Детская психология наука о развитии психики ребенка

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Детская психология наука о развитии психики ребенка

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детство — период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Ни в каком другом возрасте человек не проходит такое множество своеобразных этапов, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5—6 лет жизни он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера, привычками, взглядами. Именно в эти годы ребенок начинает ходить, действовать с предметами, говорить, думать, общаться, воображать и пр. Этот огромный путь психического развития ребенка и является основным предметом детской психологии.

Скорость появления новых качеств ребенка впечатляет взрослых. Постоянное движение ребенка вперед, возникновение все новых форм его самостоятельности и самодеятельности характеризуется фактами, присущими детскому развитию. Этими фактами и оперирует детская психология.

Долгое время ребенка рассматривали как маленького взрослого: он многого не знает, не умеет, не понимает. Он не может организовывать и контролировать себя, не может рассуждать, выполнять свои обещания и пр. Можно еще долго перечислять, чего ребенок не может. Но если мы будем рассматривать ребенка как неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда не поймем, откуда возникают его способности, качества, поступки. Можно перечислить множество занятий, которые дети

5

могут делать лучше, чем взрослые. Они могут часами рисовать картинки, придумывать воображаемые ситуации и превращаться в разные персонажи, страдать за судьбу бездомного котенка и пр. Все это обычно недоступно взрослому человеку. Поэтому важно искать не то, что дети еще не могут, а то, чем они отличаются от взрослых, т. е. специфику их внутренней душевной жизни.

Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Понятия «рост» и «развитие» следует различать.

Рост — это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции. Увеличиваются вес и рост ребенка, он все лучше действует с предметами, говорит, ходит и пр. Это количественное накопление. Если мы будем рассматривать ребенка как неполноценного взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям — т. е. к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового не образуется.

В отличие от этого, развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками, а сегодня тянется к ним и постоянно требует их от взрослого. Раньше он не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, т. е. изменилась структура его психических процессов. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», а другие «забегают вперед».

Несмотря на различия, которые, безусловно, существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3—4 месяца все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отставании,

6

опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин — важнейшая задача детской психологии.

Все дети проходят в своем развитии определенные стадии или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Детская психология наука о развитии психики ребенка

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь постоянно меняется. Ребенок непрерывно растет и развивается — чем он младше, тем более интенсивно происходит развитие. Важно различить понятия «рост» и «развитие». Рост — это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции. Увеличивается вес ребенка, его рост, он научается все лучше действовать с предметами, все лучше говорить, ходить и т. д. Это явления роста, т. е. количественного накопления. Если мы будем рассматривать ребенка как маленького взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям, т. е. к увеличению и усилению того, что в нем есть изначально, и ничего принципиально нового при этом не образуется.

В отличие от этого развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками, а сегодня тянется к ним и постоянно требует их от взрослого. Или раньше он не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, т. е. изменилась структура психических процессов. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», а другие «забегают вперед».

Детство — период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не приобретает так много, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5—6 лет он превращается из беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера и взглядами на жизнь. Быстрота успехов и скорость появления новых способностей не сравнимы ни с каким другим периодом жизни. Постоянное движение ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и самодеятельности дают факты, характеризующие детское развитие. Этими фактами и оперирует детская психология.

Несмотря на различия, которые безусловно существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3—4 мес все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, около двух лет начинают говорить и т. д. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в психическом развитии: отставании, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины.

Все дети в своем развитии проходят определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее главная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе. Поэтому детская психология является составной частью возрастной психологии, т. е. науки, изучающей возрастные закономерности психического развития человека. Но если возрастная психология охватывает все этапы жизни, включая юность, зрелость и старость, то детская занимается только ранними возрастами от (0 до 7 лет), когда развитие происходит наиболее быстро и интенсивно. Чем же определяется это развитие? Главный вопрос, который здесь возникает, — это вопрос об относительной роли природных свойств организма и социальных условий воспитания ребенка.

Дата добавления: 2015-03-27; просмотров: 1465; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8710 — | 8260 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Детская
психология — наука о факторах,
закономерностях и условиях психического
развития ребенка.

Возрастную динамику развития личности
человека, его психических процессов и
особенностей от рождения до старости
изучает особая психологическая наука
— возрастная психология. Детская
психология изучает основные закономерности
психического развития ребенка.

Предмет
детской (возрастной) психологии

По
Марцинковской – возрастная (детская)
психология изучает закономерности
формирования психики ребёнка, исследуя
механизмы и движущие силы этого процесса,
анализируя различные подходы к понимению
природы, функций, генезиса психики,
различные стороны становления психики
– её изменения в процессе деятельности,
при общении, познании.

Также,
составляющими предмета детской
психологии являются:


факторы, закономерности и условия
психического развития ребёнка;


периоды развития, их смена и переходы
от одного возраста к другому;


развитие психики в связи с развитием
деятельности ребёнка, его общением с
другими людьми, познании им окружающего
мира и формирование его личности
(В.С.Мухина).

Важными
задачами
детской психологии являются:


раскрытие общих закономерностей
психического развития в онтогенезе;


установление возрастных периодов этого
развития;


выяснение причин перехода от одного
периода к другому.


научное обоснование норм проявления
различных психических функций во всех
возрастах;


определение эталонов зрелости индивида,
личности;


выявление актуальных и потенциальных
возможностей человека в различные
периоды жизни;


прогнозирование развития, в том числе
роль ранних периодов, изучение психических
ресурсов.

Важнейшая
задача

детской психологии – выяснение
условий психического развития.

Детская
психология опирается на общую
психологию
.
Сопоставление
тех или иных психических явлений в их
полной, развернутой взрослой» форме с
начальными ранними стадиями дает
возможность понять перспективы и
содержание их становления и развития
в детском возрасте.
В
свою очередь, данные детской психологии
имеют исключительно важное значение
для общей психологии, поскольку они
позволяют раскрыть законы развития
психических процессов и свойств личности
и, таким образом, более глубоко понять
их динамику, структуру и содержание.
Детская
психология тесно связана с педагогикой
вообще и с дошкольной
педагогикой

в частности. К. Д. Ушинскии, подчеркивая
значение психологических знаний для
педагогической теории и практики,
писал: «Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она
должна прежде узнать его тоже во всех
отношениях».
Детская
психология тесно связана с анатомией,
физиологией и гигиеной
,
поскольку развитие психики ребенка
неразрывно с созреванием коры больших
полушарий головного мозга, развитием
его нервной системы и органов чувств.

2.Краткая характеристика основных исторических периодов становления детской психологии.

Сущностное
психологическое
изучение
развития человека сформировалось как
ветвь сравнительной психологии довольно
поздно — в конце XIX
в.

Описательный
(донаучный) этап истории психологии
развития связывают с тем, что
психологические знания существовали
в недрах педагогики,
дифференцирующей
развитие на возрасты в
образовательных целях
,
медицины
и
философии,
пытающейся
заложить минимальное
обоснование, объяснение развития
.

Среди
философов были материалисты,
считавшие,
что развитие психики связано с соединением
естественных начал (воды, огня, земли
и воздуха), и идеалисты,выводившие
психические явления из нематериальной
субстанции (души). Материалисты (Гераклит,
Демокрит) считали, что душа и тело едины,
и не видели особых различий между душой
человека и животных. Идеалисты (Сократ
и Платон) рассматривали душу как не
связанную с телом и имеющую божественное
происхождение. Первые попытки объяснения
можно связать с возникновением
философских систем, отвечающих на
вопрос «почему?», поставленный в
отношении хода развития, выраженного
в дифференциации на возрасты (развитие
= смена возрастов
,
почему возрасты сменяются
?).

Так,
Аристотель (384-322 гг. до н.э.), давая
объяснение развитию, соответствующим
образом представил и первую
возрастную
периодизацию,
состоящую
из трех этапов:

1)
до 7 лет;

2)
от 7 до 14 лет (до наступления половой
зрелости);

3)
от наступления половой зрелости до
21-го года.

Если
ранее предлагаемые возрастные деления
не имели под собой иной теоретической
основы, то Аристотель взял за основу
процессы
развития, происходящие в самом человеке.
О
н
был первым, кто выдвинул
идею развития.

В
Средние века идея развития почти не
получила продолжения, будучи подавлена
христианскими религиозными догматами.

И
только эпоха Возрождения знаменует
собой переход
от средневековых традиций, в значительной
мере сковавших развитие науки, культуры
и искусства, к
новому мировоззрению
.

В
основе возрастных делений, как и прежде,
лежит педагогический
опыт

обучения
лиц определенного возраста.

Специфической
формой объяснения в Средние века и в
эпоху Возрождения была философская
схоластика, которую более интересовали
сами объяснительные
категории
,
а
не содержание

реальных процессов, стоящих за ними.

Наука
на протяжении многих лет по сути
безмолвствовала: христианство наложило
табу на медико-физиологические
исследования и практику.

XVII
век не отличается резким поворотом к
идее развития, но характеризуется
существенным сдвигом в направлении
перехода от
описания
и абстрактных моделей к эмпирической,
опытной
проверке

выдвигаемых
гипотез
о развитии
.

В
педагогике появляется фигура Яна Амоса
Коменского (1592— 1670), который на
педагогической почве возродил идею
Аристотеля о жизни как внутреннем
развитии
.

Осознание
наличия в человеческом развитии
дифференцированных этапов и, в частности,
такого своеобразного периода, как
детство, привело к необходимости научно
и систематически изучать развитие.
Принцип природосообразности
воспитания,
следования
всеобщим законам природы, провозглашенный
Я. А. Коменским, будет с этого момента
вплоть до сегодняшнего дня повторяться
в трудах педагогов, правда, каждый раз
с новыми вариациями (Ж.-Ж. Руссо, И. Г.
Песта-лоцци, А. Дистервег и др.). В
философии одним из первых, кто указал
на необходимость эмпирических
исследований в детском и юношеском
возрасте, был Д. Локк : ребенок
— это не маленький взрослый

и что взрослые совершают грубые ошибки,
ложно оценивая возможности и потребности
ребенка с
точки зрения собственных представлений
об их характере
.

В
XVIII
в. идея развития начинает занимать умы
многих исследователей. Книга Ж.-Ж. Руссо
«Эмиль, или О воспитании», где общество
впервые открыло для себя необходимость
войти во внутренний мир ребенка, желание
прислушаться к таинственному росту
его личности, угадать пути его развития.

В
конце XVIII
в., появилась первая книга, положившая
начало научному
изучению
детской души, врача и философа Д. Тидемана
«Наблюдения
за развитием душевных способностей
ребенка».

И.
Г. Песталоцци хотел бы построить весь
процесс обучения ребенка на психологической
основе. Теория элементарного образования,
предложенная И. Песталоцци, дальше
развивает идею дифференциации
обучения.

XIX
век оказывается очень плодотворным
для психологии развития в плане
рассмотрения идеи развития,
экспериментальных исследований и
практики работы с развивающимся
человеком.

Ф.
В. Шеллинг рассматривал процесс развития
с двух сторон — онтологической;
(бытие,
единство всех видов реальности:
объективной,
физической,
субъективной,
социальной
и виртуальной)
и гносеологической.
Он доказывает единство живой и неживой
природы, раскрывающееся в эволюционном
процессе.

Развитие
выступает у Ф. Шеллинга как
открытое обнаружение того, что еще в
неразличимом виде уже имелось в самом
«начале».

Гегель
разработал
систему категорий
,
из анализа
взаимодействия которых можно было бы
выводить законы
развития бытия
,
считал, что в природе имеется «дух
развития»
.

В
1882 г. появилась книга физиолога В.
Прейера «Душа ребенка»,с ней часто
связывают становление детской психологии
как самостоятельной научной отрасли.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Знание основ детской психологии поможет правильно воспитать родителям своего отпрыска, чтобы он сформировался как полноценная личность и смог реализовать себя в будущем. Они несут ответственность за то, кем вырастет их малыш и именно родители должны уметь правильно организовать воспитательный процесс. Детская психология — это наука, изучающая психическое развитие детей от рождения до окончания подросткового периода, под воздействием биологических и социально-экологических факторов.

Что изучает детская психология?

Детская психология занимается изучением психологических процессов у детей, как они развиваются в процессе подрастания, и почему так не похожи друг на друга. Это отдельная ветвь науки, исследующая подсознательное и сознательное развитие детей. Психологи обращают внимание на развитие ребенка, способности в плане обучения, овладения родным языком, особенности поведения, осознание личности, своей сексуальности, как он познает окружающий мир.

По мере взросления малыша, он проходит прогрессивные стадии развития, от рождения до совершеннолетия. Детская психология изучает как экологические, генетические и культурные факторы влияют на его развитие и то, как быстро он прогрессирует с одного этапа на другой.

Психология ребенка и его развитие до 5 лет

Детям трудно передать, что они переживают, и тем более проанализировать свои чувства. Вот где детская психология помогает получить важную и ценную информацию для более полного понимания того, что происходит в их внутреннем мире. Ведь воспитание должно строиться на возрастных особенностях детей, чтобы они могли полноценно развиваться.

Психологи выделяют такие этапы развития ребенка в процессе взросления:

  • развитие опорно-двигательной системы;
  • изучение мира и языка;
  • эмоциональное развитие;
  • социальное взаимодействие с окружающими людьми.

В ранние годы, их еще называют «игровые годы», воспитание должно строиться в форме игры. В возрасте до пяти лет дети развивают двигательные навыки и не боятся допускать вербальные ошибки во время разговора. Они отчаянно хотят общаться, свободно использовать язык без смущения.

Когнитивный рост воспитывается творческой игрой и творческой деятельностью. В этом возрасте дети начинают понимать, что не все люди думают и поступают одинаково. Также учатся контролировать свои эмоции, беря под контроль импульсы, вызванные гневом или страхом.

На этом этапе взросления важно объяснить нормы поведения в детском коллективе, для того чтобы в будущем не было проблем в общении со сверстниками.

Психология воспитания детей после 5 лет

Достигнув пятилетнего возраста, дети уже прослеживают причинно-следственную связь, у них хорошо развита память. В процессе наблюдения за окружением, они в состоянии делать логические выводы.

В пять лет психология ребенка часто неуправляемое поведение детей объясняет тем, что они начинают подражать взрослым. И если малыш не слушается родителей, то только потому, что они его также не слышат. Он впитывает все, что видит вокруг себя — и хорошее и плохое — на основании этого формируется его личность. Дети копируют поведение взрослых, полностью доверяя им, будучи способными, анализировать только поведения сверстников.

Нельзя подавлять личность малыша в возрасте пяти лет слишком строгим воспитанием. Дети в этом возрасте еще абсолютно безвольны, и излишним стремлением к дисциплине родители могут вырастить тихоню, не имеющего своего мнения и понятия того, чего он хочет достигнуть в жизни. Общение должно строиться на диалоге и объяснении причин, почему родители приняли именно такое решение (не покупать эту игрушку, ложиться спать в 21.00 и т. д.). Малыш должен понимать мотивы поведения своих родителей, ведь они для него являются авторитетом. Тогда из него вырастет сильный, уверенный в себе человек.

Воспитание детей: уроки психологии для родителей

Желая воспитать из своего отпрыска сформированную, здоровую личность, находящуюся в гармонии с самим собой и окружающим миром, родитель должен уяснить для себя некоторые истины:

  • не руководствоваться принципом «меня отец так воспитывал». Все люди разные, потому подход к каждому человеку индивидуален;
  • нельзя быть абсолютно уверенным в своих методах воспитания, считая, что они самые правильные, следует прислушиваться ко мнению специалистов;
  • не бывает трудных детей, бывают невнимательные родители. И если кроха не хочет слушаться — это вина окружающих его взрослых, не стоит искать виноватых в детском саду или школе;
  • мама и папа — это источник информации для малыша, потому важно поддерживать с ним дружеское общение и терпеливо отвечать на все вопросы, какими бы глупыми они ни казались;
  • следует понимать, что психология развития ребенка направлена именно на психическое развитие, получение новых знаний и впечатлений. Не стоит рассказывать детям о проблемах взрослых, тем самым оправдывая себя в нежелании уделять им время.

Не вникая в проблемы маленького человека, которые для него не менее важны, чем для взрослых бытовые трудности, родители с детьми теряют близкий контакт. Дети замыкаются в себе, возникает недопонимание и конфликт между родителями и их отпрысками. И не всегда удается понять и решить эту проблему самостоятельно.

Чаще всего бывает, что в результате травмирующего события в детстве, взрослый человек сталкивается с психологической проблемой, от которой сложно избавиться самостоятельно. Это может быть и неуверенность в себе, апатия, чувство тревога, страхи и фобии, панические атаки и прочее. Тогда следует обратиться к специалисту.

Ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания

Часто родители и взрослые (родственники, учителя, воспитатели) совершают в воспитании детей такие наиболее распространенные ошибки:

  • принуждают. Ситуация: карапуз чего-то не хочет делать — взрослый заставляет. Ошибка такого поведения заключается в том, что подавляется воля крохи, и он привыкает жить под принуждением. Впоследствии вырастает безвольный человек, неспособный самостоятельно принять решение, неуверенный в своих суждениях, привыкший подчиняться воле других;
  • пристыжают. Стыдя, особенно прилюдно, взрослые совершают акт насилия над детской психикой. Мол, ты такой плохой, как можно так себя вести. Этим они поселяют неуверенность в крохи себе, малыш действительно начинает считать, что он хуже других. Замыкается в себе, подавляя свои эмоциональные импульсы, боясь опять вызвать порицание родителей;
  • наказывают. Наказывая (особенно несправедливо), родители считают, что дают урок так не поступать в будущем. Но часто за этим скрывается беспомощность, разочарование в себе и злость. В детской психологии наказание рассматривается как насилие, физическое либо психологическое, а это оставляет след навсегда. Дети, часто наказываемые в детстве, обычно вырастают тиранами и насильниками;
  • угрожают. Угрозы и запугивания приводят к тому, что кроха перестает чувствовать себя ценным для окружающих. А это значит, что он начинает со своей стороны обесценивать близких ему людей. К тому же он не чувствует себя в безопасности и живет в постоянной тревоге быть наказанным или отданным «буке»;
  • критикуют. Это наиболее губительная ошибка в воспитании. Детская психология устроена так, что постоянное сопротивление родительской критике приводит к прямо противоположному результату. К примеру, вместо того чтобы приносить одни пятерки, школьник скатывается на двойки. Ведь критика отнимает уверенность в себе, и он перестает стараться быть лучше. Частая и необоснованная критика может привести к болезненной закомплексованности;
  • игнорируют. На детскую психологию особенно сильное воздействие оказывает игнорирование его родителями. Ошибочно полагают, что игнорирование не наносит такой травмы, как наказание. Однако растущий человек получает посыл: он настолько плох, что с ним даже не разговаривают. Он чувствует отвержение, теряет уверенность, что он любим и по-настоящему страдает.

Неадекватное поведение детей зачастую объясняется воздействием окружающих их взрослых. Знание основ детской психологии убережет родителей от непоправимых ошибок, ради того, чтобы их дети уверенно чувствовали себя во взрослой жизни.

Как правильно хвалить и поощрять детей в процессе воспитания?

Детская психология — это наиболее сложная и вместе с тем наиболее интересная ниша в психологии человека. Важно не только уметь донести малышу его неправоту, но и правильно его поощрить.

С одной стороны, поощрение — это регулятор поведения детей, с помощью которого их проще склонить в нужную родителям сторону. С другой стороны, это заставляет их чувствовать превосходство над другими детьми. Потому хвалить нужно правильно:

  • не хвалить за данные природой качества: ум, силу, красоту;
  • за хороший поступок не хвалить более одного раза;
  • не поощрять, руководствуясь чувством жалости;
  • не хвалить, стараясь завоевать расположение.

Психологи считают, что хвалить детей нужно не более 8 раз в день: собрал игрушки, аккуратно раскрасил, сам оделся и т. д.

Обучение детей с точки зрения детской психологии

Цель детской психологии — установить физическую, интеллектуальную и психологическую способность воспринимать новую информацию. Для объективной оценки способности малыша к обучению, психологи разработали следующие критерии его готовности:

  • физическая готовность к обучению;
  • интеллектуально-физическая готовность (развитая речь, мелкая моторика);
  • психологическая готовность;
  • социально-психологическая готовность.

Знание возрастных норм развития дает сигнал переходить к новому этапу обучения, не нагружая ребенка чрезмерным потоком информации.

Взаимодействие между детьми

Малыши с самого раннего возраста стремятся к общению другими детьми. В детской психологии взаимодействие с другими детьми является способом карапуза удовлетворить свою самооценку и стремлением к самопознанию.

Часто на площадке играют дети разного возраста. Дети одного возраста обычно конкурируют друг с другом, что выливается драками, ссорами и слезами. Старшие, подражая взрослым, стремятся взять контроль над младшими, что-то рассказывая и объясняя. Это закрепляет их знания и развивает чувство ответственности и своей значимости.

Взрослые должны организовать общение детей так, чтобы ни один из них не принес другому психологическую травму. Следить, чтобы старшие не обижали младших, чтобы младшие не мешали старшим. Ведь незначительный для родителей конфликт малышей, может навсегда оставить след в душе растущего человека.

Источник