Что важно в воспитании ребенка развитие каких качеств
Как вырастить здорового, умного и счастливого человека? Каким образом донести до него основные человеческие ценности? Что является главным в воспитании ребенка? Эти вопросы всегда волновали и будут волновать родителей…
На самом деле, здесь все просто. Чтобы сделать ребёнка счастливым, не нужно углубляться в многочисленные трактаты. Просто воспитывать детей нужно не кнутом и пряником, как считают многие. Воспитывать надо любовью, уважением и собственным примером. Только в этом случае можно вырастить максимально здоровую, счастливую и самодостаточную личность.
Первая серьезная ошибка большинства родителей заключается в том, что поступки ребенка они не отделяют от его личности. Сделал что-то хорошее — ты замечательный, поступил не очень правильно — значит и сам ты так себе. Получается, что ребенок перестает чувствовать себя любимым, нужным и родным постоянно. Он как бы любимый от случая к случаю. Вроде бы, родители хотят донести до ребенка истину, но получается обратное.
У детей в такой ситуации меняется восприятие добра и зла. Ребенок старается только за похвалу, и боится сделать что-то не так, чтобы не оказаться плохим. Ребенка нужно принимать! Принимать любым. Он должен чувствовать, что нужен, что его любят не за что-то. Его любят за то, что он есть: он дорог, он важен, он самый хороший и родной. Это наиважнейшее условие роста и развития ребенка. Оно помогает ощущать себя уверено, развивает чувство собственного достоинства и позволяет правильно оценивать происходящее. И обсуждать нужно не детей, а их поступки. В противном случае, хрупкая детская психика не справится с эмоциями, и начнутся отклонения в поведении. Потом это может вылиться в комплексы, неуверенность и нервозность.
Второй промах родителей — это неуважение. С самого раннего возраста ребенок является личностью. Со своим мнением, своим суждением и своими потребностями. Некоторым родителям, порой, это сложно понять. С высоты своих лет и нажитого опыта они считают себя в праве вершить судьбу своего ребенка. Начинается все вполне безобидно — с выбора одежды, игрушек и еды. Понятно, что на некотором этапе роста ребенка это нормально. Но когда ребенок взрослеет, а такая система продолжается, на это нужно обратить внимание. Часто родители даже не слышат того, что хочет их ребенок. «Как он может знать, что для него лучше? Я больше прожил(а) на этом свете, мне виднее.» Никто и не спорит. Жизненный опыт — это неоценимо. Да и не нужно слепо следовать прихотям ребенка. Просто, направив его в правильное русло, надо дать ему свободу выбора. С этого и начинается уважение, принятие мнения своего ребенка. С этого и начинается умение вовремя принять решение и сделать свой выбор.
Чрезмерная опека и избавление от трудностей тоже недопустимы в процессе воспитания. Излишняя забота всегда оправдана родителями, ведь все желают своим детям только добра, только здоровья, только успехов. Проблема в том, что ни к чему неприспособленный человек никогда не будет ни здоровым, ни успешным. В дальнейшей жизни это аукнется беспомощностью и ленью. Человек, который привык к тому, что от всех проблем его всегда избавляли, никогда не сможет полноценно жить, работать и строить отношения с окружающими. Задача родителей сделать ребенка самостоятельным. Это и есть ключик к успеху в будущем. Да и в настоящем тоже. Здесь главное не кидаться из крайности в крайность. Все должно быть по силам. Ребенок, в каждом возрасте, может сделать что-то сам. Так вот, не надо лишать его такой возможности.
Говорить и спорить о правильном воспитании можно бесконечно долго. Сейчас существует масса разработок на эту тему. Но важно помнить одно — ребенка не нужно дрессировать. Детей нужно любить, проводить с ними свое время и общаться. И было бы совсем замечательно подкреплять свои слова наглядным примером.
Поделиться статьей:
favorite
0
1976
thumb_up
0
thumb_down
Источник
Чтобы быть успешным в жизни вы должны быть довольны собой как личностью. Обладание качествами, описанными в статье, поможет вашему ребенку стать успешным человеком.
Самооценка и самоуважение
Прежде всего ваш ребенок должен ценить себя как личность. Если он не знает о своей ценности, все остальное уже не имеет значения. Самоуважение – это основа его существования. Самооценка же стоит на втором месте по важности. То, как ваш ребенок ценит собственные способности, будет определять то, как он будет использовать их в дальнейшем.
Когда ваш ребенок узнает собственную ценность и ценность своих способностей, он сможет развивать такой подход, как «могу и делаю». Он будет чувствовать себя способным и достойным любви. Он не будет бояться совершать ошибки, потому что поймет, что ошибки естественны, ведь любое стоящее дело так или иначе содержит в себе определенный риск совершения ошибки и это нормально.
Важный нюанс: в раннем возрасте ребенка вы единственный оплот, строитель и охранник его самооценки. Когда он станет постарше, то начнет перекладывать некоторые из перечисленных ролей на своих сверстников и других взрослых.
Желание учиться
Без желания и готовности к обучению жизнь для ребенка окажется каждодневной борьбой. Дети, которые не желают учиться (речь не только в приобретении академических знаний), замыкаются в себе. У них отсутствуют социальные навыки, присущие сверстникам, и зачастую со временем такие дети становятся изгоями.
Ребенка, который готов учиться, никогда не остановит ни одно препятствие на пути. Он будет воспринимать эти преграды как задачи, требующие решения, а не как шлагбаум, который заставляет его повернуть обратно. Ребенок будет в состоянии искать ответы на свои задачи и находить их.
Способность любить
Успешным детям необходимо любить и быть любимыми. Это основная потребность каждого человека. Имея любовь в качестве прочной основы своей жизни, успешный ребенок будет смотреть на внешний мир с надеждой. Он будет нести радость в своем сердце и захочет внести свой вклад в развитие общества.
Дети, которые способны любить, окружают себя не менее любящими людьми. Развивая у ребенка способность любить, вы дарите ему любящие отношения на протяжении всей жизни. Как человек с высокой самооценкой и самоуважением, он будет искать и притягивать людей, подобных себе.
Хороший характер
Успешному ребенку необходим хороший характер для того, чтобы завоевать доверие окружающих. Построить его он сможет, постепенно беря на себя ответственность и выполняя свои обязательства. Работа над развитием собственного характера придаст ребенку стойкость, научит ценности кропотливой работы и упорства.
На пути к успеху также очень важны маленькие детали характера и личности ребенка. Хорошие манеры, деликатность и учтивость – это очень важный аспект, которому следует обучать своих детей. В свою очередь, приобщение к спортивным играм и состязаниям научит ребенка играть объективно, честно, по правилам. Стремление помогать другим людям научит его ценить то, что он имеет.
Жизнестойкость (адаптивность и гибкость)
Каждый день ваш ребенок сталкивается по крайней мере с одной задачей, скорее даже с несколькими. Чтобы стать успешным, он должен быть в состоянии принять любой вызов и справиться с ним. Он также должен уметь воспрянуть, оправиться от любых возможных поражений.
Жизнестойкие дети спокойно воспринимают неудачи и пробуют добиться успеха снова и снова. Они более терпимы к разочарованиям, контролируют свои эмоции и сдерживают побуждения, а также способны при необходимости откладывать удовлетворение своих потребностей. Они охотно овладевают навыками решения проблем и принятия решений. Также для эффективного взаимодействия с другими людьми успешному ребенку очень нужна гибкость. Он должен учиться искусству компромисса и уметь принимать определенные требования, которые предъявляет ему общество.
Рассмотрим маленький пример: в субботу вам необходимо отвести сына и дочь на тренировку, начало занятий у них в одно и то же время, но спортивные школы находятся в разных районах города, также и после занятий вам необходимо забрать их в одинаковое время. Вы предлагаете компромисс, который заключается в том, чтобы одного ребенка привезти раньше и позже забрать другого. Так вот, гибкий ребенок признает такой компромисс справедливым и смирится с тем, что ему придется немного подождать либо начала тренировки, либо вас уже после нее.
Источник
Практически каждый дошкольник отождествляет себя с образом «хороший ребенок». Добрый, старательный, умелый, ловкий, дружелюбный, помогает маме, не хвастает – это про него. Вредный и неуклюжий, хвастунишка и лентяй – это вовсе не про него! Так думает малыш. Как формируются личностные качества ребенка дошкольника, поясняет возрастная психология.
Особенности развития личностных качеств дошкольников
В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества.
Причем, значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик.
Осознание, какой есть Я, формируется постепенно благодаря деятельности и общению. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.
Например, детям с ранних лет прививают милосердие, настойчиво повторяя, что нельзя бить ни человека, ни кошку – «будет больно», «будет плакать». Точно так же дошкольники постоянно слышат, что нельзя жадничать, нужно делиться. К 4 годам у ребенка появляются первое осознание некоторых качеств, а именно — добрый и жадный.
Так же рано родители стремятся воспитывать в детях опрятность и аккуратность. Этому способствует выполнение бытовых процессов. Аккуратно кушать, складывать игрушки, следить, чтобы одежда оставалась чистой, ребенок начинает под тщательным контролем взрослых, постепенно привыкая делать это самостоятельно.
Это уже обязанность, требующая произвольного внимания. Поскольку в младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов, не все детки включаются в выполнение своих первых обязанностей. Поэтому среди дошкольников встречается немало неаккуратных и неопрятных, которые без вмешательства взрослых не в состоянии позаботиться о порядке.
Чтобы качество бытовых операций соблюдалось по инициативе самого ребенка, важно сформировать осознание нравственных норм, определяющих бытовое повседневное поведение.
После 5-ти лет отдельные бытовые процессы приобретают для ребенка системность, превращаясь в привычку. Позанимавшись с игрушками, их нужно убрать на свое место. Перед тем, как сесть за стол, необходимо вымыть руки; есть так, чтобы одежда и стол оставались чистыми. После еды убрать грязную посуду, а еще лучше – вымыть. Подобные бытовые циклы становятся потребностью, формируя опрятность, аккуратность и организованность.
Нравственные качества личности дошкольника
Важнейшей задачей является привитие детям с дошкольных лет правил поведения, основанных на моральных ценностях. Понимание нравственных общечеловеческих ценностей и норм формируется постепенно, сначала включая наиболее доступные возрасту.
Пожалей того, кто плачет, делись игрушками с другими детками, не бери без разрешения чужие игрушки – понятные руководства для дошкольника еще с «песочного» возраста. Нравственное воспитание направлено на развитие сочувствия, доброжелательного отношения, дружелюбия.
Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…
Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.
Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Подобной децентрацией управляет социальный интеллект и опыт межличностных отношений, которые еще только начинают формироваться с середины дошкольного возраста.
Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.
Нравственные нормы и правила в дошкольном возрасте
Формирование нравственных качеств личности дошкольника происходит количественно и качественно, в соответствии с расширением социального круга и становлением мировоззрения. В 4-5 лет главные моральные заповеди укладываются в предельно короткий список:
- Слушаться маму, папу и других значимых взрослых
- Не обижать других деток (не отбирать игрушки, не толкать)
- Никого не бить
К 6 годам перечень нравственных норм пополняется, прежде всего, благодаря развитию общения со сверстниками и взрослыми:
- Делиться игрушками с товарищами
- Не жадничать, когда что-то даешь другим
- Помогать маме в бытовых делах
- Складывать свои игрушки на место и бережно ими пользоваться
- Не кричать и не требовать что-либо купить в магазине
- Подождать, если взрослый занят и не может сию минуту проявить внимание
Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками:
- Быть приветливым со всеми, а не только с друзьями
- Принимать в игру всех желающих
- Оказывать взаимопомощь
- Прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем
- Проявлять дружелюбие
- Говорить правду
- Защищать младших
- Быть уважительным к взрослым
Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и «надо».
Формирование волевых качеств ребенка
Непременным условием развития волевых качеств личности дошкольника является самостоятельная деятельность и познавательная активность. Если ребенок заинтересован в определенных действиях, то он обязательно будет стремиться получить результат, будь то застегивание пуговиц или построение конструкции, создание рисунка в подарок маме или сочинение сказки.
Путь к результату лежит через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:
- Настойчивость
- Самостоятельность
- Ответственность
- Организованность
- Трудолюбие
Дети мотивированы получать результат. Уже в 3 года появляется важнейшее личностное новообразование – гордость за свои достижения. Самостоятельно выполняя действия, дошкольники познают свои силы и возможности. Ребенок твердит «Я сам», когда взрослый торопится помочь ему. Малыш желает испытать гордость за свои старания, поэтому проявляет настойчивость и здоровое упорство.
Трудолюбие формируется благодаря воспитанию положительного отношения к труду, понимания важности сделанной работы для окружающих. Дошкольник не выдаст существенного продукта, однако важно уже то, что он прилагает усилия, участвует в деле рядом со взрослым.
Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании
Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.
Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…
Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…
Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..
Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.
Источник
Для каждого из нас детство — важнейшая пора. Именно в это время закладывается фундамент личности, который будет определять всю последующую жизнь человека. То, насколько ребенок будет успешен, реализован и счастлив, во многом зависит от привитых ему качеств характера. Рассмотрим ключевые из них.
Ребенок и окружающий мир: ответственность и самостоятельность
Главная задача родителей — научить чадо самостоятельно существовать в этом мире, быть максимально независимым от них и кого-либо еще. Чем раньше вы начнете прививать своему малышу эти качества, тем больше у него будет шансов стать успешным человеком, умеющим принимать решения и собственными силами достигать целей.
На самом деле даже слегка ослабить связь со своим ребенком взрослым бывает психологически сложно. Родители убеждают себя в том, что малыш еще не готов к таким изменениям, что это опасно и т. д. Им самим трудно решиться на столь смелый шаг, так что же говорить о крохе? Но это нужно сделать! Самостоятельность и ответственность — важнейшие факторы для полноценного развития личности. Речь не идет о том, что нужно отдалиться от ребенка, оставить его без своего внимания и участия. Просто постепенно давайте ему больше личного пространства и определите для него круг обязанностей, которые будут изменяться по мере взросления. Постарайтесь донести до чада, что при столкновении с какой-либо затруднительной ситуацией, вместо того чтобы моментально звонким окриком звать взрослых, стоит сначала подумать и принять свое, собственное решение (конечно же, если ситуация не носит экстремальный характер).
Человек, умеющий собственными силами справляться с большинством трудностей и ощущать ответственность за свои действия, сам управляет своей судьбой. На него могут смело положиться друзья, манипулировать им сложно. И это, безусловно, хорошо!
Доброта и любовь к окружающим
Быть и оставаться добрым, отзывчивым человеком в условиях современной реальности непросто: социальная конкуренция за жизненные блага ужесточается, положительных личностей, не утративших искренность, добрый нрав и способность к состраданию встречается все меньше. Когда кроха проживает детство, недостаточно говорить ему о правильном поведении. Важно на собственном примере проявлять доброту к окружающим, знакомым и незнакомым людям, животным, тем, кто слабее и беззащитнее.
Хорошо, если малыш с раннего детства будет учиться совершать хорошие поступки абсолютно бескорыстно, не рассчитывая получать за них вознаграждения. Проявляйте при крохе свои чувства. Если вы поранились, покажите ему, что вам больно. Если вы устали и нуждаетесь в помощи, не скрывайте этого. В общем, развивайте эмоциональный аспект.
Ребенок может проявлять заботу о младшем братике или сестренке, даря малютке свои игрушки или помогая маме с папой ухаживать за карапузом. Не менее важную роль в детстве играет взаимодействие с животными. Если будет возможность, обязательно заведите милого щенка или котенка. Видя пример бережной заботы о питомцах и проявления любви к ним, чадо будет учиться доброте, состраданию, ответственности.
Разумная смелость
Здоровая смелость формируется на основе уверенности в себе, постоянной поддержки близких, психологического комфорта. Важно учить кроху правильно оценивать свои силы и действовать в стрессовых ситуациях, не впадать в ступор и в панику. Для этого можно периодически разыгрывать сценки, где вы будете меняться ролями, изображая хулигана и жертву. Покажите, как реагировать на чужие нападки и давать отпор (это не всегда означает физическую агрессию, чаще всего можно уладить конфликт мирно, посредством ведения конструктивных диалогов). Расскажите малышу, что бояться — абсолютно нормально для каждого человека. Рациональный страх просто необходим для защиты от опасностей! Но и над такими сильными эмоциями можно держать контроль. Побеждайте зачатки страхов с помощью практики преодоления, начиная с самого раннего возраста.
Позитивный пример родителей: честность
Дети учатся взаимодействовать с окружающей действительностью, наблюдая за своими родителями, перенимая их повадки и модели поведения. Четко уяснить, что такое честность и в чем заключается ее ценность малышам сложно, поэтому слова здесь будут малоэффективны. А вот конкретные жизненные ситуации дадут положительный результат.
Для начала важно понять: всего пару раз поймав вас на лжи, ребенок может получить установку, что так принято и нужно, ведь врут даже взрослые и вполне хорошие люди. И тогда убедить его в обратном будет непросто. Поэтому всегда говорите правду (по крайней мере в присутствии чада) и, что не менее важно, позволяйте крохе быть честным. Займите позицию спокойного, справедливого и рассудительного родителя. Не кричите на малыша, если он совершил оплошность или признался вам в чем-то неприятном. В противном случае он перестанет доверять вам и начнет утаивать все, что может вам не понравиться. Разбитая чашка или двойка в дневнике — ничтожная цена против того чувства внутреннего облегчения совести, которое сможет получать ребенок, не так ли?
Правильное детство: уверенность в себе
Раннее детство — возраст, в котором созревает самооценка. Маленькие дети не умеют защищаться от разного рода нападок, поэтому родители должны обеспечивать им надежный тыл, прививать правильное отношение к критике. Дайте малышу понять, что каждая ошибка и конфликтная ситуация дарят человеку бесценный опыт, и сильно расстраиваться не нужно. Важно смело идти дальше, используя полученные знания в будущем. Неудачи, большие и маленькие промахи всегда будут присутствовать в жизни. Научите ребенка относиться к этому правильно и защищать свое хрупкое эго.
Оптимизм
Это очень важное качество, благодаря которому человек может в полной мере ощущать радость от жизни, легче бороться с неудачами и преодолевать плохое настроение. Объясните малышу, что даже плохая ситуация приносит что-то хорошее, дарит ценный опыт, точку для нового старта. Хвалите инициативу крохи, подбадривайте его в случае неудач и дарите свой оптимистический взгляд на мир.
Умение видеть красоту вокруг
Для этого не обязательно жить в «райском саду». Достаточно лишь уметь видеть прекрасное даже в обыденном: пожелтевшем листке, случайно прилетевшем жучке, красивом закате солнца. Для этого периодически останавливайте бешеный бег жизни и устраивайте «10 минут созерцания» мира вокруг вас. Посещайте вместе выставки, подмечайте красоту в людях и предметах, давайте крохе слушать качественную музыку, проверенную временем, чаще читайте вслух художественную литературу.
Уважение к окружающим
Не нарушать чужие личные границы, уважать желания других, осознавать свою значимость и считаться с окружающими — это очень важно. Только в атмосфере семьи возможно полностью осознать ценность уважения. Одобряйте правильное поведение других детей по отношению к старшим, показывайте малышу фильмы, которые носят воспитательный характер, читайте вместе добрые сказки, Подчеркивайте, что уважительно относиться следует к каждому человеку, вне зависимости от его возраста, внешности, национальности, социального статуса и вкусовых предпочтений.
Трудолюбие
Если ваш ребенок полюбит труд еще в детстве, то во взрослом возрасте он не узнает, что такое лень из-за накопившихся дел и апатия из-за безделья. Отвращение к работе может стать настоящей проблемой в будущем, поэтому вопросом трудолюбия нужно озадачиться как можно раньше. Пусть малыш начинает с малого (с уборки игрушек, поддерживания чистоты в своей комнате и т. п.). Все посильные дела пойдут на пользу!
Источник