Что такое прогноз развития ребенка

Психологический прогноз – один из видов оказания психологической помощи клиенту при сообщении психодиагностической информации и результатов психологического обследования. Для того чтобы осуществить прогноз, психолог должен для себя очень четко решить вопрос о содержании педагогического оптимизма, то есть вопрос о возможности целенаправленного изменения свойств и качеств личности ребенка и взрослого человека. Теоретическая позиция психолога-практика, клинический опыт общения с людьми, постоянная рефлексия на содержание своей профессиональной деятельности, дает материал для прогностической диагностики. Сошлемся в этом плане на некоторые результаты клинического исследования детей при семейном алкоголизме [Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. – М., 1989].

Исследователи отмечают, что у этих детей ограниченный опыт эмоционального общения, в силу чего они импульсивны, поверхностны и не стабильны в эмоциональных контактах с людьми. Эта особенность эмоций детей родителей-алкоголиков позволяет делать обоснованный прогноз о том, что использование в их воспитании методов порицания, наказания, игнорирования их и других приемов, которые фиксируют внимание ребенка на его отрицательных качествах, является неэффективным. Это происходит потому, что эмоциональная поверхностность детей сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому вытеснению из сознания.

В то же время положительные эмоции оказываются более стойкими и эффективнее регулируют их поведение. Возможность пережить положительную эмоцию толкает этих детей на выполнение трудоемких и даже недостаточно привлекательных видов деятельности. Это объясняет и многие отклонения в их поведении, возникающие в начале обучения в школе.

Эффективность прогностической диагностики значительно возрастает, если психолог владеет факторами риска, характеризующими психическое развитие ребенка в каждом возрасте. В этом смысле факторами риска в дошкольном возрасте можно считать следующие особенности поведения ребенка, которые могут быть использованы в прогностической психодиагностике [Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988]:

– выраженная психомоторная расторможенность; трудности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;

– склонность ребенка к косметической лжи – приукрашиванию ситуации, в которой он находится, а также склонность к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;

– инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;

– импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;

– реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез; энкопрез.

В младшем школьном возрасте факторами риска, которые должны учитываться при составлении психологического прогноза, являются следующие особенности поведения:

– сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника;

– неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая сочетается с эйфорическим фоном настроения;

– повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

– акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

– наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, вспыльчивости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями;

– отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа;

– реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних занятий «назло» взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения – грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;

– выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет слабых интеллектуальных предпосылок и отсутствия интереса к учебе;

– нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;

– дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.

Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие ребенка, которые надо учитывать в прогностической диагностике, являются следующие:

– отсутствие редукции черт психической незрелости, то есть сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;

– некорригируемость поведения, которая обусловлена сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью, импрессивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности эндокринной перестройки;

– ранние проявления влечений при интенсификации либо при раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек – истероиднооформленная окраска поведения, связанная с сексуальностью; у мальчиков – склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

– сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе. Педагогическая запущенность определяется как органической слабостью интеллектуальных предпосылок, так и низкой работоспособностью, обусловленной предпубертатной астенией;

– переориентация интересов на внешкольное окружение; поведение с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни;

– неблагоприятные микросредовые условия (семейные, асоциальное поведение) как основа реакции имитации либо протеста;

– неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы.

Сочетание этих факторов в прогностической диагностике дает психологу основания для использования их в качестве краткосрочного или более длительного прогноза при сообщении клиенту психологической информации о ребенке.

При формулировании психологического прогноза изменений личности взрослого клиента практическому психологу есть смысл и необходимость ориентироваться на одну или несколько доступных ему типологий личности, позволяющих строить прогноз в отношении основных образующих психической реальности клиента. При этом клиенту обязательно сообщается вероятностный характер прогноза, а если это возможно, то и степень вероятности прогнозирующего качества. Например, раздражительность, вспыльчивость, тревожность женщины может быть обусловлена физиологическими изменениями в период менопаузы. В отношении этих качеств прогноз будет совсем иным, нежели в отношении таких же качеств мужчины, которые могут быть обусловлены его общим невротическим состоянием.

В свое время Выготский не мог опереться на сколько-нибудь разработанную концепцию структуры личности, но несмотря на это, подчеркивал, что именно такая структура должна быть основой научно построенного психологического диагноза. В отношении научного прогноза развития Выготский также мог высказать идеи лишь самого общего плана, однако и сейчас они представляют существенный интерес. Как необходимые качества психологического прогноза Выготский выделял его развернутый, дифференцированный характер, имеющий такую же полноту содержания, как и в диагнозе, и разбивку на отдельные периоды, последовательные возрастные этапы. Он считал принципиально возможным предсказать на основе всестороннего динамического исследования ребенка путь и характер детского развития, но только в том случае, если все условия развития ребенка сохраняются.

Впоследствии принципиальные уточнения по поводу прогностического значения диагностических методик были высказаны Л.А. Венгером, который обоснованно подчеркивал, что «если обучение играет в умственном развитии ведущую роль, то естественно, что существенное изменение условий обучения может решающим образом повлиять на дальнейшее развитие, изменить его показатели». Следовательно, любые далекие прогнозы развития неправомерны, а близкие оправданны только в том случае, когда основываются на действительно содержательных и надежных методиках.

Кроме того, применительно к консультативной практике необходимо говорить об условно-вариантном прогнозе развития ребенка (не путать с так называемым вероятностным прогнозом, упоминаемым рядом авторов. Понятие вероятностного прогноза представляется в данном контексте неуместным, поскольку в силу открытого характера процесса психического развития ребенка здесь в принципе отсутствуют основания для определения вероятности того или иного его хода в будущем. Психолог не может предвидеть, как реально сложатся обстоятельства дальнейшей жизни ребенка, способные повлиять на его развитие. Однако он может и должен представить наиболее существенные особенности картины развития при определенных условиях, например, при сохранении основных характеристик сложившейся микросоциальной ситуации развития ребенка.

Условно-вариантный прогнозэто конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенкаиз множества потенциально возможных. Эти варианты определяются в зависимости от реализации ситуаций трех типов:

1) если неблагоприятные условия, ставшие причиной возникших у ребенка психологических трудностей, сохраняются;

2) если они будут сняты, устранены либо существенно ослаблены;

3) если они, напротив, усугубятся.

Другими словами, в прогнозе дальнейшего развития ребенка речь идет не о предсказании однозначного исхода этого развития (что следует прямо признать принципиально невозможным), а о диапазоне его возможных вариантов. Опираясь на условно-вариантный прогноз, психолог получает возможность четко сориентировать родителей ребенка по ряду вопросов: 1) какова будет наиболее вероятная картина его развития в случае непринятия мер психологической помощи; 2) что и как можно сделать в целях снятия либо смягчения проблемы; 3) какого рода условия способны усугубить имеющиеся трудности, а значит, чего следует избегать. Очевидно, что третий компонент прогноза, т.е. информация об уязвимых сторонах развития ребенка и соответствующих им факторах риска, по сути несет в себе профилактическую функцию. В целом же условно-вариантный прогноз обладает не только информационным, но и значительным мотивирующим потенциалом в работе психолога с родителями ребенка.

Конечно, содержащаяся в условно-вариантном прогнозе экстраполяция дальнейшего хода развития ребенка касается главным образом его относительно близких возрастных этапов и, разумеется, должна строиться с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития конкретного ребенка. Однако следует признать, что на современном этапе психология еще далеко не всегда располагает достаточно четким и конкретным знанием вариантов детского развития. Тем не менее для многих актуальных в практике консультирования проблем построение содержательного условно-вариантного прогноза вполне осуществимо.

Психологический прогноз («Что будет дальше?») в каждом конкретном случае будет основан на том теоретическом материале, на той концепции психической реальности, которой пользуется психолог. Относительно длительный прогноз определяет представление психолога об устойчивых характеристиках личности, а кратковременный прогноз основан на его представлении об изменчивых характеристиках личности.

К числу устойчивых характеристик личности взрослого человека специалисты, например, относят уровень овладения нравственными категориями, которые организуют, структурируют всю психическую реальность в силу своей универсальности, всеобщности. В то время как многие характеристики внутреннего мира человека переменны, разнообразны, ситуативно обусловлены и не влияют существенно на длительный прогноз, к числу их можно отнести такие, как уровень конкретных знаний и умений, навыки самоорганизации, эмоциональный тонус и т.п.

Один из возможных вариантов психологического прогноза при оказании помощи через сообщение психодиагностических данных связан с привлечением клиента к этому прогнозированию через информирование его об известных психологу закономерностях психической реальности.

Важна в этом смысле работа психолога по ориентации клиента на благоприятные прогностические факторы, которые важны как в сообщении психодиагностической информации о ребенке, так и о взрослом.

Так, в младшем школьном возрасте к благоприятным прогностическим факторам можно отнести следующие:

– способность ребенка к выработке дисциплинарных форм поведения в детском коллективе, умение тормозить свои желания;

– наряду со свойственной возрасту эмоциональной незрелостью появле­ние познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой;

– стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках и других регламентированных формах деятельности.

В подростковом возрасте прогностически благоприятными могут служить следующие факторы:

– гармоничность психофизического созревания;

– положительное отношение к труду или отдельным учебным предметам;

– целенаправленность во внеучебной деятельности;

– ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и вне ее; корригируемость отдельных возрастных поведенческих реакций;

– устойчивость к неблагоприятным средствам влияния; появление реакции отрицательной имитации;

– невротический, с внутренними конфликтными переживаниями, а не психопатоподобный тип реагирования на психотравмирующую ситуацию.

Для взрослого человека, по мнению специалистов, такими благоприятными прогностическими факторами можно считать следующие:

– умение вставать на точку зрения другого человека;

– способность принимать альтернативные точки зрения, отличные от собственной;

– способность безоценочного отношения к действиям другого человека;

– готовность к изменению типа реагирования;

– личностная рефлексия;

– положительное отношение к себе;

– сознательное принятие нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми.

Таким образом, психологический прогноз через сообщение психологом информации клиенту ведет к актуализации благоприятных факторов во внутреннем мире человека. Использование их как возможностей становится одной из задач, которую может поставить перед собой уже сам клиент в процессе общения с консультантом. По своей инициативе психолог эту задачу клиенту не предлагает.

Кроме задач классификации событий и их прогноза, практический психолог решает еще аналитические задачи на исследование факторов, вызывающих то или иное явление («Чем это вызвано?»). Остановимся на специфике этих задач.

В большинстве случаев психолог, решая вопрос о факторах, определяющих то или иное психическое явление, использует данные других отраслей психологии, общей психологии, дифференциальной психологии или нейропсихологии. Кроме того, он анализирует конкретную жизненную ситуацию клиента и выделяет содержание факторов, применительно к своим исходным теоретическим посылкам.

Из общей психологии психолог-консультант использует знание о происхождении и строении психических функций, качеств личности, из дифференциальной психологии – представление об индивидуальных вариантах развития человека, а нейропсихология дает данные о системном строении психических функций и их локализации. Психолог получает ответы о факторах, определяющих психические явления, лежащие в нескольких сферах, определяющих жизнь человека:

– в области отношений с другими людьми;

– в области отношения человека к самому себе;

– в области физиологии высшей нервной деятельности человека.

Результаты аналитической диагностики сообщаются клиенту в соответствии с задачей обследования и обязательно учитывают возможности клиента в использовании этих результатов самостоятельно или с помощью других специалистов. Прежде чем принимать решение о содержании психологического диагноза и прогноза для клиента, психолог-консультант может уточнить ее с помощью других специалистов – невропатолога, нейропсихолога, психоневролога или психиатра. В случае совместной работы значительно повышается достоверность выделенных факторов.

Источник

Совершенно естественно, что результатом целостного представления о ребенке и особенностях его развития должно стать некое «результирующее» определение, которое даст возможность применить к данному конкретному ребенку одну из имеющихся развивающих или коррекционных технологий, а также с большой долей вероятности определит прогноз его дальнейшего развития. Такое «определение» имеет вполне четкое название: «психологи­ческий диагноз», т.е. «конечный результат деятельности психолога, направ­ленной на выяснение сущности индивидуально-психологических особенно­стей личности…» [З].

Психологический диагноз логически «вытекает» из анализа результатов психологической диагностики. Однако до сих пор нет однозначного понимания содержательной стороны диагноза в целом. Наблюдается самый широкий спектр мнений различных специалистов: от отрицания самого понятия «психологический диагноз» и замены собственно диагноза понятием «диагноз развития» до понимания психологического диагноза как всей совокупности данных, получаемых психологом, в их соотнесении со статистической нормой или таким критерием, как социально-психологический норматив (СПН) [24]. Большинство психологов, в качестве результативной оценки рассматривают возрастно-психологическое заключение (т.е. феноменологическое описание результатов обследования ребенка) как аналог функционального диагноза в психиатрии [4, 15].

Понимаемый таким образом диагноз ограничивается констатацией оп­ределенных индивидуально-психологических особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы, но при этом, как правило, невозможно сделать вывод ни об их причинах, ни об общей структуре развития ребенка. Такой уровень диагноза еще Л.С. Выготским был назван «симптомологическим диагнозом», и ему еще тогда, в 30-е годы, было «отказано» в научной и практической эффективности.

Точно так же часто наблюдается и фактическая подмена психопатичес­ких понятий, «сдвиг» описания особенностей состояния ребенка в сторону медицинской терминологии и, соответственно, медицинского (как правило, нозологического) диагноза. Несмотря на то, что, как уже указывалось, спе­циалистам педагогического профиля (в том числе и психологу образования) фактически запрещено пользоваться нозологической квалификацией состо­яния детей, сплошь и рядом мы наблюдаем смешение психолого-педагоги­ческих и чисто медицинских понятий. Психологический диагноз фактически сливается с медицинским, «подменяется» им. Сколько раз в психологичес­кой литературе мы сталкивались с констатацией «задержки психического развития», «слабой умственной отсталостью», «психопатией», «невротичес­кими состояниями» и т.п.! Тем самым не только нарушаются деонтологические принципы, но и специалист-психолог выходит за пределы собствен­ного содержательного поля, одновременно фактически «закрывая» себе воз­можность дать психологически обусловленный прогноз развития ребенка, создать реально психологические развивающие и коррекционные програм­мы.

При этом часто психологу отводится лишь феноменологическое описа­ние состояния высших психических функций и таких чисто психологичес­ких составляющих, как особенности межличностных отношений, самооцен­ка, уровень притязаний, не оставляя, таким образом, за ним право типологизации состояния ребенка (то есть постановки непосредственно психолого-педагогического диагноза в его психологическом звучании). Тем самым отрицается его участие в определении вероятностного прогноза раз­вития (в первую очередь — прогноза обучения) и тем более — определении образовательного маршрута, дальнейшего коррекционно-развивающего обу­чения. До сих пор это, в основном, является прерогативой специалистов пе­дагогического профиля, что «опредмечено» даже в рекомендуемой рабочей документации ПМПК [25]. В то же время, обозначая место психолога как специалиста, который определяет и координирует процесс психолого-педа­гогического сопровождения ребенка, участвует «на равных» в решении вопроса о характере обучения (в широком смысле — об определении образова­тельного маршрута ребенка), мы не можем не считать выработку психоло­гического диагноза«узловой» точкой деятельности психолога, определяю­щей в большой степени характер и специфику назначаемого развивающе-коррекционного обучения, образовательного маршрута в целом.

Подобная смена взгляда на роль и деятельность психолога становится возможной лишь при переходе к «типологическому» диагнозу, заключаю­щемуся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической картине развития ребенка, к «…типологии, основанной на изучении реальных форм и механизмов детского развития, обнаруживающих себя в тех или иных симптомокомплексах» (Л.С. Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. — М.: Педагогика, 1984. — С. 268).

Таким образом, мы вслед за А.Ф. Ануфриевым [2] рассматриваем поня­тие психологического диагноза какотнесение состояния ребенка к устой­чивой совокупности «…психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или состояния обследуемого».

В разделе 2 нашего пособия приведена предлагаемая нами классифика­ция отклоняющегося развития, подробно описан каждый вариант, выделя­емый на основе не только феноменологических особенностей, но и с учетом системного подхода, выделения определенных «макроединиц» (базовых со­ставляющих психического развития), таких критериев, как обучаемость, адекватность, критичность. Все это позволяет говорить о возможности оп­ределения устойчивых совокупностей психологических переменных и, сле­довательно, использования как предлагаемой типологии в целом, так и вербальных обозначений (названий) типов отклоняющегося развития в ка­честве психологических диагнозов.

Несомненно, предлагаемые нами названия типов отклоняющегося раз­вития в качествепсихологических диагнозов не являются «истиной в пос­ледней инстанции». Возможно, что при дальнейшем развитии науки в струк­туре психического развития ребенка будут обнаружены новые устойчивые «макроединицы», которые позволят уточнить, может быть, даже изменить предлагаемые обозначения. Но в настоящий момент для решения диагнос­тических и коррекционных задач предлагаемая классификация представля­ется нам вполне достаточной, а психологические диагнозы — понятными не только психологам, но и другим специалистам, с одной стороны, в силу своей «прозрачности», с другой — в «присутствии» в самих названиях непосред­ственной психологической специфики состояния ребенка.

Подобный подход служит практической основой для определения эффек­тивных программ коррекционно-развивающей работы психолога в структуре психолого-педагогического сопровождения, дает возможность представить прогноз дальнейшего развития ребенка.

В свою очередь,вероятностный прогноз развития опирается на по­нимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей схе­ме отклоняющегося развития. В данном случае мы подразумеваем понима­ние не только места конкретного варианта развития, но и возможности, вероятности девиации развития в сторону той или иной группы отклоняю­щегося развития или девиации непосредственно внутри самой группы. Бе­зусловно, это представляет значительную сложность без знания и анализа социальных условий жизни ребенка, понимаемых в широком смысле этого слова: в семье, в образовательном учреждении, в микросоциальной группе и т.п.

Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития являет­ся понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях. Большое влияние имеют также и особенности функциональной организации мозговых процессов, в частности специфика индивидуального профиля функциональной ассиметрии. Как правило, на­личие того или иного вида атипичности развития является осложняющим фактором прогноза развития. Точно так же большое влияние на характер прогноза имеет и непосредственно состояние центральной нервной системы, наличие (пусть даже и минимальных) нарушений нейродинамики, органического поражения ЦНС.

Только в этом случае становится возможным учет всех факторов, в том числе и последовательное выполнение рекомендаций специалистов, опреде­ляющих «реальность» вероятностного прогноза.

Рекомендации составляют, пожалуй, наиболее важный раздел заклю­чения и представляют собой обоснованную последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов, определение ведущего направления и последовательности собственно психологической коррекци-онной работы (использование тех или иных развивающих или коррекцион-ных программ) с учетом не только типа отклоняющегося развития, но и спе­цифики формирования базовых составляющих и хотя бы примерное опре­деление длительности и формы развивающе-коррекционной работы. Помимо этого рекомендации должны включать предложения по организации обуче­ния ребенка (определяется или обосновывается необходимость изменения режима, типа или формы обучения). Здесь же определяются сроки повтор­ного (динамического) обследования.

В тех случаях, когда ребенку не может быть оказана необходимая пси­хологическая помощь, должны быть даны рекомендации по обращению в учреждение соответствующего профиля.

Примечание. Консультация и рекомендации родителям даются, как прави­ло, в развернутой устной форме. В случае несогласия родителей с предлагаемыми мероприятиями отказ родителей должен быть зафиксирован.

Раздел 4.

Источник