Деятельность как основание личностного развития ребенка
Развитие
личности возможно только в деятельности.
Деятельность |
Основными
видами деятельности ребенка являются:
учение, игра, труд, общение.
Вид | Эта |
Учение | на |
Труд | на |
Игра | на |
Общение | на |
Каждому
периоду развития ребенка соответствует
своя особая ведущая деятельность,
которая в определенном возрасте играет
основную роль, обуславливает его
развитие.
Возрастной | Ведущая |
Младенчество | Эмоциональное |
Раннее | Предметная |
Дошкольный | Ролевая |
Младший | Учебная, |
Подростковый | Ведущая Вторая |
Старший | Ведущая Вторая |
Виды
деятельности так же могут классифицироваться:
—
по направленности: познавательная,
общественная, спортивная, художественная,
техническая, ремесленническая,
гедоническая (направленная на получение
удовольствия) деятельность;
—
по аспекту воспитания: экономическая,
экологическая, эстетическая, нравственная,
трудовая, патриотическая и др.
Деятельность
бывает активной и пассивной.
В
пассивной деятельности человек работает
без желания, без настроения. Успешное
развитие человека происходит только в
активной деятельности, в которой
человек
вкладывает всю душу, полностью реализует
свои возможности, выражает себя как
личность. Такая деятельность приносит
удовлетворение, становится источником
вдохновения.
Развитие
личности при одинаковых внешних условиях
во многом зависит от ее собственных
усилий, от ее активности, от той энергии
и работоспособности, которые она
проявляет в различных видах деятельности.
Итак,
активность человека в деятельности
непременное условие развития его
способностей, достижение успеха.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Раскрытие психологических механизмов воспитания невозможно без понимания источников и условий развития ребенка, становления его личности. Определяющее условие существования развития человека как существа социального, реализация человеческих потребностей, т. е. условие развития человека как личности – та многоплановая деятельность или совокупность разного вида деятельностей, в которые включен человек. Развитие, усложнение деятельности определяют развитие психики ребенка. Поэтому решение воспитательных задач должно опираться на психологические закономерности соподчиненности человеческих деятельностей, их динамику. При построении системы воспитательных воздействий необходимо учитывать характер и особенности различных видов деятельности, в которые включен ребенок, их значение, объем и содержание, потому что именно в процессе развития деятельности, ее расширения и усложнения формируются общественные отношения, выступающие базисом становления личности.
Развитие деятельности человека приводит к появлению различных ее видов и форм, которые объединяются, соподчиняются. При этом происходит иерархизация побудителей деятельности – мотивов, благодаря которым осуществляются разные типы деятельности. Существует множество мотивов, различных по содержанию, произвольности, степени осознанности, первичных и вторичных, непосредственно и опосредствованно побуждающих и пр. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельностей, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности. Степень такого единства и связанности, широта связей и отношений человека с миром на основе разных видов деятельности служат исходными параметрами развития личности. Известно, что порой одинаковые мотивы по-разному реализуются в поведении, а разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления. В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества личности. Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию и по строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные. Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов и характеризуют развитие мотивационной сферы личности. Необходимое изменение соотношения мотивов, их иерархии обеспечивается целенаправленной организацией деятельности.
Своеобразие любой деятельности состоит в том, что результаты составляющих ее действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
8. НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Для анализа того, как формируется патологическое изменение личности, можно привести также некоторые данные, касающиеся формирования патологических черт характера.Из психиатрической практики
Мотивы общения как основа формирования у детей «образа Я» и образов других людей
Согласно нашим представлениям мотивы общения являются свойствами самого ребенка и других людей, ради которых он обращается к своим партнерам.Образ взрослого человека прорисовывается в
Глава 13 Содействие – основа социализации личности
В психологии существует немало разноречивых трактовок процесса социализации. При всей противоречивости трактовок социализации среди них чаще всего преобладает интерпретация «социального» как «внешнего» фактора,
Лекция 7. Деятельность и сознание личности
Психика человека коренным образом отличается от психики даже наиболее высокоорганизованных животных. Она представляет собой сознание. Что же касается тех моментов отражения, которые свойственны и человеку и животному, то они у
17. ЦЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Пути содействия эффективной педагогической социализации человека и его формирования как цивилизованной личности неотрывны от решения вопроса о цели, представления о том, какой ей желательно быть.В гуманистической теории говорится о том,
18. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В этом вопросе мы постараемся определить общие педагогические принципы формирования личности, по отношению к которым частными или специальными выступают принципы воспитания, образования, обучения, развития, самоформирования,
19. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Несмотря на большой накопленный опыт педагогикой работы, процесс формирования личности является трудным. Чаще всего это связано с большим количеством противоречий и различиями между:– целью и достигнутым
6.6. Психолого-педагогические аспекты формирования личности пpавоведа
По мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал работу правоведа в качестве основной жизненной цели.Готовность
Теоретический раздел. Теория личности, процессы ее формирования и развития
Лично я не целокупен.
Жак
Глава четвертая. Процесс формирования личности
Психология формирования и развития личности[47]. Л. И. Анциферова
Развитие личности – это прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики,
2.8. Этапы формирования потребности личности
Последовательное углубление отражения в сознании нужды (от возникновения ощущения до понимания его причины) свидетельствует о том, что образование потребности — это стадиальный процесс. Наиболее отчетливо это показано в
Глава 1
Значение мифа для формирования личности
Мы уже говорили, что в современной психологии мифом называется некоторое представление, которое разделяется всеми членами одной семьи. Более того, оно принимается ими без объяснений, не подвергается сомнению, поскольку
Цельность личности – основа доверия
Толковый словарь объясняет значение слова «цельный» (когда речь идет о личности) как «обладающий внутренним единством, отличающийся единством черт характера». Цельная личность живет согласно высоким моральным принципам. Тот, кто не
Источник
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Карельская
Государственная педагогическая академия»
Факультет
дошкольной и социальной
педагогики
и психологии
Кафедра
физического и
психического
здоровья ребёнка
лекция
Выполнила:
Наталья
Владимировна
Лосева,
студентка
751 гр.
заочного
отделения.
Проверила:
Стельмах
Ю.Б.
Петрозаводск
2010
Дата:
Учебная
группа:
Преподаватель:
Тема:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Цель:
Задачи:
Вид
учебного задания: лекция
Межпредметные
связи:
Внутрипредметные
связи:
Литература:
Дубровина
И.В. и др. Психология: Учебник для студ.
сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина,
Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.
Дубровиной.-М.: Издательский центр
«Академия».-1999.-464с.Кулагина,
И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология.-
М.: ТЦ Сфера.- 2008.- 464с.Леонтьев
А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,
1975. — С. 176Немов,
Р.С. Психология: учебник для студ. высш.
пед. учеб. заведений: в 3 кн/ Р.С. Немов –
5-е изд., М.: ВЛАДОС.- 2004.- Кн. 1 Общие основы
психологии.- 687с.Рубинштейн,
С.Л. Основы общей психологии СПб.- Питер.-
2001.- 720с.
План лекции:
Общее понятие о
деятельностиОсновные
виды деятельностиПонятие ведущей
деятельностиПризнаки ведущей
деятельностиВопросы и задания
Приложение 1
Общее понятие о
деятельности
Деятельность
человека — сложное явление. Различные
стороны ее изучаются разными науками.
Психология изучает психическую сторону
деятельности.
Находясь
в бодрствующем состоянии, человек всегда
чем-то занят, что-то делает: читает,
играет, трудится, размышляет и т.д. Жить
— это значит действовать. Каким бы трудом
ни занимался человек, он является
деятелем, созидателем, творцом. В
деятельности раскрываются глубина ума
человека, сила его переживаний,
воображение, способности, черты характера.
О человеке судят по его делам и поступкам.
Под
деятельностью
понимается
активность человека, направленная на
достижение сознательно поставленной
цели. Всякая
деятельность человека определяется
целями, задачами, которые он перед собой
ставит. Если нет цели, нет и деятельности,
нет полноценной жизни.
Человек
не действует случайным образом (как
иногда может казаться), его деятельность
всегда обусловлена теми или иными
потребностями.
Потребности
— источник
активности личности, они заставляют
человека активно действовать. Что
такое потребность? Это осознание
человеком нужды в чем-либо, что ему
необходимо для поддержания организма
и развития его личности.
Переживаемая человеком нужда (потребность)
побуждает его к поиску предмета ее
удовлетворения, к совершению деятельности.
Сама деятельность состоит в изыскании
способов и средств, которые могли бы
удовлетворить потребность, а также в
самих действиях, при которых эта
потребность удовлетворяется.
Потребности
оказывают влияние на чувства, мышление
и волю человека. Удовлетворение
потребностей вызывает приятное чувство,
неудовлетворенная потребность вызывает
неприятное чувство.
Для
удовлетворения потребностей человек
ищет определенные пути и средства — это
активизирует его мышление. Усилием воли
человек в состоянии преодолевать
трудности на пути достижения цели,
удовлетворения своих потребностей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ведущая
деятельность в контексте возрастного
развития.
Сотрудничество
и общение ребенка со взрослым.
Обучение
и развитие.
1.1. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития
Основным
условием психического развития ребенка
является его собственная активная
деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в
психологию развития понятие ведущей
деятельности. Он подчеркивал, что
«…главным процессом, который характеризует
психическое развитие ребенка, является
специфический процесс усвоения или
присвоения им достижений предшествующих
поколений людей. …Этот процесс
осуществляется в деятельности ребенка
по отношению к предметам и явлениям
окружающего мира, в котором воплощены
эти достижения человечества»2.
Именно в активной мотивированной
деятельности самого ребенка происходит
формирование его личности. Причем это
формирование происходит прежде всего
под влиянием той деятельности, которая
на данном этапе онтогенеза является
ведущей, обусловливающей главные
изменения в психических процессах в
психологических особенностях личности
ребенка (общение, игра, учение, труд).
1Рубинштейн
С.Л. Проблемы
общей психологии. — М., 1989. — С. 108.
2Леонтьев
А.Н. Проблемы
развития психики. — М., 1972. — С. 538-539.Ведущая
деятельность —
это такая деятельность, развитие
которой обусловливает главнейшие
изменения в психических процессах
и психологических особенностях личности
ребенка на определенной стадии его
развития. При переходе на новый уровень
развития предыдущая деятельность
не исчезает, но теряется ее определяющая
роль в развитии. Так, игра — это ведущая
деятельность дошкольника, но играют
и школьники, и взрослые люди. Признаком
перехода от одной возрастной стадии к
другой является именно изменение
типа ведущей деятельности, ведущего
отношения ребенка к действительности.
У
младенца
ведущая
деятельность — непосредственный
эмоциональный контакт со взрослым,
благодаря которому у него образуется
потребность в общении с другими людьми.
В
раннем
детстве —
деловое практическое сотрудничество
со взрослым. Ребенок занят предметом и
действием с ним. Интенсивное овладение
предметно-орудийными операциями
формирует практический интеллект. Речь
используется главным образом для
налаживания сотрудничества со взрослым
внутри совместной предметной деятельности.
Потребность в речи возникает как средство
деловых контактов со взрослым.
В
дошкольном
возрасте ведущей
деятельностью является игра. В игровой
деятельности впервые формируется и
проявляется потребность ребенка
воздействовать на мир. А.М Горький писал:
«Игра — путь детей к познанию мира, в
котором они живут и который призваны
изменить». Все игры обычно воспроизводят
те или иные виды практической неигровой
деятельности и тем самым отвечают
потребности ребенка принять участие
в жизни и деятельности взрослых. Но
ребенок становится взрослым лишь в
воображении, мысленно. Различные
формы серьезной деятельности взрослых
служат образцами, которые воспроизводятся
в игровой деятельности: ориентируясь
на взрослого как на образец, взяв на
себя ту или иную роль, ребенок подражает
взрослому, действует как взрослый, но
только с предметами-заместителями
(игрушками) в сю-жетно-ролевой игре. В
игре для ребенка существенны не столько
свойства предметов, сколько отношение
к предмету, отсюда — возможность
замещения предметов, что способствует
развитию воображения. Играя, ребенок
также овладевает соответствующими
действиями. Игровая деятельность к
концу дошкольного возраста дифференциру-ется
на такие формы, как сюжетно-ролевые
игры, игры-драматизации, игры с правилами.
В игре развиваются не только познавательные
процессы, речь, общение, поведение,
но и личность ребенка. Игра в дошкольном
возрасте является универсальной
формой развития (А.В. Запорожец, Д.Б.
Эльконин, Н.Н. Подъяков, С.Н. Карпова,
А.С. Списаковская и др.), она создает зону
ближайшего развития, служит основой
для становления будущей учебной
деятельности.
Ведущая
деятельность в младшем школьном возрасте
-учебная, в подростковом — общение со
сверстниками в пространстве
общественно-полезной деятельности, в
ранней юности (старшем школьном возрасте)
— общение со взрослыми в пространстве
учебной деятельности, в юности —
учебно-профессиональная деятельность,
у взрослых — трудовая деятельность.
Основной
смысл выделения ведущей деятельности
заключается в понимании сущности ее
воздействия на психическое развитие
растущего человека. В связи с этим
следует отметить, что в детских
образовательных учреждени-/’ ях все еще
слишком большое место занимают методы
словесного воспитания и обучения.
Конечно, воспитание через сознание —
это необходимый, но не единственный
момент. Переоценка словесных методов
в воспитании приводит к нравственному
формализму, в обучении к формальному
усвоению знаний. С.Л. Рубинштейн отмечал,
что всякая попытка взрослых «внести»
в ребенка познание и нравственные нормы,
минуя его собственную деятельность по
овладению ими, подрывает самые основы
здорового умственного развития ребенка,
воспитания его личностных свойств
и качеств.
Источник