Что такое развитие ребенка википедия
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 октября 2018;
проверки требует 1 правка.
Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Усвоение языка ребёнком[править | править код]
Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребёнку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трём годам словарь ребёнка увеличивается многократно.
Критический возраст[править | править код]
Дети, лишённые человеческого общения, могут адаптироваться к социуму даже в том случае, если они возвращаются в общество будучи старше 6 лет (но не позднее 12 лет)[1].
Речевые ошибки при освоении языка[править | править код]
При освоении языка ребёнок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Возникает даже так называемый «промежуточный язык». Многие ошибки детей типичны, и зависят от их возраста и уровня языкового развития. Словотворчество детей отражает творческий характер усвоения языка и также подчиняется определённым закономерностям.
Синтаксис детской речи[править | править код]
Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить «опорные» слова и слова «открытого класса».
Овладение значением слова[править | править код]
Овладение значением слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для ребёнка более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении со взрослыми ребёнок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности.
Изучение детской речи[править | править код]
В психолингвистике последних лет изучение детской речи выделилось в отдельную отрасль: онтогенез речи ребёнка или онтолингвистика, англ. developmental psycholinguistics. По этой проблеме проводятся международные симпозиумы, пишутся специальные учебники.
См. также[править | править код]
- Фонематический слух
- Грамматика (система)
- Синтаксис
- Семантика
- Когнитивное развитие
- Криптофазия
Литература[править | править код]
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.
- Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
- Пиаже Ж. Теория Пиаже. Разд. III: Теория стадий // История зарубежной психологии. 30-е — 60-е годы XX века. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 232—292.
- Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребёнка» и «Суждение и рассуждение ребёнка» // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000.- 240 с.
Ссылки[править | править код]
- Глава «Возникновение и первые этапы развития речи ребенка» (С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998).
- Скороговорки для развития речи и не только.
- Этапы речевого развития ребенка — статья для родителей.
- Этапы развития детской речи
- Простые игры для развития связной речи
- Логопедические видео уроки для развития речи детей
Примечания[править | править код]
- ↑ Белянин В. П. Психолингвистика. — М.: Флинта, 2009, с. 59.
Источник
У новорожденных и детей раннего возраста растущие потребности в кислороде и отводе углекислого газа и мочевины пропорционально гораздо больше, чем у взрослых. Дыхание ребёнка очень отличается от взрослого, слизистая оболочка лёгких тонкая и ранимая, но более гибкая, часто с обильными выделениями слизи, лучшей мукоцилиарной деятельностью; более эффективен кашель и чихание, но они менее контролируемы, чем у взрослых. Частота дыхания (по отношению к весу тела) у ребёнка от 6 месяцев до 4 лет в три раза больше, чем у взрослого, а для ребёнка от от 5 до 11 лет — в два раза. Это означает, что организм ребёнка лучше снабжается кислородом, чем организм взрослого, но также более уязвим, когда вдыхает загрязнённый воздух; а именно: в то время как организм взрослого поглощает токсичные газы или аэрозольные взвеси из расчёта 1 мг на 1 кг массы тела в сутки, то ребёнок в возрасте от 6 месяцев до 4 лет поглощает в три раза больше, и при этом его детоксикационный потенциал зачастую ниже, чем у взрослых.
Юридический статус
Статус «ребёнка» равно как и «взрослого» варьируется в разных культурах и юридических системах. В настоящее время Конвенция о правах ребёнка определяет ребёнка как человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста. При этом национальные законодательства имеют приоритет в данном вопросе[источник не указан 1119 дней].
Возраст совершеннолетия
- В большинстве стран совершеннолетие наступает с 18 лет.
- Минимальный возраст совершеннолетия установлен на Фарерских островах — 14 лет.
- На Кубе совершеннолетие наступает с 16 лет
- В России совершеннолетие наступает в 18 лет
См. также — Совершеннолетие
Права ребёнка
В соответствии с международным и российским законодательством ребёнок от рождения имеет неотъемлемые права, которые гарантируются ему государством: ребёнок, как и любое человеческое существо, имеет неотъемлемое право на жизнь, на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам, иметь и выражать своё мнение, право получать и передавать информацию в различных формах, право на защиту от дискриминации, право на образование, на отдых и досуг и т. д.
Традиционно полагают, что человек остаётся ребёнком до 13-16 лет, но, в зависимости от контекста, можно использовать другие определения, например, легальный возраст, когда можно покупать спиртные напитки, получить паспорт, голосовать на выборах или «возраст согласия». Другой способ определения, перестал ли человек быть ребёнком, — по достижении половой зрелости.
До наступления совершеннолетия человек не обладает всей полнотой юридических прав, ответственность за него несёт родитель, или иной законный представитель (например опекун).
В большинстве стран существуют законы по которым несовершеннолетним запрещена продажа алкогольной и табачной продукции.
Также существуют законы о защите детей от вредоносной информации (запрещена например демонстрация насилия, порнографии, пропаганда употребления наркотиков, и суицида).
В России с 1 сентября 2012 года действует федеральный закон устанавливающий правила для всех источников массовой информации.
Cм. также — Ювенальная юстиция в России
Развитие ребёнка
Участие в полезной работе по дому
Развитие ребёнка — направление науки, посвящённое изучению процессов и механизмов, которые сопровождают физическое и психологическое развитие младенца в процессе его взросления.
Психосоциальная теория развития личности Эриксона
Эрик Эриксон выделял восемь психосоциальных стадий развития человека. Четыре из них примерно соответствуют периода детства[источник не указан 1027 дней].
- Младенчество
- Раннее детство
- Возраст игры
- Школьный возраст
Эти возрастные рамки могут различаться в зависимости от культуры. Ниже представлен список, отображающий этапы развития ребёнка в соответствии с современными представлениями.
- Зигота, момент оплодотворения, зачатия.
- Эмбрион, в более поздних стадиях — зародыш
- Новорождённый в первый месяц после родов
- Младенец до 1 года
- Дошкольник:
- ребёнок, начинающий ходить — возраст от года до четырёх лет
- ребёнок в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет)
- Середина детства — младший школьный возраст от 5 до 10 лет
- Подросток — возраст учащегося средней школы, приблизительно 11 — 15 лет:
- младший подросток 11-12 лет
- старший подросток 13-15 лет
- Юность 16 лет — 18 лет (продолжается до 21 года у женщин и до 23 лет у мужчин).
Познание окружающего мира
- Пренатальное обучение
- Обучение
- Воспитание в том числе — семейное
- Игра
- Музыкальное образование
- Художественное образование
- Изучение иностранных языков
- Физическая культура
- Интеллектуальное развитие ребёнка
- Детское общественное объединение
- Семейный фильм
- Родители
Развитие психики ребёнка
Сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды).
Младенец
Поведение ребёнка-младенца
- В первые месяцы жизни ребёнок может довольно часто кричать. Это свидетельствует об определённом дискомфорте: возможно, это чувство голода, влияние погоды или других важных факторов. Если ребёнок кричит больше, чем 3 часа в сутки, и такие длительные крики случаются чаще 3 раз в неделю, то это классифицируется как младенческая колика. Современные психологи утверждают: если ребёнок плачет или просто требует внимания к себе, его необходимо взять на руки, чтобы он успокоился, так как это влияет на дальнейшее психологическое развитие малыша.
- В то же время есть система мягкого, естественного подхода, также известная как «естественное воспитание», основой которой являются совместный сон матери и младенца, длительное грудное вскармливание, частое ношение на руках и в слинге, естественная гигиена новорождённого, педагогический прикорм и др.
- Говорят, что у здоровой мамы — здоровый ребёнок.
- Ребёнок иногда не реагирует на просьбы или запреты.
Школьник
Развитие личности младшего школьника
На развитие личности младшего школьника имеет смысл посмотреть в свете формирования у него внутренней позиции, результатом действия которой является его произвольное поведение — стратегическая цель всего психического развития в целом в этом возрасте.
В младшем школьном возрасте ведущим фактором становления произвольного поведения является учебная деятельность, отчасти труд в семье. Последний связан с обязанностями в семье, когда сама деятельность начинает носить выраженный произвольный характер.
- Для развития произвольного поведения важно умение ребёнка не только руководствоваться целями, которые ставит перед ним взрослый, но и умение самостоятельно ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно организовывать и контролировать своё поведение и умственную деятельность. Необходимо помнить о мощном побудительном значении цели для преодоления трудностей. Цель тогда выполняет свою конструктивную функцию, когда она формируется перед началом деятельности и если она связана с не очень большим объёмом предстоящей работы. В противном случае ребёнок отказывается от деятельности.
- Следующий момент связан с ростом значения отношений между школьниками. Именно в этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и другие феномены общественной жизни. Выраженное стремление к общению с товарищами наблюдается на пороге 4-5 классов. Причем эта потребность резко возрастает у тех детей, у которых ранее она была едва заметна. Ведь каждый ребёнок хочет найти своё место, хочет быть принятым и признанным своими товарищами. В этом возрасте отмечается сильная текучесть взаимоотношений между детьми, в основе чего лежит стремление ребёнка найти для себя наиболее близкого товарища и друга.
- Произвольность поведения обусловливает становление и развитие у учеников 4-5 классов чувства взрослости.
Различают:
- социально-моральную взрослость, которая проявляется в отношениях с взрослыми, в участии ребёнка в заботах о семье, её благополучии, систематической помощи родителям. Обычно это бывает в семье, где переживаются трудности, где ребёнок берет на себя выполнение взрослых обязанностей;
- интеллектуальную взрослость, выражающаяся в стремлении ребёнка что-то знать и уметь по-настоящему, что стимулирует его познавательную деятельность;
- равнение ребёнка на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» как результат прямого подражания и выработка в себе таких взрослых качеств как сила, смелость, мужество, выносливость, верность в дружбе, забота о других и т. п.
Показателем возникновения чувства взрослости можно считать :
- возникновение желаний и требований «взрослого» к себе отношения со стороны окружающих,
- стремление к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых
- наличие собственной линии поведения, собственных взглядов и стремление их отстоять.
Психологи считают, что появление чувства взрослости является важным психологическим новообразованием этого периода и по его появлению можно судить о начале нового этапа личностного развития ребёнка.
Подростковый возраст
Период, когда происходит половое созревание ребёнка и перестроение организма на более высокий уровень развития.
Подро́сток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). На 2011 год в мире насчитывается более миллиарда подростков[3].
Мир детства
Психологически ребёнок отличается от взрослого большей склонностью к познанию, открытию нового. Для дошкольника игра является одним из основных видов деятельности. Что бы помочь ребёнку удовлетворить потребность в игре и познании, и направить это стремление в полезное для него русло, существуют:
Детская литература
Примеры:
Список произведений Корнея Чуковского
Детское кино
Примеры:
Гостья из будущего
Также немаловажную роль в процессе становления и формирования личности ребёнка играет самостоятельное детское творчество.
Дети в искусстве
Галерея
Литература
- Филипп Арьес Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. // Открытие детства. — Екатеринбург, 1999.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
- Ю. Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, Астрель,, 2007. — 240 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4
Примечания
См. также
- Физическое развитие
- Всемирный день ребёнка
- Международный день детского телевидения и радиовещания
- Международный день детской книги
- Психология родительства
- Дети-солдаты
Ссылки
- Конвенция о правах ребёнка
Категории:
- Детство
- Возраст
- Права ребёнка
- Семья
Wikimedia Foundation.
2010.
Синонимы:
Антонимы:
Смотреть что такое «Ребёнок» в других словарях:
ребёнок — ребёнок … Словарь употребления буквы Ё
ребёнок — реб/ёнок/ … Морфемно-орфографический словарь
ребёнок — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) кого? ребёнка, кому? ребёнку, (вижу) кого? ребёнка, кем? ребёнком, о ком? о ребёнке; мн. кто? дети, (нет) кого? детей, кому? детям, (вижу) кого? детей, кем? детьми, о ком? о детях 1. Ребёнком… … Толковый словарь Дмитриева
РЕБЁНОК — РЕБЁНОК, ребёнка, в знач. мн. употр. ребята, ребят, и дети, детей, муж. 1. (мн. ребята и дети). Мальчик или девочка в раннем детском возрасте. «Отведает свежего хлебца ребенок и в поле бежит за отцом.» Некрасов. «Помилуйте, мы с вами не ребята!»… … Толковый словарь Ушакова
РЕБЁНОК — РЕБЁНОК, нка, в знач. мн. употр. дети, ей и (разг.) ребята, ят, муж. Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. Грудной р. Р. дошкольного возраста. В семье двое детей. Как маленький р. кто н. (неопытен или наивен, доверчив). Он уже не… … Толковый словарь Ожегова
ребёнок — ребёнок, дети, ребёнка, детей, ребёнку, детям, ребёнка, детей, ребёнком, детьми, ребёнке, детях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ребёнок — Болтать, лепетать, грустеть, грустить, робенок, ребёнок. По видимому, [у И. И. Дмитриева] с […] тенденцией освободить стиль от устно фамильярных, демократически просторечных или неточных выражений, а также от усеченной формы которы связана… … История слов
ребёнок — ребёнок, нка, мн. ч. реб ята, ят … Русский орфографический словарь
ребёнок — ребёнок, род. ребёнка; мн. дети, род. детей, дат. детям, твор. детьми, предл. о детях (неправильно детям, детями, о детях) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ребёнок — РЕБЁНОК, нка, мн ребята, бят, также в зн. мн употр. дети; м Человек мужского или женского пола от рождения до юношеского возраста (до 16 лет); Син.: Разг. дитя, Устар. чадо. Наконец, последний ребенок, мальчик лет десяти, худенький, маленький,… … Толковый словарь русских существительных
Источник
Новорождённый младенец через несколько секунд после рождения
Новорождённый ребёнок — ребёнок с момента рождения и до 28-го дня своей жизни.
Физиология[править | править код]
Развитие грудного ребёнка в периоде новорождённости различно в зависимости от того, родился ли он доношенным или недоношенным. Доношенный ребёнок проходит внутриутробный цикл развития в течение 10 лунных месяцев (40 недель или 280 суток) и к моменту рождения имеет массу в среднем 3200—3500 г (разброс значений от 2500 до 4500 г), рост — 50 (47—54) см, окружность головы — 32—34 см. Эти данные не учитываются при оценке младенца по шкале Апгар. На массу и рост новорождённого влияют возраст родителей, их физическое развитие и состояние здоровья, питание и условия работы матери во время беременности.
Период новорождённости характеризуется рядом морфологических и функциональных изменений, возникающих в организме ребёнка в связи с переходом от внутри- к внеутробной жизни. В первые дни жизни (до 4—5 суток) имеет место так называемая физиологическая потеря массы (5—8 %); потеря массы более чем на 10 % расценивается как патологическая. С 7—10 суток масса начинает восстанавливаться. За первый месяц жизни масса ребёнка увеличивается на 600—700 г.
Температура тела в первые 2—3 недели неустойчива и во многом зависит от температуры окружающей среды. Гримасничанье, небольшие подёргивания и лёгкое дрожание конечностей возможны в первые сутки жизни. Новорождённым присущи врождённые физиологические рефлексы, которые исчезают к 3—4 месяцам. Ребёнок отчётливо реагирует на свет и сильный звук. Обоняние и вкус развиты. Иногда в первые трое суток у новорождённых наблюдается некоторое угнетение рефлексов и снижение мышечного тонуса. Обычно это связано с родовым актом и к 3—5 суткам, как правило, исчезает.
Тело новорождённого первоначально сохраняет позу с согнутыми и приведёнными к туловищу конечностями (внутриутробное положение). Подкожный жировой слой расположен равномерно, что придаёт телу ребёнка округлость и полноту. Мускулатура развита слабо. Кожа тонкая, легко ранимая. Высота головы составляет 1/4—1/5 длины тела, туловище длиннее ног, руки и ноги примерно одной длины. Позвоночник не имеет физиологических изгибов. Рёбра прикреплены к позвоночнику под прямым углом, грудная клетка бочкообразной формы. Большой родничок, образуемый лобными и теменными костями, остаётся открытым.
Дыхание неравномерно по частоте и глубине, 40—60 раз в мин. Пульс 120—140, а при крике — 160—200 ударов в мин.
Желудок мал по объёму и расположен горизонтально. Кишечник относительно длинный и отличается недоразвитием нервного аппарата, нежностью слизистой оболочки, обилием кровеносных сосудов и ворсинок, слабостью мышечного и эластичного слоёв, некоторой недостаточностью кишечных желёз, высокой проницаемостью кишечной стенки. Слюны мало. Защитная функция слизистой оболочки полости рта развита слабо.
В наличии все необходимые для пищеварения ферменты: амилаза, птиалин, мальтаза, сахараза, липаза, пепсин, катапсин, химозин, эрепсин, нуклеаза, энтерокиназа, секретин; соляная кислота в желудочном соке обнаруживается в свободном и связанном виде.
Уже в первые часы жизни ребёнка начинается заселение микроорганизмами его желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы.
В первые 2—3 суток внеутробной жизни выделяется первородный кал — меконий — тёмно-оливковая тягучая густая масса без запаха, состоящая из слизи, жёлчных пигментов и слущенных клеток эпителия. Позже появляется так называемый переходный стул коричневато-зеленоватого цвета, богатый слизью, иногда водянистый и пенистый. С 5—6 суток устанавливается обычный (молочный) стул, характерным признаком которого является кислый запах. В первые двое суток частота мочеиспусканий составляет 4—5 раз в сутки, а с третьих суток быстро увеличивается и к концу второй недели доходит до 15—20 раз в сутки.
Исключительно важную роль в жизни новорождённого играет водный обмен. Вода составляет 75—80 % массы тела ребёнка, но связана в организме непрочно, и поэтому водное равновесие легко нарушается. Потребность новорождённого в воде составляет в среднем 160—200 г на 1 кг массы в сутки. В грудном молоке матери содержится достаточное количество воды для новорождённого ребёнка.
Сон[править | править код]
В течение первой недели жизни здоровый новорождённый спит в среднем 16 часов в сутки, а ко второй неделе количество часов снижается до 15[1]. Сон является неорганизованным, период непрерывного сна длится от 30 минут до 4 часов, циркадные ритмы ещё не сформированы[2].
Согласно общепринятой мировой практике педиатры рекомендуют укладывать спать ребёнка до годовалого возраста только на спину, поскольку в таком положении риск синдрома внезапной детской смерти сводится к минимуму[3][4].
Рефлексы новорождённого[править | править код]
Всего новорождённый демонстрирует 75 рефлексов.
Рефлекс | Описание |
---|---|
Рефлекс Моро | Ребёнок отводит руки в сторону с разгибанием пальцев (I фаза), затем возвращает в исходное положение (II фаза) (при этом движения рук носят характер охватывания туловища), после того как в 15-20 см от ребёнка хлопают по поверхности, на которой лежит ребёнок, или же после быстрого разгибания ног[5] |
Рефлекс Робинсона | Проявляется в том, что ребёнок крепко хватается за пальцы взрослого, вложенные в его ладошки[6] |
Сосательный рефлекс | Заключается в том, что малыш начинает ритмично сосать любой предмет, оказавшийся у него во рту[6] |
Хоботковый рефлекс | Ребёнок выпячивает губы (что напоминает хоботок) в ответ на прикосновение к ним[6] |
Поисковый рефлекс Куссмауля | В ответ на прикосновение в области угла рта ребёнок тотчас тянется губами в сторону раздражителя[6] |
Защитный рефлекс | Заключается в том, что ребёнок, лежащий на животе, моментально поворачивает голову набок, чтобы не задохнуться[6] |
Специалисты считают, что рефлексы Моро и Робинсона помогали нашим далеким предкам во младенчестве держаться за шерсть матери во время передвижения. Поисковый, хоботковый и сосательный рефлексы «отвечают» за то, чтобы малыш обнаруживал источник пищи. Защитный рефлекс необходим для выживания младенца.
См. также[править | править код]
- Грудной ребёнок
- Половой криз у новорождённых
- Психология родительства
- Ребёнок
- Лануго
- Милиум (белые угри) (лат. milium — просо, просяное зерно) — ретенционная киста кожи диаметром не более 4 мм, образующаяся вследствие закупорки роговыми массами волосяного фолликула и сальных желез новорождённых и проходящая самостоятельно.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Новорождённый — Большая медицинская энциклопедия
- Полезная информация о новорождённых
Источник