Что влияет на речевое развитие ребенка
Факторы, влияющие на развитие речи
Первые слова ребёнок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11-12 месяцев в активном словаре имеется около 10 слов. К мальчикам первые слова приходят несколько позже — в речевом развитии девочки опережают мальчиков примерно на 3 — 4 месяца. Но тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребёнка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды — всё это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи.
Слуховое внимание
Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все виды слуховой чувствительности. Звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют.
В раннем возрасте необходимо озаботиться развитием слухового внимания ребёнка. Начиная с 6 — 7 месяцев он должен определять направление звука (колокольчика, погремушки). Нужно продемонстрировать малышу, как они звучат, а затем он должен это повторил,. Обязательно нужно давать ребенку слушать музыку. Уже в период гуления, услышав музыку, он оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками, ножками. В конце первого года жизни ребёнок правильно реагирует на многие обращённые к нему слова. Когда говорят: «Покажи носик», «Сделай ладушки», «Где мама?» — малыш показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму.
Он чувствителен к интонации, адекватно реагирует на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу. Взрослые должны следить за своей речью, за правильностью и чёткостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания.
Моторное развитие
Языковое развитие ребёнка нельзя отделить от его моторного развития. Между ними существует очень сильная связь. Поэтому для хорошего языкового развития малыш нуждается в таких играх, которые включали бы нагрузку для всех пяти органов чувств и всех мускулов тела.
При этом надо знать, что ребёнок не сразу начинает контролировать движения всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это. Движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем движения крутых мускулов.
После 6 — ти месяцев необходимо обратить особое внимание на артикуляционную моторику. Например, ребёнок улыбается — активизируются мышцы губ. Чем раньше ребёнок научится щёлкать языком, присасывая язык к нёбу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, л, р).
Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому уже с 4 — 5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой фаланги). Разминать и поглаживать в течение 2 — 3 минут ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую.
Как можно раньше необходимо приучать ребёнка к самостоятельности. Замечено, что дети, которые, как говорится, «могут обслуживать себя сами», меньше картавяг и сюсюкают, быстрее переходят к предложениям. Это и понятно, ведь такие «упражнения», как действия с ложкой, расстёгивание пуговиц и т. п., отлично развивают мелкую моторику кисти.
Вот список основных сенсомоторных навыков, которыми обладает хорошо развитый ребёнок в возрасте приблизительно 3-х лет:
- он хорошо ощущает своё положение в пространстве и по отношению к другим предметам; у него хорошая координация движений;
- он понимает отношения в пространстве: далеко — близко, назад — вперёд;
- у него хорошая осанка и чувство равновесия;
- он может и любит делать разные ритмичные движения, любит танцевать;
- он может опознать многие предметы на ощупь;
- знает разницу между «горячо», «холодно», «тепло»;
- понимает, что существуют разные цвета, формы предметов, разные звуки и фактуры поверхностей;
- может подобрать разные вещи по сходству;
- у него сформировалась координация «глаз — рука»;
- ему знакомы такие понятия: длинный — короткий, маленький — большой, высокий — низкий, широкий — узкий, вверху — внизу, твёрдый — мягкий;
- он различает запахи; узнаёт различные звуки.
Такому ребёнку не страшны никакие задержки речи. Он хорошо развивается и со временем будет прекрасно говорить.
Интеллектуальный рост
Конечно, на речь ребёнка всегда влияет его интеллектуальный рост. На бытовом уровне мы понимаем это так: глупый ребёнок говорит плохо, умный — хорошо. Однако, многие родители часто думают, что наши дети глупее, чем они есть, когда принимают за речевые ошибки те высказывания, которые просто отражают иной, чем у взрослых, взгляд на мир, свои мысли по поводу слов, свои ассоциации.
Как часто родители в таких случаях торопятся исправить ошибки в речи малыша, вместо того, чтобы дать ему подумать, и тем самым лишают его возможности развиваться. «Каждый раз, когда взрослый с высоты своих позиций учит ребёнка толу, что он мог бы открыть для себя сам, он лишает малыша возможности понять это явление до конца».(Ж. Пиаже. Речь и мышление ребёнка.)
Эмоциональное развитие
Умение говорить тесно связано у ребёнка и с эмоциональным развитием. Эмоциональные контакты со взрослым оказывают стимулирующие влияние на становление речевой функции благодаря тому, что вызывают у ребёнка желание говорить так. как говорит взрослый.
Дети, которые хорошо относятся к себе, чувствуют свою значимость для окружающих, защищённость, эмоциональную связь с родителями, всегда хорошо говорят. А вот детям, которые пережили много огорчений, болезней и стрессов, бывает трудно научиться говорить.
Задержку в речевом развитии может вызвать и смена привычной обстановки, например, переезд из дома в дом или разлука с человеком, который раньше ухаживал за малышом. Далее слишком жёсткое приучение к горшку и к опрятности может сделать окружающий мир неуютным для малыша. Он будет бороться с этим миром своим нежеланием говорить.
Общение
Но главным фактором, определяющим речевое развитие ребёнка, является его желание и умение общаться с людьми. Ведь речь существует не только для того, чтобы выразить мысли и эмоции, но и просто, чтобы поддержать приятный разговор. И об этом знают уже самые маленькие дети.
Часто можно наблюдать, как малыш, который едва освоил первые слова, уже заводит на улице «светский разговор» с другим ребёнком или взрослым человеком. Конечно, нет сомнений в том, что такой ребёнок будет хорошо развиваться в языковом отношении: у него есть желание высказаться и он может уже на своём уровне пообщаться с другими людьми. Сформировать этот навык ему поможет только пример родителей: их реакции и поведение при разговоре.
Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребёнка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов запоминает ребёнок, а следовательно развивается его речевая функция.
Источник
Мой сын заговорил поздно, уже ближе к трем годам, но я не переживала по этому поводу – современные тенденции развития детей таковы, что в связи с обилием различных гаджетов и средств информации дети стали сегодня говорить позже. Они понимают нас, копят пассивный словарь, но вот говорить начинают не очень рано. Хотя есть и исключения, поэтому, вопросам речевого развития родители уделяют особенно много внимания. И виной тому еще и пресловутое сравнение своего кровинушки с детьми друзей, соседей, и постоянные упреки и подколки родных: «А наш-то Васенька уже стихи читает, а ваш все молчит!»
Дайте с вами поговорим о том, какие причины приводят к тому, что дети длительно молчат, почему у них возникают проблемы с речью. Прежде всего, изначально, только врач может определить наличие задержки речевого развития и ни соседка, ни воспитатель в садике, ни ваши родственники в этом вопросе – не эксперты и не специалисты, их субъективное мнение в расчет брать не нужно вовсе. Сроки возникновения фразовой и активной речи сильно варьируют у детей как по возрасту, так даже и по полу. Обычно у девочек речь развивается активнее, чем у мальчиков, и они говорить начинают немного раньше, зато мальчишки физически развиваются активнее. Но, опять же, могут быть индивидуальные особенности.
Почему может страдать речь?
Причины появления стойких патологий в речи ребенка обычно разделяются на врожденные или приобретенные. Особенно часто на речь влияют различного рода неблагоприятные внутриутробные факторы, различные влияния в процессе родов или повреждения нервной системы и речевого аппарата в раннем возрасте малыша. К таким факторам можно отнести:
— целую группу наследственных факторов в виде умственной отсталости, развития психических заболеваний, резкие изменения в обмене веществ, расстройства гормонального обмена, влияющие на развитие мозга и всей нервной системы, проблемы с речью у родителей ребенка, передающиеся по наследству;
— различного рода осложнения беременности, влияющие на развитие нервной системы малыша;
— особенности течения родов в виде стремительных или затяжных родов, осложненные роды с тяжелыми травмирующими акушерскими вмешательствами – наложением щипцов, экстренным кесаревым сечением, вакуум-экстракцией, что в результате привело к травмам мозга или развитию у плода асфиксии с поражением речевых центров;
— различные послеродовые влияния – тяжелые инфекции и заболевания у малыша в раннем возрасте (сепсис, пневмонии, неврологические болезни, соматические тяжелые патологии);
— негативные влияния окружающей среды на ребенка в виде длительных и тяжелых психотравмирующих ситуаций, двуязычные семьи, психологические травмы, запущенность педагогическая и социально-бытовая, противоречивая система воспитания в семье.
Однако, стоит помнить о том, что далеко не каждый из указанных мною факторов будет обязательно являться определяющим для того, чтобы возникали патологии развития. При этом, внутриутробные факторы, нарушающие правильное развитие плода и вызывающие у него недоразвитие определенных структур и основных физиологических систем в организме, а также поражения головного мозга (энцефалопатии), особенно с поражением определенных зон, не пройдут совершенно бесследно для малыша. И также, влияния во время беременности и в процессе родов оставят более негативные последствия, нежели влияния в дальнейшей жизни малыша, так как клетки мозга в этот период менее зрелые, чем уже у подрастающего крошки. Чаще сего в проблемах речи виноватыми оказывается целая комбинация из нескольких вредных моментов сразу, которые в результате формируют не только речевые, но и психолого-педагогические проблемы у ребенка.
Но на каких же конкретно этапах в развитии ребенка могут происходить изменения, при каких обстоятельствах и при создании каких условий можно ожидать повреждения речевого аппарата, что будет вызывать дефекты речи? Кроме того, только ли повреждения в самом речевом аппарате приводят к тому, что возникают речевые расстройства или могут быть проблемы с речью при вполне здоровых речеобразующих органах? Давайте в этом разберемся поподробнее.
Становление речи и влияние на него негативных факторов
Итак, давайте с вами разберемся с самого начала, что может повлиять на речь наших малышей в период, когда мы еще только-только планируем малышей и вынашиваем их в своем животе?
Ваш малыш может быть еще даже не рожденным, и еще даже не планирован, а негативные факторы, которые в дальнейшем могут на него повлиять, уже работают в вашем организме на полную катушку, формируя влияние как непосредственно на речевые его функции, так и на многие иные патологии. Как же так? Все это легко объясняется влиянием на здоровье будущих детей нашей неблагоприятной наследственности и ведения неправильного образа жизни будущими родителями. Передаться от родителей к детям могут некоторые из особенностей в нервно-психическом развитии, особенности работы как центральных, так и периферических отделов нервной системы. Так, малыш может унаследовать ваши особенности строения органов артикуляции, а значит – и особенности речи.
Причем могут быть унаследованы расщелины неба, своеобразное его строение, а также работа тех нервных структур, которые отвечают за осуществление речевых функций. Проще говоря, ваши дети будут говорить примерно так же как вы, и дефекты вашей речи могут наследоваться. Для нервной системы в целом, и для речи в частности, важными будут такие факторы, влияющие еще до наступления беременности как профессиональные вредности, поражающие спермии папы и яйцеклетки мамы, вибрационные нагрузки, ионизирующие лучи, прием наркотиков, даже немного и даже легких, алкоголь, курение. Будут негативно влиять прерывания беременности, физическое и нервное истощение.
Во время беременности
На нормальный процесс внутриутробного развития и значит, на формирование речевых центров и содружественных с ними других участков мозга, а также на развитие самого речевого аппарата, могут влиять токсикозы беременности и гестозы, острые или хронические заболевания матери во время беременности. Особенно в ранних сроках перенесенные краснуха, грипп, эндокринные нарушения, проблемы печени и почек, резус-конфликты, травмы живота при беременности. Не менее важны прием медикаментов, влияющих на слух и нервную систему, профессиональные вредности, негативные эмоции беременной женщины и ее стрессы. Все эти факторы могут нарушить как строение головного мозга, так и разорвать формирующиеся особые связи между нервными центрами, повлиять на дальнейшую работу нервной системы.
Особым вопросом во влиянии на будущую речь и интеллект в целом является курение матери при беременности. Естественно, все знают, курить при беременности вредно, но не все осознают насколько это вредно, и что конкретно страдает у малыша. Ученые провели в экспериментах УЗИ женщинам, как во время курения, так и сразу после него. Во время затяжек сердцебиение плода резко ускоряется, в то время как его движения постепенно замирают, ребенок как бы задыхается, и у него в этот момент отмирает по одной-две сотни клеточек в головном мозге. Дети таких мамочек после рождения ослаблены, они хуже развиваются, подвержены постоянным заболеваниям, что естественно приводит и к задержкам речи у детей. При курении более 10 сигарет в день коэффициент умственного развития детей снижается на 9-10 пунктов из-за резкой гипоксии мозга плода. Плюсом к тому идет целый набор вредных веществ самого табачного дыма.
Осложненное протекание родов может приводить к повреждениям структур головного мозга травматического характера. Обычно это бывают гипоксия в родах, ишемия мозга или кровоизлияния из разорвавшихся сосудиков, травмы шейного отдела позвоночника с нарушением мозгового кровообращения, которые могут повреждать речевые центры. Как результат – развиваются они гораздо медленнее положенных сроков.
После родов
После рождения влияние негативных факторов на формирующиеся речевые центры все также актуально. Особенно негативно будут влиять на растущий мозг малыша травмы головы (как результат падений), приводящие к сотрясениям и ушибам мозга, воспалительные поражения мозга в виде энцефалитов и менингоэнцефалитов, пневмонии, дизентерии, любые заболевания, резко ослабляющие организм и тормозящие общее развитие.
Не меньше на речь влияют постоянные проблемы с ушами, так как слух непосредственно влияет на речевые функции. Могут влиять некоторые нерационально применяемые лекарства, особенно токсичные для слухового нерва антибиотики. Также могут нарушить речь и аномалии зубочелюстного аппарата из-за травм, сосания пальца или соски, постоянное общение с людьми, у которых имеются выраженные дефекты речи.
Все это в комплексе может существенно повлиять как на срок формирования речи, так и на ее правильность. Поэтому, нужно уделять внимание здоровью малыша, чтобы его первые слова и фразы вы услышали вовремя. Завтра мы будет говорить о речи и ее развитии далее:
Формирование речи ребенка — как помочь?
ЗРР — в чем она проявляется?
Помощь родителей при ЗРР у детей
Источник
Развитие речи у ребенка активно происходит в возрасте до 3 лет. Родители всегда с нетерпением ждут, когда малыш скажет свое первое слово, затем начнет говорить предложениями, задавать вопросы и рассуждать. Мама, папа и бабушки с дедушками вполне могут помочь крохе ускорить процесс формирования речевых навыков, не обращаясь к логопедам.
Что влияет на развитие речи?
На развитие речи у детей влияют следующие факторы:
- Социальный — комфортная среда для начала общения, полноценное речевое окружение.
- Биологический — наследственность, правильная работа центральной нервной системы, речевых мозговых центров, органов слуха и др. Благоприятное течение беременности и родов также оказывают влияние.
Формирование речи с рождения до трех лет
С момента появления на свет новорожденный учится контактировать с внешним миром. Давайте взглянем, каким образом протекает речевое развитие у малышей в течении первых трех лет жизни и определим нормы:
- 0-2 месяца. В это время новорожденный общается при помощи крика или плача. Сигнал поступает, когда ребенок голоден, устал или ему не комфортно.
- 2-3 месяца — начинается гуление. Появляются такие звуки, как «ы», «у», «а», иногда сочетаются с «г». Кроха учится управлять интонациями звука.
- 3-6 месяцев — лепет. Малыш лепечет сам с собой, издает разные звуки при обращении к нему, поворачивает головку в сторону голоса. В этом возрасте ребенок замирает от громкого хлопка, узнает свое имя.
- В пол года можно услышать первые слоги, также легко проследить звуковые предпочтения (чаще говорит «ма» или «ба» — их легче всего произносить).
- 7-9 месяцев — комбинации слогов, лепет прогрессирует до «ма-ма-ма», «дя-дя-дя» и др.
- 9-12 месяцев — начинается звукоподражание, кроха имитирует речь взрослых и понимает значение слова «нет».
Когда исполнился 1 год
- 12 месяцев — первые осмысленные слова (мама, папа, дядя). Малыш всем видом проявляет любознательность к словам, пытается соединять звуки в новые слова, повторяет за родителями. В этом возрасте ребенок понимает несложные инструкции, такие как «стой» или «ложись», машет рукой «пока-пока» и покачивает головой в момент отказа от чего-либо. Появляется интерес к книжкам.
- 18 месяцев — 2 года. Ребенок повторяет слова, знает части тела и показывает на них. В этом возрасте может знать от 20 до 50 слов, отвечает жестами на разные вопросы и любит, когда ему читают (при этом указывает пальцем на картинки). Формирует простые предложения «Мама, дай», «Хочу пить», понимает простые инструкции. Активно использует прилагательные и предлоги.
- 3 года — многословные предложения из трех и более слов. Различает цвета и определяет размеры, повторяет знакомые мелодии и истории. Некоторые трудности в произношении шипящих и свистящих звуков могут сохраниться, при этом словарный запас постоянно расширяется.
Стоит отметить, что редкий родитель способен заметить признаки отклонений, которые указывают на задержку развития речи. Для профилактики посещайте невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Помогаем в развитии речи с рождения
Сенсорный канал восприятия внешнего мира (зрение, слух, вкус, осязание и обоняние) в детей в первые годы жизни является основным. Поэтому, чтобы малыш начал говорить необходимо давать ему как можно больше информации, стимулируя разнообразные ощущения.
- Осязание. Мамины и папины руки, массажи и гимнастика, игрушки разных форм и фактур — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о себе самом и собственном теле формируется через контакты с окружающей средой.
- Слух. Звуки природы, шум машин и телевизора, голоса из окна, и конечно слова родителей. Разговаривайте с малышом всегда и обо всем, хоть у мамы получается это само собой. Называйте предметы, указывая на них, поддерживайте разговор, когда кроха начинает гулить.
- Зрение. Заинтересовывайте ребенка новыми предметами и обстановкой, чтобы он учился фокусировать взгляд на разные расстояния. В этом помогут подвесные игрушки, ленты над кроваткой и многое другое. Позже арсенал будет пополняться за счет визуальных впечатлений (кроха увидит речку, дорогу, машины на ней).
- Вкус — постепенно познакомьте кроху с новой едой, расширяя ассортимент прикорма.
- Обоняние — с помощью запаха у малыша будут создаваться определенные ассоциации и воспоминания. Учите ребенка распознавать различные ароматы (как пахнет после дождя, попросите понюхать цветок).
- Крупная и мелкая моторика. Всегда создавайте стимул к движению, именно так будут укрепляться мышцы и работать двигательные центры мозга. Даже обучение навыкам самообслуживания (мыть руки, чистить зубы, застегнуть молнию, убрать за собой тарелку или игрушки) уже являются полезными для речевого познания.
Вы спросите, как все вышеперечисленное влияет на умение говорить? Речь — это продукт работы органов речевого аппарата и мышц. Как и в любом спорте последовательные «тренировки» помогут научить кроху произносить первые слова.
Факторы, влияющие на формирование речи
- Отзывайтесь на гуление и лепет, больше читайте ребенку, говорите когда купаете или одеваете.
- Повторяйте потешки, песенки и стишки.
- Учите именам родственников, кличкам домашних животных.
- Берите малыша в новые места, обращайте внимание на разные объекты.
- Не подражайте сами детскому произношению, следите чтобы речь была грамотной.
- Не обозначайте окружающие предметы звукопроизношениями (собака, это собака, а не «гав-гав»).
- Выбирайте описательный стиль общения (Вот проехала красная машина, у нее большие колеса).
- Научите ребенка рассуждать, говорите с ним о том, как прошел день, что он думает по тому или иному поводу.
- Пользуйтесь наглядным материалом.
Игровая форма развития
Дети очень хорошо учатся говорить и запоминать информацию через игры.
Пальчиковые игры. Загибая пальцы на руках можно рассказывать стих или потешку, начинать можно со знакомых «Идет коза рогатая» или «Сорока-белобока». Можно просто выучить название пальцев,
- Фонематические игры. Научите малыша, как звучат разные инструменты, покажите картинки животных и попросите воспроизвести их звуки, попросите повторить за вами определенный ритм.
- Артикуляционная гимнастика. Ребенок широко открывает рот и в течении некоторого времени остается в этом положении. Также, кроха может улыбнуться показав зубы, нарисовать кончиком языка на верхнем небе различные фигуры.
Когда обращаться к логопеду?
- 1,5 — 2 года малыш не произносит коротких слов и говорит на «своем» языке.
- В 2,5 словарный запас не превышает 10 слов.
- В 3 годика кроха пропускает или переставляет слоги, имеет речевые запинки.
Развивать речь у ребенка не так сложно, как кажется на первый взгляд. Постоянное общение, чтение и игры, приучение к самостоятельности с помощью выполнения простых заданий — все это можно легко включить в распорядок дня. Терпение и систематичность обязательно принесут свои результаты.
About You
2019-06-05
Еще материалы из категории «Отношения»
Здоровье и воспитание детей
Здоровье и воспитание детей
Здоровье и воспитание детей
Здоровье и воспитание детей
Здоровье и воспитание детей
Здоровье и воспитание детей
Источник