активное участие в конкурсе.

Проведение детских праздников ещё больше сплотило родителей, они обсуждают условия, способы решения заданий. Родители для большей мобильности создали группу в «Ветсап», поэтому даже если дети не посещают детский сад, все родители в курсе жизни группы.

В группе созданы теплые, дружеские взаимоотношения между родителями, что помогает решать все насущные проблемы группы.

Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с воспитателями, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашей группе успешно.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместная деятельность сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных праздниках. Как совместное мероприятии с родителями приуроченное Дню Защитника отечества.

От участия родителейв работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, воспитатели и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Воспитатели, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях, Это актуально всегда и везде. И мы стараемся не забывать хвалить родителей своих воспитанников.

От себя хочется добавить, что взаимодействие с родителями будет успешным только при условии доброжелательного, понимающего отношения педагога с родителями, и что они являются полноправными участниками образовательных отношений.

Источник