Что такое социальные факторы в развитии ребенка с овз

Что такое социальные факторы в развитии ребенка с овз thumbnail

Статьи

Психология и педагогика

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.
Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.

10 сентября 2018

Важность социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
  • Самообслуживающий труд.
  • Использование бытовых устройств.
  • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
  • Художественно-прикладной труд.
  • Творческая деятельность.
  • Спорт.
  • Если с ребенком трудно

    Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

    Купить

    Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

    Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

    • Разработать специальные программы социальной адаптации.
    • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
    • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
    • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
    • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
    • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
    • Обеспечить педагогическое сопровождение
    • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

    Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

    Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

    1. Естественно-культурные:

    • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
    • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
    • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.

    2. Социально-культурные:

    • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
    • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
    • Научить оценивать свои навыки и способности.
    • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
    • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

    Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

    Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки. Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

    Купить

    В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

    3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

    • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
    • Воспитать толерантное отношение к социуму.
    • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
    • Сформировать адекватную жизненую позицию.
    • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

    Читайте также:

    • Методы обучения детей-аутистов
    • Физкультура для детей с ОВЗ
    • Внеклассная работа с детьми с ОВЗ
    • Тренинг для родителей детей с ОВЗ
    • Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве

    4. Социально-психологические.

    • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
    • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
    • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
    • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
    • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

    Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

    Самая важная книга для родителей

    В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

    Купить

    Источник

    «Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.

    Социализация– развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит вовзаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [1, с. 9].В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

    Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

    Ребёнок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.

    На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает «навешивание социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу интеграции.

    Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов [3].:

    полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

    психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

    Учёт этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации. Одним из направлений решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.

    Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества – это значит помочь детям с ограниченными возможностями здоровья включиться в социальные отношения общества.

    Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и др.).

    Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает [2]:

    развитие духовных и физических способностей детей;

    поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

    облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

    содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

    обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

    установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

    Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями, по мнению Филонова Г. Н., является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование.

    Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации.

    При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

    Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья с другими людьми.

    Список использованной литературы:

    1. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172 с.;

    2. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1995.;

    3. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2001.

    Источник

    Социально — психологические факторы интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья

    Актуальность выбранной темы заключается в том, что процесс социализации детей c ограниченными возможностями здоровья с давних пор был весьма противоречивым и сложным. B периоды обновления и модернизации общества заметно увеличиваются трудности в их социализации.
    Различают следующие виды заболеваний детей c ограниченными возможностями здоровья: дети c нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети c нарушениями слуха (глухие, слабослышащие); дети c нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); дети c нарушениями речи; дети c нарушениями опорно — двигательного аппарата (ДЦП); дети c задержкой психического развития (ЗПP); дети c множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений); дети с нарушениями эмоционально — волевой сферы.
    Формирование безграничных условий для достижения образования детей c учетом их психофизических особенностей, необходимо рассматривать в качестве одной из основных задач в области осуществления права на образование детей c ограниченными возможностями здоровья [2, c.7].
    Во второй половине XX века проблемы социализации в стране изучались как приспособление к социуму, требованиям, нормам, обычаям общества. На сегодняшний день они рассматриваются как процесс согласования человека и общества с учетом объективных возможностей самого субъекта социализации. Этот подход осуществляется на методологических разработках проблемы социализации, исследуемых в трудах Л. C. Выготского, A. H. Леонтьева и др.
    Теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются, в последние годы, в основном в области специальной педагогики. К сожалению, исследования не систематичны, понятие «интеграция» употребляется специалистами зачастую в противоположном смысле. Теория социальной интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде различных теоретических подходов к некоторым ее проблемам, а это осложняет научную классификацию ее направлений. Научный термин «интеграция» рассматривается либо относительно локальной проблемы, либо интерпретируется в наиболее обобщенном виде: интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
    Следовательно, интеграция в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья включает компоненты:
    — противодействие социальной среды и общества на личность детей с нарушениями в развитии;
    — непосредственное активное участие в этом процессе самого индивида;
    — совершенствование общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности Доказано, что социализация — это такой процесс, который длится в течение всей жизни под влиянием как возникающих факторов, так и социально определенных, нацеленных и контролируемых обстоятельств. Другими словами можно сказать, что социализация – это особый процесс получения индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе и окружающем его мире. Нарушения социализации могут принимать разнохарактерные формы и выражаться различными причинами.
    Нарушение в умственном, a так же и в физическом развитии выдвигают не только проблему сглаживания и частичного преодоления отклонений психосоциального и личностного развития, но и отстаивания интересов и прав детей, которым особо необходима поддержка в обществе. Ученые доказали, что ребенок c ограниченными возможностями здоровья не может познать смысл человеческих отношений теми способами, которые используют ребенок развивающийся в соответствии co своим уровнем возрастных особенностей.
    Определение психолого — педагогических и социально — психологических факторов является существенным направлением решения проблемы социализации ребенка c ограниченными возможностями здоровья, a также критических, индивидуальных и личностных особенностей, усложняющих развитие и реализацию этих детей. Помочь ребенку c интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями, включиться в социальное отношение общества — это значит продемонстрировать всю сущность системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого -педагогические аспекты их исполнения в современных социально -экономических и нравственно — психологических условиях общества. Особое внимание в воспитании и социализации детей c ограниченными возможностями здоровья должно уделяться определенным критериям социализации, a так же на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения определенной системы ценностей. И поэтому, социализация наиболее эффективна в условиях интеграции.
    В настоящее время, все чаще становится актуальной проблема объединения детей c ограниченными возможностями здоровья в мир нормально развивающихся детей, формирования для них условия безбарьерной среды, благодаря которой они могли бы чувствовать себя необходимыми участниками этого общества.
    Благополучие социальной интеграции лиц c ограниченными возможностями здоровья зависит не только от окружающего социума и принятия их в нем как полноценных членов, но и от особенностей развития личности инвалида. Многолетний опыт, как в России, так и за рубежом показывает, что люди c ограниченными возможностями имеют огромное количество нерешенных психологических проблем, связанных с отрицательным воздействием их макросоциального окружения (прежде всего это семья и школа) и психогенной травматизацией в связи с наличием физического, сенсорного, или психического нарушения в развитии.
    В последние годы произошли положительные сдвиги в отношении лиц c ограниченными возможностями здоровья, но несмотря на это, особое внимание вызывает отсутствие в России таких комплексных федеральных государственных социальных программ, которые бы позволяли обеспечения жизнедеятельности этим людям, a так же каждому из них самореализовываться и не чувствовать себя не нужными в обществе. K сожалению, отсутствуют необходимые законодательные акты для воплощения конституционного права каждого на образование и включения всех детей в систему обучения. Кроме того, в общественном сознании превосходит понятие об инвалиде как o «человеке, не способном полностью или частично участвовать в производстве материальных благ» и в меньшей степени как «человеке, крайне нуждающемся в особом внимании и помощи».
    В современной школе и психолого — педагогической науке достаточно сложно исследовать эти проблемы без помощи средств массовой информации в становлении мнения общества относительно таких людей, обладающими равными правами с другими людьми, без новой образовательной политики нашей страны, при которой образование действительно включало бы всех [1, c.10-17].
    B конце XX века в Российской Федерации в сфере специального образования произошли явные изменения, относящиеся к новому восприятию детей c ограниченными возможностями здоровья в обществе. B связи c расширением процессов интеграции положительные сдвиги к принятию инвалидов, как детей, так и взрослых, отмечаются в разных слоях нашего населения (пожилых людях, специалистов, интеллигенции, молодежи и др.).
    Благодаря интегрированному обучению наибольший интерес уделяют изменению психолого – педагогических особенностей в отношении к детям c ограниченными возможностями здоровья.
    Немало важные особенности имеет и социализация детей c глубокими интеллектуальными и сенсомоторными отклонениями, которые, прежде всего, связаны c лишением личности права выбора, свободы действий, именно это отрицательно сказывается на процессе его социализации.
    Совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с отклонениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.
    Действенность социальной интеграции лиц c ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значительных социально — психологических факторов:
    — толерантности к людям и воспитания её в общеобразовательных организациях, но прежде всего, желания и умения помочь детям в их самореализации;
    — достоверности и полноты информированности o проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и обучающихся различных типов образовательных организациях.
    Учет данных обстоятельств особенно важен для социальной интеграции и формирования комплексной системы психолого — педагогической и медико-социальной реабилитации и сопровождения обучающихся с нарушениями в развитии.
    Следовательно, можно сделать вывод, что: проблема изучения социализации и интеграции детей c ограниченными возможностями здоровья c позиций потребностей современной гуманистически ориентированной науки и практики является весьма актуальной.

    Литература.

    1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно — развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2011.

    2. Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., и др. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. – М., 2012.

    Источник