Что влияет на разностороннее развитие ребенка

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.
Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.
Аспекты всестороннего развития ребёнка
- Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
- Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
- Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
- Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
- Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
- Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.
Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.
Взаимосвязанные принципы
- Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
- Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
- Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
- Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.
Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.
Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития | Необходимые действия |
Физическое развитие | • * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка. • * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. • * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие | • * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. • * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. • * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы. • * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие | • * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. • * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. • * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие | • * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас. • * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания. • * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы. |
Творческое развитие | • * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок. • * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал |
Духовное развитие | • * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали. • * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность |
Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).
Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.
Источник
Ваш ребенок растет, вы видите чудесные преобразования. Кажется недавно он сказал первое слово, а вот уже начал рассказывать стихи. Месяц назад не умел считать, а уже складывает просты числа. Развитие заложено в человеке, он не может застыть в каком-то одном состоянии. Специалисты утверждают, что прогресс будет виден, когда будет разностороннее развитие ребенка. Глобально, правда?
На самом деле лучшие педагоги уже давно вывели формулу этого обширного понятия, и вместили разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста в несколько пунктов.
Общение
Первым из них стало развитие коммуникативных навыков. Так, в младенческом возрасте этот навык достаточно ограничен и сводится лишь к эмоциональному. Обмен улыбками с мамой, агуканье, проявление радости при виде родных лиц.
Став постарше, ребенок получает общение со взрослыми. Чаще всего это члены семьи или люди из ближайшего окружения. Если в раннем возрасте упустить момент, не уделяя должного внимания общению с малышом, в дальнейшем вы получите буку и закрытого человека.
Старший дошкольный возраст – это время насыщенного общения. Появляются друзья, ребенок ходит в сад и посещает дополнительные кружки, — везде он учится налаживать отношения, строить их посредством коммуникации.
Окружающий мир
Разностороннее развитие личности ребенка невозможно построить без предметной деятельности. Как только у малыша начинает появляться потребность в познании мира (это месяца 3-4 от роду), он будет пытаться манипулировать предметами. Его помощники: погремушки, яркие игрушки, до которых он будет стремиться дотянуться, взять их в руки.
Для раннего дошкольного возраста характерна игра. Она уже не такая простая, как в раннем детстве. Собирание конструктора, динамичные игрушки и, конечно, групповые игры под чутким оком взрослого.
Дети-предшкольники любят ролевые игры. Не пугайтесь, когда услышите говорить вслух сразу за нескольких персонажей. Это он пытается передать свой внутренний мир через разные образы. Вводите ребенку и игры с правилами, дети уже способны воспринимать требования и выполнять их.
Познание
Еще один вид деятельности, направленный на разностороннее развитие ребенка: познавательно-исследовательский. Все очень просто: кроха познает мир посредством тактильных ощущений и присутствие рядом родных. Став старше, он захочет экспериментировать с вещами и предметами, с которыми он был знаком лишь косвенно. Ему нравится исследовать какие-то материалы, соединять разные вещества, составлять различные емкости… Позвольте сыну или дочери делать это столько, сколько хочется! Не потрогав, не ошибившись, не ощути, что называется, на себе, ребенок не сможет познать этот мир во всей его полноте, а следовательно, не сможет быть всесторонне развитым.
О прекрасном
Одним из видов разностороннего развития личности дошкольника можно смело назвать и художественное. С первых дней малыш способен воспринимать музыку. Поэтому педагоги рекомендуют мамочке напевать нежные колыбельные, включать классическую музыку, пока кроха еще в пеленках. Конечно, позже он научиться понимать смысл песенок, – и тогда пойте легкие песенки вместе. Также и со стихами. Не пренебрегайте заучиванием и разбором поэтического текста. Читая книжку, рассматривайте картинки и расспрашивайте ребенка по ним. Особенно акцентируйте внимание на чудесных пейзажах, картинках животных, – по ним можно проводить целые занятия!
Движение
Позволяйте малышу больше двигаться. Двигательная активность –это часть всего развития ребенка. Чем больше ребенок играет, скачет, прыгает, плавает, тем выше будет его жизненный тонус.
Итак, дорогие родители, не оставляйте ребенку ни одной минуты для глупостей, наполните его жизнь интересом, ведь разностороннее развитие ребенка – в игровой, физической и творческой деятельности.
Читайте также:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Источник
Екатерина Ушахина
Основное время роста нашего физического мозга — до четырех лет. Легкость, с которой мы учимся в детстве, и траектория всей жизни в значительной степени предопределены тем, что происходит в эти первые годы.
От рождения примерно до трех лет каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей. Невероятная, многосложная нейронная сеть и есть та архитектура мозга, которая влияет на все его функции, включая память, эмоции, поведение, моторику и, конечно, речь.
Профессор Дана Саскинд много лет изучала этот феномен и написала книгу «Тридцать миллионов слов», в которой рассказала о факторах, которые влияют на мозг ребенка, в том числе родительская речь, стрессы, похвала и другие.
Поговорим о них.
Своевременное развитие речи
Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.
Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.
Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.
Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество.
Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.
Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.
Источник
Стресс
Второе необходимое условие нормального развития мозга, — стабильность. Растущий мозг обладает повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям.
Как было доказано, «токсичное» окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители. Они действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.
Стресс, конечно, присутствует в жизни всех, даже младенцев, например, когда их кормят с опозданием или когда они плачут перед сном. Но когда уровень стресса неизменно высокий, кортизол и другие гормоны стресса промывают мозг маленького ребенка, навсегда меняя его архитектуру.
Источник
Последствия изменения мозга из-за стресса — хронические проблемы с поведением, проблемы со здоровьем и трудности в учебе. Ирония в том, что дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненной турбулентностью, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.
Когда дома создается постоянная стрессовая обстановка, когда вербальное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, спасением для детского мозга становится сверхбдительность, то есть режим постоянной защиты от неизбежного нападения.
«Бей или беги» — это всегда готовая система обороны, просто попытка мозга организовать самозащиту. Проблема в следующем: она настолько здорово охраняет, что мозг в итоге теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы в принципе. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед лицом неизвестности, и это серьезно влияет на его развитие.
Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга
Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.
На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.
Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.
Телевизор и развитие ребенка
Исследование психолога Патриции Кул подтверждает тот факт, что телевизор не помогает развитию малышей.
Девятимесячные американские младенцы слушали китайскую речь. Половине малышей мама произносила слова с теплой материнской интонацией, а другие дети слышали те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но записанные на аудио- или видеопленку.
После двенадцати лабораторных сеансов младенцы, слышавшие речь непосредственно от живого человека, могли распознавать звуки китайского языка. А как же те, кто слушал запись? Вы уже догадались. Ничего не могли.
Источник
Правильная похвала
Психологи из Чикагского университета Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу изучали последствия похвалы, полученной в раннем детстве. Они анализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех.
Пять лет спустя ученые проверили, соотносится ли тип мышления ребенка, например пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. Связь оказалась поразительной.
Первый этап исследования показал, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.
Через пять лет выяснилось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за процесс, то есть за усердие и усилия, в семь-восемь лет с более высокой вероятностью были склонны к расширению кругозора. Еще более удивительным оказалось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.
Как было доказано, такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию.
Вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.
Источник
Влияние плача
Все больше исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Если он сохраняется в течение некоторого времени, то негативно и постоянно влияет на нейронные связи мозга малыша.
В результате ребенок вырастает обремененный проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. Такие дети также более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.
Прямой противоположностью будут дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни, реагировали на плач оперативно и доброжелательно. Помимо развития детского мозга такие родители помогают заложить основу для привязанности, которую ребенок пронесет через всю жизнь.
По материалам книги «Тридцать миллионов слов».
Обложка поста The Pled.
Источник
Сила игры
Вспомните начальный эпизод из великолепной «Алисы в Стране Чудес», когда главная героиня была вынуждена изучать скучнейший урок истории по книге без картинок! Как ни старалась её не в меру серьёзная старшая сестра, успеха во вкладывании знаний в голову Алисы она так и достигла.
Для ребёнка постижение жизни и всех её аспектов — это увлекательная игра. Без игры детство невозможно, и вся ткань обучения, развития и воспитания ребёнка основывается на гигантском потенциале игровой деятельности.
Что включает в себя разностороннее развитие детей?
Чтобы развитие ребёнка было гармоничным, одни занятия не были в ущерб другим и не преследовали цель удовлетворить амбиции родителей, следует помнить о том, что способности — это всегда результат усилий по развитию ребёнка. Поэтому совершенно справедливо высказывание, что неспособных детей не бывает, и вполне реально обеспечить детям разносторонние и гармонично развитые способности.
До года ведущей деятельностью малыша является эмоциональное общение с близким человеком, потому говорить о разностороннем развитии младенца не вполне целесообразно, так как главная задача этого возраста — насытить общение с ребёнком любовью и позитивом. Группы, предлагающие «обучать» ребёнка с 3-х месяцев чтению или иностранному языку, преследуют лишь коммерческий интерес. Это не значит, что до года с ребёнком ничем не нужно заниматься, однако, желательно ставить соответствующие возрасту задачи.
А вот в раннем возрасте — с года до трёх — уже вполне можно начинать постепенно знакомить малыша со всем многообразием развивающих занятий.
Большинство видов деятельности оказывают развивающее воздействие сразу на несколько сфер, например, занятия хореографией развивают интеллект, о чём прекрасно знали воспитатели русской дворянской элиты 18-19 вв., И обучение танцам, наравне с иностранными языками и музыкой, входило в обязательную программу воспитания как мальчиков , так и девочек.
Существует несколько сфер развития ребёнка, каждой из которых необходимо оказывать должное внимание, с той целью baby-days.ru рекомендует, чтобы к возрасту самостоятельности ребёнок обладал максимально разнообразным инструментарием для понимания и взаимодействия с миром и самовыражения в нём.
Интеллектуальное и познавательное развитие
Эту сферу прекрасно развивают рисование, настольные игры, загадки, общение на тему окружающего мира.
Примеры игр-заданий: познакомиться с устройством тела человека (где находится сердце, для чего оно нужно) и пересказать то, что запомнилось; описать особенности четырёх времён года; научиться играть в лото.
Речевое развитие
Ему способствуют чтение вслух, обсуждение картинок и карточек со сценками из жизни, разучивание скороговорок, стихотворений и ответы на многочисленные вопросы детей.
Примеры игр-заданий: рассказать любимое стихотворение; описать картину великого художника; придумать и нарисовать комикс «Как я провёл день».
Социальное развитие
Коллектив сверстников — самый важный фактор, способствующий социализации ребёнка. Одних родственников для этого совершенно недостаточно.
Примеры заданий: познакомиться и подружиться с новеньким малышом на площадке; научиться выражать свои отрицательные эмоции словами; научиться обмениваться игрушками.
Эмоциональное развитие
Оно неразрывно связано с культурно-эстетическим, социальным, речевым.
Примеры игр-заданий: изобразить известных ребёнку животных в разных эмоциональных состояниях; нарисовать вместе с малышом «смайлики», изображающие различные эмоции — грусть, радость, удивление, гнев — и придумать им имена; поделиться впечатлениями и эмоциями после посещения кукольного театра.
Культурно-эстетическое развитие
Изучение и обучение всему прекрасному и светлому, что есть в мире — искусству, чувству юмора, умению понимать и чувствовать красоту.
Примеры заданий: нарисовать то, что мысленно представляешь во время прослушивания музыки; организовать приём кукольных «гостей» с соблюдением столового этикета; подробно обсудить качественный мультфильм.
Физическое развитие
Ежедневная утренняя зарядка, сделанная вместе с родителями — залог здоровых спортивных привычек ребёнка в будущем!
Примеры заданий: научиться ходить по узкой скамеечке, научиться танцевать «танец утят»; освоить комплекс упражнений на футболе.
Источник