Деформация личности в развитии ребенка

Деформация личности в развитии ребенка thumbnail

Под термином «деформация личности ребёнка» родители обычно подразумевают ситуации, в которых на чадо оказывается давление со стороны других людей и влияние разных вещей. Отсюда и пошли такие высказывания, как «спорт травмирует ребёнка», «компьютерные игры деформируют личность малыша», «педагог загоняет ребёнка в рамки» и пр. При этом чётко выделяется непричастность родителя к формированию нестабильной психики чада. 

Деформация личности ребёнка

Безусловно, вышеуказанные и многие другие вещи и люди воздействуют на юную психику, внося в неё коррективы. Однако истинную личностную деформацию оказывают на ребёнка «главные взрослые», и в большинстве семей это родители.

Что подразумевается под термином «деформация»

Чаще это понятие применяют к людям-специалистам, профессионалам своего дела. Например, говоря о враче-терапевте, утверждают, что он слишком безучастен к проблемам пациента и чересчур спокоен – кажется, что со временем врач превратился в циничного человека. 

На самом деле, спустя годы работы, человек просто привык ко многим аспектам специальности и стал профессионалом, но уж точно не «потерял чувствительность». Однако пациенты считают, что у врача произошла профессиональная деформация – то есть, развитие одних качеств в ущерб другим.

К сожалению, редко говорят о сильнейшей деформации, оказывающей влияние на всю нашу дальнейшую сознательную жизнь. Это психические изменения, произошедшие в первые семь лет жизни человека. Деформации, пришедшиеся на этот период, принято называть личностными расстройствами, поскольку они носят тяжёлый и постоянный характер.

Деформация личности ребёнка

Детская деформация: жизненный пример

Высказывание «Каждый человек – уникальная личность» не является голословным. Мы рождаемся с определённым набором качеств, впоследствии приобретая и развивая новые. Кто-то от природы медлителен, кто-то – чересчур быстр и постоянно спешит. Один человек любит быть в одиночестве, другой жизни не представляет без шумных посиделок в компании друзей. Именно характер, особенности и привычки делают каждого человека неповторимой личностью.

Для гармоничного роста и развития личности следует (в идеале) найти то, к чему лежит душа, и заниматься этим. Надо сказать, что это повсеместная и распространённая проблема большинства людей в мире – найти занятие по душе, хобби, которое не будет идти в разрез с мнением окружающих людей, особенно – родителей. Именно из детства произрастают корни деформаций, которые в будущем накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь уже взрослого человека. Для простоты понимания представим простую и, к сожалению, типичную ситуацию. 

Дано: семья из двух родителей и одного ребёнка 5 лет. Мама и папа – успешные люди, карьеристы с двумя высшими образованиями, точно знающие, чего они хотят от жизни. Ребёнок смотрит на родителей и восхищается ими, хочет им подражать, не может им воспротивиться. В один день родители говорят: переставай играть вечерами в футбол с друзьями на улице, мы записали тебя на уроки фортепиано! Ребёнок, видевший фортепиано, может быть, раз в жизни, и тот – по телевизору, сначала возмущается, но, встретившись глазами с грозным папой, через силу соглашается. Ведь родители успешны, а ребёнок их любит и немного побаивается. 

Какое-то время чадо усердно трудится, а родители одобряют его работу. Однако сам ребёнок не чувствует радости: его поддерживает только одобрение родителей. Малыш хочет играть в футбол: он, возможно, был лучшим голкипером на площадке, но теперь учится игре на фортепиано.

Как правило, через какое-то время «нервы сдают»: ребёнок решает бросить занятия музыкой. Родители в тихом ужасе, пытаются его образумить, в том числе манипуляторскими способами: «Мы отнимем у тебя карманные деньги», «Ты не увидишься с друзьями», «Больше ни в чём не будем тебе помогать» и пр. Но ребёнок, невзирая на это, прекращает занятия на фортепиано. 

Деформация личности ребёнка

Как видно, диалог в этой семье отсутствует. Родители не пытались спросить малыша: «Что тебе нравится?», «Чем бы ты хотел заниматься?», «Расскажи подробно, что у тебя хорошо получается?». Родители навязали свою модель жизни и заставили ребёнка жить именно так. Такое поведение становится настоящим психическим насилием над малышом. Однако родители этого не понимают – ведь с ними в детстве общались точно так же.

Фразы, деформирующие личность ребёнка

Сюда относят несколько категорий высказываний:

  • Фразы-установки в приказной форме: «Ты должен», «Сделай», «Учись», «Не противься», «Ты обязан» и пр.
  • Фразы-условия не в пользу ребёнка по типу «Если, то…»: «Если ты не пойдешь на занятия музыкой, то мы отберём у тебя карманные деньги», «Если ты не станешь учиться хорошо, то я лишу тебя возможности играть в компьютер» и пр.

Итак, вид и сила деформации ребёнка (бесчувственность, зависть, эгоистичность, нарциссизм и пр.) зависит от того, насколько часто, строго и бескомпромиссно родители навязывали свои желания чаду. Помимо классических деформаций, у ребёнка наверняка разовьётся чувство вины – ведь он противится воле родителей, значит, не уважает их.

Деформация личности ребёнка

Возможно ли скорректировать деформации

К сожалению, личностные расстройства, полученные в период от 0 до 7 лет, не подвергаются изменениям. Можно только контролировать их влияние на нашу жизнь: то есть сознательно решить, будем мы поддаваться им или нет. А на это уходит не один час работы над собой.

Читайте также:  Значение и речевого развития ребенка

Поэтому гораздо проще не допускать деформации вовсе, и ответственность за их появление у ребёнка лежит, в первую очередь, на родителях.

Источник

Главная»Статьи»Причины деформации и условия личностного развития ребенка

Опубликовано: 29 июня 2016 в 23:31

Источники и механизмы развития ребенкаРазвитие человека — процесс неоднозначный, сложный и не всегда поступательный, прогрессирующий и управляемый. Каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития, которая отличает его от сверстников.

Причины отличия одного человека от другого в источниках и механизмах процесса развития.

Источники и механизмы развития ребенка

На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.

  • Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:

— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;

— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;

— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;

— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;

— мальчики более агрессивны;

— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.

Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий. Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному.  Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени.

  • Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:
  1. Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
  2. Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
  3. Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
  4. Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
  5. Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
  • Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
  • Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.

Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.

Условия развития ребенка

Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития. В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка. Важное место в создании условий занимает семья и школа.

  1. Условия развития ребенкаЭмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
  2. Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.

Причины отклонений в развитии детей

Проблемы детского развития приводят к проблемам взрослых людей. Современные медики определяют две основные группы причин:

  1. Эндогенные причины (внутренние) – обусловленные генетическими факторами.
  2. Экзогенные причины (внешние) – факторы среды, оказывающие влияние на развитие ребенка.

К эндогенным причинам относят: заболевания, передающиеся по наследству, заболевания, связанные со структурой и численностью хромосом. Заболеваний, обусловленных этими причинами, достаточно много.

Факторы среды (экзогенные причины) вызывают отклонения на разных стадиях развития:

  • Причины отклонений в развитии детейво внутриутробный период развития оказывают влияние заболевания матери, недостаток питания, инфекции, резус-конфликты, травмы, влияние лучевой энергии, лекарственных препаратов, вредных привычек;
  • в родовой период: асфиксия, родовые травмы, удушье, инфекции;
  • постнатальный период: последствия заболеваний, травмы, интоксикации, несоблюдение санитарно-гигиенические норм;
  • отсутствие благоприятных психологических условий воспитания и обучения.

Развитие ребенка зависит от целого ряда внутренних и внешних условий. Люди отличаются не только по внешности, но и по темпу развития и восприимчивости к окружающим воздействиям. То, что не оказывает влияния на одних, может оказывать необратимое воздействие на других людей.

Родителям нужно знать не только физические и психические особенности своего ребенка, но и его восприимчивость к окружающему и генетические особенности. Только в этом случае можно наиболее точно спрогнозировать возможные проблемы и создать благоприятные для развития условия.

Источник

Если
матери приходится воспитывать ребенка
одной, трудности и ошибки воспитания
неизбежны, ибо в отсутствие отца система
отношений «мать — ребенок» значительно
усложняется. Результатом издержек
материнского воспитания в неполных
семьях может стать деформация личности
ребенка уже в раннем детстве.

В
полной семье эмоциональный фон создает
мать. Она поддерживает благоприятную
семейную атмосферу понимания,
доверительности, душевной близости.
Отец выполняет функции нормативного
контроля, осуществляет регуляцию
поведения. В неполной семье все эти
функции пытается реализовать мать, что
ей не всегда удается. От издержек
материнского воспитания в таких семьях
страдают прежде всего мальчики. В своем
стремлении оградить сына от жизненных
трудностей, ответственности и риска
матери тем самым парализуют детскую
волю, мешают сыновьям стать мужчинами.
Но мужчинами становятся и под влиянием
матери. Если мать с раннего детства
воспитывает в сыне умение преодолевать
трудности, поощряет его самостоятельность
и инициативу, она закладывает основы
мужского характера. Стимулируя у него
желание быть сильным и смелым, развивая
способность рисковать, но рисковать
разумно, мать формирует у сына мужской
стиль поведения. А воспитывая в сыне
доброту, чуткость и внимательность, она
заслуживает себе право оставаться его
другом в течение всей жизни. [13]

Читайте также:  Центр развития ребенка детство калуга

Одна
из наиболее распространенных особенностей
материнского воспитания в неполных
семьях чрезмерная опека сына матерью.
Мать хочет уделить сыну больше внимания,
которого он частично лишился в связи с
уходом или смертью отца, окружить большей
заботой, жертвуя собой, своими интересами
и желаниями. Сотворив из сына подобие
маленького божества, она обрушивает на
него такую лавину забот и перестраховочных
мер, что ребенок с детства отучается и
отлучается от самостоятельности и
инициативы, боится без мамы сделать
лишний шаг. Страх, который переживает
мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение
сына, невольно передается ему, и мальчик
становится нерешительным, несамостоятельным,
осторожным и пугливым. К тому же у сына
в условиях такого материнского воспитания
бывает чрезвычайно ограничена сфера
общения со сверстниками. Дефицит общения
делает ребенка с самого раннего детства
некоммуникабельным, скованным, мешает
проявлению способностей, которые мать
с таким усердием развивает.

Материнская
гиперопека может привести к еще одному
очень серьезному психологическому
осложнению во взаимоотношениях между
матерью и сыном. Дело в том, что любая
деспотическая любовь требует ответных
проявлений: слов, ласк, клятв. Любовь
матери к сыну не является исключением.
Сознательно или подсознательно она
ждет от ребенка платы за свое жертвенное
чувство. Пока сын маленький, он старается
отвечать матери послушанием, сыновними
ласками, благодарными словами, жестами
и взглядами. Взрослея, он начинает
тяготиться безудержной, безграничной
материнской любовью, потому что у него
появляются другие привязанности. Мать
этого не понимает и продолжает ждать
или даже требовать от сына проявлений
любви «через силу», помимо его желания.
Сын, чтобы не обидеть мать, отвечает на
ее любовь по необходимости или по
привычке, что неизбежно ведет к
блокированию, задержке отрицательных
чувств, эмоций и настроений к состоянию
фрустрации. Разрядка фрустрационного
состояния нередко происходит в виде
конфликта, во время которого сын
высказывает в адрес матери упреки, обиды
и даже оскорбления. Это повергает ее в
шок, приводит к истерике. Обе стороны
со временем начинают испытывать по
отношению друг к другу эмоциональное
отчуждение, зачастую переходящее в
открытую ненависть и вражду. Такова
плата за безграничную материнскую
любовь.

Бывает
и так, что мать решает «слепить» из сына
идеального (по ее представлениям)
мужчину. Она разрабатывает для него
непосильную программу действий, в
которую входят занятия и музыкой, и
языком, и фигурным катанием, и танцами.
Интересы, желания и возможности ребенка
при этом не учитываются. Иногда у него
просто не хватает сил для осуществления
ее программы, и тогда может наступить
нервный срыв.

Нередко
любовный деспотизм матери («мой, только
мой») приводит к деспотической власти
сына над матерью. Уже в раннем детстве
он начинает эксплуатировать ее в личных
корыстных целях, используя и материнскую
любовь, и страхи, и самопожертвование.
Подобный стиль отношений он по привычке
переносит и на других людей: родственников,
знакомых, сверстников, из-за чего
постоянно конфликтует с ними. Получая
отпор со стороны тех, кто не желает
подчиняться его капризам, сын еще больше
подавляет мать своими требованиями и
неуемными желаниями. Так он привыкает
потреблять, ничего не предлагая взамен,
становится эмоционально холодным и
жестоким по отношению и к другим людям,
и к матери.

Детские
психиатры считают, что у детей из неполных
семей часто встречаются патохарактерологические
и поведенческие нарушения, а также
нарушения психического здоровья. Они
отмечают, что у мальчиков дошкольного
возраста из неполных семей достоверно
чаще встречаются капризность и
истеричность в поведении, беспричинное
упрямство и негативизм, онанизм, различные
тики. У девочек в неполных семьях
достоверно более частым бывает заикание.
[18]

У
детей школьного возраста нервность
чаще встречается среди воспитывающихся
в неполных семьях. У девочек эти различия
достоверны, зато у мальчиков более
выражены на рушения поведения. Нервность
у детей обоего пола достаточно часто
обусловлена нервным состоянием матери
перед разводом. Помимо этого нарушения
поведения у мальчиков являются в немалой
степени откликом на отсутствие отца
как адекватной модели поло-ролевой
идентификации в семье.

Таким
образом, роль родителей очень многопланова
и отражается на формировании личности
ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие
одного из родителей (в данном случае
отца) приводит к нарушениям психического
(умственного) развития ребенка, снижению
его социальной активности, деформациям
личности и нарушению процесса поло-ролевой
идентификации, а также к разного рода
отклонениям в поведении и в состоянии
психического здоровья. Все это оказывает
серьезное влияние на дальнейшую личную
и общественную жизнь как мальчика, так
и девочки.

Психологические
особенности формирования личности
ребенка в неполной семьи имеет и свои,
только ей присущие черты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

    Деформация
    развития личности в
    самом общем плане понимается как изменение
    качеств личности (стереотипов восприятия,
    ценностных ориентаций, характера,
    способов общения и поведения), которые
    наступают под влиянием определенных
    условий. По отношению к детям и подросткам
    с врожденными и рано приобретенными
    отклонениями в развитии речь скорее
    будет идти не столько об изменениях по
    отношению к исходному, сколько об
    искажениях и ограниченности условий
    самого процесса развития.

    Читайте также:  Основные закономерности нормального развития ребенка

    Личность
    формируется и проявляется в процессе
    деятельности, поведения, общения и в то
    же время определяет форму деятельности
    и поведение.
    При
    отсутствии необходимых условий для
    развития личности или же под влиянием
    патологических факторов длительно
    и интенсивно воздействующих, к которым
    в том числе относится и нарушение
    онтогенетического процесса, могут
    возникать деформации развития личности.

    В
    психологической науке понятие «деформация»
    чаще всего рассматривается в русле
    проблем профессиональной деятельности
    или личностно-типологических особенностей. 

    С
    точки зрения социологии развитие ребенка
    происходит исключительно под влиянием
    социального окружения. Развитие личности
    во многом зависит от образа жизни
    индивида. Действительно, ребенок в
    процессе своих отношений с социальным
    окружением копирует манеры, модели
    поведения, усваивает разные социальные
    роли, получает новые знания о мире. Их
    направленность определяется образом
    жизни семьи и самого ребенка в ней.

    «Наследственная»
    детерминация развития личности мотивирует
    развитие и поведение личности врожденными
    задатками, конституцией человека.

    1. Упрямство. Его возрастные периоды, пути и средства преодоления. Специфические и неспецифические методы коррекции нарушений поведения.

    УПРЯМСТВО
    – 
    это
    психологическое состояние, очень близкое
    к негативизму. Это отрицательная
    особенность поведения человека,
    выражающаяся в необоснованном и
    нерациональном противодействии просьбам,
    советам, требованиям других людей.
    Проявления
    упрямства:

    • в
      желании продолжить начатое действие
      даже в тех случаях, когда ясно, что оно
      бессмысленно, не приносит пользы.

    • выступает
      как психологическая защита и имеет
      избирательный характер, т.е. ребёнок
      понял, что совершил ошибку, но не хочет
      в это признаваться, и поэтому » стоит
      на своём».

    С
    течением времени упрямство порождает
    детскую лживость, может привести к
    расстройству нервной системы, неврозам,
    раздражительности. Каждый
    ребенок проходит через несколько
    «возрастов упрямства».

    Первый
    приходится на период между 2,5 — 3,5 годами.
    Ребенок становится капризным. Все, что
    запрещается, стремится делать как бы
    назло или желая проверить, действительно
    ли запрещается. Второе
    обострение упрямства происходит в 6 — 7
    лет, иногда в 8 — 9. Происходит все то же,
    но на другом уровне: скандалы при
    выполнении уроков, из — за одежды и пр.;
    плохое настроение, усталость. В это
    время нарастает объем требований. Перед
    ребенком встает бесконечное «надо». 

    Третье
    обострение упрямства приходится на
    подростковый возраст, на подростковый
    кризис, период гормональных бурь, когда
    максимальными становятся и внушаемость,
    и антивнушаемость. Подросток бурно
    стремится узнать мир и себя, примерить
    новые роли, испытать невероятное,
    проверить известное. Ему нужны трудности
    и ошибки, он хочет не только сам делать
    свою судьбу, но и понять себя. В
    этот период дети воспринимают даже
    безобидные, нейтральные вопросы как
    попытку грубого вторжения в их внутренний
    мир и соответственно реагируют на это.

    Преодоление
    упрямства является делом сложным и
    трудным, ибо воспитание упрямого есть
    перевоспитание, а последнее всегда
    труднее воспитания. Перевоспитание
    упрямого требует:

    а)
    устранения причин, порождающих упрямство;

    б)
    устранения его мотивов и создания
    надлежащих мотивов поведения;

    в)
    воспитание дисциплинарных, трудовых и
    прочих положительных привычек;

    г)
    формирования волевых и нравственных
    качеств характера.

    Упрямство
    может стать чертой характера, если не
    принять меры к его преодолению. Для
    реализации этой задачи в методическом
    арсенале учителя имеется система
    специфических и неспецифических
    методов. 
    Одним
    из специфических
    методов
    коррекции
    поведения явля­ется упражнение.
    В учебной деятельности взрос­лые
    создают специальные ситуации, участвуя
    в которых ребенок упражняется в
    правильном, т. е. жела­тельном, социально
    одобряемом, поведении.
    В
    современной педагогической практике
    взрослые часто исполь­зуют
    наказание
    .
    Наказание может быть эффективным, если
    соблюдать следую­щие условия: наказывать
    как можно реже, только в том случае,
    когда без наказания нельзя обойтись;
    наказание не должно восприниматься
    ребенком как месть или произвол; взрослым
    не следует менять стиль своего общения
    с ре­бенком, подвергнутым наказанию;
    наказание не должно усу­губляться
    бойкотом, суровыми взглядами или
    постоянным вор­чанием; наказание
    должно в некоторых случаях отменяться,
    если ре­бенок заявляет, что он готов
    в будущем исправить свое поведе­ние,
    не повторять своих ошибок.

    Неспецифические
    методы

    коррекции поведения Их можно разделить
    на три группы: 1)  методы изменения
    деятельности детей; 2)  методы изменения
    отношений; 3)  методы изменения
    компонентов образовательно-воспита­тельной
    системы.

    Первая
    группа — методы изменения деятельности
    детей: введе­ние новых видов деятельности
    (например, творческая деятельность в
    различных жанрах искусства); изменение
    содержания деятельнос­ти; изменение
    смысла деятельности.
    Вторая
    группа методов коррекции поведения
    детей — методы изменения отношений:
    личный пример взрослого и сверстника;
    игно­рирование поведения ребенка;
    «разрешение на поведение»; изменение
    статуса ребенка в коллективе; педагогическая
    поддержка.
    Третья
    группа методов коррекции поведения —
    изменение компо­нентов
    образовательно-воспитательной системы:
    режима школьной жизнедеятельности
    детей и, конечно, личности учителя.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник