Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась

Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась thumbnail

Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь постоянно меняется. Ребенок непрерывно растет и развивается — чем он младше, тем более интенсивно происходит развитие. Важно различить понятия «рост» и «развитие». Рост — это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции. Увеличивается вес ребенка, его рост, он научается все лучше действовать с предметами, все лучше говорить, ходить и т. д. Это явления роста, т. е. количественного накопления. Если мы будем рассматривать ребенка как маленького взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям, т. е. к увеличению и усилению того, что в нем есть изначально, и ничего принципиально нового при этом не образуется.

В отличие от этого развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками, а сегодня тянется к ним и постоянно требует их от взрослого. Или раньше он не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, т. е. изменилась структура психических процессов. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», а другие «забегают вперед».

Детство — период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не приобретает так много, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5—6 лет он превращается из беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера и взглядами на жизнь. Быстрота успехов и скорость появления новых способностей не сравнимы ни с каким другим периодом жизни. Постоянное движение ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и самодеятельности дают факты, характеризующие детское развитие. Этими фактами и оперирует детская психология.

Несмотря на различия, которые безусловно существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3—4 мес все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, около двух лет начинают говорить и т. д. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в психическом развитии: отставании, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины.

Все дети в своем развитии проходят определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее главная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе. Поэтому детская психология является составной частью возрастной психологии, т. е. науки, изучающей возрастные закономерности психического развития человека. Но если возрастная психология охватывает все этапы жизни, включая юность, зрелость и старость, то детская занимается только ранними возрастами от (0 до 7 лет), когда развитие происходит наиболее быстро и интенсивно. Чем же определяется это развитие? Главный вопрос, который здесь возникает, — это вопрос об относительной роли природных свойств организма и социальных условий воспитания ребенка.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детство — период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Ни в каком другом возрасте человек не проходит такое множество своеобразных этапов, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5—6 лет жизни он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера, привычками, взглядами. Именно в эти годы ребенок начинает ходить, действовать с предметами, говорить, думать, общаться, воображать и пр. Этот огромный путь психического развития ребенка и является основным предметом детской психологии.

Скорость появления новых качеств ребенка впечатляет взрослых. Постоянное движение ребенка вперед, возникновение все новых форм его самостоятельности и самодеятельности характеризуется фактами, присущими детскому развитию. Этими фактами и оперирует детская психология.

Долгое время ребенка рассматривали как маленького взрослого: он многого не знает, не умеет, не понимает. Он не может организовывать и контролировать себя, не может рассуждать, выполнять свои обещания и пр. Можно еще долго перечислять, чего ребенок не может. Но если мы будем рассматривать ребенка как неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда не поймем, откуда возникают его способности, качества, поступки. Можно перечислить множество занятий, которые дети

5

могут делать лучше, чем взрослые. Они могут часами рисовать картинки, придумывать воображаемые ситуации и превращаться в разные персонажи, страдать за судьбу бездомного котенка и пр. Все это обычно недоступно взрослому человеку. Поэтому важно искать не то, что дети еще не могут, а то, чем они отличаются от взрослых, т. е. специфику их внутренней душевной жизни.

Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Понятия «рост» и «развитие» следует различать.

Рост — это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции. Увеличиваются вес и рост ребенка, он все лучше действует с предметами, говорит, ходит и пр. Это количественное накопление. Если мы будем рассматривать ребенка как неполноценного взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям — т. е. к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового не образуется.

В отличие от этого, развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками, а сегодня тянется к ним и постоянно требует их от взрослого. Раньше он не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, т. е. изменилась структура его психических процессов. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», а другие «забегают вперед».

Несмотря на различия, которые, безусловно, существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3—4 месяца все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отставании,

6

опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин — важнейшая задача детской психологии.

Все дети проходят в своем развитии определенные стадии или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2020;
проверки требуют 2 правки.

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Психология развития включает в себя целый ряд областей, таких как педагогическая психология, детская психопатология[en], судебная психология, психология развития ребёнка, когнитивная психология, экологическая психология и культурная психология[en]. Среди влиятельных психологов развития XX века — Ури Бронфенбреннер, Эрик Эриксон, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Барбара Рогофф и Лев Выготский.

История[править | править код]

В качестве основателей современной психологии развития обычно называются Жан-Жак Руссо и Джон Б. Уотсон[1]. В середине XVIII века Жан-Жак Руссо описал три стадии развития: младенцы (младенчество), пуэр (детство) и юность в книге Эмиль или о Воспитании[en]. В то время идеи Руссо были активно восприняты педагогами.

В 1882 году вышла в свет книга немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

В 1920-х годах психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.

Истоки психологии развития как науки:

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в XIX веке
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).

Предмет, задачи и методы[править | править код]

Предмет психологии развития и возрастной психологии[править | править код]

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 3002 дня]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 3002 дня].

Функции психологии развития[править | править код]

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Методы исследования[править | править код]

  1. Организационный метод.
    • сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
    • лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
    • комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
  2. Эмпирический метод.
    • метод наблюдения
    • экспериментальный метод
    • психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
    • биографический метод
    • обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)
  3. Интерпретационный метод
    • генетический метод
    • структурный метод

Теории развития[2][править | править код]

  • Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
  • Теория созревания Гезелла
  • Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
  • Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
  • Философия образования Монтессори
  • Теория организма и сравнительная теория Вернера
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Стадии нравственного развития по Колбергу
  • Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
  • Теория социального научения Бандуры
  • Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
  • Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
  • Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
  • Восемь стадий жизни Эриксона
  • Теория аутизма Беттельгейма
  • Теория детских переживаний Шахтеля
  • Теория зрелости Юнга
  • Теория развития на основе привязанности Ньюфелда

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Развитие
  • Когнитивное развитие

Литература[править | править код]

на русском языке

  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — М.: «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0
  • Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с. ISBN 5-09-001053-6.
  • Тылец Н. Н. Эффект резонанса в психическом развитии школьников: теория и эксперимент. — СПб.: Наука, 2010. — 200 с.

на других языках

  • Bjorklund, D.F.; Pellegrini, A.D. Child Development and Evolutionary Psychology (неопр.) // Child Development (англ.)русск.. — 2000. — Т. 71, № 6. — С. 1687—1708. — doi:10.1111/1467-8624.00258. — PMID 11194266.
  • Bornstein, M.H. & Lamb, M.E. (2005). Developmental science: An advanced textbook. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005.
  • Johnson-Pynn, J.; Fragaszy, D.M.; Cummins-Sebree, S. Common territories in comparative and developmental psychology: The quest for shared means and meaning in behavioral investigations (англ.) // International Journal of Comparative Psychology : journal. — 2003. — Vol. 16. — P. 1—27. Архивировано 24 мая 2013 года.
  • Lerner, R.M. Concepts and theories of human development. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002.
  • Reid, V.; Striano, T. & Koops, W. Social Cognition During infancy. Psychology Press. 2007

Ссылки[править | править код]

  • Макогон И. К. Этапы развития и возрастные кризисы.
  • Статьи о детской психологии
  • Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине 19 — начале 20 в.
  • Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
  • Growth and Development
  • Шапарь В. Б. Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха
  • Возрастная психология — Предмет, задачи, и методы возрастной психологии

Источник

Предмет детской психологии

В возрастной психологии выделяется целый ряд составляющих:

  • детскую психологию;
  • психологию младших школьников;
  • психологию подростков;
  • юношескую психологию;
  • психологию зрелости;
  • геронтопсихологию.

Согласно данной классификации детская психология занимается изучением первого и самого значимого в жизни человека этапа, периода развития от рождения до школьного возраста. В этот незначительный временной период в детской психике происходят важнейшие изменения.

У новорожденного ребенка отсутствуют четкие образы окружающих его предметов, эмоции связаны преимущественно с удовлетворением естественных потребностей. В этом отсутствуют индивидуальные особенности ребенка, но есть физиологические различия, которые обусловлены свойствами нервной системы. К семи годам ребенок значительно меняется, он становится достаточно самостоятельным, овладевает довольно сложными видами деятельности, осознает собственные желания, подчиняет свое поведение существующим требованиям.

Постоянное движение вперед, появление качественно нового, поэтапный переход от простых реакций к осмысленным, сложным действиям, овладение речью, проявление самостоятельности, воображения — это факты, которые характеризуют развитие ребенка. Они служат тем материалом, который использует для своих научных выводов детская психология.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Дети одного возраста имеют индивидуальные различия, но все они проходят определенные этапы развития, которые характеризуются определенной психологической спецификой.

Определение 1

Предмет детской психологии — психическое развитие ребенка.

Психическое развитие детей включает в себя:

  • развитие деятельности;
  • развитие психических процессов;
  • формирование ребенка-личности.

Ребенок в процессе своего развития осваивает различные виды деятельности:

  • предметную деятельность;
  • игровую деятельность;
  • продуктивные виды функционирования;
  • элементы трудовой и учебной деятельности.

В каждой возрастной стадии один из видов деятельности становится главенствующим и определяющим изменения в психике ребенка. В процессе развития происходит не просто освоение деятельности, а совершенствование психики в данной деятельности.

По мере развития ребенка, происходит зарождение, изменение и совершенствование внимания, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, речи, воли ребенка. Психические процессы становятся более произвольными.

В процессе взросления у детей формируются устойчивые психологические качества, определяющие их поведение и поступки, позволяющие оценить себя. Дошкольник старшего возраста — это личность с собственными определенными намерениями, потребностями, со своим, возможно еще не устоявшимся, отношением к окружающему миру. Таким образом, в процессе развития изменяются виды ориентации ребенка в окружающей его действительности, формы психорегуляции деятельности, меняется его место в социуме. Ребенок из беспомощного существа превращается в субъект многообразной деятельности.

Определение 2

Детская психология — это наука, которая изучает факты и закономерности психического развития ребенка от момента его рождения до школьного возраста: развитие деятельности, протекание психических процессов и формирование личности.

На сегодняшний день многие ученые пытаются расширить предметную область детской психологии путем введения в исследования периода внутриутробного развития. Но все же внутриутробное развитие ребенка подчиняется, прежде всего, биологическим закономерностям, а развитие ребенка после рождения происходит в социальных условиях, во взаимодействии не только со своей матерью, но и с другими людьми.

Задачи детской психологии

Задачи, стоящие перед детской психологией заключаются в следующем:

  • накопление фактов, которые характеризуют психическое развитие ребенка, что обусловлено зависимостью психического развития от условий жизни и воспитания детей;
  • прослеживание происходящих изменений в психике ребенка и раскрытие закономерностей психического развития;
  • изучение развития психических процессов у детей на различных этапах взросления;
  • исследование влияния различных видов деятельности на развитие психики ребенка;
  • формирование личности в онтогенезе;
  • контролирование процесса развития психики детей.

Источник