Детские песни для развития речи ребенка развития речи

Развитие речи — Что мы любим 01:04
Развитие речи — Наши пальчики 01:40
Развитие речи (Е. Железнова) — Ну-ка, повторяйте 01:43
Развитие речи — Бурый медвежонок 01:21
Развитие речи (Е. Железнова) — Мячик, мячик мой дружок 01:31
Развитие речи — Танцы с мамой 01:08
Развитие речи — Поросята 00:55
развитие речи — Бычок 00:42
Развитие речи — Кыш, муха 00:55
Развитие реи (Е. Железнова) — Раз, два, три 01:08
Развитие речи — Сказка про верблюда 04:42
Неизвестен — Развитие речи 04:33
Железновы — Ну-ка, повторяйте 01:43
Развитие реи (Е. Железнова) — А мы скажем 00:51
Теплякова О.Н. — Развитие речи 47:54
развитие речи — Есть у нас огород 02:04
Детский танец — курица 02:13
Железнова — Наши пальчики 01:40
Развитие речи детей — Часть 1 11:09
развитие речи — капельки прыжки 01:14
Железнова — Ёжик 01:17
Развитие речи (Е. Железнова) — Ёжик 01:17
Развитие речи (Е. Железнова) — Начнем урок 01:19
Железнова — Что мы любим. 01:04
Развитие речи (Е. Железнова) — Бабочки 01:25
Развитие речи — Часы 00:35
Развитие речи детей — Введение 11:15
Развитие реи (Е. Железнова) — Носик 00:53
Развитие реи (Е. Железнова) — Автобус 01:12
Железнова — Краб 01:16
Развитие речи детей — Часть 8. Окончание 16:30
Ханукова И.И. — Развитие речи у детей 04:59
П.И.Чайковский — Кукушка. Подснежник 03:32
Железнова — Раз, два, три 01:08
Железнова — А мы скажем 00:51
Скороговорки для развития речи — кашевар кашу варил подваривал да недоваривал 00:05
Развитие речи — Краб 01:16
Заместитель заведующей «Центра развития речи-Детсада №13 «Солнечный» Надежда Пыстогова. — Час педагога 32:52
Железнова — Бурый медвежонок 01:21
Музыка с мамой — Котёнок 00:59
1234дальше
Источник
Детские песни для развития речи ребенка важно использовать с перинатального периода. По мнению психологов, уже в утробе матери малыш слышит различные звуки. После рождения следует петь малышу колыбельные, включать во время игровой деятельности классическую музыку. С 1 года логопеды советуют применять логоритмику, развивающую музыкальный слух, психологические процессы, речь.
Роль музыки в развитии говорения
Кроха с рождения овладевает речевой деятельностью с помощью повторения. Ребенок внимательно смотрит на губы родителей, мимику, жесты, запоминает эмоциональное значение слова, старается произносить со временем знакомые фразы. Музыка помогает малышу слушать, что немаловажно в процессе научения говорению. Если кроха не научится слышать звуки, повторять, процесс овладения речью может быть затруднительным.
Малышам с рождения до 2 лет предлагается включать классическую музыку. Ученые Вашингтонского университета провели интересное исследование. Детям предлагалось разделиться на две группы. Одна играла с игрушками в течение 15 минут, другая на протяжении данного времени прослушивала классическую музыку. В итоге во второй группе детей выявлена высокая восприимчивость к звукам. Педиатры, психологи акцентируют внимание на использовании музыки в научении говорению. Малыши быстрее овладевают «словом» при занятиях музыкой.
После 2 лет нужно петь с ребенком. Песня влияет на важные процессы в мозге, учит слушать, повторять, пропевать, запоминать слова. Когда кроха поет, развивается дыхание, голос, чувство темпа, ритма, дикция, слух. Певческая деятельность позволяет:
- развивать артикуляцию, учит не «проглатывать» слова, окончания;
- формировать речевую выразительность, когда ребенок старается петь интонационно;
- проговаривать сложные звуки (р, л, с, ф, ж, ш, ч);
- развивать образное мышление, память, внимание.
Забавная песенка про животных способна развеселить кроху, научить запоминанию, активизировать на повторение слогов, слов. Знакомая каждому распевка «Далеко, далеко, на лугу пасется ко…» помогает развивать психологические процессы, хороший слух, говорение, правильную артикуляцию. Младенцам психологи рекомендуют включать во время сна и бодрствования классическую музыку для малышей. Доказано, 60% детей засыпают, и спят лучше под спокойную умиротворенную мелодию Моцарта, Шопена, Вивальди, Шуберта, Бетховена.
Что такое логоритмика
Песни и музыку можно не только прослушивать, но и выполнять одновременно задания развивающего характера. Логоритмика позволяет слушать, двигаться, петь. Главная задача − развивать психологические процессы, говорение, музыкальный слух у малыша с помощью музыки, повторения движений под песенку за взрослым. Активно используется логоритмика в дошкольных учреждениях.
Подходят занятия для разных возрастов, от 2 лет до 14 дети любят танцевать под музыку, повторять, копировать движения за взрослым. Логоритмика включает разнообразный материал:
- математический счет;
- физические упражнения под музыку (приседания, ходьба, движения руками и т. д.);
- движения на дыхание и артикуляцию;
- интонационное пение;
- игры на развитие психомоторных процессов;
- танцы (развитие координации, ловкости, музыкальности, чувства ритма, темпа, освобождают энергию у гиперактивных детей);
- упражнения для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;
- игры на развитие мимики, жестов;
- релаксацию.
Занятия по логоритмике дают результаты:
- Развивается интонационная речь, мимика, жесты.
- Совершенствуется крупная и мелкая моторика.
- Ребенок познает различные эмоции.
- Улучшается дикция, благодаря подвижности артикуляционных органов.
- Развитие говорения.
Детям от года до 3 лет подойдут песни на развитие мимики, жестов, танцевальная логоритмика, песенки, позволяющие повторять слоги, простые слова, игры пальчиками. В дошкольном возрасте используют игры на развитие памяти, внимания, речи. Детям необходимо повторять за взрослым движения в такт музыки, пропевать музыкальные фразы. У младших школьников развитие речи не прекращается. Дети учатся читать, осваивают буквы, могут возникнуть трудности с произношением отдельных слогов, звуков. Логоритмика в начальной школе позволяет облегчить процесс обучения.
Упражнения и игры по логоритмике
Песни для развития речи у детей делятся по возрастной группе. Малышам от 12 месяцев до трех лет можно использовать следующие игры.
Название игры и цель применения | Песенка |
Пальчиковая гимнастика: развитие психологических процессов, мелкой, крупной моторики, координации, речи. | Вот большой кочан капусты (дети имитируют с помощью рук большой кочан), (дети стучат по столу ребрами ладоней) (указательный, большой и средний пальцы соединяются, имитация посыпки солью). (руки активно, быстро сжимаются и разжимаются в ладошках) (имитация работы на терке с помощью кулака и открытой ладони). |
Гномики: способствует развитию артикуляции, ритмичности, физическому развитию. | Ветер дует громко в уши, (звук «у», губы трубой) Облака плывут над сушей. (звук «оооо», махи руками над головой) Пошел дождь и даже гномики (стучать по открытой ладони подушечками пальцев) Быстро спрятались все в домики (накрыть голову руками, изображая крышу домика). |
С детьми дошкольного возраста родители могут играть в следующие игры:
- Ладушки. Знакомая песенка с детства каждому родителю помогает малышу в освоении говорения, мелкой и крупной моторики рук. Важно, чтобы ребенок проговаривал слова вместе со взрослым.
- У жирафа пятна. Любимая игра для детей, где необходимо петь, повторять движения за взрослым на скорость. «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде» (повтор слов 2 раза, ребенок должен ладошками хлопать по всему телу). «На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках» (необходимо указательными пальцами показывать на каждую часть тела в песенке). После повторяется песня, меняются только герои: слон, котята, зебра. С каждым новым зверем скорость игры убыстряется.
- Шар. «Летит, летит по небу шар» (дети показывают руками большой круг). «По небу шар летит» (руками показывают взмах крыльев). «Но знаем мы, что этот шар никак не долетит» (указательным пальцем в стороны). Дети должны не только показывать движения, но и повторять слова, ускоряться при каждом новом пении.
Логопеды советуют с рождения привлекать кроху к играм с музыкой. Родители не замечают, что во многих повседневных делах используют приемы логоритмики. Можно делать массаж и пропевать малышу песенку, совершая определенные движения под музыку. Младенец будет внимательно следить за эмоциями мамы, папы, отражать их, что является отличным стимулом для дальнейшего говорения. Играть можно на улице, во время прогулки, используя мяч, скакалку, другие приспособления. Советские дети играли в классики, прыгая по нарисованным квадратам и проговаривая считалку, что также является логоритмикой.
Источник
Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора.
В этой статье вы узнаете, в чем заключается польза потешек для малышей, познакомитесь с лучшими их примерами для развития движений, для отвлечения от боли, для успокаивания ребенка, для игр и инсценировок. Вы увидите, как усложняется содержание потешек в соответствии с возрастом ребенка.
Содержание:
- Польза потешек для малышей
- Виды потешек
- Потешки-действия с повторяющимися движениями
- Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия
- Потешки для привлечения внимания ребенка к общению
- Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий
- Потешки для успокаивания малыша
- Потешки-диалоги
- Потешки-песенки
- Потешки-игры
- Потешки по возрастам
- Для детей до года
- Для детей 1-2 года
- Для детей 3-4 года
- Для детей 4-5 лет
- Для детей 5-6 лет
- Для детей 7 лет
- Основные выводы
Польза потешек для малышей
Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.
Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:
- Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого
Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.
- Развивают речь
С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.
- Развивают мелкую моторику
Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.
- Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект
Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.
- Развивают музыкальный слух
Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.
- Развивают эмоции
Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.
- Развивают чувство ритма
Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.
- Воспитывают малыша, дают образец для подражания
Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.
- Учат доброте, сопереживанию
С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.
Виды потешек, лучшие примеры. Утешаем, потешаем, купаем, играем, засыпаем с потешкой
Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения – все под силу этим маленьким стишкам.
Потешки-действия с повторяющимися движениями
Эти потешки помогут закрепить движения для развития мелкой и крупной моторики. Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения.
- Мы ногами топ-топ-топ (топаем),
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем),
По дорожке мы шагаем (топаем),
И в ладошки ударяем (хлопаем),
Топ, топ, ножки топ!
Хлоп, хлоп, ручки хлоп!
Ай, да малыши! Ай, да крепыши! (кружимся, руки на поясе)
- Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем),
Застучали много раз, будет весело у нас (хлопаем),
Кулачком сильнее бей (кулачком по ладошке),
Только ручек не жалей,
Постучим мы кулачком и покружимся волчком! (кружимся)
- Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове),
Отморозил зайчик носик на опушке (прикрываем рукой),
Отморозил носик, отморозил хвостик,
И поехал греться (обнимаем себя)
К ребятишкам в гости.
- Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
И туда, и сюда повернемся без труда.
- Мишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб..
Мишка рассердился
И ногою – топ!
Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия
Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться умываться, одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.
- Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись,
Потягушечки, потягушечки!,
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
- Водичка, водичка,
Умой Насте личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку,
Помоги, водичка,
Умыть Насте личико.
- Тетка Агашка
Сшей мне рубашку,
Надо нарядиться –
Едем прокатиться!
- Ванечка-Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой, топни ножкой,
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку!
- Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с нами в магазинчик!
Покупал игрушки, сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
- Ай, лады, лады!
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
- Ай, бай, бай, бай!
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности
Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:
- Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!
- Ой, люли, та-ра-ра! На горе стоит гора,
А на той горе дубок, а на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная.
Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!
Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.
- Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть, или Ване снесть?
Я и сам укушу, да и Ванечке снесу.
- Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.
- Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то.
Едет целая семья, впереди идет свинья,
Гусли гусь настроил, а петух – с трубою.
Кот и песик удивились – даже помирились.
Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий
Эти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.
- От моей Оли
Уйдите боли,
На чисто поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.
- У кошки боли,
У собачки боли,
У лошадки боли,
У Ванюши заживи.
- У лисы боли,
У волка боли,
У моего сыночка
Боль на березку в лес улети!
- Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.
- У киски болит,
У собачки болит,
А у Машеньки моей
Не болит-не болит.
- Раз зубок, два зубок –
Скоро Машеньке годок,
Хнычет Машенька опять,
Будем Машу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку –
Не мешайте Маше спать,
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
Потешки для успокаивания малыша
- Выйдет киска не спеша
И погладит малыша,
Мяу-мяу – скажет киска,
Наша детка хороша.
- Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли,
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
- Придет киска не спеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу» скажет киска,
Наша детка хороша.
- Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Принесет орешки
Тебе для потешки!
- Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви,
Куплю сразу три!
Потешки-диалоги. Учим по ролям, проговариваем, выполняем
Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке. Они развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций.
- — Кисонька-мурысенька! Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька! Что ты там делала?
— Муку молола!
— Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?
— Прянички!
— Кисенька – мурысенька, с кем прянички ела?
— Одна! (грозим пальцем)
— Не ешь одна, не ешь одна!
- — Ножки, ножки, где вы были?
— За грибами в лес ходили!
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали!
— Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванечки с грибком,
С подосиновичком.
- Котятки, котятки, малые ребятки!
А кто у вас больший! А кто у вас меньший?
— Мы все подрастем, за мышами пойдем.
Один дедушка кот будет дома сидеть,
Да на печке лежать, нас с добром поджидать.
- Тень-тень-потетень, выше города плетень.
Сели звери на плетень, похвалялись целый день.
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»,
Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»,
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»,
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»
- — Чики-брики, ты куда?
— Чики-брики, на базар!
— Чики-брики, ты зачем?
— Чики-брики, за овсом.
— Чики-брики, ты кому?
— Чики-брики, я коню!
— Чики-брики, ты какому?
— Чики-брики, вороному!
Потешки-песенки. Двигаемся, поем
Стихотворные игры, в которых дети подражают действиям взрослых, очень нравятся малышам. Они разыгрывают целые инсценировки, сопровождаемые пением и движениями:
- Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так, головой своей крутили (поворачиваем голову).
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоняемся влево-вправо).
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так –
И из речки воду пили (наклоняемся вперед).
А еще они плясали,
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так –
Кверху лапы поднимали! (поднимаем ручки)
- Пошел старик дорогою,
Дорогою, дорогою.
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
— Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
Бодается, бодается.
А старик ругается,
Ругается, ругается.
- Ой, лады, лады (показать ладошки),
Не боимся мы воды (топнуть ножкой),
Чисто умываемся (имитация умывания),
Маме улыбаемся (развести ручки в стороны и улыбнуться)
- Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!
- На лошадке ехали, в огород заехали (руки держат воображаемые вожжи),
Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! (хлопаем в ладоши)
Нам машине ехали, до угла доехали (руки держат воображаемый руль),
Би-би-би! Би-би-би! (давим на сигнал),
Паровозом ехали, до горы доехали (движения руки вверх-вниз),
У-у-у-у! (движение рукой сверху-вниз).
Потешки-игры. Играем, инсценируем
Развитие речи ребенка плавно стимулируют потешки-игры. Подражая движениям взрослого, малыш в игровой форме освоит точные движения рук, ног, языка, губ, выучит названия частей тела.
- У меня пропали ручки (спрятать их),
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(аналогичные действия с ушками, глазками, носиком)
- В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек,
Помоги мне, не ленись,
Наш куличик, получись!
- Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашку не ест?
Кто молочко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!
- Еду, еду! К бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом…в яму!
Бух!
- Три-та-тушки! Три-та-тушки!
Едет Ваня на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!
Потешки по возрастам
Растет малыш, усложняется и содержание потешек. Если потешки для развития речи детей 1,5 года напоминают ласковые песни, их чтение обязательно сопровождается выразительными жестами, то по мере взросления ребенка на первый план выходит содержание. Шести-семилетние дети с удовольствием инсценируют их и самостоятельно рассказывают в лицах.
Для детей до года
Ритмичность веселых потешек, чтение которых сопровождается маминым пением и ласковым поглаживанием ручек, ножек и животика, помогают малышу знакомиться с окружающим миром и налаживать контакт с близкими людьми.
- Ой, качи, качи, качи!
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
- Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
- Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи же это пятки –
Мягкие да сладкие?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорее, не зевай.
Одеяльцем накрывай!
- Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь?
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Для детей 1-2 года
Именно в 1,5-2 года у малыша интенсивно развивается активный словарь. Рассказывание потешек способствует его пополнению, развитию образной речи.
- Котя, котенька-коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котя, ночевать,
Мою детоньку качать, прибаюкивать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу:
Дам кувшин молока, дам кусок пирога.
- Ладушки, ладушки
Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала, детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки у нашей бабушки.
- Огуречик, огуречик!
Не ходи на то тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
- Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А наш петя-петушок
Раным-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку!
- Сидит-сидит зайчик
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут
Едут-скачут в поле пустом,
Во поле пустом.
-Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите.
Я не ваш, я ушел.
Для детей 3-4 года
- Тили-тили! Тили-тили!
Две козы траву косили.
Козочки молоденькие,
Хвостики коротенькие.
- Как товар-то мой хорош!
Я продам его за грош,
Куплю волку кафтан,
А лисице – сарафан!
Белочке — сережки,
Зайчику – сапожки.
А медведю – балалайку,
Косолапый, поиграй-ка!
- У медведя во бору
Сладких ягод наберу.
Не аукай, не кричи –
Спит хозяин на печи.
Ты на цыпочках ходи,
И его не разбуди!
- На улице три курицы
С петухом дерутся.
В окошке три девицы
Смотрят и смеются:
«Кыш! Кыш! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!»
- Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
К небу дым идет столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливает кошкин дом.
А лошадка – с фонарем,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас!
- Заря-заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
И лес-то спит, и река-то спит,
Ходит сон у окон,
Оле спать велит.
Для детей 4-5 лет
- Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел,
На печи калачи,
Как огонь горячи,
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
- Лень-потягота, поди на Федота,
С Федота на Якова, с Якова на всякого,
А со всякого: и с Якова, и с Федота,
Уходи, ты, лень-потягота,
К себе на болота.
- Наш козел-стрекозел
Очень умный был,
Он и воду носил,
Он и тесто месил,
И дрова рубит,
И деток кормил,
Деток кормил и приговаривал:
«Кушайте, козлятушки,
Кушайте, ребятушки,
Кашку-малашку
Да сладкие оладушки.
- Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому,
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой потряхивает.
Все колечушки-то: бряк-бряк-бряк!
Золотые они: звяк-звяк-звяк!
- Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб-боровик.
Для детей 5-6 лет
-
Как у нашего соседа
Весела была беседа,
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны.
- Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи.
Зря в окошко не стучи!
Брызни в поле пуще,
Станет травка гуще!
- По дубочку постучишь,
Прилетает синий чиж,
У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
А на лапке маленькой
Сапожочек аленький.
Чиж под солнышком летал
И головкой кивал.
— Кив, кив, не кивай!
В лес лети, гнездо свивай!
- Ты, мороз, мороз, мороз!
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уноси с собой.
А мы саночки возьмем
И на улицу пойдем,
Сядем в саночки – самокаточки.
- У кота ли у кота колыбелька золота,
У дитяти моего есть покраше его.
У кота ли у кота периночка пухова,
У дитяти моего да помягче его.
У кота ли у кота изголовье высока,
У дитяти моего да повыше его.
У кота ли у кота занавесочка чиста.
У мово ли у дитяти есть почище его.
Есть почище его, да покраше его!
Для детей 7 лет
Содержание потешек для детей старшего дошкольного возраста гораздо сложнее, чем для малышей 1,5-2 лет. Они уже содержат тонкий юмор, сложный слова, выражения с переносным смыслом.
- Сбил, сколотил – вот колесо:
Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад –
Одни спицы лежат!
- По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит,
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит,
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.
- Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла.
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не нашла едоков.
- Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
Со добра коня упал.
Он упал и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Таня с Маней увидали –
Прямо к Ване подбегали.
Прямо к Ване подбегали,
На добра коня сажали.
- Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!
Основные выводы
Детские потешки можно использовать не только для развития речи. Эти образцы народного фольклора оживляют речь взрослых и детей, делают ее эмоционально насыщенной.
Краткость и небольшой объем позволяют детям запомнить потешки и самостоятельно их декламировать. Эти произведения сопровождают детскую жизнь с самого рождения. С их помощью малыши быстрее осваивают гигиенические навыки, засыпают и просыпаются, играют и успокаиваются во время плача.
Потешки развивают внимание, речь, память, знакомят ребенка с разными сторонами жизни, учат доброте, сочувствию, взаимопониманию.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее