Детская психология наука о развитии ребенка

Детская психология наука о развитии ребенка thumbnail

Елена Смирнова

Детская психология. Учебник для вузов

3-е издание, переработанное

Рецензенты:

Б. Д. Эльконин – доктор психологических наук, профессор

Т. Д. Марцинковская – доктор психологических наук, профессор

© ООО Издательство «Питер», 2016

© Серия «Учебник для вузов», 2016

Часть I

Введение в детскую психологию

Глава 1

Предмет и задачи детской психологии

Детская психология – наука о душе ребенка

Психология – наука о душе. Уже в этом привычном для каждого психолога выражении кроется некоторый парадокс. Ведь наука нацелена на получение четких, объективных, рациональных знаний о мире. Научное исследование предполагает строгое измерение, объективный анализ, не зависимый от методов, которыми пользуется ученый, и однозначность полученных результатов. Это означает, что предмет научного исследования должен быть измеряемым, объективным (то есть восприниматься извне) и разложимым на составные части. Но такие методы невозможно приложить к душе, поскольку ее нельзя увидеть, измерить и представить как объект, совершенно не зависящий от самого исследователя. Душа человека в принципе ненаблюдаема и неизмерима. В то же время нельзя усомниться в истинности и объективности ее существования. Каждый человек знает о силе и реальности собственных желаний, воспоминаний, переживаний, страстей и многих других душевных явлений, которые, несмотря на свою «невидимость», являются вполне объективно существующими и производят множество вполне ощутимых и внешне воспринимаемых форм поведения и изменений в окружающем предметном мире. Можно с уверенностью сказать, что наши мысли, чувства, отношения не менее реальны, чем другие объективно существующие предметы и процессы окружающего мира. Но первые существуют не в окружающем, а во внутреннем, душевном мире человека и поэтому требуют совершенно других методов и подходов, чем те, которые используются в естественных науках, изучающих явления внешнего мира (физике, химии, биологии и др.). Конечно, можно и человека рассматривать как предмет физики или биологии. При этом мы будем изучать не душевные явления, а строение и функционирование организма человека. Психологию же интересуют именно внутренние, душевные явления, недоступные непосредственному наблюдению, но вполне реальные и чрезвычайно важные для жизни каждого человека. Очевидно, что понять, выявить и изучить эти явления чрезвычайно трудно.

Еще труднее изучать душу ребенка. Если о психической жизни взрослого человека мы можем говорить по своему внутреннему опыту, по анализу своих переживаний и состояний, то душу ребенка почувствовать и понять практически невозможно. В то же время нельзя сомневаться, что уже самый маленький ребенок имеет свою внутреннюю психическую жизнь: он чего-то хочет, из-за чего-то сильно расстраивается, что-то придумывает, что-то говорит и пр. Все это мы без труда можем наблюдать в поведении детей.

Но наблюдать мы можем только внешние проявления, только поведение ребенка: его действия, выразительные движения, высказывания и пр. Психолога же интересуют не сами по себе внешние проявления, а скрытые за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же внешние действия могут выражать совершенно разные состояния. Одно дело, если малыш плачет, потому что ему больно, другое дело – плач от обиды, третье – если он плачет, потому что хочет привлечь к себе внимание взрослого, четвертое – если у него не получается то, что он задумал, и т. д. Каждый раз одно и то же действие (в нашем случае плач) будет означать совершенно разные переживания ребенка. Выявить эти переживания, опираясь на их внешнее выражение, – главная и трудная задача детского психолога.

Это трудно потому, что ребенок не похож на взрослого, у него все по-другому. Долгое время ребенка рассматривали как маленького взрослого: он многого не знает, не умеет, не понимает. Он не может контролировать себя, не может решать поставленные задачи, рассуждать, выполнять свои обещания и пр. Можно еще долго перечислять, чего ребенок не может. Но если мы будем рассматривать ребенка как неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда не поймем его отношение к миру, его переживания и поступки. Ведь специфические особенности ребенка заключаются не в том, что он хуже взрослого мыслит и воспринимает мир, а в том, что он качественно по-другому относится к окружающему и к самому себе. Можно перечислить многое, что дети могут делать лучше, чем взрослые. Они могут часами рисовать картинки, придумывать воображаемые ситуации и превращаться в разных персонажей, страдать из-за судьбы незнакомого котенка, плакать или визжать от радости от происходящего на сцене и пр. Все это обычно недоступно взрослому человеку. Поэтому важно искать не то, чего дети еще не могут, а то, чем они отличаются от взрослых, то есть специфику их внутренней, душевной жизни.

Понятия роста и развития

Основная специфическая особенность маленьких детей заключается в том, что они быстро меняются, находятся в постоянном развитии. Причем чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Здесь мы должны различать два важнейших понятия детской психологии – понятия роста и развития.

Рост – это количественное изменение или усовершенствование того, что уже есть, какой-либо конкретной функции или качества. Прибавляется вес ребенка, увеличивается его рост, он осваивает все больше действий с предметами, больше слов и пр. Это явления роста, то есть количественного накопления. Если мы будем рассматривать ребенка как маленького взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям, то есть к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового при этом не образуется.

В отличие от этого, развитие характеризуется качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками и равнодушно скользил по ним взглядом, а сегодня тянется к ним и постоянно требует новые предметы. Или раньше ребенок не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни и в отношении к окружающему, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, то есть изменилась структура его психических процессов.

Детство – период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не проходит так много качественно своеобразных этапов своей жизни, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5–6 лет он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера и взглядами на жизнь. Постоянное движение ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и самодеятельности дает факты, характеризующие детское развитие. Этими фактами и оперирует детская психология.

Несмотря на различия, которые, безусловно, существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3–4 месяца все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отставании, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин – важнейшая задача детской психологии.

Все дети проходят в своем развитии определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача – описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

Источник

Знание основ детской психологии поможет правильно воспитать родителям своего отпрыска, чтобы он сформировался как полноценная личность и смог реализовать себя в будущем. Они несут ответственность за то, кем вырастет их малыш и именно родители должны уметь правильно организовать воспитательный процесс. Детская психология — это наука, изучающая психическое развитие детей от рождения до окончания подросткового периода, под воздействием биологических и социально-экологических факторов.

Что изучает детская психология?

Детская психология занимается изучением психологических процессов у детей, как они развиваются в процессе подрастания, и почему так не похожи друг на друга. Это отдельная ветвь науки, исследующая подсознательное и сознательное развитие детей. Психологи обращают внимание на развитие ребенка, способности в плане обучения, овладения родным языком, особенности поведения, осознание личности, своей сексуальности, как он познает окружающий мир.

По мере взросления малыша, он проходит прогрессивные стадии развития, от рождения до совершеннолетия. Детская психология изучает как экологические, генетические и культурные факторы влияют на его развитие и то, как быстро он прогрессирует с одного этапа на другой.

Психология ребенка и его развитие до 5 лет

Детям трудно передать, что они переживают, и тем более проанализировать свои чувства. Вот где детская психология помогает получить важную и ценную информацию для более полного понимания того, что происходит в их внутреннем мире. Ведь воспитание должно строиться на возрастных особенностях детей, чтобы они могли полноценно развиваться.

Психологи выделяют такие этапы развития ребенка в процессе взросления:

  • развитие опорно-двигательной системы;
  • изучение мира и языка;
  • эмоциональное развитие;
  • социальное взаимодействие с окружающими людьми.

В ранние годы, их еще называют «игровые годы», воспитание должно строиться в форме игры. В возрасте до пяти лет дети развивают двигательные навыки и не боятся допускать вербальные ошибки во время разговора. Они отчаянно хотят общаться, свободно использовать язык без смущения.

Когнитивный рост воспитывается творческой игрой и творческой деятельностью. В этом возрасте дети начинают понимать, что не все люди думают и поступают одинаково. Также учатся контролировать свои эмоции, беря под контроль импульсы, вызванные гневом или страхом.

На этом этапе взросления важно объяснить нормы поведения в детском коллективе, для того чтобы в будущем не было проблем в общении со сверстниками.

Психология воспитания детей после 5 лет

Достигнув пятилетнего возраста, дети уже прослеживают причинно-следственную связь, у них хорошо развита память. В процессе наблюдения за окружением, они в состоянии делать логические выводы.

В пять лет психология ребенка часто неуправляемое поведение детей объясняет тем, что они начинают подражать взрослым. И если малыш не слушается родителей, то только потому, что они его также не слышат. Он впитывает все, что видит вокруг себя — и хорошее и плохое — на основании этого формируется его личность. Дети копируют поведение взрослых, полностью доверяя им, будучи способными, анализировать только поведения сверстников.

Нельзя подавлять личность малыша в возрасте пяти лет слишком строгим воспитанием. Дети в этом возрасте еще абсолютно безвольны, и излишним стремлением к дисциплине родители могут вырастить тихоню, не имеющего своего мнения и понятия того, чего он хочет достигнуть в жизни. Общение должно строиться на диалоге и объяснении причин, почему родители приняли именно такое решение (не покупать эту игрушку, ложиться спать в 21.00 и т. д.). Малыш должен понимать мотивы поведения своих родителей, ведь они для него являются авторитетом. Тогда из него вырастет сильный, уверенный в себе человек.

Воспитание детей: уроки психологии для родителей

Желая воспитать из своего отпрыска сформированную, здоровую личность, находящуюся в гармонии с самим собой и окружающим миром, родитель должен уяснить для себя некоторые истины:

  • не руководствоваться принципом «меня отец так воспитывал». Все люди разные, потому подход к каждому человеку индивидуален;
  • нельзя быть абсолютно уверенным в своих методах воспитания, считая, что они самые правильные, следует прислушиваться ко мнению специалистов;
  • не бывает трудных детей, бывают невнимательные родители. И если кроха не хочет слушаться — это вина окружающих его взрослых, не стоит искать виноватых в детском саду или школе;
  • мама и папа — это источник информации для малыша, потому важно поддерживать с ним дружеское общение и терпеливо отвечать на все вопросы, какими бы глупыми они ни казались;
  • следует понимать, что психология развития ребенка направлена именно на психическое развитие, получение новых знаний и впечатлений. Не стоит рассказывать детям о проблемах взрослых, тем самым оправдывая себя в нежелании уделять им время.

Не вникая в проблемы маленького человека, которые для него не менее важны, чем для взрослых бытовые трудности, родители с детьми теряют близкий контакт. Дети замыкаются в себе, возникает недопонимание и конфликт между родителями и их отпрысками. И не всегда удается понять и решить эту проблему самостоятельно.

Чаще всего бывает, что в результате травмирующего события в детстве, взрослый человек сталкивается с психологической проблемой, от которой сложно избавиться самостоятельно. Это может быть и неуверенность в себе, апатия, чувство тревога, страхи и фобии, панические атаки и прочее. Тогда следует обратиться к специалисту.

Ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания

Часто родители и взрослые (родственники, учителя, воспитатели) совершают в воспитании детей такие наиболее распространенные ошибки:

  • принуждают. Ситуация: карапуз чего-то не хочет делать — взрослый заставляет. Ошибка такого поведения заключается в том, что подавляется воля крохи, и он привыкает жить под принуждением. Впоследствии вырастает безвольный человек, неспособный самостоятельно принять решение, неуверенный в своих суждениях, привыкший подчиняться воле других;
  • пристыжают. Стыдя, особенно прилюдно, взрослые совершают акт насилия над детской психикой. Мол, ты такой плохой, как можно так себя вести. Этим они поселяют неуверенность в крохи себе, малыш действительно начинает считать, что он хуже других. Замыкается в себе, подавляя свои эмоциональные импульсы, боясь опять вызвать порицание родителей;
  • наказывают. Наказывая (особенно несправедливо), родители считают, что дают урок так не поступать в будущем. Но часто за этим скрывается беспомощность, разочарование в себе и злость. В детской психологии наказание рассматривается как насилие, физическое либо психологическое, а это оставляет след навсегда. Дети, часто наказываемые в детстве, обычно вырастают тиранами и насильниками;
  • угрожают. Угрозы и запугивания приводят к тому, что кроха перестает чувствовать себя ценным для окружающих. А это значит, что он начинает со своей стороны обесценивать близких ему людей. К тому же он не чувствует себя в безопасности и живет в постоянной тревоге быть наказанным или отданным «буке»;
  • критикуют. Это наиболее губительная ошибка в воспитании. Детская психология устроена так, что постоянное сопротивление родительской критике приводит к прямо противоположному результату. К примеру, вместо того чтобы приносить одни пятерки, школьник скатывается на двойки. Ведь критика отнимает уверенность в себе, и он перестает стараться быть лучше. Частая и необоснованная критика может привести к болезненной закомплексованности;
  • игнорируют. На детскую психологию особенно сильное воздействие оказывает игнорирование его родителями. Ошибочно полагают, что игнорирование не наносит такой травмы, как наказание. Однако растущий человек получает посыл: он настолько плох, что с ним даже не разговаривают. Он чувствует отвержение, теряет уверенность, что он любим и по-настоящему страдает.

Неадекватное поведение детей зачастую объясняется воздействием окружающих их взрослых. Знание основ детской психологии убережет родителей от непоправимых ошибок, ради того, чтобы их дети уверенно чувствовали себя во взрослой жизни.

Как правильно хвалить и поощрять детей в процессе воспитания?

Детская психология — это наиболее сложная и вместе с тем наиболее интересная ниша в психологии человека. Важно не только уметь донести малышу его неправоту, но и правильно его поощрить.

С одной стороны, поощрение — это регулятор поведения детей, с помощью которого их проще склонить в нужную родителям сторону. С другой стороны, это заставляет их чувствовать превосходство над другими детьми. Потому хвалить нужно правильно:

  • не хвалить за данные природой качества: ум, силу, красоту;
  • за хороший поступок не хвалить более одного раза;
  • не поощрять, руководствуясь чувством жалости;
  • не хвалить, стараясь завоевать расположение.

Психологи считают, что хвалить детей нужно не более 8 раз в день: собрал игрушки, аккуратно раскрасил, сам оделся и т. д.

Обучение детей с точки зрения детской психологии

Цель детской психологии — установить физическую, интеллектуальную и психологическую способность воспринимать новую информацию. Для объективной оценки способности малыша к обучению, психологи разработали следующие критерии его готовности:

  • физическая готовность к обучению;
  • интеллектуально-физическая готовность (развитая речь, мелкая моторика);
  • психологическая готовность;
  • социально-психологическая готовность.

Знание возрастных норм развития дает сигнал переходить к новому этапу обучения, не нагружая ребенка чрезмерным потоком информации.

Взаимодействие между детьми

Малыши с самого раннего возраста стремятся к общению другими детьми. В детской психологии взаимодействие с другими детьми является способом карапуза удовлетворить свою самооценку и стремлением к самопознанию.

Часто на площадке играют дети разного возраста. Дети одного возраста обычно конкурируют друг с другом, что выливается драками, ссорами и слезами. Старшие, подражая взрослым, стремятся взять контроль над младшими, что-то рассказывая и объясняя. Это закрепляет их знания и развивает чувство ответственности и своей значимости.

Взрослые должны организовать общение детей так, чтобы ни один из них не принес другому психологическую травму. Следить, чтобы старшие не обижали младших, чтобы младшие не мешали старшим. Ведь незначительный для родителей конфликт малышей, может навсегда оставить след в душе растущего человека.

Источник