Детская литература как средство художественного эстетического развития ребенка
Детская литература как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Хаданович А.Е.
Ключевые слова: художественная литература, игровая деятельность, уголок детского чтения, литературные жанры
Аннотация.
В статье идет речь о важности приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. В статье представлены конкретные методы работы учетом требований ФГОС, направленные на развитие читательского опыта. Акцент сделан на игровых формах в процессе воспитания дошкольников.
В условиях реализации основных направлений реформы в системе дошкольного воспитания для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса необходимы поиск и применение новых методов и совершенствование уже известных приемов работы с детьми. Особое место в системе работы воспитателя занимает способность творчески и конструктивно организовывать систему занятий, на которых осуществляется художественно-эстетическое воспитание, обогащение духовного мира ребенка. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы, начиная с младшей группы детского сада. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев и др.). Не менее актуальна данная проблема и с современных условиях.
О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, книга воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.
Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.). Так можно сравнить книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н. Павловой «Разными глазами». Н. Павлова как будто под микроскопом рассматривает мир: умеет «превращаться» в муравья и видит травинку величиной с дерево. Ю. Дмитриев раскрывает детям множество явлений с интересной, неизвестной для них стороны. Или, например, описание весны имеется в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна», Г. Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по-разному можно рассказывать о весне.
После чтения художественных произведений важно организовать беседу об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать содержание художественного текста, обобщить и систематизировать знания об окружающем мире. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.
Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто, и каким образом читают детям. Педагог должен при чтении стихотворения или рассказа обратить внимание не только на его содержание, общий смысл, но и постараться раскрыть затронуть эмоциональный аспект. Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Рассматривая книги и иллюстрации, дети могут обмениваться впечатлениями об увиденном. Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены — это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. Место для подбора материалов и оборудования, его содержание зависит и от тех задач, которые решаются в данный период времени в образовательной деятельности. Это могут быть:
Наглядный материал: детская художественная литература, иллюстрации, репродукции картин, открытки, картины по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления творческих рассказов по ним, книги-игрушки, книги-малышки, книги-самоделки, изготовленные детьми вместе с воспитателем.
Настольно-печатные дидактические игры литературного содержания («Волшебный кубик», «Домики-сказки» и др.).
Набор кассет или дисков по книгам, сказкам.
Детские работы на сюжеты сказок и литературных произведений.
Различные виды театрального действа (плоскостной, пальчиковый и т.д.)
В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением. Следует мягко пресекать небрежное отношение детей к книгам, попытки рассматривать их на полу. Заниматься «ремонтом» книг надо обязательно в присутствии детей. В уголке книги должно быть не менее 5-6 книг. В книжном уголке на полке-витрине воспитатель выставляет знакомые детям книги-сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и другие, привлекает к ним внимание детей, побуждая их рассмотреть иллюстрации, вспомнить интересные эпизоды, напеть знакомые песенки. В уголке книги очень важны иллюстрированные книги. Красочные издания, разнообразное содержание привлекают внимание детей к уголку книги. Если интерес к какой-либо книге исчезает, ее на время заменяют другой. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Целесообразно периодически совершать экскурсии по группе и в числе достопримечательностей обязательно показывать уголок книги. Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель объясняет, как важны в книге рисунки, показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая иллюстрации. Нужно познакомить детей с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным и др. На примере творчества Е. Чарушина дошкольники видят как человек, умеющий видеть природу, любящий ее наблюдательный, внимательный может рассказывать о природе, животных, рисовать их. Дети должны знать, какие книги есть в книжном уголке. Ежемесячно воспитатель планирует литературную викторину. По обложке книги, иллюстрации, отрывку дети узнают и называют произведение, а воспитатель напоминает им фамилию автора.
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Дети 5-6 лет обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других русских поэтов). Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно до 10-12 разных книг. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения. Также в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности. На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления, а если воспитатель привлечет детей к оформлению очередной выставки книг или композиции, то, безусловно, интерес дошкольников к уголку детского чтения только возрастет.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Эта двуединая основа – слово и изобразительный образ, текст и художественная иллюстрация – обязательно лежит в основе создания книги для детей. Ведь для сознания маленького читателя визуальные образы – живое отображение реального мира — ближе и понятнее «второй сигнальной системы», а картинка в книге для детей, по словам С. Маршака, дает ребенку дополнительные переживания [2; С.39]. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок ее пребывания в нем составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать ее с полочки, не дожидаясь намеченного срока. Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.). Альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. В подготовительной к школе группе уголок книги должен комплектоваться при участии детей. Вместе с ними нужно решить, какие книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. В книжном уголке должны быть любимые детьми книги, а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент. В подготовительной группе периодически организуются выставки книг, проведение с детьми развлечений типа литературных викторин. Воспитатель читает отрывки из произведений. Ребята должны вспомнить его название и автора. Узнать по иллюстрации сказку и передать о чем в ней говорится. От того как воспитатель сумеет правильно подобрать необходимые материалы и пособия, с учетом возраста детей, правильно и удобно расположить их в групповой комнате, создать определенную атмосферу, во многом зависит проявление у детей интереса к различным видам деятельности. Немаловажно обращать внимание детей на портреты детских писателей. Ознакомление с портретной живописью способствует развитию у детей эмоционально-эстетических и художественных чувств, которые характеризуются сложным переплетением зачастую противоположно направленных эмоций, что тренерует чувства, делает их более совершенными [1; С. 58].
Ребёнку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Родителям необходимо обращать внимание не только на содержание произведения, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа и других произведений художественной литературы и фольклора.
Актуальными в настоящее время остаются игровые формы в процессе воспитания детей. Одним из вариантов такой формы работы может быть обращение к загадкам, направленным на узнавание образов из народных и литературных сказок.
Я нашла чудесный короб,
В нем загадок целый ворох.
Сразу поняла, ребятки,
Что из сказок те загадки.
Например:
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил:
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
(Папа Карло)
Он хозяина любил,
Верно он ему служил,
В сапогах ходил и злого
Людоеда победил.
(Кот в сапогах).
Познавательный интерес к художественной литературе развивается и при помощи игры «Угадай сказку и вставь слово». Такая форма работа достаточно полезна, способствует развитию памяти, воображения, а также формирует чувство ритма.
Из муки он был печен,
На … был мешен,
На окошке он студился
По дорожке он ….
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню … .
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый … .
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую ….,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? «…» [4.С. 44]
Загадка как самостоятельный жанр устного народного творчества является благодатным материалом для развития ребенка дошкольного возраста. Обращение к различным жанрам литературы и устного народного творчества в детском саду — явление не новое, но при помощи отдельных жанров можно активизировать и мышление, и речь ребенка. Так с помощью загадки успешнее можно решать задачи всестороннего, гармоничного развития ребенка, поскольку данный жанр устного народного творчества обладает большими возможностями.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Безусловно, при работе с детьми дошкольного возраста необходим определенный принцип отбора загадок, при этом необходимо, чтобы материал по своему содержанию отвечал задачам воспитания ребенка, принципу доступности. Загадки широко используются в общей системе образовательно-воспитательной работы: на занятиях, в трудовой и игровой деятельности.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Она развивает чуткость к рифме, обогащает слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливает детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы. Ритмико-мелодическая основа данного жанра тесно связана с другими жанрами устного народного творчества. Ритм загадки может совпадать с ритмом считалочки, напевный речитатив народной сказки или присказки, плавной песни. Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова, кроме того благодаря обращению к загадке у ребенка формируется особое представление о художественном слове и изобразительно-выразительным средствам языка. Грамматическое и лексическое разнообразие загадок помогает детям осваивать строй русской речи в ее многогранных проявлениях.
Таким образом, обращение к специфике определенного жанра, например загадке, дает богатые возможности воспитателю для развития художественного вкуса ребенка, при этом воспитатель сам должен хорошо понимать особенности детской литературы, чувствовать художественного слово, обладать коммуникативными навыками.
Следует отметить, что уже в детском саду важно не просто читать книги детям, отбирая их по тематическим группам, но проводить серьезную работу, направленную на формирование художественного вкуса у ребенка. Работа эта достаточно сложная, поскольку не только смысл, но и форма художественного произведения является предметом рассмотрения даже в детском саду. В старшей, подготовительной группах должно быть, на наш взгляд, обращение к особенностям композиции, своеобразию художественного языка наряду с комментарием по поводу темы и идеи произведения. Можно продумать систему работы в данном направлении, но все это можно осуществить при том условии, что сам воспитатель имеет представление о специфике литературного анализа и особенностях произведений различных жанров. И если подобная работа действительно будет проводиться, то дети, приходя в школу, будут иметь определенный багаж знаний, который поможет при дальнейшем обращении к литературным текстам.
Список литературы:
Гречина О., Суздалова Л Язык человеческих чувств // Дошкольное образование, № 2, 2012
Клейменова О. Магия искусства Владислава Ерко // Дошкольное образование, № 11, 2012.
Ковальчук С.М. Фольклор родного края на уроках и во внеклассной работе // Литература в школе. – № 5. – 2000.
Степанов В. Сказочные загадки. – М.: Изд-во «Фламинго», 2012.
Ушакова О.Г. Знакомим дошкольника с литературой. — М., 2008.
Анкета автора
Ф. И. О. (полностью)
Хаданович Алина Евгеньевна
Дата рождения
24.03.1979
Должность
Место работы
Преподаватель
КБГОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»
Адрес организации
Г. Петропавловск-Камчатский, ул. Бохняка, д. 13
Ученая степень
Кандидат филологических наук
Звание
доцент
Е-mail
Alina2455@yandex.ru
Домашний адрес,
индекс, телефон
Г. Петропавловск-Камчатский, ул. Войцешека, д.17, кв. 35
Мобильный телефон
89147861338
Паспортные
данные
ИНН
Страховое
свидетельство
077-107-109 50
Адрес для отправки авторского экземпляра журнала и гонорара
Г. Петропавловск-Камчатский, ул. Войцешека, д.17, кв. 35
Источник