Деятельности для психического развития ребенка с овз

Ирина Богданова
Виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка с ОВЗ

Виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка с ОВЗ

Работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо включать коррекционную работу во все виды деятельности.

Одна из наиболее благоприятных для этого — продуктивная деятельность.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка. Материал надо подавать ребёнку в игровой форме, чтобы заинтересовать ребёнка и побудить к действиям. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. В дальнейшем ребёнок приучается быть аккуратным при работе, активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу, умении работать в коллективе.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи детей и тем, что при осуществлении деятельности можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, красками, карандашами — это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она также отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется связь продуктивной деятельности с коррекционным обучением.

Большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение имеют различные виды продуктивной деятельности благодаря её разнообразной наглядности. Рисование, аппликация, лепка, конструирование помогает решить коррекционно-воспитательные задачи по формированию таких качеств как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые хуже развиты у детей с нарушением речи. Использование нетрадиционных техник последовательно и планомерно позволяют развивать творческие способности воспитанников.

Дети, имеющие проблемы со слухом не понимают словесного описания предмета, им надо его увидеть и «пощупать». Разнообразная наглядность помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Поэтому во время деятельности уточняются и расширяются зрительные представления об окружающих их предметах. Активно формируется зрительная память. А для детей имеющих проблему со слухом важно перед глазами иметь зрительный эталон. Только при зрительном образце у ребёнка происходит запоминание.

Поощряем детей, выполняющих установленные правила. Благодаря этому у детей постепенно вырабатывается осознанное поведение, умение ограничивать свою активность, воспитывается выдержка. Это особенно важно для расторможенных детей, игнорирующих принятые в коллективе правила поведения. Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. Таким образом, все перечисленные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при аномальном ее развитии и влияют на общее развитие и поведение детей с ОВЗ.

Двигательная деятельность. Развивается в подвижных играх, физических упражнениях, физ. минутках. У детей развиваются физические качества, воспитываются чувства взаимопомощи, дружбы, справедливости. Обогащается запас движений, укрепляется здоровье ребенка, происходит приобщение к здоровому образу жизни.

Трудовая деятельность также присутствует в жизни детей. Конечно, детей не заставляют работать до выступления пота, их постепенно приобщают к труду. В процессе трудовой деятельности ребенок овладеет трудовыми навыками. Дети дошкольного возраста могут выполнять некоторые виды этой деятельности:

-Труд в природе (посадка, полив растений, уборка участка);

-Самообслуживание (уход за своими вещами, поддерживать чистоту в комнате и т. д);

-Дежурство (сервировка стола – старшие дошкольники, подготавливать рабочее место);

-Ручной труд (подклейка книг, помощь в строительстве кормушек).

Коммуникативная деятельность. На протяжении любого возраста детям необходимо общение. На раннем этапе особенно важно общение со взрослым, который является для ребенка проводником в большой мир. В раннем возрасте важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего. В течение дня педагоги должны находить время для индивидуального общения с ребенком. В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательно – сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие – средством для развития речи. Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания 3 –х летних детей состоят из 2 – 3 фраз. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и её дальнейшее развитие является основой для формирования монологической речи.

В среднем возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объём которого достигает 2,5 тыс. слов. Высказывания становятся более развернуты и последовательны, хотя структура речи еще несовершенна. В средней группе начинают обучать составлению небольших рассказов по картинкам.

В старшем возрасте также необходимо общение со сверстниками. Связная речь этого возраста достигает довольно высокого уровня. На вопросы отвечают точными, краткими или развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. Дети могут последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную тему. В процессе общения ребенок развивает свои коммуникативные навыки, развивает речь, учится взаимодействовать с окружающими людьми.

Познавательно – исследовательская деятельность. Это различные игры с водой, природным материалом, измерительными приборами. Сейчас почти в каждой группе есть центр экспериментирования, в котором дети изучают различные измерительные приборы, делают опыты, на основе которых пытаются сделать выводы.

Источник

Особенности психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья

  1. Типология интеллектуальной недостаточности.

Ограниченные возможности здоровья – это нарушения крайне неоднородной группы различных по этиологии, степени выраженности, характеру психических проявлений и способности к адаптации в обществе состояний. Среди интеллектуальных нарушений выделяют две основные группы: умственную отсталость и задержанное психическое развитие. Подробнее остановимся на первой группе – умственной отсталости, к которой мы имеет непосредственное отношение в нашей работе.

Умственная отсталость —  это стойкая (необратимая) недостаточность интеллектуальной сферы и личности в целом, которое является следствием органического поражения (или недоразвития) головного мозга.    

 Международная классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ – 10) понятие «умственная отсталость» рассматривает как снижение интеллекта, недостаточная социализация, время возникновения – до 18 лет.

  1. Систематизация учащихся с ОВЗ.

По степени тяжести состояния в соответствии с МКБ – 10 принято выделять следующие формы:

Легкая умственная отсталость  определяется при наличии легкой степени снижения интеллекта (55 – 69 IQ), способности к обучению по специальной программе, возможности получения несложной профессии и адаптации в обществе.

Умеренная умственная отсталость  характеризуется более выраженной степенью снижения интеллекта (40 – 54  IQ), способностью к общению с окружающими, но значительными трудностями в обучении, что приводит к возникновению серьёзных проблем в социальной адаптации.

Тяжелая умственная отсталость  определяется при наличии грубых нарушений интеллекта (25 – 39 IQ) и характеризуется отсутствием способности к обучению, даже в специально организованных  условиях, серьёзными затруднениями в общении при сохранении способности к усвоению элементарных навыков самообслуживания.

Глубокая умственная отсталость  определяется при наличии крайне тяжелых нарушений интеллекта ( ниже 25 IQ) и характеризуется как неспособностью к обучению, так и усвоению элементарных навыков самообслуживания.

В отечественной специальной психологии  наибольшее распространение получила классификация М.С. Певзнер, основанная на клинико-этоипатогенетическом принципе, которая широко используется на практике не только специальными психологами, но и  педагогами при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с ОВЗ.  

Автор выделяет две основные формы – неосложненную и осложненную олигофрению.

Неосложненная форма определяется диффузным недоразвитием головного мозга без выраженных локальных нарушений. Она характеризуется недоразвитием сложных форм познавательной деятельности в сочетании с относительной первичной сохранностью эмоционально-волевой сферы, возможностью целенаправленной деятельности и контроля своего поведения. Эта форма является наиболее распространенной и имеет более высокие потенциальные возможности социальной адаптации.

Осложненная форма  включает еще 4 вида:

  1. Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики. Характеризуется сочетанием диффузного поражения головного мозга, компенсированной гидроцефалией, которая вызывает нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения. По соотношению нарушений нейродинамики можно выделить два варианта: возбудимый и тормозной. При тормозном варианте дети отличаются вялостью, адинамией, общей заторможенностью. При возбудимом варианте наблюдается двигательная расторможенность, импульсивность и эмоциональная лабильность.
  2. Олигофрения   с выраженной  лобной недостаточностью характеризуется  диффузным недоразвитием коры больших полушарий и сочетается с недоразвитием познавательной деятельности с изменением личности по лобному типу и специфическими нарушениями моторики. Дети этой группы вялые, безынициативные и беспомощные. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Они не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, слабо учитывают ситуацию.
  3. Олигофрения, осложненная психопатоподобным поведением. Характеризуется сочетанием недоразвитием познавательной сферы с  грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Характерным для таких детей является выраженное недоразвитие личностных компонентов, значительное снижение критического отношения к себе и окружающим в сочетании с грубыми нарушениями поведения и расторможенностью влечений. Наиболее типичными оказываются проявления выраженной агрессивности, драчливости и склонности к неоправданным аффектам. Обучение и социальная адаптация детей данной формы крайне затруднено.
  4. Олигофрения, осложненная нарушениями анализаторов. Характеризуется сочетанием диффузного  поражения коры головного мозга и глубокими нарушениями той или иной анализаторной системы.  Эти дети имеют локальные дефекты слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в сочетании с более сложным неравномерным недоразвитием познавательной деятельности.
  1. Особенности ощущений и восприятия у учащихся с ОВЗ. 

Сенсорная сфера имеет большое значение в познании ребенком окружающего мира. Она создает базу для развития всей психической деятельности. Недостатки в деятельности ЦНС у детей с ОВЗ приводят к нарушению сенсорно-перцептивной организации деятельности. В результате у детей данной категории чаще, чем у нормально развивающихся сверстников,  встречаются нарушения слуха и зрения. Их ощущения замедленные, недостаточно дифференцированные, отмечается снижение порога чувствительности, что в свою очередь приводит к недостаточности ориентировочной деятельности в целом и оказывает значительные трудности на усвоение школьных навыков.

  1. Особенности мнестической деятельности учащихся  с ОВЗ.

Нарушения памяти детей с ОВЗ сразу бросаются учителю в глаза, которые чаще всего обусловлены слабостью мышления.  Нарушается в первую очередь точность и прочность запоминания смыслового словесного материала. Воспроизводя информацию, они многое путают, пропускают, переставляют местами, нарушая логику, часто привносят новые элементы. Механическая память может быть относительно сохранной.

  1. Особенности мыслительной деятельности учащихся  с ОВЗ. 

Мышление – это наиболее высокоорганизованная психическая функция и является важнейшей формой познания окружающего мира.

        Среди типичных особенностей мышления детей с ОВЗ является всеобщее недоразвитие всех его форм  и уровней. Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления приводит к тому, что даже при незначительном изменении условия задачи воспринимают её как новую, а усвоенный опыт затрудняются использовать в новых условиях. Ведущим видом мышления долгое время, на протяжении школьного обучения,  остается наглядно-действенное мышление. Это приводит к тому, что в учебной деятельности дети долго заменяют умственные действия на более простые предметные и мнестические. Дети довольно долгое время делают грубые ошибки при установлении причинно-следственных связей, путают причину и следствие и в результате испытывают значительные затруднения в осмыслении логических рассказов, установлении последовательности событий и проч.

Неполноценной оказывается и операционная сторона мыслительной деятельности. Анализ зрительно воспринимаемых объектов осуществляется чаще по внешним несущественным признакам. Мышление детей с ОВЗ отличается конкретностью, это приводит к затруднению понимания переносного смысла пословиц, метафор, поговорок, осуществлять счетные операции в уме и проч.

6. Особенности внимания учащихся с ОВЗ. 

В современной психологии установлено, что внимание связано с динамикой работоспособности. Известно, что даже минимальная органическая недостаточность ЦНС ведет к нарушению работоспособности.

Общей особенностью детей с ОВЗ является преобладание непроизвольного внимания. Они затрудняются сосредоточить внимание, часто отвлекаются на несущественные детали, им трудно сосредоточиться при выполнении различных заданий. Особенно много ошибок допускают при необходимости распределения и переключения внимания. Также отличительной особенностью внимания таких детей является его низкая продуктивность в любом возрасте. Особенно страдает произвольное внимание, которое на протяжении всего школьного обучения остается несовершенным.

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ. 

Общей характерной особенностью является ее незрелость. Их эмоции недостаточно дифференцированы, а настроение неустойчивое. Они малоинициативны, затрудняются самостоятельно поставить цель и добиться ее реализации.

У учащихся с ОВЗ наблюдаются ярко выраженные специфические особенности эмоциональных проявлений – их неадекватность. Их чувства часто бывают не связаны с определенным контекстом.  Длительное время они испытывают только удовлетворение или неудовлетворение, а тонкие оттенки чувств им недоступны. Это приводит к тому, что высшие эмоции, такие как чувство долга, ответственности и проч. Формируются длительное время и с трудом.

Учащиеся затрудняются узнавать эмоциональное состояние людей, если они не видели ситуацию, вызвавшую переживания. При определении таких эмоций, как радость, гнев, удивление, страдание и страх часто называют их все одним определением – злостью.

Еще большие трудности вызывает определение чувств людей, изображенных на картине или фотографии, это приводит к тому, что они не  понимают смысла изображенного. Особенно трудно детям понимать, какое эмоциональное состояние переживают герои рассказов.

  1. Особенности формирования личности у учащихся с ОВЗ. 

Развитие личности у детей данной категории характеризуется целым рядом особенностей, обусловленных, прежде всего тотальным недоразвитием их познавательной деятельности. Это приводит к тому, что они долго не разбираются в понятиях морали и нравственности. Их представления о моральных способах поведения поверхностны и конкретны. Дети данной категории  часто поддаются дурному влиянию, что обусловлено их повышенной внушаемостью и подражательностью. Однако этому способствует не сама болезнь, а то социальное окружение, в которое попадает ребенок.  

Недоразвитие мотивов определяет  недостаточность потребностной сферы и интересов. Мотивы неустойчивы и недостаточно осознаны и в значительной степени зависят от ситуации. В связи с этим физиологические потребности длительное время преобладают над духовными и затрудняют формирование культурных и общественных потребностей.  Отмечается растормаживание элементарных влечений: увеличение аппетита, неуемная жажда, преждевременные сексуальные потребности.

Формирование самооценки  также складывается с большим опозданием. У младших школьников встречается и завышенная и заниженная самооценка. В среднем возрасте чаще всего формируется относительно адекватная, а в старшем – преимущественно завышенная, что связано со стремлением компенсировать свой дефект.

Уровень притязаний  находится в зависимости от самооценки, поэтому можно наблюдать как завышенный, так и заниженный уровень притязаний.

Мировоззрение  развивается с большим опозданием, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Они затрудняются высказать свой взгляд на то или иное явление; они не могут оценить последствий собственного поведения, своих отрицательных поступков, что обуславливает примитивности, ситуативность идеалов.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27

г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД

Тема:  «Особенности психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                   Подготовила

                                                                                Учитель-дефектолог

                                                                         Царенкова Ю.В.

Братск, 2012 г.

Источник