Что входит в познавательное развитие ребенка
Анна Симора
Консультация для воспитателей «Образовательная область «Познавательное развитие»
ДОКЛАД по теме
«Образовательная область «Познавательное развитие»
Маленький ребенок по сути своей – «большая почемучка». Он все хочет
знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А
от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит то, какими
знаниями он будет обладать.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Что дает познавательная деятельность?
В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу ребенка, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому педагоги должны четко придерживаться разработанных критериев.
Что такое ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:
к объему образовательной программы и ее структуре;
к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты
программы;
к полученным результатам, которых смогли добиться учителя —
логопеды, учителя — дефектологи, воспитатели, обучающие дошкольников.
Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего
образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и
вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.
ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались
конспекты занятий, направленные на познавательное развитие
дошкольников.
Задачи познавательной деятельности
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:
Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов
ребенка.
Формирование действий, направленных на познание окружающего
мира, развитие сознательной деятельности.
Развитие творческих задатков и воображения.
Формирование знаний о самом себе, других детях и людях,
окружающей среде и свойствах различных предметов.
Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер,
количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и
следствие.
Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие
культурные ценности.
Даются представления о национальных праздниках, обычаях,
традициях.
Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме
для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного
мира и работают с местными экземплярами.
Формы работы по развитию познавательной деятельности
Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их
возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и
окружающего пространства. Мы, воспитатели, стараемся так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в
ДОУ, относятся:
личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
применение различных дидактических заданий и игр;
использование приемов в обучении, которые помогают в становлении
у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи,
пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются
своеобразные игры. Познание через игру, так как игра в дошкольном
возрасте занимает ведущую деятельность, дети не мыслят своей жизни без
игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с
предметами. На этом строится работа педагогов по познавательной
деятельности.
Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится
зарядка, артикуляционная гимнастика, гидромассаж.
После завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке.
Во время экологических игр развивается активность и любознательность.
Во время прогулки воспитатель использует подвижные игры, проводит наблюдение за природой и ее изменениями.
Игры, основанные на природных объектах, помогают
лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет,
систематизирует знания, обогащает словарный запас.
В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.
Каким хотят видеть своего ребенка родители?
В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.
Главное — научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну — и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.
По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания «на блюдечке». Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но по рассуждать, поразмышлять и прийти к
собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к
творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и
самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что
они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите
детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.
Познавательное развитие в ДОУ по возрастам
С возрастом у ребенка меняются возможности и потребности.
Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для
детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими
исследовательским возможностям.
Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.
Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более
многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки,
помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка,
играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим
из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте
предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится
знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый
план после 5-ти лет.
А как же малыши? Особенности познавательного развития у двух–
трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей
обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими,
простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к
примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с
игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать
вещами, подражая маме или папе.
Средняя группа
Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение
расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо
наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с
учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона
книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по
принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы
располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это
необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в
средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для
этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал
о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга,
карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети
каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе
изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.
Не забываем об эксперименте
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование
экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент:
во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять
детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок — получилась
грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно
сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи
пить нельзя, а из крана — можно. Дождь может идти, когда много туч, а
бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и
податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному
развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши
изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны
понять устройство мира.
Источник
Анастасия Максименко
Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС
1 слайд
Здравствуйте, меня зовут Максименко Анастасия Владимировна.
Я работаю старшим воспитателем в «Звездненской СОШ» дошкольных группах
Предоставляю вашему вниманию презентацию образовательной области «Познавательное развитие».
2 слайд
Василий Александрович Сухомлинский писал:
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»
Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
3 слайд
Целью данной области является:
Формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной
деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать
информацию для решения жизненно важных проблем.
Задачи:
Формировать сенсорных способностей
Развивать познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
Формировать элементарных математических представлений
Формировать целостной картины мира, расширение кругозора детей
4 слайд
Вся работа строится на следующих принципах:
-принцип интеграции
-принцип деятельности и интерактивности
-принцип научности
-принцип природосообразности
-принцип партнерства
5 слайд
В нашем учебном плане с учетом ФГОС познавательное развитие реализуется в обязательной и вариативной части.
В обязательной части входят такие виды деятельности как:
-формирование элементарных математических представлений;
— приобщение к социокультурным ценностям;
— ознакомление с миром природы;
В вариативной части виды деятельности:
-кружок «Познавай-ка» — (опытно — экспериментальная деятельность);
-кружок «В мире форм и цвета» (сенсорика, конструирование)
6 слайд
Данные задачи мы реализуем через разные виды деятельности
7,8 слайд
Для успешной реализации ФГОС развивающая — предметно пространственная среда должна быть насыщена, трансформируемой, полифункциональной, вариативной доступной и безопасной, что мы и пытаемся соблюдать. Пространство групп организованно в виде разграниченных центров оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
9,10 слайд
На занятиях мы у наших детей развиваем кругозор, любознательность, интерес, умение взаимодействовать друг другом. Педагоги проводят как комплексные, так и интегрированные занятия. В комплексных занятиях воспитатели ставят основную цель — объединенную одной темой и рассматривают в разных видах деятельности, а в интегрированных занятиях — направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
11 слайд
Вашему вниманию мы предоставляем схему взаимосвязи «Познавательного развития» с другими образовательными областями.
12слайд
Благодаря разнообразным игровым упражнениям у детей развивается восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. В своей работе мы используем такие игровые упражнения как: «Шнуровки», «Подбери по цвету», «Где овощи, где фрукты» и т. п.
13 слайд
В нашем детском саду, в каждой возрастной группе, имеются разнообразные дидактические игры по познавательному развитию не только фабричного изготовления, но и руками наших педагогов. С помощью дидактических игр у детей воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, логическое мышление. В своей работе педагоги используют следующие игры: «Сосчитай-ка», «Лото», «Волшебный мешочек», «Мир вокруг нас», «Математическое лото» и другие.
14 слайд
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. В течение года наши дети наблюдают за природными явлениями, за изменениями в живой природе, за окружающим миром, в своей работе мы используем кратковременные и длительные наблюдения, такие как например: при тематическом планирование «Транспорт» с детьми проводится кратковременное наблюдение за транспортом нашего поселка, а длительное наблюдение это «Распускание почек на ветке дерева»
15 слайд
В нашем детском саду большое внимание уделяем экпериментально – исследовательской деятельности. Нами разработан проект, который включает в себя опыты и эксперименты с живой и не живой природой, мы его реализуем в кружковой работе «Познавай-ка». Педагоги создают все необходимые условия для практической деятельности в которой ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решения проблемы, увидеть новые возможности в уже в знакомом и найти новый вариант применение имеющихся знаний.
16 слайд
Экскурсия – особая форма познавательной деятельности детей и взрослых в системе экологического, социального образования и воспитания. Педагоги ставят задачи при организации экскурсии, определяют места и маршруты, подготавливают детей к экскурсии, подбирают оборудования для сбора природного материала, используют разнообразные методы и приёмы на экскурсии, организовывают разнообразную деятельность детей.
17,18,19 слайд
Все планируемые виды деятельности отображены в календарно – тематическом плане. Мы вашему вниманию представляем план группы раннего возраста, в котором поставленные задачи выполняются в течение недели и закрепляются на итоговом интегрированном мероприятии и выставке детских работ.
20,21,22,23 слайд
В течение года нами проводилась диагностика, нами были подобранны дидактические игры, упражнения, вопросы с учетом возрастных особенностей детей. Оценочную таблицу и критерии мы взяли по методике Натальи Валентиновны Верещагиной. На основании этих оценочных листов, делаем общую сводную таблицу по саду и результат которых мы можем видеть в диаграмме. На основании этой диагностики, можно сделать выводы, что работа по познавательному развитию в детском саду проводится, на должном уровне. Но это не значит, что мы остановимся на достигнутом, мы будем продолжать искать новые интересные формы работы и технологии по познавательному развитию.
24 слайд Спасибо за внимание!
Источник
ИРИНА АБАКШИНА
Консультация «Познавательное развитие дошкольников»
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.
Познавательная активность является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает. Познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Особое внимание уделяется развитию у детей поисково — познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.
Экспериментирование — считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание
свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир — отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.
Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц проводятся экскурсии (по детскому саду, знакомят детей со строением собственного тела, аквариумом и его обитателями, предметами (игрушки, мебель, птицами, комнатными растениями. Дети любят подарки, в первой младшей группе в основном это были подарки воспитателей, теперь — это подарки осени, зимы, весны (осень — красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима — снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна — ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.). Все сотрудники детского сада своим собственным примером должны показывать внимательное отношение друг к другу, к детям, к предметам, природе. Вводится традиция » исправляем — помогаем (кто-то расстроился — утешаем, что-то сломалось — ремонтируем, что-то требуется — делаем). Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательной активности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдения, загадки движения «сокровищницы» детей, уход за комнатными растениями.
В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.
Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить его к восприятию информации на словесном уровне. Здесь выделяется два этапа: 1 этап — педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении; 2 этап — педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем. Информацию, полученную на первом этапе, можно подтвердить экскурсией.
Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания — восприятие сведений на уровне слов — позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. Содержание, которое вы предлагаете детям, может быть самым разнообразным, вы вправе отбирать его самостоятельно, но необходимо учитывать некоторые условия: — предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире; — детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания; — отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции; — рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас. В средней группе как можно чаще должны предлагаться детям познавательные сказки и рассказы из опыта воспитателя. В средней группе вводится и закрепляется понятие «последовательность». показывается необходимость и важность соблюдения последовательности в жизни. Как и во 2 мл. гр. проводятся экскурсии, но делается это целенаправленно (знакомство с различной трудовой деятельностью). С этой же целью проводятся встречи с интересными людьми. Детей знакомят не только с предметами, но и со свойствами и качествами разных рукотворных материалов (бумага, ткань, стекло и т. д.). Этому способствует создание коллажей и макетов («Лес», «Улица», «Река», «Озеро» и т. п.). Работа над ними включает 3 этапа: 1 этап — воссоздание общего вида земной поверхности конкретного места (почва, горы, вода, снег, лед.) + некоторые существенные связи и зависимости (низкие температуры, лед и снег); 2 этап — заселяем воссозданный ландшафт характерными представителями флоры и фауны + некоторые существенные связи и зависимости; 3 этап — включаем в данную систему человека и определяем его взаимоотношения с окружающей средой. к людям, природе, планирование хороших дел, создание альбома, где записываются, зарисовываются добрые дела. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому открывается выставка «Моя коллекция», в которой участвуют сотрудники д/с, родители и дети, а в группе создаются условия для работы детей с коллекциями, собранными по личным интересам: фантики, вкладыши, календари, пуговицы и т. п.
Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей 5-6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Средства и способы познания мира: — через действия, через собственный практический опыт; — посредством слова, т. е. через рассказы взрослых; — благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.
В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними. Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы? Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время». Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов «Улицы, по которым мы ходим», климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами («Удивительное место на земле»). Очень серьезная тема «время», т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам [Живая природа: царство растений и царство животных: царство растений — дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных — дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные). Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: «Атмосферные явления», «Климатические зоны», «Времена года», «Солнечная система», «Камни». В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят: — беседы с детьми на познавательные темы; — разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок; — просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; — своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Содержательное упорядочивание — это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная
Источник