Что такое разностороннее развитие личности ребенка

Что такое разностороннее развитие личности ребенка thumbnail

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.

Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

всестороннее развитие ребенка

Аспекты всестороннего развития ребёнка

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

всестороннее развитие ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
  • Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
  • Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
  • Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.

Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.

всестороннее развитие личности ребенка

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

Физическое развитие

•         * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка.

•         * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

•         * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

Интеллектуальное развитие

•         * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

•         * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка.

•         * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы.

•         * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

Социальное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

•         * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

•         * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

Эмоциональное развитие

•         * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.

•         * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания.

•         * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

Творческое развитие

•         * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.

•         * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

Духовное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали.

•         * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

Читайте также:  Развитие зрительных функций у ребенка

методы всестороннего развития детей

Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).

Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.

Источник

Всестороннее развитие личности ребенка – этот термин сейчас популярен. В чем же принцип методики, которую настоятельно рекомендуют практиковать родителям и педагогам?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие ребенка – развитие всех аспектов личности, когда нет преимущества в каком-то одном направлении. Всесторонне развитые дети активны физически и умственно, непринужденно чувствуют себя в обществе и способны поддержать разговор на любую тему.

Принцип всестороннего развития – это совокупность постулатов, которые нужно применять на практике во время воспитания детей разных возрастных категорий.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребенка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

всестороннее развитие ребенка

Аспекты принципа всестороннего развития

  1. Физическое развитие: комплексная забота о состоянии здоровья и физической формы – спорт, питание, закаливание.
  2. Интеллектуальное развитие: действия, направленные на развитие умственных способностей, творческого и логического мышления, воображения, умения осознавать свои действия и их последствия.
  3. Социальное развитие: выработка навыков, необходимых для адаптации в социуме – умение выражать мысли, общаться, развивать коммуникативные навыки.
  4. Эмоциональное развитие: способность понимать и принимать чувства окружающих, выражать или сдерживать свои чувства, подавлять негативные эмоции, уметь управлять ими.
  5. Творческое развитие: реализация творческих навыков.
  6. Духовное развитие: понимание идеалов, ценностей, моральных принципов, их соблюдение.

Практическое использование описанных выше аспектов – залог успеха ребенка и его адаптации в социуме.

Всестороннее развитие детей раннего возраста делает их реализованными во всех отношениях личностями и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

всестороннее развитие ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип интеграции образования. Все полученные знания ребенок должен применять на практике. Так он понимает, что теоретическое образование – это фундамент практики, оно понадобится ему в будущем.
  • Принцип полноты образования. Образование должно быть качественным, полноценным. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал полные знания, умения и навыки.
  • Принцип деятельности. Любые знания должны не просто применяться на практике, а направляться на достижение определенной цели.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Ребенок в любом возрасте является личностью со своими взглядами. Важно, чтобы родители воспринимали его именно так.
  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребенка – это самобытный период, для которого характерны определенные особенности и необходим особый подход к воспитанию.

Возраст от 7 до 12 лет считается пиковым в познавательной активности детей. Именно в этот период формируется мотивация получать знания, учиться и практиковать. Этот период рекомендуется использовать максимально продуктивно.

Как создать условия для развития ребенка?

Первое, о чем нужно подумать, это о приоритетах ребенка. Дети, в силу возраста, ещё не могут определить, что для них важно, а что нет. Далее следует позаботиться о физическом состоянии сына или дочери. Развитие ребенка не может происходить в болезни или недомогании. Ребенок не сможет получить никакие знания и умения, если он болен. Кроме этого, нельзя забывать о социальном развитии детей. Чтобы сформировать коммуникационные навыки, малыш должен много общаться.

методы всестороннего развития детей

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим методы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

Физическое развитие

· Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребенка.

· Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

· Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

Интеллектуальное развитие

· Обсуждайте с ребенком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

· Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка.

· При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребенка – например, запишите его на развивающие курсы.

· Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

Социальное развитие

· Общайтесь с ребенком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

· Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребенка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

· Если ребенку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

Читайте также:  Развитие ребенка материалы игры программы

Эмоциональное развитие

  • Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.
  • Обсуждайте с ребенком его эмоции и переживания.
  • Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребенка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

Творческое развитие

  • Если ребенок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.
  • Поощряйте творческие занятия ребенка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

Духовное развитие

  • Общайтесь с ребенком на темы нравственности и морали.
  • Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

всестороннее развитие личности ребенка

Описанные выше аспекты совместимы. Например, на курсах ментальной арифметики ребенок дошкольного возраста получает всестороннее развитие:

  • Интеллектуальное – способность быстро считать, думать;
  • Социальное – возможность общения и обмена информацией с другими детьми;
  • Творческое – в процессе занятий ментальной арифметикой развивается правое полушарие, ответственное за творческий потенциал.

Для всестороннего развития необходима постоянная поддержка и работа со стороны родителей, а также желание самого ребенка. Школьная программа не в состоянии удовлетворить все потребности, поэтому принимайте активное участие в жизни детей, способствуйте их развитию.

Источник

Библиографическое описание:


Штина, М. Ю. Формирование разносторонне развитой личности обучающегося в системе дополнительного образования / М. Ю. Штина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 971-974. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37124/ (дата обращения: 12.05.2020).



В статье раскрывается потребность к формированию разносторонне развитой личности ребёнка в системе дополнительного образования. Автор рассматривает возможное формирование разностороннего развития личности обучающегося по средствам проектных задач. В статье дано объяснение потребности в данном формировании и подтверждено статистикой увеличение спроса на услуги учреждений дополнительного образования. Также описаны положительные стороны решение данной проблемы.

Ключевые слова: дополнительное образование, проектная задача, личность, разносторонняя личность, развитие

Дополнительное образование является особой сферой образования, которая была впервые официально обозначена в Законе Российской Федерации «Об образовании» принятом в 1992 году. В соответствии с необходимостью создания условий для всестороннего удовлетворения различных образовательных потребностей граждан, общества, государства, включая непрерывное повышение квалификации специалистов [1 c.318].

Таким образом, система дополнительного образования стала неотъемлемой частью современной системы образования. Система образования построена таким образом, что является системной, а на каждой ступени образования имеет преемственный характер обучения и воспитания в целом. Дополняя данную систему, система дополнительного образование не только помогает адаптироваться ребёнку в новом коллективе, приобрести коммуникативные навыки, социализироваться, но и сформироваться как творческой, разносторонне развитой личности, что сейчас не мало важно.

По определению Р. С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [4] (рис.1).

C:Users�07DesktopСТАТЬЯ (1)Рисунок1.png

Рис. 1

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее [4].

Разносторонняя личность — человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности. Быть разносторонне развитым сейчас престижно и выгодно. Ведь люди, чьи увлечения охватывают много областей, помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому, они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами». Сегодня цивилизованные общества и страны формируют систему образования так, чтобы процесс обучения способствовал познаванию и приобретению навыков и знаний из различных отраслей [5].

Читайте также:  Скачать программу развития памяти у ребенка бесплатно

Таким образом, формирование разносторонне развитой личности становится одной из приоритетных задач дополнительного образования детей. Для этого применяются различные педагогические техники.

Педагогическая техника — один из компонентов педагогического мастерства, обозначающий совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного применения системы и методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбирать направленный стиль и тон в общении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки демонстрации и своего отношения к поступкам обучающихся [1 c.328].

Таким образом, грамотно подобранная педагогическая техника способствует продуктивному формированию разносторонне развитой личности ребёнка. На сегодняшний день, для этого используются различные способов, методы и средства.

На наш взгляд, одним из самых эффективных способов является проектная задача. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или схемы) заданий и требуемых для их выполнения данных [3, c.7].

Проектная задача занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами (учебными или конкретно-практическими) и полноценным «проектом» в основной школе [3, c.8]. Возможности проектной задачи в системе дополнительного образования очень велики. Ведь проектная задача имеет ряд педагогических эффектов, которые благоприятно сказываются на ребёнке [3, c.7] (табл.1).

Таблица 1

Педагогический эффект

Пояснение

1.Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачами.

Определяет место и время наблюдений и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

2.Учит способу проектирования через специально разработанные задания.

Без явного указания на способ проектирования.

3.Даёт возможность посмотреть, как осуществляется группой детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.

Эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у детей формируются следующие способности (Рис. 2).

C:Users�07DesktopСТАТЬЯ (1)Рисунок2.png

Рис. 2

Если внимательно изучить данные способности ребёнка, которые приобретаются в процессе активного участи в проектной задаче, то увидите, что это завуалированные УУД (универсальные учебные действия). Следовательно, ребёнок будет успешнее не только во внеурочной деятельности, но и в школе. Повысится уровень знаний обучающегося.

Таким образом, дополнительное образование становится на более интересным для детей, для родителей — качественным решением множества проблем, в том числе и грамотном распределении свободного времени, правильном режиме дня.

Ключевой приоритет государственной политики в сфере дополнительного образования детей — повышение доступности услуг. Согласно данным органов исполнительной власти, в 2011 г. в Российской Федерации действовали 7902 учреждения дополнительного образования, в которых занимались 7853,4 тыс. человек. Общее число учреждений, в том числе детских музыкальных, художественных и хореографических школ, в последнее десятилетие сократилось. При этом число детско-юношеских спортивных школ и численность занимающихся в них значительно выросли [2, c.321] (табл 2).

Таблица 2

Что такое разностороннее развитие личности ребенка

Из данных в таблице видно, что возрастает спрос на посещение дополнительного образования, а число учреждений системы дополнительного образования увеличивается.

Согласно данным Федерального статистического наблюдения, наибольший охват программами дополнительного образования детей характерен для возрастных групп 5–9 лет и 10–14 лет и составляет 37,3 и 47,2 % соответственно [2, c.211] (рис. 3).

Что такое разностороннее развитие личности ребенка

Рис. 3

Следовательно, дополнительное образование является наиболее востребованным для детей 10–14 лет. Этот возраст соответствует таким особенностям ребёнка как: интерес к новому, творческий подход, приоритетная роль общения.

Стоит отметить, что разносторонне ребёнок будет развиваться только тогда, когда ему занятие будет действительно интересно. Именно на формирование интереса к деятельности и направлены проектные задачи, которые помогаю не только расширить кругозор ребёнка. Повысить качество обучения, но и выполнить социальный заказ государства, общества и школы, получить высококультурную, нравственно-ориентированную, творческую, разносторонне развитую личность, готовую к применению и разработке новых инноваций или идей.

Литература:

  1. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей /Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. М. Михайлова.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-349 с.
  2. Журнал «Вопросы образования» 2013. Выпуск № 3 Учреждение дополнительного образования детей. Данные статистики и Мониторинга экономики образования
  3. Калашникова Е. А. Скакун И. В. Проектные задачи как особая форма учебной деятельности школьника/ Гимназия № 31-Пермь, 2014.-140с
  4. Личность https://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/24.htm
  5. Разносторонняя личность https://sunmag.mirtesen.ru/blog/43260523365/Raznostoronnyaya-lichnost

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, проектная задача, дополнительное образование детей, развитая личность, задача, способ проектирования, система образования, разносторонняя личность, Российская Федерация, образ.

Источник