Что такое психофизическое развитие ребенка

Что такое психофизическое развитие ребенка thumbnail

Каждому родителю необходимо ориентироваться в особенностях физического и нервно-психического развития малыша. Особую важность это приобретает в первые годы жизни. Ребенок должен быть здоровым, эмоциональным, любознательным, уметь приспосабливаться к окружающей действительность. При этом чем младше малыш, тем более интенсивно протекают у него процессы развития и роста.

Что это такое?

Педиатрия понимает физическое развитие как определенные изменения, происходящие с телом малыша. Сюда относятся увеличение роста и массы, развитие отдельных частей тела, биологическое созревание.

Чтобы верно оценить физическое развитие, используются некоторые параметры:

  • Масса. Считается важнейшей составляющей роста, остановка или замедление ее прибавки – тревожный сигнал, говорящий о том, что ребенку не хватает питательных веществ. При рождении здоровый малыш должен весить от 2,5 до 4,4 кг, далее в первые дни жизни показатель несколько уменьшается (как правило, на 5 %), что в педиатрии называется физиологической убылью веса. По завершении первой недели прибавка массы становится постоянной. В первые полгода малыш прибавляет по 150–250 г еженедельно, а затем до года – по 100–150 г. В период от года до двух прибавка снижается до 50 г еженедельно.
  • Длина (рост). Отметим, что по отношению к детям до 2 лет используют термин «длина», а затем – после достижения 24 месяцев – «рост». Новорожденные доношенные малыши имеют среднюю длину 45–55 см. В первые недели жизни наблюдается непрерывный рост, который в определенные периоды становится интенсивным, а в другие – замедляется. Так, за первые полгода своей жизни кроха вытягивается на 15–16 см, но во второе полугодие – всего на 8 см. Рост малыша в годик – около 70 см, а в 4 года – уже метр. С 4 до 10 лет большинство детей имеет весьма умеренные темпы роста, однако в период полового созревания ребенок вновь начинает интенсивно вытягиваться.
  • Окружность головы. Этот параметр физического развития малыша контролируют, как правило, педиатры, поскольку окружность помогает оценить размеры головного мозга. У новорожденных она равна 34–36 см, в первый месяц отмечается быстрый темп роста (до 5 см), но постепенно он замедляется. Так, в 3 месяца окружность обычно до 40 см, в полгода – около 43 см, в годик – до 46 см.
  • Психомоторное развитие. Сюда относятся мелкая моторика, социальные, когнитивные и эмоциональные особенности ребенка.

Рост и развитие малыша непрерывны, в интенсивном темпе в первые полгода формируется окружность грудной клетки. В 9–12 месяцев с наибольшей скоростью растут ноги и руки крохи.

Факторы развития

Важно помнить, что на рост и физическое развитие малыша оказывают влияние две группы факторов:

  • Эндогенные – состояние здоровья родителей, генетические особенности, протекание обмена веществ, эндокринный фон организма, особенности конституции тела.
  • Экзогенные – условия внешней среды (климат региона, организация питания, наличие/отсутствие движения).

Невозможно однозначно ответить, какая из групп наиболее значима, на развитие ребенка они влияют в комплексе.

Необходимые измерения

Регулярный мониторинг помогает выявить замедление развития малыша или его остановку по причине заболеваний, что поможет своевременно принять меры.

Первое измерение физических параметров ребенка производится сразу после рождения, затем – с такой периодичностью:

  • в первый год жизни – ежемесячно;
  • 1–2 года – раз в 3 месяца;
  • 2–3 года – каждые полгода;
  • от 3 лет – раз в год.

При обнаружении каких-либо отклонений могут проводиться более частые измерения.

Масса

Необходимо своевременно проводить мониторинг, позволяющий выявить наличие проблем в состоянии здоровья ребенка. Измерить массу тела малыша до 2 лет не так просто, как может показаться. Взвешивать кроху следует без одежды, чтобы получить точный результат, также недопустимо взвешивание только что поевшего ребенка.

Порядок действий таков:

  1. Настроить измерительный прибор.
  2. Взвесить пеленку, на которой будет взвешиваться кроха.
  3. Поместить малыша на среднюю часть весов (самых маленьких кладут на спинку, после 7-8 месяцев можно посадить).
  4. Из получившегося результата вычесть вес пеленки.

Для точности важно, чтобы ребенок во время взвешивания не баловался и не капризничал.

Лучше всего использовать цифровые весы. Для наибольшей точности рекомендуется проводить повторное измерение. Дети от трех лет могут взвешиваться на обычных весах для взрослых, полностью раздетыми (допускается оставить малыша в трусах и майке).

Чтобы вес ребенка соответствовал его возрастной норме, рекомендуется до 6 месяцев кормить его только грудным молоком, а до 2 лет вводить прикорм, но материнское молоко также давать. Важно, чтобы ребенок получал три элемента, дефицит которых опасен: йод, железо и витамин А. В противном случае возрастает риск задержки физического и умственного развития (кретинизма), низкая масса тела.

При избыточной массе рекомендуется сделать рацион сбалансированным, стабилизировав количество жиров и углеводов, уделять внимание физической активности крохи. Но причиной могут быть и заболевания эндокринной системы или неврологические.

Длина и рост

Не менее важно проводить замер роста. Для детей до 2 лет делается он в положении лежа, в качестве инструмента используется мерная доска.

Порядок действий таков:

  1. Снять обувь, головной убор.
  2. Положить ребенка на спину, поверхность обязательно должна быть твердой.
  3. Ноги следует распрямить легким воздействием на кожу внешней стороны стопы. Голова, спина и бедра должны касаться поверхности.
  4. Стопы, расположенные вертикально, поместить так, чтобы они упирались в вертикальную часть планки.
  5. Произвести замер расстояния от головы до пяток.

Если ребенку уже исполнилось 2 года, можно использовать вертикальный ростомер, при этом важно, чтобы малыш был без обуви. Стены должны касаться три места:

  • область между лопатками;
  • крестец;
  • пятки.

Правильное положение следует зафиксировать при помощи поднятого подбородка, после чего нужно осторожно опустить подвижную планку и прижать ее к макушке без усилия. Получившийся результат и есть рост ребенка.

Чтобы рост ребенка соответствовал возрастным особенностям, крайне важно не только уделять внимание правильному питанию, но и увеличивать время общения малыша с матерью.

Окружность головы

Для этого измерения используется сантиметровая лента, которая размещается над бровными дугами спереди и по наиболее выступающей части затылка сзади. Допустимая точность – до 5 мм, рекомендуется замер проводить дважды.

Нервно-психическое развитие (до 1 года)

Если на физическое развитие малышей эндогенные и экзогенные факторы оказывают примерно равное влияние, то для нервно-психического в большей степени значимы экзогенные. Если ребенок нормально развивался в утробе и родился естественным путем, то его нервная система будет достаточно хорошо развита. В первые недели жизни она продолжает усложняться, происходит совершенствование головного мозга и отдельных его составляющих.

Интересны и числовые данные:

  • Масса мозга новорожденного равна примерно 1/8 массы тела.
  • К году показатель меняется – 1/11.
  • В 5 лет – 1/13.
  • Взрослый человек средней комплекции имеет соотношение 1/40.

При этом масса мозга малыша постепенно увеличивается, однако развитие веса тела имеет более интенсивные темпы.

Ключевые показатели

Ознакомимся с важнейшими показателями нервно-психического развития малыша. К ним относятся:

  • физиологические рефлексы;
  • появление условных рефлексов (пищевые, слуховые, зрительные);
  • эмоциональные реакции (улыбка, смех, негативные реакции);
  • голосовые реакции (гуление, понимание речи взрослых, первые слоги и слова).

Все рефлексы развиваются быстрыми темпами, именно в этом возрасте у малыша появляются привычки, которые сохранятся у него на всю жизнь.

Этапы

Врачи-педиатры отмечают несколько этапов психофизического развития.

Новорожденный

Ребенок еще не может изменить положение своего тела или поднять голову, лежит на животе, стремится принять позу зародыша, обладает некоторыми двигательными реакциями, которые представляют собой ответы на раздражители. Движения ограничены, на уровне рефлексов малыш может сжимать кулачки.

Особенности зрительного и слухового восприятия таковы:

  • Следит взглядом за передвигающимися предметами (10-й день).
  • Способен удерживать в поле зрения яркую погремушку (14 дней).
  • Фиксирует зрение на неподвижном крупном предмете (21 день).
  • Отличает человеческий голос от других звуков.
  • Реагирует на громкие звуки.
  • Слуховое сосредоточение начинает проявляться на 14-й день жизни.

Большую часть своего времени новорожденный проводит во сне, способен проявлять врожденные умения: сосание, моргание, глотание. В этот период очень важно брать малыша на руки во время бодрствования, общаться с ним при переодевании.

1 месяц

Уже в столь раннем возрасте малыши пытаются поднимать и удерживать головку (у некоторых даже это получается на несколько секунд), могут двигать ручками и ножками. Ребенок способен фиксировать взгляд, следить за перемещающейся игрушкой. К концу месяца слуховое сосредоточение может продолжаться до 15 секунд. Здоровый малыш начинает реагировать на общение со взрослым, перестает плакать, когда к нему обращаются.

В это время дети очень любят, чтобы их носили на руках, ценят тактильные ощущения, обожают слушать голос мамы.

2 месяца

Малыш способен приподнимать головку и удерживать ее, крепко держать игрушку, зрительно сосредотачиваться на предмете до 30 секунд, поворачивать голову на звук, улыбкой реагировать на слова матери. Начинает издавать первые гласные звуки.

Поведение ребенка усложняется, он начинает испытывать недовольство, если родители не понимают его. Малыш осознает, где неодушевленные предметы, а где – одушевленные, ко вторым проявляет гораздо больший интерес. В этом возрасте дети любят слушать музыку, покачиваться, рассматривать черно-белые изображения. Сон занимает до 18 часов. Родителям необходимо наклоняться над кроваткой, в которой лежит малыш, и разговаривать с ним, улыбаться. Важно повестить игрушки таким образом, чтобы при желании кроха мог без проблем дотянуться до них.

3 месяца

Карапуз все лучше удерживает голову, при поддержке под мышки способен удержать упор ногами. Зрительное и слуховое внимание становится все более развитым, появляется гуление, ребенок улыбается и смеется, в конце месяца начинают формироваться сложные рефлексы. Продолжительность бодрствования – 4–6 часов. Для физического развития важны гимнастика и массаж, ежедневные купания, воздушные ванны.

4 месяца

Ребенок вертит головой, может перевернуться на бок, пробует сесть, хорошо двигает ручками, выпрямляет и сгибает ноги. Постепенно учится управлять своими руками –  теперь он может не только захватить погремушку, но и потрясти ее. Без проблем узнает свою мать, радуется при виде родителей.

5 месяцев

Подолгу лежит на животе, подняв корпус, сидя держит голову прямо. Может переворачиваться на бок со спины. Некоторые малыши в этом возрасте способны пить из кружки. Характерно продолжительное певучее гуление, смех, радость при виде знакомых, испуг – при появлении неизвестных людей. Многие 5-месячные крохи радуются собственному отражению в зеркале, любят играть в «Ладушки» и «Ку-ку».

6 месяцев

Полугодовалые малыши хорошо переворачиваются, сидят (часто с поддержкой), некоторые начинают ползать, передвигаются в ходунках. В речи появляются первые согласные звуки. Ребенок знает свое имя, реагирует на него.

7 месяцев

Ребенок без поддержки садится, ползает по-пластунски, пробует встать. Может взять двумя руками две разные игрушки, собирать мелкие предметы, пьет из кружки (при поддержке взрослого). Лепет становится все более сложным, появляются первые слоги. Ребенок начинает понимать вопрос «где?» и показывать глазами на место, где находится тот или иной предмет. Для физического развития показаны закаливающие процедуры и воздушные ванны.

8 месяцев

Самостоятельно сидит, ложится, переступает ножками, хорошо ползает, многие дети при звуках музыки начинают двигаться. Гуление приобретает различные интонации, количество проговариваемых слогов возрастает.

9 месяцев

Малыш способен ходить, придерживаясь за опору, сидеть длительное время, стоять без опоры. Хорошо пользуется пальцами и может пить из кружки. Поднимает небольшие предметы, различает форму и цвет, любит играть в «Ладушки», понимает речь взрослого («нельзя», «дай», «нет», «сиди», свое имя). Умеет играть в игрушки; держа в руках две, может одну отбросить, чтобы взять третью, повторяет несложные танцевальные движения взрослого.

10 месяцев

Стоит без опоры, ходит, может поднимать и опускать ногу. Любит подниматься и спускаться по лестнице, опираясь на перила. По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает и закрывает, помещает одно в другое. В речи появляются лепетные слова, малыш произносит слоги, подражая взрослому. Находит спрятанные игрушки и узнает знакомые предметы. В этом месяце дети бодрствуют около 10 часов.

11 месяцев

Развиваются умения ходить и стоять. Ребенок собирает мелкие предметы, строит башенку из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку. Умеет пить из кружки, брать ее со стола и ставить обратно, показывает пальцем. Произносит несложные слова (1–3), понимая их смысл. Учится правильно использовать ложку, расческу, может показать ручки, ножки, носик и так далее.

12 месяцев

Хорошо ходит без опоры, некоторые дети начинают бегать, рисовать каракули, просятся на горшок. Обычно в год ребенок выговаривает до 20 несложных слов, по просьбе дает маме названную конкретную игрушку. Заниматься одним делом способен до 15 минут.

Таковы особенности психофизического развития малыша первого года жизни.

Формирование психики

Принято выделять 4 этапа формирования детской психики:

  1. Моторный. В первый год жизни кроха овладевает моторными навыками.
  2. Сенсорный. Продолжается от 1 до 3 лет. Ребенок начинает делать осознанные движения.
  3. Аффективный. Охватывает возраст 3–12 лет. Деятельность становится постоянной и приобретает индивидуальность.
  4. Идеаторный. Продолжается 2 года, с 12 до 14 лет. Понятия и суждения приобретают более сложный характер, развивается абстрактное мышление.

Родителям важно знать, что при физическом и нервно-психическом развитии ребенка возможны кризисные моменты, то есть периоды, когда наиболее высок риск появления отклонений, нарушений и заболеваний. Их два: в возрасте от 2 до 3,5 лет и в 12–15 лет.

Таковы основные особенности физического и психического развития малышей, которые должны учитываться родителями. Очень важно в периоды кризисов уделять ранимым детям особое внимание, в противном случае можно нанести их психике непоправимый урон. Знание этой специфики поможет мамам и папам разработать свою стратегию, учитывающую и возрастные особенности ребенка, и его индивидуальные черты. Развитие детей должно быть всесторонним, только в этом случае они вырастут гармоничными личностями.

Источник

ÐÅÔÅÐÀÒ

Òåìà: «Ïñèõîôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà»

Ïîäãîòîâèëà: âðà÷-èíòåðí

Áóòåíêî Î.Â.

2002 ã.

Ðîñòî⠖ íà – Äîíó

ÏÀÐÀÌÅÒÐÛ ÍÎÐÌÀËÜÍÎÃÎ ÏÑÈÕÎÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÐÀÇÂÈÒÈß

Äâèãàòåëüíûå íàâûêè

Î.Í.Êîçàê: Ñàì íå ìîæåò èçìåíèòü ïîëîæåíèå ñâîåãî òåëà. Íå ìîæåò óäåðæèâàòü ãîëîâó â

âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè. Ëåæà íà æèâîòå, ãîëîâó íå ïîäíèìàåò.

Ï.Ëè÷: Êàê íè ïîëîæè ãîëîãî ìëàäåíöà, îí ñâåðíåòñÿ êëóáêîì, ïðè÷åì òåëî â ïðîñòðàíñòâå çàéìåò ïîëîæåíèå â çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàê ëåæèò ãîëîâà. Äâèæåíèÿ áóäóò î÷åíü îãðàíè÷åííûìè, ïîêà îí íå íàáåðåò íåìíîãî âåñà è ïîêà íå íàó÷èòñÿ íåñêîëüêî óïðàâëÿòü øåéíîé ìóñêóëàòóðîé. Ìîæåò íåìíîãî ïðèïîäíèìàòü ãîëîâó è ÷óòü-÷óòü ïîâîðà÷èâàòü åå.

Ç.Ìàòåé÷åê:  òå÷åíèå ïåðâîãî ìåñÿöà áîëüøèíñòâî äåòåé ëåæàò â îñîáîé ïîçå íà áîêó, ñ ñèëüíî íàïðÿæåííîé îäíîé ðóêîé è ñæàòîé äðóãîé – «òîíè÷åñêèé øåéíûé ðåôëåêñ» — ïîõîæ íà îñíîâíóþ ñòîéêó ïðè ôåõòîâàíèè. Åñëè ìû ãîëîâêó ðåáåíêà ïîâåðíåì íà äðóãóþ ñòîðîíó, ïðåæäå íàïðÿæåííàÿ ðóêà ñîæìåòñÿ, à ñæàòàÿ ñòàíåò íàïðÿæåííîé. Ñâîáîäíûå äâèæåíèÿ ïî÷òè âñåãäà îòðûâèñòû è êîíâóëüñèâíû. Âîçüìåì ðåáåíêà ïîä ìûøêè è ñëåãêà ïðèïîäíèìåì íàä ïðîñòûíêîé, ïîòîì ïîñòåïåííî îïóñòèì. Ìû óâèäèì, êàê òîëüêî îí êîñíóëñÿ ïðîñòûíêè, ñðàçó æå óïåðñÿ â åå íîæêàìè, è â òàêîì ïîëîæåíèè, êàê ïðàâèëî, îí óäåðæèâàåò âåñü ñâîé âåñ. È ÷òî åùå èíòåðåñíåå – íà÷èíàåò «õîäèòü» – ðåôëåêñ õîæäåíèÿ.

Äâèæåíèÿ ðóê è ïîìîùü ñàìîìó ñåáå

Ë.Ñ.Âûãîòñêèé: Åñëè âëîæèòü â ðóêè íîâîðîæäåííîãî ïàëåö èëè äðóãîé ïðîäîëãîâàòûé ïðåäìåò, íîâîðîæäåííûé òàê öåïêî îáõâàòûâàåò åãî, ÷òî ðåáåíêà ìîæíî ïîäíÿòü íà âîçäóõ è ïîäåðæàòü â âèñÿ÷åì ïîëîæåíèè îêîëî ìèíóòû.

Ï.Ëè÷: Åñëè âëîæèòü â ðóêó ðåáåíêó ñâîé ïàëåö èëè ïîãðåìóøêó, îí áóäåò äåðæàòü äîñòàòî÷íî êðåïêî. Åñëè âû ïîïûòàåòåñü óáðàòü ïàëåö èëè îòíÿòü ïîãðåìóøêó, êóëà÷îê ñîæìåòñÿ åùå ñèëüíåå. Óðîâåíü âðîæäåííûõ ðåôëåêñîâ.

Ç.Ìàòåé÷åê: Ðó÷êè ñæàòû â êóëà÷êè.

Çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå

Î.Í.Êîçàê: Åñëè ñ íèì çàíèìàòüñÿ, òî óæå íà äåñÿòûé äåíü æèçíè ìîæåò ñëåäèòü âçãëÿäîì çà ïåðåäâèãàþùèìñÿ ïðåäìåòîì.

Ï.Ëè÷: Åñòü ñâåò è åñòü òüìà, ïðåäìåòû, êîòîðûå ìîæíî âèäåòü, êîòîðûå îêàçûâàþòñÿ â ôîêóñå åãî çðåíèÿ è òóò æå ðàñïëûâàþòñÿ. Ñóùåñòâóåò âðîæäåííûé ìåõàíèçì, çàñòàâëÿþùèé èõ ðàçãëÿäûâàòü ëèöà, à òàêæå ïðåäìåòû ñëîæíîé ôîðìû èëè ñî ñëîæíûì óçîðîì. Ðåáåíîê áóäåò âíèìàòåëüíî èçó÷àòü ëþáîå ëèöî, ëþáîé ïðåäìåò èëè äàæå ðèñóíîê, íà êîòîðîì èçîáðàæåíî ëèöî.

Îí íå ðàçëè÷àåò ïðåäìåòû âäàëè è ìàëî ÷òî âèäèò, åñëè òîëüêî íå âçÿòü åãî íà ðóãè è íå îêàçàòü åìó ÷òî-ëèáî ñïåöèàëüíî, ïîäíîñÿ ïðåäìåòû ê åãî ëèöó íà ðàññòîÿíèå ïðèìåðíî 20 ñì. Åñëè åãî âçãëÿä ñôîêóñèðóåòñÿ íà ïðåäìåòå, ðåáåíîê ìîæåò âûðàçèòü èíòåðåñ ê íåìó êàêèì-ëèáî äâèæåíèåì.

Ç.Ìàòåé÷åê: Ñîáñòâåííàÿ ðóêà â äàííûé ïåðèîä áûâàåò îäíèì èç ãëàâíûõ ïðåäìåòîâ, íà êîòîðûé íàïðàâëåíî åãî çðèòåëüíîå âíèìàíèå. Ñïðàâî÷íèê ïåäèàòðà: óäåðæèâàåò â ïîëå çðåíèÿ äâèæóùèéñÿ ïðåäìåò (ñòóïåí÷àòîå ñëåæåíèå).

Ò.È.Ñåðãàíîâà: Çðèòåëüíîå ñîñðåäîòî÷åíèå 2-5 ñåê. – ñ 1,5-2 íåäåëü.

Ì.ß.Ñòóäåíèêèí: Ðåàãèðóåò íà ÿðêèé ñâåò.

Ñëóõîâîå âîñïðèÿòèå

Î.Í.Êîçàê: Ïëà÷åì ðåàãèðóåò íà øóì è ñèëüíûå çâóêè.

Ç.Ìàòåé÷åê: Ñïîñîáåí îòëè÷àòü ÷åëîâå÷åñêèé ãîëîñ îò ëþáûõ äðóãèõ çâóêîâ.

Ò.È.Ñåðãàíîâà: Êîõëåîïàëüïåáðàëüíûé ðåôëåêñ ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè. Ñëóõîâîå ñîñðåäîòî÷åíèå – ñî 2 íåäåëè.

Ì.ß.Ñòóäåíèêèí: Ñëóõ ïîíèæåí, îäíàêî íà ñèëüíûé çâóê ðåàãèðóåò.

Íàâûêè îáùåíèÿ è ðàçâèòèå ðå÷è

Î.Í.Êîçàê: Ïîÿâëÿåòñÿ ðåàêöèÿ íà âíåøíèå âîçäåéñòâèÿ (â îòâåò íà ïîõëîïûâàíèå, ïîãëàæèâàíèå, ëàñêîâûé ãîëîñ è âçãëÿä íà÷èíàåò óëûáàòüñÿ).

Å.Þ.Ïðîòàñîâà: Ðåáåíîê êðè÷èò, ðåàãèðóåò íà øóìû. Íîâîðîæäåííûé îòëè÷àåò ãîëîñ ñâîåé ìàòåðè îò äðóãèõ ãîëîñîâ. Íà øåñòîé äåíü ïîâòîðÿåò âûðàæåíèå ëèöà ìàòåðè.

Îñîáåííîñòè ïñèõèêè è èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè

Î.Í.Êîçàê: Ìíîãî ñïèò íåçàâèñèìî îò âðåìåíè ñóòîê. Ïðîÿâëÿþòñÿ âðîæäåííûå óìåíèÿ: ñîñàíèå, ãëîòàíèå, ìîðãàíèå è ò.ä. Ñ ïåðâîãî äíÿ ÷óâñòâèòåëåí ê òåïëó, õîëîäó è áîëè (÷óâñòâóåò, êàê ê íåìó ïðèêàñàþòñÿ – çàáîòëèâî, ëàñêîâî, ãðóáî, óâåðåííî, íåóâåðåííî). Õîðîøî ðàçëè÷àåò âêóñ ïèùè (óæå â íåäåëüíîì âîçðàñòå âûïëþíåò åäó, åñëè îíà îêàæåòñÿ ãîðüêîé èëè ñîëåíîé).

Ï.Ëè÷: Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè – ëèøü öåïü ðåàêöèé íà òî, ÷òî äëÿ íåãî ÿâëÿåòñÿ ñëó÷àéíûìè ðàçäðàæèòåëÿìè. Ó íåãî èìåþòñÿ èíñòèíêòû, ðåôëåêñû, îðãàíû ÷óâñòâ, íî îí íå ðàñïîëàãàåò íè çíàíèÿìè, íè îïûòîì. Åãî ïîâåäåíèå ñëó÷àéíî è íåïðåäñêàçóåìî.

Ñïðàâî÷íèê ïåäèàòðà: Íî÷íîé ïåðåðûâ 6 ÷., áîäðñòâîâàíèå 10-15 ìèíóò ïîñëå êîðìëåíèÿ.

Ì.ß.Ñòóäåíèêèí: Ðåáåíîê ïîÿâëÿåòñÿ íà ñâåò òîëüêî ñ áåçóñëîâíûìè âðîæäåííûìè ðåôëåêñàìè. Ãëîòàòåëüíûé, ñîñàòåëüíûé, ìèãàòåëüíûé, çàùèòíûé (ðåàêöèÿ íà áîëü, ãîðÿ÷åå, õîëîäíîå), õâàòàòåëüíûé, îïîðû, øàãîâîé, ïîëçàíèå è äð. ðåôëåêñû âûðàæåíû ó çäîðîâîãî íîâîðîæäåííîãî õîðîøî. Âêóñîâûå, îáîíÿòåëüíûå, îñÿçàòåëüíûå ðåöåïòîðû äåéñòâóþò õîðîøî.

×åòûðå ìåñÿöà

Ïðèáàâêà â âåñå

Êîãäà âàøåìó ðåáåíêó èñïîëíèëîñü 4 ìåñÿöà, âåñ åãî äîëæåí áûòü îêîëî 6 êã. Íî åñëè âåñ ðåáåíêà è ìåíüøå, ýòî åùå íå ïðè÷èíà, ÷òîáû îãîð÷àòüñÿ. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå çàâèñèò îò ìíîãèõ óñëîâèé — òàêæå è îò èñõîäíûõ, íàïðèìåð, îò âåñà è äëèíû òåëà ïðè ðîæäåíèè ðåáåíêà; èãðàåò áîëüøóþ ðîëü íàñëåäñòâåííîñòü (èìååòñÿ â âèäó êîíñòèòóöèÿ). Óíàñëåäîâàííûå ôèçè÷åñêèå îñîáåííîñòè îñòàþòñÿ íà âñþ æèçíü.

 ýòîì âîçðàñòå ïðèáàâêà â âåñå çà íåäåëþ íå âñåãäà îäèíàêîâà.  êàêóþ-òî íåäåëþ ïðèáàâêà ìîæåò ñîñòàâëÿòü 190 ã, à â ñëåäóþùóþ — 230 ã. Íå áåñïîêîéòåñü ïî ýòîìó ïîâîäó, ýòî íîðìàëüíî.

Äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü ðåáåíêà

 âîçðàñòå 4 ìåñÿöåâ â íîðìå ðåáåíîê ìîæåò äåëàòü ñëåäóþùåå:

— ëåæà íà æèâîòå, ïîâîðà÷èâàåòñÿ íà áîê;

— êîãäà âû áåðåòå åãî íà ðóêè, õîðîøî äåðæèò ãîëîâêó;

— êîãäà îí ëåæèò íà ñïèíå, èíîãäà ïîäíèìàåò ãîëîâó è äåëàåò ïîïûòêè ñàìîñòîÿòåëüíî ñåñòü;

— âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ àêòèâíî äâèãàåò ðó÷êàìè è íîæêàìè, õâàòàåò âñå îêàçàâøèåñÿ âáëèçè ïðåäìåòû;

— ëåæà íà æèâîòå, óïèðàåòñÿ ðóêàìè â ìàòðàñèê è ñëåãêà ïðèïîäíèìàåò òóëîâèùå;

— î÷åíü èíòåðåñóåòñÿ âñåì, ÷òî ïðîèñõîäèò âîêðóã; îñìàòðèâàåòñÿ, óçíàåò ãîëîñ, îòâå÷àåò óëûáêîé íà óëûáêó;

— îïðåäåëÿåò, ãäå íàõîäèòñÿ èñòî÷íèê çâóêà è ñòàðàåòñÿ ïîâåðíóòüñÿ ê íåìó;

— ïðîáóåò ãîëîñ, ëåïå÷åò, ñìååòñÿ;

— î÷åíü èíòåðåñóåòñÿ èãðóøêàìè, âûðàæàåò ðàäîñòü ïðè ïîÿâëåíèè íîâîé èãðóøêè;

— åñëè â ñîñåäíåé êîìíàòå íà÷èíàåò èãðàòü ìóçûêà, ðåáåíîê çàìèðàåò è ñ ëþáîïûòñòâîì âñëóøèâàåòñÿ.

Ïåðâûé ëåïåò

Âû óæå íå ðàç çàìå÷àëè, ÷òî ðåáåíîê ëåïå÷åò. Òå çâóêè, ÷òî îí ïðîèçíîñèò, ïîêà íå íåñóò íèêàêîé ñìûñëîâîé íàãðóçêè. Ýòî òîëüêî ïðîáà ãîëîñà, ïðîáà ðå÷åâîãî àïïàðàòà. Ó÷èòüñÿ ãîâîðèòü, çàïîìèíàòü âàøè ñëîâà îí áóäåò äîëãî. Ñëîæèòü îïðåäåëåííûì îáðàçîì ãóáû, ïðèæàòü ê äåñíå ÿçûê è ïðîèçíåñòè íåêèé çâóê — ýòî òàê ëþáîïûòíî, ýòî äëÿ ðåáåíêà çàíèìàòåëüíàÿ èãðà.

Ïîó÷àñòâóéòå â ýòîé èãðå, çàäàéòå òîí — ïðîèçíîñèòå ðàçíûå çâóêè, íî ÷òîáû ðåáåíîê âèäåë âàøè ãóáû.

Ïÿòü ìåñÿöåâ

Êàê ïðèó÷èòü ðåáåíêà ê ÷àøêå

Íåêîòîðûå ìàìû ïîñòóïàþò ðàçóìíî, íà÷èíàÿ ñ ïÿòîãî ìåñÿöà ïðèó÷àòü ðåáåíêà ê ÷àøêå. Îäèí-äâà ãëîòî÷êà ñîêà èëè êèïÿ÷åíîé âîäû èç ÷àøêè — âîò âñå, ÷òî äëÿ íà÷àëà òðåáóåòñÿ. Íî ýòî çíà÷èòåëüíî ðàñøèðèò êðóãîçîð ðåáåíêà. Ìàëûø óæå áóäåò çíàòü, ÷òî ïèùó ìîæíî ïðèíèìàòü íå òîëüêî èç ãðóäè èëè áóòûëî÷êè. Ñî âðåìåíåì âàì ëåã÷å áóäåò îòíÿòü ó ðåáåíêà ãðóäü.

Ñíà÷àëà âû äåðæèòå ÷àøêó ñàìè è ïðèæèìàåòå åå êðàé ê ãóáàì ðåáåíêà. Ïîòîì âû äàåòå ÷àøêó â ðóêè ðåáåíêó — íàïðèìåð, ÷àøêó ïëàñòìàññîâóþ (åñëè ðåáåíîê è âûïóñòèò åå, òî íå ðàçîáüåò). Òàê ïîñòåïåííî ìàëûø íàó÷èòñÿ îáðàùàòüñÿ ñ ÷àøêîé ñàìîñòîÿòåëüíî.

Ïðîäåìîíñòðèðóéòå ìàëûøó, êàê ïüåòå èç ÷àøêè ñàìè. Íàãëÿäíûé óðîê î÷åíü ìíîãî çíà÷èò äëÿ íåãî.

Øåñòü ìåñÿöåâ

Ïåðèîä ïîäðàæàíèÿ

Ñ øåñòèìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà íàñòóïàåò íîâûé ýòàï â ðàçâèòèè ðåáåíêà. Ñ ýòîãî âðåìåíè íà÷èíàåòñÿ òàê íàçûâàåìûé ïåðèîä ïîäðàæàíèÿ.Êîíå÷íî, ðåáåíîê åùå ñëèøêîì ìàë, ÷òîáû âåñòè ñåáÿ òàê, êàê âåäåò âçðîñëûé. Âíåøíå ðåáåíîê ìîæåò äàæå íèêîèì îáðàçîì íå ðåàãèðîâàòü (â ñìûñëå ïîäðàæàíèÿ) íà òî íàøå ïîâåäåíèå, ÷òî îí íàáëþäàåò. Íî â ñîçíàíèè åãî, â ïàìÿòè, áóäòî íà ìàòðèöå, çàïå÷àòëåâàþòñÿ ñëîâà è öåëûå âûðàæåíèÿ, ñêàçàííûå íàìè, ñòèëü íàøåãî ïîâåäåíèÿ, ïðîÿâëåíèÿ ÷óâñòâ.

Ïåðâûå çóáû

 âîçðàñòå øåñòè ìåñÿöåâ ó íåêîòîðûõ äåòåé óæå ìîãóò ïðîðåçàòüñÿ ïåðâûå çóáû — 2 ðåçöà íà íèæíåé ÷åëþñòè. Ïîñòîÿííûå çóáû íà÷èíàþò «ïðîáèâàòüñÿ» ïðèìåðíî ñ 6 ëåò.

 ïèòàíèè ðåáåíêà, íåçàâèñèìî îòòîãî, êîðìÿò åãî ìàòåðèíñêèì ìîëîêîì èëè êîðîâüèì èëè ìîëî÷íûìè ñìåñÿìè, äîëæíî ñîäåðæàòüñÿ äîñòàòî÷íî òàêèõ ýëåìåíòîâ, êàê êàëüöèé è ôîñôîð. Èìåííî ïðè èõ ó÷àñòèè ïîëíîöåííî ðàñòåò êîñòíàÿ òêàíü. Òàêæå íåîáõîäèìî äîñòàòî÷íîå ïðèñóòñòâèå âèòàìèíîâ À, Ñ, D. Çàìå÷åíî, ÷òî ðåãóëÿðíûå ñîëíå÷íûå âàííû áëàãîòâîðíî äåéñòâóþò íà îáðàçîâàíèå êîñòíîé òêàíè, â ÷àñòíîñòè è çóáîâ.

Ñîí ðåáåíêà â øåñòü ìåñÿöåâ

 âîçðàñòå 6 ìåñÿöåâ ðåáåíîê óæå íå äîëæåí ïðîñûïàòüñÿ íî÷üþ. Íà÷àâ àêòèâíî äâèãàòüñÿ, îí óòîìëÿåòñÿ ê âå÷åðó; êðîìå òîãî, îí óæå áîëüøå, ÷åì ïðåæäå, ñúåäàåò çà âå÷åðíåå êîðìëåíèå è óñïåâàåò ïðîãîëîäàòüñÿ òîëüêî ê óòðó. Åñëè æå âàø ðåáåíîê ïðîñûïàåòñÿ íî÷üþ, ñëåäóåò ïîèñêàòü ïðè÷èíó — ïî÷åìó îí áåñïîêîèòñÿ. Âïîëíå óìåñòíî áóäåò ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ïî ýòîìó âîïðîñó ó ïåäèàòðà.

Ñåìü ìåñÿöåâ

Ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ñåìèìåñÿ÷íîãî ðåáåíêà

Îí óæå äîëæåí óìåòü ñëåäóþùåå:

— ñàìîñòîÿòåëüíî ñåñòü è ñèäåòü áåç ïîñòîðîííåé ïîääåðæêè íåñêîëüêî ìèíóò;

— ñâîáîäíî ïîâîðà÷èâàòüñÿ ñî ñïèíû íà áîê è îáðàòíî;

— êðåïêî õâàòàòü ðóêîé èíòåðåñóþùèå åãî ïðåäìåòû;

— óâåðåííî è ñ èíòåðåñîì ïðîèçíîñèòü ðàçíûå çâóêè;

— ëåãêî óçíàâàòü çíàêîìûå ëèöà;

— ñ óäîâîëüñòâèåì èäòè íà êîíòàêò.

— Ó ðåáåíêà ïðåîáëàäàåò áîäðîå, âåñåëîå íàñòðîåíèå.

Âîñåìü ìåñÿöåâ

Íà âîñüìîì ìåñÿöå, êàê è ðàíüøå, ïðîäîëæàåòå âîñïèòàíèå ðåáåíêà.  ÷àñû áîäðñòâîâàíèÿ èãðàéòå ñ íèì â ñïîêîéíûå ðàçâèâàþùèå èãðû, ðàçãîâàðèâàéòå. Ïîääåðæèâàéòå óëûáêîé è äîáðûì ñëîâîì îïòèìèñòè÷åñêîå íàñòðîåíèå ìàëûøà.  êîíöå âîñüìîãî ìåñÿöà âàø ðåáåíîê äîëæåí âåñèòü îêîëî 9 êã.

Ðåáåíîê íà÷àë ïîëçàòü

Íà âîñüìîì ìåñÿöå æèçíè ìíîãèå äåòè óæå äîñòàòî÷íî àêòèâíî ïîëçàþò. Ñíà÷àëà äåòè ïîëçàþò íà æèâîòå, îòòàëêèâàÿñü íîæêàìè îò êàêîãî-íèáóäü ïðåäìåòà èëè îò ñòåíêè êðîâàòêè, ïîòîì âñòàþò íà ÷åòâåðåíüêèÍå ïîçâîëÿéòå ðåáåíêó ïîëçàòü â êðîâàòêå, â êîòîðîé îí ñïèò.  ïðîòèâíîì ñëó÷àå ó íåãî ìîãóò âîçíèêíóòü ñëîæíîñòè ñ çàñûïàíèåì. Îáùåíèå ñ âîñüìèìåñÿ÷íûì ðåáåíêîì — âñåãäà òåðïåëèâî îáúÿñíÿéòå, ÷åãî âû õîòèòå äîáèòüñÿ îò ðåáåíêà. Îí äîëæåí ñëûøàòü ðå÷ü, îí óæå î÷åíü ìíîãîå ïîíèìàåò. Ãîâîðèòå åìó, ÷òî ïðèøëî âðåìÿ ñïàòü, è óêëàäûâàéòå ñïàòü; ãîâîðèòå, ÷òî ïîðà íà ïðîãóëêó, è èäèòå ãóëÿòü. Ïîêàæèòå ãîðøîê è ñêàæèòå, ÷òî íàäî ïîñòàðàòüñÿ ñõîäèòü íà ãîðøîê. Ðåáåíîê äîëæåí çíàòü, ÷åãî êîíêðåòíî îò íåãî äîáèâàþòñÿ. Ðåáåíîê íà÷àë ïðîèçíîñèòü ñëîãè.

Ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå âîñüìèìåñÿ÷íîãî ðåáåíêà

 âîñüìèìåñÿ÷íîì âîçðàñòå ðåáåíîê óæå óìååò ìíîãîå. Îí àêòèâåí, ïîñòîÿííî ïðåáûâàåò â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè, ìíîãî äâèãàåòñÿ, ïðîèçíîñèò ìíîãî çâóêîâ, â ÷èñëå êîòîðûõ îòäåëüíûå ñëîãè. Äëÿ íåãî óæå íå ïðåäñòàâëÿåò òðóäíîñòè ïåðåâåðíóòüñÿ ñî ñïèíêè íà æèâîò è îáðàòíî, îí âîâñþ ïîëçàåò. Ðåáåíîê â ýòîì âîçðàñòå äîñòàòî÷íî óìåëî ïîëüçóåòñÿ ðóêàìè è áåðåò ðàçíûå ïðåäìåòû.

Äåâÿòûé ìåñÿö

Ïðèó÷åíèå ê ãîðøêó

Äåâÿòèìåñÿ÷íûé ðåáåíîê óæå ìîæåò õîðîøî ñèäåòü — óâåðåííî è äîëãî, áåç ÷üåé-ëèáî ïîìîùè. Îí äîëæåí ïðèó÷àòüñÿ ê ãîðøêó. Íå ïîçâîëÿéòå ðåáåíêó ñèäåòü íà ãîðøêå áîëüøå 7-8 ìèíóò. Ýòî âðåäíî. Íå îòâëåêàéòå ðåáåíêà, êîãäà îí ñèäèò íà ãîðøêå. Îí äîëæåí ñîñðåäîòî÷åííî çàíèìàòüñÿ «ñâîèì äåëîì.  ïðîòèâíîì ñëó÷àå ðåáåíîê áóäåò ñèäåòü äîëãî. Íå äàâàéòå åìó èãðóøåê âî âðåìÿ ñèäåíèÿ íà ãîðøêå.

Ðåáåíîê íà÷èíàåò ñòîÿòü

Âàøåìó ðåáåíêó èñïîëíèëîñü 9 ìåñÿöåâ. Â ýòîì âîçðàñòå ðåáåíîê ñâîáîäíî, ìèíóò ïî ïÿòíàäöàòü, ñòîèò.

Äåñÿòûé ìåñÿö

Âåñ ðåáåíêà ê äåñÿòè ìåñÿöàì

Íà äåñÿòîì ìåñÿöå ìîæåòå âçâåøèâàòü ðåáåíêà íå ÷àùå, ÷åì ðàç â 2 íåäåëè Çà 2 íåäåëè ðåáåíîê íàáèðàåò â âåñå îò 140 äî 200 ã.

Êîëè÷åñòâî çóáîâ ê äåñÿòîìó ìåñÿöó

Íà äåñÿòîì ìåñÿöå ó âàøåãî ðåáåíêà ìîæåò áûòü 4, à òî è âñå 6 çóáîâ (2 ñíèçó è 2 èëè 4 ñâåðõó). Åñëè ó âàøåãî ðåáåíêà åùå íåò â ýòîì âîçðàñòå 4 çóáîâ, ïîäîæäèòå íåäåëüêó-äðóãóþ: âîçìîæíî, çà ýòî âðåìÿ íåäîñòàþùèå çóáêè ïðîðåæóòñÿ. Îäíà èç ïðè÷èí ïîçäíåãî ïðîðåçûâàíèÿ çóáîâ — çàáîëåâàíèå ïîä íàçâàíèåì ðàõèò. Âñëåäñòâèå íåäîñòàòêà âèòàìèíà D â îðãàíèçìå êàëüöèé è ôîñôîð ïëîõî îòêëàäûâàþòñÿ â êîñòÿõ; íàðóøàåòñÿ ðîñò êîñòíîé òêàíè

Ðå÷ü è äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü äåñÿòèìåñÿ÷íîãî ðåáåíêà

Âàø ðåáåíîê óæå íå òîëüêî ñàìîñòîÿòåëüíî ñèäèò, àêòèâíî ïîëçàåò è äàæå ñ ïîääåðæêîé ñòîèò, îí óæå ïðåîäîëåâàåò ïðåïÿòñòâèÿ, äåëàåò óïîðíûå ïîïûòêè âçîáðàòüñÿ íà ñêàìåå÷êó, òàáóðåòêó, ñòóë.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ äåñÿòèìåñÿ÷íûé ðåáåíîê ïðîèçíîñèò äîâîëüíî ìíîãî ðàçíûõ çâóêîâ. Âû ìîæåòå äàæå óñëûøàòü â åãî ÿçûêîâûõ óïðàæíåíèÿõ îòäåëüíûå ïðîñòûå ñëîâà, íàïðèìåð: ìà-ìà. Íî ýòîìó åùå äàëåêî äî îñìûñëåííîãî «ìàìà». Ðàçâèòèå ðå÷è òîëüêî íà÷èíàåòñÿ. Âñÿ÷åñêè ïîääåðæèâàéòå ñòðåìëåíèå ðåáåíêà ãîâîðèòü. Ïîáîëüøå ðàçãîâàðèâàéòå ñ íèì. Íàçûâàéòå ïðîñòûå, çíàêîìûå ðåáåíêó ïðåäìåòû. Íå ñìåéòåñü íàä òåìè çâóêàìè, ÷òî ïðîèçíîñèò ðåáåíîê.

Îäèíàäöàòûé ìåñÿö

Êîëè÷åñòâî çóáîâ ê îäèííàäöàòîìó ìåñÿöó

Íà îäèííàäöàòîì ìåñÿöå ó âàøåãî ìàëûøà óæå äîëæíî áûòü 6 çóáîâ: 2 ñíèçó è 4 ñâåðõó. ×èñòèòü çóáû åùå ðàíî, íî íåïëîõî áûëî áû, åñëè á âû ïðîäåìîíñòðèðîâàëè íåñêîëüêî ðàç ðåáåíêó ýòîò ïðîöåññ. Ìàëûø, âîçìîæíî, î÷åíü óäèâèòñÿ — ÷åì ýòî âû çàíÿòû? È çàïîìíèò. Òàêèì îáðàçîì, êàê áû ïîäãîòîâèòñÿ âíóòðåííå ê òîìó, ÷òî è åìó ïðèäåòñÿ ÷èñòèòü çóáû. Ïðèáëèçèòåëüíî ïîñëå ãîäà ìîæíî áóäåò ÷èñòèòü çóáû âàøåìó ìàëûøó — êîãäà ó íåãî ïðîðåæóòñÿ âñå ðåçöû — ñâåðõó è ñíèçó — è ïàðà êîðåííûõ çóáîâ.

Âåñ è ðîñò ðåáåíêà ê îäèííàäöàòè ìåñÿöàì

Íà îäèííàäöàòîì ìåñÿöå ðåáåíîê äîëæåí ïðèáàâëÿòü â âåñå, êàê è â äåñÿòèìåñÿ÷íîì âîçðàñòå — 70-130 ã â íåäåëþ. Îáðàòèòå âíèìàíèå: êðèâàÿ âåñà ïëàâíî äâèæåòñÿ ââåðõ.  ýòîì âîçðàñòå åãî ðîñò äîëæåí áûòü ïðèìåðíî 70 ñì.

Äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü ðåáåíêà â îäèííàäöàòü ìåñÿöåâ

— óõâàòèâøèñü çà ïðóòüÿ êðîâàòêè èëè çà ñòåíêó ìàíåæà, âñòàòü íà íîæêè è ñòîÿòü äîâîëüíî äîëãî, äåðæàñü çà ïðîãóëî÷íóþ êîëÿñêó,

— òîëêàòü åå âïåðåä è èäòè çà íåé;

— çíàòü íàçíà÷åíèå ÷àøêè, óìåòü äåðæàòü åå çà ðó÷êó è äàæå ïèòü èç íåå;

— ïðîèçíîñèòü (óæå ñîçíàòåëüíî) ïðîñòûå ñëîâà — ìàìà, ïàïà;

— ñäåëàòü íåñêîëüêî øàãîâ áåç ïîääåðæêè.

Äâåíàäöàòü ìåñÿöåâ

Âåñ è ðîñò ðåáåíêà ê äâåíàäöàòè ìåñÿöàì

 äâåíàäöàòü ìåñÿöåâ äåòè îáû÷íî óòðàèâàþò ñâîé âåñ ïðè ðîæäåíèè, âåñÿò íåñêîëüêèì áîëåå 10 êã.  ýòîì âîçðàñòå ðîñò ðåáåíêà äîëæåí ñîñòàâëÿòü ïðèìåðíî 72 ñì.

Âàø ðåáåíîê ñàìîñòîÿòåëüíî õîäèò

 ãîäîâàëîì âîçðàñòå áîëüøèíñòâî äåòåé íà÷èíàþò õîäèòü, à èíûå äàæå î÷åíü ïðåóñïåâàþò â ýòîì çàíÿòèè è ñïîñîáíû áåãàòü. Ñíà÷àëà ðåáåíîê äåðæèòñÿ çà âàøó ðóêó è äåëàåò íåñêîëüêî øàãîâ, à ïîòîì âû óáèðàåòå ðóêó, è ìàëûø ïðîäîëæàåò èäòè — èíîãäà ñî ñòðàõîì è îäíîâðåìåííî ñ ðàäîñòüþ â ãëàçàõ. Îí î÷åíü õî÷åò áûòü ïîõîæ íà âàñ.

Ðåáåíîê ïðîñèòñÿ íà ãîðøîê

Êîãäà âàøåìó ðåáåíêó èñïîëíèòñÿ ãîä, îí äîëæåí óæå ñàì ïðîñèòüñÿ íà ãîðøîê. Åñëè åùå íå ïðîñèòñÿ, âèíèòå â ýòîì òîëüêî ñåáÿ è äåëàéòå âûâîäû. Áóäüòå áîëåå íàñòîé÷èâûìè â âûðàáîòêå ýòîãî íàâûêà.

Êîëè÷åñòâî çóáîâ ê ãîäó

 âîçðàñòå 12 ìåñÿöåâ ðåáåíîê óæå ìîæåò èìåòü 12 çóáîâ. Ýòî 8 ðåçöîâ (ïî 4 ñâåðõó è ñíèçó) è 4 êîðåííûõ çóáà. Åñëè ó âàøåãî ðåáåíêà â ýòîì âîçðàñòå åùå íåò 12 çóáîâ — íå ñòðàøíî. Îíè ìîãóò ïðîðåçàòüñÿ â òå÷åíèå áëèæàéøèõ 3 ìåñÿöåâ. È ýòî òîæå áóäåò íîðìà. Âàøà çàäà÷à ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ðåáåíîê â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå ïîëó÷àë ñîëè êàëüöèÿ, ôîñôîðà è âèòàìèí D.

Ïñèõîôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ê äâåíàäöàòè ìåñÿöàì

— âñòàåò íà íîãè;

— õîäèò áåç ïîìîùè âçðîñëûõ;

— ñ ïîìîùüþ âçðîñëûõ (êîãäà åãî äåðæàò çà ðóêó) — áåãàåò;

— ïîäðàæàÿ âçðîñëîìó, ïîâòîðÿåò íåêîòîðûå ïðîñòûå äåéñòâèÿ è çàáàâëÿòüñÿ ýòèì;

— áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè ïèòü èç ÷àøêè;

— ïðîèçíîñèòü îòäåëüíûå ïðîñòûå ñëîâà;

— ïîíèìàòü, ÷òî òðåáóþò îò íåãî âçðîñëûå;

— íàçûâàòü ÷ëåíîâ ñåìüè ïî èìåíè, ïîðîé, ïðàâäà, ñèëüíî êîâåðêàÿ ýòè èìåíà;

— ïðîñèòüñÿ íà ãîðøîê

Ëèòåðàòóðà

1.Ãàëàíîâ À.Ñ. Ïñèõè÷åñêîå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà îò îäíîãî ãîäà äî òðåõ ëåò. – Ì.: ÀÐÊÒÈ, 1999 ã
2.Êîçàê Î.Í. Èãðû è çàíÿòèÿ ñ äåòüìè îò ðîæäåíèÿ äî òðåõ ëåò. – ÑÏá.: Ñîþç, 1998. ã
3. Ñïðàâî÷íèê ïåäèàòðà / Ïîä ðåä. Ì.ß.Ñòóäåíèêèíà. Ì.: Èçäàòåëü Ïðåññ, Ïîëèôîðì-3, 1997ã.

Источник