Дать определение развития ребенка в педагогике
Развитие
изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека. (Г)
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Развитие
поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими.
Источник: Терминологический словарь современного педагога
Развитие
линия трансформаций механизма нечто, меняющая содержание «проекта» созревания в сторону качественного усложнения и приобретения дополнительного потенциала эффективности бытия
Источник: Методологический словарь для стратегов
РАЗВИТИЕ
объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, физиологических, психических, социальных и духовных сил человека. Формы развития – обучение и воспитание [80, c. 262].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Развитие
необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта — его состава и структуры; развитие — всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Развитие имеет две формы: эволюционную и революционную.
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
Развитие
в философском аспекте это необратимое направленное, закономерное изменение материальных объектов в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. Процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Р. предполагает количественные и качественные изменения в человеке.
Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии
Развитие
1) необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры; 2) одна из основных категорий военной педагогики и психологии, отражающих целенаправленный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности военно-служащих в соответствии с характером решаемых задач и УСЛОВИЙ службы.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
РАЗВИТИЕ
характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая, прежде всего процессы изменений, развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции развития тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений.
Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»
Развитие
процесс становления и формирования личности человека, совершенствования его качеств (интеллектуальных, нравственных, физических, эстетических и др.) под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль. В узком смысле развитие понимается как совершенствование интеллектуальных, физических и других качеств личности.
Источник: Военная педагогика
РАЗВИТИЕ
закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. В противоположность «творению», появлению из ничего, понятие «развитие» употребляется для обозначения поступательного движения, перехода из одного состояния к другому; отличают также индивидуальное развитие от всеобщего развития (природы, Солнечной системы, Земли, жизни, человечества). С точки зрения педагогики развитие есть результат активного взаимодействия внутренних природных сил человека (ребенка) и социальных условий. Воспитание по отношению к развитию играет ведущую роль; оно определяет уровень, широту и глубину этого развития. Существует несколько видов развития: общефизическое, трудовое, интеллектуальное, граж-данско-политическое, эмоциональное, нравственное и эстетическое.
Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика
Развитие
количественные и качественные изменения психики живых существ, совершенствование умственных и физических возможностей индивида, формирование у него новых способностей и психических структур, позволяющие осуществлять новые для него виды деятельности. Уже несколько веков известно, что человек, непосредственно после рождения изолированный от общения с другими людьми (а значит и от возможности использования накопленного другими людьми объективного опыта), обречен только на путь развития животного, на узко биологический путь развития. Он никогда не станет человеком в полном смысле этого слова, хотя по рождению относится к виду Homo Sapiens. «Главным в развитии человека является отсутствующий у других животных процесс усвоения или «присвоения» опыта, который накоплен человечеством на протяжении общественной истории».
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
Развитие
лат. – эволюция) – объективный процесс постепенного и последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, протекающий как прогрессивное и положительное углубление, усложнение и расширение его потенциальных жизненных сил, как их раскрытие и реализация. Развитие – это всегда переход от низших форм жизнедеятельности к более высоким. Православная педагогика трактует развитие как процесс достижения человеком задуманного образа Божия. Развитие, вместе с тем, не исчерпывает всех изменений, которые происходят с человеком в процессе движения к исходному образу. В нем происходят более сложные процессы – «тайна личностного роста». Личность как бы «открывается». Вместе с тем, развитие есть механизм этого раскрытия личности, определяющий путь вверх, к полному раскрытию. Развитие есть функция двух основных факторов – врожденного и средового и их взаимодействия. Отсюда оно может рассматриваться и как саморазвитие, и как изменения под влиянием внешних воздействий. Всякое развитие происходит в поиске и преодолении препятствий внутри себя и внешних. Эти препятствия – помощники в развитии, они символизируют его стадии, фазы, темп. В ходе развития происходит освобождение душевных и духовных сил от телесных. В развитии укрепляются формы поведения, основанные на положительных духовно-нравственных основах. В определенные возрастные этапы в зависимости от конкретных условий развитие может ускоряться или замедляться. Первое происходит с одаренными детьми, второе – с детьми с задержкой психического развития. Нередко под развитием понимают совершенствование не только в целом человеческой личности, но и отдельных ее сторон (самосознания, характера, мышления) или какой-либо человеческой деятельности (науки, системы образования, школы).
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Развитие
качественное преобразование субъектов и объектов. Р. творческого потенциала осуществляется, во-первых, экстенсивным путем (в процессе созревания личности, социобиологического развития, обучения, целенаправленной тренировки и т.п.), который, безусловно, является необходимым, но достаточным для решения проблемы. Во-вторых, интенсивным путем (в процессе мобилизации «функционального потенциала» (Т.И. Артемьева) для решения значимых для личности задач). При этом большая роль принадлежит соответствующим эмоциям, потребностям, установкам, целям и задачам, стоящим перед личностью. Становление любого потенциального образования ученые рассматривают как многоуровневый процесс. Например: а) временный уровень развития потенций (прошлый, настоящий, будущий); б) репродуктивный (воспроизведение ранее актуализированного уровня в свете новых созидательных задач); в) продуктивный (изменение достигнутых результатов на более высокой основе, в соответствии с направлением «вектора эволюции общественного прогресса». При этом исследователи уточняют, что на каждом следующем этапе уже сформированные способности входят в новый синтез с личностно-психологическими образованиями: интересами, потребностями, мотивами и т.п. В большинстве случаев актуализация потенциальных образований индивида осуществляется в процессе разрешения противоречий (между имеющимися условиями, ситуациями, интересами и намерениями личности; между представлениями личности о собственных возможностях и самой себе в целом и реалиями и т.п.). Л.С. Выготский ввел понятие двух уровней Р.: актуального (имеющегося в наличии) и потенциального (которого можно достичь при наличии определенных условий). Расхождения между нами он назвал «зоной ближайшего развития». Применительно к процессу Р. творческого потенциала учителя «уровень актуального развития» ТП — стартовый уровень, «уровень потенциального развития» — тот, которого может достичь отдельный педагог при соответствующих условиях. У каждой личности этот уровень свой. При таком подходе понятие «приращение творческого потенциала» рассматривается как расхождение между уровнем «актуального», «потенциального» и «перспективного».
Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 апреля 2019;
проверки требуют 10 правок.
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική «искусство воспитания» от παῖς «мальчика » → παιδος «подросток» + ἄγω «веду») — наука о воспитании и обучении человека[1], прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Историческая справка[править | править код]
Слово «педагогика» происходит от др.-греч. παιδαγωγική, что означает буквально «детовождение, детоведение».
В Древней Греции педагог — раб (часто — неспособный к физическому труду), наблюдающий за ребёнком (παιδος – мальчик), отвечающий за посещение им школы. Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии.
Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди — и роду своему честь добудешь, и себе доброе имя. Что может лучше быть, если перед князем умереть доведется! Слуг же путных, чадо, почитай и люби. Сын мой, если хочешь прославиться перед Богом и людьми, то будь ко всем одинаков и добр ко всякому человеку, и за глаза и в глаза. Если же над кем-нибудь смеются, ты хвали его и люби, тогда и от Бога получишь вознаграждение, и от людей похвалу, и от защищенного тобой — почитание.Из «Наставления отца к сыну», XV век [2] |
Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
В 1988 ЮНЕСКО было принято решение, касающееся педагогов, определивших, по мнению этой организации, способ педагогического мышления в XX веке. К ним были причислены: американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Марии Монтессори и советский педагог Антон Макаренко[3].
Другие определения[править | править код]
Определения педагогики (трактовки разных авторов)
- наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, передачи социального опыта от педагога к ученику[4];
- наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности[5];
- наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);
- наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);
- наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (Новиков, Александр Михайлович, Основания педагогики);
- наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);
- наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);
- особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);
- наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);
- теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);
- наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев);
- осмысление воспитания (С. И. Гессен);
- воспитание, то есть та сторона образования, которая связана с присвоением человеком ценностей, ценностного отношения к жизни. (Н. Д. Никандров, С. Н. Гавров)[6];
- искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком. (В. И. Слуцкий).
Задачи научной педагогики[править | править код]
Научная педагогика по проф. В. В. Кумарину[7] ставит перед собой следующие задачи:
- Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т. д. Цель воспитания — не только знание о том, что такое честность, но именно устойчивая привычка быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение — ещё Ушинский К. Д. писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).
- Выявление состава и величины природных (т. е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.
- Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.
- Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.
См. также[править | править код]
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
- Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М., 1968.
- Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. — Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
- Гавров С.Н.,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21—29. Архивировано 16 июня 2013 года.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. — М.: «Совершенство», 1997. — 208 с.
- Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
- Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2007.— 287 с.
- Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М., 1969.
- Корчак Я. Педагогическое наследие. — М. : Педагогика, 1990. — 272 с. — (Библиотека учителя). — ISBN 5-7155-0025-7. (Сборник включает в себя работы «Как любить ребёнка» (первый раздел её напечатан с сокращениями) и «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых».)
- Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». — 1997. — № 4.
- Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.
- Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
- Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1983. — 608 с.
- В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997. — 512 с.
- Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. — 84 с.
- Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
- Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. — 114 с.
- Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.
- Морозов В. И. — Педагогика — «Просвещение»
Ссылки[править | править код]
- Ерёмин В.А. Отчаянная педагогика. М.: Владос, 2008 г.
- Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. Критический взгляд на современную педагогику.
- Кумарин В.В. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе. Чехов, 1996 г., 64 с.
- Новиков А. М. Основания педагогики. — М. : «ЭГВЕС», 2010. — 208 с.
- Онищенко Э. В. «Круглый стол» «Современная педагогика: иллюзии и реалии» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 181—185.
- Постников М. М. Школа с уклоном в будущее. // Литературная газета, 25 марта 1987 г.
- Стуканов В. Г. Исправительная педагогика : учебное пособие / В. Г. Стуканов. — Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2013. — 395 с.
- Данные базы Научной электронной библиотеки (РИНЦ) по числу цитирований учёных Российской Федерации по разделу «Народное образование. Педагогика» (всего по данному разделу в базе данных Российского индекса цитирования — РИНЦ зарегистрировано 11 тысяч российских ученых в области педагогических наук) по состоянию на 6.05.2013 (недоступная ссылка)
Источник