Дцп уровень развития для ребенка 6 лет

Дцп уровень развития для ребенка 6 лет thumbnail

Понятие детский церебральный паралич 

Дети с диагнозом ДЦП рождаются вследствие поражения головного или спинного мозга во время внутриутробного развития плода или родовой травмы. Чаще всего (около 57 процентов случаев нарушений) это происходит во внутриутробном этапе развития. Возникновение болезни может быть связано с инфекционными заболеваниями или с травмой черепа после родов.

Встречается болезнь примерно у двух из тысячи детей. При этом типе болезни нарушаются психомоторные функции. Расстройства проявляются в виде:

  • паралича;
  • парезов различных видов;
  • нарушения координации движений.

Задержка развития может быть как сильной (до полной дебильности), так и поддающейся коррекции. Также у детей могут встречаться расстройства слуха, зрения, чувствительности.

Роль игры для детей с ДЦП 

Роль игры в школьном и дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно с помощью игр проводится воспитание детей и их развитие.  Для детей с диагнозом ДЦП игровая деятельность является одной из ведущих. Игры проводятся как для малышей, так для детей 6-7 лет и старшего возраста. Определённый вид игры подходит для малышей конкретного возраста.

Для таких детей преимущественно выбираются игры с использованием бега, прыжков, изменения поз тела, ходьбы. Помимо физического развития, регулярная двигательная активность способствует стабилизации психического состояния, облегчает социальную адаптацию. С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация.

Начиная игровые занятия с ребёнком, больным ДЦП, стоит быть готовым к тому, что такой малыш будет развиваться медленнее. Этому способствуют трудности, связанные с двигательными нарушениями, которые проявляются в определённой форме ДЦП.

Заниматься с ребёнком, начинать развивать его способности нужно уже в первый год после того, как диагностировано заболевание

Значение помощи взрослого 

Малышу, больному ДЦП, часто сложно выполнять игровые действия, а именно:

  • правильно сидеть и стоять;
  • совершать движения пальцами рук;
  • проявлять своевременные реакции (вследствие нарушений слуха, зрения, чувствительности, кратковременной памяти);

Поэтому стоит быть готовым к тому, что приобретённые навыки будут ограниченными.

В чём ещё задача для взрослого:

  • нужно подбирать игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
  • во время занятий учитывайте состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем настроении;
  • во время игры важно позволять ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваться в занятие, если это не нужно малышу;
  • указания не должны быть сложными, лучше для них использовать короткие высказывания.

Главное, поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

Виды игр

Некоторые занятия можно проводить даже дома. К ним относятся:

1. Пальчиковые игры. Например, “этот пальчик бабушка, этот дедушка и т.д.”. Такие упражнения рекомендуется чаще повторять детям годовалого возраста.

2. «Повтори за мной”. Родитель повторяет за ребёнком слова, а ребёнок за родителем.

3. Игры с фитболом. Нужно положить ребёнка на мяч и перекатывать его в разные стороны. Можно посадить ребёнка на стул, а мяч положить под стул. Малыш должен выкатывать и закатывать мяч ногами.

4. Стучание ложкой по столу.

Такие игры позволяют легче освоить лепку, рисование, аппликацию в дальнейшем.

Игры для разминки и развития мелкой мотрики

Перед началом занятия дети проводят следующие игры:

  • массируют ручки;
  • обхватывают кисти с помощью кругообразных движений.

Затем проводятся следующие упражнения. Они направлены на то, чтобы сделать кисти более подвижными:

  • ведение рукой от основания кисти до кончиков пальцев;пальцы сжимаются в кулак (кроме среднего и указательного), рука вытягивается вперёд, пальчики сгибаются и разгибаются поочерёдно;
  • касание большого пальца всеми остальными поочерёдно;
  • рисование круга указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.

Игры с мелкими предметами очень полезны для развития сосредоточенности, внимания. Они отлично развивают мелкую моторику.

Игры с песком сухим

Такие занятия особенно важны для дошкольников. За основу берётся сухой песок, ёмкость, игрушки.  Песок насыпается сквозь пальцы, мнётся в руках. Ребёнок хлопает ладошками по песку, топит в нём руки, втыкает пальцы. Для этих игр можно использовать ситечко.

Игры с песком влажным 

Такой вид деятельности даёт малышу много радости. Сначала в руки берётся сухой песок. Затем ребёнку предлагается полить его водой, поиграть с песком. Малышу предлагается похлопать пальцами по песку.

Из этого материала можно сделать тесто, лепить куличики, пирожки. А также малышу будет интересно рисовать на песке. Во время игры педагогу нужно объяснить, почему из влажного песка можно сделать тесто, а из сухого нет.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам игры стихи

Игры с крышками 

Педагог даёт малышу несколько баночек (из-под косметики, продуктов и других) и крышки от них. Предлагается подобрать крышки к ёмкостям. В одной руке ребёнок держит банку, другой закрывает её. В конце игры можно наградить чадо за проделанные задания.

Игры с прищепками

Очень полезна для мелкой моторики игра с прищепками. Берётся несколько прищепок. Они цепляются на пластиковую или бумажную тарелку. Полюбовавшись получившимся солнышком, тарелки можно отцепить.

Игры для детей с ДЦП на укрепление вестибулярного аппарата и развития мышечного тонуса

Пройди, не задевая ворота

Это игра для детей 5-14 лет. Из четырех стульев делаются ворота, пространство между ними 50 см. Задача — пройти через ворота, не задевая их и не сбивая стулья. Если у ребёнка получается хорошо — можно попробовать делать закрытыми глазами. Эти упражнения учат осторожности, хорошей концентрации внимания.

Не ошибись

Детям нужно встать лицом к руководителю, закрыть глаза. Далее, инструктор произносит команды, такие как “повернись”, “сделай шаг вперёд”, “покружись на месте”. Побеждают те участники, которые делают всё без ошибок.

Запрещённое движение

Эта игра подойдёт для детей 6-14 лет. Ребята встают рядом с друг другом либо садятся, сложив руки на колени. Оговаривается одно запрещённое движение. Далее инструктор даёт команды, направленные на разминку тела (движения рук, ног). При этом выполняются все упражнения, кроме запрещённого.

Вместо запретного упражнения, по договорённости можно выполнить и другое. Например, вместо команды «рука вверх» делать хлопок в ладоши.

Эти игры считаются малоподвижными, но замечательно развивают реакцию.

Передал — садись

Дети разделяются на 2 команды. В каждой команде по 5-6 детей. Две шеренги становятся лицом друг к другу. Капитаны команды отходят на 5 шагов и берут в руки мячи, затем предводители команд бросают мячи поочередно каждому члену команды. Игрок, поймавший мяч, бросает его назад капитану и садится на лавку.  Выиграет та команда, члены которой быстрее окажутся на лавке. Обязательное условие — мяч не должен падать.

Вернись в круг

Для детей 7-14 лет. Дети садятся на скамью. На полу или на асфальте очерчивается круг. Ребята проходят игру по очереди. Первый участник встаёт в центр круга. Ему на глаза надевают повязку, с которой он делает 4 шага вперёд. Поворачиваясь налево, он делает ещё 4 шага. Затем дважды поворачивается направо и делает 4 шага, снова поворачивается направо, идёт ещё 4 шага. Так, ребёнок должен оказаться в круге. Выигрывают в игре те, кто не преступает черту.

Игры на внимательность и логику

Сюда можно отнести игру “запрещённое движение”. Она способствует развитию логического мышления. Упражнения для таких детей лучше всего проводить не только под наблюдением родителей, но и инструктора. Часто движения даются не просто, но нельзя оставлять чадо в беде, поскольку регулярные занятия очень важны для него.

Примеры других игр:

Пирамидка.

Ребёнку нужно разобрать и собрать пирамидку. Также, назвать цвета игрушки.

Сортировка пуговиц

Нужно дать ребёнку много разных пуговиц. Они могут быть нашиты на ткани или разложены на коробке. Взрослый предлагает малышу найти 3 одинаковые пуговицы либо рассортировать на большие и маленькие.

Игра “найди пару”

Детям предлагаются для игры флажки 3 цветов. Можно взять комплекты из каких-либо других предметов. Задача — найти цветовую пару для каждого.

Игра “послушай, что за окном”

Ребёнок концентрирует своё внимание на то, что происходит за окном. Если малыш имеет нарушение в речи, то взрослый может показывать ему картинки.

 Игра «определи звуки»

Педагог произносит звуки. Ребёнок должен угадать, кому или чему они принадлежат (показать предмет либо назвать слово). Примеры: автобус, машина, поезд и т.д.

Популярен вид игры дцп что лишнее на логику и внимание, развитие мышления. Ребёнку предлагается посмотреть на картинки с предметами, один из которых лишний. (например, из фруктов овощ, из птиц насекомое). Чем старше игрок, тем сложнее задание.

Игрушки для детей с ДЦП

Игрушка, которую держит в руках ребёнок дцпшник, должна быть интересна ему, соответствовать возрасту. Следует помнить — способности часто зависят от формы заболевания больше, чем от возраста.

Игрушками могут быть обычные предметы, которые есть в каждом доме. При выборе важно обращать внимание на:

  • возможность использовать руки;
  • степень умения концентрации внимания;
  • степень понимания ребенком языка.
Читайте также:  Цель развитие речи ребенка в семье

Некоторые игрушки (в наборах или отдельные) можно купить в интернет-магазине, онлайн. Но не забывайте, что занятия можно проводить с предметами, которые есть вокруг, в каждом доме. Домашние предметы обихода могут помочь вам организовать игровой досуг.

Педагог, проводящий игры для больных ДЦП, должен помнить следующее :

  • младшие дети должны заниматься индивидуально, старшие в группе (в группе могут быть как двое-трое, так и большее количество детей);
  • нужно учитывать все нюансы развития, характера малыша, а также особенность его передвижения (коляска, если ребёнок сидячий, самостоятельно при помощи взрослого; ходит ли он в специальный сад или обучается на дому).
  • занятиями с детьми, больными ДЦП, лучше проводить сразу после рождения, чтобы укреплять тонус мышц.

В занятиях с ребятами, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра —  тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.

Источник: https://nervivporyadke.ru/

Источник

ДЦП по степени двигательных нарушений делится на пять уровней. От этого будет зависеть реабилитационный прогноз.

Дцп уровень развития для ребенка 6 лет

I уровень

Дети передвигаются самостоятельно без ограничений, но, как правило, имеют затруднения с более сложными двигательными навыками.

II уровень

Дети передвигаются самостоятельно с ограничениями.

III уровень

Предполагает передвижение с использованием дополнительных приспособлений (трости, ходунки и т. п.) по ровной поверхности.

IV уровень

Дети могут самостоятельно сидеть, но не могут ходить. По улице они передвигаются либо в кресле активного типа, либо пассивно транспортируются.

Возможно использование кресла с электроприводом для передвижения на большие расстояния.

V уровень

V уровень нарушений двигательной функции – самый тяжелый: дети не способны передвигаться без посторонней помощи, редко – при использовании адаптированного кресла с электроприводом.

Динамика развития моторных функций у детей с ДЦП

Примечательно, что у каждого ребенка с церебральным параличом уровень моторики по GMFCS не меняется, он один и тот же с двух лет в течение всей жизни. Его можно указывать в диагнозе вслед за указанием формы ДЦП. По этой причине уровень по GMFCS невозможно использовать для оценки динамики двигательного развития. Однако, с возрастом в пределах одного и то же уровня происходят естественные изменения.

Авторитетный российский детский невролог Вера Анатольевна Змановская в методическом пособии «Программа наблюдения детей с церебральным параличом» приводит такое описание возрастного развития моторики, характерного для различных уровней GMFCS:

Дцп уровень развития для ребенка 6 лет

I уровень

До 2 лет: начало самостоятельной ходьбы.
2-4 года: самостоятельная ходьба без прыжков и бега.
4-6 лет: самостоятельная ходьба, подъем по лестнице, бег и прыжки.
6-12, 12-18 лет – самостоятельная ходьба с препятствиями, бег и прыжки, участие в спортивных мероприятиях.

II уровень

До 2 лет: ребенок ползает на животе и четвереньках, ходит вдоль опоры.
2-4 года: ползает на четвереньках, ходит вдоль опоры, к 4 годам самостоятельно ходит.
4-6 лет: самостоятельно ходит на короткие расстояния, поднимается по лестнице с перилами, не умеет бегать и прыгать.
6-12, 12-18 – самостоятельно ходит на большие расстояния, но в привычной обстановке, на улице использует приспособления, бегает и прыгает плохо.

III уровень

До 2 лет: ребенок переворачивается и ползает на животе.
2–4 года: ползает по-пластунски или на четвереньках (реципрокно), ходит на короткие расстояния с ручными приспособлениями.
4–6 лет: может встать со стула без опоры, но ходит только с приспособлениями.
6–12, 12–18: ходит только с приспособлениями, может подниматься и спускаться по лестнице с перилами, по улице передвигается только на коляске.

IV уровень

До 2 лет: переворачивается, но не удерживает позу сидя.
2–4 года: сидит в приспособлениях, ползает по-пластунски.
4–6 лет: может сесть и встать с кресла с помощью взрослого, в лучшем случае может передвигаться на короткие расстояния с помощью приспособлений.
6–12, 12–18: по комнате может передвигаться перекатами или ползая на животе, а также в ходунках, поддерживающих тазовый корпус и туловище.

V уровень

До 2 лет: нуждается в помощи взрослого, чтобы перевернуться.
2–4 года: некоторые дети достигают мобильности с использованием моторизированной высокотехнологичной коляски.
4–6, 6–12, 12–18 лет – некоторые дети достигают мобильности с использованием высокотехнологичного инвалидного кресла.

Источник

Особенности развития детей с ДЦП 6-8 лет

Давайте рассмотрим, какие же особенности развития претерпевают дети, страдающие ДЦП или с ограниченными возможностями здоровья. При любых двигательных нарушениях проявляются вторичные дефекты развития. Прежде всего, нарушаются процессы ощущения и восприятия. А это фундамент дальнейшего полноценного развития ребенка, так как через ощущения и восприятия ребенок познает свойства и качества окружающего мира. Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания,  в том числе узнавании предметов на ощупь, т.е. наблюдается нарушения стереогнозиса. Это препятствует развитию предметных действий и отрицательно сказывается на общем уровне психического развития.

Читайте также:  Курсовая работа на тему игра как средство развития ребенка раннего возраста

Многие дети с ДЦП имеют нарушения зрения: косоглазие, атрофия зрительного нерва и т.д. Для формирования предметно-практической деятельности мышления значение имеет согласованность движение руки и глаза. У детей с ДЦП такие согласованные движения развиты недостаточно, особенно если наблюдаются неправильные установки тела, головы и конечностей. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями. У них нарушается концентрация внимания, страдает объем и распределение. Это препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, конструирования и рисования. На базе развития ощущения, восприятия и движения формируется высшие психические процессы: внимание, память, мышление, воображение и речь. По — этому дети с ДЦП имеют не только двигательные нарушения, но и значительные нарушения в развитии познавательной  активности и деятельности.

Кроме  того, зависимость от окружающих взрослых способствует формированию пассивности, безынициативности, а также нарушает становление мотивационной сферы. Также имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро утомляются, становятся вялыми и раздражительными при неудачах отказываются от выполнения заданий. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство или усиливаются насильственные движения, появляется обильное слюнотечение. У них произвольная деятельность формируется медленно. Дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью и болезненно реагируют на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Обследуя детей с ДЦП 6-8 летнего возраста  можно выделить следующие особенности развития познавательной деятельности:

  1. Количество предметов, которые ребенок удерживает в поле зрения в деятельности не больше 3-4х,время концентрации на задании в среднем 10-15 минут; способность переключаться с одного вида деятельности на другой  снижена, отмечаются симптомы застревания. Интерес к заданиям избирательный, по этому качество внимания снижается.
  2. Память развивается недостаточно, объем кратковременной памяти низкий. Из 7 слов в среднем воспроизводят 3-4 слова. Словесная память зависит от состояния речевого развития. Образная память зависит от зрительного восприятия, по этому при легких нарушениях зрения ребенок запоминает из 7 картинок 4-5.
  3. Воображение в этом возрасте у детей на низком уровне развития. Они затрудняются в словесной форме воссоздать образ персонажа. Изобразительная деятельность у них развита слабо и зависит от двигательных возможностей.
  4. Мышление развито на наглядно-действенном уровне и зависит от формы ДЦП. Наглядно-действенное мышление формируется на основе развития самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности при решении практических задач. В процессе действия с предметами появляется мотив для собственных рассуждений и умозаключений, и создается фундаментальная основа для становления образов — представлений. Если такой процесс нарушен, то наглядно-действенное мышление страдает, отсюда слабо формируется наглядно-образное и логическое мышление. Дети с ДЦП действуют с помощью взрослого т.к. произвольная деятельность не развита. Они не понимают картинок с изображением нелепостей, потому что не устанавливают скрытый смысл. Не видят последовательность в серии картинок, не могут установить самостоятельно тождество, сходство и различия в образах на основе зрительного анализа. Сенсорное развитие также отстает.
  5. Элементарные математические представления развиты недостаточно. В этом возрасте дети с ДЦП различают лишь основные цвета и 2-3 оттенка, 4 геометрические формы и называют только величины большой-маленький, высокий-низкий. У них недостаточное представление о количестве, знают понятие много и один, больше- меньше, умеют считать лишь до 5 или заучивают счет механически. У некоторых счет не соотносится с количеством предметов, не запоминают образ цифры после шести. Трудно усваивают простые арифметические задачи даже с наглядным материалом. Это следствие того, что сенсорное развитие нарушено. Отсюда следует, что дети с ДЦП имеют из-за основного заболевания вторичные нарушения- задержку психического развития или умственную отсталость. По этому корреционно-педагогическая работа строится с учетом возможностей ребенка и потенциала дальнейшего развития. Очень важно выбрать эффективные методы и приемы воздействия  для развития познавательных способностей у детей с ОВЗ.

Источник