Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте

Развитие речи ребенка в раннем возрасте
Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью — сложный, многосторонний психический процесс.
Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:
— четко произносили все звуки и слова;
— говорили с ним, не торопясь;
— следили за своим произношением.
Торопливая, нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.
Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:
На первом году жизни происходит подготовка дыхательной системы к речевым навыкам, образуются голосовые недифференцированные шумы, ребенок «гулит», лепечет, подражая взрослым . Это происходит с 3 до 6 месяцев.
В возрасте 6 месяцев образуются речевые звуки и происходит синтез слогов. На втором году жизни – речь начинает обогащаться словами, ребенок начинает произносить простейшие слова.
На третьем году жизни словарного фонда ребенка составляет до 500 слов и больше; дети учатся говорить предложениями.
На четвертом году жизни происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в предложениях достигает 9-10. Дети впервые начинают использовать придаточные предложения.
На пятом году жизни происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатывается регуляция громкости произношения слов. Построение фраз становится более правильным и совершенным.
Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Поэтому таким детишкам нужно помочь: побольше им рассказывать, побуждать их к пользованию новыми словами, учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными требованиями.
Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести первое слово.
Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка со взрослым.
Не все дети овладевают речью одинаково успешно. Часто наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения нужно отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, т.к. они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Природа заложила в ребенка потребность в движениях, в психомоторной активности. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать .
Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном детстве, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а иногда даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны обратить на это специальное внимание. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.
Что же могут сделать родители для успешного развития речи ?
Побольше разговаривайте со своим малышом. При этом следите, чтобы Ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление «детского» языка навредит формированию «нормального» языка ребенка.
Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы. Это — залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.
Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки — это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.
Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: учите его слушать окружающие звуки и различать их: «Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики». Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит, а что не звучит.
Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магические слова: «Дай», как их желание сразу осуществляется. Но такое положение вещей не удовлетворяет потребности малыша в развитии речи как средства общения с другими людьми. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.
Учите с ребенком стихи, сказки, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.
Учите малыша строить связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться, суметь найти форму для рассказа о них и высказывания. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте малышу вопросы: кто это (собачка), какая собачка (белая, пушистая, смешная), что она делает (грызет косточку) и т.п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее. Через некоторое время ваш ребенок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжении дня.
Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.
Осваивая язык, ребенок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык «для себя». Однажды вы заметите, что ребенок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать сначала вам. Спрашивайте каждый раз: «Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: кукла или мишка?» Такие рассказы помогут ребенку быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию мышления и внутреннего языка.
Речевое общение — важнейшее средство связи между ребенком и окружающим его миром.
Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека.
Речь у детей — это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи окружающих ребенка взрослых. Правильное развитие речи ребенка зависит от объема речевой практики, от обучения и воспитания детей с первых моментов их жизни.
Образец речи для ребенка дает его социальное окружение. В бедных речевыми побуждениями семьях дети начинают поздно говорить и говорят, как правило, мало.
Очень часто отставание в развитии речи сопровождается общим отставанием в развитии ребенка, несмотря на то, что интеллект, природные способности и речевой потенциал находится у таких детей на нормальном уровне.
Ребенок получает информацию от окружающих людей при помощи сигналов и знаков: сначала невербальных, а затем вербальных (речевых).
Развиваются навыки общения, действия, растет игровой опыт. Формирование эмоциональной сферы, воли, адекватного поведения ребенка напрямую зависит от уровня развития его речи.
Нарушения речи сужают возможность социальной адаптации и познавательную деятельность человека в любом возрасте.
Дети, как и взрослые, отличаются друг от друга уровнем развития личности, а значит и речи. Для точной и, главное, своевременной диагностики речевых нарушений ребенка нужно знать и учитывать внешние факторы (среда и окружение), здоровье и генетику.
Например, к четырем годам средний ребенок имеет в запасе примерно 2000 слов.
Все слова, произносимые детьми в четыре года, приобретают более точное значение. Ребенок любит много говорить, слушать короткие стихи, сказки, рассказы, начинает запоминать и рассказывать их. Недостаток в произнесении сложных, длинных и малознакомых слов считается в этом возрасте нормой.
В пять лет запас слов детей насчитывает в среднем 2500-3000 единиц. Степень понимания значения слова и уровень словообразования значительно увеличиваются. Происходит формирование «чувства языка», основанное на опыте речевого общения ребенка. Дети начинают использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Часто из уст пятилетнего малыша можно услышать связный рассказ. В пять лет, как правило, исчезают возрастные ошибки произношения. Но, вполне допустимо, что ребенок может в этом возрасте неверно понимать и использовать слова.
Шестилетние дети дают верное определение весьма широкому кругу окружающих их явлений и вещей. Они начинают использовать обобщающие слова, совершенствуют произношение.
В детской речи исчезают пропуски и перестановки слогов и звуков. Исключения бывают только при встрече с незнакомыми и сложными словами.
В шесть лет среднестатистический ребенок усваивает основные закономерности словообразования, изменения слов и соединения слов в предложении. В построении фраз ребенок начинает использовать все части речи. Многие дети умеют пересказывать небольшие тексты, приобретают навыки овладения труднейшим видом речи — речью монологической.
Источник
Факторы, влияющие на развитие речи
Первые слова ребёнок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11-12 месяцев в активном словаре имеется около 10 слов. К мальчикам первые слова приходят несколько позже — в речевом развитии девочки опережают мальчиков примерно на 3 — 4 месяца. Но тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребёнка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды — всё это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи.
Слуховое внимание
Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все виды слуховой чувствительности. Звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют.
В раннем возрасте необходимо озаботиться развитием слухового внимания ребёнка. Начиная с 6 — 7 месяцев он должен определять направление звука (колокольчика, погремушки). Нужно продемонстрировать малышу, как они звучат, а затем он должен это повторил,. Обязательно нужно давать ребенку слушать музыку. Уже в период гуления, услышав музыку, он оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками, ножками. В конце первого года жизни ребёнок правильно реагирует на многие обращённые к нему слова. Когда говорят: «Покажи носик», «Сделай ладушки», «Где мама?» — малыш показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму.
Он чувствителен к интонации, адекватно реагирует на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу. Взрослые должны следить за своей речью, за правильностью и чёткостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания.
Моторное развитие
Языковое развитие ребёнка нельзя отделить от его моторного развития. Между ними существует очень сильная связь. Поэтому для хорошего языкового развития малыш нуждается в таких играх, которые включали бы нагрузку для всех пяти органов чувств и всех мускулов тела.
При этом надо знать, что ребёнок не сразу начинает контролировать движения всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это. Движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем движения крутых мускулов.
После 6 — ти месяцев необходимо обратить особое внимание на артикуляционную моторику. Например, ребёнок улыбается — активизируются мышцы губ. Чем раньше ребёнок научится щёлкать языком, присасывая язык к нёбу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, л, р).
Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому уже с 4 — 5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой фаланги). Разминать и поглаживать в течение 2 — 3 минут ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую.
Как можно раньше необходимо приучать ребёнка к самостоятельности. Замечено, что дети, которые, как говорится, «могут обслуживать себя сами», меньше картавяг и сюсюкают, быстрее переходят к предложениям. Это и понятно, ведь такие «упражнения», как действия с ложкой, расстёгивание пуговиц и т. п., отлично развивают мелкую моторику кисти.
Вот список основных сенсомоторных навыков, которыми обладает хорошо развитый ребёнок в возрасте приблизительно 3-х лет:
- он хорошо ощущает своё положение в пространстве и по отношению к другим предметам; у него хорошая координация движений;
- он понимает отношения в пространстве: далеко — близко, назад — вперёд;
- у него хорошая осанка и чувство равновесия;
- он может и любит делать разные ритмичные движения, любит танцевать;
- он может опознать многие предметы на ощупь;
- знает разницу между «горячо», «холодно», «тепло»;
- понимает, что существуют разные цвета, формы предметов, разные звуки и фактуры поверхностей;
- может подобрать разные вещи по сходству;
- у него сформировалась координация «глаз — рука»;
- ему знакомы такие понятия: длинный — короткий, маленький — большой, высокий — низкий, широкий — узкий, вверху — внизу, твёрдый — мягкий;
- он различает запахи; узнаёт различные звуки.
Такому ребёнку не страшны никакие задержки речи. Он хорошо развивается и со временем будет прекрасно говорить.
Интеллектуальный рост
Конечно, на речь ребёнка всегда влияет его интеллектуальный рост. На бытовом уровне мы понимаем это так: глупый ребёнок говорит плохо, умный — хорошо. Однако, многие родители часто думают, что наши дети глупее, чем они есть, когда принимают за речевые ошибки те высказывания, которые просто отражают иной, чем у взрослых, взгляд на мир, свои мысли по поводу слов, свои ассоциации.
Как часто родители в таких случаях торопятся исправить ошибки в речи малыша, вместо того, чтобы дать ему подумать, и тем самым лишают его возможности развиваться. «Каждый раз, когда взрослый с высоты своих позиций учит ребёнка толу, что он мог бы открыть для себя сам, он лишает малыша возможности понять это явление до конца».(Ж. Пиаже. Речь и мышление ребёнка.)
Эмоциональное развитие
Умение говорить тесно связано у ребёнка и с эмоциональным развитием. Эмоциональные контакты со взрослым оказывают стимулирующие влияние на становление речевой функции благодаря тому, что вызывают у ребёнка желание говорить так. как говорит взрослый.
Дети, которые хорошо относятся к себе, чувствуют свою значимость для окружающих, защищённость, эмоциональную связь с родителями, всегда хорошо говорят. А вот детям, которые пережили много огорчений, болезней и стрессов, бывает трудно научиться говорить.
Задержку в речевом развитии может вызвать и смена привычной обстановки, например, переезд из дома в дом или разлука с человеком, который раньше ухаживал за малышом. Далее слишком жёсткое приучение к горшку и к опрятности может сделать окружающий мир неуютным для малыша. Он будет бороться с этим миром своим нежеланием говорить.
Общение
Но главным фактором, определяющим речевое развитие ребёнка, является его желание и умение общаться с людьми. Ведь речь существует не только для того, чтобы выразить мысли и эмоции, но и просто, чтобы поддержать приятный разговор. И об этом знают уже самые маленькие дети.
Часто можно наблюдать, как малыш, который едва освоил первые слова, уже заводит на улице «светский разговор» с другим ребёнком или взрослым человеком. Конечно, нет сомнений в том, что такой ребёнок будет хорошо развиваться в языковом отношении: у него есть желание высказаться и он может уже на своём уровне пообщаться с другими людьми. Сформировать этот навык ему поможет только пример родителей: их реакции и поведение при разговоре.
Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребёнка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов запоминает ребёнок, а следовательно развивается его речевая функция.
Источник