Цвета и формы для развития ребенка в 2 года
Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам. Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету. Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.
Когда ребенок начинает различать цвета?
Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни. Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано. Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет. Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.
Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.
Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же, одинаковый. Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.
Учим цвета во время повседневных игр и прогулок
Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, лепки, аппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.
Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».
Как научить ребенка различать цвета? Игры
1. Сортировка по цветам
В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов, чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:
Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты.
Сортируем бусины по мискам. Представьте вместе с малышом, что бусины – это конфеты, которыми надо угостить ваших игрушечных друзей. При этом мишка любит только зеленые конфеты, а львенок – только красные, надо очень постараться никого не обидеть
- Выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем малышу рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями. У нас игра проходила гораздо динамичнее, когда мы распределяли цветные секции между Таисией и ее любимой игрушкой. Например, Тася отбирала все красные предметы, а кукла Маша – желтые.
- Находим маму-наседку для каждого яичка, ориентируясь на окрас.
Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.
Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам… Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие варианты цветной сортировки.
2. Игры из серии «Подбери пару»
Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.
Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.
3. Цветное лото
Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.
В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.
В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре «Гномики и домики» (Ozon, My-shop, Read) от «Школы семи гномов».
4. «Цветные» дни
Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути. Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:
Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;
- Надеваем одежду соответствующих тонов;
- Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;
- На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;
- Играем с цветовой сенсорной коробокой;
- Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета (скачать пример карточек);
Лепим из пластилина, используя только цвет этого дня. Аналогичный подход можно применять и в рисовании, и в аппликации;
- Играем в лото заданного цвета (см.выше);
- Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого: виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого: банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого: рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого: морковь, абрикос, тыква, апельсин)
5. Карточки Домана «Цвета»
Если честно, я считаю, что изучение цветов по карточкам Домана – это самый простой и в то же время самый эффективный метод , особенно если речь идет не о слишком «ходовых» тонах. На занятия по Доману требуется минимум усилий и времени, а цвета запоминаются практически гарантировано, особенно, если раньше малыш уже имел опыт взаимодействия с карточками. Только помните, для того, чтобы через месяц выученные цвета не вылетели у ребенка из головы, их названия необходимо закреплять посредством других игр (сортировать по цветам, играть в лото и т.п.).
Что еще важно: учите только те оттенки, которые вы сами различаете и названия которых вы действительно готовы употреблять в своих играх и беседах. Не стоит увлекаться наборами вроде «100 цветов» от «Умницы». Какой смысл учить, например, пурпурный оттенок, если встретив его в жизни, вы сами, скорее всего, назовете его фиолетовым. Это только запутает ребенка.
Мы с дочкой принялись за изучение цветов по карточкам в 1 год 4 месяца (к тому времени Тася уже знала и показывала четыре основных цвета). По карточкам за несколько дней мы запомнили еще 14 цветов (итого в нашем арсенале стало 18) и начали упоминать их названия в своих играх. Тех, кто скептически относится к методике Домана, могу заверить, что Таисия и по сей день не забыла ни одного из изученных тогда цветов!
Подробнее о методике Домана и о принципах занятий читайте здесь. «Цветные» карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ, а купить ЗДЕСЬ.
6. Настольные игры
После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:
Колорама (Ozon, My-shop) и ее аналог — игра «Фигуры» , о них я писала раньше здесь.
Развивающие мультфильмы
Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:
Книги
Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака, или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева).
Из обучающих книг можно посоветовать:
«Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop),
либо похожий по своей задумке «Большой атлас животных» (Ozon, Лабиринт, My-shop). И там, и там на одном развороте собраны предметы / животные одного цвета.
А также пособие с наклейками – «Что бывает синим» (Ozon, My-shop, Read).
На этом все. Как всегда желаю вам ярких и интересных игр с малышом! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.
Искренне ваша, Яна Разначенко
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ
ГОТОВЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ ПО ВОЗРАСТАМ
ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ (С ШАБЛОНАМИ)
Источник
Соберу сюда всех наших помощников по изучению цвета и форм..-книжки,развивающие игрушки,развивающие пособия,игры,статьи и т.п. Авось кому пригодится)))
Всевозможные пирамидки.Маленькие-большие,пластмассовые -деревянные!
Лабиринт!Не только изучаешь с малышом цвета,но и развиваешь мелкую моторику,счет.
Стучалки-и цвет,и моторика,и координация движений,счет,можно играть в «найди пару» .
Счетный материал Грибочки на подставке.
Грибочки сортируются по цвету (5 цветов), по размеру (3 размера), по рисунку на шляпках.
Таким образом, считаем, запоминаем цвета, различаем больше-меньше-одинаково, рассортировываем, втыкаем-вставляем.
Цилиндрики втыкалки . Изучаем цвет,развиваем мелкую моторику,счет до 25,изучаем понятия «большой-маленький-средний».
ЦВЕТА В СТИХАХ.
Красный
Брусничка и смородина,
И земляника красная,
Вас напитало радостью
За лето солнце красное.
Синий
По морю синему вдали
Плывет корабль на край земли.
Под ясной синевой небес
Спешит в страну цветных чудес.
Зеленый
Зеленый кузнечик на скрипке играл,
— Ква-ква!- лягушонок ему подпевал.
Зеленая сверху на них стрекоза
Смотрела, раскрыв изумленно глаза
Желтый
Вот сидит в траве цыпленок,
Вертит головой спросонок.
Не заметил его мальчик:
Думал, желтый одуванчик!
ДАЛЕЕ…
Разрезные овощифрукты.Игрушка на все времена!
Есть у нас домик в виде божьей коровки (бохохоня- на языке дочки)!Любим мячиками кидаться,особенно разбрасывать по всем уголкам квартиры…А еще дочка с ними купается в ванной!
Мягкие рамки-вкладыши!
Каталка «Квинтет».Такая игрушка поможет ребенку в изучении цветов, понимании различных эмоций, а также будет способствовать развитию мелкой моторики и логического мышления.
Сортеры!
Садовый домик игрушечный.
Развивающая игра Логический теремок.
Так же хороша для изучения цвета,а так же для развития мелкой моторики и воображения,мозаика!
ИГРЫ С ЦВЕТОМ!
При знакомстве с цветом важно, чтобы ребенок приобрел его устойчивый зрительный образ. На первом этапе малыш учится сравнивать предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.
Затем он начинает подбирать предметы определенного цвета по образцу, но уже на расстоянии. И только потом, на заключительном этапе, запоминает названия различных цветов и сам может их правильно называть (сначала основные, а затем и второстепенные цвета).
Читать статью далее.
Фрукты, овощи/Книжка с запахами.
Разноцветный мир.
ЭМВМ «Рисуем пальчиками» И творчеством занимаемся,и мелкую моторику развиваем и цвета повторяем!
«Рисуем пальчиками»
Просмотреть весь альбом можно здесь.
«А это какого цвета?»
Это пособие знакомит малыша с такими цветами как красный,синий,зеленый,желтый,оранжевый.Картинки яркие,без лишних деталей,однотонные и 4 двухцветных изображения.Имеется родительская страничка где даны рекомендации как работать с книгой ,предлагается несколько игр для развития цветового восприятия малыша.Все картинки были вырезаны,заламинированы (обклеены скотчем). Вначале просто выкладывала перед дочкой по нескольку картинок,называя цвета и рассказывала что бывает какого цвета.А после года уже полноценно по ним занимались,выбирали все картинки красного и т.д цвета,раскладывали по цветовым кучкам. В книге имеется картонная вкладка -игра :большой разноцветный цветок на белом фоне (основные цвета)и 8 цветных квадратиков с изображением цветочка и бабочки ,которые можно раскладывать на лепесток того же цвета.
«Квадратик и кружок».
Благодаря книжке ребенок учит геометрические фигуры (круг,квадрат,овал,треугольник,) ,цвета,а так же учится прикладывать их на соответствующее место в изображении.Данное пособие я сделала многоразовым,страницы и фигурки обклеила скотчем,на фигуры ,с обратной стороны наклеила маленькие квадратики двустороннего скотча и у нас получилось пособие с многоразовыми наклейками.
На родительской страничке приведены примеры развивающих игр-занятий с кубиками,пирамидками и т.п.Даны рекомендации какие игрушки приобрести для ребенка для развития восприятия цвета,размера и формы.
Просмотреть пособие полностью можно здесь.
«Форма, цвет».
Благодаря героям из сказки «Курочка Ряба» (в книге дана именно эта сказка,от начала и до конца) ребенок познакомиться с геометрическими формами (треугольник,квадрат,овал,полуовал,),которые необходимо приложить к соответствующему элементу на картинке .
Как художественное произведение эту книгу мы не рассматривали,сказки читали в достойном сборнике .Цель этого пособия- изучение геометрических форм , цвета,развитие логического мышления .
Полностью пособие можно посмотреть здесь.
» Цвет, форма».
Это пособие познакомит ребенка с геометрическими формами (треугольник,круг,квадрат),еще можно повторить цвета и понятия большой-маленький. Моей дочке нравится дополнять картинки недостающими геометрическими фигурами.
пособие полностью можно просмотреть здесь.
Картонная вкладка содержит геометрическое лото
с вариантами игр,которые даны на родительской страничке:
1.Найди среди фигурок все треугольники (квадраты,овалы,круги).
2.Покажи самый большой треугольник (квадрат,овал,круг).
3.Покажи самый маленький треугольник ( и т.п.).
4.Расположи фигурки в порядке уменьшения:сначала положи самый большой круг,потом поменьши,затем самый маленький.
5.Найди все фигуры красного (синего,желтого)цвета.
6. Построй из фигур желтый домик с красной крышей.
7. Собери пирамидку из кружочков ( и т.п).
С удовольствием занимались по пособиям содержащим наклейки!
«Разноцветный счет». И цвета повторить и попрактиковаться в счете до 10! А заодно и цифры выучить))
Ну и на себя поклеить..куда ж без этого)))
«Сложи мозаику».Здесь и изучение цвета,и формы,и развитие мелкой моторики…вот за это я и люблю наклейки! Великая польза от них!
«Животные. Геометрические фигуры».
«Цветные картинки».По силуэту угадываем что изображено,ищем нужную наклейку и озвучиваем цвет.
ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ.
Очень важно учить ребенка воспринимать и выделять различать формы предметов и запоминать их названия.
Для этого малыш обследует форму предмета руками и глазами и применяет эти знания для решения определенной задачи (например, подобрать к прорези соответствующий по форме предмет соответствующие геометрические формы).
В результате целенаправленных игр ребенок запоминает эталоны геометрических форм и их названий.
Круглое – не круглое
В плотный мешок положите предметы округлой формы , имеющие форму круга (колесо, пластмассовую тарелку, колечки от пирамидки, кольцо для прорезывания зубов и т.п.) и другие предметы (матрешка, кубик, книжка, кусок мыла и т.д.). Ребенку нужно, не глядя, доставать только круглые предметы. Или доставать любой предмет и говорить круглой он формы или нет.
«Узнай фигуру»
Подготовьте парные объемные геометрические фигуры: куб, шар, параллелепипед, цилиндр, конус и т.д. Один комплект фигур складывается в мешок, второй – раскладывается на столе.
Вы показываете любую из фигур на столе и просите ребенка достать такую же из мешка. Озвучивайте название доставаемой им фигуры: «параллелепипед», «цилиндр».
Читать далее…
«Что бывает синим»
Настольная игра «Гномики и домики» познакомит ребенка с цветами .Содержит 7 больших карт для лото и 42 маленькие с разноцветными картинками.И инструкция ,где 5 вариантов игр (1.Гномики- близнецы.2.Собери все машинки/домики/цветы и т.д. 3.Помоги гномикам собрать свои картинки. 4.Машинки на дороге (отталкиваясь от правил этой игры можно «проиграть » карточки с другими картинками). 5.Лото. Плюс предлагаются дополнительные игры для детей по-старше :»четвертый лишний» (игра развивает наблюдательность,мышление) и «Кто быстрее всех соберет картинки»( развиваем внимание и мелкую моторику).
Чудо- магниты «Забавные фигуры». На каждой странице отсутствует какие-то фигурки.Ребенку предлагается найти их среди магнитов.
«Цвета и формы»
Что должен знать ребенок 2-3 лет.
Тесты. Для детей 2-3 лет.
ЭМВМ «Геометрическая аппликация»
Для проведения занятия фигуры необходимо вырезать и предложить ребенку сложить яички в куриное гнездо,нарядить девочек в платья и т.д. Малыш познакомиться с такими геометрическими формами как овал,квадрат,треугольник,прямоугольник.Выучит понятия большой-маленький и некоторые цвета.Дано задание на конструирование:построить башню по образцу. Очень порадовали задания на классификацию :по размеру и по форме.(разложить арбузы и шишки с орехами).
Просмотреть альбом по аппликации полностью можно здесь.
ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.
К трехлетнему возрасту ребенок уже умеет группировать предметы по форме. И теперь нужно более конкретно познакомить ребенка с каждой геометрической фигурой, научить определять и называть форму предметов. Начинайте знакомство с фигурами постепенно, и переходите к следующей после того, как малыш уже хорошо её запомнил. Изучать геометрические фигуры можно с помощью предлагаемых игр. Только постарайтесь сделать занятия с вашим ребенком веселыми и интересными! Играйте, а не обучайте!
Читать далее…
Мини-игры: «Овощи, фрукты».
«Геометрические формы»
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1.5 — 2 ЛЕТ.
Всевозможное конструирование очень полезно для разновекторного развития мышления ребенка. При занятиях конструированием развиваются, к примеру, такие виды мышления, как: комбинаторное, пространственное, абстрактное, образное. Конструирование может быть трехмерным и плоскостным. К плоскостному конструированию можно отнести занятия мозаикой и аппликацией.
Особым видом аппликации является геометрическая аппликация. При занятиях геометрической аппликацией изображение составляется из простых геометрических форм.
Только представьте себе, сколько всего нужно постичь ребенку, насколько должно развиться его мышление, чтобы понять, например, что изображение домика можно составить из квадрата с треугольником, или научиться складывать из трех кружочков снеговика, или лесенку — из прямоугольников разной длины.
Маленькому ребенку еще не под силу заниматься аппликацией в ее традиционном виде – вырезать детали из цветной бумаги и наклеивать их на основу. Поэтому для занятий лучше всего воспользоваться приготовленными заранее фигурами. Эти фигуры используются не на одном занятии: не приклеивая их к основе, малыш будет выкладывать из них различные изображения на своем детском столике или большом листе картона.
Читать статью далее…
Логические блоки Дьенеша
И вот такие альбомчики к блокам у нас есть!
ИГРЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША!
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они Развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Читать статью далее…
Цветные счетные палочки Кюизенера.
И альбом!
ИГРЫ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА!
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Выпускаемые производителями наборы «чисел в цвете» отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать самый упрощенный набор — из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Пособие «палочки Кюизенера» в основном ориентировано на детей от 1года до 7 лет.
Читать далее…
Раскраски всякие скачивала из инета…
Источник