Деформация развития ребенка в неблагополучной семье

Деформация развития ребенка в неблагополучной семье thumbnail

Ребенок
в неблагополучной семье

В связи с
этим дети из таких семей чаще других
попадают в группу риска. «Дети группы
риска – та категория детей, которая в
силу определенных обстоятельств своей
жизни более других категорий подвержена
негативным внешним воздействиям со
стороны общества и его криминальных
элементов, ставшим причиной дезадаптации
несовершеннолетних.»1

Существует
множество причин, из-за которых ребенок
может попасть в группу риска. Олиференко
Л.Я. в своей работе «Социально-педагогическая
потдержка детей группы риска» выделяют
следующие:

Асоциальное
поведение родителей, пьянство;

Устройство
на квартире родителями притонов;

Сексуальное
развращение собственных детей;

Убийство
одного из родителя собутыльниками или
другим родителем на глазах у ребенка;

Пребывание
одного из родителей в тюремном заключении;

Лечение
одного из родителя от алкоголизма,
психического заболевания;

Жестокое
обращение с детьми;

Оставление
одних малолетних детей без пищи и воды;

Отсутствие
постоянного места жительства;

Побеги из
дома, конфликты со сверстниками и многие
другие причины.

Чаще всего
невозможность проживания ребенка в
семье происходит не вследствие одной
какой-то причины, а из-за их совокупности.
Длительное воздействие таких совокупностей
приводит к психическим и физическим
нарушениям у ребенка. Происходит
нарушение социализации личности ребенка.

Самые сильные
и трудно заживающие душевные раны,
которые человек получает в детстве –
это раны, нанесенные собственными
родителями. «Эти раны не заживают всю
жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях,
разнообразных психосоматических
болезнях, отклоняющемся поведении,
потери ценности себя, неумении строить
свою жизнь.»1

Чаще всего,
неблагополучная семья является
результатом того, что родители будучи
детьми воспитывались в подобных условиях
жизнедеятельности. Родительское
поведение откладывается в детской
психике, на бессознательном уровне, еще
в дошкольном возрасте. В дальнейшем
человек воспроизводит поведение
родителей в своей семье.

Из-за
невыполнения родителями обязанностей,
появляются дети беспризорные, безнадзорные
и дети-беглецы.

«Безнадзорные
дети – дети, лишенные присмотра, внимания,
заботы, позитивного влияния со стороны
родителей или лиц, заменяющих их.
Безнадзорный ребенок живет под одной
крышей с родителями, сохраняет связи с
семьей, у него еще есть эмоциональная
привязанность к какому-либо члену семьи,
но связи эти хрупки и находятся под
угрозой атрофии и разрушения.

Беспризорные
дети – дети, которые не имеют родительского
или государственного попечения,
постоянного места жительства,
соответствующих возрасту позитивных
знаний, необходимого ухода, систематического
обучения и развивающего воспитания.

Дети-беглецы
– дети, убежавшие из дома или воспитательного
учреждения вследствие разрыва с
родителями, возникшего тяжелого конфликта
с учителями, воспитателями, сверстниками,
деформирования ценностных ориентаций
и других причин, приведших к кризису
отношений.»1

Поведение
детей из неблагополучных семей нередко
противоречит общественным правилам и
нормам. Для этих детей не среди взрослых,
не среди сверстников нет авторитетов.
Во взрослом возрасте они более других
склонны к правонарушениям.

2.2
Виды неблагополучных семей

Критерии, по
которым семей относят в группу риска
весьма разнообразны. Разные исследователи
семьи рассматривают неблагополучие
по-разному. Одни относят семью к
неблагополучным если только какой-нибудь
неблагоприятный фактор влияет полностью
на всю семью, другие когда фактор влияет
на отдельных ее членов. Здесь критерием
выделения неблагополучных семей является
положение ребенка и отношение родителей
к нему.

Наиболее
сильным фактором, который вызывает
дисфункцию семейных отношений и мешает
семье выполнять свои функции, а также
наносит психики ребенка непоправимый
урон, является алкоголизм родителей.

У
родителей-алкоголиков в большинстве
рождаются больные и умственно отсталые
дети. Алкоголизм родителей влияет на
ребенка в процессе зачатия, во время
беременности и на протяжение всей жизни.
Этот неблагоприятный фактор является
примером для ребенка. В то время, когда
идет социализация ребенка и формирование
его личности, когда он впитывает всю
окружающую его информацию, как губка,
его основным ориентиром служат
родители-алкоголики. Из-за этого ребенок
усваивает эти ужасные примеры, в
большинстве случаев, возникает отсутствие
какого-либо воспитания вообще, в конечном
итоге, ребенок может остаться без
родителей, стать сиротой при живых
родителях и попасть в детский дом.
Ребенок в такой семье уподобляется
своим родителям, потому что из-за своей
незрелости не может противостоять таким
пагубным примерам. Пьянство родителей
порождает такие явления как социальная
деградация, хулиганство, плохой
самоконтроль, а они в свою очередь
являются причиной психических расстройств
у детей.

У подростка
формируется система значимых отношений
ко всему, что его окружает, это и определяет
его дальнейшее поведение. Начинают
возникать волнения из-за отношений с
окружающими его людьми. Но самое главное
на этой ступени развития ребенка – это
его отношение с родителями. Сильное
желание иметь постоянную заботу о себе
со стороны родителей остается надолго
с детьми из семей алкоголиков.

Если ребенок
понимает, что он растет в семье, которая
сильно отличается от семей, в которых
воспитываются его сверстники, в семье,
в которой родители злоупотребляют
спиртными напитками, в которой тяжелое
материальное положение, где мало внимания
уделяют детям, это является причиной
формирования негативного отношения к
семье, которая для этого ребенка никогда
уже не станет высшей ценностью. Помимо
всего дети, чьи родители пьяницы,
взрослеют намного раньше, чем их
сверстники из семей благополучных, на
них ложится ответственность за младших
братьев и сестер.

Еще один вид
неблагополучной семьи – это педагогически
несостоятельная семья. Такой статус
получают семьи, в которых на первый
взгляд все благополучно, но при воспитание
детей возникают серьезные педагогические
ошибки.

В своей книге
«Ребенок из неблагополучной семьи» М.
Буянов называет неблагополучной, прежде
всего, такую семью, в которой имеются
явные дефекты воспитания, и описывает
наиболее часто встречающиеся:

Ребенка
воспитывают «по типу Золушки», то есть,
когда ребенок явно или скрыто эмоционально
отвергается. В такой семье ребенка не
любят, и он это знает, потому что ему
постоянно напоминают про эту нелюбовь.
Реакция детей на такое отношения бывает
разной: нередко ребенок замыкается в
себе, другие пытаются привлечь внимание
родителей к себе, вызвать их жалость
или ребенок ожесточается по отношению
к таким родителям.

Гиперопека

Скрытая

Явная

В этом случае
ребенка стараются защитить от всех
возможных и невозможных трудностей и
опасностей современной жизни. Ребенок
из такой семьи, как правило, лишен
возможности хоть как-то проявить свою
самостоятельность, он вырастает чаще
всего безответственным, несамостоятельным
и инфантильным. И жить ему потом на свете
очень трудно. Алкоголики, наркоманы,
хронические неудачники – часто результат
такого воспитания.

Гипоопека,
то есть недостаток опеки со стороны
родителей. Ребенком никто не занимается,
его в семье интересы всегда ставятся
на последнее место, хотя нельзя сказать,
что его не любят, просто родителям не
до него – у них хватает своих проблем.
Так бывает в семьях, где родители
обеспокоены обустройством своего
личного счастья, достижениями успехов
в карьере и др. Никто никогда не расспросит
ребенка о его делах и проблемах, никто
не выслушает его, не поможет советом.
Никто никогда не пожертвует ради него
своим временем. Конечно, с одной стороны,
ребенок растет независимым и
самостоятельным, но часто такое отношение
к ребенку приводит к тому, что он чувствует
себя никому не нужным, всеми покинутым.
И нередко заканчивается эта безнадзорность
пристрастием детей к алкоголю, наркотикам,
совершением ими противоправных поступков.

Семья, в
которой к ребенку относятся излишне
строго. Детей боятся избаловать, поэтому
и относятся к ним сдержанно и сухо. Как
правило, детям в таких семьях прививают
высокие нравственные нормы и воспитывают
в них повышенную моральную ответственность.
Дети хорошо знают, «что такое хорошо и
что такое плохо», и часто стараются
поступать правильно. Но хорошо ли такому
ребенку живется без родительской ласки?
Счастлив ли он?

Семьи, в
которых нет согласия в воспитании
ребенка. Эта семьи в которых родители
используют одну тактику в воспитании
детей, а бабушки или дедушки совершенно
другую. Из-за этого у ребенка могут
начаться невроз или другое психическое
нарушение.

Следующий
вид неблагополучных семей –
криминально-аморальные семьи, здесь
главным фактором, нарушающим выполнение
семьей своих обязанностей, являются
криминальные факторы риска, и
аморально-ассоциальные семьи, в которых
преобладают антиобщественные ориентации.

«Наибольшую
опасность по своему негативному
воздействию на детей представляют
криминально-аморальные семьи. Жизнь
детей в таких семьях из-за жёсткого
обращения, пьяных дебошей, распущенности
родителей , отсутствия элементарной
заботы о содержании детей, зачастую
находится под угрозой. Это так называемые
социальные сироты (сироты при живых
родителях), воспитание которых должно
быть возложено на государственно-общественное
попечение. В противном случае ребенка
ждет раннее бродяжничество, побеги из
дома, полная социальная незащищенность
как от жестокого обращения в семье, так
и от криминального влияния преступных
образований.»1

Асоциально-аморальные
семьи, хотя и кажутся внешне вполне
респектабельными, но оказывают
неблагоприятное воздействие на детей
благодаря своим моральным представлениям,
прививают им антиобщественные взгляды.
Внешняя обстановка в семье вполне
благоприятная, уровень жизни высокий,
но духовные ценности подменены.

Также можно
выделить конфликтные семьи. «Конфликтная
семья, в которой по различным психологическим
причинам личные взаимоотношения супругов
строятся не по принципу взаимоуважения
и взаимопонимания, а по принципу конфликта
отчуждения. Конфликтные семьи могут
быть как шумные, скандальными, где
повышение тона, раздражительность
становятся нормой взаимоотношений
супругов, так и «тихими», где отношения
супругов характеризует полное отчуждение,
стремление избегать всякого взаимодействия.
»2

В таких
случаях семья тоже отрицательно влияет
на становление личности ребенка, является
причиной антисоциальных проявлений со
стороны ребенка.

Беличева
С.А. в своей работе «Основы превентивной
психологии» высказывает и обосновывает
мысль, что педагогически несостоятельные
и конфликтные семьи не оказывают на
детей прямого десоциализирующего
влияния. В следствие этого семья как
социальный институт, который в первую
очередь должен обеспечивать социализацию
личности ребенка, уходит на второй план,

а на первый
выдвигаются другие институты социализации,
оказывающие неблагоприятное воздействие
на ребенка.

Таким образом,
получается, что семейные конфликты и
насилие в семье, эмоциональный разлад
и рассогласование семейных ролей,
пьянство и наркомания, неправильное
воспитание и замкнутость родителей на
своих проблемах – все это физически и
психически калечит детей.

Благополучные
семьи

Когда
мы говорим о неблагополучной семье,
сразу возникает вопрос, а какая семья
считается благополучной? Встречаются
семьи полные, но деструктивные, где нет
согласия, где постоянные ссоры, есть
внешне респектабельные семьи, однако
в них ценностные установки и поведение
родителей расходятся с общечеловеческими
моральными требованиями, что сказывается
на воспитании детей.
По
мнению большинства респондентов,
благополучная семья – это:
во-первых,
семья, где царит взаимопонимание между
родителями и любовь к детям (58%
респондентов),

во-вторых,
это семья, где есть взаимопонимание и
материальный достаток (34% респондентов), 

в-третьих,
это семьи где присутствует материальный
достаток (9% респондентов). 

Благополучная
семья.

Благополучная
семья в наше время не правильно трактуется.

Среди многих
на вопрос о том, как выглядит благополучная
семья, многие отвечают семья с достатком
и связями.

Но это далеко
не так. Когда человек вступает в брак
он даже не предполагает, что его ждет в
новоиспеченной семье, своей семье.

И лишь опираясь
на знания захваченные из детства о семье
и опираясь на советы родителей человек
пытается создать свою семью.

Но стоит
снять розовые очки и окунуться в быт,
как у многих молодых пар начинаются
проблемы в семейной жизни.

И соответственно
в горячих чувствах обиды или недоговоренности
начинаются свои разногласия.

Соответственно
для других эта семья благополучная так,
как не выносят сор из избы, дабы не
оказаться в глупом положение.

Если говорить
на чистоту, такие семьи редко сохраняют
брак. Но в чем же смысл выражения —
благополучная семья.

Все дело в
отношениях родителей. Подчеркну –
именно родителей, так как ребенок уже
отражает, как в зеркале семейные
отношения.

Итак
благополучная семья включает в себя не
малый ряд жизненных чувств.

Уважение –
уважение ко всем членам семьи, стар он
или млад.

Прощение –
уметь прощать и уступать друг другу.

Взаимопонимание
– понимать и принимать поведение одного
из членов семьи в данной ситуации, если
он чего то не договаривает значит так
нужно в данный момент.

Доверие –
доверять и в нужный момент не задавать
не нужных вопросов, а уж тем более не
устраивать скандал, когда просто просят
поверь мне.

Мудрость –
уметь в трудную ситуацию не делать хуже,
а наоборот безропотно помочь; соответственно
уметь поддерживать друг друга в любой
ситуации.

Забота –
включает в себя много пунктов: чистота;
домашний уют; лечение, когда из домочадцев
кто то заболел; еда приготовленная без
злобы, которая пойдет во благо здоровья,
а не во вред.

Доброта –
будьте добрыми не только к самому себе,
но и к своим детям и второй половинке.

Взаимовыручка
– распределение так сказать домашних
обязанностей, один конечно сможет это
все делать, но на долго его может не
хватить.

Любовь –
почему последним пунктом спросите Вы,
да потому что если у Вас есть все
перечисленное выше, значит Вы любите
друг друга и об этом уже говорить нет
смысла.

Дети выросшие
в благополучной семье добиваются в
жизни гораздо большее нежели из
неблагополучных семей.

И
давайте теперь перейдем к более подробному
анализу того, что такое благополучная
семья, какими характеристиками она
обладает. 
1.
Для начала стоит сказать, что такая
семья должна быть полной, т.е. в ней
должны присутствовать оба родителя,
мама и отец. Соответственно, семьи с
одним родителем благополучными считаться
не могут, как бы ни старался один родитель
заменить другого. 
2.
У обоих родителей нет вредных привычек,
нет зависимостей, которые я описывал в
предыдущих рассылках — ни химических,
ни эмоциональных, ни духовных. 
3.
Родители в такой семье постоянно
работают, не имеют материальных проблем.
Хотя этот пункт можно и оспорить, так
как есть такая зависимость, как
трудоголизм, когда человек слишком
много времени уделяет своей работе,
стараясь с ее помощью спрятаться от
своих проблем и трудностей. В этом случае
он будет работать, но для семьи его
состояние будет такое же тяжелое, как
и алкоголизм. 
4.
Обязательно наличие нескольких детей
в семье. Это очень важно. Например, я
вырос в семье один, у меня нет ни братьев
ни сестер в семье, хотя я всю жизнь очень
хотел иметь сестренку. И долго не знал,
как обращаться с девушками, как их
обнимать или играться с ними, так как
не имел такого опыта в своей семье. Я
понимаю, что между братьями или сестрами
часто бывают ссоры и конфликты, но на
мой взгляд, это все же лучше, чем быть
единственным ребенком в семье. 
5.
Наличие в семье общения, взаимная
поддержка. Это означает, что когда вас
обидели и вы приходите домой пожаловаться
на то, что вам плохо, больно, тяжело или
обидно, то вы точно знаете, что вас в
семье обязательно поддержат, выслушают,
посочувствуют и помогут. И не будут
упрекать, обвинять вас в чем-то, наезжать
на вас и унижать. Знаете, когда меня били
ребята на улице и в школе и я приходил
домой заплаканный и обиженный, то отчим,
вместо того, чтобы посочувствовать мне
и поддержать меня, обвинял меня же, что
я не могу сдачи дать и что я слабак и
тряпка. Очень было обидно, что дома я не
имею поддержки и утешения от самых
близких мне людей — моих родителей.
Вообще, общение в семье — это очень важная
вещь, когда можно просто и по душам
поговорить в семье, как многим семьям
это недостает. 
6.
Любовь, общение, принятие, понимание,
уважение. Я не знаю, нужно ли вам объяснять,
что это такое и как это важно для
благополучной семьи? Когда родители
относятся к своим детям на равных, не
унижают и не оскорбляют их, принимают
такими, какие они есть и любят не за
что-то, не из-за каких-то условий. 
7.
Хорошие отношения между родителями в
семье. Скажите, как ребенок может
научиться любви и нежности, заботе,
ласке и ухаживаниям, если он не видит
это от своих родителей. Если родители
постоянно сорятся и ругаются друг с
другом, если папа не ухаживает за мамой
и не проявляет к ней теплоты и нежности,
если вообще папа считает любое проявление
нежности и ласки телячьими нежностями
(как это было в моей семье), то это тоже
можно назвать признаком дисфункциональной
семьи. 
8.
Этот пункт похож на 6-й. Это Вникание,
доверительность, открытость. Когда вам
плохо и хочется поделиться с кем-то
своими проблемами, к кому первому вы
идете? К родителям, братьям и сестрам
или к людям вне вашей семьи? Признаком
здоровой семьи является возможность
спокойно и просто разобрать семейные
и личные проблемы всех членов семьи,
возможность открыто и искренно рассказать
о своих проблемах и трудностях другим
членам семьи. 
9.
Достаток, квартира, условия проживания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Будущее каждого человека зависит от семьи, в которой он вырос. Здесь закладывается развитие, воспитание, здоровье, мышление и многое другое. Только от семьи зависит, каким вырастет ребёнок, какими будут его взгляды на жизнь. Всё это исходит в первую очередь от самых близких и родных людей – родителей. Именно они должны учить ребёнка любить труд, хорошо относиться к окружающим, природе, быть самостоятельным и вести себя адекватно.

неблагополучная семья

Родители – первые люди, которые передают опыт, знания и навыки своим детям. Однако есть малыши, которые знают, что такое неблагополучная семья. Почему так происходит? Что делать детям из неблагополучных семей?

Семья как фактор воспитания

Факторы воспитания бывают не только положительными, но и отрицательными. Их отличие состоит в том, что в одних семьях ребёнка контролируют и балуют в меру, воспитывают как в строгости, так и в ласке, не обижают, оберегают и т. д. Другие семьи не могут так себя вести. В них постоянные крики, ссоры, упрёки или рукоприкладство.

Любой ребёнок, выросший в жестоких условиях, не понимает и не знает другой жизни. Именно поэтому он становится копией своих родителей, продолжая строить свою жизнь только так, как он видел на протяжении длительного периода. Есть, конечно, и исключения, однако, по статистике, это большая редкость. На неблагополучные семьи необходимо обращать внимание всем окружающим. Ведь, возможно, от них зависит будущее детей.

Семья – первое место, где дети приобретают опыт, навыки и умения. Поэтому родителям необходимо обращать внимание в первую очередь на себя и на своё поведение, а не на ребёнка, который пока только наблюдает за взрослыми и учится плохому или хорошему у самых близких и родных ему людей.

Только глядя на маму или папу, дети могут увидеть положительные и отрицательные стороны жизни. Поэтому всё зависит не столько от ребёнка, сколько от родителей.

неблагополучные семьи

Не только плохой пример подают взрослые. Бывают случаи, когда детей слишком опекают, что становится причиной разрушения семьи. Тогда тоже необходимо вмешательство психолога. Такие дети не умеют жить в обществе, они привыкли, что им никогда не отказывают. Поэтому у них наблюдаются проблемы в общении не только со сверстниками, но и окружающими в целом.

Причины появления неблагополучных семей

Характеристика неблагополучной семьи – это неблагоприятный психологический климат, недоразвитие детей, насилие над более слабыми.

Причины этого бывают разными:

  1. Невыносимые условия жизни, нехватка финансов, что приводит к недоеданию, плохому духовному и физическому развитию ребёнка.
  2. Нет взаимосвязи у родителей с детьми, не находят общий язык. Взрослые часто пользуются своей силой и стараются физически повлиять на ребёнка. Это приводит к детской агрессии, замкнутости, отчуждённости. После такого воспитания у детей появляется только злость и ненависть к родным.
  3. Алкоголизм и наркомания в семье приводят к жестокому обращению с младшими, что является плохим примером для подражания. Нередко ребёнок становится таким, как и родители. Ведь он не видел другого отношения.

Таким образом, факторы, влияющие на появление неблагополучной семьи, – это материальная и педагогическая несостоятельность, плохой психологический климат.

Виды неблагополучных семей

Семьи, в которых нарушена взаимосвязь и адекватное поведение, делятся на определённые виды.

Категории неблагополучных семей:

  • Конфликтные. Здесь родители с детьми постоянно ругаются, не умеют вести себя в обществе, не находят компромиссы. Дети воспитываются только при помощи ругательств и рукоприкладства.
  • Аморальные. В этих семьях находятся алкоголики или наркоманы. Они не знают, что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают детей. Родители не занимаются воспитанием и не обеспечивают необходимые условия для нормального развития.
  • Проблемные. В таких семьях взрослые не умеют воспитывать ребёнка. Они потеряли авторитет или слишком сильно опекают своих детей. Всё это сказывается на дальнейшей неустроенности ребёнка в жизни.
  • Кризисные. Здесь наблюдается неблагополучие из-за нескольких факторов: развод, смерть, дети-подростки, проблемы с финансами или с работой. Пережив кризис, семья восстанавливается и продолжает жить нормальной жизнью.
  • Антисоциальные. Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил.

Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми. Это и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание.

Чаще всего в таких семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически. Характеристика неблагополучной семьи неутешительная, поэтому необходимо обратить на неё внимание и, если не поздно, помочь выбраться из этой ситуации.

Как выявить неблагополучную семью

Сразу не всегда можно определить, какая та или иная семья. Дети хорошо одеты, культурные, родители на вид нормальные. А вот что творится в душе ребёнка, не каждый знает. Именно поэтому в современном мире можно увидеть в каждом учебном учреждении психолога, который работает с детьми. И это ещё не всё.

Когда ребёнок идёт первый раз в садик или школу, в начале учебного года собираются сведения о каждой семье. То есть создаётся комиссия, которая посещает квартиру, где проживает ребёнок. Осматриваются условия его жизни, проводится общение с родителями и детьми.

подросток из неблагополучной семьи

Взрослые (педагоги или психологи) проводят тесты, беседуют с ребёнком без родственников. Воспитатели и учителя ежедневно общаются с подопечными, особенно если эти дети из неблагополучных семей.

Всегда обращается внимание на внешний вид или поведение ребёнка. Чаще всего такие факторы говорят сами за себя:

  • Ребёнок приходит каждый день в учебное учреждение усталый и сонный.
  • Внешний вид оставляет желать лучшего.
  • Частая потеря сознания из-за недоедания. Такие дети в школе или садике постоянно хотят кушать, чтобы нагнать своё.
  • Рост не по возрасту, речь запущенная (совсем не говорит или очень плохо, невнятно, непонятно).
  • Мелкая и крупная моторика не работает. Заторможенность в движениях.
  • Очень сильно просит внимания и ласки, видно, что он их недополучает.
  • Агрессивный и импульсивный ребёнок резко меняется на апатичного и подавленного.
  • Неумение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Тяжело обучается.

Очень часто дети из неблагополучных семей подвергаются физическому насилию. Выявить такое ещё легче. Как правило, у ребят видны следы побоев.

Даже если их нет, тогда видно по поведению детей. Они боятся даже взмаха руки рядом стоящего, им кажется, что их сейчас начнут бить. Иногда дети свою злость и ненависть переносят на животных и делают с ними то же самое, что мама или папа с ними дома.

Выявление неблагополучных семей помогает избавиться от зависимости. Воспитатель, учитель, психолог обращаются к заведующей или директору, а те, в свою очередь, в социальную службу, где должны помочь взрослым и детям.

Здоровье детей из неблагополучных семей

Эмоциональные расстройства, сердечная недостаточность, нарушение поведения, психологическая неустойчивость – это всё появляется у ребёнка при неправильном воспитании. Любая неблагоприятная семейная ситуация разрушает здоровье. В редких случаях стресс удается снять, однако чаще всего дети вырастают с разнообразными отклонениями.

Одни дети из-за плохого питания в будущем страдают патологиями внутренних органов, у других из-за жестокого обращения появляются нервные заболевания. Перечень болезней огромный, всех их не перечислить, однако здоровье портится у многих с раннего возраста. Именно поэтому детей стараются оберегать органы опеки и социальные службы.

В итоге у таких детей нарушена ещё с младенчества центральная нервная система. Часто можно встретить такие заболевания, как кардиопатия, расстройство мышечной системы, проблемы с органами дыхания, ЖКТ, мочевыводящими путями, сосудами головного мозга и многое другое.

Каждый ребёнок, который растёт в неблагополучной семье, имеет отклонение в здоровье. Это не только физическое развитие, но и моральное. Эти дети плохо едят, спят, растут и очень часто болеют простудными заболеваниями. Ведь иммунитет у них оставляет желать лучшего.

Болеют не только те дети, которые выросли в семье алкоголиков и наркоманов. Часто можно встретить маму, которая перенесла сифилис, гепатит, ВИЧ и т. д. Обследования показывают, что большинство детей являются носителями этих недугов. Их лечат долго и не всегда успешно, так как такие болезни врождённые.

Проблемы в неблагополучных семьях

Что же делать, если ребёнку в недрах семьи опасно жить? Конечно же, его отправляют на определённое время в стационарное отделение специального учреждения. Он там находится до тех пор, пока с родителями работают социальные сотрудники, которые пытаются помочь.

Есть ряд проблем как у детей, так и у родителей. Очень часто можно наблюдать детей-беспризорников, которые похожи на бомжей. По сути, так оно и есть. Ведь ребёнку легче проводить время на улице. Там их не бьют и не обижают, что для детей очень важно в любом возрасте.

дети из неблагополучных семей

Однако есть основная проблема, перед которой бессилен любой социальный работник. Во многих семьях их неблагополучие – это нормальное явление, которое стало хроническим. Мама, папа или другие родственники не хотят ничего менять. Их всё устраивает. Поэтому ни одному человеку не удастся помочь такой семье, так как её члены не желают этого. Чтобы что-то получилось, нужно сильно захотеть. Проблемы неблагополучных семей необходимо решать сразу же после их выявления, а не ждать, когда взрослые и дети сами возьмутся за ум.

Самая острая проблема появляется тогда, когда ребёнок вырос в такой семье, он не знает другой жизни, поэтому на примере своих родителей продолжает вести себя точно так же, как и они. Это самое страшное. Именно поэтому неблагополучные семьи прогрессируют. Их становится с каждым днём всё больше.

Сложность работы с неблагополучными семьями

Очень часто социальным службам тяжело работать с семьями, где выявлено неблагополучие. В первую очередь необходимо обратить внимание на закрытость и замкнутость этих людей. Когда начинают психологи или педагоги общаться со взрослыми и детьми, они видят, что те не идут на контакт. Чем глубже их неблагополучие, тем сложнее складывается разговор.

Родители неблагополучных семей враждебно относятся к тем людям, которые пытаются научить их жизни. Они считают себя самодостаточными, взрослыми и не нуждающимися в поддержке. Многие не понимают, что им помощь необходима. Как правило, сами родители не могут выпутаться из таких проблем. Однако и признать себя беззащитными они не готовы.

Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.

Социальная помощь неблагополучным семьям

Люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи. Однако не каждый человек признается в этом. Самая важная задача социальных служб – максимально обеспечить семью всем необходимым. Одним нужно оказать психологическую поддержку, другим – материальную, третьим – медицинскую.

Прежде чем приходить на помощь, необходимо установить, действительно ли перед вами неблагополучная семья. Для этого работники разносторонних социальных служб начинают свою работу со взрослыми и детьми.

Если же что-то было заподозрено, но конкретных фактов не выявлено, тогда необходимо обратиться к соседям, которые, скорее всего, расскажут об этой семье всё, что необходимо.

Затем специалисты обращают внимание на воспитательные меры к детям. Рассматривают положительные и отрицательные стороны. Социальные работники должны быть тактичными, обходительными и доброжелательными. Это необходимо для того, чтобы все члены семьи раскрылись перед ними максимально.

социально неблагополучные семьи

Если у семьи проблемы из-за нехватки финансов, тогда подаётся заявление о рассмотрении помощи в этом направлении. Наркоманов и алкоголиков принудительно отправляют на лечение, а тем временем детей забирают в детский дом на временное попечение государства.

Если же в семье присутствует жестокое обращение, тогда необходимо психологическое вмешательство. Специалисты часто добиваются положительных результатов, если насилие выявлено на раннем этапе.

После вынужденных мер по работе с семьёй работники социальной службы анализируют эффективность реабилитации. Они определённое время наблюдают за родителями и ребёнком, их взаимоотношениями, здоровьем, развитием и трудовой деятельностью.

Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, милицию и социальные службы, — тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.

От помощи не нужно отказываться, ведь на данный момент — это выход из сложной ситуации. Многие семьи обретают себя заново. Стараются вести здоровый образ жизни и к нему приучают своих детей.

Работа с детьми из социально-неблагополучных семей

Часто можно наблюдать детей, у которых низкая успеваемость в учёбе, заниженная самооценка, агрессивность, застенчивость и плохое поведение. Это обусловлено конфликтами в семьях, безнадзорностью, физическим или психологическим насилием. Если педагоги замечают в своих учениках подобное, необходимо известить определённые службы, которые занимаются такими вопросами.

Неблагополучные семьи в школе – это большая проблема. Ведь дети учатся не только плохому, но и хорошему. Поэтому необходимо следить за ребёнком, который не умеет себя вести и нормально общаться. Ведь он научит и других детей всему, что сам умеет.

Таким детям необходима поддержка, доброта, ласка, внимание. Они нуждаются в тепле и уюте. Поэтому нельзя закрывать глаза на это явление. Воспитатель или учитель должен действовать в интересах ребёнка. Ведь ему некому больше помочь.

категории неблагополучных семей

Очень часто можно наблюдать подростков, которые ведут себя ужасно только потому, что они понимают: им ничего за это не будет. Почему начинается в 14, а то и в 12 лет воровство или пьянство? Эти дети не знают, что есть другая жизнь, где им может быть более комфортно.

Подросток из неблагополучной семьи становится таким же, как и его родители. Чаще всего это случается из-за того, что вовремя не обнаружили такую семью, не знали про неё социальные службы и в нужное время не смогли помочь. Именно поэтому следует ожидать, что в скором времени появится ещё одна такая же неблагополучная семья. В ней будет расти ребёнок, который не научится ничему хорошему.

Все люди, которые видят, что рядом находятся дети из социально-неблагополучных семей, обязаны уделять этому особое внимание и сообщать специальным службам.

Заключение

После вышеперечисленного можно сделать вывод: если вовремя выявить социально-неблагополучные семьи, тогда можно избежать в будущем серьёзных проблем как со взрослыми, так и с детьми.

Изначально определяется состояние родителей и их ребёнка. Специалисты устанавливают особенности поведения, обучения, социализации и многое другое. В случае необходимости предлагается семьям помощь. Если от неё отказываются, тогда приходится применять к родителям, а также их детям принудительные меры. Это может быть лечение, обучение и т. д.

Специалисты на первом этапе обращают внимание на бытовые условия: где играют дети, выполняют домашнее задание, есть ли у них собственный угол для отдыха и развлечений. На втором этапе смотрят на жизнеобеспечение и здоровье: оформлены ли льготы или субсидии, какое самочувствие у каждого члена семьи.

Третий этап – воспитательный. Здесь заостряется внимание на эмоциях или переживаниях как семьи в целом, так и каждого её члена по отдельности. Если у детей обнаружены физические или психологические травмы, их легче искоренить на начальной стадии развития.

ситуации неблагополучных семей

На четвёртом этапе обращают внима?